В Ипатьевской летописи князь характеризуется как «братолюбец и нищелюбец, и добрый страдалец за Русскую землю», просветивший её, как лучи солнца: «иже просвети Русскую землю, акы солнца луча пущая» . В летописях, повествующих о Мономахе, и в его собственном «Поучении» «земля Русская » – это средоточие жизни, основа основ. Великий князь киевский – собиратель русских земель – выступал против раздроб­ленности, стремился не допустить распада государства на удельные княжества, призывал христианскую Русь к единству, князей – к объединению. Так, в 1097 году Мономах выступил как князь-миротворец, инициируя в Любече под Киевом Любеческий съезд. Съехались «Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: " Зачем губим русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю " » . В простой и мудрой речи этого общего решения о совместном сохранении святой Руси слышатся слова православной литургии – о христианском духовном сплочении «едиными усты и единым сердцем». В «Поучении» князь Владимир свой настойчивый призыв к христианскому единению, угодному Богу, подкрепляет словами Псалтыри (ср.: Пс. 132: 1): « " Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе " » (68). Созванные Мономахом русские князья «на том целовали крест: " Если отныне кто на кого пойдёт, против того будем мы все и крест честной " . Сказали все: " Да будет против того крест честной и вся земля Русская " » . Однако русскому единству противится сатана: «Но всё наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому» (68 – 69). В «Повести временных лет» («Повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля») рассказывается об измене некоторых князей крестоцелованию. По наущению дьявольскому: «влез сатана в сердце некоторым мужам» – клятвопреступники Святополк и Давыд Игоревич выкололи глаза Васильку Теребовльскому, незаслуженно подозревая в нём соперника и претендента на их княжеские уделы.

http://zavet.ru/a/rss_1394625509.html

Злоба приносит много вреда Когда в начале не пресечется, великия беды делает, не иначе как огнь усилившийся многие домы поядает. Таковая вещь есть злоба, что ежели кто оной в самом начале не пресечет, то она безмерно умножается, не иначе как огнь, сухие материалы нашедший, глаголет Златоуст (5:229). Злоба, как смола, прилипчива и нечувствительно в добрые нравы входит и заражает их (2:209, см. СОБЛАЗН , 954). Злобные погубляют общество Ежели бы вси друг другу мстили, общество бы стоять не могло, ибо вси бы друг друга погубили. От взаимной бо вражды следует взаимная злоба и мщение, а от мщения взаимная пагуба, как то на брани бывает. «Аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете», глаголет Апостол ( Гал. 5, 15 ). И тако злобные вредят и погубляют общество: кроткие же пользуют и сохраняют своим терпением (2:362). Кто за Христом идет, того злоба мира сего преследует (4:13, см. ХРИСТИАНИН , 1082). Злоба в сердце, как смертоносная язва (5:136, см. ЗАВИСТЬ , 382). Злоба доводит до слепоты духовной, так как человек хвалится сделанным злом Иные до такой злобы доходят, что исполнивши злобу и хвалятся: «вот-де я дал ему; пусть он мене знает». К таким людям вышеписанный псалом приличествует: «что хвалишися во злобе, сильне?» и проч. (1:132). Злоба так помрачает человека, что он начинает хвалиться беззаконием Многие такою злобою напоенное имеют сердце, что, исполнивши ее, и хвалятся. Великое безумие хвалиться тем, о чем должно жалеть! Ближнему своему вред сделали; закон Божий, святый и вечный, нарушили; Бога, Вседержителя великаго и страшнаго прогневали; себе сатане записали, и вечному мучению подвергли: и делом сим беззаконным хвалятся!.. Так злоба помрачает око душевное, что бедный человек явной своей пагубы не видит (2:178). Злобные, совершивше злобу, часто тем хвалятся: вот я-де ему дал; пусть он мене знает. Таковым людям приличествует псаломническое слово: «что хвалишися во злобе, сильне?» ( Пс. 51, 3 ). Сей есть запах гнусный и мерзкий злобы: радоватися и хвалитися о повреждении и погибели других (5:229).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Можно сказать, что Мф 18:20 – это «конституция» соборности. Наконец, епископ Вонифатий затрагивает тему христианской любви. «Поскольку рукою любви мы обымаем наших отсутствующих братьев, мы можем считать, что все они здесь сегодня присутствуют; ибо да не будет никто считаться отсутствующим там, где не отсутствует Сам Христос, князь священников». Соборы существуют ради сохранения и выявления единства церкви. Мы говорим в данном случае не о социологическом единстве, а о единстве в любви, единстве, опирающемся на присутствие Христа и на священство Христа, «князя священников». Первоначально титул «князь священников» принадлежал митрополитам Африканкой церкви и имел целью возвысить их достоинство. Однако епископ Вонифатий и его собратья придерживались канонически утвержденного взгляда, согласно которому только Христа следует именовать «князем священников», а митрополит является не «князем», но просто «епископом первого престола» провинции . Последний пункт связан с соборностью, потому что соборность – это лакмусовая бумажка, которая обнаруживает гипертрофию авторитета митрополитов и первенствующих в церкви. Направленность такого авторитета – вертикальная; направленность авторитета соборов – горизонтальная. Соборы выравнивают пространство, помещая всех епископов на один уровень подчинения «князю священников». Слово «выравнивают» может восприниматься как указание на радикальный демократический принцип, который упраздняет иерархические различия и различия призваний в общине. Но в данном случае речь идет не об этом. В соборности горизонтальная направленность есть проявление христианской любви, переживание братства во Христе. Одно из самых ранних в истории церкви указаний на соборную практику – это восклицание Тертуллиана: «Подобает, руководствуясь верой, собираться вместе отовсюду перед лицем Христовым! “Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!”» (Пс 132:1) . Сказать, что соборы представляют собой контекст жизни во Христе, значит сказать, что практика проведения соборов является существенным элементом жизни церкви и признать соборный императив в церковном управлении.

