По существу; вечное бо есть и бессмертное: по воле, по месту, понеже безмерен. Скажешь, Бог раскаивается. Отвечаю: Так говорится снисходя нашей немощи: когда другое определение на дела свои творит, не по измене своей воли, но самой твари. Безмерное. То есть, непостижимое, или вездесущее и никакого к пребыванию своему неимущее места определенного. Язычники говаривали, что Богом все наполнено. Сюда надлежит оная остроумная речь, Бог есть круг, которого центр везде, а окружие нигде ( Пс.138:7 ): «камо пойду от духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу?» Препростое. Ни из каких частей не сложное, не говорю, физических, но ниже Метафизических. Нет в Боге рода, нет дифференции, разности, нет субъекта, подлежащего, нет акцидента, случайных принадлежностей, не состоит из акта и потенции, действия и возможности. Премудрое. Всеведущее, и познающее одним взором без всяких размышлений не только самого себя и все вещи от себя созданные, великие и малые, прошедшие, будущие и настоящие, но и все то, которого хотя нет, да может быть: познает же так светло, что как бы все вещи на руке у него были написаны, и так удобно, как мы глазом вещи усматриваем, так он их, или гораздо совершеннее натуры подробно познает ( Пс.138:1–2 ): «Господи, ...ты познал еси седание мое и востание мое, и помышления моя разумел еси издалеча». «О глубина богатства премудрости и разума Божия!» ( Рим.11:33 ). И по сему-то один Он наш есть сердцеведец. Всемогущее. Вся может без числа, без меры, и делает, что хочет, одним мгновением и без всякого затруднения, и вся имеет в своей власти: «вся возможна Богу» ( Мф.19:26 ). А что Бог не может грешить, лгать и пр. то тем самым более всемогущ, понеже грешить означает немощь и слабость. Преблагое. Предоброе, никакого худа непричастное: преблагое само в себе и не существу своему: «никто же благ, токмо един Бог» ( Мк.10:18 ); в делах своих, «всяко даяние благо... свыше есть сходяй» ( Иак.1:17 ). В своих расправах: и праведного бо неотменно любит, и грешного отвращается. «Праведен еси, Господи, и праведна дела Твоя " ( Пс.118:137 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Содержание молитвы выражает твердое убеждение в том, что искреннее раскаяние обретает действенность перед лицом бесконечной милости Божией: дважды автор исповедал свой грех и умолял об отпущении грехов, обращаясь к долготерпению Господа. Кульминацией этого молитвенного воззвания служат слова: «преклоняю колени сердца моего» (ст.11). Лексический состав молитвы (особенно стихи 9-11) обнаруживает наибольшую близость к 2 Пар 33. 6-12, а по содержанию стихи 7, 9, 10, 12, 13 близки к покаянным словам Пс 50. 1, 3, 4, 9, 11, 14. Также в тексте молитвы обнаруживается влияние и др. библейских образов (Быт 19. 15; Пс 22. 6; 26. 4; 102. 9; 138. 15; 144. 5; Иоил 2. 13). В апокрифической литературе наибольшую тематическую близость отдельные выражения обнаруживают с апокрифом «Иосиф и Асенефа» (стихи 12. 5, 12; Joseph et Aseneth - CAVT, N 105). Текст молитвы представлен в 2 основных версиях. Издание на сир. языке (The Old Testament in Syriac According to the Peshitta Version/Ed. W. Baars, H. Schneider. Leiden, 1972. Pt. 4. Fasc. 6. P. I-VII, 1-9) базируется на рукописи IX в. из Лауренцианской б-ки (Флоренция) (Laurent. Orient. Ms 58) и на рукописи VIII-IX вв., содержащих текст «Дидаскалии апостолов» . Греч. текст включается в полные критические издания Септуагинты (Psalmi cum Odis/Ed. A. Rahlfs.//Septuaginta. VTG. Bd. 10. S. 361-363) и подготовлен на основании т. н. Александрийского кодекса (V в.), где молитва входит в состав 14 библейских песней, следующих за Псалтирью, и Codex Turicensis (XII-XIII вв.). Лат. версия имеет позднейшее происхождение, она не была переведена блж. Иеронимом и введена в издание Вульгаты только в XIII в. (Biblia sacra iuxta vulgatam versionem/Ed. R. Weber. Stuttg., 1969. Vol. 2. P. 1909; описание всей рукописной традиции см.: CAVT. P. 125-130; также: Osswald. 1977. S. 17-19 и др.). В изданиях перевода LXX молитва помещена среди собрания библейских песней (разд. «Odae» - Rahlfs A. Septuaginta. P. 180-181); в синодальном переводе она расположена в качестве дополнения после 2 Пар 36.

