[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН МАГУЛА [греч. Κωνσταντνος Μαγουλς, букв.- «толстощекий»] (1-я пол. XV в.), доместик г. Фивы, визант. мелург; др. сведений о его жизни не сохранилось. Из произведений К. М. наиболее известен калофонический стих из полиелея «Молнии в дождь сотвори» (Пс 134. 7) 1-го гласа. В рукописной традиции это произведение К. М. наиболее распространено в версии, «украшенной» (καλλωπισμνος) его современником мелургом Мануилом Газисом (Lesb. Leim. 287. Fol. 30-32, ок. 1600 г.; 286. Fol. 49-51v, после 1600 г.; 285. Fol. 63-65, 1-я треть XVII в.; 245. Fol. 94-96v, 1649 г.; 230. Fol. 206-207; 459. Fol. 91v - 92v; 238. Fol. 119v - 120v, все 3 - ок. 1700 г.; 8. Fol. 57-57v, кон. XVIII в.; ГЭ. Ω. 1163. Л. 62-69 об., 1-я пол. XVII в.; РНБ. Греч. 237. Л. 43 об.- 45 об., посл. четв. XVII в.; 130. Л. 85 об., нач. XVIII в.; 132. Л. 121, посл. треть XVIII в.; 711. Л. 76 об., XVIII в.; РНБ. ОЛДП. О. 117. Л. 105 об.- 107 об., 1729-1731 гг.; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 15v - 16, 1680 г.; БАН. РАИК. 35. Л. 164 об.- 166 об., кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVIII в.; 42. Л. 108 об.- 112, сер. XVIII в.; Athen. O. et. M. Merlier. 12. Fol. 27-28, 30-40-е гг. XVIII в.; Lesb. Ypselou. 40. Fol. 30-32, ок. 1750 г.; транскрипция в нотации нового метода , выполненная в 1819 г. хартофилаксом Хурмузием : Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 17v - 20). В немногих самых ранних списках этот стих приведен без обработки (Ath. Iver. 1120. Fol. 262-276v, 1458 г.; Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 106-107, посл. четв. XV в.- здесь стих назван аллилуиарием). Будучи одной из самых распространенных калофонических обработок стихов полиелея, произведение К. М. чаще всего встречается в составе полиелеев «Раби Господа» Николая Кукумы (1-я пол. XV в.) и Панайотиса Хрисафа Нового (2-я пол. XVII в.), реже - в др. версиях, напр. в полиелее Петра Берекета (кон. XVII - нач. XVIII в.). Нередко этот стих бывает выписан отдельно, что является примером «превращения» части произведения в самостоятельную калофоническую матиму (Cypr.

http://pravenc.ru/text/2057090.html

Радосте моя, избави мя от обышедших мя ( Пс. 31:7 ). Бог ответствует: вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои ( Пс. 31:8 ). Верная душа: призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое ( Пс. 118:132 ). Бог чрез Пророка ответствует: на кого воззрю, токмо на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:2 ). Душа верная вещает: Господи, кто обитает в жилище Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? Ответствует Бог: ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем, иже не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя ( Пс. 14:1–3 ). Душа верная взывает: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей ( Пс. 50:12 ). Бог вещает: дам вам сердце новое, и дух новый дам вам: и отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце платяное ( Иез. 11:19 ). Душа верная: скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя ( Пс. 24:17 ). Бог: призва Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс. 49:15 ). Верная душа: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем ( Лк. 23:42 ). Христос отвещает: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота ( Апок. 2:10 ). Верная душа: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего ( Пс. 37:22, 23 )! Христос отвещает: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Верная душа взывает: не отвержи мене от лица Твоего ( Пс. 50:12 ). Христос отвещает: грядущаго ко Мне не изжену вон ( Ин. 6:37 ). Верная душа: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Пс. 142:2 ). Христос отвещает: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир. Веруяй в Онь не будет осужден ( Ин. 3:16, 17 ). Верная душа вещает: грех юности моея и неведения моего не помяни ( Пс. 24:7 ). Бог отвещает: беззаконник, аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд, и, правду и милость: жизнию поживет и не умрет: вся согрешения его, елика сотворил, не помянутся ( Иез.18:21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

