3:1–8 Рождение свыше Иисус объясняет Никодиму, что религиозные знания и этническая принадлежность не являются достаточным основанием для взаимоотношений с Богом; чтобы войти в Его семью, человек должен родиться от Духа. Иоанн часто противопоставляет водные ритуалы и крещение Духом (3:5; см. коммент. к 4:7–26). 3:1. Известно, что в этот период в Иерусалиме действительно жил богатый и знатный человек по имени Никодим, хотя у нас нет уверенности, что Иоанн говорит именно о нем. Как высокообразованный «начальник Иудейский», Никодим, о котором пишет Иоанн, несомненно, был состоятельным человеком. 3:2. Ночной визит можно объяснить либо Желанием остаться незамеченным, либо тем, что еврейские учителя, работавшие днем, могли пополнять свои знания только по ночам (ср.: Пс. 118:148 ; последнее вряд ли имеет отношение к Никодиму, которому работать было незачем – ст. 1). Но Иоанн включает эту подробность, поскольку она вписывается в тему света и тьмы (11:10; 13:30), обрамляющую этот рассказ (3:19–21). 3:3,4. Говоря о рождении «свыше», Иисус имеет в виду «от Бога» (выражение «свыше» евреи использовали вместо имени Бога). Эти слова можно было истолковать и в значении «родиться вновь», что Никодим воспринимает буквально. (Древние авторы, в том числе ветхозаветные – Иер. 1:11,12 ; Мих. 1:10–15 , – часто использовали игру слов, и в Евангелии от Иоанна можно встретить немало подобных каламбуров; крометого, они иногда представляли второстепенных персонажей в виде недогадливых статистов, подающих реплики главному герою повествования.) Еврейские учителя говорили об обращенных в иудаизм языч-никах как о людях, начинающих жизнь заново, подобно «новорожденным младенцам» (точно так же, как по римскому закону при вступлении в новую семью приемные сыновья должны были отказываться от всех прав, связанных со статусом их прежней семьи), поэтому Никодим, вероятно, подумал, что Иисус говорит об обращении; но ему и в голову не могло прийти, что иудей нуждается в обращении в истинную веру Израиля. 3:5. Обращенных в иудаизм сравнивали с «новорожденными младенцами», когда их «крестили, чтобы удалить языческую скверну. Слова «кто не родится от воды», таким образом, дали Никодиму понять, что «рождение свыше» означает обращение в веру, а не второе физическое рождение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

96 Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 440, цит. по изд.: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения М.: Музыка, 1966. С. 107. 97 Пс. 148, 1–4 . 98 Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 442, цит. по изд.: Там же, с. 108. 99 Святитель Василий Великий. Беседа на Псалом 1.1, цит. по изд.: Там же, с. 104. 100 Святитель Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 443, цит. по изд.: Там же, с. 109. 101 Апок. 21, 5 . 102 Святитель Василий Великий. Против Евномия 5. 103 Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы 17, цит. по изд.: Полное собрание творения Иоанна Дамаскина/Пер. В. Четыркина. СПб., 1913. Т.1. С. 399 . 104 Феодор Студит . Третий антирритик 4.12. 105 Патриарх Никифор. Второй антирритик 13, 357B. 106 Прокопий Кесарийский. О постройках 1.1.27, 29, 48, перевод С. Кондратьева, цит. по изд.: Вестник древней истории. 4, 1939. С. 209–224 107 Там же 1.1.61 108 Нил Анкирский . Слово о молитве 44, 152. 109 Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 61, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 7. Кн. 1. 110 2Кор. 10, 17 . 111 Святитель Василий Великий. Беседы на Псалом 33.3, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 288–289. 112 Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев 1, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 11, с изменениями. 111a] Максим Исповедник. Амбигвы 8; пер. архим. Нектария (Яшунского). 113 См. например: св. Николай Кавасила . О Божественной литургии 34. 114 Гесиод. Дела и дни. 115 Святитель Григорий Богослов. Письмо к Григорию архонту, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 6. 116 Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 16 на Послание к Ефесянам 1, цит.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