http://bogoslov.ru/article/1243124

Они же мальчишки, их молодой, растущий организм требует выхода энергии, так что нужно постараться направить ее в полезное русло. Например, отдать их в какую-нибудь спортивную секцию. Понимаю ваше беспокойство по поводу их немирного общения, но должен сказать, что очень даже нередко братья, которые часто дрались в детстве, совершенно нормально потом, во взрослом возрасте, общаются и дружат. Однако, конечно, вразумлять деток нужно, ибо «как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132: 1), то есть мирно и единодушно. Что им необходимо сказать? То, что в духовном мире существует один закон: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7). Зло, ссоры, драки, которые мы сеем, к нам же и вернутся. Обязательно встретится нам кто-то сильнее, старше нас и так же будет обижать, как мы обижаем младших. И тогда нам не поздоровится. Зло обязательно найдет нас. Один мой знакомый во дворе случайно, ударив, поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не дал денег на ремонт. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдалеке от дома его собственную машину тоже поцарапали и скрылись с места происшествия. Притом удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу. Добро, посеянное нами, также возвращается. Если хотим, чтобы люди обходились с нами по-доброму, мы сами должны хорошо и приветливо относиться к ним. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Также очень рекомендую прочесть с сыновьями сказку Е. Шварца «Два брата» – очень трогательная и поучительная история. Муж придирается к внучке Вопрос : Мой муж очень придирается к внучке. Когда она приезжает на дачу, просто житья ей от него нет. Она гостит у нас с четырехмесячным ребенком, все делает по дому, очень мне помогает. А он, чуть что, может и матом на нее выругаться, если ему кажется, что она что-то не то делает. Я ее начинаю защищать, заступаться за нее, и мы еще хуже ругаемся. Что делать? Ответ : Конечно, вам тяжело видеть, как муж ссорится с внучкой, ведь для вас оба этих человека являются родными и близкими, но руганью тут не поможешь – будет только хуже.

