Но и после Ниневитян, возвестителем печали о Бозе явился Давид, как образ живой и возвещающий дело спасительного и ради Бога горького сокрушения. Ибо он и тот грех, которым согрешил, передал в письменном виде и показал Богу, как велика его печаль и покаяние, и — каковую великую милость он получил от Бога. Потому что он говорит: «Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31:5); называя нечестием корень зла — пребывающую в душе страсть; беззаконием же — совершенный делом грех, который он одолев во всем, и по причине которого сокрушался и плакал, — он не только обрел прощение, но и восприял внутреннее исцеление. Как же он постоянствовал в скорби, послушаем как он опять говорит: «Бых язвен весь день, и обличение мое на утрених» (Пс. 72:14); и: — «Яко плача и сетуя, тако смиряхся» (Пс. 34:12); и: — «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6:7); и — «Бых яко нощный вран на нырищи  . Бдех, и бых яко птица особящаяся на зде  , и пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях» (Пс. 101:18, 10); и: — «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108:24); и: — «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс. 114:5). Такими же словами он вопиял ко Господу: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи» (Пс. 6:1); и: — «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну  » (Пс. 50:5); и: — «Господи услыши молитву мою, и не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс. 142:1, 2). Итак, и мы, братие, приидите поклонимся и припадем и восплачем, как сам опять Давид, обратившись, говорит, — пред Господем, сотворшем нас и призвавшем на покаяние, и к сей спасительной скорби и плачу и сокрушению; потому что тот, кто не имеет сего, тот не послушал Призывающего, и не счислится с избранными Святыми Божиими, и не получить возвещенного в Евангелии блаженства и обетованного Божественного утешения, ибо — «Блажени», говорит, «плачущии, яко тии утешатся» (Мф. 5:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Скажи мне Господи путь, в оньже пойду.   Молится, чтобы сподобиться ему евангельского учения. Пс.142:9. Изми мя от враг моих,    конечно, мысленных. Псалом 143 Давиду, к Голиафу. Пс.143:1. Благословен Господь Бог мой.    Начало показывает чрезвычайную радость. Научаяй руце мои на ополчение.   «Руками» называет дела, совершаемые по богочестию, которыми побораем сатану. Пс.143:4. Человек суете уподобися.    Каждый из людей уподобился миру сему. Пс.143:6. Блесни молнию, и разженеши я.    Молниею называет евангельскую проповедь. Пс.143:7. Посли руку Твою с высоты: изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих: Пс.143:8. ихже уста rлaroлaшa[v] суету.   Избавь от помыслов, окруживших нас по злоумышлению демонов. Или, водами называет народ иудейский, окруживший Апостолов, чтобы их задержать и погубить. Эти-то иудеи и были сыны чуждые и глаголющие суетное. В чем же состояло это суетное? не в том ли, чтобы сказать Христу: как Ты, «человек сый, твориши Себе Бога» (Ин. 10:33)? Пс.143:9. Боже, песнь нову воспою Тебе,     очевидно, песнь евангельскую. Слово же это от лица самого Давида. Во псалтири десятоструннем пою Тебе.   «Псалтирь десятиструнная» есть тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, потому что каждым чувством обнаруживается особенная деятельность. Пс.143:10. Дающему спасение царем[п] нашим    — святым Апостолам, которых Христос поставил их князьями. Избавляющему Давида раба Своего от меча люта. Пс.143:11. Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих.   Ради заветов с ними покажи всю о нас попечительность. «Мечем лютым» пророк назвал неистовство и зверство нападающих. Их же самих, как нечестивых, именует чуждыми. Пс.143:12. Ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей.   Сыны народа плотского, говорит Псалмопевец, процветают; а сыны народа духовного унижены. И это те, которые говорят: «аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется» (2 Кор. 4:16). Дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма.   Приукрашены земным убранством, потому и стали не храмом Божиим, как святые души уверовавших, но подобием храма. Показывали вид, что упражняются в житии по Закону; но имели в себе не Слово, а лукавого духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