9. Яко кедр иже в Ливане умножил еси чада твоя. Германе (Канон. песнь 9. тропарь 3. Лист 22 об.). Насажден бо в дому Господни и процвете праведно яко кедр в пустыни (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, стихира по 50-м псалме). 10. Душевныя страсти из корене изторгл еси блаженнее, тем тя небесное наслаждение по кончине прия ангельски на земле поживша (На хвалитех стихира 3. Лист 24). В пустыню вселился еси, преподобне, душевныя страсти из корене исторгая (Служба прп. Сергию Радонежскому 25 сентября, на «Господи воззвах» стихира 1). 11. Струями слез твоих семя божественное напоил еси ... и в житницы собрал еси мысленныя плоп сторичен (Малая вечерня, стихира на «Господи воззвах»). Светильниче мысленный (Акафист прп. Сергию. икос 11). Восток мысленный (Служба на преставление Иоанна Богослова). Горы мысленныя (Собор 12 апостолов). Волк мысленный. 12. Звезда пресветлая непрелестная показался еси (Малая вечерня, слава. Лист 2). Хотящу преблаженнейшему Алексию, Всероссийскому пастырю, от нынешняго века прелестнаго преставитися, призван был еси, богоносе Сергие (2-й Акафист прп. Сергию. Кондак 7). 13. Источника чудес похвалами воспоим ... радуйся иноческаго жития образ и печать не измененная (На «Господи воззвах» слава, глас 6. Лист 5 об.). Святителей удобрение и отцев славу, источника чудес ... воспоим (служба свт. Николаю, на «Господи воззвах» стихира 4). 14. Придите православных исполнение, придите иноков совокупление ... обымем Германа яко чудес сокровище неизъемлемо (На Литии стихира 1). В Христе исполнение Божества телесне ( Кол.2:9 ) ср. съвъкоупл ни – μονοα – concordia – συνλλαγμα – commercium. Miclosich. Lexicon palaeoslovenico-graecolatinum. P. 914. 15. Ангел земный. яко же другий Антоний, пожил еси отче (На стиховне стихира 2. Лист 11 об.). 16. Пустыня проповедая хвалится (На стиховне слава, глас 6. Лист 11 об). Хвалите (Бога) солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет, хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес ( Пс.148:3–4 ). 17. Настави ны на путь покаяния уклоняюшеся присно к безпутиям зол. прибежище отчаянных человеков Божие жилище (Лист 13 об. 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

– Апокрифы древних христиан. СПб., 1092. С. 52–53. 230 Ильин В. И. Запечатанный гроб. Пасхи нетления. УМСА Press, Paris, 1991. С. 73–75, 82–83. 231 Вторая половина IV н. и начало V в. 232 Монахиня Иулиания ( Соколова М. Н.). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, С. 143. 233 Пс. 23, 7 . 234 1Пет. 3, 19 ; Еф. 4, 8–10 . 235 Апокриф Евангелия Никодима, 18–26, – Апокрифы древних христиан, С. 58 – 63. Этот рассказ передается на иконах XVII пока. Изображение всех подробностей апокрифа привело к тому, что древняя богословская византийская композиция «Воскресение Христово» превратилась в иллюстрацию “Евангелия Никодима». 236 В богослужебных текстах седьмой день творения, в который Бог “почил от всех дел Своих» ( Быт. 2:2 ), сопоставляется с днем Великой Субботы, и который Христос почил от всего, что было совершено Им для спасения человеческого рода. Словом «почил» передано еврейское «шабат”, что означает буквально «прекратил творить». Отсюда происходит слово «суббота». См.: Иерофей (Влахос) , митрополит Навпакта и святого Власия. Воскресение Христово. Киев, 1998, С. 21. 237 Ильин В. Н. Запечатанный гроб. Пасха нетления, С. 85. 238 Чудеса на гробе Господнем: ежегодное чудо схождения огня, молний, облака, росы на гробе Господнем и в других местах в Иерусалиме. Свидетельства очевидцев от древности до наших дней. М., 1996. С. 113–114, 141–142, 140, 148–149, 175, 182, 221, 225–220, 252–253. 239 Тропарь из третьей песни канона во святую и великую неделю Пасхи. 240 В 46 г. до н. э. римский властитель Юлий Цезарь ввел по всему государству календарь, разработанный египетскими астрономами из Александрии. Простота и строгая ритмичность смены простых и високосных годов сделала юлианский календарь идеальным для измерения длительных интервалов времени. 15 IV веке седьмой день недели юлианского календаря переименовали в честь вселенского события восстания Спасителя из мертвых в “день солнца» или “воскресение”. 241 Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, II. С.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

