В индуистском, так же как и в буддистском, мировоззрении представление о цикличности В. связано с учением о перевоплощении (см. также сансара , карма ); о многократном переселении человеческих душ «через определенные периоды времени» в различные тела говорится также в греч. орфических текстах (DFV. 1. B. 224). Кит. традиц. мировоззрение основывается на принципе бесконечного обращения и взаимоперехода 2 начал мироздания ян и инь . В древнеегип. космогонии В. обращалось в суточном, годовом и «сотическом» циклах, но было линейно в истории личности и мироздания. В зороастризме развито представление о 3 эпохах в истории вселенной, имеющих эсхатологическую направленность. Согласно текстам сасанидского времени (поздняя «Авеста», «Бундахишн»), каждая из эпох длится 3 тыс. лет; последний цикл завершится победой добра над злом, воскресением мертвых и загробным судом: праведники получат вечное блаженство, грешники - вечные муки в преисподней. Т. о., В. имеет линейное протяжение от творения к окончательному суду. В учении зерванизма, к-рое возникло, вероятно, под влиянием греч. и вавилонской культур как позднее ответвление зороастризма, бог В. и судьбы Зерван , родоначальник космоса и богов, почитался как верховный бог, предопределяющий все события мировой истории. Понятие В. в Свящ. Писании I. В ВЗ нет термина, обозначающего общее, абстрактное понятие В. Древнеевр. слово  (  ) обозначает конкретный момент В., напр. вечер (Быт 8. 11; Дан 9. 21), или сроки: «Время рождаться и время умирать... время войне и время миру» (Еккл 3. 1-8), «время благоприятное» (Ис 49. 8), «в свое время» (Пс 103. 27; 144. 15 и др.), «от времени до времени» (1 Пар 9. 25; Иез 4. 10) и т. д. Слово   (  ) также обозначает определенный временной срок (Быт 17. 21; Числ 28. 2), особенно срок священнодействий (Исх 13. 10; Лев 23. 4). Слово   (  ) употребляется для обозначения дня, напр. дня творения: «...в то время (евр.  , греч. μρ - в тот день), когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник...» (Быт 2. 4-5, сл.), и вообще Дня Господня , исполненного деяниями Бога. Во мн. ч. (   - дни) это слово обозначает период В. (Нав 24. 31), в частности правление царя (Ис 23. 15), длительность человеческой жизни (Ис 38. 5; 65. 20; Иов 32. 6 и др.). Вслед. различий между историческими, пророческими, учительными книгами в ВЗ нет единообразного понимания и опыта В., хотя, как и в др. древних культурах, существует представление о В. как о последовательности событий. В Септуагинте словом χρνος переведены различные евр. речевые обороты, передающие временные понятия.

http://pravenc.ru/text/155438.html

книгах. Откровение о творение мира дано было, без сомнения, не только пророку Божию Моисею, но и первым людям и до писания сохранялось в человеческом роде чрез предание. Некоторые отрывки этого последнего могли сохраниться и у других народов – вот причина некоторых сходных черт, встречаемых в космогониях этих последних. Сходство это, следовательно, служит не возражением против исторического характера Моисеева повествования, а напротив, – подтверждением оного. Наконец, нет оснований принимать сказание Моисея и за пророческое видение. В его рассказе нет обычных у пророков выражений, когда они излагали свои видения: «вот видение»..., или «я открыл глаза, и узрел». И сам рассказ о творении он передает не от лица Господня (без употребления выражений: это или так говорит или сказал Господь), а от своего лица и тоном богопросвещенного историка, а не пророка. Несостоятельность высказанных взглядов на повествование Моисея отрицательным путем ведет к убеждению, что это сказание есть истинная и действительная история творческих божественных действий. Правильность такого понимания подтверждается взглядом самого Моисея на свой рассказ, принятием оного за историю последующими священными писателями, равно и древними истолкователями