http://pravenc.ru/text/2561806.html

А так как к этим словам присоединил: «да исполнится писание», то считаем полезным сказать читателям следующее. Не потому, что изрекло писание, погиб предатель и дошел до такой порочности, что за несколько сребреников предал честную кровь Христа, но так как ему несомненно предстояла погибель, как предавшему Господа по присущему ему злонравию, то и писание, коему не свойственно ошибаться, предуказало, что это непременно будет. Ведь оно есть слово всё знающего Бога и в Своем уме носящего образ жизни каждого и поведение его от начала до конца. Так и Псалмопевец, усвояя Ему ведение всего, как прошедшего, так и ожидаемого в будущем, говорит к Нему в одном месте: «Ты знаешь все помыслы мои издалека, стезю мою и удел мой Ты знаешь и все пути мои предвидишь» ( Пс.138:2–3 ). Итак, всё наперед предведая и будущее созерцая уже как настоящее, кроме всего прочего, что сказано о Христе, божественное —75— слово предвозвестило нам и о том, что погибнет предатель, поставленный среди учеников. Предведение и предсказание будущего, конечно, не было желанием и повелением Бога, равно и предречение не служило принуждением к совершению предуказанного греха и злодеяния против Спасителя, – напротив, оно скорее отвращало от этого, так как узнавшему это без сомнения было возможно, если бы он пожелал, и отказаться и охранить себя от этого, как имеющему свободное влечение ко всему, что он пожелает. Но, быть может скажешь: каким же образом охранил Христос (Своих учеников), когда по влечению своих собственных желаний и добровольным побуждениям прочие оказываются избежавшими диавольских сетей, а один только несчастный Иуда из всех был уловлен? Какая же, поэтому, была польза от упоминаемого здесь охранения? На это, благороднейший, ответим также и мы, что прекрасно, конечно, бодрствование, весьма полезна крепость нашего ума и сила воли к добродетели и совершению блага, ибо таким именно образом мы соделаем «свое спасение» ( Флп.2:12 ). Однако-ж одного этого будет недостаточно для человеческой души. Ведь она необходимо нуждается в высшем содействии и благодати, облегчающей для неё препятствия и делающей вполне удобопроходимым трудный и скалистый путь праведности. А что у нас совсем ничего нет, что бы не являлось от божественной благодати, об этом выслушай слова Псалмопевца: «если Господь не построит дом, всуе трудились строители его; если Господь не устережет город, всуе бодрствовал страж» ( Пс.126:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ответ на возражение 1. Грехи отчаяния и самонадеянности состоят не в неверии в правосудность и милость Божий, а в презрении к ним. Ответ на возражение 2. Упрямство и нераскаянность отличаются не только со стороны прошедшего и будущего времени, но также и со стороны некоторых формальных аспектов, связанных с различием рассмотрения тех вещей, которые относятся к греху, что было разъяснено нами выше. Ответ на возражение 3. Благодать и истина были произведены Христом через посредство сообщенных Им людям даров Святого Духа. Ответ на возражение 4. Ослушание принадлежит упрямству, притворное раскаяние – нераскаянности, а расколы – зависти к духовным благам братьев, благодаря которым члены Церкви скреплены воедино. Раздел 3. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРОЩЕН ГРЕХ ПРОТИВ СВЯТОГО ДУХА? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что грех против Святого Духа может быть прощен. Так, Августин говорит, что «не должно отчаиваться ни в ком дотоле, доколе терпение Господа понуждает его к раскаянию» 138 . Но если бы какой-то из грехов не мог быть прощенным, то в таком случае в отношении некоторых грешников можно было бы и отчаяться. Следовательно, грех против Святого Духа может быть прощен. Возражение 2. Далее, всякий грех прощается не иначе, как только благодаря исцелению души Богом. Но «нет недуга, который бы не исцелил всесильный врач», как говорит глосса на слова [Писания]: «Он... исцеляет все недуги твои» ( Пс. 102, 3 ). Следовательно, грех против Святого Духа может быть прощен. Возражение 3. Далее, свободная воля беспристрастна к добру и злу. Но пока человек странствует [в этой жизни], он может отпасть от любой добродетели – ведь даже ангел пал с небес, в связи с чем читаем [в Писании]: «Он... и в ангелах Своих усматривает недостатки; тем более – в обитающих в храминах из брения» ( Иов. 4, 18, 19 ). Поэтому на том же основании человек может быть возвращен из любого греха в состояние правосудности. Следовательно, грех против Святого Духа может быть прощен. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Если же кто скажет на Духа Святого, – не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12, 32 ). И Августин говорит, что «столь велика сокрушительность этого греха, что смыть оскорбление не может даже мольба о прощении» 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

