Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их. [На хребте моем пахали все вожди страстей, проводя вдоль по мне беззаконие свое.] (Пс. 128:3) Слава: Единого Тя в триех Лицех, Бога всех пою, Отца и Сына и Духа Святого. [Воспеваю Тебя, Единого в трех Лицах, Бога всех, Отца, Сына и Святого Духа] И ныне: Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам. [Пречистая Богородица Дева, Ты Одна, всеми воспеваемая, усердно моли о нашем спасении.] Ирмос:На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление. [На неподвижном камне заповедей Твоих, Христе, утверди мое помышление.] Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали. [Пролив дождем огонь от Господа, Господь попалил некогда землю содомлян.] (Быт. 19:24) На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай. [Спасайся на горе, душа, как праведный Лот и спеши укрыться в Сигор.] (Быт. 19:22-23) Бегай запаления, о душе, бегай содомского горения, бегай тления Божественного пламене. [Беги, душа, от пламени, беги от горящего Содома, беги от истребления Божественным огнем.] Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене. [Согрешил я один пред Тобою, согрешил более всех, Христос Спаситель — не презирай меня.] Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшого да не презриши мене. [Ты — Пастырь Добрый, отыщи меня — агнца, и не презирай меня, заблудившегося.] (Ин. 10:11-14) Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся. [Ты — вожделенный Иисус; Ты — Создатель мой, Спаситель, Тобою я оправдаюсь] Исповедаюся Тебе, Спасе, согреших, согреших Ти, но ослаби, остави ми, яко благоутробен. [Исповедуюсь Тебе, Спаситель; согрешил я, согрешил пред Тобою, но отпусти, прости меня, как Милосердный.] Слава: О Троице Единице Боже, спаси нас от прелести, и искушений, и обстояний. [О, Троица, Единица, Боже, спаси нас от обольщений, от искушений и опасностей.] И ныне: Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, престоле Господень, радуйся, Мати Жизни нашея.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

   Но и больше того — каждым своим неподобным «делом, словом и помышлением» я сотрясаю основы мироздания: я ведь сотворен по образу и подобию Божию для того, чтобы наследовать жизнь вечную в Царствии Божием, но сам замутняю в себе эти образ и подобие и сам отдаю себя в руки врага, единственная цель которого — навсегда разлучить творение и Творца, собрав для себя в области своего владения — в огне геенском — как можно больше людей, оторванных от Создателя своего.    В этом малом тропаре — весь опыт пустынножительства, который только и позволяет правильно осознать путь греховный.    Путь же этот весьма извилист: «По определению рассудительных отцев, иное есть прилог, иное — сочетание, иное — сосложение, иное — пленение, иное — борьба и иное — так называемая страсть в душе. Блаженные сии определяют, что прилог есть простое слово, или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; а сочетание есть собеседование с явившимся образом, по страсти или бесстрастно; сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением; пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца, или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение; борьбою называют равенство сил борющегося и боримого в брани, где последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем; страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится».    Так что не будем обвинять в нашей греховности ни тела наши, ни садовную красоту, ни даже и врага рода человеческого. Ведь «бедствия произошли не собственно от древа, но от беспечного произволения и презрения, какое (Адам) показал в отношении к заповеди».     Согреших, Господи, согреших паче всех человек!..     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их.     «На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои», — так воспевал богоотец пророк Давид, или, по-славянски: «На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое» (Пс.128:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

128. К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? 129. Когда же человек старается иметь сердце смиренное и мысль сохранить в мире, тогда все козни вражии бывают бездейственны; ибо, где мир помыслов, там почивает Сам Бог: в мире, сказано, место Его (Пс. 75:3) . 130. Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностию. 131 . Наша жизнь – одна минута в сравнении с вечностию; и потому недостойны , по апостолу, страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18) . 132. В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг, и единому Господу открывай тогда свое сердце. 133. Кто унижает или отнимает твою честь, всеми мерами старайся простить ему, по слову Евангелия: от взимающаго твоя не истязуй (Лк. 6:30) . 134 . Когда люди поносят нас, то мы должны считать себя недостойными похвалы, представляя, что ежели бы мы были достойны, то все кланялись бы нам. 135. Мы всегда и пред всеми должны уничижать себя, следуя учению св. Исаака Сирина : «Уничижи себе, и узришь славу Божию в силе " 16 . 136. Итак, возлюбим смирение, узрим славу Божию; идеже бо истекает смирение, тамо слава Божия источается. 137 . Не сущу свету, вся мрачна: так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма. 138. Как воск, неразогретый и неразмягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией. 139 . Предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом. 140 . Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке. Итак, послушание есть лучшее врачевство против сей опасной болезни. 141 . От уединения и молчания рождается умиление и кротость; действие сей последней в сердце человеческом можно уподобить тихой воде Силоамской, которая течет без шума и звука, как говорит о ней пророк Исаия: воды Силоамли текущий тисе (Ис. 8:6) . 142. Кто поистине хочет быть учеником Христовым, тот никакой не имеет власти над собою, чтобы делать что-нибудь самому по себе, говорит тот же учитель 17 . Ибо что делается по своему помыслу, то не угодно Богу, хотя бы казалось и хорошо. Если кто лучше знает полезное для себя, нежели авва, то зачем и называть себя учеником его?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

