87), Ефан (Идифум) ( Пс.88 ), а также пророки Иеремия ( Пс.136 ), Аггей и Захария (пс. 137.145. 147, 148). Мнение что не все псалмы принадлежат царю Давиду, как утверждает свт. Иоанн Златоуст ошибочно. По содержанию у древних иудеев псалмы делились на три группы (3, 22) . 1 . Псалмы хваления (примеры – пс. 90, 94, 95, 134, 135) 2 . Псалмы покаяния (примеры – пс. 50, 55, 56) 3 . Псалмы молитвенные (примеры – пс. 16, 60, 63, 85,89, 101). Пение псалмов, по словам М. Скабаллановича «отличалось той простотой, какая свойственна была всей древности» и рассчитано было не на разнообразие в звучании и тембральных красках, а на силу звука, и как вся еврейская музыка «имела характер гремящий и пронзающий» (17, 7). Древняя поговорка «Скорее солнце не взойдет, чем Псалтирь умолкнет в келии монаха» свидетельствует о высоком значении псалмопения не только у иудеев, но и для всех христиан. «Апостолы, их ученики христиане древних веков как и миряне, так и монахи – пустынники жили и дышали Псалтирью» (3, 22–23). И псалмы занимали большое место не только в ветхозаветном богослужении, но и в новозаветном. Библейские песни были воспеты пророками и праведниками по поводу наиболее важных событий в жизни народа Израиля и по словам М. Скабаллановича , являются «излияниями высочайшего религиозного одушевления» (18, 256). В различных исторических памятниках есть немало указаний на то, что библейские песни довольно широко использовались в ветхозаветном богослужении. Как уже было сказано в части I данного пособия, библейские песни в новозаветном богослужении послужили основой девяти песен утреннего канона. Из 12 песен, записанных в Священном Писании 10 из них принадлежат Ветхому Завету, 2 – песнь Богородицы и песнь пророка Захарии, входят в Новый Завет . Приведем следующую таблицу, наглядно показывающую источник той или иной библейской песни и ее использование в утреннем каноне. Библейская песнь Источник (книга Священного Писания) Раздел утреннего канона Первая песнь Моисеева 1-я песнь канона Вторая («обличительная») песнь Моисеева Вт.32:1–43 2-я песнь канона Песнь Деворы и Варака В канон не вошла Песнь Анны матери пророка Самуила 3-я песнь канона Песнь пророка Исаии 5-я песнь канона Песнь Езекии В канон не вошла Первая песнь трех отроков 7-я песнь канона Вторая песнь трех отроков 8-я песнь канона Песнь пророка Ионы 6-я песнь канона Песнь пророка Аввакума 4-я песнь канона Песнь Богородицы Величит душа моя Господа Пение Честнейшую между восьмой и девятой песнями канона Песнь пророка Захарии 9-я песнь канона 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. Бог в мироздании и истории. Эта тема пронизывает псалмы 8, 64, 89, 103, 138, 148 и другие, родственные им. Они возвещают о том, что Господь есть единственный, Кто обладает бытием по Своей природе. Мир создан Им и все получает от Него. По Его воле человек поставлен венцом творения. В событиях истории проявляется Божественная воля. Вселенная и человек возносят благоговейную хвалу Создателю. В качестве примера рассмотрим Пс 64: Ст. 1–5. Радость возносящих славословие Богу в Храме. Он приблизил к Себе тех, чье сердце очищено Его спасающей силой. Ст. 6–9. Бог творит Свою правду по всей земле. Нет места в мире, где бы Он не являл Свою силу. Он укрощает злобу демонических стихий («шум волн») и смиряет «мятеж народов», которые восстают против Его воли. Ст. 10–14. Все, что оживляет землю: роса и благодетельные воды, напояющие ее, — даруются Творцом. В этом явлено Его продолжающееся творение, ибо Он постоянно поддерживает созданное Им. 2. Уроки священной истории. Псалмопевцы часто обращаются к прошлому ветхозаветной Церкви. В нем они находят вразумляющие деяния Бога-Спасителя. Грехам и слабостям народа противостоит неизменная верность Ягве Своему Слову: Пс 43. Ягве создал ветхозаветную Церковь, но Он же взыскивает с нее по закону Своей