На этом весь аргумент Свидетелей Иеговы и рушится. Тот же Соломон, который сказал, что небо – это место обитания Бога, здесь же говорит, что эти же небеса не вмещают Бога. Иегова Сам также прямо говорит, что ничто не может Его ограничить, ни храм, ни дом, ни земля, ни небеса:«Так говорит Господь [ ]: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя...» ( Ис. 66:1,2 ). Теперь перейдем к другим аргументам Сторожевой Башни: «Некоторые люди верят, что Бог вездесущ, что Он находится в звездах и планетах, в радуге, в крыльях птицы, да, в каждой былинке. Но Библия учит, что Бог является Лицом и обитает в определенном месте. Мудрый царь Соломон говорил в молитве, Богу: «Тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву». И в библейской книге Исаия Бог Сам приводится словами: «Небо – престол мой» ( 3Цар.8:49 ; Ис.66:1 )». (Сторожевая Башня, 01.09.1987 г., стр. 4). Здесь читателя немного сбивают с толку. В журнале приводятся некоторые верования пантеизма («все есть Бог»), а не традиционного христианства. Христиане не учат, что Бог тождественен тварному миру. Бог пронизывает все Свое творение, присутствует в нем, но не смешивается с ним. Странно, что Свидетели Иеговы ссылаются на Ис. 66:1 , из которого они процитировали лишь одно положение о небе: «Небо – престол мой». Далее Иегова говорит, что «земля – подножие ног Моих». Совершенно очевидно, что оба этих выражения нельзя понимать слишком буквально. Иначе придется впасть в грубый антропоморфизм и признать, что у Бога есть буквальные ноги. Конец данного стиха «где место покоя Моего?» – подразумевает, что тщетно вообще искать какое-либо место покоя и обитания Бога. «Пророческие слова Пс.138: 7–12 не означают, что Бог вездесущ, что он лично присутствует во все времена во всех местах. Писание ясно показывает обратное ( Втор.26:15 ; Евр.9:24 )». (Сторожевая Башня, 01.10.1993 г., стр. 4). Теперь Сторожевая Башня нападает на те места Писания, которые подтверждают вездесущность Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Однако, можно привести свидетельство из нынешних болезней (одной ли, двух ли) о «нетерпимом гневе Божиим на грешников» (2 Пар. 36, 24) . И мы содержимы здесь многим страхом и трепетом, чтобы не впасть в невыносимые муки там. Поэтому нынешнее гонение, пусть и для некоторых, оказывается веществом добродетели. «В Нем они воссияли, как светила в мир, содержа слово жизни, к похвале моей (если можно так сказать) в день Христов» (Филип. 2, 15-16). Какое же добро они не сотворили? К какому улучшению не пришли? Ведь они и себя спасли и спасут, получив опыт в искушениях и, подобно золоту, будучи испытаны огнем, и восприняв других, явившись спасителями многих — из того же чина и иного. Да будет с ними моя часть и сопричислюсь к ним, если есть что во мне угодное. А для других, хотя и самых малых числом — вещество злобы благодаря дерзновенной жизни и попранию послушания соделавших свои срамоты. О них своевременно говорит Священное Писание: «Помрачился образ лица их, как смола» (Плач Иерем., 4, 8). К ним же и возопию: «Сыны беззакония, оставили Господа»» (Ис. 1, 4). Вы изменили законы монашеской жизни. Правых путей вы не имеете, но как хромые носитесь, отклоняясь туда и сюда. Вы уходите из собраний ваших и предаетесь любви к женам, одни — оставаясь одинокими, другие — покупая рабов. Иные же предаются торговой жизни и Col 1839 склонности к сребролюбию . Не устрашает вас ни пророческое проклятие, ни апостольское прещение, ни увещевание моего смирения.Ведь, как я узнал, один из них, полюбив девушку, направил свои стопы к самому похищению и отвержению Бога. Что скажешь, о несчастный и окаянный? Не ты ли многократно воспевал: «Куда пойду от Духа Твоего и куда бегу?» (Пс. 138...). Ведь ты впал в любовную страсть по наущению змия, соблазнившего Еву и совместно с ней изгнавшего Адама из рая. Или ты думаешь отречься от Христа, Которому сочетался через обещание девства и сочетаться греху, через который смерть вошла в мир? Или ты не слышал Писания, так вопиющего о тех, кто творит таковое: «Червь их не скончается и огонь их не угаснет? (Ис.

