«Суди ми Господи по правде моей и по незлобе моей на мя» (по незлобию, какое у меня). Вспомнив о суде Божием, пророк добавляет тотчас же: будь, говорит, Господи, и мне судиею, напряги даже последние Твои силы для этого, и искуси, говорит, мое правое дело, которое защищал я против отцеубийцы Авессалома и его единомышленников, сделай это, далее, для меня за чистосердечие мое. Но почему пророк, тогда как в одном месте говорит: «Не вниди в суд с рабом твоим» ( Псал.142:2 ), здесь, напротив того, выражает особенное желание быть судимым? Там он как бы так говорит, обращаясь к Господу: не судись Ты, Боже, со мною и не сопоставляй моих деяний с полученными мною от Твоей благости дарами; здесь же он просит Бога рассудить его с другими, именно с теми, которые поступали с ним самим несправедливо, и которые искали его погибели. Пс.7:10 . Да скончается (прекратится) злоба (лукавство) грешных, и исправиши (управишь) праведнаго Да, если бы, говорит, приостановилось когда-либо лукавство грешников; то праведники пошли бы вперед прямо, то есть беспрепятственно стали бы проходить тогда путь добродетели.Испытали (испытующий) «сердца и утробы Боже праведно». Ты, говорит, Боже, который праведно исследываешь сердца и утробы наши, то есть собственно то, что составляет плоды гнева и что составляет корень вожделений наших, так как сердце наше служит жилищем гнева, утробы же наши составляют источник вожделений наших, а то и другое вместе порождает грех . Или иначе: Бог испытывает и исследывает наше сердце и утробы. Выражение же «праведно» в таком случае, лучше рассматривать уже в связи с следующими за тем словами: «помощь моя от Бога спасающего правыя сердцем». Пс.7:11 . Помощь моя от Бога спасающего правым сердцем Будучи прав и прост сердцем и стараясь направлять себя по правому пути добродетели, я, говорит, ожидаю себе помощи – не человеческой, которая бесполезна, но помощи от Бога, могущего спасти меня. Пс.7:12 . Бог (есть) судитель (судия) праведен, и крепок и долготерпелив Слова эти, по-видимому, направляет пророк против тех, которые соблазнялись о провидении Божием, задавая себе вопрос: почему оно попустило сыну восстать на своего отца? Итак «праведен» значит соразмеряющей воздаяния свои с деяниями, «крепок», иначе говоря такой, который все может, что ни захочет, «долготерпелив» же тот, кто не тотчас посылает наказание на виновных.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Итак, чего Иов в 14-й главе только желал, в том он теперь вполне уверен. Он знает, что у него есть Искупитель, Который после разрушения настоящего тела страдальца востанет некогда на его прахе. Сам Иов увидит Его во плоти (очевидно, другой, прославленной – 1Кор. 15:40 ), своими телесными очами, и для получения лично себе блаженства и воздаяния за настоящие страдания. Истаевают () внутренности мои () в груди моей. Что хочет сказать Иов этими словами? Преосв. Филарет считает их прямым доказательством отсутствия у Иова веры в загробную жизнь 95 . Но принимая во внимание библейскую терминологию, можно отождествить это выражение с Пс. 118:123 : «истаевают очи мои» ( ; 83:3; 142:7), т. е. дух мой 96 сильно желает скорее увидеть Господа. В последних двух стихах (28–29) Иов угрожает несправедливым друзьям Божиим наказанием за их незаконные оскорбления его невинности. Знайте ( – будьте так же твердо уверены, как я уверен в существовании Гоела), что есть суд их ( – грешников). Как для невинных страдальцев есть Искупитель, так для несправедливых оскорбителей есть законный Божий суд (ср. 13:10). Невыполнение в земной жизни, по воззрению Пятикнижия, Божественного Правосудия приводит к вере в выполнение его за гробом. Но шеол – место мрака и страдания – не может быть для страдальцев местом награды. Вера в Правосудие приводит к предположению, что состояние в шеоле должно быть временным. Предположение переходит в твердую уверенность, что существует на небесах Очевидец – Свидетель человеческой невинности. Последний некогда восстанет на земле. Иов тогда снова оденется плотью и увидит Господа-Искупителя своими будущими телесными очами (ср. Ин. 8:56 ). Псалтирь Согласно антропологическому учению Пятикнижия, псалмопевцы признают различие в посмертном состоянии духа и тела человека. Дух человека выходит из него, а тело возвращается в землю (145:4). Псалмопевцы верят в загробную жизнь. Настоящую земную жизнь они считают местом только странствования, ввиду будущего отечества. ( Пс. 118:19–20; 38:13 ). Невыполнение Божественного Правосудия в земном благоденствии людей приводило к вере в выполнение его в загробной жизни ( Пс. 72 ). Каким же образом в загробной жизни будет выполнено Божественное Правосудие? Грешники