– Батюшка! Душа человеческая перед вами открыта, как лицо в зеркале: не выслушав духовных нужд и скорбей бывшего сейчас богомольца, вы ему все высказали. Отец Серафим молчал. Иеромонах Антоний продолжал: – Теперь я вижу: ум ваш так чист, что от него ничего не сокрыто в сердце ближнего. Преподобный Серафим положил правую руку на уста своему собеседнику и сказал: – Не так ты говоришь, радость моя. Сердце человеческое открыто одному Господу, и один Бог – сердцеведец, а приступит человек, и сердце глубоко ( Пс.63:7 ). Затем преподобный рассказал, как некоторые укоряли святителя Григория Богослова за то, что он приблизил к себе Максима-циника. Но святитель сказал: «Един Бог ведает тайны сердца человеческого; а я видел в нем обратившегося от язычества в христианство , что для меня велико». Отец Антоний не отступал: – Да как же, батюшка, вы не спросили купца ни единого слова, и все сказали, что ему потребно? Преподобный Серафим начал объяснять: – Он шел ко мне, как и другие, как и ты шел, яко к рабу Божию. Я, грешный Серафим, – так и думаю, что я грешный раб Божий, – что мне повелевает Господь, то я и передаю требующему полезного. Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решив умом: в таких случаях всегда делаются ошибки» (9, с. 148–149). Епископ Леонид 10 , викарий Московской епархии, в 1849 году записал замечательный рассказ, слышанный им от некоего отца Феодора. Иеромонах Антоний рассказывал отцу Феодору, что когда он постригся в монахи, было у него пламенное желание того жития, образец которого встречал он в книгах отеческих, им прочитанных: ему хотелось, по примеру древних, начать с того, чтобы волю свою бросить в горн послушания, совершенно отречься от себя и предать волю свою в волю избранного старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Библии сдвинута на единицу. Псалтирь как бы являет собой синтез всего многообразия духовной жизни Ветхого Завета и его истории. В псалмах мы слышим и скорбные голоса гонимых праведников, и хвалебные гимны народа, уповающего на Бога. Псалтирь повествует о великих деяниях Господних и прославляет Его Царство, на престол которого поставлен сын Давидов (прообраз Христа). Псалмы содержат размышления о добре и зле, о грехе и возмездии. Из ветхозаветной Церкви псалмы перешли в богослужение Церкви Нового Завета. Судьбы праведников Израиля становятся теперь прообразом судеб всех верных, которые совершают свой жизненный путь среди скорбей и искушений, но в твердой надежде на Бога. 1. Бог в мироздании и истории (Пс 64, 89, 138, 148) 1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения. 2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме. 3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть. 4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши. 5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего. 6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко, 7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом, 8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов! 9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей. 10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; 11 напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; 12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук, 13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью; 14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют. 1 Молитва Моисея, человека Божия. 2 Господи! Ты нам прибежище в род и род. 3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