http://pravoslavie.ru/49443.html

После кончины И. кит. правительство направило иеродиак. Филимона и Григория Смагина в Россию сообщить сибир. ген.-губернатору М. П. Гагарину о кончине главы миссии. Оставшимся 4 членам миссии пришлось испытать все тяготы кит. жизни вплоть до приезда новых миссионеров из России в 1729 г. Тобольский и Сибирский митр. Филофей (Лещинский), узнав о кончине И., писал весной 1719 г. ген.-губернатору Гагарину, что «есть надежда на прославление имени Божия среди китайцев... доложите его царскому величеству, и, избрав доброго и мудрого человека, туда в царство китайское пошлите не замедляя» ( Николай (Адоратский), иером. Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования//ПС. 1887. 4. С. 480). Лит.: Ripa M. Memoirs of Father Ripa: During 13 Years " Residence at the Court of Peking in the Service of the Emperor of China/Transl. F. Prandi. N. Y., 1846; Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собр. дел между Рос. и Кит. государствами с 1619 по 1792 г. Каз., 1882; Pavlovsky M. N. Chinese-Russian Relations. N. Y., 1949; Петров В. П. Албазинцы в Китае. Вашингтон, 1956; он же. Российская духовная миссия в Китае. Вашингтон, 1968; Иманиси Сюнцзю. Ко тю: «И-юй лу». Тенри, 1964 (на япон. яз.); Widmer E. The Russian Ecclesiastic Mission in Peking: During the 18th Cent. Camb. (Mass.); L., 1976; Скачков П. Е. Очерки истории рус. китаеведения. М., 1977; Русско-кит. отношения в XVIII в.: Мат-лы и док-ты. М., 1978. Т. 1: 1700-1725; 1990. Т. 2: 1725-1727; Цюаньго маньвэнь тушу цзыляо ляньхэ мулу (Сводный кат. маньчжурских док-тов, хранящихся в Китае). Пекин, 1991 (на кит. яз.); Пан Т. А. Нек-рые даты биографии главы первой Пекинской духовной миссии//25-я науч. конф. «Общество и государство в Китае»: Тез. и докл. М., 1994. С. 60-64; она же (Pang). The «Russian Company» in the Manchu Banner Organization//Central Asiatic J. Wiesbaden, 1999. Vol. 43. N 1. P. 132-139; она же. Архим. Иларион (Лежайский) и первая Пекинская духовная миссия (1717-1729)//Ист. вестн. 2000. 2(6). С. 196-202; Николай (Адоратский), иером. История Пекинской духовной миссии в 1-й период ее деятельности (1685-1745)//История Рос. духовной миссии в Китае. М., 1997. С. 14-164.

http://pravenc.ru/text/389189.html

Важную роль в становлении понятия М. играют т. н. царские псалмы (Пс 2, 18, 20, 21, 45, 72, 89, 101, 110, 132, 144). В них употребляются существительное   («помазанник») и глагол   («помазывать»). Эти псалмы широко различаются по жанру и тематике, датировать их сложно: нек-рые из них относятся к периоду монархии и могли использоваться в храмовых ритуалах или во время празднования восшествия на престол царя, др. были написаны в послепленный период. Даже те псалмы, к-рые принято датировать ранним периодом, продолжали активно использоваться в последующее время, поэтому и они могут содержать в себе более поздние наслоения. Если принимать раннюю датировку, то, вероятнее всего, изначально эти тексты относились не к эсхатологическому идеальному правителю, а к правившим в то время царям. Другое объяснение состоит в том, что эти псалмы были созданы позже и использовались в качестве гимнов, отражающих мессианские чаяния евреев периода Второго храма ( Gerstenberger. 1988). Постоянная тема царских псалмов - завет Бога с Давидом и его потомками. Отношения Бога и царя описываются как очень близкие, Бог называет царя Своим сыном, обещает ему власть и Свое заступничество. Псалом 2 начинается с того, что цари и народы восстают против Бога и Его помазанника. В ответ на это Бог провозглашает, что это Он помазал на царство Своего царя и дал ему завет: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». Помазанник Божий победит всех врагов и будет владычествовать над всеми народами. Подобные темы встречаются в Пс 109 (110 по МТ). В Пс 71 (72 по МТ) царь - справедливый судия, милосердный к беднякам и обездоленным, род его вовек не прервется и «доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его». В Пс 44 (45 по МТ) прославляется справедливый и ненавидящий зло царь, к-рого за это Бог «помазал... елеем радости» (Пс 44. 8). В Пс 88 (89 по МТ) Бог говорит о том, что Сам помазал на царство Давида и будет вечно помогать ему и поддерживать его. Давид станет Его первенцем «превыше царей земли» (Пс 88. 28), любовь Бога к Своему царю никогда не иссякнет, Он будет всегда верен Своим обещаниям.

