Верная душа говорит: Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей (Пс. 85:11). Отвечает Христос: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6). Я есмь Путь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Я есмь Истина: верующий в Меня и слову Моему не прельстится. Я есмь Жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11:25). Верная душа говорит: Как желает лань на источники вод, так желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41:2). Христос отвечает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28). Верная душа с апостолом говорит: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23). Христос говорит: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Статья 4. О христианской должности ко Христу, Сыну Божию   Глава 1. О вере во Христа   Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин. 3:16)   О вере и ее свойствах сказано во второй главе первой статьи этой книги. Здесь еще о вере во Христа нужно предложить тебе, любезный читатель, поскольку в вере состоит все наше блаженство. А так как верою во Христа все спасаются, которые ни спасаются, то для лучшего понятия веры во Христа нужно здесь предложить и то, что нас вринуло в ров погибели, от которой верою во Христа спасаемся, и вкратце коснуться дивного о нас Божия смотрения, которым нас человеколюбиво благоволил спасти, – особенно ради простых людей. 1) Бог наш и Творец, в трех Лицах поклоняемый, когда сотворил небо и землю и все украшение их, после создал человека Адама и помощницу ему Еву. От них двоих весь род человеческий произошел и умножился. Их двоих все люди имеют первыми своими родителями. 2) Этих наших прародителей преблагой Бог создал не так, как прочие вещи, но неким дивным и человеколюбивым советом. Созидая прочие твари, Бог говорил: Да будет, – и было так (Быт. 1:3, 6, 9, 11, 14, 15, 20, 24); Он изрек, и они явились, повелел, и создались (Пс. 148:5). Перед тем, как создать человека, говорил: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26). Настолько высоко человека, выше прочих тварей, превознес, что не только Своим Божественным советом, но и по образу Своему сотворил его. От этого познай, человек, твое высокое и дивное первоначальное благородство и непостижимую благость Бога нашего. По образу Божию ты создан! (Быт. 1:27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

II. Господь Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» ( Пс.148:1 ). «Славьте Господа, ибо Он благ» ( Пс.117:1 ). III. Господь Иисус Христос говорил, что мы должны исполнять волю Отца Небесного ( Мф.7:21 ). IV. В Первом послании св. апостола Павла к Тимофею ( 1Тим.2:4 ), сказано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись». 3. Могут ли люди своим разумом познать Бога? Своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, наблюдая мир и природу; однако это познание недостаточно. Пояснения: I. В Пс.18говорится: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь». II. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам написал, что невидимые Его свойства, особенно же вечную силу Его и Божество, люди могут познать через рассматривание творений видимых, так как никто не может быть оправдан, если он в Бога не верит ( Рим.1:20 ). 4. Кто нам помогает лучше познавать Бога, чем это мы можем сделать своим разумом? Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет нам наш разум, помогает нам Сам Бог , и то тем, что Он о Себе открыл. 5. Для кого дал Бог Свое откровение? Бог дал Свое откровение для всех людей, ибо Он хочет, чтобы все достигли вечного блаженства. 6. Каждый ли человек принимает откровение Божие прямо от Бога? Откровение Божие не получают все люди прямо от Бога, ибо большинство людей через свою греховность и духовное безразличие неспособны принять откровение Божие непосредственно и в должной степени понять его. 7. Через кого дал Бог людям Свое откровение? Бог дал людям Свое откровение сначала по частям через первого человека Адама, через Ноя, Авраама, Моисея и других пророков, наконец, полностью Он дал нам Свое откровение через Господа нашего Иисуса Христа и через Его апостолов. Пояснение: Апостол Павел в Послании к Евреям говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). 8. Необходимо ли людям Божие откровение?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Бог являет Себя людям. Как? Открывая Своё имя. Что Моисей говорит Богу у купины? Люди не поверят мне, спросят, как Твоё имя. И тогда Бог открывает Моисею Своё имя: Яхве — Сущий, Тот, Который есть и будет. Значит, через имя Бог являет и открывает Себя людям. Имя Божие — это, в сущности, Сам Бог. Во Второзаконии есть замечательный текст, который поможет нам до конца понять прошение «Да святится имя Твоё» «И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнём рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того. Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего; но к месту, какое изберёт Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь, и туда приходите» (Втор 12:3-5). Обычно мы говорим о пребывании Бога среди нас, а здесь речь идёт о пребывании имени — значит, Бог пребывает среди нас в виде Своего имени. Когда мы восклицаем: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (Пс 8:2), — то мы говорим тем самым: как чуден Ты Сам! «Да хвалят имя Господа… Хвалите Господа… старцы и отроки да хвалят имя Господа» (Пс 148). Одно и то же повторено в этом псалме несколько раз, но разными словами. Значит, имя Божие — то же, что Сам Бог. «Ночью вспоминал я имя Твоё, Господи» (Пс 118:55), т. е. вспоминал о Тебе. Иными словами: не просто — открой имя Твоё, но открой Себя, Господи, войди во всём Твоём сиянии, во всей Твоей святости в нашу жизнь. Яви Себя в Своей славе. Вот что значат слова «Да святится имя Твоё», Почему об этом сказано здесь так сложно — настолько, что девяносто девять процентов из нас не понимают, что значат эти слова? Вероятно, по той причине, что слово Евангелия, действительно, подобно семени. Оно, как семя в землю, падает в сердце человека, чтобы там постепенно согреться, напитаться, разбухнуть, затем дать росток, а через какое-то время принести плод. Слова «Яви Себя нам» мы бы усвоили сразу, быстро поняли и не осознали, что они значат. Но сложное и непонятное «Да святится имя Твоё» падает в сердце и постепенно там прорастает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Равным образом и польза светил, в свою очередь, разнообразна, как ясно видно и из самих слов Писания. Об этом мы сказали уже, по мере сил, хотя и не сообразно с достоинством предмета, раньше, когда изъ­ясняли вам те слова Писания. Говорить о том же опять в настоящее время было бы бесполезно.    2. Земле Бог дал семена и растения, водам — рыб и птиц. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею». Гадами Бог называет рыб, так как они скорее ползают, чем ходят. Потому и блаженный Давид вслед за Законода­телем говорить: «это море великое и пространное: там гады, коим нет числа» (Пс.103:25). Чудное дело, чудное повеление, чудное слово обетования! Почему [дал Он такое повеление]? Как Тво­рец всяческих Он имеет пред глазами и прошедшее, и настоящее, и будущее, и видит так, как мы не видим даже находящегося пред глазами. Итак, поелику Он имел даро­вать миру жизнь впервые чрез воды, то и повелевает прежде всего водам произвести живородную природу, чтобы ты знал, откуда корень жизни.    Когда я вижу, как выходят из свя­тых вод просвещенные, как они приступают к крещению со многими пороками подобно гадам, а выходят с жизнью веч­ной, — вижу Законодателя, который говорит: «да изведут воды тех, которые были некогда гадами, ныне — как душу живую». Откуда это может быть видно нам? Из того, что приступаю­щие к купели называются за прежние грехи именем гадов. Многие пришли к крещению Иоаннову, и Иоанн говорит при­шедшим: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3:7). Смотри, — когда душа, прожившая долгие годы в нечестии, приступает ко крещению, и выходит свободного от нечестия, то не сияет ли самым делом Вла­дычний глас, говорящий: «да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею»? Подлинно, спасаемый получает двойную благодать: и оживотворяется душой, и окрыляется подобно птице, воспаряет в небесные своды, делается сожителем ангелов и занимает место на ряду с небесными чинами. «И птицы да полетят над землею, по тверди небесной. Над землею» — телом, на не­бесах — образом жизни. Изъясняем так не потому, что понимаем слова как аллегорию, а потому, что усмотрели это в самой истории. Иное дело насильно превращать историю в алле­горию, иное — сохранить и историю, и придумать высший смысл. Бытописатель, желая показать, что гадами называет пернатых птиц, бывших в море, прибавил: «и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт.1:21). Разве может быть не пернатая птица? Что за нужда была говорит: «всякую птицу пернатую»? Летать означает тоже, что простирать руки. Можно летать и руками, как говорит пророк: «восплещите руками, воскликните Богу гласом радости» (Пс.46:2), не потому, чтобы руки имели крылья, а потому, что летать — значит простираться. Поэтому и пресмыкающееся — птица, поскольку оно ползет и простирается, почему и Давид говорит: «гады и птицы пернатые» (Пс.148:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Равным образом и польза светил, в свою очередь, разнообразна, как ясно видно и из самих слов Писания. Об этом мы сказали уже, по мере сил, хотя и не сообразно с достоинством предмета, раньше, когда изъ­ясняли вам те слова Писания. Говорить о том же опять в настоящее время было бы бесполезно. 