9:8–10:4. Этот отдел содержит в себе речь пророка, весьма симметрично составленную из четырёх строф, из которых каждая оканчивается словами: при всём том не отвратится гнев Его и рука Его ещё простёрта (9:12, 17, 21; 10:4) и из которых первые две состоят каждая из пяти стихов, а две последние каждая из четырёх. Каждая строфа содержит в себе одну законченную мысль. Строфа 1: Израилю, после нашествия на него ассириян, угрожает беда от эдомитян и филистимлян. Строфа 2: народу угрожает анархия, во время которой он погибнет, как стадо без пастыря. Строфа 3: к другим бедствиям присоединится междоусобная война колен, входящих в состав израильского царства. Строфа 4: в бедственное время горе несправедливым и жестоким судьям! Время произнесения речи – после нашествия Феглаффеласара на северное израильское царство ( 4Цар.15:29 ). Ст. 8–12. Обращаясь ко всему Израилю, пророк именем Господа убеждает не думать, что испытанные народом в ближайшем прошлом нашествия неприятелей не повторятся скоро. Народу грозят новые подобные несчастия. и. Смерть 14 посла Гдь на Їаква, и прїиде на Ісраил: 8. Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, 8 . Слово посылает Господь – то слово, которое есть сила, могущественно действующая (ср. Пс.148:5–6 ; Ис.55:10–11 ), которое не может не исполниться ( Числ.23:19 ). В настоящем случае слово это есть угроза, предсказание бедствия. «Иаков» здесь=все израильтяне, как и в Ис.2:5 «Исраиль» – не подданные только северного царства. Смерть (=70 толк.) – перевод, основанный на чтении вм. масор. . . И уразмютъ вси людїе Ефремовы и живщїи в Самаріи, в досажденїи и высоцемъ сердц глаголюще: 9. чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: і. Пліны падоша, но прїидите, изсечемъ каменїе и посечемъ черничїе и кедры, и созиждемъ себ столпъ. 10. кирпичи пали – построим из тёсаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами. 9–10. И уразмютъ=испытают на себе исполнение слова Господня вси людїе Ефремовы и живщїи в Самаріи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Пс.144:7. Память множества благости Твоея отрыгнут.    Как благий Бог, всем явил Он благость и ущедряет все дела Свои. Но спасутся те, которые пожелают воспользоваться Его благостью. Псалом 145 Пс.145:1. Хвали душе моя Господа: восхвалю Господа в животе моем. Пс.145:4. В той день погибнут вся помышления его,    то есть, во время смерти разглашено будет все, о чем помышлял он, и ничто не скроется, о чем ни мечтал на земле. Пс.145:7. Дающаго пищу алчущым,    то есть, пищу духовную алчущим всего доброго. Псалом 146 Пс.146:1. Хвалите Господа, яко благ псалом.    В предыдущем псалме сам себя увещевал — иметь надежду на единого Бога, а в настоящем представляет Апостольский лик, который поучает множество народа — хвалить Бога за благодеяния человеческому роду. Пс.146:6. Приемляй кроткия Господь.    «Кроткими» называет приявших веру Его, соделавшихся подражателями Сказавшему: «кроток есмь» (Мф. 11:29). А я, говорит, ненавижу грешников, каковы суть нечистые демоны, живущие в огне. Пс.146:8. И злак на службу человеком.    Службою человеков называет волов, мулов и прочий скот. Псалом 147    Толкования псалма 147 у Афанасия Великого нет.Редакция «Азбуки Веры» Псалом 148 Пс.148:7. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны.   Святый Дух, повелев небесным чинам хвалить Господа, обращает повелевающее слово к чинам земным. Из трех же чинов, — небесных, земных и преисподних, преклоняющих колена пред Иисусом, — небесные побуждаются к песнопению сказанным ранее, а земные — словами: Пс.148:11-12. князи и вси судии земстии, юноши и девы.   