будут помещены в шеоле – аду. Да возвратятся грешницы во ад, ecu забывающий Бога (9:18). Да постыдятся нечестивии и снидут во ад (30:18). Грешницы яко овцы во ад положены, суть (48:15). Находящиеся в аду лишены лицезрения и прославления Бога (6:5), поэтому ими обладает духовная смерть (48:15). Они лишены света, счастья и блаженства (48:20), а потому подобны животным (48:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Слово «испытать» в Священных Писаниях употребляется и относительно Бога и относительно людей, но сказанное о Боге означает точность ведения, а сказанное о людях — то, что искомое ими обретается с трудом и изысканием. Посему, где слово это употреблено и о Боге, и о человеке, там оно одноименно, а не тождественно. Например, изречение: испытайте Писаний (Ин.5:39) одноименно, а не тождественно сказанному о Боге: испытаяй сердца, весть, что есть воля Духа (Рим.8:27). А изречение: испытаяй сердца тождественно со сказанным: Дух вся испытует, и глубины Божия (1 Кор.2:10), потому что об Отце и о Святом Духе дает оно разуметь самое точное Их ведение. Итак, думаю, объяснил я тебе мысль свою. Если же угодно заняться этим и на примере другого слова, то и сие сделаю. Слово: «благой» говорится и о Боге, и о людях, но означает одноименность. Ибо выражение: «благой человек» одноименно изречению: коль благ Бог Израилев (Пс.72:1); но изречение: коль благ Бог Израилев тождественно сказанному: Дух Твой благий наставит мя на землю праву (Пс.142:10). Это потому, что здесь общее не в имени только, но и на деле. И слово «ярость», когда говорится о Боге и о нас не тождественно, а одноименно, потому что сказанное о Боге означает бесстрастно насылаемое на грешников наказание, а сказанное о нас — страстное движение и смятение помыслов. И в изречении: приложи беззаконие к беззаконию их (Пс.68:28) есть одноименность, ибо смысл сего таков: наложи наказание на грех их. Также в изречении: аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор.3:17), есть одноименность, ибо смысл оного следующий: если кто осквернит храм Божий, то будет наказан Богом. 183. Ему же. Благость имеет Бог по естеству, не лишенному воли, но свободному, не принужденно, но произвольно действующему. А мы воспринимаем благость в себя по мере упражнения и преуспеяния, и она в нас не что–либо неотъемлемое, как в естестве Божием, но нечто изменяющееся, как скоро обуяеть нас любовь к лености. 184. Ему же. На сказанное: Пророка вам воздвигнет Господь Бог (Деян.3:22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Трудные места богослужения: Зачем зубы грешникам? Зубы грешников сокрушил еси… Вот с зубами все интересно: зубы, они и по-церковнославянски ‘зубы’; а почему псалмопевец использовал именно такой образ? 10 августа, 2012 Зубы грешников сокрушил еси… Вот с зубами все интересно: зубы, они и по-церковнославянски ‘зубы’; а почему псалмопевец использовал именно такой образ? Разбираем шестопсалмие, псалом 3-ий «Слава в вышних Богу!..» — с этой ангельской песни при рождении Спасителя начинается вторая часть всенощного бдения, утреня. И это понятно: символическое время Ветхого завета (вечерня) закончилось, наступили новозаветные времена, на которые с первых же слов указывает утреня. И разве не естественно начать ее с прославления события, которое произошло ночью и ознаменовало начало нашего спасения. Фото: Евгений Кугатов, photosight.ru Слава в вышних, т.е. на небе (ц.слав. вышняя – небо и все небесное), Богу и на земли (контраст и сопоставление: небо – земля, вся вселенная) мир (о мире мы уже писали, это покой, примирение) , в человецех благоволение . «Человецы» — множественное число от «человек», люди. Слово благоволение имеет в церковнославянском широкий спектр значений: это и любовь, (благо)расположение, и добро, добродетель, и доброжелательство. Здесь мы выберем первое: на земле покой, и в людях любовь, Божие благорасположение. Потушены свечи, чтец посреди храма читает шестопсалмие, первую часть утрени, «со всяким вниманием и страхом Божиим». Как следует из названия, оно состоит из шести псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Взятые из разных мест Псалтири, псалмы объединены содержанием, а именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (ср. пс. 3 и 62) от увеличения преследований (ср. пс. 3 и 87) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс. 102). Псалом 3-ий: Господи, что ся умножиша стужающии ми! – мы видим, что частица –ся (-сь) в церковнославянском менее связана со своим глаголом и может находится как после, так и перед ним: «ся умножиша» – то же, что «умножишася». Кто такие стужающии ? Стужати значит «угнетать», «теснить, беспокоить».