После умовения ног архиерей восходит на свое место, облачается вновь и конец Евангелия о значении умовения ног дочитывает сам: «Образ дах нам, да якоже аз сотворих вы творите»…, затем архиерей произносит молитву, в которой просит Господа, чтобы мы, омыв прилепившийся к нам прах согрешений, возмогли угодить Господу во все дни живота нашего. Затем архиерей входит в алтарь, и Литургия оканчивается обычным порядком. (См. рис. 243, л. 62). 148 А часа за 2 до всенощной совершается так называемая малая вечерня , которая короче будничной. Т. обр. в ряду церковных служб разделяются три вечерни: великая (входящая в состав всенощной), повседневная (совершаемая по будням) и малая (под великие праздники), схема которой такая: 1) обычное начало; 2) пс. 103; 3) «Господи воззвах»; 4) стихиры праздника «на Госп. воз». на 4 г.; 5) «Свете тихий»; 6) Прокимен; 7) «Сподоби Господи»; 8) Стихиры на стиховне; 9) «Ныне отпущаеши», «Отче наш»; 10) Тропарь; 11) Ектения сугубая; 12) Отпуст. 149 Кроме того, выделяются следующие праздники: Кавалерские (день учреждения орденов: св. Анны (3 февраля), св. Кн. Владимира (22 сент.), св. Георгия Победоносца (26 ноября), св. Александра Невского (30 авг.), св. Екатерины (24 ноября) и св. Андрея Первозванного (30 ноября) и Дни викториальные – в память побед: 27 июня, победа под Полтавой в 1709 г.; 25 декабря – победа над французами в 1812 г. 150 «Словом» Сын Божий называется для выражения той мысли, которая содержится в изречении Евангелиста Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в Недре Отчем, Он явил». (1 кн. 18). 151 Подобно тому, как Вел. Пост имеет подготовительные недели (§ 105), так праздник Пасхи имеет сопровождающие его недели. За богослужениями их продолжает восхваляться Воскресение Христово, а, равным образом, вспоминаются лица, которые по милости Иисуса Христа удостоились или духовного, или телесного оживотворения своей природы. Эти воскресения носят следующие названия в зависимости от читаемых Евангелий: Недели о Фоме; О Мироносицах; О расслабленном; О Самарянке; О Слепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что это, слова восторга или выражение истины действительной? Как бы кто ни изъяснял их, а для нас в сих словах нет ничего преувеличенного, ибо что говорится в них, то самое давно сказано еще святым Давидом, который также в одном из псалмов своих призывает все стихии на прославление имени Господня, и не только стихии, но и то, что нам кажется в них как бы некиим замешательством и злом. «Хвалите , — восклицает он, — Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голот, дух бурен, творящая слово Его!» (Пс. 148:7—8). Видишь, что у Давида хвалит Господа — самый град и дух бурен, от коего мы не знаем куда укрыться. Но Давид, скажешь, в святом восторге своем олицетворяет тварь неодушевленную, так что хвалят Господа не стихии, а в стихиях он же сам. Хорошо, обратимся к другому свидетелю. У святого Павла, когда он писал Послание к Римлянам, не было в руках лиры Давидовой, а одна простая книжная трость апостола, но послушай, что говорит он о всей, так называемой, неразумной и бесчувственной природе. «Вемы, яко вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует даже до ныне. Чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает. Суете бо твари повинуся не волею, но за повинувшего ю на уповании. Яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» (Рим. 8:19—22). Видишь, как он смотрит на всю тварь, именно на всю, не исключая ничего! В ней, по замечанию апостола, то же самое, что в людях: страдания и надежда на освобождение. Если же вся тварь, как открывает святой Павел, сочувствует нашей бедности и бренности, потому что разделяет их с нами, если притом вся тварь ожидает вместе с нами освобождения от зол, гнетущих нас и ее, то не естественно ли следует за сим, что вся тварь должна почувствовать, когда в сем жалком положении произойдет какая-либо перемена на лучшее? Не естественно ли заключить, что стоны ее затихли, и место ожидания заступила у нее радость, когда она увидела, что явился наконец на земле между человеками Тот, Который свергнет бремя проклятия со всех и всего, доставит и земнородным и земле мир и благословение, и таким образом «восставит Собою всяческая» ? (Еф. 1:10). Поелику же благотворная перемена сия в судьбе нашей произошла в настоящий день, то нисколько неудивительно, что день сей есть день радости не для человек токмо, а для всей твари, и Церковь, приглашая землю к благовестию, а небеса к похвале, выражает сим только то, что есть на самом деле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3219...