http://pravenc.ru/text/Мессия.html

А потом все эти изломанные мальчики возвращаются в семьи, где папа, например, обижает маму, и многое из того, что они поняли, почувствовали, впитали, сходит на нет. Но я не расстраиваюсь, ведь главная наша задача — дать человеку возможность соприкоснуться с настоящей, сердечной, теплой, христианской жизнью. Научить иному опыту общения, когда не нужно стоять съежившись, не нужно ждать, что унизят, наорут или жестоко обойдутся. Этот опыт по сравнению с тем, который получает человек во время студенческого общения, будет куда как ценен. Именно к такому теплому общению, христианскому сожитию будет впредь стремиться его душа. Не тусовка Конечно, есть опасность, что поход может однажды превратиться просто в большую веселую тусовку. Впрочем, согласитесь, тусовка единомышленников — это тоже ценно. Я очень жалею о том, что у нас нет, что называется, приходской дачи. Места, куда могли бы выезжать прихожане с семьями (особенно те, которым жарким московским летом некуда податься со всеми своими детьми). А как бы хотелось иметь кусок земли, где есть вода, можно было бы поставить навес, туалет, душ. Пока помимо байдарочных походов мы просто выезжаем на природу с палатками, с нами едут многодетные со всеми своими детьми. Се что добро, и что красно, но еже жите братии вкупе (Пс 132 :1). Эти поездки также помогают расти в своей церковности, трудиться и создавать условия для короткого мига христианского сожития и жизни по заповедям. Вечерами мы встречаемся у костра и обсуждаем Евангелие, отрывок, который читали утром. Я стараюсь выбрать из Писания места, которые дети не услышат в воскресный день, может быть, не прочтут дома, или наоборот, обращаюсь к тому, что привычно и замылено, но чтобы оно прозвучало по-новому звонко, чисто. Вбрасываю вопросы, не простые и не прямолинейные. И мы пытаемся понять, как это связывается, проецируется непосредственно на нашу личную жизнь. Участвуют в обсуждении и взрослые, и дети. Последние иногда уводят беседу к каким-то новым и неожиданным темам. Вообще в церкви не принято, чтобы люди сами отвечали на свои вопросы. Нам привычнее, когда говорит священник. Но я убежден, что очень важно понудить человека к труду над собой. Когда мы только начинали эти беседы, подростки, да и взрослые тоже, очень стеснялись. Срабатывал стереотип: вера — это то, что нужно прятать от своих сверстников. И вот теперь говорит один, второй, третий, а потом присоединяется «молчун» и вдруг произносит невероятные по своей остроте вещи. Может быть, не всегда они правы, не всегда точно понимают тему, но всегда это исходит от самого сердца, всегда о том, что болит, что важно и интересно.

