Святой Иоанн Дамаскин: «Ангелы не удобопреклонны ко злу, но не совсем непреклонны А ныне и вовсе непреклонны, но не по естеству своему, а по благодати и по всегдашней близости к единому благу.» § 105. Бог управляет ангелами добрыми в служение их Богу    Когда говорится, что Бог управляет ангелами, как и вообще своими тварями: этим выражается, что он направляет их к цели их бытия, или употребляет сообразно с их назначением. Но «ангелы, по учению православной Церкви, приведены от Бога из небытия в бытие для того, чтобы они прославляли Его, и служили Ему, и кроме того служили в сем мире людям, путеводя их в царствие Божие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 19). Значит, управление Вседержителя ангелами состоит в том, что Он, соответственно с их назначением, употребляет их:    а) на служение самому Себе и -    б) на служение людям.    Служение ангелов Богу двоякого рода:    1) Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и прославляют Его. Пророк Исаия видел, что Серафимы стояли окрест престола Божия, и взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис. 6:3). Пророк Даниил также удостоился видеть Ветхого днями, сидящего на престоле небесном, когда тысячи тысяч ангелов служили ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7:10). Псалмопевец неоднократно призывает ангелов хвалить Господа (Пс. 148:2), благословлять Его (102:20), покланятъся Ему (96:7). Тайнозритель Нового Завета свидетельствуем о горних силах: ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр. 4:8); и в другом месте: все Ангелы стояли вокруг престола... пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь (7:11—12).    Тоже самое о непосредственном служении ангелов Богу повторяют Святые Отцы и учители Церкви:    а) святой Василий Великий: «занятие ангелов — славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело — воссылать славу Создателю;» или: «главная и сообразная с естеством цель их жизни — погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Таково человеколюбие Божие! Никогда Он не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы даже кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее состояние. И еще более человеколюбия вот в чем: если кто покажет не полное раскаяние, то и краткого, и малого Он не отвергает; даже и за него назначает великую награду. (1, с. 63.) Что же из… вещей, спросят, есть на небе сах? Из… вещей – ничего, но есть нечто гор аздо более досточтимое. Не пшеница, ячмень и другие произведения, но повсюду там в великом изобилии всякие плоды Духа – любовь, радость, веселье, мир, благость и кротость, на небесах можно видеть не стада овец и табуны волов, но души совершенных праведников, душевные добродетели и нравственные совершенства, не одежды и платья, но венцы драгоценнее всякого золота, награды, воздаяния и бесчисленные блага, уготованные добродетельным. (2, с. 330.) Кротчайший Давид, рассуждая о человеколюбии Его [Бога – С. М.], говорит: как высоко небо над землею, так велика милость [Господа – С. М.] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (Пс. 102: 11–13), и даже еще более чем отец, но мы не знаем другого лучшего примера высочайшей любви. (1, с. 148.) В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Но для чего Бог говорит… об образе исхода (иудеев из Египта)? Когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Чтобы показать Свою отеческую любовь, Он вывел их, не как рабов, но взял, как отец дитя, и так освободил; не повелел, как рабу, позади Себя идти, но взял за правую руку, как сына благородного и свободного, и так вывел. (3, с. 673.) Сыновья Зеведеевы, пользуясь великой любовью Христовой и близостью к Нему, думали получить предпочтение перед другими; поэтому, чтобы они, воображая это, не сделались беспечными, Он отклоняет их от таких мыслей и говорит: не от Меня зависит, но от вас зависит достигнуть этого, если вы захотите, если окажете большее усердие, большие труды, особенную ревность; Я назначаю венцы за дела, почести за труды, награды за усилия; самое лучшее ходатайство передо Мной – доказательство посредством дел. (2, с. 345.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Это и есть храм Божий святый и «святилище» дома Его, которое от Него (Исх.15:17). «Ибо храм Божий свят, — говорит апостол, — а этот храм — вы» (1 Кор.3:17). И чтобы кто-нибудь не стал относить этого к земному Иерусалиму, где был временный храм, указывается затем, что речь идет о вечном царстве, которое есть вечное наследие Божие, вечный Иерусалим. Потому что далее следует: «которое (жилище, или наследие) создали руки Твои, Владыка!» «Господь царствуяй веки, и на век, и еще» (qui regnas semperet in sempiternum et adhuc — Исх.15:17-18). Но разве есть что-либо продолжительнее вечности (in sempiternum)? Кто может сказать это? Для чего же прибавлено: «и еще» (et adhuc)? Может быть, потому прибавлено «и еще», чтобы всякий разумел тут действительно вечное, так как под вечным понимается иногда и время более или менее продолжительное. Или же прибавлено