26–28. Во 2-х, псалмопевец потому удостоился явления милости Божией, что Господу вообще свойственно поступать с человеком сообразно тому, как поступает в отношении к Нему сам человек. «С человеком праведным ( прпбнымъ) Ты, Господи, и поступаешь по праведности его, являя ему Свою любовь и благоволение ( прпбенъ бдеши=«будеши свят», – вульг.; «освящащешь» его, – Зигабен); с человеком искренним, безукоризненно верным хранителем завета Твоего (неповиннымъ в нарушении оного) и поступаешь искренно, как неизменно-верный в Своих обетованиях верующим ( неповиненъ бдеши=«не будешь обвинителем» его в измене, – еп. Порфирий; «оправдываешь» его, – Зигабен); с человеком чистым нравственно, с непорочным ( со избраннымъ=«совершенным» во всех отношениях – бл. Феодорит) и поступаешь сообразно с его чистотой и непорочностью ( избранъ бдеши=поступаешь «совершеннейшим образом», – бл. Феодорит; – «отличаешь его, – Зигабен), а с человеком лукавым, – букв. с евр. – развращённым (=греч.-лат. и сирск.; ср. Пс.100:4 русск. и Притч.11:20 гр.-слав.), «совратившимся с правого пути» (бл. Феодорит) добродетели и идущим кривыми путями порока, вопреки св. воле Твоей (в слав. со строптивымъ=упорным, непокорным, – ср. и русск. Втор.32:5 ), Ты поступаешь по лукавству его, – букв. с евр. – «вопреки ему» (пер. Росс. Библ. Общ. и Амфил.; «наперекор ему», Никольский) – «идешь против него» ( Лев.26:23–24 по евр.-русск.), поражая его различными карами, – развратишис (слав.-гр.-лат. и сирск.), т. е. изменишь обычное Твое милосердие на гнев и строгость. Поэтому людей смиренных, покорных Твоей воле (ср. Ис. 66:2 ), Ты спасаешь от угнетения нечестивых, а очи надменные (букв. высокоподнятые), т. е. людей гордых (ср. Пс.130:1 ; Притч.30:13 ; Исх.10:12 и сл.), которые, как Саул, не хотят повиноваться Твоим повелениям (ср. 1Ц.13:8–14; 15:9–23) и, полагаясь на свою силу, как Голиаф и другие враги Давида, с презрением смотрят на смиренных рабов Твоих (1 10, 17:42–44; 2 Ц. 5:6; Пс.11:5; 13:6 ), – таких Ты унижаешь, поражая и низлагая различными наказаниями праведного суда Твоего и заставляя их смириться и «склонить взор свой к земле» (бл. Феодорит) в сознании совершенного своего бессилия и ничтожества пред Тобою (ср. Пс.2:11–17; 5:15–16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Пс.130:2 . Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою. Пророк, не удовлетворяся тем, что пред самим Богом, испытующим сердца, сказал, колико гнушался он всякия гордости, здесь то же самое подтверждает клятвою, дабы слова его тем большее вероятие заслужили у всех: аще не смиреномудрствовах, глаголет, но вознесох душу мою. Аки бы сказал: Господи! ежели я не мнил о себе смиренно и низко, но выше других превозносился гордостию, да буду яко детище, которое недавно будучи отторжено от сосцев матере своея, лежит на коленах ея, неутешно рыдая, что лишилось сладкаго млека, которое, по возрасту его, составляло величайшую утеху: тако воздаси на душу мою, то есть, тако душа моя да лишится сладости утешения Твоего, которое составляет единственное и наилучшее