http://pravoslavie.ru/39081.html

«Владыка Митрофан всегда молился за Русскую Церковь» Иподиакон Николай Гансон , регент хора Богоявленской церкви в Бостоне, внук епископа Митрофана (Зноско-Боровского): Отец Серафим Ган и Н.Гансон – Когда мы с женой Михаилой и старшим сыном Георгием жили в Москве, в Замоскворечье, в 2003–2004 годах (я в то время собирал в архивах материалы для диссертации на тему послевоенного голода), мы оказались в совсем ином мире, но и совершенно нам родном. Храм, молитва, доброе отношение людей, особенно нашего «опекуна» Ирины Михайловны Гореловой – все это нас одарило весьма ощутимым чувством мира и заботы Божией о нас. Жена моя – по рождению американка, по происхождению гречанка, но выросшая в Русской Зарубежной Церкви, полюбившая русский язык, культуру, богослужение и церковное пение – покидала Замоскворечье в мае 2004 года с горькими слезами. Для нас этот опыт стал подтверждением того, что начавшийся в то время процесс восстановления единства двух частей Русской Православной Церкви – в Отечестве и Зарубежье – не только богоугодный, но и совершенно естественный. На наших глазах приезжали в Москву делегации и представители Зарубежной Церкви. В их числе были оппоненты сближения, которые, увидев духовное возрождение в России, пересмотрели свои позиции. Все удивительным и, можно сказать, чудесным образом шло к примирению и официальному восстановлению единства. Единство Церкви в глубинном своем смысле – это не средство для достижения какой-нибудь цели, а самоцель Разочарование чаще всего бывает, когда ожидаешь пользы от чего-нибудь, от какого-нибудь средства, а единство Церкви в глубинном своем смысле – это не средство для достижения какой-нибудь цели, а самоцель. Как сказано в псалмах, «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132: 1). Единство Церкви есть заповедь Божия, к которой мы должны постоянно и неустанно стремиться. Должны стремиться и сейчас. Единство со Христом каждого из нас приводит к единству во Христе, к единству церковному. Владыка Митрофан не дожил до воссоединения несколько лет, но у него связь с Россией никогда не прерывалась – ни в межвоенной Польше, ни во время войны, ни в лагерях для перемещенных лиц в Германии, ни в Северной Африке, ни в США. Это было не только потому, что он был со своим народом, оказавшимся в ближнем или дальнем Зарубежье, но и потому, что вел переписку с духовными чадами, оставшимися или попавшими в СССР после войны.

