390 Wilkinson, Customs and Manners. vol. II part. 1 p. 96 cp. Osburn, Monum. Hist. of Egypt, vol. 1 p. 2. По наблюдениям Кутеля, члена французской ученой экспедиции в Египет (Observatione Meteorologiques в Descript. de l’Egyple t. XIX p. 451) в Дельте летом дождь совсем не выпадает, зимой почти так же (dans le Delta il ne pleut point en été et presque pas pendant 1’hiver); в Каире мы видели дожди очень редко; в Верхнем Египте дожди составляют чудо (la pluie dans la haute ’Egypte est un prodige). 393 Виноградники и сикоморы специально указываются Псалмопевцем, как пострадавшие при данной казни: виноград их побил градом и сикоморы их льдом ( Пс.77:47 ). Сикоморы особенно высоко ценились в древнем Египте за тень, даваемую их раскидистыми ветвями; в гиероглифических письменах «земля сикомора» – одно из древних названий Египта. Эти деревья считались священными и были посвящены богине Непт, как тамариски – Озирису, и персиковые деревья – богине Гатор (Millington, Signs and Wonders, p. 130). Что касается виноградников, то значение их указывается в скульптурных изображениях, относящихся к древнейшей эпохе египетского государства, даже к периоду до нашествия гиксов (Ebers, Aeg, п. Büch. Mos. 323). 394 Исх.9:31 : И лен и ячмень были побиты: потому что ячмень выколосился, а лен осеменился; этим стихом и следующим определяется время казни (см. глав. I). Существует некоторая разница в переводе выражений, которыми определяется поспевание льна: LXX переводят это выражение: τ δ λνον σπερματζον (linum vero semen faciebat – лат. пер. изд Jager’a; тождественную мысль заключает в себе и сирский перевод: linum grana protulerat (Полиглотта Вальтона); перевод Вульгаты «linum folliculos germinaret» не отличается определенностью), соответственно с этим слав. пер. говорит: член испущаше семя»; английский авторизованный перевод говоритъ: the flax was bolled, т. e. «лен наливался», или, как поясняет Англ. Комм. Библия, был в цвету (Speaker’s Comment.); такой же смысл оригинальному выражению усвояют и немецкие библеисты («der Flachs Kuospe, d. h. hatte schon Blüthenknospen. Dillmann. Exod. u. Levit. 88; cp. Keil, Genesis u. Exod. 380). Существенной разницы между всеми указанными переводами нет: если понимание английской комментированной Библии и немецких библеистов более соответствует точному значению еврейского (по Гезениусу, Thes. I, 261 и Фюрсту Hebr. Handwort. I, 239 означает: цветочная чашечка), то перевод LXX в виду отмеченной уже выше (стр. 31–32) одновременности созревания ячменя и льна более точно передает мысль подлинника, по которому 7 казнь настигла Египет тогда, когда ячмень выколосился и следовательно, когда лен не только был в цвету, но и осеменился уже.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Скорее сокрушайся тогда искренно о грехах, скорее вводи в сердце потерянную теплоту духовной жизни, вздыхай и, если можно, плачь, – и тогда опять сделаешься причастным Духа Святого. Блаженству моему, покою моего сердца препятствуют почти исключительно грехи мои. Но Господь мой спасает меня каждый раз, как я воззову о спасении от грехов моих, и каждый раз в Нем едином нахожу я покой сердечный. Привязанность к тленному, земному всегда сопровождается для меня смертию духовною, а привязанность к Богу и вообще к духовному – жизнию. Итак, убедись окончательно: там – на небе, в Царстве духов, жизнь твоя, а не на земле, не в этом царстве смерти и тления. Благодарю Тебя, премилосердый мой Спаситель и Судия Праведнейший, что Ты биеши меня жезлом духовным за каждый грех, за каждое греховное движение сердца. Бей меня, поражай меня, но милости Своей не лишай меня. Пост в среду и пятницу предсказан Спасителем: придут дни, когда отнимется