для того, чтобы показать, что Господь всегда царствует на небесах, которые Он «поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет» (Пс.148:6), и что навсегда (in sempiternum) будет царствовать Он над теми, которым прощены грехи после того, как обратились они от преступления заповеди, коих взыскал Он от времени и даровал им вечное блаженство, а также, что доселе (adhuc) Господь царствует над теми, коих вразумлял Он справедливейшими наказаниями под игом народа Своего. Ведь никто не исключается из царства Того, вечному закону Коего в распределении даров и воздаянии наград и наказаний, закону справедливейшего управления (justissima ordinatione) подлежат все твари. Потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). «Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря» (Исх.15:19).    4. Так воспел Моисей и сыны Израилевы, так воспела Мариам пророчица и женщины Израилевы. Так и мы теперь поем — и мужчины и женщины, и дух и плоть наши. Потому что «те, которые Христовы, — говорит апостол, — распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). На это (т.е. на распятие плоти) и указывает именно, как согласно понимается всеми, тот тимпан, который взяла Мариам, чтобы воспевать на нем. Для того, чтобы сделать тимпан, на дерево натягивается кожа (caro), так точно и из креста (на коем распят был Господь) научаются люди исповедовать сладкий дар благодати. Итак, сделавшись смиренными чрез благодать крещения и умертвив нашу гордость, вследствие которой гордый враг господствовал над нами, так что хвалящийся уже хвалится теперь Господом (1 Кор.1:31), будем петь Господу, «ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх.15:1, 21). Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2789...

И семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих; и пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу. Под семью духами Божиими нужно разуметь или семь ангелов, начальствующих над другими, по объяснению Иринея, или же семь даров Духа Святого, о Котором говорит Исаия (И, 2). И то, и другое правдоподобно. Стеклянное море означает, как думаю, множество небесных воинств, их святость, чистоту и светлость, а также и покой невозмутимой жизни будущей; море, может быть, означает и небеса небес, которые, по слову Псалмопевца, покрыты необъяснимыми для нашего ума водами (Пс. 148,4; Дан. 3, 60). Если кто думает, что кристалловидным называется здесь существо небес, то нужно рассмотреть, не обозначается ли этим словом самая сущность движимого Богом пространства, одаренного блеском и сиянием. Но точное исследование вещей, непостижимых для нас, предосудительно и заслуживает посмеяния. И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. Указывает на престол, означающий Царскую власть и покой Бога, ибо в нем и вокруг него видел серафимов. Множество очей — говорит об их способности созерцать Божественное сияние; спереди и позади, — то есть они (серафимы) просвещаются знанием прошедшего и будущего. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. Мы думаем, что эти четыре животных — те самые, которых некогда видел Иезекииль (Иез. 1,5–15). Некоторые думают, что четыре лица обозначают или четыре стихии и Божие управление ими и охранение, или власть Божию над небесным, земным, морским и преисподним, или, как еще думают другие, четыре главных добродетели и четыре Евангелия. Лев — символ мужества, обозначает Евангелие от Иоанна, ибо, согласно Иринею, он, изображая предвечное Царство Его, возвестил, что в начале было Слово (Ин. 1,1); телец, довольствующийся своими трудами, означает правду и Евангелие от Луки, где изображается законное и священническое родословие Христа; орел указывает на умеренность (говорят, что он ее любит) и на Евангелие от Марка, как самое краткое и начатое духом пророчества; человек — мудрость и Евангелие от Матфея, которое начинается повествованием о рождении Христа по естеству, но не по закону.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

В те дни возвел Иисус очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и это говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Ин 17:1–13 Причастен: Причастен: Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. Другий: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. И другой: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Аллилуия. (3) Пс 148:1; 32:1 Подобает ведати, яко по 11-м дни сего месяца, в приидущую неделю память совершаем святых отец, иже на Седмом Вселенском Соборе в Никеи собравшихся второе, святых отец 365, на извержение и потребление безбожных учений христоненавистных и христианооглагольников, иконоборцев, Копронима и ему смудрствующих, окаянных епископов и несвященных архиереев, и тех безбожнаго и сквернаго соборища. И аще случится 11 день настоящий в неделю, поется в тойже день служба святых отец Седмаго Собора. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую неделю; аще же в четверток, поется служба их в приидущую неделю.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatyh-o...

