Вопрос 7. Чим пременися существо бесовское от существа ангелскаго? Ответ. (Небеса сл.15) Существо убо не пременися, но произволение, якоже нрав 532 праведнаго и грешнаго. Вопрос 8. Колико чинов, и колико существ ангелских суть? (О священноначалии небесном сл.4 глав.2.6) Ответ. Существо убо ангелское едино есть, якоже и человеческое. якоже о существе ангелстем святый Григорий Ниский пишет, в седмьнадесятой главизне. Чинове же яко многии в богословии Дионисий рече (О священноначалии небесном сл.1. глав.6. Небеса сл.14.) девять. иже суть сии. ангели, архангели, начала, власти, силы, господства, шестокрилатая серафим, многаочитая херувим, и престоли. Вопрос 9. Колико (Небеса сл.17) небес есть? Ответ. Сомнително есть мнозем вопрошение се, книга бо Бытейская два небеси глаголет. святый же апостол Павел, третие небо виде, пророк же Давид и четвертое глаголет, якоже рече ( Пс.148 ) хвалите его небеса небес. Ведомо же буди зане якоже естество человеческое, и един человек глаголется. и паки мнози человецы (Небеса сл.17.18). тако и небесное естество, и едино небо, и многа небеса в Божественном писании глаголются. Вопрос 10. Когда или чесо ради (Небеса сл.15) отпаде диавол? блядут бо нецыи глаголюще. яко не восхоте поклонитися Адаму, того ради отпаде. Ответ. Буих мужей суть таковии глаголы (Богослов сл.2). диавол бо прежде даже не создану быти Адаму, рекше человеку, отпаде. яве же есть, яко гордости ради своея отпаде, якоже рече Исаия пророк ( Ис.14 . Зах.3 ) помыслив, яко поставлю престол мой на облацех, и буду подобен Вышнему. Вопрос 11. (Небеса сл.14.30) Чесо ради попусти ему Бог ратовати род человеч? Ответ. Яко да любящии Бога явятся, и прилежащии сластем обличатся. супостату бо несущу, приснии воини царевы не являются. Диавол убо винен победе есть, и венцем, и честем любящим Бога. Вопрос 12. Спадшу диаволу с небес, како писано есть ( Иов.1 ), яко приидоша ангели Божии предстати пред Господем, и диавол посреде их? Ответ. О сем чти в Маргарите пространнее. Не рече писание, яко прииде диавол на небесех посреде ангел, яве убо яко на земли ста, ибо на земли, идеже аще суть святии ангели Богови предстоят, обаче ведети подобает, яко некиим святым ангелом Бог ко диаволу беседоваше. якоже и царь некоим ходатаем посредним человеком ко осужденику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

О славе же и благодати Единородного богословы и свидетели говорят, что она созерцалась не как сравнимая со славою прочих, но как всецело превосходнейшая и превосходящая несравнимыми преимуществами, имеющая не умеренную, как бы другой кто давал, благодать, но как в совершенном совершенную и истинную, то есть не привзошедшую, ни отвне, как бы в качестве приложения, приобретенную, но существенно присущую и как плод Оте- —148— ческого свойства, по природе перешедшего на рожденного от Него Сына. Если же угодно кому исследовать это изречение посредством более обширных рассуждений, то пусть рассмотрит сам по себе те чудные дела, кои совершены как каждым из святых, так и Спасителем нашим Христом, – и он найдет столь большое между ними различие, о каком мы уже ранее говорили. А кроме того и такое. Те суть как слуги верные в доме, а Он как Сын в доме ( Евр.3:6 ) Его (Слав.: своем). О Единородном божественное писание говорит: благословен грядый во имя Господне ( Пс.117:26 ), а о святых Бог и Отец (говорит): и послах к вам вся рабы моя пророки ( Иер.7:25 ). Они получали силу свыше, а Он как Господь сил говорит: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте ( Ин.10:37–38 ). Посему, если из самых дел Единородный оказывается таким