2. Земле Бог дал семена и растения, водам – рыб и птиц. «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею». Гадами Бог называет рыб, так как они скорее ползают, чем ходят. Потому и блаженный Давид вслед за Законодателем говорит: «это море великое и пространное: там гады, коим нет числа» ( Пс.103:25 ). Чудное дело, чудное повеление, чудное слово обетования! Почему [дал Он такое повеление]? Как Творец всяческих Он имеет пред глазами и прошедшее, и настоящее, и будущее, и видит так, как мы не видим даже находящегося пред глазами. Итак, поскольку Он имел даровать миру жизнь впервые чрез воды, то и повелевает прежде всего водам произвести живородную природу, чтобы ты знал, откуда корень жизни. Когда я вижу, как выходят из свя­тых вод просвещенные, как они приступают к крещению со многими пороками подобно гадам, а выходят с жизнью веч­ной, – вижу Законодателя, который говорит: «да изведут воды тех, которые были некогда гадами, ныне – как душу живую». Откуда это может быть видно нам? Из того, что приступающие к купели называются за прежние грехи именем гадов. Многие пришли к крещению Иоаннову, и Иоанн говорит пришедшим: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» ( Мф.3:7 ). Смотри, – когда душа, прожившая долгие годы в нечестии, приступает ко крещению, и выходит свободною от нечестия, то не сияет ли самым делом Владычний глас, говорящий: «да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею»? Подлинно, спасаемый получает двойную благодать: и оживотворяется душой, и окрыляется подобно птице, воспаряет в небесные своды, делается сожителем ангелов и занимает место наряду с небесными чинами. «И птицы да полетят над землею, по тверди небесной». Над землею – телом, на небесах – образом жизни. Изъясняем так не потому, что понимаем слова как аллегорию, а потому, что усмотрели это в самой истории. Иное дело насильно превращать историю в аллегорию, иное – сохранить и историю, и придумать высший смысл. Бытописатель, желая показать, что гадами называет пернатых птиц, бывших в море, прибавил: «и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» ( Быт.1:21 ). Разве может быть не пернатая птица? Что за нужда была говорит: «всякую птицу пернатую»? Летать означает тоже, что простирать руки. Можно летать и руками, как говорит пророк: «восплещите руками, воскликните Богу гласом радости» ( Пс.46:2 ), не потому, чтобы руки имели крылья, а потому, что летать – значит простираться. Поэтому и пресмыкающееся – птица, поскольку оно ползет и простирается, почему и Давид говорит: «гады и птицы пернатые» ( Пс.148:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Итак, «сотворил Бог рыб больших», то есть великих морских драконов, – другие переводчики говорят: «сотворил Бог драконов великих», не «рыб больших», а «драконов». Прежде дракона не сотворено ни одного морского животного. Вот почему Давид говорит: «Хвалите Господа от земли, змеи и все бездны» ( Пс.148:7 ), и в другом месте: «Это – море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими; там плавают корабли, этот змей, которого Ты создал, чтобы унизить его» ( Пс.103:25–26 ). В другом месте, желая показать, что существует не один, а много драконов, говорит: «Ты сокрушил головы змиев в воде» ( Пс.73:13 ). Итак, «сотворил Бог рыб больших. ...И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт. 1:21 ). Почему Бог сказал: «хорошо»? Может быть, хорошо по причине множества? Но когда Бог сотворил звезды, солнце и луну, то говорится: «виде Бог, яко добра», хотя созданий было и много. Много звезд, бесчисленны их мириады, и, однако, не говорится: «виде Бог, яко добро», а сказано: «яко добра». Почему? Потому, что хотя звезд и много, но все они из одного света и все назначены на одно и тоже служение, именно – светить. Напротив, здесь великое разнообразие гадов, птиц и рыб (иное ведь дело – рыбы, иное – птицы, иное – гады), и в каждом роде существует много различных видов; потому и говорится: «виде Бог, яко добра». По разнообразию дел и похвала. «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» ( Быт.1:22 ). 