правды. Пс 67 начинается возгласом, которым сопровождалось шествие Ковчега по пустыне (ср. Числ 10,35). Явление Господа в св. земле было одновременно судом и прощением. Он — Бог милосердия: Отец сирот и судья вдов… освобождает узников от оков; а непокорные остаются в знойной пустыне. (6–7) Пс 77. Псалмопевец вспоминает о малодушии и неверности Израиля в пустыне. Но грехи человеческие не могут изменить замыслов Божиих. Ягве отверг непокорных, отверг и царство Ефрема, сохранив ради Остатка дом Давидов. Пс 80 содержит призыв хранить верность Творцу. Народные беды — прямое следствие маловерия и отступничества: О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! (14) Пс 94. Недостойные не войдут в землю обетованную. В ст. 3 «боги» (элогим) — это ангелы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

На Вечерне тремя антифонами, называемыми «малыми антифонами», были Пс. 114, 115 и 116; припев к первому был: Молитвами Богородицы...; ко второму: Аллилуиа, но в конце пелся знаменитый тропарь Единородный Сыне; припевом третьего антифона было Трисвятое. Молитвы этих трех антифонов сохранились среди молитв Вечерни в Пятидесятнице и в «Variae Lectiones» Гоара 43 . На Утрене вторая часть службы начиналась с чтения Синаксария дня и ектении « κτενς». Затем следовал Пс. 50 с тропарем, относящимся к каждому стиху и Единородный в конце; потом следовала группа из трех классических псалмов 148–149–150 (последний антифон Псалтыри); в конце Слава во вышних Богу с последующим Трисвятым. По воскресеньям процессия входила в алтарь во время Слава во вышних, после нее пели прокимен воскресный ( Пс. 9,33 ) и читали на амвоне Евангелие Воскресения. Пс. 50 и Пс. 148–150 , как и все другие антифоны имели собственную молитву (соответственно 10-ую и 11-ую из 12-ти имеющихся в нынешнем шестопсалмии; 9-ая, предназначенная для Евангелия, не читалась в Св. Софии). Мы думаем, что Слава в вышних следует рассматривать как третий антифон, но у нас нет молитвы, предназначенной для этого 3-го антифона; по крайней мере нельзя рассматривать в качестве таковой дополнительную молитву Ле и Гр- 7 в конце ρθρος– α. Третья часть Вечерни и Утрени была составлена исключительно из молитв и ектений. Схема одна и та же для обеих служб, но текст молитв различен: а) молитва оглашенных с ектенией; б) две молитвы верных; как а), они также отсутствуют в современном Евхологии; в) «третья» молитва (верных), называемая πλυσις – отпуст (и соответствующая четвертой молитве Малых Часов), предшествуемая ектенией просительной «ангела мира» (в Вечерне это последняя из семи молитв, произносимых во время Пс. 103 , и на Утрене, последняя из двенадцати, произносимых во время шестопсалмия); д) молитва главопреклонная (как в конце Малых Часов); это молитва , находящаяся в конце современных Вечерни и Утрени; единственные молитвы, сохранившие свое древнее местоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

741. Лк. 10:20. 742. Деян. 18:15. 743. Деян. 22:28. 744. Быт. 2:19. 745. Пс. 146:4. 746. 0ткр. 2:17. 747. Мр. 9:38. 748. Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 401—403 (Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича, 30.08.1825). Ср.: Об именах божественных. С. 686—687. 749. Флоренский Павел, священник. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. С. 347. 750. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 2. С. 155 (Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы, 25.03.1824). Ср.: Об именах божественных. С. 705—706. 751. Ин. 1:1,4. 752. Макарий Египетский. Беседа 12 (Цит. по: Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, Послание и Слова. Изд. четвертое. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 96). 753. Ис. Нав. 10:12—13. 754. ЗЦар. 17:1. 755. 3 Цар. 17:14. 756. ЗЦар. 17:19—22. 757. 4 Цар. 2:21. 758. Деян. 3:6. 759. Деян. 9:40. 760. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. М, 1877. С. 231—233 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.07.1833). Ср.: Об именах божественных С. 691—694. 761. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. С. 234 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.07.1833). Ср.: Об именах божественных. С. 694—695. 762. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 61 (Беседа при торжестве о рождении Его Императорского Высочества Великого Князя Алексия Александровича, 7.01.1850). 763. Филарет Московский. Об именах божественных. С. 687—689. 764. Там же. С. 701. 765. Пс. 148:7—13. 766. Ин. 17:3. 767. Пс. 71:19. 768. Пс. 33:4. 769. Пс. 92:1. 770. Иезек.43:5—7. 771. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 1. М, 1873. С. 237—238 (Речь по освящении храма во имя праведной Елисаветы, устроенного при сиротском училище 1812 года, находящемся в ведении Санкт–Петербургского женского Патриотического Общества, 27.05.1817). 772. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 317 (Слово пред присягою для избрания судей, 2.01.1834).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Лк. 10:20. 742 Деян. 18:15. 743 Деян. 22:28. 744 Быт. 2:19. 745 Пс. 146:4. 746 0ткр. 2:17. 747 Мр. 9:38. 748 Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 401—403 (Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича, 30.08.1825). Ср.: Об именах божественных. С. 686—687. 749 Флоренский Павел, священник. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. С. 347. 750 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 2. С. 155 (Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы, 25.03.1824). Ср.: Об именах божественных. С. 705—706. 751 Ин. 1:1,4. 752 Макарий Египетский. Беседа 12 (Цит. по: Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, Послание и Слова. Изд. четвертое. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 96). 753 Ис. Нав. 10:12—13. 754 ЗЦар. 17:1. 755 3 Цар. 17:14. 756 ЗЦар. 17:19—22. 757 4 Цар. 2:21. 758 Деян. 3:6. 759 Деян. 9:40. 760 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. М, 1877. С. 231—233 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.07.1833). Ср.: Об именах божественных С. 691—694. 761 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. С. 234 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.07.1833). Ср.: Об именах божественных. С. 694—695. 762 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 61 (Беседа при торжестве о рождении Его Императорского Высочества Великого Князя Алексия Александровича, 7.01.1850). 763 Филарет Московский. Об именах божественных. С. 687—689. 764 Там же. С. 701. 765 Пс. 148:7—13. 766 Ин. 17:3. 767 Пс. 71:19. 768 Пс. 33:4. 769 Пс. 92:1. 770 Иезек.43:5—7. 771 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 1. М, 1873. С. 237—238 (Речь по освящении храма во имя праведной Елисаветы, устроенного при сиротском училище 1812 года, находящемся в ведении Санкт–Петербургского женского Патриотического Общества, 27.05.1817). 772 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 317 (Слово пред присягою для избрания судей, 2.01.1834). 773

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Ис.45:6–7 . «Аз Господь Бог, и несть еще. Аз устроивый свет, и сотворивый тьму, творяй мир, и зиждяй злая (то-есть посылающий бедствия, Ам.3:6 ): Аз Господь Бог, творяй сия вся.» Прем.11:25. 27 . «Любши же сущая вся, ничесогоже гнушаешиея, яже сотворил еси: ниже бо ненавидя что устроил еси. Како же пребыло бы что, аще бы Ты не изволил еси? или, еже пе наречено от Тебе, сохранилося бы? Щадиши же вся, яко Твоя суть, Владыко душелюбче!» Сл. Пс.148:6. 14 . Иов.30:1 . и след. Ис.40:26 . Прем.6:8. 12:13 . Рим.9:6 . Апостол Павел учит, что «Бог, сотворивый мир и вся яже в нем, дал всем живот и дыхание и вся» ( Деян.17:24–25 ). «Той есть прежде всех, и всаческая в Нем состоятся (то-есть все Им стоит).» ( Кол.1:17 ). Сл. Мф.5:45. 