http://pravoslavie.ru/146197.html

Согласно ВЗ, культ В. был распространен прежде всего в сев. царстве (3 Цар 16. 16-28; 4 Цар 10. 18-29). По этим текстам можно реконструировать культ В. почти во всех его аспектах, среди культовых объектов В. упоминаются храм («дом Ваала», 3 Цар 16. 32; 4 Цар 10. 21), «высоты» (Иер 9. 15), идолы (Ос 11. 2; 4 Цар 11. 18), «статуи» (4 Цар 3. 2), алтари (Суд 6. 25; 3 Цар 16. 32); жрецы приносят ему жертвы всесожжения (4 Цар 10. 23-25), упоминаются человеческие жертвоприношения (Иер 19. 5); перед его идолом преклоняют колена и целуют его (3 Цар 19. 18); на его культовый праздник (   - праздничное собрание), к-рых было несколько (    - дни служения Ваалу, Ос 2. 13), собираются толпы народа (4 Цар 10. 20); от его имени говорят пророки (3 Цар 18. 19; Иер 23. 13). Учитывая иконографическую связь угаритского В. c образом быка, поклонение израильтян, и в частности жителей сев. царства, (золотому) тельцу можно рассматривать как поклонение В. Сакральная (храмовая) проституция нигде в ВЗ прямо не соотносится с культом В., но его характер как божества плодородия наряду с выраженными сексуальными мотивами в угаритских повествованиях о В. позволяют исследователям также связывать этот религ. феномен с ваализмом. Борьба c ваализмом оставила заметный след в богословии ВЗ. Преимущественно в поэтических текстах при описании Яхве обнаруживаются нек-рые параллели в образах, присущих угаритскому В.: борьба с морем, морскими чудовищами и драконом Левиафаном (Пс 73. 13-14.; Ис 27. 1; Иов 7. 12); явление в буре с 7 громами (Пс 28. 3а, 4а, 4б, 5, 7, 8; ср. KTU 1. 101. 3-4); жилище Яхве располагается на горе Цафон, как и в угаритских текстах (в Синодальном переводе в Пс 47. 3 - «северная сторона»; ср. топоним Ваал-Цефон в Исх 14. 2). Кроме того, евр. выражение       - шествующий на небесах (Пс 68 (67). 5), переводимое многими как «едущий по пустыне», возможно, получает подтверждение в эпитете угаритского В.     - «едущий [верхом] на тучах». Лит.: Kapelrud A. S. Baal in the Ras Shamra Texts. Copenhagen, 1952; Donner H. , Roellig W. Kanaanäische und aramäische Inschriften. Wiesbaden, 1962-19641, 1966-19692. 3 Bde; Dietrich W. , Loretz O. , Samartin J. Die keilalphabetische Texte aus Ugarit. Kevalaer, 1976. Bd. 1. (AOAT; 24/1); Шифман И. Ш. Балу//Мифологический словарь/Ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. с. 85-86; Albertz R. Religionsgeschichte Israels in alttestamentlicher Zeit. Gött., 1992; Day D. Baal//ABD. Vol.1. P. 545-549; Handy L. K. Among the Host of Heaven: The Syro-Palestinian Pantheon as Bureaucracy. Winova Lake, 1994. p. 99-102; Dictionary of Deities and Demons in the Bible/Ed. K. van der Toorn, B. Becking, P. W. van der Horst. Leiden; N. Y.; Köln, 1995; Wyatt N. The Religion of Ugarit//Handbook of Ugaritic Studies/Ed. E. Watson, N. Wyatt. Leiden; Boston; Köln, 1999. P. 529-585; О пер. с угарит., введ. и коммент. И. Ш. Шифмана. М., 1999; Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. Т. 1: От каменного века до элевсинских мистерий. С. 132-151.

http://pravenc.ru/text/153777.html

Ист.: BHG, N 1331-1334g; BHL, N 6085; ActaSS. Febr. T. 2. P. 283-288; SynCP. Col. 453; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 239-241; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Αθναι, 20092. Τ. 6. Σ. 103-105 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 604-606). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 19012. Т. 2. С. 38; Т. 3. С. 64; ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 493; Sauget J.-M. Niceforo//BiblSS. 1966. Vol. 9. Col. 870-871; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 19952. Σ. 354; Efthymiadis S. John of Sardis and the Metaphrasis of the Passio of St. Nikephoros the Martyr (BHG 1334)// Idem. Hagiography in Byzantium: Literature, Social History and Cult. 2001. Tl. 6. P. 23-44. А. Н. Крюкова Гимнография Мч. Никифор. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) Мч. Никифор. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается 9 февр. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 228). Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., представляющему древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в день памяти Н., 9 февр., если еще не начался Великий пост , совершается служба с «Бог Господь» и тропарем; указан отпустительный тропарь Н.       канон и стихиры; на литургии назначается прокимен Пс 67. 36, Апостол - 1 Кор 12. 27 - 13. 8, аллилуиарий Пс 132. 1, Евангелие - Ин 17. 18-26, причастен Пс 32. 1 ( Пентковский. Типикон. С. 328). В рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 164, XII в., также содержатся кондак Н.        с икосом, седален (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 51). Такое же в целом богослужебное последование в честь Н. назначается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., содержащем малоазийскую редакцию Студийского устава (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 413). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 9 февр. совершается отдание праздника Сретения Господня , в связи с чем служба (канон) Н. переносится на полунощницу (см.: Arranz. Typicon. P. 120-121).

http://pravenc.ru/text/2565472.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010