удовольствие мое в жизни. Коликой важности клятва сия, которою святый Пророк заклинает себя, ведают одни токмо те, кои, будучи исполнены тем же духом, вкусили, колико благ есть Бог. Пс.130:3 . Да уповает Израиль на Господа отныне и до века. Из сего заключения псалма понимать можно, куда клонится вышереченная проповедь о смирении. Ибо муж поистинне смиренный имел намерение не себя похвалить, но увещать народ свой, коль мало должен он надеяться на себя самого и коль много уповать на Бога. Аки бы сказал: ежели я, будучи царь и Пророк, не смею превозноситься ни силою, ни богатством, ни мудростию, ниже что-либо мечтаю о себе самом, но всю надежду мою возлагаю на Бога, то справедливость требует, чтоб и народ мой, или паче народ Божий, не мечтал о себе что-либо высокое, будучи ничто, ниже на силы свои уповал, но на единаго Бога, и притом не ныне токмо или заутра, но во всякое время. Читать далее Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

И ты, брат, беседуй не о мирском, но о духовном не о земном, но о небесном. Возноси сердце свое горе, к Спасителю Христу, и говори с Давидом: Господи, не вознесеся сердце мое (Пс.130:1); к Нему обращай всегда взор говоря: к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси (Пс.122:1). Проливай слезы, потому что сеющии слезами, радостию пожнут (Пс.125:5), день и ночь имей пред очами последний час. В устах твоих непрестанно да будет псалом, ибо призываемое имя Божие обращает в бегство демонов; много беседуй с Богом, мало говори с людьми; памятуй всегда Бога, и ум твой соделается небом. Не люби роскоши, но бегай удовольствий; имей ненависть ко всякой радости мира сего; не страшись возлежания на голой земле, потому что доставляет вечное наслаждение; и не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию. Стал ты воином Христовым? Не обязуйся куплями житейскими, да Воеводе угоден будеши (2Тим.2:4). Отрекся ты от мира? Не люби мира ни яже в мире (1Ин.2:15). Возложил ты руку свою на рало? Не обращайся вспять (Лк.9:62). Обручился ты со Христом? Жди Его пришествия; каждый день, и час, и каждую минуту памятуй о Нем, как невеста о женихе своем, и к Нему всегда устремляй мысль, подобно жене, любящей мужа, у которой муж в отлучке, и которая, находясь в великой заботе и скорби, не престанет смотреть на дороги и расспрашивать у проходящих, где бы мог он теперь находиться. У ней только и речей, что о муже, и во сне ожидает его, и прислушивается, и не знает себе покоя, ни с кем не смеется, не предается веселию, не перестает проливать слезы, пока не возвратится к ней желанный. Так поступай и ты, христианин, особливо, отрекшийся от суетной жизни. И что говорю: отрекшийся? Все мы предстанем судищу Христову, да приимет кийждо, яже с телом содела блага или зла (2Кор.5:10). Наконец, брат, не будь алчен к временной пище; не домогайся телесного успокоения; не давай сна очам своим, не живи беззаботно, но всегда пред очами имей Бога, чтобы мог ты сказать с святым Давидом: предзрех Господа предо мною выну (Пс.15:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/777/...