Но прежде чем сделать упоминание об этих, обращается к преисподним, которых обозначает словами: «змиеве и бездны». И самые души тех древних исполинов, неверовавших и противоборствовавших Богу, обозначаются именем «змиеве». А всё прочее множество вселенной, существовавшее в родах первых и держимое смертью, преклоняет колена, как освобожденное от нее: ибо сказал «сущым во узах: изыдите, и сущым во тме: открыйтеся» (Ис. 49:9). Поэтому и они призываются к песнопению вместе с князьями их и великими людьми. А что и неверовавшие никогда и противившиеся Богу были освобождены, это объяснил Петр, сказав в Соборных Посланиях: о «немже и сущым в темнице духовом сошед проповеда, противльшымся иногда» (1 Петр. 3:19–20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Римская утреня имеет на ноктурнах в воскресенье псалмы 1–20 с антифоном пред пс. 1–6: «Работайте Господеви» (в пасхальное время: «Аллилуиа»), после них: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» ( Пс. 2, 11 ; ср. у нас Блажен муж в музыкальной традиции), к пс. 7–10: «Бог Судитель праведен и крепок и долготерпелив и не (Вульгата: ужели) гнев наводяй на всяк день» ( Пс. 7:12 ), к пс. 11–14: «Ты, Господи сохраниши и соблюдеши ны» ( Пс. 11:8 ); к пс. 15: «Благих моих не требуеши, на Тя уповах, сохрани мя, Господи» (ст. 2, 1б, 1а), к пс. 16: «За словеса устен Твоих аз сохраних пути моя жестоки» (ст. 4б); к пс. 17: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя» (ст. 1); к пс. 18: «Не суть речи ниже словеса, ихже не слышатся гласи» (ст. 4), к пс. 19: «Услышит тя Господь в день печали» (ст. 2); к пс. 20: «Господи, силою Твоею возвеселится царь» (ст. 2); за первыми 14 псалмами и за каждыми тремя далее следуют по 3 чтения, коим предшествует «разрешение» (absolutio) – краткая молитва о помиловании, помощи Божией или прощении грехов – и благословение (benedictio – см. их выше, с. 640); кроме того, ноктурны имеют в начале гимн, приглашающий к бодрствованию, к ночным молитвам и вообще к подвигам добродетели, а в конце Те Deum; первый гимн не одинаков для различных периодов года. На Laudes в воскресенье псалмы 92, 99, 62 и без промежуточной Славы 66 с антифоном пред их группой Аллилуиа 1 и после них Аллилуиа 2, песнь 3 отроков с антифоном: «Три юноши повелением царя в печь были ввержены, не боясь пламени огня, говоря: Благословен Бог»; пс. 148–150 с ант. пред ними: «Аллилуиа» и после них «Аллилуиа 3» без промежуточных Слава, только с заключительным, capitulum из Апок. 7, 12 (славословие) с респонсорием: «Богу благодарение», гимн, различный по периодам года, аналогичного содержания с гимном на ноктурнах 2723 , со стихом после него: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», и респонсорий: «Облечеся Господь в силу и препоясася добродетелию» ( Пс. 92, 1 ; ср. наш вечерний прокимен) и песнь Захарии 2724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Настоящий и два последующих псалма называются хвалениями, потому что содержат благословение и хваление Бога посредством всех исчисляемых в них творений. Не находя достаточных сил к достойному прославлению Бога, святые обращают свое слово ко всем тварям, приглашая их принять участие в принесении хвалений Творцу. Весь этот псалом особенно научает тому, что за все надо прославлять Бога (Златоуст, Марк Ефесский ). Пс.148:1 .  Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Это долг твари в отношении к Творцу – воздавать Ему «хвалу», потому что молитва к Богу и богохваление должны быть делом всякой разумной твари немолчным и непрестающим. Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом: одно вместе с землею, а второе – посреди вод и вод, и его-то назвал Бог «твердию», на которой находятся солнце и луна, звезды и свет. А на высшем небе, расположенном выше тверди – находятся все небесные горние силы. Итак, светилам, которые мы видим, повелевается «хвалить» Творца с чувственных «небес», а ангелам, как невидимым, повелевается «хвалить» Творца с «вышних» горних небес ( Григорий Богослов , Симеон Солунский , Евсевий, Феодорит). Пс.148:2 .  Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его. К славословию вначале призывает высшие твари. Это знак пламенной души и горячей любви – побуждать всех к славословию Возлюбленного; это – знак души, постоянно услаждающейся мыслию о Боге и преданной Ему. Не в том смысле говорит он так, что будто «ангели» не хвалят, а он приглашает их к тому, но, как бы хваля их, что они имеют это собственным и непресекаемым своим делом по любви к Богу, и себя к ним присоединяет (Златоуст, Симеон Солунский ). Пс.148:3 .  Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет. Не эти твари созывает Пророк, но нам дает повеление, взирая на них, изучать Божию премудрость и непрестанно слагать песнопения Богу. «Хвалою» называет красоту тварей, которая доставляет хвалу Создателю (Златоуст, Феодорит). Пс.148:4 .  