оного. Моисей смотрел на свой рассказ, как на историю. Он поместил его в самом начале своей исторической книги 121 . Если вся его книга – историческая, то, конечно, также должно смотреть и на повествование о миротворении. Моисей ничем и не подает повода смотреть на оное иначе, и, если бы он передавал не историю, а свои личные предположения и воззрения на мир или ходячие предания, не имевшие права на полную достоверность, то, конечно, упомянул бы об этом или дал бы чем-либо заметить. Главное же на этом повествовании основаны законы о субботнем покое ( Исх.20:8–11; 31:12–17 ) и о юбилейных празднествах, каковые законы не могли бы иметь обязательной силы, если бы не основаны были на исторической истине. Как на подлинную историю миротворения смотрели на повествование Моисея и позднейшие священные писатели ветхого завета, равно и новозаветные. Это можно видеть из многочисленных их свидетельств, подтверждающих достоверность Моисеева сказания о миротворении (см. напр. Пс.32:6, 9 ср. Быт.1:2 ; – 148:4; ср. Быт.1:7 ; – 103:19; ср. Быт.1:15 ; – 2Кор.4:6 ; ср. Быт.1:3 ; – Евр.4:3–4 ; ср. Быт.2:2 и др.). Сам Спаситель на повествовании о сотворении человека ( Быт.1:27 и 2:24) утверждал нерасторжимость брака, как божественного установления и порицал развод ( Мф.19:4–6 ), а ап. Павел отсюда же выводит правила, определяющие поведение и взаимное отношение в супружестве мужа и жены ( 1Кор.11:3–12 ; Еф.5:25–33 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

преподобный Иоанн Дамаскин «Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего горнее и дольнее, и все существующее, соединившего горнее с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви». святитель Симеон Солунский «Все части мира были приведены к спасению частями Креста». святитель Василий Великий «Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» ( Ин.19:17 ), держащий «все словом силы Своей» ( Евр.1:3 ). Несет Крест истинный Исаак – древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, «сотворивший державу мышцею Своею» ( Лк.1:51 ). Многие плакали, но Христос говорит: «не плачьте обо Мне» ( Лк.23:28 ): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, «не плачьте». «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени» ( Быт.49:14-15 ). «Выходит человек на дело свое» ( Пс.103:23 ). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, «уловить лов» отцу своему ( Быт.27:5 ). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уловить лов», чтобы привлечь всех нас к Себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской».

http://azbyka.ru/krest

век века» ( Пс.111:9 ), – что милосердие достойно похвалы: «муж, щедро... дающий, устроит дела свои на суде» ( Пс.111:5 ), – что не должно злословить: «тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял» ( Пс.100:5 ). И много – го­раздо больше сказанного – найдешь ты здесь мыслей, исполненных любомудрия. И он беседует не только о настоящем, но и о буду­щем, не только о видимой, но и о невидимой твари. Желаешь узнать о небе, пребудет ли оно вечным или потерпит изменение? В ответ на это он ясно говорит тебе, что «как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся» ( Пс.101:27 ). Или о наружном виде (небес) пожелаешь узнать, опять услышишь от него: »простираешь небо, как кожаный покров» ( Пс.103:2 ). Если пожелаешь узнать, что нахо­дится далее – за пределами этого неба, дает тебе ответ и на это: «покрываешь водами высоты Свои» ( Пс.103:3 ). Не останавливается (псалмопевец) и на этом, но скажет тебе и о широте, и о глубине, доказывая их равномерность: «наско лько отстои т восток от запада,... (настолько) Он удалил от нас беззакония наши» ( Пс.102:12 ). " Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил... Господь на боящихся Его» ( Пс.102:11 ). Если ты захочешь исследовать основания земли, то и этого от тебя не скроет, но услышишь от него, что (Господь) «на морях основал ее» ( Пс.23:2 ). Или ты желаешь узнать о земле­трясениях – отчего они бывают? Всякое твое недоумение рассеивается его словами: «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись» ( Пс.103:32 ). Если спрашиваешь о том, какое назначение имеет ночь, и это можешь узнать от него: «Ты простираешь тьму, – и настает ночь,... когда х одят все звери лесные» ( Пс.103:20 ). Объяснит тебе он и то, чем полезны горы: «высокие горы для оленей», и для чего скалы: «каменистая скала – прибежище зайцам» ( Пс.103:18 ). Послушай, зачем существуют бесплодные деревья: «там устрояют гнезда птицы» ( Пс.103:17 ), и для чего источники в пустынях: «поят всех полевых зверей,... при них обитают птицы небесные» ( Пс.103:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Тело всякого дни требует пищи: и душа ежеденно должна насыщаема быть пищей духовною. Сею пищей питал душу свою пророк Давид, как сам он о себе говорит: коль возлюбих закон твой Господи, весь день поучение мое есть ( Пс.118:97 ); или: язык мой поучится правде твоей ( Пс.70:24 ), или: о Бозе похвалимся весь день ( Пс.43:9 ); или: воззвах к тебе Господи весь день, воздех к тебе руце мои ( Пс.87:10 ). Пища телесная иногда делается омерзительною: пища духовная – всегда приятна, желательна, сытостна и сладка. Коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим ( Пс.118:103 ), – говорит царствующий Пророк. Или: се возжелах заповеди твоя ( Пс.118:40 ). Пища телесная в желудке сгнивает, и исходит вон из человека: пища духовная – вшедши единожды в душу – может всегда пребывать. Давид говорит ко Богу; в сердце моем скрых словеса твоя ( Пс.118:11 ). Или: живи мя и сохраню словеса твоя ( Пс.118:17 ). Или; вразуми мя и испытаю закон твой, и сохраню и всем сердцем ( Пс.118:4 ). Или: и сохраню закон твой выну в век и в век века ( Пс.118:44 ). Пища телесная в жестокой болезни нимало не пособляет, но ещё производит твёрдость в желудке, и горькою показывается во рту: пища духовная – утешает в болезни и несчастии. Слушай, что говорит Давид: по множеству болезней моих в сердце моем, утешения твоя возвеселиша душу мою ( Пс.93:19 ). Или: аще бы не закон твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем ( Пс. 118:92 ). Или: наследовах свидения твоя во век, яко радование сердца моего суть ( Пс.118:111 ). Или: исчезоша очи мои в слово твое, глаголюще: когда утешиши мя ( Пс.118:82 ). Или: то мя утеши во смирении моем, яко слово твое живи мя ( Пс.118:50 ). Или: возрадуюся аз o словесех твоих, яко обретаяй корысть многу. Пища телесная согревает тело: пища духовная – согревает сердце и душу. Зри, что говорит Клеопа и Лука: не сердце ли наше горя бе в нас, егда глаголаше нама на пути, и егда сказоваше нама писания ( Лк.24:32 ). И Давид говорит: согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим ( Пс.38:4 ). Пища телесная здоровому телу есть лекарство: так пища духовная, по словам Оригена , есть лекарство души против всех её болезней духовных 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

СЛОВО а. ДАВИДЪ ТЪ сподобленъ бысть божественаго дара и начатъ пророчствовати въ лв 1190 псалм, рече: «Словесмь Господнимь небеса твердис, и Духомъ стъ єго вс сила ихъ». Въ м рече: «Богъ богомь, Господь глагола и призва землю въстокъ Солнца и до западъ». Въ н рече: «Не верзи мене лица твоєго и Духа Свтаго твоєго не ими мене, воздай ми радость спасени твоєго и Духомъ Владычнимъ тверди м». Въ оа рече: «Преже Солнца пребываєть им єго». Въ рг-мь рече: «Послеши Духъ свой – съзижютьс». (л.195а) Въ рлє-мь рече: «Исповдахе «â äà " й тес Богу богомъ, ко благъ, ко въ вкы милость єго». Въ рли-мь рече: «Камо иду Духа твоєго и лица твоєго камо бжю?» Въ рмв-мь рече: «Духъ твой благый наставить м на землю правую» СЛОВО 1. ДАВИД , будучи сподоблен божественного дара, начал пророчествовать в 32 псалме: «Словом Господним утверждены