Слава и ныне: Богородичен–догматик. «Чрез Тебя, Богородица, пророк Давид, сделавшийся Богоотцем, в псалме к Возвеличившему Тебя провозгласил о Тебе. «Предстала Царица по правую руку Твою». Ибо Бог, благоволивший вочеловечиться от Тебя без отца, сделал Тебя Матерью, Носительницею Жизни, чтобы восстановить в человеке Свой образ, поврежденный страстями, и, нашедши заблудшую в горах овцу, взять ее на Свои плечи и принести к Отцу и, согласно Своему соизволению, соединить с небесными Силами и спасти мир, Христос, имеющий великую и богатую милость». Стихиры на стиховне: «Ты, Господи, восшедши на крест, уничтожил наше от прародителей наследованное проклятие; сошедши в ад, освободил бывших в нем от века узников и даровал бессмертие человеческому роду. Поэтому воспеваем и прославляем Твое подающее жизнь и спасительное воскресение». Слава и ныне: «Призри на молитвы рабов Твоих, Препеиороч–пая. устрани угрожающие нам беды и освободи нас от всяких скорбей, ибо в Тебе Одной мы имеем твердую и неизменную Защитницу и в Тебе приобрели Заступницу. Да не постыдимся, призывая Тебя, Владычица; исполни мольбы с верою восклицающих Тебе; радуйся, Владычица, всех помощь, радость, покров и спасение наших душ». Тропарь: «Ученицы Господа, услышав от Ангела радостную весть о воскресении и избавившись от прародительского осуждения, радостно говорили Апостолам: ниспровержена смерть, воскрес Христос Бог, подающий миру великую милость». Богородичен: «От века сокровенная и для ангелов непостижимая тайна чрез Тебя, Богородица, явлена живущим на земле, — Бог, воплотившийся в неслиянном. соединении двух естеств и ради нас добровольно воспринявший Крест, которым Он воскресил, первозданного Адама и спас от смерти наши души». Ипакои: «Мироносицы, предупредив Апостолов, возвестили о Твоем дивном воскресении, что Ты, Христе, как Бог, воскрес, даруя миру великую милость». Антифоны: 1. «С юности моей многие страсти побора ют меня, но Ты Сам защити и спаси меня, Опаситель мой». (Пс. 128; 1–3). 2. «Ненавидящие Сион, будете посрамлены Господом, ибо вы, как трава, от огня иссохнете». 3. «Святым Духом всякая душа оживляется, чистотою возвышается и священно — таинственно просвещается Единосущною Троицею». 4. «Пламенно, из глубины души моей я взываю к Тебе, Господи, и да внемлют мне Божественные Твои уши». (Пс. 129; 1–2). 5. «Всякий, возложивший надежду на Господа, выше всех скорбящих». (Пс. 129; 5. 7). 6. «От Святого Духа льются струи благодати, орошающие всякую тварь для оживления». 7. «Сердце мое да возвысится к Тебе, Слово, и никакое из мирских удовольствий не прельстит меня к моему унижению». Слава: «Мы должны любить Господа, более пламенною любовию, чем какую любовь питает кто к своей матери». (Пс. 130). И ныне: В Святом Духе–богатство Боговедения, созерцания и мудрости, ибо чрез Него Слово открывает все Отеческие веления».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

49. Знать наверное, что во всяком месте видит тебя Бог (Прит. 5). 50. Злые помышления, на сердце приходящие, тотчас разбивать о камень (Пс. 36). 51. И открывать духовному старцу (Сир. 9). 52. Уста свои блюсти от злоречия (Пс. 35). 53. Не любить многословия (Прит. 10). 54. Слов пустых или возбуждающих смех не говорить (Мф. 12). 55. Не любить разражаться смехом (Еккл. 7). 56. Охотно слушать святые чтения (Лк. 11). 57. Часто прилежать молитве (Лк. 18). 58. Грехи свои прошедшие со слезами и стенаниями каждодневно исповедать Богу в молитве, всячески стараясь в них исправиться (Ис. 6). 59. Похотей плотских не совершать и волю свою ненавидеть (Гал. 5). 60. Заповедям аввы во всем повиноваться (Евр. 13), хотя бы сам он (чего да не будет) поступал иначе, помня слова Господа: что говорят, то соблюдайте, а что делают, того не делайте (Мф. 23). 61. Не желать, чтобы называли святым, прежде чем будешь таким, а лучше быть таким, чтобы истинно называли таким (Мф. 23). 62. Заповеди Божии каждодневно исполнять (Сир. 6). 