же по силе, каков и Отец, то соответственно сему Он должен возвеличиваться равномерною славою, как Совершитель равных дел. И, явившись и во плоти, Он конечно превзойдет призванных к братству на столько, на сколько Бог по природе превосходит людей, и насколько истинный сын превышает сынов по усыновлению. Поскольку же у блаженного Луки написано: Иисус же преуспевал в премудрости и благодати ( Лк.2:52 ), то должно заметить здесь, что Духоносец сказал, что исполнь благодати имеет славу Сын. 2427 Как же поэтому может преуспевать то, что полно, или какое вообще может допускать приложение то, за —149— пределами чего нет ничего? Посему не как о Слове-Боге говорится о преуспении Его, но потому, что, вызывая все большее и большее удивление к Себе, Оно чрез Свои дела являлось благодатнейшим у взиравших, причем преуспевало, как можно бы вернее сказать, состояние удивлявшихся, а не Само Совершенное в отношении к благодати, как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этим, однако, мы не хотим сказать, что есть только одно небо. В Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, весьма часто упоминается – и небо, и небеса; а св. апостол Павел говорит о себе, что он «восхищен был до третияго небесе» ( 2Кор.12:2 ). К сему же хвалению призывает и воду, находящуюся превыше небес, т.е. тот атмосферный воздух, из которого изливается вода, в виде дождя. Под небесами небес нужно разуметь и то видимое небо, которое сотворено в начале всего ( Быт.1:1 ), и то, которое находится выше его и невидимо для людей. «Да хвалят они, – говорит, – имя Господа, ибо Он сказал – и они сделались, повелел – и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет (по пер. с евр.). По Его творческому слову, или повелению, все получило начало своего бытия: как Он сказал, так и стало, как повелел, так и сделалось. И солнцу, и луне, и каждой из звезд (в числе их нужно разуметь и планеты) Он указал свое место; а также и тому небу (тверди небесной), на котором указал место и утвердил каждое из этих светил, Он дал устав (повеление положи), по которому они должны выполнять назначенные им действия, и каждому свое круговращение, – и все это выполняется (и не мимо идет). У людей ученых, в науках, так называемых, физических, эти творческие повеления, например, относительно перемены погоды, дня и ночи, четырех времен года, и проч., известны под именем законов природы. Пс.148:7–10 Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты. Призвав к похвалению Бога небеса и светила небесные, пророк низводит взор свой к земле, и здесь прежде всего обращает внимание на бездны морские и на живущих в них змиев, разумея под именем последних китов и других громадных морских животных. Читая описание или слушая рассказы о сих животных, нельзя не удивляться и не восхвалять Творца этих животных, Который определил в жилище им ни для кого недоступные области моря (бездны) и указал пределы, за которые они не должны переходить, так, чтобы они не вредили плавающим кораблям и не могли истреблять различные, полезные для человека роды рыб.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Ангелы, возвестив о зачатии Господа и рождестве Его по плоти, о воскресении, вознесены и втором пришествии – служили Ему на земле: Ангелы [после искушения Господа в пустыне] приступили и служили Ему ( Мф.4:11 ). Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну человеческому ( Ин.1:51 ). Явился Ему ангел с небес [в саду Гефсиманском] и укреплял Его ( Лк.22:43 ). Ангелы а) будут сопровождать Господа при Его втором пришествии: Придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими ( Мф.16:27 ); б) отделять праведников от нечестивых: Пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их. И соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную ( Мф.24:31 ; Мф.13:41–43 ); в) радуются за грешника раскаивающегося: Радость бывает у ангелов Божиих и об одном грешнике, кающемся ( Лк.15:10 ). г) пекутся о благочестивых: Ангел Господень ополчается вдруг боящихся Его и избавляет их ( Пс.33:7 ). Даниил сказал царю: Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам ( Дан.6:22 ); д) предстоят пред Богом, поклоняясь Ему: Все ангелы стояли вокруг престола, и пали на лица свои и поклонились Богу ( Откр.7:11 ). Бог превознес Христа, и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9–10 ); е) славословят Бога: Хвалите Господа все ангелы Его, хвалите Его все воинства Его ( Пс.148:2 ). Вокруг Господа стояли серафимы, и взывали они друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! ( Ис.6:3 ). Ангелы а) бессмертны: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых умереть уже не могут, ибо они равны ангелам ( Лк.20:35–36 ); б) могущественны и кротки: Не страшатся беззаконники злословить высших, тогда как и ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда ( 2Петр.2:11 ); в) мудры: Господин мой [царь] мудр, как мудр ангел Божий, чтобы знать все, что на земле ( 2Цар.14:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Псалтирь      Псалтирь имела громадное значение для богослужений в Ветхозаветной Церкви. В первый раз Давид дал псалом для славословия Господу по принесени ковчега Завета в Иерусалим (1 Пар. 16:7). И Сам Божественный Основатель Христианской Церкви Господь Иисус Христос, признавая Давида богодухновенным мужем (Мк. 12:36; Пс. 109:1), молился его псалмами и нередко прилагал к Себе псаломские пророчества (Пс. 8, 3; Мф. 21, 16; Пс. 117, 22, 23; Мф. 21, 42; Пс. 109, 1; Мк. 12, 36; Пс. 81, 6; Ин. 10, 34; Пс. 40, 10; Ин. 13, 18; Пс. 108, 8; Ин. 17, 12). Следуя обычаю, Он пел псалмы со Своими учениками при совершении пасхальной вечери (Мф. 26, 30; Мк. 14, 26). Апостолы употребляли псалмы во время молитвенных собраний первых христиан и призывали верующих назидать себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16; Иак. 5, 13; 1 Кор. 14, 26), включать псалмы в каждое молитвенное собрание, как важнейшую и значительную часть богослужения. Многие святые отцы (в их числе и преподобный Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Амвросий Медиоланский, святитель Григорий Нисский), увещевая христиан проводить ночь и утро в молитвах и псалмах, заповедуют непрестанно иметь псалом в устах своих, чтобы вместе с Давидом сказать: Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим (Пс. 118, 148). В IV веке «духовное Давидово песнопение просвещает души верных во всех церквах по Вселенной», получив настолько всеобщее распространение, что «и путешествующие, и плывущие морем, и занятые сидячими работами, и мужчины, и женщины, здоровые и больные почитали для себя утратою не иметь сего высокого псаломского учения. Даже пиры и свадебные торжества заимствуют себе здесь увеселение». Наиболее же часто употреблялась Псалтирь в монастырях и в собраниях лиц, посвятивших себя служению Богу. Так, устав преподобного Пахомия Великого, вменявшего в обязанность всем инокам, чем бы они ни были заняты, «ум свой постоянно занимать богомыслием посредством чтения на память Псалтири или других мест Писания», в правилах 139 и 140 предписывает вступающим в обитель выучить наизусть несколько псалмов, а в дальнейшем – «по крайней мере Псалтирь и весь Новый Завет».

