Очевидно, что этим выражением Екклесиаст указывает на большую испорченность человеческого рода вследствие грехопадения человечества (ср. ст. 20; Иов.14:5 ) Общее название стоит здесь для обозначения в частности мужеской половины человечества, вместо (ср. пс.105:11 с 1Пар.16:21 ), подобно тому, как в Нов. Зав. νθρωπος иногда ставится вместо ανρ (ср. напр. Мф.19:10 ). – «А женщины между всеми ими не нашел». Выражение гиперболическое, которое не должно быть принимаемо во всей его, силе, т. е. будто Екклесиаст хочет сказать, что между женщинами вообще не встречается никакого благочестия, никакой праведности; такое предположение противоречило бы гл. 9:9; кн. Прем. Сол.5:19; псал.128 и др. местам Библии . Он хочет сказать только, что между женщинами, вообще говоре, нравственная доблесть встречается реже, чем между мужчинами, а еще более то, что в женщине грех легко принимает весьма опасный, губительный характер (ср. ст. 26), потому что женщина более склонна в притворству и обману, более склонна соблазнить и перехитрить других (ср. Быт.3:6 ; Сир.25:24 ; 1Тим.2:12–14 и др.) Подобный взгляд на женщину мы встречаем в поговорках разных народов, напр. арабов, греков, и в талмуде. Поговорка арабов: «Женщина – сеть сатаны». Поговорки греков: «Море, огонь и жена – три зла в мире». – «Где женщина, там и плохо». – «Неукротимее всех зверей – женщина». – «Жена для мужей – буря в доме». – «У женщин нельзя найти верности». Изречения талмуда: «Лучше следовать льву, нежели женщине». «Кто следует совету своей жены, тот попадает в преисподнюю». «Ум женщин – ветряный», «Берегись лукавства твоей жены: потому что вот текут её слезы, но тут же и обман». Автор кн. Екклесиаст тем более мог с такою резкостью говорить о женщине, что он влагает свою речь в уста Соломона; а между тем Соломону, как известно, любовь к женщинам служила главным препятствием к проведению в жизнь его теоретической мудрости, женские сети, которыми он был уловлен, воспрепятствовали ему достигнуть высокой цели его жизни и остаться верным своему призванию.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

В этом случае Он и прикрывал грехи иудеев, и вместе указывал на них; ибо и молчал против грешников, и тут же высказывал о том, что молчал. Некторы же даже явные и открытые проступки нужно терпеть до поры-до времени, то есть, когда обстоятельства не благоприятствуют открытому обличению. Так и телесные нарывы от неблаговременного рассечения лишь больше воспаляются, и вообще всякое лекарство, не во время употребляемое, если и обходится без вреда, то наверно теряет свою целительную силу. При том же, перенося тяжесть грехов подчиненных своих в ожидании благоприятного времени для врачевания их, тем самым пастырь приучается к терпению. Подобное нечто говорит о себе псалмопевец: на хребте моем делаша грешницы, продолжища беззаконие свое ( Пс.128:3 ). то есть, другими словами: „когда я не могу почему-либо исправлять грешников, то как бы ношу грехи их на плечах своих, под тяжестью коих испытывается терпение мое“; ибо мы обыкновенно носим тяжести на плечах (на хребте). Иногда же тайные и сокровенные проступки надобно пастырю расследовать со всею точностью, чтобы по обнаруживающимся признакам открыть все, что таится в душе грешника, постепенно переходя от менее важных тайн до самых важнейших. Так Иезекиилю говорит Господь: сыне человеч, раскопай стену; и раскопах, отвечает пророк, и се дверь едина и рече ко мне: вниди, и вижд беззакония злая, яже творят сии зде; – и внидох, и видех, и се всякое подобие гада, и скота суетная гнушения, и всякие кумиры дому израилева написани быша на стене всюду около ( Иез.8:8–10 ). Здесь Иезекииль изображает собою начальников вообще, и в частности пастырей с пастыреначальниками, а под стеною разумеется жестокосердие подчиненных им. И потому раскопать стену не тоже ли значит, что проницательным разысканием раскрыть п дознать грубость и закоренелость души в скрытных преступниках? Когда же он раскопал ее, то открылась дверь: ибо, когда посредством тщательных розысков и благовременных убеждений, так сказать, рассекается жестокосердие грешника, пред нами как бы отворяется дверь души его, чрез которую