63. Любить целомудрие (1 Тим. 5). 64. Не иметь ни к кому ненависть ( Лук. 19). 65. Не иметь зависти, не питать ненависти (Гал. 5). 66. Не любить состязаний (2 Тим. 2). 67. Бегать возношения (Пс. 130). 68. Чтить старцев (Лев. 19). 69. Любить младших (1 Тим. 4). 70. Молиться за врагов по любви Христовой (Мф. 5). 71. Прежде захода солнечного мириться с тем, с кем придется размолвиться (Еф. 4). 72. Никогда не отчаиваться в милосердии Божием (Иезек. 18). Вот орудия духовного искусства, которыми если день и ночь всегда будем непременно действовать, в день Суда это будет явлено, и от Господа будет воздана вам награда такая, какую Он обещал: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Рабочая же храмина, где все показанное можем мы привести в дело, есть монастырское заключение, и терпеливое неисходное пребывание в братстве.   Глава 5. О послушании. Первое наше смиренное дело есть послушание без замедления. Оно свойственно тем, которые ничего более его не почитают славным перед Господом, и ради святого служения, на которое дал обет, и по причине страха геенского, и ради славы вечной жизни. Почему, как только приказано бывает им что от набольшего, в исполнении того не смеют допустить медленности, как бы приказание было дано им свыше. О таковых сказал Господь: « по одному слуху по мне, повинуются мне» (Пс. 17:45). И апостолам также говорит Он: “слушающий вас, Меня слушает” (Лк. 10:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше . От юности моея враг мя искушает, сластьми палит мя; аз же надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего. Ненавидящии Сиона, да будут убо прежде исторжения яко трава : ссечет бо Христос выя их, усечением мук. Слава: Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим Единством священнотайне. И ныне: тойже. Слава: Святым Духом, Еже жити всяческим: Свят от света. Бог велик; со Отцем поем Ему, и с Словом. И ныне: тойже. Песнь степеней, 129. Антифон 2: Антифон 3: Из глубины воззвах к Тебе, Господи : Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего.... Яко у Тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое: упова душа моя на Господа . От стражи утренняя до нощи, от стражи утренняя да уповает Израиль на Господа ; яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Воззвах Тебе, Господи, те пле из глубины души моея, и мне да будут на послуша ние Божественная Твоя ушеся. На Господа надежду всяк кто стяжав, вышний есть всех скорбящих. Воззвах Тебе, Господи, вонми , приклони ми ухо Твое вопиющу, и очисти, прежде даже не возмеши мене отсюду. В матери своей земли стходяй всяк, паки разрешается, прияти муки или почести поживших. (см. пс. 130) Слава: Святым Духом точится благодатныя струи, напаяющя всяку тварь ко оживлению. И ныне: тойже. Слава: Святым Духом богословие, Единица Трисвятая: Отец бо безначален, от Негоже родися Сын безлетно, и Дух сопрестолен, сообразен, от Отца спросиявший. И ныне: тойже. Песнь степеней, 130. Антифон 3: Антифон 2: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Аще смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою , тако воздаси на душу мою. Да уповает Израиль на Господа отныне и до века. Сердце мое к Тебе, Слове, да возвысится , и да никтоже усладит мя от мирских красот на слабость. К матери своей якоже имать кто любовь, ко Господу тепльше люблением должни есмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этим можно объяснить и отсутствие во многих псалмах надписаний, так как сами псалмопевцы не все и не всегда могли и желали делать надписания, а последующие хранители и собиратели священных писаний сами не решались делать надписания, может быть не всегда имея для этого достаточные основания в исторических свидетельствах. Но суда по указанной аналогии, можно самим псалмопевцам усвоить в надписаниях лишь сведения о псалмопевцах. Что касается других сведений, помещаемых в надписаниях, особенно музыкального характера, времени богослужебного употребления псалмов, и т.