Хвалите Его Небеса небес, и вода, яже превыше небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Псалом 148 Пс.148:1 . Аллилуиа, Аггеа и Захарии. Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Пс.148:2 . Хвалите его вси ангели его: хвалите его, вся силы его. НАДПИСАНИЕ Аллилуиа означает хвалите Бога, но Аггеа и Захарии в Еврейском тексте нет, как сказано выше. СОДЕРЖАНИЕ Пророк призывает здесь к хвалению Бога не токмо всех людей всякаго состояния и возраста, но и безсловесных и даже неодушевленных тварей, повелевая им прославлять Творца не потому, чтоб оне призывание сие разумели, но чтоб мы посредством их находили обильную материю к прославлению небеснаго Владыки. Слыша имя небес, надлежало бы по порядку разуметь самое небо и воздух, и все, что зрится тамо; но поскольку вскоре следует разделение, в котором первее призывает Ангелов, потом звезды и прочия небесныя светила, сего ради и первый стих относить должно к Ангелам, которые в первом чине поставляются потому, что созданы для непрестаннаго хваления Бога, как и Пророк Исаиа в видении своем глаголет о них: взываху друг ко другу, и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис. 6:3 ). И на других премногих местах Священное Писание вводит их таковыми же восклицаниями славословящих Бога. Толикая ревность к хвалению Бога требует ли каких-либо побуждений? Како убо Давид, который не только не мог сравниться с ревностию Ангелов, но издалече следовал за ними, мог возбуждать их к хвалению Бога? Нет, он не такое намерение имел, но просто засвидетельствовать хотел, что для него нет ничего приятнее и желательнее, как соединиться духом с Ангелами и вместе с ними прославить общаго Владыку: и потому, дабы ревностнее и лучше расположить себя к пению Божиих похвал, не неприлично призывает в сообщники Ангелов, хотя они и сами добровольно притекали к нему, да еще и другим путь показывали. Во второй части стиха тех же Ангелов нарицает силами, потому что всегда предстоят готовы исполнять повеления Божия, по оному: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему. Пс.148:3 . Хвалите его, солнце и луна: хвалите его вся звезды и свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Этим он внушает еще нечто другое. Что же такое? То, чтобы никто из безумных не думал, будто существуют два Создателя. Так как твари различны, отличаются друг от друга по существу своему, именно: одни чувственные, другие духовные, одни видимые, другие невидимые, одни облеченные телами, другие бестелесные, то, чтобы кто-нибудь из различия созданий не стал заключать о двух Создателях, пророк учреждает один хор, воссылая Богу от всех одно песно­пение и внушая, что одного и того же Бога должны славосло­вить и горния и дольния твари, и тем научая, что один Созда­тель тех и других. Он начинает с высших тварей и го­ворит: «хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его». Дру­гой переводчик (Симмах) говорит: «все воинства его» ( στρατια). Он разумеет здесь херувимов, серафимов, господства, начала, власти. Это – знак пламенной души, это – свойство горячей любви: побуждать всех к славословию возлюбленного; это – знак души, постоянно услаждающейся мыслью о Боге, изумляющейся и удивляющейся Его славе, преданной Ему. «Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его, все звезды и свет» ( Пс.148:3 ). Другой (Симмах): «звезды света» ( αστρες φωτς). «Хвалите Его, небеса небес и вода, которая превыше небес: да восхвалят имя Господне, ибо Он сказал – и они явились, повелел – и создались» ( Пс.148:4–5 ). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «поставил их пребывать вечно» ( διαμνειν αιωνως). «Поставил их во век и в век века: повеление дал – и не пройдет оно» ( Пс.148:6 ). Почему пророк, сказав немного о небесных силах, тотчас оставил их и, обратившись к видимым предметам, говорит о них про­странно, перечисляя все порознь, находящиеся и вверху и внизу? Потому, что эти предметы для тогдашних слушателей были по­нятнее, как видимые и находящиеся пред глазами. Потому и Моисей, в повествовании о сотворении мира, не сказав ничего – ни малого, ни многого – о существах горних, начинаете речь с неба и земли, потом переходит