Римская утреня имеет на ноктурнах в воскресенье псалмы 1–20 с антифоном пред пс. 1–6: «Работайте Господеви» (в пасхальное время: «Аллилуиа»), после них: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11; ср. у нас Блажен муж в музыкальной традиции), к пс. 7–10: «Бог Судитель праведен/и крепок и долготерпелив и не (Вульгата: ужели) гнев наводяй на всяк день» (Пс. 7, 12), к пс. 11–14: «Ты, Господи/сохраниши и соблюдеши ны» (Пс. 11, 8); к пс. 15: «Благих моих/не требуеши, на Тя уповах, сохрани мя, Господи» (ст. 2, 1б, 1а), к пс. 16: «За словеса/устен Твоих аз сохраних пути моя жестоки» (ст. 4б); к пс. 17: «Возлюблю Тя,/Господи, крепосте моя» (ст. 1); к пс. 18: «Не суть речи/ниже словеса, ихже не слышатся гласи» (ст. 4), к пс. 19: «Услышит/тя Господь в день печали» (ст. 2); к пс. 20: «Господи,/силою Твоею возвеселится царь» (ст. 2); за первыми 14 псалмами и за каждыми тремя далее следуют по 3 чтения, коим предшествует «разрешение» (absolutio) — краткая молитва о помиловании, помощи Божией или прощении грехов — и благословение (benedictio — см. их выше, с. 640); кроме того, ноктурны имеют в начале гимн, приглашающий к бодрствованию, к ночным молитвам и вообще к подвигам добродетели, а в конце Те Deum; первый гимн не одинаков для различных периодов года. На Laudes в воскресенье псалмы 92, 99, 62 и без промежуточной Славы 66 с антифоном пред их группой Аллилуиа 1 и после них Аллилуиа 2, песнь 3 отроков с антифоном: «Три юноши повелением царя в печь были ввержены, не боясь пламени огня, говоря: Благословен Бог»; пс. 148–150 с ант. пред ними: «Аллилуиа» и после них «Аллилуиа 3» без промежуточных Слава, только с заключительным, capitulum из Апок. 7, 12 (славословие) с респонсорием: «Богу благодарение», гимн, различный по периодам года, аналогичного содержания с гимном на ноктурнах [ 884 ], со стихом после него: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», и респонсорий: «Облечеся Господь в силу и препоясася добродетелию» (Пс. 92, 1; ср. наш вечерний прокимен) и песнь Захарии [ 885 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

2 прокимен, гл. 4: Как многочисленны дела Твои, Господи. Все соделал Ты премудро. Стих: Благослови, душа моя, Господа. Господи Боже мой, Ты дивно велик (Пс. 103, 24.1). В субботу На литургии Прокимен, гл. 3, песнь Богородицы: Величает душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 46–48). Аллилуйя: Стань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего. Стих: Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его (Пс. 131; 8. 1). Причастный: Чашу спасения прииму и имя Господне призову (Пс. 115; 4). В воскресенье На литургии Прокимен, гл. 8: Помолитесь и воздайте обеты Господу Богу нашему. Стих: Ведом во Иудее Бог, у Израиля велико имя Его (Пс. 75; 12. 2). Аллилуйя: Приидите, воспоем Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего. Стих: Предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему (Пс. 94, 1–2). Причастный: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних (Пс. 148, 1). Шестая седмица (Ваий) В понедельник На 6 часе  1 прокимен, гл. 6: Да веселится сердце ищущих Господа. Стих: Славьте Господа, призывайте имя Его (Пс. 104, 3.1). 2 прокимен, гл. 6: Благословен Господь Бог Израилев от века и до века. Стих: Славьте Господа, ибо Он благ (Пс. 105, 48.1). На вечерне 1 прокимен, гл. 4: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Стих: Так да скажут избавленные Господом (Пс. 106, 1–2). 2 прокимен гл. 7: Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя. Стих: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 107, 6. 2). Во вторник На 6 часе 1 прокимен, гл. 4: Помоги мне, Господи Боже мой; спаси меня по милости Твоей. Стих: Боже хвалы моей, не предай забвению (Пс. 108, 26.1). 2 прокимен, гл. 4: Ты священник во век по чину Мельхиседека. Стих: Сказал Господь Господу моему: сиди по правую сторону Меня (Пс. 109, 4.1). На вечерне 1 прокимен, гл. 4: Начало мудрости — страх Господень. Стих: Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим (Пс. 110, 10.1).

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010