http://pravmir.ru/trudnye-mesta-bogosluz...

192 В этом отношении псалмы Давида можно сравнить с Высочайшими указами, манифестами, рескриптами и тому подобными выражениями царственной воли и желаний Государей к своим народам, хотя сравнение это, подобно как Сальвадорово сравнение пророческих речей с свободою печатного слова, слишком недостаточно (Джон. Cr. Милль о представ. правл.) и далеко не исчерпывает всей силы и действенности вдохновенных песней царя-пророка, имевшего слово Иеговы на языке своем. 194 Пс. 6, 31, 37, 38, 50, 142 . Церковными Psalmi poenitentiales (бл Авг.) считаются следующие семь псалмов, вероятно по числу семи дней недели: 6, 31, 37, 50, 101, 120, 142 (Христ. Чт. 1826 г. Стр. 93 примеч., также Delitzsch на пс. 6); но два из них 101 и 120 не принадлежат Давиду, между тем как из Давидовых псалмов, по содержанию, совершенно сходному с прочими покаянными псалмами, с полным правом может быть отнесен к числу их и Пс. 38 . 213 Ср. с псалмами Давида псалмы позднейшего происхождения, также песнь Аввакума (гл. 3), некоторые места Плача Иеремии и др. О подражании Давиду светских певцов можно заключать из слов пр. Амоса 6, 5 с евр. 217 «Музыка еврейская не любила разделения (с словом); в ней тоны бесчувственных орудий сливались с голосами живых разумных существ; голоса живые выражали мысль и чувство – мерным и ясным словом; тону и звуку придавалась ясность и самый голос; голос в свою очередь выяснялся речью и стихом. Оттого целая музыка была в одно и тоже время – музыка и пение. Музыкант всегда был вместе и певцом, и певец нередко бывал вдохновенным стихотворцем». (О храмовом пении и музыке Евреев. Воскр. Чтение 1846/4 г. 43. См. также Musik bei Hebraer в Real-Encyclopadie von Herzog. Bd. 10). 227 Выражение 1Пар.25:5 : «чтобы возвышать славу его» (Давида), которым обозначается обязанность Емана, прозорливца царского, можно понимать, как указание на то, что он занимался составлением песней на прославление милостей и обетований Божиих Давиду, которыми, конечно, возвышалась слава царства его. 239 Единственное исключение в этом случае представляет песнь пророка Ионы в его кн. гл. 2, 3–11, происходившего из царства Израильского и пророчествовавшего при Иеровоаме ( 4Цар.14:25 ), воспетая им впрочем не в пределах Израильского царства, а во время бегства его в Фарсис, во чреве китове, после чего он опять-таки отправляется не в Израильское царство, а в Ассирийский город Ниневию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Свидетельством Св. Писания, а также примером солнца, которое, несмотря на свою тварность, все объемлет своим светом или теплом, – доказывается, что ничто не ускользает от ведения Божия. 51 . (Теперь) нам следует ответить на вопрос: в самом ли деле Бог , промышляя 141 о своем творении, не знает его (praetereat scientia)? Το есть (ergo): насадивший ухо не слышит ли и создавший глаз не видит ли, не понимает ли? 52 . Такое нелепое мнение не укрылось от святых пророков. Давид, например (denique), приводит слова тех, которых он считает гордыми (superbia inflatos). Кто, в самом деле, высокомернее тех, которые, сами находясь под грехом, негодуют на то, что живут другие грешники, говоря: «доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться?» ( Пс.93:3 )? Потом ниже: «и сказали: не увидит Господь, и не узнает Бог Иакова» ( Пс.93:7 ). Таким пророк отвечает: «образумьтесь теперь несмысленные в народе, и глупые поумнейте. (Хоть) когда нибудь насадивший ухо не слышит ли и создавший глаз не понимает ли? Вразумляющий народы ужели не обличает? 142 Господь, поучающий человека познанию, знает помышления человеков, как они суетны» ( Пс.93:7–11 ). Тот, Который знает суетное, неужели не знает святого (sancta), неужели не ведает о том, что Он сотворил? Разве может не знать своего произведения художник? Хотя бы и человек, и тот знает сокровенное в своем произведении: а Бог не знает своего создания? (Тогда), значит, глубины больше в творении, чем в Создателе (altius ergo profundum in opere, quam in auctore). Или (быть может) Он создал нечто высшее Себя самого, величие которого неведомо творцу и душа (affectum) которого неведома судье. Так (мы ответим) им. 53 . Впрочем для нас достаточно (уже) свидетельства того, кто сказал: «Я есмь испытающий сердца и почки» ( Иер.17:10 , Откр.2:23 ). Затем в Евангелии Господь Иисус говорит: «что вы помышляете злое в сердцах ваших ?» ( Лк.5:22 ) 143 . Знал Он, что они помышляли о злом. Наконец, свидетельствует, говоря: «ибо знал Иисус помышления их» ( Лк.6:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