у них (учеников и последователей Христовых) жених, и тогда будут поститься – в тыя дни [ Мф. 9,15 ]. А Спаситель, Жених душ наших, отнят у нас в среду, предан быв в этот день на страдания, и в пятницу – умерши телом Своим на кресте нашего ради спасения. Как чадолюбивый, но строгий Отец поступает с нами Господь: провинишься – наказывает; раскаешься – прощает и любовию Своею жалует. Согрешившему, говорит авва Марк Подвижник (Сл.2, ст.58), нельзя избегнуть воздаяния (за грех) иначе, как покаянием, соответствующим согрешению. Это я испытал тысячу раз. Если будешь разуметь согласно Писанию, что по всей земле суды Господни [ Пс. 104,7 ], говорит он же, то всякий случай будет для тебя учителем богопознания. 66 ст. 108 ст. Что мы без молитвы говорим или делаем, то бывает впоследствии или погрешительно, или вредно и обличает нас чрез дела неведомым для нас образом. 114 . Пространство сердца есть упование на Бога, а теснота его – попечение о теле. 128 . Насладившийся телесными удовольствиями более надлежащего вознаградит избыток их сторичными скорбями. 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так заканчивается второй отдел притчи. В третьем отделе приточники возвещают горе Халдеям за постройки, соединенные с пролитием крови. Все эти постройки будут истреблены, когда земля наполнится ведением славы Господней (12–14 ст.). Авв. 2:12 «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!». Приточники еще прежде замечали, что жадность Халдеев не останавливалась перед кровопролитными войнами (8 ст.). Но они говорили о кровопролитиях, как неизбежном зле, требуемом характером и жизнью Халдейского царства. Теперь, на допущенном Халдеями кровопролитии, приточники долее останавливаются. Они доказывают, что все города 126 и крепости 127 Халдейские, задуманы 128 и построены 129 на крови. Кровопролитие было не случайным, неизбежным злом, нежелательным для Халдеев, а входило в их планы. Они смотрели на него очень спокойно, и самодовольно разбивали младенцев ( Пс. 136:8–9 ; Ис. 13:16 ; Иер. 51:35 ) и истребляли народы, чтобы достигнуть и сохранить у себя власть. Древняя история представляет очень много примеров бесцельной жестокости и кровопролития, допущенных во взаимных отношениях разных народов. Современные пр. Аввакуму Ассирийские цари очень часто с похвальбою рассказывают о том, что они складывали целые пирамиды из вражеских голов и трупов. Иудейские историки подробно описывают жестокости по отношению к Иудеям, допущенные Халдеями и Римлянами. Поэтому, кажется, мало преувеличения в том, что крепости завоевателей залиты кровью порабощенных и истребленных народов 130 . Авв. 2:13 Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? Как сам пр. Аввакум ставил в зависимость Халдейское нашествие и страдание Иудеев от воли святого Израилева (1:12), так и Откровение участь Халдеев поставляет в зависимость от определения Господа Саваофа 131 . Без сомнения, говорят приточники, Господом Саваофом определено, чтобы народы трудились 132 и мучили себя 133 для огня и пустоты 134 . Порабощенные Халдеями народы, принужденные употреблять свой труд на постройку Халдейских крепостей, по определению Божию должны трудиться для огня и пустоты. Построенные ими крепости погибнут в огне и место их будет пусто. Это пророчество, повторенное впоследствии Иеремией ( Иер. 51:58 ), буквально исполнилось. Вавилон был истреблен пожаром от поджога и молнии 135 . Еще при Бл. Иерониме остатки его были зверинцем Персидских царей 136 . Последующие путешественники постоянно называли и называют Вавилонское царство «великой пустыней» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иное дело и пытливость о тайнах промысла Божия, так же не одобряемая, но