148 . Единое действие Отца, Сына и Святого Духа мы находим не только в Петре – во всех апостолах проявляются единство божественного действия и изъявление высшей воли. Божественное действие повелевает, а не подчиняется. Бог созидает все и творит без труда и усилий: Он сказал, – и сделалось ( Пс. 32:9 ), Он повелел: Да будет свет, и стал свет ( Быт. 1:3 ). В самом повелении Божьем – исполнение действия. 149 . Если есть желание, мы можем рассмотреть свидетельства Писания о такой царственной власти Святого Духа. Мы легко увидим, что все апостолы были не только учениками Христа, но и служителями Отца, Сына и Святого Духа, как наставляет учитель языков 95 : Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы, также благодать исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор. 12:28 ), которые являются Его дарами. 150 . Итак, Бог поставил апостолов, пророков и учителей, даровал благодать исцелений, и ты уже прочитал 96 , что она подается Святым Духом, даровал разные языки. Однако не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все чудотворцы, не все имеют дары исцелений, не все говорят языками 97 . Действительно, если посмотреть внимательно, то в одном отдельно взятом человеке не могут обретаться все дары Божии, но каждый получает в соответствии со своими возможностями то, чего желает и заслуживает. Но эта ограниченность земная не касается могущества Троицы, щедро раздающей всякую благодать. 151 . Бог поставил апостолов, и тех, кого Бог поставил в Церкви, Христос избрал, утвердил и отправил в мир, говоря: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк. 16:15–18 ). Итак, Отец поставил учителей в Церкви, поставил их и Христос; Отец сообщает благодать исцелений, сообщает ее и Сын; Отец подает дары разных языков, наделяет ими и Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Во второй день Бог отделил воду над твердью от воды под ней. Об этой воде, которая превыше небес, говорится в псалме 148 (ст. 4). Псалмопевец возвещает также, что Господь утвердил землю на водах и сотворил великие светила: солнце – для управления днем... луну и звезды – для управления ночью ( Пс.135:8–9 ). Апостол Петр пишет, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою ( 2Пет.3:5 ). У пророка Иеремии Господь говорит: «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли» ( Иер.27:5 ). Наконец, Сам Спаситель подтверждает подлинность шестоднева, говоря о нерасторжимости брака как Божественного установления, о котором сообщается у Моисея в истории сотворения человека ( Мк.10:6 ; ср. Быт.1:27 ). Конечно, с естественнонаучной точки зрения, библейские сведения о происхождении мира далеко не полны и слишком кратки, однако не следует забывать, что цель бытописателя состояла не в том, чтобы изобразить космогонию или геогонию во всех подробностях, а в том, чтобы привести людей к вере в Бога, как истинного и единственного Творца Вселенной. Бог вдохновлял священных писателей, чтобы открыть истины сверхъестественного порядка, потому что последние превосходят силу нашего разума, а поэтому мы нуждаемся в том, чтобы Он Сам преподал их нам. Что касается явлений окружающего мира, то Он предоставил их нашему исследованию. За познанием физических явлений нужно обращаться не к Библии, а к самой природе. Как хорошо заметил Василий Великий , Моисей писал, чтобы сделать нас более религиозными, а не более учеными 461 . С этой точки зрения, краткое повествование пророка вполне соответствует поставленной цели. Он не только возвещает о единственном всемогущем Творце невидимого и видимого мира, но и последовательно описывает на своеобразном языке того времени основные этапы возникновения космоса в целом и различных уровней жизни на нашей планете: растений, животных и человека. Так что создается целостное представление о Вселенной и ясное понимание того, что ничто из существующего не стало существовать без воли Божией. Все разнообразие тварного бытия возникает постепенно, в соответствии с предначертанным Божественным планом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

5 Так, их Писание говорит: “И был день, и пришли ангелы Божии предстать пред Богом; и диавол пришел между ними, обойдя землю и исходив ее 146 ”, называя “диаволом” враждебную силу, а “ангелами Божиими” добрые [силы]. Эти добрые силы оно именует “божественными духами” и “служителями Божиими”, когда говорит: “Ты творишь ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.” ( Пс.103:4 (= Евр.1:7 )) 7 А вот как представляет противоборство враждебных сил тот, кто сказал: “Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы сей 147 , против духов злобы поднебесных.” ( Еф.6:12 ) 8 Похоже, что Платон перефразировал моисеево изречение, которое гласит: “Когда Всевышний разделял народы, чтобы рассеять сынов адамовых, Он поставил пределы народов по числу ангелов Божиих 148 ”; на основании чего он и определил, что весь род человеческий есть ‘достояние богов и демонов’. Глава 27. Евреи и Платон: о бессмертии души 1 В своих представлениях, касающихся бессмертия души, Платон также ни в чем не отличается от Моисея, который первым определил, что