10 847 Ради Давида, раба Твоего, не отвергни помазанника Твоего! 11 848 Клялся Господь Давиду истиною, и не отречется от нее: «Потомков твоих посажу на престоле твоем! 12 Если сохранят сыны твои завет Мой и откровения Мои, которым научу их, то сыновья их навеки воссядут на престоле твоем»! 13 849 Ибо Господь избрал Сион, благоволил соделать его жилищем Своим. 14 «Здесь мой покой навеки, здесь буду Я обитать, ибо Сион угоден Мне! 15 Трапезу Израиля благословлю благословением Моим, нищих его насыщу хлебом; 16 Священников его облеку ризой спасения, и праведники его радостью великой возрадуются. 17 850 Там возрастет слава Давида, там готовлю светильник помазаннику Моему. 18 Врагов его облеку стыдом, а он процветет, исполненный святости Моей!» Песнь восхождения, 132. 1 851 Как хорошо, как блаженно жить братьям всем вместе! 2 852 Будто миро на голове, стекающее на бороду, на бороду Ааронову, стекающее на край одежды его; 3 853 Будто роса Ермонская, сходящая на горы Сиона, ибо там обещал Господь даровать благословение и жизнь навеки. Песнь восхождения, 133. 1 854 Ныне благословляйте Господа, рабы Господни, стоящие в храме Господнем, во дворах дома Бога нашего! 2 В ночи воздевайте руки ваши ко святилищу и благословляйте Господа! 3 855 Благословит тебя с высот Сиона Господь, сотворивший небо и землю. Слава: 798 Псалмы 119–133 снабжены общим повторяющимся заголовком Песнь восхождения (церковносл. «Песнь степеней»), что позволяет видеть в них как бы особый сборник псалмов внутри Псалтири. Смысл термина «восхождение» не совсем ясен. Песни восхождения, возможно, пели паломники, три раза в год приходившие в Иерусалим на праздник; их могли петь «вавилонские пленники» евреи, возвращавшиеся с равнин Вавилона в родную гористую Иудею, и, наконец, их могли петь левиты, поднимаясь по ступеням храма (право предположить это дает число псалмов – 15). Святые отцы связывают название псалмов с возвращением пленников из Вавилона в Иерусалим. В пс. 119–126 свт. Афанасий Великий прочитывает намеки на определенные этапы этого возвращения: пс. 119 воспевался, по его мнению, еще в Вавилоне, при первом известии об освобождении, пс. 120 – в горах, по дороге из Вавилона, пс. 122 – людьми, которые утомлены долгим странствованием, пс. 124 – теми, кто видит родной город, пс. 125 -теми, кто успел войти в него, пс. 126 – теми, кто уже заложил основание нового храма. В последующих псалмах он находит пророчество о Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст также понимает восхождение как свидетельство о возвращении древних евреев из Вавилона и одновременно объясняет переносный смысл слова как указание на восхождение по ступеням добродетелей, которые ведут человека к Небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К VII в. тесная связь праздников Обновления и В. перестала ощущаться - возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение св. Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что не знает, почему в эти 2 дня (13 и 14 сент.) «Воскресение предшествует Кресту», т. е. почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует В., а не наоборот, и что причину этого могли знать более древние епископы (Ibid. Col. 3305). Впосл. именно В. стало основным праздником и получило широкое распространение на Востоке, особенно после победы имп. Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связано также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед В. (см. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме ). Праздник В. в иерусалимском богослужении IV-X вв. В сохранившемся в арм. переводе иерусалимском Лекционарии нач. V в. главным праздником остается Обновление. На 2-й день праздника (т. е. в день В.), 14 сент., все собираются в Мартириуме, и там св. Крест показывают всем собравшимся; повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс 64; 1 Тим 3. 14-16; аллилуиарий со стихом из Пс 147; Ин 10. 22-42), что и в 1-й день ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 360-363). В груз. переводе иерусалимского Лекционария V-VII вв. праздник Обновления 13 сент. продолжается 8 дней. 2-й день, 14 сент., уже имеет особое название - «день Воздвижения Креста». В этот день в 3-м часу (9 часов утра по совр. счету, т. е. после утрени) совершается чин воздвижения св. Креста и поклонения ему, после к-рого сразу следует Божественная литургия. На литургии Лекционарий указывает тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс 27; чтения (Притч 3. 18-23; Ис 65. 22-24; Прем 14. 1-7; Иез 9. 2-6; 1 Кор 1. 18-25; аллилуиарий со стихом из Пс 45; Ин 19. 16b - 37) (заимствованы из службы Великой пятницы); тропари на умовение рук и на перенесение Даров (эти моменты в чине иерусалимской литургии ап. Иакова сопровождались особыми песнопениями) - «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также указан прокимен на вечерне в день В. (из Пс 97). Праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия 1-го, 2-го и т. д. по Обновлении ( Кекелидзе. Канонарь. С. 130-132, 147-149; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. 1240-1246).