п., то очень сомнительно происхождение их от псалмопевцев. Да и исторические сведения в надписаниях, не исключая и имен псалмопевцев, не всегда могут быть усвоены самими псалмопевцами. Так, например, есть двойственные имена псалмопевцев одного и того же псалма; например, «Идуфуму. Псалом Давида» (38); «сынов Кореевых. Учение Емана Езрахита» (87). Тем более примеров подобной двойственности можно найти в тексте надписаний по-еврейски и у 70; например, по евр. «Соломона», а у 70: псалом Давида» (71 пс.); по евр. «Давида», а у 70 «Аггея и Захарии в рассеянии» (137–138). Во многих псалмах существуют надписания в еврейском тексте и нет их у 70 (пс. 121,123,126,130,132), и не существуют в еврейском, а находятся у 70 (пс. 1,2:90,92–99,136 и др.). Что касается музыкальных и богослужебных сведений, заключающихся в надписаниях, то здесь разности между пониманием евр. терминов и перевода 70 еще более, и заметно, что 70 толк. часто видели совершенно иной смысл. Даже самое распространенное выражение – начальнику хора, обычно переводили ες τ τλος – в конец, очевидно никакого отношения к музыке не находя в этом надписании. Или еще пример: по евр. «на духовых орудиях», а у 70: «о наследствующем» (5 пс.), по евр. «на гефском орудии», – у 70: «о точилах» (8) и т.п. Но после отрицательного решения остается положительное: кто же составил надписания? – Неизвестно. Более этого ничего не можем сказать за отсутствием ясных свидетельств в писании и предании 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Определено и сие: аще кто речет, яко святые, в молитве Господней, оставя нам долги наша (Мф.6:12), не о себе глаголют, поелику им уже не нужно сие прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и яко не глаголет каждый из святых особо, оставя мне долги моя, но оставя нам долги наша, так чтобы сие прошение праведника разумелось о других паче, нежели о нем самом: таковый да будет анафема. Свят и праведен был Иаков апостол, когда рек: много бо согрешаем вси (Иак.8:2). Ибо для чего приложено сие слово: вси, аще не ради того, чтобы мысль сия согласна была со псалмом, в котором читается: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправится пред Тобою всяк живый (Пс.142:2). И в молитве премудрого Соломона: несть человек, иже не согреши (3Цар.8:46): и в книге святаго Иова: в руце всякого человека знаменает, да познает всяк человек немощь свою (Иов.87:7). Посему такожде и святый и праведный Даниил пророк, в молитве, множественно глаголал: согрешихом, беззаконновехом (Дан.9:5), и прочее, что он тама смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, как некоторые разумеют, яко он глаголет не о своих, но паче о грехах людей своих: то он по сем рек, яко молихся и исповедях грехи моя, и грехи людей моих Господу Богу моему (Дан.9:2). Не хотел рещи, грехи наша, но рек: грехи людей своих, и грехи свои: поелику пророк как бы провидел, что явятся таковые люди, худо разумеющие сие. (III всел. 1, 4; карф. 109-114, 116). Примечания: Смотри толкование к правилу 116(130) Правило 116(130). Определено и сие: аще кто полагает, яко самые слова молитвы Господней, в коих говорим: оставя нам долги наша, святыми произносятся по смирению, а не по истине: да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящегося, который бы лгал не человекам, но самому Господу? Устами своими говорил, яко хощет имети отпущение, сердцем же глаголал, яко не имеет грехов, которые надлежало бы отпустити ему. (III всел. 1, 4; карф. 109-115). Все восемь вышеприведенных правил (109-116) содержат осуждение отдельных пунктов пелагианского учения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