3. Почему Бог, когда создал звезды, не благословил их? Почему после создания не благословил растений и деревьев? Одно благословляет, другое не благословляет. Что было причиной такого превосходства? Слушай. Звезд, сколько произошло сначала, столько и остается; они не могут увеличиваться ни по числу, ни по объему; поскольку они должны были оставаться в одном и том же положении, они не нуждались в благословении, которое бы их умножало. Те же создания, которые умножаются путем преемственности, и иначе получать приращения не могут, необходимо должны были принять и благословение. Опять повторю то же, чтобы еще лучше утвердить сказанное в мысли, так как, братие, и растение, посаженное в разрыхленную землю кое-как, небрежно, не имеет устойчивости, а стоит твердо, когда только зарыто глубоко и с полною тщательностью. Звезды в благословении не нуждались, потому что последнее не давало им способности умножаться. Птицы же, рыбы и человек в таком благословении нуждались в виду преемственности происхождения. Где немногое умножается и малое возрастает, и где иначе, как чрез преемственность, умножаться создание не может, там имеет место благословение. Теперь, когда мы узнали причину, почему указанные творения удостоились благословения, нужно, наконец, обратиться к остальным изречениям Писания. «Раститеся», потому что были малы; «размножайтесь», потому что не многочисленны; «наполняйте воды», потому что были в одной их части.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Суть преобразования общественного устройства, к которому призывает Христос, заключается, по мысли Иоанна Златоуста , в том, что «прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как если бы мы находились на небе» 32 . Слова Отца Церкви IV века перекликаются с приведенной цитатой из русского философа XX века в том отношении, что оба автора видят цель учения Христа не в переустройстве земного миропорядка, а в наполнении жизни человека новым смыслом. Невозможно землю превратить в рай путем социальных преобразований. Но земная жизнь может стать «Царством Божиим, пришедшим в силе» ( Лк.9:1 ), для тех людей, которые живут на земле по иным законам, в нравственном отношении превосходящим земное законодательство. Только следуя этим установленным Христом законам, человек может сделать землю небом. 4. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» Воля Божия – одно из важнейших понятий библейского богословия. Согласно Библии, воля Божия стала причиной сотворения вселенной, солнца и луны, звезд и неба: «ибо Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились» ( Пс.148:3–5 ). По воле Бога, руками Божиими был сотворен человек ( Пс.118:73 ). Грехопадение Адама и Евы ( Быт.3:1–7 ) стало нарушением воли Божией и причиной изгнания их из рая ( Быт.3:24 ). Однако сознание того, что воля Божия должна действовать в мире, сохранялось среди их потомков. Оно обновлялось в каждом новом поколении. Исполнять волю Божию стремились цари Израиля. Важные решения они сопровождали словами: «если на то будет воля Господа Бога нашего» ( 1Пар.13:2 ). Ожидание грядущего Мессии было ожиданием того, что «воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» ( Ис.53:10 ). Сын Божий стал Сыном Человеческим во исполнение воли Отца: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). О Себе Иисус говорил: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ). Послушание воле Отца было основной движущей силой земной миссии Сына Божия. Исполняя это послушание, Он добровольно претерпел страдания и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

VIII, стр. 148). IV. Св. Кирилл Александрийский : а) И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека к искреннему его, да не пришед поражу землю в конец ( Мал. 4:5, 6 ). Он, пришедши, обратить как мне кажется, трудно управляемоо Израиля, отвлечет его от давнего гнева и соделает его другом и человеком мирным в отношении ко Христу»... (т. IV, изд. 1886 г., стр. 281). б) В толковании сих же слов пр. Малахии «Доказательством милосердия и долготерпения Божия служит то, что некогда предвозсияет нам Илия Фесвит, предвозвещая по всей вселенной, что явится наконец Судия. – И Судия снидет во славе Бога и Отца, окруженный воинством ангельским, и сядет на престоле славы Своея ( Мф.25:31 ), судя вселенную в правде ( Пс.9:5 ), и всенепременно воздаст каждому по делу его ( Мф.16:27 ; Рим.2:6 ). Так как мы находимся в многочисленнейших грехах, то предшествует благополезно божественный пророк, приводя обитателей земли к единодушию, дабы все, собравшись в единство чрез веру и прекратив рвение ко злу, решились совершать добро и таким образом получили спасение при пришествии Судии. Но прежде пришел блаженный Креститель Иоанн в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ). И как он проповедывал, говоря: уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего ( Ис.40:3 ; Мф.3:3 ), так и божественный Илия будет тогда проповедывать близ сущего и вскоре имеющего быть, да судит вселенную в правде ( Пс.9:5 )... Пророк восставит (устроит) и, приведя к единой вере некогда разделенных и, восстановив человека к ближнему его, дабы не прииду, говорит, и поражу землю в конец, то есть всецело и совершенно. Видишь отсюда милосердие Владыки всех. Наперед убеждает обитателей земли и как бы свидетельствуя гласом Илии, что явится Судия, чтобы, обращением к лучшему исправив житие свое, тогдашние жители земли не предстали пред строгим Судиею, посылающим в пламень и во тьму кромешную ( Мф.22:3 ), но напротив услышали бы: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Введение Откровение Божие, устное предание и Священное Писание. 