http://pravenc.ru/text/155081.html

Недопущение на суде защиты Иисуса Христа. Таков смысл предречения пророка Исаии: во смирении Его суд Его взятся ( Ис. 53:8 ). „Пророк сказал это, – по словам святителя Златоуста, – показывая несправедливость суда над Иисусом Христом, то есть, что на оном суде никто не явил себя защитником Праведника“ 132 . Поношение чаяше душа моя, и страсть, пророчески вопиял Давид: и ждах соскорбящаго,и не бе, и утешающих, и не обретох ( Пс. 68:21 )! Осуждение Иисуса Христа на смерть. Сказав о Христе: во смирении Его суд Его взятся..., пророк Исаия присовокупил: яко вземлется от земли живот Его, – ведеся на смерть ( Ис. 53:8 )! – Предан будет Сын человеческий, говорил Сам о Себе Иисус Христос, и осудят Его на смерть ( Мк. 10:33 )! 3) Поразительно такое обстоятельное предначертание в пророчествах суда над Спасителем, и такое подробное предуказание свойств и действий виновников беззаконного осуждения Его; но с не менее поразительной ясностью предъизображены были свойства и действия судимого Господа Иисуса Христа. Те и другие очевидно показывают, что, будучи осужден совершенно несправедливо, Он все претерпел, как предопределенный Богом Избавитель мира. Так например: Христос изображается в пророчествах, как благодетель, оклеветанный людьми неблагодарными, терпящий зло за добро... Воздающии Ми злая возблагая, зане гонях благостыню ( Пс. 37:21 ), – терпящий Бога ради: Боже израилев! Тебе ради потерпех поношение ( Пс. 68:7,8 )! Предречено и Его дивное молчание на суде, и дерзновенное глаголание истины. Молчание: и Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих ( Ис. 53:7 ). И наказание Господне отверзает ушы Мои: Аз же не противлюся, ни противоглалолю ( Ис. 50:5 ). Аз же яко глух не слышах, и яко нем, не отверзаяй уст своих, и не имый во устех своих обличения ( Пс. 37:14,15 ). И дерзновенное глаголание: Господь, Господь дает мне язык научения, егда подобает рещи слово. Кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно: и кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне ( Ис. 50:4,8 ). 133