тут и испытывать нечего, – случаи иной раз бывают вполне ясны. Остается, значит, только согласиться с тем, что совершилось. Между тем, человек смущается, беспокоится, приходит в досаду (хотя, положим, еще и не доходит ни до уныния, ни до ропота, ни до отчаяния). Почему же так смущается? – Потому что в нем не подавлено самолюбие: ему досадно, что делается не по его желанию, и он хотел бы поставить на своем, только ничего не может предпринять. Он в самой душе своей не покоряется воле Божией, уже совершившейся, – хочет вместо воли Божией жить больше собственною волею. Он излишне заботлив о самом себе и как бы не дает совершиться над собою воле Божией, которая есть премудрая и милостивая. Втайне не совсем покорный Богу, он лишает себя, вместе с тем, покоя душевного. Вместо того, чтоб так умно поставить себя пред каждым приключением в жизни, пред каждой неприятной встречей: «не иду против обстоятельств, покоряюсь воле Божией», – вместо этого успокоения он столько же раз смущается и беспокоится (хоть и на короткое время), сколько в день встречает неудач и неприятностей. Нет; лучше же христианину быть «яко отдоеное на матерь свою» ( Пс.130:2 ), т. е. как дитя спокойно подле матери или, когда держится за мать, так и христианин, всегда, везде и во всем предающейся воле Божией, успокаивает себя в Боге. Он на сей раз остается и тем еще спокоен и счастлив, что, когда после неприятных приключений встретит приятное или особенную какую милость Божию, – тогда не стыдится за предыдущую свою внутреннюю непокорность Богу, потому что ее не было, не имеет нужды раскаиваться, что раньше-то смущался, досадовал. Тогда ровно выходит его душевное настроение: и отсюда он научается и вперед, и на последующее время, в обстоятельствах первого рода говорить: «аще благая прияхом..., злых ли не стерпим?» ( Иов.2:10 ). Неблагодарение Бога за особенное благодеяние «Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей» ( Лк.17:18 ), с негодованием сказал Христос-Спаситель о прокаженных, которые не пришли поблагодарить Его за исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Пусть только народ в своем нынешнем печальном положении не унывает и не перестает (от стражи утренняя до нощи) надеяться на Господа (ст.5); потому что Он милостив и неисчерпаем в средствах и способах к нашему освобождению (многое у него избавление); несомненно Он снимет с Израиля вину его, а с нею и наказание (ст.6). Псалом 130. Смирение и спокойное доверие По надписанию в еврейском и в Вульгате (у LXX нет надписи), псалом этот написан Давидом, конечно, во время Саулова гонения, когда его не раз называли гордым узурпатором, обвиняли его в высокомерных замыслах и стремлениях. В противоположность этому Давид пред лицем Божиим (Господи) уверяет, что он не был горд и надменен (ст.1); был смирен сердцем (см. 20) и по милости Божией (воздаси) беспритязателен, спокоен и предан, как дитя на груди матери (ст.26). ст.3 мог быть позднейшею прибавкою; но индивидуальную первоначальную песнь народ мог (в плену, или в тяжелое после-пленное время) усвоить себе, выражая в ней чувства своей привязанности к Господу, и в стихе 3-м ободрял самого себя надеждою на Господа, а не на свою силу. Может быть, и Давид написал этот псалом, после какого-либо неудачного национального предприятия (ср. ст.3); в таком случае он мог свидетельствовать, что не высокомерие его было причиной неудачи, и что он спокоен и предан Господу, несмотря на неудачу (ст.1, 2) 925 ; пусть же только и народ не теряет мужества. Псалом 131. Молитва пленника о восстановлении богоправления ради заслуг Давида и данных ему обетовании Вследствие того, что стихи 8–10 этого псалма находятся в молитве, произнесенной Соломоном