http://pravoslavie.ru/57666.html

От света же не рождена, свет возсия присносущен, и от истинного живота, животворящий произыде источник, и от самыя Отчия силы Сыновия сила явися, иже есть сияние славы и Слово ипостасно, искони сый у Бога, и Бог сый, безначален же сый и присносущен, Имже вся Быша видимая же и невидимая. И единого вемы Духа Святаго, от Отца исходящего, Бога совершенна, и животворяща, освящающа, тояжде воли суща, всемогуща, соприсносущна, в своем лице пребывающа 23 . 3) Един Отец всех нас общий на небеси есть живый и везде сый Бог , и един Архипастырь великий, небеса прошедый Христос, и един всех Утешитель Дух Святый 24 . в) Учение о Святой Троице в Ветхом Завете Мы ничтоже ново вводим, егда (кроме Отца) Сына Божия и Святаго Духа исповедуем, та бо нам не от нас самих речена суть, но от Божественных Пророков изобретена. Прежде всех Давид Пророк и Царь, предвозвещая отец ваших (Иудеи) на Спасителя нашего шатание, рече: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным, на Господа и на Христа Его ( Пс.1:2 ), се убо Господа и Христа Его глаголя, не едино лице вводить, но два. А яко Христос есть Сын Божий, возвещает тойже Пророк, глаголя: Господь рече ко Мне, Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Ин бо убо есть родивый, ин же рожденный. О Дусе же Святом тойже Давид свидетельствует, глаголя: словом Господним небеса утвердишася, и духом уст его вся сила их ( Пс.32:6 ). Зде убо триех воспоминает, Отца Господа, и Сына. Его же нарицает, Словом, горнего ради и бесстрастного рождения, и Духа Святаго. И на ином месте глаголет: Духа твоего Святаго не отъими от Мене ( Ис.8:13 ). И паки: камо пойду от Духа твоего ( Пс.138:7 ), теми словесы Пророк яве показует, яко есть Дух Святый, и исполняет всяческая. И паки глаголет: послеши духа Твоего, и созиждутся ( Пс.103:30 ): сия вся не от Давида ли суть речена, но и Моисей Боговидец в книзе Бытия Бога вводит глаголюща: сотворим человека по образу нашему и по подобию: с кем убо тогда глаголаше Бог, аще не речем, яко ино лице с Ним бе, не может же рещи никтоже, дабы то глаголал Бог к небесным силам. Та бо самая словеса: по образу нашему, ниже помыслити от том попущают: несть бо тойже образ и подобие Богу и Ангелом, яко ниже естество и сила едина есть, но ино есть естество Божие, ино же Ангельское: подобаше убо иному быти тому, с нимже Бог глагола та словеса, по образу нашему: и таковому быти подобаше, иже бы был единого с глаголющим Богом естества, образа же и подобия и тождества: кто же таков быти можаше, аще не Сын, иже есть единосущен Отцу, единославен, и единосущен Отцу, единославен, и единомощен, образ Отчий неизменный 25 ? г) Объяснение таинства Пресвятой Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Ветхом Завете достаточно примеров, открывающих людям бытие Бога Отца. Но есть свидетельства и о Сыне и о Духе Святом: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ). «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). Эти высказывания относятся к Личности Сына – Господа нашего Иисуса Христа (см. Евр.1:5 ), (см. Лк.10:41–43 ; Деян.2:34–35 ). О Святом Духе же говорится: «И Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ) «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица твоего куда убегу» ( Пс.138:7 ), и прочие места. Теперь давайте сопоставим три цитаты из Священного Писания, и мы увидим, что Господь – Троичен. В этих местах Писания речь идет о том, что Господь – это истина. У пророка Иеремии читаем: «Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). Здесь речь идет об Отце. В Евангелии от Иоанна Сам Христос говорит о Себе: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» ( Ин.14:6 ). И, наконец, в послании Иоанна Богослова читаем: «Дух есть истина» ( 1Ин.5:6 ). Из трех этих фраз мы увидели, что истиной назвался как Отец, так и Сын, и Дух Святой. Не может же быть три истины! Истина всегда одна. Так и здесь – истина одна, но Три Личности, которые ее являют. Наконец, в доказательство учения о Боге – Троице предлагается рассмотреть следующие тексты из Священного Писания: пророчество Исаии, где Бог Отец говорит о народе израильском; Евангелие от Иоанна, где эти слова Бога применяются ко Христу, и книга Деяний апостолов, где эти слова вложены уже в уста Святого Духа! Итак, вот эти места: 1. «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите» ( Ис.6:8–9 ). 