Небеса, и Духом уст Его – всё воинство их» ( Пс. 32:6 ). В 49-м он сказал: «Бог Богов, Господь возглаголал и призвал землю, от восхода Солнца до запада» ( Пс. 49:1 ). В 50-м он сказал: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Пс. 50:13–14 ). В 71-м он сказал: «Прежде Солнца пребывает имя Его» ( Пс. 71:17 ). В 103-м он сказал: «Ты пошлёшь Дух твой – созидаются» ( Пс. 103:30 ). В 130-м он сказал: «Исповедуйтесь Богу богов, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» ( Пс. 135:1 ). В 138-м он сказал: «Куда пойду от Духа твоего и от Лица твоего куда убегу?» ( Пс. 138:7 ). В 142-м он сказал: «Дух твой благой направит меня в землю правды» ( Пс. 142:10 ). СЛОВО в, ПОТАЕНЫ ВЕЩИ ОУКРЫВА. Въ в-мь рече: «Азъ поставленъ єсмь царь него надъ Сиономь – горою свтою єго, възвща повелни Господн». Въ мд-мь рече: «зыкъ мой трость книжника скорописца». Въ ми рече: «Земьнии же сынове человчстии, вкуп богатъ и богъ! Оуста же мо възглаголють премудрость, и почениє сердца моєго разумъ». Въ н-мь рече: «Се бо истину възлюбилъ єси, безвстьна тайна премудрости твоє вилъ ми єси». Въ г-мь рече: «Приступить человкъ, сердце глубоко, възнесес Богъ», рекше аще хощеть кто попы(л.195б)тати неиспытимаго и вдахе «â äà " ти невдомаго, єже за милосердиє своєго божества человчскы плоти въсприимъ єстьство и погыбша ны хот спасти, въ Двицю въплотис, и Слово плоть бысть несказаньно, о немь же си пророкъ богоотечьскы Давидъ рече си: «приступить человкъ, сердьце глубоко помышл, и възнесетьс Богъ», ко и самъ Господь Богъ рече своимъ ченикомъ: «вамъ бо єсть дано вдахе «âäà " ти тайну царства небеснаго, а прочии въ притъчахъ да разумють». Въ пи -мь рече: «Клхъс Давиду, рабу моєму, до вка готовати см єго, и см єго пребудеть въ вкы, и престолъ єго ко Солнце предъ мною, ко Луна свершена».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Святитель Тихон Задонский : «Слышишь, что един у другого спрашивает, кто той-то дом или той град создал; и видишь, что ничто собою не делается, но от иного начало и бытие свое имеет. От сего случая обрати рассуждение твое к миру и всему, что в мире имеется, и вопроси, от кого он со всем своим исполнением и украшением имеет начало. И молча, отвещает тебе: Той мя создал. Небеса отвещают тебе: мы поведаем славу Божию ( Пс.18:2 ). Солнце, луна и звезды отвещают тебе: Той нас создал, и дал нам свет к просвещению нашему, Той, Иже одевается светом яко ризою ( Пс.103:2 ). Облака отвещают тебе: Той нас создал, и повелел дождити на вас и нивы ваши. Земля отвещает тебе: Той мене создал, и повелел плоды творити вам. Вода отвещает тебе: Той мене создал, и повелел напаяти вас и скоты ваши. Рыбы отвещают тебе: Той нас создал, и подал вам в пищу. Древеса, травы и вся прозябающая отвещают тебе: Той нас создал, и повелел служити нуждам вашим. Скоты и звери отвещают: Той нас создал, и повелел работати вам. Огнь отвещает тебе: Той мене создал, и повелел согревати вас, светити вам и варити пищу вашу. Люди Его отвещают тебе: Той сотворил нас, а не мы: мы же люди Его, и овцы пажити Его ( Пс.99:3 )» т. 1, с. 38]. Святитель Феофан Затворник : «Просмотрите нынешние теории мироздания: они походят на бред сонного и опьянелого. А уж как кажутся хороши изобретателям! Сколько тратится на это сил и времени, и все понапрасну! Дело совершилось просто: рече, и быша; повеле, и создашася ( Пс.32:9 ). Лучше этого решения никто не придумает» с. 213]. В богослужебных текстах множество песнопений прославляют Бога именно как Творца. Приведем в качестве примера троичны тропари (славники), взятые из одного канона Цветной Триоди – в неделю о Самаряныне 17 трце, врою т чистою славщихъ, че, сне и дше, к творецъ всхъ спасай, и чищенїе дарй намъ грхвъ, к преблгій. (песнь 1) 18 Единицу трїпостасню, трцу єдиносщную, ца, слова и дха стаго, нераздльна єстествомъ бга єдинаго почитаемъ, творца и гда и влк всхъ. (песнь 5)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