http://pravoslavie.ru/102925.html

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Кто говорит это? Тот, кто верно и лучше всех знает это, доблестный и великий Давид. Принося некогда благодарственную жертву за победу, одержанную на войне, он так говорил: «восхвалю имя Бога моего с песнию: возвеличу Его во хвалении» (Пс. 68:31). Потом, показывая нам превосходство этой жертвы, присовокупил: «и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и познокти» (Пс.68:32). Так, хотел и я сегодня принести эти жертвы и обагрить кровию этих приношений духовный жертвенник; но что мне делать? Один премудрый муж заграждает мне уста и устрашает меня словами: «не красна похвала во устех грешника» (Сир. 15:9). Как в венках должны быть чисты не только цветы, но и свивающая их рука; так и в священных песнях должны быть благочестивы не только слова, но и сплетающая их душа. А у меня она не чиста, не имеет дерзновения и исполнена многих грехов. Но людям такого свойства заграждает уста не только этот закон, но и другой, древнейший и прежде него постановленный. И этот закон ввел, сейчас беседовавший с нами о жертвах, Давид; ибо сказав: «хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних», и немного после еще сказав: «хвалите Господа от земли» (Пс. 148:1, 7), и призвав ту и другую тварь, горнюю и дольнюю, чувственную и умственную, видимую и невидимую, находящуюся выше неба и под небом, и из той и другой составив один хор, и так повелев хвалить Царя всех, он нигде не призывал грешника, но и здесь затворил пред ним двери.    2. А чтобы слова мои были яснее для вас, я прочитаю вам сначала самый псалом. «Хвалите Господа с небес, — говорит он, — хвалите Его в вышних: хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся Силы Его» (Пс.148:1—2). Видишь ли хвалящих ангелов, видишь ли архангелов, видишь ли херувимов и серафимов, — эти вышние силы? Ибо, когда он говорит: «вся Силы Его», то разумеет весь горний сонм. Но видишь ли здесь грешника? Как же, скажешь, можно ему явиться на небе? Пойдем же, сведем тебя на землю, переставив в другую часть хора; и здесь опять не увидишь его. «Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: ...зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты» (Пс.148:7, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3372...

И сказал Бог: вот знак союза, который Я даю, между Мною и вами, и [между всякою душою живою, которая с вами], – на вечные поколения. Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке, И Я вспомню союз Мой, который между Мною и вами, [и между всякою душою живою во всякой плоти]; и не будет более вода потопом на погубление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить союз вечный между Богом и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: это знак союза, который Я поставил между Мною и всякою плотью, которая на земле» (Быт. 9, 8-17). Итак, мы видим, что завет с сынами Ноя был одновременно заветом со всем живым на земле. Не только человеческий, но и весь животный мир находится под опекой Бога, Он Царь и Бог не только людей, но также и животных. С одной стороны они Его творения, которых Он любит и о которых печется, с другой стороны, животные любят Всевышнего и прославляют Его. С одной стороны сказано, что «Человеку и скоту помогаешь Ты, Господи» (Пс. 36,7), а с другой: «Хвалите Господа с земли, рыбы великие и все бездны…Звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс. 148, 7-10). О животных пишет Апостол Павел: ...тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне... (Рим. 8, 19-22). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): ...Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово " Се, творю все новое " относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всякой твари Мы говорили уже, что дух животных, хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1957

