49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Ты познал еси седание мое и востание мое Ты, продолжает, Господи, познал меня и когда я сажусь, и когда встаю, т. е. знал всю мою жизнь, которая, по словам Феодорита, заключается в сих двух состояниях, в тишине и движении, в занятиях и бездействии, в покое и действии.(1) (1) Евсевия: Кто помнит слово, в котором говорится: и будешь поучаться в Божиих словах, сидя в дому и идя путем, лежа и вставая, и поступает достойно знания Божия и во время сидения и во время встания, тот может сказать сии слова: Ты познал седание мое и востание мое. А в высшем значении сидение есть такое мужество разумной души, по которому она бывает не подвижна на зло; востание ее есть перехождение от чувственных предметов к умственным, так как сие сидение имеющих прекрасную твердость и сие востание прекрасно востающих к действиям, т. е. и покой и усердное действие становятся известными Богу, Феодорита: Это слова чистой души и здравой совести. Пс.138:2 .  Ты разумел еси помышления моя издалеча Поелику выше сказал: Господи, Ты испытал меня и узнал меня; то чтобы кто не заключал из сего, что Бог тогда только знает людей, когда испытает их, здесь царепророк сим уясняет сказанное им и говорит, что если Бог знает сердечные помышления людей прежде движения их в сердце, или лучше прежде многих лет и родов (ибо это значит издалека); то какая надобность ему в испытании для узнания? ибо это вовсе несообразно. (1) (1) Евсевия: Истинно одному Богу свойственно испытывать тайны человеческие. Пс.138:3 .  Стезю мою и уже (меру) мое Ты еси исследовал, и вся пути моя провидел еси. Ты, говорит, Господи, испытал все стези и меры жизни моей и знаешь весьма хорошо, сколько она идет вперед, и сколько еще остается назади, ибо веревка (на греч.) была мера земли у египтян и персов; ибо что у нас (у Греков) стадия (поприще), то у них была (так называемая землемерная) веревка. (1) Глаголы же: Ты испытал и исследовал, в отношении к Богу означают непогрешительное знание Божие. И не только Ты, Господи, знаешь жизнь мою, но и все дела как добрые, так и худые. Далее не сказал: Ты видел, но предвидел, и предузнал их прежде произведения оных. (2)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Еф.4:9 . А еже взыде, что есть точию, яко и сниде прежде в долнейшия страны земли. Восхождение не всегда предполагает схождение, ибо часто мы восходим, хотя прежде не сходили, а от начала находимся внизу. Но Иисусу Христу преимущественно приличествует сие Апостольское слово: ибо восхождение Его означает, что прежде Он сошел, и потом восшел. Слыши порядок сей речи: Иисус Христос яко Сын и Слово Божие, единосущный Отцу и соприсносущий Ему был от начала в таковой бесконечной высоте, каковой иной нет выше: ибо какая иная высота выше лона Божия, в коем был « Единородный Сын, сый в лоне Отчи » ( Ин.1:18 )? А поелику Давид, пророчествуя о Христе, сказал: « возшед на высоту » ( Пс.67:19 ), то отсюда Павел заключает, что Давид восхождением предсказал и схождение: заключение конечно правильное, потому что единородный Сын яко Бог вездесущ есть, и нет места в коем Его нет, ни высоты высочайшей той высоты, в коей Он есть. Поелику убо Пророк сказал, что восшел, то по необходимости исповедал сошествие, прежде восхождения бывшее: исповедал восхождением, что сошел прежде с небеси, то есть, « Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя » ( Флп.2:7–8 ). Сошел в « долнейшия страны земли », то есть во гроб, в коем погребен, по оному, « положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней » ( Пс.87:7 ): и по оному, « и состав Мой в преисподних земли » ( Пс.138:15 ). Еще же и в Аде, как Пророк и праотец его предвозвестил, сказав: « не оставиши душу мою во аде, ниже даси Преподобному твоему видети истления » ( Пс.15:10 ). Первее убо сошел с небеси не разлучився от недр Отчих, и быв человек, умер и погребен, и воскрес, а потом вознесшись, восшел яко человек на небо, « и седе одесную престола величествия на небесех » ( Евр.8:1 ). А дабы кто не подумал, что иный есть сшедый с небеси, и иный возшедый, прилагает к тому, говоря: Еф.4:10 . Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