«Скиния свидения» – η σκην το μαρτυρου – «сень свидения», т.е. такая скиния, в которой Бог по преимуществу свидетельствовал о Себе, открывал Себя, как истинного Бога, – скиния откровений Божиих (срв. Числ. 7:89 ; Исх.25:8, 22 ). «По образу им виденному» ( Исх.25:9, 40 ; описание скинии Исх.25–37 ). Указание на преимущественную святость этой скинии, в противоположность Молоховой. Деян.7:45 .  Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владе­ния народов, изгнан­ных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. «Взяв оную», διαδεξμενοι, " приемше», т.е. приняв ее в наследие от предыдущего поколения отцов. «Внесли во владения народов..». (языческих) – разумеется, после их покорения и овладения землею Обетованною. «Изгнанных Богом», а не собственною силою народа. Под этим «изгнанием» (ср. Исх.34:24 ; Втор.11:23 ) разумеется вообще покорение этой земли, при чем жители ее частью были истреблены, частью порабощены, частью выселились в другие страны. «До дней Давида», ως τν μερν Δαυδ, «даже до дний Давида..». Предыдущих слов русского перевода – «так было» – нет ни в греческом, ни в славянском текстах, хотя по смыслу они не излишни. Деян.7:46 .  Сей обрел бла­го­дать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова. «Сей обрел благодать пред Богом и молил найти», точнее и лучше (во второй половине) славянский текст: «испроси обрести», т.е.: «Давид пользовался особенною милостью Божиею, и сие сказалось особенно в том, что, по его желанию, Бог соизволил на созидание храма, и назначил для сего место в Иерусалиме» (Митр. Филарет, слово по освящ. хр. в г. Коломне). Самая молитва , коею Давид молился Богу о соизволении на построение храма, содержится в 130 псалме ( Пс.130:2–5 ). Ее, очевидно, имеет в виду и Стефан, употребив из нее наименование храма " селением Бога Иаковля». Особое откровение Давиду чрез пр. Нафана отложило исполнение его намерения до времен Соломона, которого Бог и удостоил быть строителем Ему храма ( 2Цар.7 и дал.). Деян.7:48 .  Но Всевышний не в рукотворен­ных храмах живет, как говорит про­рок:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8, 5–6). Я стыдил, бранил, указывал вам на пепел содомитов и на предшествовавший потоп, когда земля оказалась затоплена водами и род человеческий постигла всемирная гибель. Часто ставил я вам в пример народ израильский — избранный  , возлюбленный, священство царственное (Исх. 19, 6), — за ропот, за пререкание, за неблагодарность и тому подобные прегрешения бичуемый, врагами покоренными унижаемый и теми, над кем он торжествовал победу, одолеваемый, избиваемый, уничтожаемый. Часто внушал я вам: берегитесь! исправьтесь! обратитесь! Не дожидайтесь, пока изощрен будет меч — лук натянут! (Ср.: Пс. 7, 13 (в тексте LXX о мече сказано в будущем времени, о луке — в прошедшем; в русском переводе такого различия нет)) Не принимайте долготерпение за повод к пренебрежению! Не делайте зла в ответ на великое милосердие! 2.  Все это говорил я, но, как видно, прял в огонь (Древнегреческая поговорка [Corpus paroemiographorum graecorum/Ed. E. L. von Leutsch, F. G. Schneidewin. Go ttingen, 1839. T. I. P. 130]) — ибо теперь мне можно — о, если бы не пришлось к месту! — вспомнить эту поговорку; ведь вы не обратились, не раскаялись, но отяготили уши свои (Зах. 7, 11), чтобы не слышать слово Господне. Из–за этого излился на нас Его гнев, и Он был бдителен к грехам нашим (Бар. 2, 9) и обратил лице Свое против нас (Иез. 15, 7). Горе мне, что продлилось пребывание мое (Пс. 120 (119), 5 (русский синодальный перевод даёт иной смысл)) — хотя и недолгое  , — восклицаю я с Давидом псалмопевцем; продлилось так, что, взывая, я не был услышан и что вижу как туча варваров затопляет кровью иссушенный грехами град наш. Горе мне, что я сохранен был для этих бед; что мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас (Пс. 79 (78), 4); что коварный набег  варваров не дал молве времени сообщить о нем, чтобы были обдуманы какие–нибудь меры безопасности  , но сама явь бежала вместе с вестью — и это в то время  , как нападали оттуда, откуда [мы] отделены столькими землями и племенными владениями, судоходными реками и морями без пристаней  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010