141 Так как священный певец представляет свое положение в высшей степени безнадежным, чрезвычайно близким к погибели смертной, то он, обращаясь к Богу с просьбой о помиловании, просит, чтобы оно было неотложным, иначе он умрет, а тогда уже надо будет творить чудо над мертвецом, чтобы показать ему защиту от нападающих на него в этой жизни, тогда придется врачам воскрешать его, чего не бывало. И как он умерший заявит о Боге, возвестит о Его снисхождении, справедливом воздаянии и чудесной Его защите, когда этого с ним не было, да и тех, кому бы он хотел заявить об этом, не будет с ним, потому что ненавидящие его останутся жить на земле? ( Пс.6:6, 29:10 ). 142 После моления ко Господу о необходимости скорой помощи, псалмопевец снова просит у Господа помилования, при чем высказывает, что он смотрит на свое несчастие, – на оставление его Богом, как на наказание Божие ( Пс.12:2, 73:1 ). 143 В конце моления певец снова счел необходимым упомянуть о своих несчастьях, сопровождающих его с юности и не прерывающихся до старости и даже под старость еще более увеличивающихся, так что изможденный, совершенно обессиленный от борьбы с целой бурей разных страданий, испытанных им, он теперь еще должен бороться с неприятностями, окружающими его со всех сторон. К тому еще ни откуда нет ему сочувствия, все знакомые его оставили, нет ни одного у него друга, или приятеля. Видно, что это последнее очень тяготило псалмопевца, если он, почти начавши этим всеобщим пренебрежением им, и оканчивает тою же речью свое моление, находя таким образом в одном Боге своего Заступника и Покровителя и самого благонадежного Утешителя. 144 Псалом 102 ( Пс.102 ), как видно из первых слов его, есть благодарственная хвалебная песнь Богу – Промыслителю. Давид воспел её после какого-нибудь очевидного случая помощи и покровительства Божия ему, воспел затем, чтобы возбудить к славословию как себя самого, так и все живые существа – небесные и земные. Подобно Моисею, убеждавшему Еврейский народ помнить Бога за Его благодеяния, совершенные во время изведения из Египта ( Втор.8:11–20 ), Давид приглашает все силы своей души прославлять Господа, не забывать множества милостей, оказанных ему, например, прощения известных его грехов, ослабления разных страданий, происходивших от них, частых случаев избавления от смертных опасностей, наконец, возведения на престол и наделения всеми благами, которых только мог желать он. И все, подобно певцу, должны постоянно славословить Бога, потому что Он и всем прощает грехи и оказывает милости всем, кто обращается к Нему, кто надеется на Него ( Иов.33:20–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

III. В избранном племени Авраама оплотом против разливавшегося по всей земле нечестия и разврата служили непосредственные откровения Божии, потом закон, определявший все отношения жизни, данный чрез Моисея, и наконец, еще ряд Боговдохновенных учителей, обличителей с силою чудотворений – ряд Пророков. Но и здесь грех , с течением времени, усиливался, беззакония из рода в род умножались; преграды не остановили разлития зла. И здесь уже слышится из уст Иова горькое убеждение в бессилии человека – бороться со грехом, потому что он владычествует во всех со дня рождения: Кто чист будет от скверны! Никтоже, аще и един день житие его на земли ( Иов.14:4 ). И в избранном народе царственный Пророк усматривает, наконец, то же, что явно было в народах, преданных идолопоклонству: растлеша и омерзишася в начинантях: несть творяй благостыню: Господь