к солнцу, луне, растениям, плавающим, четвероногим, и оканчивает человеком. Сло­вами: «небеса небес» пророк не означает здесь множества их, но выражает одно и то же небо небес. На еврейском языке небо обыкновенно называется небесами. Подобным образом в дру­гом месте он говорит: «превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс.113:24 ). «И вода, которая превыше небес». Ты слышал Моисея, который говорит, что Бог одни воды поместил внизу, другие утвердил выше свода небесного, когда основал твердь среди бездны и повелел водам пребы­вать выше тверди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Другие же представляли небо в виде полушария, основываясь на словах боговдохновенного Давида: «простирали небо яко кожу» ( Пс. 103:2 ), т.е. как шатер, а также на словах блаженного Исаии: «поставивши небо яко камару» ( Ис. 40:22 ). Также и потому, что солнце, луна и звезды, заходя, обходят землю кругом от запада к северу и таким образом опять возвращаются к востоку. Впрочем, так ли это или иначе, но все произошло и утверждено божественным повелением и имеет своим незыблемым основанием божественную волю и решение; яко «Той рече, и быша. Той повеле, и создашася. Постави я в век, и в век века: повеление положи, и не мимо идет» ( Пс. 148:5-6 ). Небом неба называется первое небо, находящееся над твердию. Таким образом получается два неба, так как и твердь Бог назвал небом ( Быт 1:8 ). Священное Писание и воздух обыкновенно называет небом, так как он видим вверху, ибо Писание говорит: «благословите вся птицы небесные» ( Дан. 3:80 ), разумея при этом птиц воздушных, ибо путем для птиц служит воздух, а не небо. Так получаются три неба, о которых говорил Божественный Апостол ( 2 Кор. 12:2 ). А если бы кто захотел и семь поясов принимать за семь небес, то он нисколько бы не погрешил. И на еврейском языке небо обычно называется во множественном числе — небесами. Поэтому Священное Писание, имея в виду сказать о небе неба, говорит: «небеса небес» ( Пс. 148:4 ), что означает небо неба, т.е. небо над твердию. И в словах: «вода, яже превыше небес», небеса означают или воздух и твердь, или семь поясов тверди, или одну твердь, которая на еврейском языке обыкновенно называется во множественном числе небесами. По естественному порядку природы все, а следовательно и небеса, подлежит разрушению; но они держатся и сохраняются благодатию Божиею. Небо гораздо более земли, но не следует допытываться того, какова сущность неба, ибо она нам неизвестна. Никто не должен допускать, что небеса или светила одушевлены, ибо они не имеют души и чувства. Поэтому, Когда божественное Писание говорит: «да возвеселятся небеса, и да радуется земля» ( Пс. 95:11 ), оно призывает к веселию Ангелов на небе и людей на земле. Писание употребляет олицетворение и о неодушевленном говорит, как об одушевленном, например: «море виде, и побеже, Иордан возвратися вспять; и далее: что ти есть море, яко побегло ecu; и тебе Иордане, яко возвратился ecu вспять» ( Пс. 113:3, 5 ). Оно обращается с вопросом и к горам, и к холмам, почему возрадовались они ( Пс. 113:4 ), подобно тому, как и мы обыкновенно говорим: собрался город, — разумея здесь не здания, а жителей города. «И небеса поведают славу Божию» ( Пс. 18:2 ) не потому, что они издают голос, воспринимаемый телесным слухом, но потому, что они присущим им величием показывают нам могущество Творца: созерцая их красоту, мы прославляем Творца как наилучшего художника 64 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

§3. И потому хваление имени Божия есть воспоминание Божиих совершенств или доброт, и бывает оное или умом токмо, когда мы помышляем о превосходнейших Божиих совершенствах, что богомыслием зовется, или объявлением о тех чрез слова или другие какие знаки другим; сие хваление, чрез слова или простым гласом, или пением творимое, именуется славословие и прославление. А когда на музыкальных инструментах хвалить Бога советуется, то хвалить тогда значит, чтоб гласом человеческим воспеваемые хвалебные песни и звоном музыкальным изображать. §4. Поскольку хваление Бога превосходнейшая есть добродетель, того ради все как бездушные, так и чувствами, и разумом одаренные твари хвалить Творца своего обязаны, к