119 Римл. X:4. 120 Апок. XXII:13. 121 Существенное различие между духовным и иерархическим священством будет выяснено нами ниже. 122 Исх. XIX, 6: XXIII, 22. 123 Исх. XXIII:22. 124 Исх. XIX:5. 125 Исх. XIX:5. Втор. VII:6; XIV, 2. 126 Втор. VII, 6 — 8; XIV, 2; Лев. III:17 и др. 127 Исх. XXIII:25 и др. 128 Лев. VI:25, 29. 129 1 Кор. X:18. 130 Пс. XLIX:12—23; Ис. XXIX:13; LXVI, 12; Ос. VI, 6 и др. 131 Пс. L:19; Ис. LXVI, 2 и др. 132 Цар. XV:22; Ос. VI:6. 133 Мих. VI:6—8; ср. Втор. X:12; Ис. LXVI:3; I, 11, 13, 16 — 18. 134 Исх. XXXIII:20. 135 Мф. XXVII:51. 136 1 Иоанн. IV, 18. 137 Римл. VIII:15 — 16. 138 1 Кор. III:16—17; ср. VI, 19. 139 1 Корф. VI, 15 — 20. 140 Апок. III:20 — 21. 141 Напр., Деян. XXVI:18; Римл. И, 7; VIII, 27; 1 Коринф. I:2; VI, 2; 2 Коринф. I:1; XIII, 12; Еф. I, 1: II, 19; V, 3; VI, 18 и мн. др; 142 S. Leonis Magni opera, Sermo 3, ed. 1700 an, t. 1 p. 53. 143 Евр. X:14. 144 Евр. X:19 — 20. 145 Евр. X:22. 146 Евр. XIII:15. 147 Римл. XII:1. 148 Петр. II, 3 — 5, 9. 149 ποησεν μς βασιλες χα ερες τ θε Πατρ ατο («п«к. I, 6; V, 10; XX, 6.) 150 1 Корф. VI, 20; Рим. XII:I; Кол. III:17. 151 Послание к Ефесян., гл. IX стр. 380 и мн. др. 152 «ρχιερατικν τ ληθινν γνος σμαν το θεο, ς κα ατς θες μαρτυρε, επν τι ν πνπ τπ ατ κα καθαρς προσφροντες; ο δχεται δ πα οδενς θυσας θες, ε μη δι τν ερων ατο». (Творения св. Иустина «Разговор с Трифоном иудеем» гл. 116 стр. 318 — 319 русского перевода). 153 Vani erimus, si putaverimus, quod Sacerdotibus non liceat, laicis licere. Nonne et laici sacerdotes sumus» Q. S. F. Tertullian, opera omnia t. II. de exhortatione castitatis c. 7. p. 125, ed. 1787 an. 154 μες δε γνος τ κλεκτν, τ βασλειον ερτευμα, θνος γιον, λας περιοσιος — глава IV стр. 52. Творения Климента Александрийского, т. I изд. 1715 года. 155 «Aut ignoras tibi quoque, id est omni Ecclesiae Dei, et credentium populo sacerdotium datum» Audi quomodo Petrus dicit de fidelibus: genus, inquit, electum, regale sacerdotium, gens sancta, populus in acquisitionem. Habes ergo sacerdotium, quia gens sacerdotalis es, et ideo offerre debes Deo hostiam laudis, hostiarn orationum, hostiam musericorduae, hostiam pudumimiae, hostiam justitiae hostiam sanctitatis... Omnes enim quicunque unguento sacri chrismatis delibuti sunt, sacerdotes effecti sunt, sicut et: Petrus ad omnes dicit Ecclesiam: Vos autem genus electum et regale sacerdotium, gens sancta. Estis ergo genus sacerdotale et ideo accedumis ad sancta. Sed et unus quisque nostrum habet in se holocaustum suum, et holocausti sui ipse succendit altare, ut semper ardeat. Ego si renunciem omnibus quae possideo, et tollam crucem meam, et sequar Christum, holocaustum obtuli ad altare Dei; aut si tradidero corpus meum ut ardeam, habens charitatem, et gloriam martyrii consequar, holocaustum meupsum obmulu ad altare Dei... et ipse meae hostiae sacerdos efficior» — IX беседа на Левит, Origenis opera omnia Parissiis 1573 an. t. I p. 93 — 94, 97.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

2. То и другое и Павел приписывает Христу: «Бог многократно и многообразно, говорит, говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего» ( Евр.1:1, 2 ). Затем, продолжая, говорит и о творчестве: «чрез Которого и веки сотворил». Далее, упомянув о суще­стве Его и сказав: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его, показывает и промыслительную Его силу: и держа, говорит, все словом силы Своей» ( Евр.1:3 ). И в послании к Колосся­нам он говорит то же самое: «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол.1:16, 17 ). Это – о творчестве Его. Затем, указывая на промыслительную силу, прибавляет: «и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол.1:17 ). Также Иоанн, изображая то и другое, говорит: «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Этим он указывает на творчество. Затем говорит о про­мышлении: «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:4 ). То же и пророк выражает здесь. «Ты создал меня»: это говорит он о творчестве. Далее говорит о промышлении: «и положил на меня руку Твою». Что значит: «положил»? Содержишь, со­блюдаешь, носишь. На это и Павел указывает в словах: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ), потому что не только для получения бытия, но и для сохранения и продолжения бытия мы имеем нужду в Его силе. «Дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его» ( Пс.138:6 ). Другой (Симмах): «превышает меня» ( υπερβλλει); и вместо слова: «утвердися», другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «превознесен» ( υπερεπρθη). Смысл слов его следующий: хотя и промышлением Твоим я пользуюсь и знаю, что Ты провидишь все и создал меня из небытия, однако не могу иметь о Тебе знания точного и вполне ясного: оно «удивися», т.е. пре­вышает, превосходит меня, так обширно, что не может быть обнято умом моим; так оно дивно, так велико! Но при всем том, что оно дивно и велико, не может ли оно быть обнято умом? Нет; поэтому, чтобы ты не утверждал этого, он и прибавил: «не могу (постигнуть) его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

                        и [разве не] восстаниями против Тебя я возгнушался? 599 Праведник от себя не прикладывает ненависти к богоборцам: в нем лишь отражается их собственная злоба. К той ненависти, что вызывают богоборцы, нельзя ни прибавить, ни убавить; об этом следующий стих. Пс.138:22             Совершенной ненавистью я возненавидел их,                         врагами они стали мне. «Совершенной» – по значению корня скорее: завершенной, окончательной, законченной. «Это особенный знак дружбы: быть противником противнику Божию. Совершенная ненависть бывает тогда, когда некто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе человеческой. Должно ненавидеть не врагов, но злые дела» (ПсСвОт). Пс.139:2,3             Избавь меня, Господи, от человека злого,                         от мужа насилий соблюди меня.                   Они умышляют злобные [дела] в сердце,                         всякий день сбираются 600 на битвы. «Человек злой» – тот, кто носит «злобные» замыслы «в сердце» и всегда («всякий день») готов к «насилию» (хамас). «По безмерной испорченности они не могут успокоиться» (свт. Иоанн Златоуст ). «Сердце» лжеца – особое: лжец имеет «два сердца» ( Пс.12 /11:3): одним он лжет другим, а другим лжет себе ( Пс.36 /35:2,3). Пс.139:4             Они изострили язык свой, как [у] змея,                         яд аспида 601 под устами их. «Изострили» – глагол шанан: точить, острить; того же корня шан: зуб. Тот, кто «изострил язык» ( Пс.64 /63:4), как бы превратил его в «зуб», наподобие ядовитого зуба «змея» нахаш. Такой змей нахаш соблазнил первых людей в раю ( Быт.3:1 ). Враги полагаются именно на свой язык: «они говорят: «языком нашим пересилим " » ( Пс.12 /11:5). Язык – главное орудие диавола (см. ст.12). возможно, изостренный, как зуб, язык и соучаствует в том (неслышимом) «скрежете зубов» ( Пс.37 /36:12), который есть выражение адских мук ( Мф.8:12 ). " Яд» хема – также: жгучая, горячая ярость. Ср.: «яд их – наподобие яда змея (нахаш)»=«ярость их – наподобие ярости змея» ( Пс.58 /57:5). Есть на земле рядом с человеком яд такой злобы, что он сопоставим только со жгучей яростью змея-врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

«Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) «Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) По мнению Х. Матеоса, «Е. С.» первоначально служил входным песнопением на литургии, что согласуется с известным по к-польской кафедральной традиции употреблением его в том же качестве (без антифонов) во время процессии из храма Св. Софии в ту или иную стациональную церковь ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142; Idem. Celebration. P. 50-51). Согласно иерусалимскому списку Типикона Великой ц. (Hieros. S. Crucis. 40, X в.), на литургии в воскресенья и непраздничные дни «Е. С.» был припевом к 3-му антифону (Пс 94, включая входный стих - Пс 94. 6а), когда же к 3-му антифону присоединяли особый тропарь, «Е. С.» пели со 2-м антифоном на ξα (  ) или не пели вовсе ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94, 110, 138, 308; idem. Celebration. P. 50-51). В Порфирия Евхологии (РНБ. Греч. 226, X в.), происходящем из Юж. Италии, «Е. С.» указан на литургии в качестве воскресного входного песнопения в составе 3-го антифона (после Пс 94. 6), причем на ξα Κα νν (      ) должно было повторяться окончание тропаря со слов: ες ν τς ϒας τριδος (        ) (см.: Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et hagiopolite de l " Église Grecque. St.-Pb., 1913. Part. 3. P. 1-11). Как полагал Матеос, такое же повторение окончания тропаря практиковалось и в К-поле. В списке Евхология Порфирия, уже вскоре после его создания, «Е. С.» и стих Пс 94. 6 были вычеркнуты, что, вероятно, свидетельствует об изменении положения «Е. С.», к-рый стали петь не с 3-м, а со 2-м антифоном литургии ( Красносельцев. Рукописи Ватиканской б-ки. Прил. 1. С. 285, прим. 1; Mateos. Celebration. P. 52). С XI в., когда увеличилось число тропарей годового круга, к-рые пелись после 3-го антифона литургии, припевом к последнему стал стих «Спаси ны, Сыне Божий...», а «Е. С.» был окончательно присоединен ко 2-му антифону в качестве заключительного тропаря ( Mateos. Celebration. P. 19, 54, 86; Taft. Great Entrance. P. 88). Эта практика засвидетельствована в ряде памятников XI в. (литургические рукописи, толкование, носящее имя Николая Андидского, см.: Mateos. Celebration. P. 48, 50-52; Taft. 2001. Р. 71) и сохраняется в правосл. богослужебной традиции до наст. времени - «Е. С.» всегда поется в конце 2-го литургийного антифона, вне зависимости от того, какие именно антифоны исполняются: праздничные, вседневные или изобразительные (в первых 2 случаях «Е. С.» должно петься на       в 3-м - на     но на практике и в этом случае «Е. С.» нередко поется на      )

http://pravenc.ru/text/189555.html

Согласно христианским представлениям праведный и нечестивый, корыстолюбивый богач и униженный бедняк пребывают в потустороннем мире, однако участь их различна. В притче о нищем Лазаре и богаче говорится о посмертном воздаянии каждому: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:22–26 , ср. Пс.9:18–19 ). Пламя, в котором мучается богач, — символ Божиего гнева и наказания, ожидающего грешников: «…огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего» ( Втор.32:22 ). От Господа не укрыться и в преисподней (см. Ис.28:14–18 ; Ам.9:2 ), поскольку «преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону» ( Иов.26:6 , ср. Пс.138:7–8 ; Притч.15:11 ). Но в этом и залог спасения души от власти ада преисподнего (см. Пс.15:10–11, 29:3–4 ; Притч.23:13–14 ) и обетование окончательной победы над ним: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( Ос.13:14 ). Напоминая эти слова пророка Осии, апостол Павел поясняет: «Жало же смерти — грех» ( 1Кор. 15:56 ). В христианстве понятие ада изменяется в связи с учением об искуплении, воскресении мертвых и Страшном Суде. Согласно православной традиции, Господь спускается в ад и приобщает к искуплению загробный дохристианский мир, избавляя его от власти вечной тьмы. В Откровении Иоанна Богослова победа над злом, зверем из бездны, самой бездной — смертью, вырастает в грандиозную картину будущего человечества, связанного только с горним, с высшим, с небом: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, видел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр.21:1–2 ). Всех готовых принять этот дар ждет жизнь вечная: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (ст. 4). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (ст. 8).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 429-454; Ч. 2. С. 157, 184-185, 322, 334, 338, 340; он же. Древние церк. обряды в Новгороде по указанию письменного архиерейского Чиновника, или Устава. М., 1861. С. 7, 43-44; Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 153-170; Ключевский. Древнерус. жития. С. 58-64, 140-146; ПДП: Отчет о деятельности Общества с 25. XI. 1879 г. по 1. IV. 1880 г. СПб., 1880. Вып. 2. С. 59-70; Строев. Списки иерархов. Стб. 49. 2; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 79-85; Варсанофий (Охотин), еп. Акафист прп. и богоносному отцу нашему игум. Хутынскому, Новгородскому чудотворцу Варлааму//ПС. 1902. 11. С. 600; Слезскинский А. Г. Хутынский мон-рь: Из экскурсии в окрестностях Новгорода//ИВ. 1903. Т. 94. 12. С. 926-942; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 13, 21-37, 114-119, 130-136, 144-151; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 13-95, 271-281; он же. Житие Варлаама Хутынского//СККДР. Вып. 1. С. 138-142; он же. Видение хутынского пономаря Тарасия (Прохора)//Там же. Вып. 2. Ч. 1. С. 135-138; он же. Житие Варлаама Хутынского//Лит-ра Древней Руси: Биобиблиогр. словарь/Под ред. О. В. Творогова. М., 1996. С. 60-61; СКСРК, XI-XIII вв. М., 1984. 167. С.187-188; Зализняк А. А. , Янин В. Л. Вкладная грамота Варлаама Хутынского//Russian linguistics. 1993. [Т.] 16. С. 185-202; Водов В. Первые новгородские святыни и святые (до нач. XV в.)//Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 382-390; Новикова В. К. Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб.; М., 2003. Л. А. Секретарь Иконография Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Зачатие и рождение ребенка, с точки зрения христианской веры, представляется даром Божиим. «…приобрела я человека от Господа», — говорит Ева по рождении сына ( Быт. 4:1 ). О бесплодной Анне, впоследствии матери пророка Самуила, сказано, что «Господь заключил чрево ее» ( 1 Цар. 1:5 ). Когда же она, после долгих молитв, рождает ребенка, то говорит: «От Господа Бога Саваофа я испросила его» ( 1 Цар. 1:20 ). Автор псалма описывает развитие эмбриона и плода как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои…» ( Пс. 138:13, 15–16 ). О том же свидетельствует Иов в своих словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Ты вывел меня из чрева» ( Иов 10:8, 18 ). «Я образовал тебя во чреве и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…», — говорит Господь пророку Иеремии ( Иер. 1:5 ). Исходя из такого представления, Православная Церковь настаивает на неприкосновенности жизни человеческого плода или эмбриона на любой стадии развития. «Тот, кто будет человеком, уже человек» , — писал Тертуллиан. Во 2м и 8м правилах святителя Василия Великого сказано: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевстводля извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы» . При этом святитель Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного» . Момент одушевления Вместе с тем некоторые отцы (преп. Макарий Великий или автор приписываемых ему творений, блаж. Иероним и Феодорит Кирский, Иоанн Болгарский и свт. Кирилл Туровский) считали, что одушевление зародыша происходит не тотчас же по зачатии, но лишь спустя некоторое время — подобно тому, как при сотворении первого человека Бог прежде создал тело Адама, а затем уже «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ). Такая же позиция отражена в «Православном исповедании» (1643): «Душа дается от Бога в то время, когда тело образуется и соделается способным к восприятию оной» . Из этих предпосылок вытекает дифференцированное отношение православных богословов к различным методам доступной в наши дни аномальной техники деторождения.

http://azbyka.ru/zdorovie/na-kakom-etape...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010