с небесе приниче на сыны человеческие видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключимы, быша·, несть творяй благостыню, несть до единаго ( Пс.13:1–4 .). И при указаниях закона Божия невозможность противостоять злу, водворившемуся и постоянно усиливающемуся в самом существе человека, Псалмопевец исповедует в следующих словах молитвы к Богу; не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Пс.142:2 ). Еще яснее определяет действие закона в избранном народе Апостол, когда усвояет ему только приведение грешника к полному сознанию неисцельности греховных ран своих: законом бо познание греха ( Рим.3:20 ); и в то же время утверждает, что неисцельные раны; быв растравляемы законом, оставались смертельными: Похоти не ведех, аще не бы закон глаголал: не похощеши. Вину же прием грех заповедию, содела во мне всяку похоть... Пришедшей заповеди грех убо оживе, аз же умрох: и обретеся ми заповедь, яже в живот, сия в смерть ( Рим.7:7–10 . Слич. Рим.2:17–24; 3:9–19 ). До какой степени простиралась злоба иудеев, любивших именоваться чадами Авраама, почивавших на законе и хвалившихся о Бозе ( Рим.2:17 ), до чего доходило ожесточение их и упорство в беззакониях, – покажет нам, кроткое и в самых строгих обличениях, слово Христово: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый Пророки и камением побивая посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокошь гнездо свое под криле, и не восхотесте! Се оставляется вам дом ваш пуст ( Лк.13:34,35 ). И, в сравнении с народами языческими, сказано о жителях городов галилейских: горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо; яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшая в вас, древле убо во вретищи и пепеле седяще, покаялися быша ( Лк.10:13 . Слич. Мф. 23:13–29 ; Ин.19:6–15 ; Деян.2:13; 7:51 ). Врачевство, необходимое для оживотворения человечества

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

142. Желаешь ли молиться (как должно)? Переселясь от здешнего, имей всегда жительство на небесах, не на словах только, но ангельским деланием и божественнейшим разумением. 143. Если только бедствуя (подвергаясь сильным искушениям, находясь в опасности пасть), воспоминаешь ты о Судие, как Он страшен и неумытен, то не научился еще ты работать Господеви со страхом и радоватися Ему с трепетом (Пс. 2, 11). Знай, что при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему со страхом и благоговеинством. 144. Мудр тот человек, который прежде совершенного покаяния не перестает со скорбию памятовать о грехах своих и о праведном за них взыскании в вечном огне. 145. Пребывающий во грехах и Богапрогневлениях, – и бесстыдно дерзающий простираться к познанию божественных вещей и к невещественной молитве, да приимет апостольское запрещение, что не безопасно ему молиться с обнаженною и непокровенною главою. Таковая душа, скажем словами Апостола, должна есть власть имети на главе Ангел предстоящих ради (1 Кор. 11, 10), облекшись в стыд и подобающее смиренномудрие. 146. Как больному глазами не принесет пользы долгое и напряженное смотрение на солнце при сильнейшем свете в самый полдень, так уму страстному и нечистому не принесет пользы воображение страшной и преестественной молитвы в духе и истине; напротив, к негодованию на него воздвигнет Божество. 147. Если пришедшего к алтарю с даром не приемлет Неимеющий ни в чем нужды и Нелицеприятный, пока он не примирится с скорбящим на него ближним (Мф. 5, 23) то смотри, какое нужно охранение себя и какая рассудительность, чтобы принести благоприятный Богу фимиам на мысленном жертвеннике. 148. Не будь словолюбив, ни славолюбив; в противном случае явно будет, что ужо не на хребте, а на лице твоем делают грешницы (Пс. 128, 3). И будешь ты посмешищем для них во время молитвы, влекомый и прельщаемый от них на безместные помыслы. 149. Внимание, ищущее молитвы, молитву обретет. За вниманием не другое что лучшее следует, а молитва, о которой и надлежит возыметь всякое попечение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010