можно уже видеть все, и самые внутренние, его помышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В следующий день до рассвета собираются в синагогу; произносят молитвы во весь день; совершают великое торжество над книгою закона; часто повергаются на землю с закрытым лицом, особливо когда произносят свою форменную исповедь; при каждом слове они ударяют в перси ладонями. Коган, по мнению евреев, происходящий будто от колена левитского, возложив на главу шерстяную, спускающуюся по шее, епанчу, которая называется у них талес, и закрыв оною глаза, благословляет народ, как заповедуется в Книге Числ: да благословит тя Господь, и сохранит тя: да просвятит Господь лице свое на тя, и помилует тя: да воздвигнет Господь лице свое на тя, и даст ти мир ( Числ.6:24–26 ). При благословении простирает к народу руки, который в это время также закрывает глаза и лице из благоговения, дабы не видеть рук Когана: поскольку, говорят они, в продолжение благословения почивает на них Дух Божий, как пишется: се сей (брат) стоит за стеною нашею, проглядаяй оконцами, проницаяй сквозь мрежи ( Песн.2:9 ), т. е., Бог стоит за священником как бы за стеною, и смотрит сквозь окна и решетки – распростертые и разверзстые персты. После сего Коган поет песнь, которую непрестанно повторяет, по крайней мере, раз до семи; при каждом повторении более и более возвышает голос 127 . Наконец, по полудню читают вечерние молитвы и продолжают оные до захождения солнца, к коим присоединяют ещё молитву, называемую молитвою затворения (тефилат неиле), т. е. дверей. Ибо, говорят, в древности в это время заключались двери святилища. Пред выходом из синагоги, трубят громко и протяжно в рог, в знак 1) того, что Божественное величие, находившееся при них молитвах, теперь удалилось и взошло, на небо, как пишется: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубном ( Пс.46:6 ); 2) что звук трубы есть знак радости и победы. Они как бы говорят: «мы победили сатану» 3) что этим они приводят ему (сатане) на память совершившийся над ним самим суд, после коего он уже не осмеливается обвинять их пред Богом, т. е. в день очищения; 4) что звук трубы есть знак свободы; поскольку, говорят, в этот день духи умерших бывают свободны от переселений в тела (ибо они верят в переселение душ в разные тела); а тело освобождается от рабского наказания; наконец 5) в память юбилея, который в древности начинался в это время. Посему, хотя бы день очищения случился в субботу, то и тогда трубят в рог: ибо, говорят, законно трубить, есть признак знания или искусства, a не труда. При выходе из синагоги, что бывает ночью, имеют обыкновение возле самой синагоги освящать луну тою же молитвою, какая изложена в описанном нами празднике новомесячия; это они делают для того, чтобы с сих пор начать добрые дела, а с другой стороны, изъявить благодарность луне за то, что она ходатайствует о них пред Богом 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех.   Явственно указывает на явление проповеди. Псалом 127 Песнь степеней.   Девятая песнь ублажает приступившего к страху Божию, и, по указами на Апостолов, весьма кстати ублажает уверовавших. Пс.127:1. Блажени вси боящиися Господа. Пс.127:3. Жена твоя яко лоза плодовита.   Боящемуся Господа дается в дар не какая-либо жена, но украшенная благими плодами. Ибо жена добрая — благая, доля. Пс.127:5. И узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего,    то есть блага духовные, «ихже око не виде» и проч. (1 Кор. 2:9). Пс.127:6. И узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля.    Разумеет обетования. Ибо как первые плоды суть порождения души боголюбивой, так плоды вторые суть обетования. Псалом 128 Песнь степеней.   Десятая песнь уведомляет о многих гонениях народа Христова и о том, как он преодолеет все это, оказываясь всегда победителем злоумышляющих. Говорит же это, потому что гонения были с начала проповеди. Пс.128:1. Множицею брашася со мною. Пс.128:4. Господь праведен ссече выи грешников.   И все злые гонители зле погибнут. Псалом 129 Песнь степеней.   