6:26 . след.10:25. 30. Ин.1:4. 10. 5:17 . Деян.17:28 . Евр.1:3 . Откр.4:11 . 2) Также ясно раскрывается в Св. Писании Божие сохранение всех сил в мире с их законами. Быт.1:28 . говорится, что первосозданным человекам Господь даровал силы к размножению своего рода: «и благослови их (мужа и жену) Бог, глаголя: раститеся, и множитеся, и нанолните землю» ( Быт.9:1 ); и эта сила деторождеиия до-ныне сохраияется Богом, и действует при помощи Его Божественной силы, как взывают в Богу Псалмопевец: «яко Ты исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матери моея» ( Пс.21:10 ). Пс.103:8. 10 . «Восходят горы, и нисходят поля, в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды.» Пс.146:7–9 . «Пойте Богови нашему... одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком: дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающим Его.» Пс.144:15–16 . «Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения.» Мф.6:26. 30 . «Воззрите на птицы небесныя, яко ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их ... Сено сельное днесь суще, и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает ...»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) Промысл Божий обнимает всю вселенную и нашу землю со всеми ее силами и законами, — весь строй и порядок мировой жизни. Откровение учит, что Бог, как Творец, есть Господь неба и земли (Мф 11, 25), верховный Царь и Владыка вселенной. В руце Божией еси концы земли и высоты гор Того суть (Пс 94, 3–4; сн. 92, 1; 95, 10). Поэтому все во вселенной совершается по определениям воли Божией, как воли ее верховного Царя и Владыки. Тебе, Господи, величество и сила, — исповедует царь Давид, — яко Ты всеми, яже на небеси и на земли, владычествуеши… Ты над всеми начальстеуеши, Господи, начало всякого начала, и в руку Твоею крепость и власть, в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся (1 Пар 29, 11–12). Он творит все, угодное Ему на небеси и на земли, в морях и во всех безднах (Пс 134, 6; ср. 113, 11–12). Отсюда, — происходящие в мире явления и вообще весь целесообразный строй мировой жизни не есть необходимое и неизбежное следствие самодействующих стихийных сил природы, но действие управляющего ими при посредстве установленных законов промысла Божия. Бог, по свидетельству Писания, солнце Свое сияет…, и дождить на праведныя и на неправедныя (Мф 5, 45), сено сельное, суще днесь… одевает (6, 30), указывает путь для молнии громоносной (Иов 28, 26; 38, 25, 35), изводит ветры от сокровищ своих (Пс 134, 7) и пр. Частнее, все явления и перемены в мире вещественном сообразованы с путями промысла ο человеке, — служат целям нравственного мироправления Божия. Поэтому не случайно происходят в мире те или другие стихийные бедствия. Огонь и и град, снег, голоть, дух бурен творят слово Его (Пс 148, 8; сн. Сир 39, 36). Он творит ангелы Своя духи (ветры) и слуги Своя пламень огненный (Пс 103, 4). Господь одожди на Содом и Гоморр жупел (серу) и огнь от Господа с небесе, которыми были истреблены эти города (Быт 19, 4–25). В зависимости от целей нравственного мироправления Божия поставляются в Писании не только частные и местные перемены, но и перемены в состоянии всего мира вещественного, как происшедшие (проклятие земли за грех человека и всемирный потоп — Быт 3 и 7 гл.), так и имеющие произойти (при открытии царства славы — Рим 8, 19–22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