В более поздней редакции иерусалимского Лекционария (V-VIII вв.), сохранившейся в груз. переводе, 6-я суббота Великого поста называется «субботой ваий» (пальмовой субботой), но также говорится о совершении памяти Лазаря; богослужение совершается в Вифании (Лазариуме), в составе богослужебного последования дополнительно указано чтение Притч 10. 27 - 11. 4, назначается др. Апостол - Еф 5. 13-17 и др. аллилуиарий со стихами - Пс 22. 3-4; также указаны литургийные песнопения входа, умовения рук и принесения Даров: «Слава, слава Тебе...»; «Благословен Ты, Господи, пришедший...»; тропарь «Марфа и Мария...» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 80-81). Память Лазаря в этой версии иерусалимского Лекционария зафиксирована не в период попразднства Богоявления, а 7 сент.: богослужение в этот день совершается в Вифании, богослужебные указания те же, что и в Л. с., за исключением Евангелия - назначается отрывок о воскрешении Лазаря - Ин 11. 1-46 (Ibid. T. 2. P. 34-35) (о богослужении Л. с. в Иерусалиме по перечисленным и др. источникам также см.: Chourga ï a. 1996). В кафедральном богослужении Константинополя IX-XI вв. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. Л. с. называется «субботой пальмоношения» (σββατον τς βαιοφρου). В этот же день отмечается память прав. Лазаря ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 62). На утрене на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τν κοινν Ανστασιν πρ το σο Πθους πιστομενος, κ νεκρν γειρας τν Λζαρον, Χριστ Θες (                          ). По окончании утрени читалась кн. Деяния св. апостолов. Затем прибывал патриарх и совершал в малом баптистерии таинства Крещения и Миропомазания, после чего неофиты, возглавляемые певцом, который поет Пс 31, направлялись в храм, где продолжалось чтение Деяний (начиная с гл. 8. 26 о крещении ап. Филиппом эфиоп. евнуха). Затем пели 3 антифона (а именно вседневные антифоны : 1-й и 2-й с обычными припевами, 3-й - с тропарем Л. с.); вместо Трисвятого - Οσοι ες Χριστν βαπτσθητε (        ); прокимен Пс 26. 1, Апостол - Евр 12. 28 - 13. 8, аллилуиарий со стихом Пс 92. 1, Евангелие - Ин 11. 1-45 (о воскрешении Лазаря), причастны: Пс 148. 1 и Пс 8. 3 (Ibid. P. 62-64). Т. о., в К-поле в IX-XI вв. Л. с. была днем совершения массового крещения. Истоки этой практики неясны, но, опираясь на свидетельство из гомилий Леонтия Византийского и Евтихия , патриарха К-польского, можно допустить, что она существовала уже в VI в. (подробнее см.: Allen. 1994). Если не соглашаться с гипотезой Толли, можно предположить, что крещение на Л. с. совершалось просто с целью несколько «разгрузить» всенощное бдение в Великую субботу, когда крестилась основная масса неофитов. В памятниках студийской традиции

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

Не иными представляются ангелы и в Книге Псалмов, где, например, с ними, как высшими и, конечно, действительными существами, сравнивается человек, малым чем пред ними умаленный ( Пс.8:6 ), или они приглашаются Псалмопевцем к тому, чтобы благоговейно хвалить Господа ( Пс.148:2 ), или говорится о них, что они, быв крепки силой, исполняют слово Господа, повинуясь гласу слова Его ( Пс.102:20 ), и что по заповеди Господней они ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их, охраняя их на всех путях их ( Пс.33:8, 90:11 ). Между тем, вслед за сим мы встречаемся с целым рядом совершенно ясных и положительных свидетельств Откровения о самых явлениях ангелов, как действительных разумно-личных и посредствующих между Богом и людьми существ. Так, сам Давид видел ангела Господня, по повелению Божию поражавшего его народ ( 2Цар.24:16, 17 ). Ангел Господень также являлся Илии и передал ему от имени Господа нужные наставления, по поводу болезни самарийского больного царя Охозии ( 4Цар.1:3, 15 ). Исаия же видел целый сонм шестокрылых серафимов, которые, окружая престол Господа Саваофа, воспевали Ему хвалебную песнь, и из коих один даже коснулся зажженным углем уст его, сказав ему: «Вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис.6:2–7 ). Впоследствии Иезекииль видит многоочитых херувимов, которые, быв носителями силы и славы Божией, в то же время обладают самой высокой степенью зрения, ясно видя, не с одной какой-либо, а со всех возможных сторон, все, что ни происходит во вселенной ( Иез.10:8–22 ). Даниилу, по особенному на то изволению Божию, несколько раз является слетающий с неба Гавриил, который открывает ему будущие судьбы его народа, поясняя при сем, что по поводу этому он имел даже значительное препирательство с князем царства Персидского, в котором, между прочим, много помог ему один из первых князей – Михаил, князь народа иудейского ( Дан.8:16, 9:21, 10:13–21, 12:1 ). Пророку Захарии тоже несколько раз является ангел Господень, которого он совершенно ясно отличает, как от себя, так и от Самого Господа, потому что со всеми вопросами обращается к беседующему с ним ангелу, ангел же отвечает ему то, что передает ему самому Господь, и даже обращается к Нему с ходатайством о народе иудейском ( Зах.1:9–19, 2:3, 3:3–6, 4:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010