при освящении храма (2Пар.6:41,42), большинство толковников признает, что он написан Соломоном и назначался собственно для освящения храма и перенесения кивота в новоустроенный храм (ст.7–8). Но внимательное исследование содержания псалма показывает, что он произошел во время глубокого упадка династии Давида, когда казалось, что Бог совсем забыл обетования (ср. ст.11–12 и Пс.88и д.), данные благочестивому Давиду и потомству его (2Цар.7:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Посему, кто не привязан к ней и возлюбил рабство, тому в посрамление повелевает принять на себя сей знак. Стр. 116 371. Благодеяния врагу для примирения Исх. 23:4, 5 . Закон повелевает иметь попечение и о врагах, и, если заблудится вол человека, расположенного неприязненно, не проходить мимо него, но возвратить в дом неприятелю, и падшего осла его поднимать: таковыми же благодеяниями домогаться примирения. Стр. 118 372. В чистом сердце слава Божия Мф. 5:8 . Как прозрачное зеркало отражает в себе образ смотрящихся; так и чистые сердца восприемлют в себя славу Божию. Стр. 130 373. Жертва Богу и помощь бедным Лев. 7:18 . Для чего не повелевает Бог вкушать жертв после третьего дня? – Хочет, чтобы приносящие жертву не сами только участвовали в пиршестве, но уделяли мясо и нуждающимся. Посему-то повелевает вкушать оных мяс в 1-й и 2-й день, избытки же сожигать, чтобы, понуждаемые сею необходимостью, нищих делали участниками в пиршестве. Стр. 140 374. Звук трубы – напоминание о Боге по Синаю Числ. 10:9, 10 . Поскольку Бог, давая закон на горе Синае, поразил слух их сильным звуком труб; то всякий трубный звук напоминал им об оном Богоявлении. Почему Давид песненно изрек: «вострубите в новомесячии трубою, в благознаменитый день праздника вашего» ( Пс. 80, 4 ). Стр. 175 375. Благодать раздаваемая не умаляется, как свет Числ. 11:17 . Как иной от одной светильни зажигает тысячи, и свет первой не умаляет, и сообщает свет последним, так и Бог всяческих, уделяя 70-ти от Моисеевой благодати, не уменьшил благодати, данной Моисею. И сие, как видим, совершается и ныне. Ибо многие тысячи людей, крещаемых одним иереем, и приемлющих божественный дар, не уменьшают благодати в иерее, и весьма многие, рукополагаемые архиереем и приемлющие сан священства, не умаляют дар у рукополагающего. 376. Делать добро для добра Втор. 16:20 . «Праведне праведное гоните». То есть сообразно с целью правды приступай к делу доброму не для суетной славы, не из угождения людям, но для самого добра. Стр. 209 377.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

595 Таб., II, с. 200. Согласно ал-Куфи, Йазид, видя ухудшение состояния отца, посоветовал организовать присягу ему: «Боюсь, что меня постигнет от рода [Абу] Тураба (Али) то же, что постигло тебя». Разговор происходил в среду, и My'abuйa хотел отложить присягу, считая среду неблагоприятным днем, но ад-Даххак и Муслим б. Укба настояли на проведении присяги. После присяги 70 приближенных Йазид произнес в мечети проповедь и принял присягу присутствовавших, затем уехал в Хувварин, а в воскресенье My'abuйa умер [Куфи, т. 4, с. 252–256, 265]. 596 Источники едины только в определении месяца, в пределах которого приводятся самые различные дни: «воскресенье, когда прошло несколько дней раджаба» (воскресенье 2 раджаба/8 апреля) [Куфи, т. 4, с. 265], 4 раджаба/10 апреля [Халифа, с. 218], середина раджаба [Балаз., А., т. 4А, с. 132; Таб., II, с. 198], «ночью четверга в середине раджаба» [Таб., II, с. 199], «четверг, за 8 дней до конца раджаба» (22 раджаба/28 апреля, суббота) [Таб., II, с. 198], эту же дату приводит Халифа, относя ее к 59 г.