а) Промысл Божий обнимает всю вселенную и нашу землю со всеми ее силами и законами, – весь строй и порядок мировой жизни. Откровение учит, что Бог, как Творец, есть Господь неба и земли ( Мф.11:25 ), верховный Царь и Владыка вселенной. В руце Божией еси концы земли и высоты гор Того суть ( Пс.94:3–4 ; сн. 92, 1; 95, 10). Поэтому все во вселенной совершается по определениям воли Божией, как воли ее верховного Царя и Владыки. Тебе, Господи, величество и сила, – исповедует царь Давид, – яко Ты всеми, яже на небеси и на земли, владычествуеши… Ты над всеми начальстеуеши, Господи, начало всякого начала, и в руку Твоею крепость и власть, в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся ( 1Пар 29, 11–12 ). Он творит все, угодное Ему на небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ; ср. 113, 11–12). Отсюда, – происходящие в мире явления и вообще весь целесообразный строй мировой жизни не есть необходимое и неизбежное следствие самодействующих стихийных сил природы, но действие управляющего ими при посредстве установленных законов промысла Божия. Бог, по свидетельству Писания, солнце Свое сияет…, и дождить на праведныя и на неправедныя ( Мф.5:45 ), сено сельное, суще днесь… одевает (6, 30), указывает путь для молнии громоносной ( Иов.28:26; 38, 25, 35 ), изводит ветры от сокровищ своих ( Пс.134:7 ) и пр. Частнее, все явления и перемены в мире вещественном сообразованы с путями промысла о человеке, – служат целям нравственного мироправления Божия. Поэтому не случайно происходят в мире те или другие стихийные бедствия. Огонь и и град, снег, голоть, дух бурен творят слово Его ( Пс.148:8 ; сн. Сир.39:36 ). Он творит ангелы Своя духи (ветры) и слуги Своя пламень огненный ( Пс.103:4 ). Господь одожди на Содом и Гоморр жупел (серу) и огнь от Господа с небесе, которыми были истреблены эти города ( Быт.19:4–25 ). В зависимости от целей нравственного мироправления Божия поставляются в Писании не только частные и местные перемены, но и перемены в состоянии всего мира вещественного, как происшедшие (проклятие земли за грех человека и всемирный потоп – Быт.3 и 7 гл.), так и имеющие произойти (при открытии царства славы – Рим.8:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1, 2; Ф. 36. Д. 1-165; Ф. 977. Оп. Совет. Д. 8721, 15673. Соч.: История Российская В. Н. Татищева в отношении к рус. церк. истории//ТКДА. 1862. Ч. 1. 2. С. 197-228; Исторические труды Щербатова и Болтина в отношении к рус. церк. истории//Там же. Ч. 3. 5. С. 31-78; Законодательство Петра Великого относительно правосл. духовенства//ПС. 1863. Ч. 2. 7. С. 377-414; Ч. 3. 9. С. 45-77; 10. С. 125-158; 12. С. 372-405; Заметки касательно устройства древней новгородской иерархии//Там же. Ч. 1. С. 172-201, 244-291; Еще статья о новой книге: [Рец. на: Костомаров Н. И. Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. СПб., 1863. 2 т.]//Время. СПб., 1863. 4. Отд. 2. С. 1-45; Церковные вотчины при Петре Великом//ПС. 1864. Ч. 1. 2. С. 127-152, 247-279; Законодательство Петра относительно чистоты веры и благочиния церковного//Там же. Ч. 3. 10. С. 97-131; 11. С. 201-231; 12. С. 290-340; О способах содержания рус. духовенства//Там же. 1865. Ч. 1. 3. С. 145-188; О борьбе христианства с язычеством в России//Там же. Ч. 2. С. 211-302; Приходское духовенство на Руси//ПО. 1866. Т. 21. 9. С. 1-35; 10. С. 131-169; 1867. Т. 22. 1. С. 62-90; 2. С. 181-221; 3. С. 307-322 (переизд.: Каз., 1867. СПб., 2003); Горные черемисы Казанского края//ВЕ. 1867. 12. С. 30-71; Казанская семинария в первое время ее существования: По бумагам Г. З. Елисеева, именно за 1723-1738 гг.//ПС. 1868. Ч. 2. 8. С. 265-311; Иоанн Неронов//Там же. 1869. Ч. 1. С. 236-282, 325-366; Описание Седмиозерной пустыни//Там же. Ч. 3. С. 212-239, 297-319; Руководство к рус. церк. истории. Каз., 1870. Минск, 2005; То же, изм. загл.: Учебное руководство по истории Рус. Церкви. СПб., 1896; То же, изм. загл.: История Рус. Церкви: Учеб. рук-во. М., 1996, 2000 9; Приходское духовенство в России со времени реформы Петра//ПС. 1871. Ч. 3. 9. С. 52-96; 10. С. 173-228; 11. С. 331-356; 12. С. 419-469; 1872. Ч. 1. 1. С. 79-114; 2. С. 140-203; 3. С. 251-331; 4. С. 406-463; Ч. 2. 5. С. 79-128; 6. С. 148-195; 7.