человеческая душа есть бессмертная сущность, назвав ее образом Божиим, а точнее, что она была создана по образу Божию. “И сказал Бог, – говорит он – сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Нашему). И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его” ( Быт. 1:26–27 ) 2 И затем, словом разделяя сложную субстанцию на видимое тело и умопостигаемую душу он прибавляет: “И взял Бог персть от земли, и создал человека, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.” ( Быт.2:7 ) 3 Он также утверждает, что человек был облечен властью и царским достоинством, чтобы управлять всеми живыми существами на земле; так, он говорит: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею . И сотворил Бог человека по образу Своему 149 , по образу Божию сотворил его.” ( Быт.1:26–27 ) 4 Образ же Божий и подобие как иначе могут мыслиться, если не в соотнесенности с силами Божиими и с подобием [Ему по] добродетели? Теперь послушай, что Платон, словно научившись у Моисея, говорит в Алкивиаде:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

В вышеприведенном 148-м псалме (ст. 2 и 3) ангелы Его и «воинства» Его поставлены рядом, в одном стихе; а о звездах говорится особо, в следующем стихе. Нельзя думать, чтобы под «воинствами» здесь разумелись звезды. «И сказал (Михей): выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» ( 3Цар.22:19 ). Что это за воинство? Это решается положительнейшим образом в непосредственно следующих стихах: «и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе» (ст. 20). Это говорили те, которые составляли «воинство». «И выступил один дух, стал пред лицом Господа и сказал: я склоню его» (ст. 21). Ясно, что «воинство небесное» состояло из духов, окружавших престол Господа на выспреннем духовном небе. Итак, несомненно, что по воззрению евреев существовало воинство небесное, мир духов, ангелы. Отсюда и одно из ветхозаветных наименований Бога – Господь Саваоф, Бог воинств. Утверждать, что евреи под «воинствами небесными» могли разуметь только звезды, значит усвоять торжественному наименованию Бога Господом Саваофом звездо-поклоннический характер, значит думать, что и величайший из пророков – Исаия (24:23) имел не достаточно чистое, полу-языческое представление об Иегове... Теперь, если несомненно, что евреи с словами «воинства небесные» соединяли представление о мире духов, то как должно понимать замечательные слова Ездры в его молитвенном обращении к Боту: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе покланяются» ( Неем.9:6 ). Прежде всего ясно, что слова эти имеют, так сказать, космогонический характер, имеют отношение к миротворению, представляют сжатое изображение последнего. Далее, здесь обращает на себя внимание двоякое обозначение неба: «небо» и «небеса небес». Выражение «небеса небес» встречаются и в Пс.67:34, 148:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

По молитвам священников наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй меня, грешного, аминь. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЕЧЕРНЕГО СВЕТА Придя домой, зажигая свечу (по возможности), читаем: Респонсорий из Пс 148: Славьте Господа небес, славьте Его на высотах Его. Славьте Его все ангелы Его, славьте Его все воинства Его. Славьте Его солнце и луна, славьте Его все звёзды и Свет. Славьте Его высочайшие небеса, и воды небесные да славят Имя Его. Молитва на благословение огня [ ] Господи Боже Вседержитель, Свет Бесконечный, создавший и оформляющий [ ] весь созданный тобою свет! Истинный Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир. Благослови и освяти огонь [свет] сей, даруй нам свет и животворящим огнём твоей любви согрей сердца наши, да озаряя светом твоим и тела, и души наши, избежим и телесной нужды, и греховного мрака, и Твоим содействием войдём в жизнь вечную, во веки веков, аминь. Вместо свечи можно благословить настольную лампу ИНЫЕ МОЛИТВЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРОЧЕСТЬ В КОНЦЕ ЧАСОВ ДНЯ Молитва Златоуста 12-ти часов дня и 12-ти часов ночи [ ] , которую можно прочесть всю сразу, а можно разделить на 12 самостоятельных частей и прочитывать в каждый час дня по одному стиху. Или же разделить ее на две части и прочесть в начале дня одну, а в конце — другую. Дневные часы 1. Господи, не лиши меня небесных Твоих вечных благ. 2. Господи, избавь меня от вечных мук. 3. Господи, если в слове, если в деле, если в уме и в мыслях согрешил, прости меня. 4. Господи, избавь меня от всякого насилия, и неведения, и забвения, и беспечности, и каменного бесчувствия. 5. Господи, избавь меня от всякого искушения и оцепенения [ ] . 6. Господи, просвети моё сердце, и затми лукавые вожделения. 7. Господи, я, как человек согрешил, Ты же — как Щедрый Бог, помилуй меня. 8. Господи, воззри на немощь души моей и пошли благодать Твою в помощь мне, да и во мне прославится имя Твоё святое. 9. Господи, Иисусе Христе, впиши имя раба Твоего в книге Жизни и одари меня доброй кончиной. 10. Господи, хотя я и сделал ничего хорошего, но дай мне мужество хотя бы начать.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010