1. Кто нас создал? Нас создал Бог. 2. Для чего нас создал Бог? Бог нас создал, 1. чтобы мы Его познавали, 2. чтобы мы поклонялись Ему и прославляли Его, 3. чтобы мы исполняли Его святую волю, 4. чтобы мы достигли вечного спасения или блаженства. Пояснения: I. Святой апостол Павел во втором послании к Сол.1:8, говорит, что непознающие Бога будут наказаны. II. Господь Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Да хвалит Господа вся тварь земная» ( Пс.148:1,7 ). «Славьте Господа, ибо Он благ» ( Пс.117:1 ). III. Господь Иисус Христос говорил, что мы должны исполнять волю Отца небесного ( Мф.7:21 ). IV. В первом послании св. апостола Павла к Тимофею ( 1Тим. 2:4 ) сказано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись». 3. Могут ли люди своим разумом познать Бога? Своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, наблюдая мир и природу; однако это познание недостаточно. Пояснения: I. В псалме 19, стих 1 говорится «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь». II. Апостол Павел в своем послании к Римлянам написал, что невидимые Его свойства, особенно же вечную силу Его и Божество, люди могут познать через рассматривание творений видимых, так как никто не может быть оправдан, если он в Бога не верит (гл. 1, ст. 20). 4. Кто нам помогает лучше познавать Бога, чем это мы можем сделать своим разумом? Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет нам наш разум, помогает нам сам Бог и то тем, что Он о себе открыл. 5. Для кого дал Бог Свое откровение? Бог дал свое откровение для всех людей, ибо Он хочет, чтобы все достигли вечного блаженства. 6. Каждый ли человек принимает откровение Божие прямо от Бога? Откровение Божие не получают все люди прямо от Бога, ибо большинство людей через свою греховность и духовное безразличие неспособны принять откровение Божие непосредственно и в должной степени понять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

144. Поэтому, как Отец и Сын – одно, ибо Сын обладает всем, что имеет Отец 107 , так и Дух – одно с Отцом и Сыном, потому что Он Сам знает все, что Божье 108 . Он не вырвал эти знания силой, иначе это было бы оскорблением тому, кто их лишился, и не похитил, иначе претерпел бы ущерб тот, кто оказался обкраденным. Дух не похитил знания, нуждаясь в них, и не вырвал из-за превосходства в силе, но обладает ими по единству власти. Если Он совершает это, поскольку все сие производит один и тот же Дух ( 1Кор. 12:11 ), неужели не Бог Тот, Кто обладает всем тем, чем обладает и Бог? 145. Давайте исследуем, обладает ли Бог чем-либо, чего лишен Святой Дух. У Бога Отца божественная природа, и у Сына, в Котором обитает вся полнота Божества ( Кол. 2:9 ), она есть и у Духа, ибо написано: Божий Дух в ноздрях моих ( Иов. 27:3 ). 146. Бог испытывает сердца и утробы, как написано: Ты испытуешь сердца и утробы ( Пс. 7:10 ); также и Сын, сказавший: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? – потому что знал Иисус помышления их (Μф. 9:4); испытывает сердца и Дух, открывающий пророкам тайные чувства чужих сердец, как выше мы сказали, что тайны сердца его обнаруживаются ( 1Кор. 14:25 ). Почему мы удивляемся, если проникает в тайны человеческие Проницающий и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ). 147. Бог истинен, ибо написано: Бог верен, а всякий человек лжив ( Рим. 3:4 ), и в другом месте мы читаем: Верен Бог, Который не лжет (1 Kop. 1:9; Тит. 1:2 ). А разве лжет Дух? Он – Дух истины 109 , Который, как мы показали, был назван истиной 110 , так как Иоанн назвал Его истиной, как и Сына. И в псалме Давид говорит: Пошли свет Твой и истину Твою! Да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои ( Пс. 42:3 ). Если ты полагаешь, что Сын здесь свет, то Дух – это истина; если же тебе удобнее назвать истиной Сына, то тогда Дух – это свет. 148. Бог обладает именем выше всякого имени ( Флп. 2:9 ). Мы читаем, Он дал Сыну имя, чтобы во имя Иисусово все преклонили колени 111 . Посмотрим, обладает ли этим именем Дух. В Писании сказано: Идите и крестите народы во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). Следовательно, Дух обладает именем превыше всякого имени, и то, что имеют Отец и Сын, имеет и Дух по единству самой природы этого имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010