— О окаянные стражи! Не приказывал ли я вам, — чтобы вы не лечили его и не заботились об нем? На это Пигасий, начальник нотариев, ответил: — Клянемся величеством твоим, что согласно твоему повелению, мы содержали его в внутреннейшей части темницы и что на шее его все время висело железное изображение Геркулеса [ 9 ], тяжестью в триста литр [ 10 ]; каким же образом он теперь совершенно здоров, — этого никто из нас не знает. Тогда святой мученик сказал: — Безумный игемон! Это — Христос мой исцелил меня и дал моему телу здоровье и крепость для перенесения даже и тех мук, которым ты сейчас снова подвергнешь меня; и это Он сделал для того, чтобы ты познал, что Бог наш — есть Врач, Который дивным образом исцеляет уповающих на Него людей, — а также и для того, чтобы я принял сугубый венец мученичества, а ты бы был подвержен сугубой вечной муке; ведь если бы ты ради своего Аполлона претерпел такие мучения, — разве тогда этот твой Бог мог бы исцелить тебя так же, как исцелил меня мой Христос? На это игемон, разъярившись, ответил: — Так как человек этот не перестает со злобой хулить наших богов, то налейте на голову его масла и зажгите его. Мученик на это сказал: — Если ты сожжешь мне мозг, то чего этим достигнешь? Выдумай лучше иные муки. Игемон после этого приказал вложить в ноздри мученика множество горчичных семян. Тогда святой Дула произнес: — Смеюсь и теперь над всеми твоими истязаниями! После этого игемон приказал слугам как можно сильнее бить святого железными когтями по хребту, и при этом поливать его язвы крепким уксусом и растирать острыми черепками. Когда все это, по приказанию Максима, совершалось, святой страстотерпец так молился: — Господи Иисусе Христе! Предстань мне, рабу Твоему; вот «на хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои» (Пс.128:3). Тогда игемон сказал ему: — Хотя ныне убедись и исповедуй наших богов! Святой Дула на это ответил: — Боги твои, а особенно Афродита [ 11 ] и Артемида [ 12 ], да помогут тебе и злобе твоей; если же хочешь, я расскажу тебе и про других твоих богинь и про все их бесстыдство.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

147 . Если Самодостаточный и Нелицеприятный 174 не принимал пришедшего с даром к алтарю до тех пор, пока он не примирился с ближним, огорчающимся на него ( Мф.5:23–24 ), то заметь, сколь великой должна быть [внутренняя] бдительность и различение 175 , чтобы мы могли кадить благоприятным Богу фимиамом на духовном жертвеннике. 148 . Не будь словолюбивым и славолюбивым, иначе не только «на хребте» твоём, но и на лице твоём будут делать грешницы 176 ( Пс.128:3 ). И будешь ты во время молитвы посмешищем для них, увлекаемый и обольщаемый ими на чудовищные помыслы. 149 . Внимание, взыскующее молитву, её и обретёт, ибо как раз молитва , а не иное что, следует за вниманием, и именно ею и следует ревностно заниматься 177 . 150 . Как зрение лучше всех чувств, так и молитва божественнее всех добродетелей. 151 . Похвала молитве – не одно количество, но и качество. Это показывают вошедшие в храм помолиться ( Лк.18:10 ) и слова: «А молясь, не говорите лишнего» ( Мф.6:7 ) и последующее 178 . 152 . До тех пор, пока ты обращаешь внимание на соответствующее [молитве положение] тела, а ум твой печётся об удобствах [телесной] скинии, ты ещё не узрел места молитвы и далеко отстоишь от блаженного пути сего. 153 . Когда, предстоя в молитве, ты окажешься превыше всякой другой радости, тогда действительно обретёшь, наконец, молитву. 1 Как отмечает И. Хаусхерр, на Западе, начиная с блаж. Августина и вплоть до Фомы Аквината, Лия была образом жизни деятельной, активной, а Рахиль – образом жизни созерцательной. На христианском Востоке это тропологическое толкование восходит, вероятно, к Оригену . См.: Hausherr I. Les leçons d " un contemplatif. Le Traité de l " Oraison d " Evagre le Pontique. P., 1960, p. 9. – 76. 2 Здесь речь идёт o двух образах («тропосах») молитвы, которые соответствуют двум взаимосвязанным этапам духовной жизни: духовному деланию («практике») и созерцанию («теории»). Подобное различие слов πρακτικς и θεωρητικς восходит к философии Аристотеля. См. об этом в обширном предисловии к изданию: Evagre le Pontique. Traité pratique ou le Moine, t. 1. Introduction par A. Guillaumont et C. Guillaumont (Sources chrétiennes, 170). P., 1971, p. 40–41. – 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Изречениями этих стихов псалмопевец изобразил те бедствия, какие, по допущению Божию, претерпевал народ еврейский по разделении, по смерти Соломона, одного народа на два царства – Иудейское и Израильское. Последнее вскоре по разделении совращено было в идолопоклонство, которое поддерживали в народе израильском все нечестивые цари его в продолжение всего периода существования этого отдельного царства (257 лет). Господь Бог за это нечестие неоднократно подвергал народ и его землю различным наказаниям, как, например, нападениям со стороны внешних врагов, внутренним кровопролитным междоусобиям, бездождию и голоду, и проч. И наконец подверг его конечному разорению от руки Салманассара, царя ассирийского, который разрушил Самарию и другие израильские города, заключил царя Осию в оковы, а всех израильтян отвел в ассирийские области и рассеял за Евфратом. Немногим рознилось нравственно-религиозное, а с ним вместе и политическое состояние народа и в царстве Иудейском. Из 16 царей сего царства, восходивших на престол Давида, их родоначальника, только третья часть достойна была своего великого предка; прочие же были преданы нечестию и идолопоклонству. Царствование последних по большей части было кратковременно и сопровождалось несчастиями, как для них самих, так и для народа. Нечестие сих царей и развращение всего народа было причиною гибели царства Иудейского. Навуходоносор, царь вавилонский, разрушил Иерусалим и отвел весь народ иудейский в плен, в страну Вавилонскую. Благочестивый царь Езекия, испытавший немало бед в свое царствование, хотя не был очевидцем последнего, самого ужасного бедствия народа своего, но он мог предвидеть его, судя по политическим отношениям ассирийских и халдейских царей к Иудейскому царству и по предсказаниям современных ему пророков (Исайи, Михея и др.) о судьбе этого царства. Вот это-то бедственное состояние народа еврейского и изобразил псалмопевец (по всей вероятности, сам Езекия) в стихах 10–12 этого псалма, и изобразил теми же чертами, какими оно изображается у пророков и других псалмопевцев. «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляется серебро (также и у Иез.22:22 ). Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши (также и у Иез.19:8–9 ). Посадил человека на главу нашу (и у Ис.51:23 , и в Пс.128:3 ). Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу (и у Ис.43:2 )». Словами: возвел еси человеки на главы наша указывается на обычай древних царей – после победы над врагами наступать на главы или на шеи побежденных, как об этом говорится в книге Иисуса Навина ( Нав.10:24 ). В таинственном смысле, по словам св. Афанасия и Кирилла, вообще в словах рассматриваемых стихов говорится от лица апостолов о различных скорбях, понесенных ими за евангельскую проповедь, после которых они, за все подвиги терпения, наследовали вечный покой с. 498].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