И строго говоря, Шестопсалмие — это часть полночного, а вовсе не утреннего последования. К примеру, шестопсалмие можно обнаружить в древнем Часослове в виде ночного последования, именуемого «6-м часом ночи», когда монахи именно в полночь, старались прочитывать 6 псалмов (тем самым определяя время суток). Этим, кстати, объясняется, почему Шестопсалмие принято читать в темноте. Этим же можно объяснить и его связь с памятью о Страшном Суде. Ведь церковное предание уверено, что Христос во второй раз к нам «грядет в полунощи», а потому утвердился обычай освящать ночь вплоть до рассвета молитвой и псалмопением в ожидании Его пришествия. По традиции Западной Церкви полунощница с утреней стали составлять одну службу, начинающуюся с 1 часа ночи. Со временем ночную службу стали начинать под утро (около 4:00 утра), и полунощницу читать перед Утреней и даже воспринимать ее как утреннюю молитву. Если говорить о принципе подбора псалмов, то, во-первых, псалмы в нем выбраны из разных мест Псалтири равномерно (3, 37, 62, 87, 102, 142), как бы представляя собой всю Псалтирь, которую когда-то по ночам подвижники прочитывали целиком. Во-вторых, из множества псалмов выбраны именно те, в которых встречаются упоминания ночи и утра ( Пс.3:6 : «Аз уснух и спах, востах»; Пс.62: 1 : «к Тебе утренюю», ст. 7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; Пс. 87:2 : «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст. 10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст. 13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя – и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; Пс.142:8 : «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). На вопрос, возможно ли сокращение Шестопсалмия и каким образом, можно в ответ указать, во-первых, на то, что само Шестопсалмие делится на два трехпсалмия, первое из которых (3, 37, 62) более древнее, а второе (87, 102, 142) давно игнорируется практикой вычитывания утренних молитв священнослужителями во время его прочтения. И скорее всего вторая часть шестопсалмия появилась в качестве дополнения как раз для того, чтобы священнику успеть прочитать эти молитвы. Причем, говорят, что величина этого дополнения доходила от одного до трех и более триад. Слышите! не ограничивались одним лишь шестопсалмия, но могли читать до 12 псалмов и более, чтобы священник успел спокойно прочитать утренние молитвы, которые ему предписывает устав и служебник.

http://azbyka.ru/video/95-utrennee-psalm...

До девятого члена Великое славословие однородно для праздничной и вседневной Утрени. Следующие за восьмым членом стихи в одном варианте произносятся раньше или позже, по сравнению с другим вариантом. В целом же, произведена перемена мест двух устойчивых групп стихов: Первая группа стихов – “славословная”: – Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. – Благословен еси Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Аминь.( 1Езд.7:27 ), ( Пс.43:9 ) – Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. ( Пс.32:22 ) – Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды). ( Пс.118:12 ) Вторая группа стихов – “исповедальная”: – Господи, прибежище был еси нам в род и род. ( Пс.89:1 ) – Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. ( Пс.40:5 ) – Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. ( Пс.142:9: 10 ) – Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет, пробави милость Твою ведущим Тя. ( Пс.35:10: 11 ). Зти две группы стихов, почему-то, меняются местами в полиелейной и вседневной утренях. Во вседневном варианте наблюдается определённая логика: 8 член – “в век века”; зту тему развивает 9 член –“в род и род”; от темы “рода” мы обращаемся к самому себе в 10 члене – “Аз рех,.., помилуй мя”; и для зтого в 11 члене говорим – “научи мя творити волю Твою”; далее в 12 члене переход к новой теме “света,” в связи с наступлением Дня спасения, – “во свете Твоем узрим свет”; в 13 члене молитва о Дне, – “без греха сохраниться”; все остальные члены последовательное благословение и славословие. В полиелейной Утрени “славословная” группа стихов почему-то поётся прежде “исповедальной”. 17-й и 18-й члены составляют развернутое тройческое славословие, в особенности зто характерно для полиелейной Утрени. Формальное сходство Великого славословия с иудейскими бенедикциями на зтой форме и кончается. Нам дан новый образец благословения. Сохраняя преемство от Ветхой Церкви, не нарушая Закон, мы исполняем его, освящая евангельским духом. Первые семь членов Великого славословия – зто исповедание евангельского откровения об Иисусе Христе и Троице; вторая часть (с 8-го по 16-й член) – зто покаянно молитвенные призывания, составленные из псаломских откровений; последние члены – зто исповедание тройческого откровения – Трисвятое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8. «Обновится яко орля юность твоя» – юность твоя восстановится (вернется к тебе), как возвращается орлу сила с возобновлением перьев. Этими словами образно представляется последствие благодеяний Божиих. «Орля» – имен. пад. ед. ч. женск. р. от прилагательного «орль» – принадлежащий орлу, орлиный; «яко орля юность» – как юность орла. 9. «Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым» – «творяй» – подразумевается «есть» – творит. «Милостыня» здесь вообще в смысле милости, благодеяния. В еврейском тексте теперь читается не «милость», а «справедливость». Греческое слово, переведенное по-славянски словом «судьба», означает первоначально решение, приговор, осуждение, а также – законодательное определение, закон, устав. Поэтому слово «судьба» здесь, как и во многих других местах, следует понимать в смысле суд, справедливое решение. Ср. Пс.36:6 : «изведет (Бог) яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне» (т.