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Можно ли сказать, что воссоединение привело к взаимообогащению? Несомненно, можно. Что приобрели мы из того, чего не имели, и что получили они? Мы получили Евхаристическое общение. Святейший Патриарх не один раз подчеркивал, что самое главное — это совместная молитва, возможность совместного совершения Евхаристии, приношения Бескровной Жертвы, причащения. Я, например, не один год общался со многими зарубежными епископами, священниками, мирянами, но не было самого главного в нашем общении — Евхаристии. Ведь ничего выше этого нет по слову Псалмопевца: се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс. 132, 1). Что может быть выше, что может с этим сравниться? Мы это получили. О чем большем еще говорить? Что касается приобретений Русской Православной Церкви... Во-первых, существует интересная для нас практика в Зарубежной Церкви: они живут на Западе в совершенно других общественных отношениях, в том обществе, в хорошем или плохом, не важно, в которое мы только вступаем. Их практика и опыт по сохранению Православия в этих новых для нас условиях, конечно, необычайно ценны. Во-вторых, мы получили таких замечательных архипастырей и пастырей, как, например, почивший недавно владыка Лавр. За очень недолгие месяцы общения Россия его по-настоящему полюбила и оценила. А еще мы все получили возможность созерцать Промысл Божий в нашей жизни и в жизни Церкви — само воссоединение. Я думаю, что впереди еще много общих свершений, которые Церковь в России будет осуществлять в единстве с Церковью «в рассеянии». А представители Зарубежной Церкви получили всю Церковь в России, что, согласитесь, тоже немало, и конечно же, в первую очередь, то самое духовное единство, о котором мы говорили. Они теперь могут приезжать сюда, в Россию, могут причащаться, могут полноценно совершать паломничества к родным святыням. Отец Тихон, Вам пришлось общаться с митрополитом Лавром лично, можно ли рассказать о нем поподробнее? Митрополит Лавр и архимандрит Тихон (Шевкунов) О нем писали много в последние месяцы после его кончины.

http://pravoslavie.ru/36862.html

Напомню, что Архиерейский Собор 2004 года, возблагодарив Господа за успешное развитие начавшегося тогда диалога с нашими зарубежными собратьями, признал «делом исключительной важности» шаги, направленные к преодолению разделения. Тем паче нынешнему Собору – первому, в котором вместе с нами участвуют архипастыри Русской Зарубежной Церкви, коих я сердечно приветствую, — подобает воздать хвалу Богу нашему, совершившему, молитвами святых новомучеников и всех святых, в земле нашей просиявших, великое дело единения. Несмотря на все трудности, которых поначалу было немало, после долгих десятилетий отчуждения мы, наконец, вместе. Свершилась победа Божия над человеческими грехами и предрассудками, «победа, победившая мир» (1 Ин. 5, 4), полный разделений и вражды. Должно также поблагодарить всех, кто потрудился в деле единства, всех, кто молился о его успехе. Первым среди таковых хочу назвать Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, первоиерарха Зарубежной Церкви, которого Господь, по завершении его земного подвига, промыслительно призвал к Себе в день Торжества Православия, когда Святая Церковь чтит память исповедников православной веры и молится о единстве. Преемником почившего первоиерарха был избран архиепископ, ныне митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. И это избрание Архиерейского Собора Зарубежной Церкви, в соответствии с Актом о каноническом общении, впервые было утверждено Священным Синодом Московского Патриархата. В соответствии с Актом, определяющим статус Русской Православной Церкви за границей в качестве неотъемлемой самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в мае сего года внес необходимые изменения в Положение о Русской Православной Церкви за границей. Нашему Собору также следует принять соответствующее дополнение в Уставе Русской Православной Церкви — в главе о самоуправляемых Церквах. Особенно хочу отметить, что восстановленное единство не осталось лишь изложенным на бумаге решением церковного Священноначалия. Прошедший год убедительно показал, что единение реально ощущается в жизни епархий, приходов, семей. Паломничества, совместная молитва, встречи духовенства и мирян, общие начинания – всему этому радуется сердце каждого православного христианина. Поистине, «се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132, 1)! Настоящему Собору надлежит подумать и о том, как нам возгревать сей дар Божий (2 Тим. 1, 6), что предстоит вместе сделать для укрепления единства и его последовательного практического осуществления.