чему возбуждают нас как бесчисленные доброты Божии, так наипаче великие Его к нам благодеяния. Свидетельствует сие Псалом 148 весь, также Пс. 150:6 ; Откр. 5:13 ; Пс. 134:3 ; Ис. 63:7 ; Пс. 17:4, 21:27, 99:4, 5, 118:175 . Да и нет ничего приятнее Господу паче хвалы, Ему воссылаемой, хотя мы и никогда по достоинству восхвалить Его не можем ( Пс. 49:14, 23, 68:31, 32 ; Ион. 2:10 ; Евр.13:15 ; Пс. 144:5, 6, 7 ). §5. Хвалить же Бога должно всегда, на всяком месте и всяким образом ( Пс. 33:2 ; Деян. 16:25 ; Пс. 118:104, 34:28, 114:2, 145:2, 112:3, 34:18 ; Лк. 24:53 ; Пс. 83:5, 145:1, 2, 62:6, 150:3, 4, 5 ). §6. Сему противно хуление имени Божия, которое Ему бывает, когда люди Его почитают или немилосердым, или неправедным или думают, что Он не так мир создал, и почитают, что иные твари созданы напрасно или лучше бы их можно сделать, и прочим образом хулят Его. Также и те к хулителям причитаются, которые на Бога без сомнительства во всем не надеются и, оставив Его вовсе, к немощной твари прибегают или злыми делами своими от безумных людей навлекают на Господа, сотворшего их и отродившего, хуление ( Ис. 52:5 ), или которые не вступаются ревностно защищать доброты Божии, когда слышат от других хуление, как-либо бываемое на Господа. Глава 5. О благодарении Богу §1. Понеже Бог бесчисленными на всяк час благодеяниями нас обогащает, того ради мы к нему должны благодарны быть. Благодарность же вообще есть какое-нибудь добро, за полученные благодеяния в угодность благодетелю творимое. Итак, чтобы была она совершенна, требуется, первое, чтоб приношение соразмерно было благодеяниям; второе, чтоб составляло выгоды того, кому благодарим, и тем самым было ему угодно. Сии правила возможны токмо по отношению к человеку, а по отношению к высочайшему всех Существу превышают силы всех тварей ( Пс. 115:3 ). Почему мы от них и принуждаемся отступить и искать в слове Божием, чтоб нам хотя несоразмерное благодеяниям, но соответствующее Его воле составить приношение. И потому

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   Бог прославил Себя в акте спасения не поддающимся сравнению умалением Себя, Своей все превосходящей любовью и Своим неограниченным могуществом. Спасение от Господа, и те, кого Он спас, ничем не могут воздать Ему за свое спасение (Ис 42:8, Ис 48:11). Заслуга спасения не принадлежит никому, кроме Бога. Именно поэтому реформатская теология так отстаивает принцип «Одному только Богу слава» (soli Deo gloria), и мы должны утверждать этот принцип каждым днем своей жизни. Премудрость и воля Божии     Под словом «премудрость» в Писании понимается способность избирать лучшую и благороднейшую цель и использовать для ее достижения наиболее приемлемые и действенные средства. Ветхозаветные книги мудрости Иова, Притчи, Екклесиаст, Псалтырь, особенно Пс 18, Пс 36, Пс 103, Пс 106, Пс 146, Пс 148 посвящены не только и не столько религиозной практике (в узком смысле), сколько вопросам морали в семейной, общественной и деловой жизни. В Новом Завете к литературе мудрости можно отнести Послание Иакова, содержащее ясные предписания относительно христианской жизни. В свете библейских книг мудрости христиане понимают мудрость как «страх Божий», т.е. благоговейное поклонение и служение Богу, и в постижении ее видят смысл жизни (Прит 1:7, Прит 9:10, Екк 12:13).    Божия премудрость видна в Его созидательной, охранительной и искупительной работе: в том, что Он избрал Своей целью утверждение Своей собственной славы (Пс 45:11, Ис 42:8, Ис 48:11) и решил осуществить это, во-первых, созданием удивительного многообразия мира и человеческих индивидуальностей в нем (Пс 103:24, Прит 3:19—20), во-вторых, нежной заботой о Своих созданиях (Пс 144:13—16, Деян 14:17) и, в-третьих, искупительной «премудростью Христа распятого» (1 Кор 1:18—2:16) и возникшей благодаря ей вселенской церковью (Еф 3:10).    Проявления Божьей премудрости являются выражением Его воли (в двух различных аспектах). Во-первых, Божия воля это «Его вечная цель, соответствующая намерению Его воли, посредством которой Он заранее предопределил ради Своей собственной славы все, что происходит» (Вестминстерский краткий катехизис, Q.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010