х. [Халифа, с. 215], воскресенье 6 аййара (мая) [Агап., с. 493]. Помогает выбрать наиболее вероятную дату сообщение о том, что гонец с извещением о смерти халифа прибыл в Медину 28 раджаба, а на дорогу от Дамаска ему требовалось не менее 11–12 суток, т. е. выехать он должен был не позднее 15–16 раджаба. Четверг в середине месяца приходится на 13 раджаба/19 апреля. 597 Куфи, т. 4, с. 265. Срок вполне реален: гонец мог достичь Хувварина (130 км) на сменных лошадях за 12–13 часов, т. е. быть там в середине 14 раджаба, Йазиду потребовалось бы не больше двух дней. Кстати, воскресенье как день смерти My'abuu могло появиться потому, что в воскресенье 16 раджаба Йазид принял присягу в мечети. Сообщение о прибытии Йазида через 10 дней [Пс.-И. Кут., т. 1, с. 321] совершенно несостоятельно. У aл-Mac'yдu [М., т. 5, с. 151; Ме., т. 3, с. 75] три дня между кончиной My'abuu и прибытием Йазида превратились в три дня траура, когда Йазид не выходил к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

изображения, иконы, но изображения языческие, идолов, а под именем поклонения и служения – поклонение и служение, приковывающее людей к чувственному, боголепное, подобающее единому Богу, но не то, которым чествуются в прав. Церкви св. иконы. III. Заповедь эта дана была иудеям, склонным к идолослужению 130 , и читается в составе речи так: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския, от дому работы. Да не будут тебе бози инии разви мене. Не сотвори себе кумира (ειδωλον), и всякого подобия (ομοιωμα), елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися (προσκυνησης) им, ни послужиши (λατρευσης) им: аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй греси отец на чада до третияго и четвертого рода ненавидящым мене, и творяй милость в тысящах любящым мя, и хранящым повеления моя ( Исх. 20:2–6 ). А нам известно что поклонение (προσκυνησης) есть выражение любви и уважения, а служение (λατρεια) подобает единому Богу 131 , и что кумир (ειδωλον, sculptile) есть изображение несуществующего на самом деле ( 1Кор. 8:4 ), а подобие (ομοιωμα, simulitudo, simulacrum) – или кумир же ( Пс. 113:12 . Деян. 15:20 . 1Ин. 5:21 ) 132 , или изображение предмета тварного, находящегося либо на небе, либо на земле, либо в водах 133 . Известно, с другой стороны, и то, что слова: не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им, должно понимать в связи с словами, непосредственно пред ними сказанными: да не будут тебе бози инии разве мене; потому что они суть уяснение сих последних, выраженное отрицательным оборотом речи 134 . Посему, в заповеди той содержится воспрещение не относительно икон христианских, но относительно любления, уважения и боголепного почитания того, что любили, уважали и боголепно почитали язычники-идолопоклонники, возведшие на степень божества и то, чего на самом деле никогда не существовало, и то, что есть на небе, на земле, в водах, под землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

3.124. Пресвитеру Феодулу. Некто из Пророков воскликнул: «наг побегнет в день той» (Амос. 2, 16). Ибо обнаживший себя от всякого временного и суетного попечения, несомненно, избежит уловления противниками. Посему «наг и побегнет» и будет преследовать, — побегнет от козней и ухищрений вражеских, но впоследствии, более укрепленный содействием и помощью свыше, восстанет на сопротивников и, обнадеженный благодатью Божиею, сам погонится вослед гнавших его прежде. Ибо написано, что те самые демоны, которых прежде боялись вы, убоятся вас, и «седмию путми побежать» (Втор. 28, 7), гонимые вами, хотя прежде одним гладким путем пришли к вам и разграбили вас. 3.130. Монаху Евгению. Обучаемым искушениями невозможно совершить путь сей без печали. Впрочем, по миновании искушений и по удалении демонов все таковые, возделавшие в сердцах своих полезный труд и спасительную скорбь, исполняются великой радости, сладостных слез и Божественных помышлений. Ибо сказано: «по множеству болезней в сердце моем, утешения» и удостоверения Божии «возвеселиша душу мою» (Пс. 93,19). 