8) Бобы назывались у Евреев пол или фол, словом, очень похожим на арабское фул, фасоль 42 . Египетский яичный боб 43 зерном менее европейского и лучше его своим качеством: он очень мучнист, с тонкою шелухой и весьма приятного вкуса. Этот боб продолговато-круглый, с желтоватым цветком, низкорослый, стелется по земле. Бобы издавна были известны Израильтянам и употреблялись ими в пищу. Давиду, во время бегства его от Авессалома, приносили между прочим и бобы ( 2Цар.17:28 ). Из бобов иногда пекли хлеб ( Иез.4:9 ). Ныне в Палестине разводятся бобы на равнинах к востоку и северо-востоку от Яффы. За полтысячи лет до Р. X. Египтяне не сажали бобов в своих огородах, и не ели самородных ни сырых, ни вареных. Жрецы древних Египтян не хотели даже смотреть на сей овощ, и почитали его нечистым, потому что на цветах бобов есть пятна, походившие, по их мнению, на траурные знаки. Ныне, по свидетельству Клота-Бея (2, 236), бобы произрастают в Египте в большом количестве: ими засеваются обширные поля. Каждый четверик бобов, посеянный в Египте, приносить земледельцу восемь, десять, а иногда двенадцать четвериков. Во всем Египте собирается ежегодно 614,712 четвертей бобов. Бобы составляют почти главную пищу египтян. В сыром виде они употребляются с солью, сушеные варятся, и в этом виде продаются по деревням. Жареные бобы или нахут считаются ныне лакомством у всех жителей Египта. Бобами кормят также быков, верблюдов в ослов 44 . В. Сорные травы Терны и волчцы. – Репейник. – Крапива. – Куколь. – Плевелы. На обработанных полях каждый Израильтянин-земледелец высевал только доброе семя. При всходе семян, в большем или меньшем количестве, нередко появлялись сорные травы, которыми жнец не наполнит руки своей, в горсти своей вяжущий снопы ( Пс.128:7 ). Первое упоминание о сорных травах сделано в первой книге Священного Писания , в истории о тяжких последствиях грехопадения прародителей. Первому преступнику на земле и вместе первому земледельцу правосудный Бог определил следующее наказание: Терния (терны) и волчцы возрастит тебе земля. В поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт.3:18,19 ) Не должно думать, чтобы терния в волчцы произошли на земле именно в то самое время, когда Господь произносил свое грозное проклятие над трудами земледелия. «И благословенная земля могла произращать терния и волчцы, но для тех тварей, которым они служили в пользу и благо: теперь она произращает их человеку и притом там, где он насаждает цветы или сеет пшеницу, дабы память греха преследовала его и в нуждах, и в удовольствии» (Зап. на кн. Быт.1:114 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010