е. «справедливость твою, как полдень»); Пс.118:43 : «яко на судьбы Твоя уповах» («на суды Твои я уповаю»). Таким образом, «творить судьбу обидимым» значит оказывать обиженным справедливость, восстановлять их в правах их. Подобное сопоставление милости и справедливости находим в Пс.32:5 : «любит милостыню и суд Господь», – по-еврейски «правду и суд»; ср. также Пс.100:1 : «милость и суд воспою Тебе, Господи». 10. «Сказа пути Своя Моисеови» – «Сказа» значит объявил, открыл, возвестил. Выражение «пути Господни» имеет два значения: во-первых, предначертания Божии, пути божественного домостроительства, пути, по которым Господу угодно вести кого-либо, напр., народ Свой. В этом смысле слово «путь» употреблено, напр., в Пс.24:10 : «вси путие Господни милость и истина»; Пс.144:17 : «праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Во-вторых, – пути, данные от Господа людям, пути, по которым люди должны следовать во исполнение воли Божией, т.е. заповеди. Так, напр., Пс.142:8 : «скажи мне Господи путь, воньже пойду». В котором из этих двух значений следует понимать слово «путь» в настоящем случае, сказать с достоверностью трудно. По- видимому, параллельное выражение во второй половине стиха – «хотения Своя» – заставляет предпочесть второе из указанных значений (заповеди Божии – воля Божия). Однако в еврейском тексте вторая половина стиха читается иначе (вместо: хотения – дела), а потому и выражение «пути Господни» в первой половине там скорее приближается к первому из указанных значений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Это-то страшное судилище и неподкупного Судию имея в уме, блаженный Давид каждую ночь омочал ложе слезами и умолял Бога, говоря: Господи, не вниди в Суд с рабом Твоим (Пс. 142:2), — да не угодно будет Тебе, Человеколюбец, вести со мной прю (спор). Не имея никакого оправдания, потому самому умилостивляю благость Твою, — не вниди в Суд с рабом Твоим, ибо если восхощешь сие сделать, то не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142:2). Смотрите, братья, как блаженный Давид страшится того дня и часа, молится и готовится к ответу. Потому приступите и вы, христолюбивые братья, пока не настал тот день, пока торжище не кончилось, пока видимо не пришел Бог и не застал вас неготовыми. Предварим лице Его исповеданием, покаянием, молитвами, постом, слезами, странноприимством; предварим, пока не пришел Он видимо и не нашел нас неготовыми. Не перестанем приносить покаяние, неотступно умолять и готовиться во сретение Господу все вкупе, — мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши. Смотрите, да никто не говорит: «Много нагрешил я, нет мне прощения». Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, пришел на землю ради злостраждущих и сказал: радость бывает о едином грешнице кающемся (Лк. 5:10); и ещё: Не придох призвати праведных, но грешныя в покаяние (Лк. 5:32). Истинное же покаяние состоит в том, чтобы удалиться от греха и возненавидеть его, подобно тому, кто говорит: Неправду возненавидех и омерзих (Пс. 118:163); и ещё: Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоя (Пс. 118:106). И тогда Бог с радостью приемлет приходящего к Нему. Но смотрите, никто да не дерзнет сказать: «Я не согрешил». Кто говорит это, тот слеп, смежил очи, сам себя обманывает и не знает, как скрадывает его сатана и в словах, и в делах, то через слух, то через глаза, то через осязание, то через помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и все чувства чисты? Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен совершенно от вины, кроме Того Единого, кто нас ради обнищал богат Сый. Безгрешен Он один — вземляющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников, человеколюбивый, всесильный Спаситель всех людей, Отец сирот, Судия вдов, Бог кающихся, Врач душ и телес, надежда безнадежных, пристань обуреваемых, помощь беспомощных, путь жизни, всех призывающий к покаянию и не отвращающийся ни от кого из кающихся. К Нему прибегнем и мы, потому что все грешные, прибегавшие к Нему, получали спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Поэтому псалом так и начинается: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня…» Но в то же время в псалме нет и нотки уныния. Святой Давид убежден, что Господь его спасет: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс. 3:9). И это действительно происходит. Бог выступает на стороне праведника. Ахитофел заканчивает жизнь самоубийством. Войско Авессалома разбивают сторонники Давида. Его же самого, запутавшегося длинными волосами в ветвях дуба, пронзают стрелами. Хотя сам Давид дал четкое приказание воинам не убивать сына. И после его смерти он оплакивал смерть непокорного чада словами: «Сын мой Авессалом, – восклицал он, – сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33). Сердце его в этой страшной Богоборческой и отцеубийственной войне не ожесточилось, но осталось чистым, милосердным и любящим. 53-й псалом Написан святым пророком и царем Давидом по похожему историческому поводу. Когда законно помазанный царь евреев молодой Давид принужден был спасаться бегством от безумного, не желающего отдавать власть царя Саула. Одно время Давид укрывался в пустыне возле иудейского города Зиф, но зифляне решили предать его и выдать Саулу. Но Господь спас праведника, потому что он уповал на Него, как это мы видим из стихов псалма: «Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53:6). 58-й псалом Этот псалом очень схож с предыдущим, так как написан примерно по тому же поводу. Когда еще Давид служил Саулу, последний, подстрекаемый унынием, властолюбием и бесом, пытался убить Давида, метая в него копье или окружая стражами в доме. Это святое стихотворение написал псалмопевец, находясь под страшным и убийственным прессингом царя и его слуг. Как и в предыдущем псалме, он полностью уповал на Бога, непреложно веря, что Он спасет его: «Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Пс. 58:18). 142-й псалом Этот псалом снова нас отсылает к гонению, воздвигнутому сыном Авессаломом на отца Давида. Именно эти скорби побудили святого псалмопевца его написать. Как и прежде, пророк полностью уповает на Всевышнего и во всем происходящем видит Его благую волю. Он молится о следующем: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Тво благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10). Несмотря на скорби, Давид учится словно бы смотреть сквозь них, вперяя средоточие своих ума и сердца в живого истинного Бога и в Нем только обретая спасение.

http://pravoslavie.ru/107121.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Таким образом, единственное, что можно вывести из филологического анализа слова , это – представление пустоты. Поэтические описания его дополняют это представление некоторыми подробностями. Прежде всего, шеол представляется, как определенное пространство, а не как способ существования душ умерших. Образно он представляется местом, куда ведут определенные пути ( Пс.68:16 ); он огражден стенами ( Ис.38:10 ) и имеет ворота ( Ис.38:10 ; Иов.10:21 ). Шеол представляется находящимся внизу, именно под землею ( Пс.138:8 ; Ис.7:11 ; Ис.14:9 ; Притч.15:24 ), в какой-то величайшей глубине, и называется поэтому бездной или преисподней ( Пс.87:7 ; Притч.1:12 ; Притч.27:20 ; Иез.26:20 ). Он глубже вод океана ( Иов.26:5 ) и по своему пространственному положению противоположен небу ( Иов.11:8 ; Ис.7:11 ; Ис.14:13–15 ). Далее шеол изображается, как место мрака, и в этом отношении также противоположен небу. Он называется поэтому темным местом ( Плч.3:6 ), тьмой ( Пс.142:3 ), мраком ( Пс.87:7 ), землею тьмы и тени, свет которой как мрак ( Иов.10:20–21 ). Шеол служит местом пребывания всех умерших. Кто из людей, восклицает Псалмопевец, жил и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней ( Пс.88:49 )? Благочестивые патриархи со смертью переходят в шеол ( Быт.37:35 ), туда же сходят Корей, Дафан и Авирон, наказанные за возмущение против Моисея ( Чис.16:33 ). Поэтому шеол называется домом собрания всех живущих ( Иов.30:23 ). Туда переселяются не только евреи, но и язычники: у пророков находим поэтические изображения вступления в шеол царей вавилонского ( Ис.14 ) и египетского ( Иез.32 ) 160 . Ко времени явления Спасителя религиозная мысль евреев соединила представление о шеоле, как общем жилище всех умерших, с идеей загробного воздаяния и стала мыслить шеол разделяющимся пространственно на две части: геенну–место мучения нечестивых, и рай, или лоно Авраамово – место блаженного покоя 161 . Это воззрение, хотя и не содержащееся в ветхозаветных книгах, но вполне основывающееся на них, нашло себе место в известной притче Спасителя о богаче и Лазаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010