3.141. Монаху Феодору. Если на море не подует какой–нибудь сильный ветер — не явятся волны. А если не сделает на нас нападения нечистый демон — ни душа, ни тело нимало не будут обуреваемы скверными страстями. 3.142. Монаху Феодору. Никогда не бывает неблаговременно как перевести дыхание, так и до последнего издыхания испрашивать у Бога таинственные дары. 3.152. Монаху Евтению. Когда взойдешь на высшие степени, когда отрешишься от земли, когда совершенно возгнушаешься земным, когда уничижишь все видимое, когда истинно возлюбишь небесные блага, когда в состоянии будешь все принять крылья духовных орлов и услаждаться стройною красотою крыл, легко возносящихся к небу, тогда, именно тогда, увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани, того более всего желая и о том молясь, чтобы освободиться от здешней человеческой жизни и не видеть более жития смертных. 3.160. Филиппу «Обретый душу свою, погубит ю, а иже погубит душу свою, обрящет ю» (Матф.10,39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

«Не клевещет языком» (буквально: на языке) – уникальный оборот. Глагол рагал (того же корня регел – «нога») имеет основное значении «выхаживать, чтобы высмотреть» ( Чис.21:32 ), то есть шпионить – но не заочно собирая информацию, а непосредственно – самому «быть соглядатаем» ( Быт.42:30 ). Причем, отнюдь не предполагается, что шпион донесет правду (шпион, он и есть шпион), как, например, не рассказали правды о земле обетованной те, кто были посланы разведать ее. Отсюда другое, редкое значение глагола рагал – «клеветать» ( 2Цар.19:27 ). Тот, кто «клевещет на языке своем», сначала все «выходил, высмотрел», а затем по человеку – «прошелся» своим шпионским языком. «Поношения не принимает на ближнего». Если «поношение» – клеветническое, его не нужно «принимать» (глагол наса), а если «поношение» – это упрек, хоть и враждебный, но в чем-то справедливый, его не нужно в себе «нести» (тот же глагол наса). То есть поношение клеветническое не нужно принимать, а поношение справедливое не нужно в себе носить. Так        Давид объясняет, что есть Христово: «не судите, не осуждайте» ( Лк.6:37 ). Тот, кто не шпионит и не клевещет на ближнего, а с другой стороны, не принимает и не сохраняет осудительных о нем слов, тот имеет больше силы, чтобы «не делать ближнему зла». Пс.14:4             Презираем в глазах его негодный… «Презираемый» и «негодный» – слова одного смыслового ряда, например, «вещи презренные и негодные» ( 1Цар.15:9 ). Негодяй в глазах праведного «презираем» – отражается точно и адекватно: «негодяй» – видим. Это очень важное качество в духовной брани (видеть, с кем имеешь дело), оно называется «разборчивость» и «недоверчивость» 129 . Кто серебра своего не дает в рост… «Денег своих не дает в рост» – тот, кто по-человечески добр, об этом говорит древнееврейское слово «рост» нешех , что означает «откусанное». Когда мы говорим «давать в рост», то имеем в виду, что деньги идут в «рост», кредитор от денег получает «прибыль» (по-гречески «приплод»). В еврейском языке – другая картина: кредитор – нашах : «кусает» (так, как кусает змея), «терзает» ( Авв.2:7 ), «грызет, откусывает» от должника. О лжепророках сказано: «Они грызут зубами своими и объявляют: «мир», а кто не кладет им [ничего] в рот, на кого уготовляют войну» ( Мих.3:5 ). То, что кредитор получает как процент, – это «откусанное» от должника 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010