32:6). Человек вновь созидается чрез Крещение. Ибо «аще кто во Христе, нова тварь» (2 Кор. 5:17). И что говорит Спаситель ученикам? «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Видишь, что Святый Дух и здесь соприсущ со Отцем и Сыном? Что же скажешь и о воскресении из мертвых? Когда нас не станет, и возвратимся в персть свою, потому что мы — земля и в землю отыдем: «послет Духа Святаго, и созиждет, и обновит лице земли» (ср.: Пс. 103:30). Что святой Павел назвал воскресением, то Давид наименовал обновлением. Но еще послушаем восхищенного до третьего небеси. Что говорит он? Вы «храм живущаго в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6:19). Всякий храм есть храм Божий. Если же мы — храм Духа Святаго, то Дух Святый есть Бог. Храм называется и Соломоновым, по имени соорудившего. А если и в этом смысле мы — храм Святаго Духа, то Святый Дух есть Бог. Ибо Кто все соорудил, тот есть Бог. Если же мы — храм Его, как поклоняемого и обитающего в нас, то будем исповедовать, что Он — Бог. Ибо «Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши» (Мф. 4:10). Если желали бы они избегнуть слова Бог, то пусть узнают, что означается сим именем. Ибо оттого, что все утвердил (τινημι), или все видит (νεαομαι), именуется Бог (Θεος). Поэтому если Богом называется, Кто все утвердил или все видит, а Дух знает все Божие, как дух в нас — все наше (см.: 1 Кор. 2:11), следует, что Дух Святый есть Бог. И еще: ежели меч Духа есть глагол Божий (см.: Еф. 6:17), то Дух Святый есть Бог. Ибо меч есть Того, Чьим и глаголом называется. И если именуется десницей Отца, ибо «десница Господня сотвори силу» (Пс. 117:16) и «десница Твоя, Господи… сокруши враги» (Исх. 15:6); если Дух Святый есть перст Божий, по сказанному: «аще ли Аз о персте Божий изгоню бесы» (ср.: Лк. 11:20), что в другом Евангелии написано так: «аще ли Аз о Дусе Божий изгоню бесы» (ср.: Мф. 12:28), то Дух Святый — того же естества с Отцем и Сыном. На сей раз довольно сказано мною о поклоняемой и Святой Троице, потому что ныне и невозможно в обширнейшем виде исследовать учение о Ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Сын Божий, как из самого Писания можно видеть, есть Божие Слово, и Премудрость, и образ, и рука, и Сила; потому что одно – Божие рождение, все же это суть признаки рождения от Отца. Произносишь ли слово: «Сын» этим выражаешь, что Он – от Отца по естеству. Составляешь ли в себе понятие: «Слово»? опять представляешь бытие от Отца и нераздельность со Отцем. И нарицая Премудростью, тем не менее имеешь опять в мысли не происхождение отвне, но бытие от Отца и во Отце. Именуешь ли Силою и рукою? опять означаешь этими, собственную принадлежность сущности. И говоря: »образ " , возвещаешь Сына; ибо что было бы подобным Богу, кроме рожденного от Бога? Без сомнения, что сотворено чрез Слово, то основано Премудростью, и что основано в премудрости, все то совершено рукою, и получило бытие чрез Сына. И в этом уверяемся не внешними свидетельствами, но из Писаний. Сам Бог говорит чрез Пророка Исаию: «рука Моя основа землю. и десница Моя утверди небо» ( Ис.48:13 ); и еще: «и под сению руки моея покрыю тя, еюже поставих небо и основал землю» ( Ис.51:16 ). Давид же, познав сие и ведая, что рука эта есть Премудрость, воспел: «вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея» ( Пс.103:24 ), как и Соломон, прияв ведение от Бога, сказал: «Бог премудростию основа землю» ( Притч.3:19 ). А Иоанн, зная, что рука и Премудрость есть Слово, благовествовал: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бо искони к Богу. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» ( Ин.11–3 ). И Апостол, усматривая, что рука, Премудрость, Слово есть сам Сын, говорит: «многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» ( Евр.1:1–2 ); и еще: «един Господь Иисус Христос , Имже вся, и мы Тем» ( 1Кор.8:6 ). И опять, зная, что Слово, Премудрость, Сын есть образ Отца, говорит в послании к Колоссаям: «благодаряще Бога и Отца призвавшаго нас в причастие наследия святых во свети, Иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве Своея, о Немже имамы избавление..., оставление грехов: Иже есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари: яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася: и Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся» ( Кол.1:12–17 ). Все создано как Словом, так и в Слове; потому что Оно есть образ. Кто такую мысль имеет о Господе, тот не преткнется о «камень претыкания» ( Рим.9:32 ), но пойдет скорее к озарению пред светом истины; ибо таково действительно – мудрствование истины, хотя бы надрывались от упорства эти (люди), ни Бога не чествующий, ни стыдящиеся, когда обличают их доводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

4 Или " наполовину " . 5 Букв. " наполнен видением, которое наполнено изумлением " . 6 Ср. Пс.103:15. 7 Вар. " но пусть он будет осторожен " . 8 Преп. Исаак полемизирует с мессалианами. 9 Букв. " возбуждается " . 10 Букв. " отличия " , " различные " . 11 В восточно-сирийской традиции вся Псалтирь была разделена на двадцать " аллилуий " , или " хуллале " (hullale), которые, в свою очередь, подразделялись на " мармиты " (marmyata), содержавшие от одного до четырех псалмов. 12 Вар. " мелодические гимны " . 13 Т.е. молитва. 14 Букв. " устыжается " . 15 Букв. " иногда в виде того, что справа, иногда же в виде того, что слева " . 16 Букв. " от многих " . 17 Сир. dummara означает также " изумление " . 18 Букв. " видению знания " . 19 Букв. " не ощутил ощущение " . 20 Вар. " великого отсутствия " , " великой наготы " , т.е. обнажения (отречения) от всего земного. 21 Букв. " на опыте собственной души " . 22 Григорию Нисскому. 23 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). 24 Василий Великий. Письмо 2. 25 Букв. " чистый душой " . 26 Аммон. Письмо 2. 27 Аммон. Там же (о " божественной силе " , ведущей человека к покою). 28 Букв. " мест " . 29 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,42. 30 Там же 4,40. 31 Или " получить " . 32 Или " величия наслаждения им " . 33 Букв. " телесный " , " плотский " . Беседа 36 Его же. На другие темы, знания, и о причине непоследовательности в изложении темы, способствующей уразумению .1 1. Поскольку не всегда одной и той же темы придерживаемся мы,2 дабы не рассеиваться,3 а также по причине того, что4 по необходимости естество ищет разнообразия5 в занятиях,6 дабы упражняться в чем-либо другом, не можем мы все время придерживаться одной темы,7 когда пишем слова свои: иногда всецело возвышаются слова наши к небесным по содержанию своему; иногда же только тему будущего века развивают; или, может быть, они полностью на душевном , или же полностью из наставлений относительно тела. Но писать на различные темы заставляет нас естество, ибо иногда пребывает8 оно на небе, иногда же на земле, в страдании;9 иногда, опять же, возносится оно к Творцу, а иногда остается с тварью в изумлении; иногда также о грядущих думает оно,10 размышляя о сокровенных созерцаниях; иногда же к тому, что относится к домостроительству времен.11 Поэтому пусть читатель12 не смущается, воображая, что эти изложены беспорядочно, но пусть он вникнет в это13 с пониманием14 и великой сознательностью,15 естество изменчивостью своей научило нас посвящать слова наши не только созерцанию, но и тем обстоятельствам, которые связаны с движениями разума.16 Ибо в одно мгновение промыслительным образом происходят17 изменения, и тогда необходимо также изменение слов с целью понимания их: зависит же это от состояния человека18 и от просветленности мыслей19 его, или же от грубости его, или от страстей, или от обстоятельств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010