http://pravenc.ru/text/199943.html

6. Ангелы «пребывают на небе и имеют одно действие: воспевать хвалы Богу и служить Его Божественной воле». Об этом свидетельствует Святое Откровение. Святой боговидец Исаия созерцал Серафимов, окружающих престол Божий и восклицающих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его» ( Ис.6:3 ; ср.: Иез.3:12 ; Пс.148:2 ); возлюбленный Христом Иоанн, погруженный в апокалиптические видения, свидетельствует, как небесные Силы «покоя не имут день и нощь, глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый и грядый» ( Откр.4:8 ; ср.: Откр.7:11–12 ). Пророк Даниил видит, что там, где Ветхий денми воссел на престоле небесном, «тысяща тысящ» (Ангелов) «служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» ( Дан.7:9–10 ). Сам Спаситель благовествует, что Ангелы «выну видят лице Отца Небесного» (ср. Мф.18:10 ), непрестанно исполняя волю Божию на небе и на земле – и служа тем самым свершению Божия совета о мире и человеке (см. Евр.1:14 ; Деян.5:19, 7:30, 35, 53 ; Мф.4:11, 25:31, 28:2, 5–7, 13:39–42, 49 ; Лк.22:43, 2:14 ; Гал.3:19 ; Еф.1:21 ; 1Пет.3:22 ; Ин.5:4, 1:51 ; Пс.33:8 ; Откр.7:1–2, 16:5, 14:18 ). «Ангелы сильны, – говорит святой Дамаскин, – готовы к исполнению Божией воли и по свойственной им быстроте тотчас повсюду оказываются, где бы ни повелело Божественное мановение». § 32. О бесах Святое Откровение свидетельствует и подтверждает, что существуют не только добрые, но и злые духи, и причем как существа личные и самостоятельные, добровольно и бесповоротно утвердившиеся и укоренившиеся во зле. Реальное существование бесов Священное Писание удостоверяет своим учением о них, указывая к тому же на их явления в мире сем. Характеру и действию бесов Священное Писание усваивает точные наименования. Главный, верховный дух зла называется в Священном Писании сатаной (евр. «satan» – «противник, обманщик»), диаволом (греч. διβολος – «клеветник», см.: Мф.4:1, 13:39, 25:41 ; Лк.4:2–3, 8:12 ; Ин.8:44, 13:2 ; Деян.10:38 ; Еф.4:27, 6:11 ; 1Тим.3:7 ; Евр.2:14 ; Иак.4:7 ; 1Пет.5:8 ; 1Ин.3:8, 10 ; Откр.2:10, 12:9, 12, 20:2, 10 ; 1Пар.21:1 ; Пс.108:6 ; Иов.1:6, 2:2 ), веельзевулом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010