2. «... Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него... Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» ( Ин.12:37–41 ). Видно, что в первых строчках речь шла об Иисусе, который исцелял людей, и в которого люди не веровали, как это и предсказывал Исаия. Исаия «видел славу Его и говорил о Нем» – то есть того, кто исцеляет – Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, оно означает, что Бог не зависит от условий времени, как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как " прежде " , " после " , " теперь " и тому подобные к Богу неприложимы, поскольку все связанные с этими понятиями временные изменения для Бога не существуют. В Священном Писании можно найти много свидетельств о вечности Божества и его независимости от условий времени. Например, в Пс. 54, 20 Бог называется " от века Живущий " . Пс. 89, 3: " Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную от века и до века Ты — Бог " . Плач. 5, 19: " Ты, Господи, пребываешь во веки " . 2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия. Священное Писание много говорит о вездеприсутствии, вездесущии Бога. Пс. 138, 7-10: " Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня " . В Иер. 23, 24 Бог устами пророка спрашивает: " Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь. — Небо — Престол Мой, а земля — подножие ног Моих " . В силу того, что Бог не зависит от пространства, следует, что Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Именно этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу " в духе и истине " (Ин. 4, 21), в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве. В Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где может происходить непосредственное служение Богу, принесение жертв, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм. Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто. Св. Иоанн Дамаскин ( " Точное изложение Православной веры " , кн. 1, гл. XIII) говорит: " Все отстоит от Бога, но не местом, а природой " . Бог Сам не нуждается в месте и нельзя назвать конкретное место, в котором Бог пребывал бы.

http://sedmitza.ru/lib/text/431685/

Псалом 138 По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у LXX к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа. Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое возведение вызывает во мне благоговение (1–6). Куда бы я ни направился – в шеол ли, на небо, на конец Вселенной, укрывался ли бы тьмою, Ты все видишь и знаешь (7–12). Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей (13–16). Как все чудно Тобой устроено и как дивны все проявления Твоей творческой мысли, которых не пересчитать (17–18)! Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя (19–22). Испытай меня, Боже, и не дай мне уклониться от Тебя (23–24). Пс.138:1 .  Господи! Ты испытал меня и знаешь. Пс.138:2 .  Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. «Испытал» в смысле – исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. – «Ты знаешь когда я сажусь, и когда встаю», т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. – «Разумеешь помышления мои издали» – наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их. Пс.138:3 .  Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Пс.138:4 .  Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Пс.138:5 .  Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. «Иду», «отдыхаю», «пути мои» – проявления моей внешней деятельности вне дома – они известны Тебе. Ты наперед знаешь мои будущие слова, мою речь. – «Сзади и спереди Ты объемлешь меня» – или в смысле – Ты всесторонне изучил меня, или в смысле – Ты знаешь не только все, что я сейчас делаю, но и мое прошедшее и будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010