Одиннадцатая песнь содержит в себе молитву мучеников и учение исповедания народу новому. Явственно же проповедует очищение, которое есть Христос. Ибо о Нем сказано: «и Той очищение есть о гресех наших» (1 Ин. 2:2). Пс.129:1. Из глубины воззвах к Тебе, Господи. Пс.129:2. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего.   Ушами у Бога представляем себе и Ангельские силы; чрез них моления наши восходят к Богу. Пс.129:3. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит?    Повторение слова: «Господи, Господи» выражает удивление величию Божия человеколюбия; у Него, говорит пророк, и очищение, а не в наших заслугах. Пс.129:5. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи.    Это — слова не ради духовной нужды, но ради самого досточтимого Имени приступающих, и потом «терпением текущих на предлежащий... подвиг» (Евр. 12:1), и ни в какое время не отступающих от Бога и от угодного Ему. Пс.129:6. От стражи утренния до нощи да уповает Израиль на Господа.   На Господа должно надеяться и во время грустных обстоятельств. Ибо не только в утреннюю стражу, когда предметы видимы неясно и обстоятельства наши сумрачны, но и при воссиянии истинного света, прозорливый ум приемлет от Бога приумножение радостного и освобождение от печального. Да уповает же на Господа, потому что в Нем, как в источнике, и у Него милость, Он есть избавление и очищение, Он вполне удовлетворительно очищает грехи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.127:4. Сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея.    Подобно говорит Пророк чувственным людям и о детях. Духовные мужи под «сыновьями» подразумевают помыслы добрые, наполняющие сердце богоугодного мужа (Златоуст, Никита). Пс.127:5. Се тако благословится человек бояйся Господа.    Наградой «боящемуся Господа» служит прежде всего сам страх Божий, который сам по себе составляет уже награду и «благословение» Божие (Златоуст). Пс.127:6. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего.    Это согласно с господствовавшим мнением тогда, ибо думали, что Бог обитает только в «Сионе», в Сионском Храме, где Он беседовал со священниками. Под «благами Иерусалима» предвозвещает Пророк как благоденствие настоящей жизни, так и блага духовные (Феодорит, Афанасий). Пс.127:7. И узриши сыны сынов твоих. Мир на Израиля.    Пророк определяет благословения согласно с понятием: великим благословением и это почиталось увидеть «сынов сыновей» своих, хотя многие «боящиеся» Бога остались бездетными. А наградою тогда были дети, как ныне — небо и блага небесные. Ибо не одним образом Бог благодетельствует всем, но различно, как богатый. Посмотри, сколько таких, которые имея детей, называют счастливыми неимеющих? «Мир на Израиля» есть «мир» с Богом, так как Израиль есть ум, по своей чистоте видящий Бога. Он достигает «мира» в помыслах и входит при содействии духа в глубины богопознания и успокаивается в Боге (Златоуст, Никита). Песнь степеней, 128    Десятая степень: терпение ради Бога. Пс.128:1. Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: Пс.128:2. Множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя.    Слова эти указывают на брань с диаволом, которую ведут подвижники. Злые и ленивые этой брани не имеют, потому что они друзья и покорные бесам. Давид этим предсказывает и будущие частые восстания на Церковь, и предсказывает непреодолимость ее (Никита, Василий В.). Пс.128:3. На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое.    Говоря: «на хребте», Пророк показывает, что «грешницы» хотели всю силу его сокрушить, так как «хребет» изображает силу (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Псалом 128 Пс.128:1 . Песнь степеней. Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: Пс.128:2 . множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя. СОДЕРЖАНИЕ Израиль, или церковь Иудейская, прославляет Бога, что, при Его покровительстве, всегда остается непоколебимою против всех нападений людей нечестивых. ТОЛКОВАНИЕ Народ Божий, угнетаемый бедствием, утешает себя тем, что много уже претерпел таковых угнетений, но Божиею помощию всегда был избавляем. Сии слова приличествуют как народу Иудейскому, много зла пострадавшему от различных народов, так наипаче Христовой церкви, которая едва ли когда могла отдохнуть от нападения то язычников, то еретиков, то ложных христиан. И потому прилично может сказать о себе: множицею брашася со мною от юности моея. Ибо едва только родилася, как и претерпела в лице Авеля гонение от Каина, а потом весьма много и часто терпела подобныя нападения от других. За сим присовокупляет причину, чего ради враги толикократно повторяли брань, и говорит, что никогда превозмочь не могли: ибо ежели бы единожды превозмогли и народ Божий совсем истребили, то не было бы нужды толикократно возобновлять браней. Итак, не без причины Пророк повторяет оныя слова: множицею брашася со мною: ибо хощет показать, что народ Божий не единожды или дважды сражался со врагами, но безпрестанными подвигами приобучаем был к терпению. Пс.128:3 . На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Что выше сказал простыми словами, то здесь изображает чрез подобия и преносныя изречения: ибо сравнивает хребет Божия народа с наковальнею, на которой кузнецы куют железо. Сие подобие означает безпрестанное и весьма тяжкое гонение; ибо ничто чаще и сильнее не бывает подвержено ударам, как наковальня. То же самое означается и следующими словами: продолжиша беззаконие свое, ибо продолжение беззакония не что иное есть, как продолжение гонения, которое всегда добрые терпят от злых. В Еврейском подлиннике стих сей иначе читается так: на хребте моем ораша орющии, продолжиша бразду свою. Сим подобием сравнивает Пророк народ Божий с полем, которое вспахивается плугом и на котором проводятся борозды так, что нигде не остается празднаго места. А сими словами живо изображает, что на хребте Церкви всегда лежал крест, который и в широту и в длину раздирал ее. Однако вскоре за сим присовокупляется утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Там жили цари и иереи; они садились на престолах и седалищах, чтобы судить людям. Пс.123:5. Воду непостоянную, против которой устоять было невозможно. Пс.128:3. На хребте моем делаша беззаконницы. Пророк изображает сим тяжесть гонений, которым враги подвергали истинную Церковь . Феодор. указывает на времена Даниила и времена Маккавеев. Пс.130:1. Не ходих в великих, ниже в дивных паче мене, – так же, как: умыю в неповинных руце. Я не представлял себя высоким и не позволял себе никакого действия, которое могло удивить как необыкновенное и которое было выше меня. Пс.131:15. Ловитву его благословляй благословлю; то есть дам ему обильный плод в трудах его и обильную пищу. Пс.132:2. Сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его. Афанас. разумеет главу Церкви; под брадою – св. апостолов, а под ометами – все тело Церкви. Ст.3. Аермон есть гора Палестинская, роса, ею приносимая на Сион, с черепиц сливается каплями. Феод. Пс.136:6. Аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего. Афан.: не предпочту памяти о Господе самому великому веселию. Пс.137:5. Воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня; то есть воспоют, что великая открывается слава милосердия Божия в судьбах Его промысла. Пс.139:9. Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику. Не предай меня врагу, чтобы он не уклонил меня от желания моего спасти душу. Ст.11. Низложиши я в страстех – потому что повергнешь их в несчастия, и они не устоят. Афан. и Феодор. объясняют сие о Сауле. Пс.140:5. Яко еще и молитва моя во благоволениих их – то есть не хочу от них милости, хотя бы они с благоволением принимали мои просьбы. Ст.6. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, – расточишася кости их при аде. Пожерты – то есть поглощены. Пророк имеет в виду два события: поглощение египтян водою когда они уже достигли самого берега, при камени, и поглощение землею Дафана и Авирона; вместо судей точнее читать: сильных. Указывая на сии события, св. Давид хочет показать, какая участь ожидает нечестивых. Сказав, что он не хочет милости от грешников, хотя бы они и приняли его просьбу с благоволением, он объясняет сему причину: он надеется, что когда их ожидает страшная участь, то его молитва будет услышана и с благоволением принята самим Господом: услышатся глаголи мои, яко возмогоша; на Тя уповах! Пс.143:3. Яко вменявши его;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010