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

Наставляемый Богом, искусный и разумный в управлении, преподобный Корнилий всячески увещевал сестер Успенской обители возобновить расстроившееся вскоре после преставления преподобного Лукиана общежитие, как угодное Богу и спасительное для них. Сначала он предложил общежитие не всем, но, по жребию, только трем монашеским келлиям, с целью их испытания. Благочестивый царь Алексий Михайлович тоже внимал устроению женской обители в Александровской слободе. Он даже повелел дать ругу (казенное жалование) насельницам, если все пойдут в общежитие. Нашлись и другие боголюбивые благодетели, которые своими вкладами, и очень щедрыми, способствовали лучшей организации монастыря. Старицы было опечалились, опасаясь мятежа, который бывает при несогласиях в общежительных обителях и от которого даже сами они незадолго до этого времени пострадали. Но блаженный Корнилий мудро убедил сестер в пользе общежития для них. Он говорит: «Не скорбите о сем и не противьтесь царскому повелению, не будете ничем скудны. Бог вас не оставит, якоже и Христос глаголет: «Аще соберутся во имя Мое два или три, ту есмъ Аз посреде их» (Мф. 18, 20) или пророк глаголет: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132, 1). И Великий Государь вас не оставит, и благодетели... Послушайте, Господа ради, соберитеся вси во общее жительство и снесите все имение ваше вкупе, и Бог да будет с вами, и государская милость, и святительское благословение, и мое грешное, аще востребуете. Не утаите, Господа ради, да не постраждете, яко Анания и Сапфира». Послушались инокини своего пастыря и отца, тотчас собрали имения свои и начали все вместе жить и трудиться, славя и благодаря Бога, устрояющего спасение душ в установленных Им законах жизни. Поучение словом и делом Все более и более сестер приходило в Успенскую обитель, желая спасти свою душу под руководством святого подвижника веры. Он же, зная на опыте трудность монашеской жизни, не скоро принимал их в монастырь и облекал в монашеские одежды. Новоначальных тщательно испытывал, постоянно поучал всех слову Божию. К трудным и упорным в страстях плоти и души старец употреблял наказания, давал епитимьи, и пастырский его жезл строгость хранил общину от нестроений и греховных падений.

http://pravicon.com/info-2717

Первоначально апостолы совершали таинство миропомазания через возложение рук (Деян. 8:14-17; 19:2-6). Однако уже в середине первого века таинство это стало совершаться через помазание святым елеем — миром . Побуждением к этому послужило то обстоятельство, что с распространением христианства по многим странам апостолы и их приемники физически не могли на каждого новокрещенного возлагать свои руки. Примеров преподания благодатных даров именно через помазание елеем очень много в ветхозаветной священной Истории (Исх. 29:7; Лев. 8:12; 1 Цар. 10:1; 2 Цар. 9:3; Пс. 132:2). Отсюда и само наименование «Мессия» или «Христос», что по-гречески значит «помазанный». Святым миром (раньше оно писалось через «ижицу» — «мvpo») называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Миро освящали сначала апостолы, а потом их приемники — епископы, как носители апостольской благодати. Само же помазание верующих совершают пресвитеры (священники). То, что помазание освященным мvpoм восходит к апостолам, видно из слов апостола Павла, писавшего: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). Сами совершительные слова таинства Печать дара Духа Святаго тесно связаны с этим изречением апостола, который пишет: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). «Днем избавления» в Священном Писании называется крещение; под «знаменованием Святого Духа», несомненно, разумеется «печать Духа Святого», следовавшая сразу после крещения.   При совершении таинства святым мvpoм крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги — с произнесением слов: « Печать дара Духа Святаго, аминь ».   Примечания : Прежде совершения таинства Крещения новорожденному нарекается (дается) имя ; обычно в честь кого-либо из святых угодников Божиих. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010