Потому никто не оставайся с неисповеданными помыслами и не действуй по своей воле. Никто не будь ни сластолюбив, ни самолюбив; потому что те, будучи обладаемы этими худыми расположениями, поскользнулись в ров пагубы и убежали; и теперь в состоянии малости достойном блуждают туда и сюда, как заблуждшие овцы. Молитва отступила от них: ибо к кому станут они воздевать руки, отбежав от Бога? Псалмы и песни замирают в устах их. Кому воспоют они: терпя потерпех Господа, когда по малодушию сгубили себя? Поэтому вы молитесь за них о возвращении их; но вместе молитесь и о своей твердости, говоря: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 3). Множицею брашася со мною от юности моея, и не премогоша мя (Пс. 128, 2). Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и (Пс. 131, 14), – чтоб как воины Христовы, борясь, но не падая, получить сподобились вы за терпение венец правды. 140. Скорбит о нарушающих обеты и оставляющих обитель и всячески убеждает их возвратиться на добрый путь и пребывать твердыми в иночествовании. 70] Узнав ныне о том, что у вас делается, и порадовался я, и поскорбел: порадовался о здравии и благоденствии ваших проигуменов, и о правошествующих и правошествовавших братиях в благочестной покорности, в благом терпении и богоугодном житии; поскорбел об уклонившихся с пути и убежавших, хотя они и опять воззваны. Вас Господь паче и паче храня да хранит и утверждая да утверждает к совершению течения истинной жизни вашей; к уклонившимся же с пути обращусь с следующим словом пророка: сынове человечестии, вскую любите суету и ищете лжи? (Пс. 4, 3), – ища исполнения волей своих, по возбуждению страстей ваших, не полагая пред очами страха Божия, ни суда неумытного, ни огня неугасимого, ни тьмы кромешной, ни скрежета зубов и тартара невообразимо страшного, но так бесстрашно и дерзко, так лживо и легкомысленно судя о Боге при беспутных начинаниях ваших. Доколе будете вы забывать суды Его? Доколе будете не приходить в чувство раскаяния? Доколе будете полагать лукавые советы в душах своих, придумывая извинения во грехах и предаваясь суетным чаяниям? – Восставьте себя, наконец, от падения, разгоните окружающую вас тьму, пресеките безумные стремления ваши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Если в отношении к рассмотренному псалму теория Сменда ведет к излишней искусственности, то в других случаях она является прямо неприложимой. Так, с точки зрения Сменда совершенно непонятны те псалмы, в которых молящийся отличает себя от «собрания великого» и «от народа многочисленного» ( Пс. 34, 18, 25, 12, 21, 26 и др.), «от общества святых» (15, 3; 24, 21), в которых говорит об отце, матери, братьях ( Пс. 68, 9; 26, 10 ) и вообще близких своих (36, 12). Подобные выражения имеют смысл только в устах отдельного лица, а не целого народа. В пользу своей теории коллективистического понимания Псалтири Сменд выставляет многочисленные библейские места, в которых народ, и в частности, народ Израильский представляется под образом индивидуума 33 . Но при этом Сменд упускает из вида то обстоятельство, что смысл олицетворения во всех этих местах совершенно ясен из контекста речи. Что касается Псалтири, то в ней есть только одно несомненное место, в котором именем «Я» называется весь Израиль, – это пс. 128, 3: на хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие. Но и здесь из ст. 1 совершенно ясно видно, что приведенное выражение фигуральное, и что речь ведется от лица народа. Трудно поэтому допустить, чтобы псалмопевцы так широко пользовались олицетворением, как предполагает Сменд, и при этом не сделали ни малейших указаний относительно употребляемого ими литературного приема. Если нет этих указаний, то, очевидно, потому, что нет и олицетворений. По крайней мере, в сохранившихся в Библии молитвах целой общины иудейской везде речь ведется от собирательного лица, и местоимения употребляются во множественном числе ( Неем. 9 · 2Пар. 20, 1–12 , 1Ездр. 9, 6–15 ). Против теории Сменда говорят, наконец, и надписания псалмов, не только усвояющие их отдельным лицам, особенно Давиду, но и приурочивающие к определенным историческим событиям из жизни Давида (пс. 7, 33, 50, 51, 53 и 141). Правда, западные исследователи, и в числе их Сменд, отрицают достоверность этих надписей. Однако же, несомненно все-таки одно, что эти надписания выражают древне – иудейское понимание псалмов, и это понимание несогласно с тем, которое предлагает Сменд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Псалом 128 Многие боролись с Израилем, но не одолели его: Господь уничтожал врагов, как сорную траву. Песнь степеней или восхождении (см. Пс.119 ). 1–4. Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя. На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь праведен ссече выя грешников. При воспоминании своей продолжительной исторической жизни и при обозрении всех дивных дел промысла Божия в течение оной, пусть народ Израильский, с глубоким чувством благодарности к Богу, скажет: «Да, многократно боролись со мною и многие враги, – от юности моей, т. е. с первых лет собственно народной жизни, – многократно, ибо не могли одолеть меня, т. е. хотя и возобновляли борьбу много и много раз, но не преодолели окончательно... На хребте моем делаша грешницы, – порабощали меня, заставляли меня работать как вьючное животное: продолжали беззаконие свое, – с таким насилием продолжительно держали в тяжком рабстве... «Но Господь праведен, – Он не терпел безнаказанно такого беззакония – насилия, – Он посекал выи тех грешников, кои налагали столь тяжелое ярмо рабства на шеи Его народа, т. е. за это и Он мечом истреблял поработителей его. 5–8. Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона: да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй: и не реша мимоходяищи: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне. Все ненавидящие Сион и враждебно нападающие на него да постыдятся – не одолеют его! и – возвратятся вспять, – в сознании своего совершенного бессилия, пусть со стыдом и позором возвратятся обратно в свою неприятельскую землю! – в сознании, что Сион, как город Божий, свят и необорим... ( Пс.45 ; Пс.121:3,6–7 ). – Враги Сиона да будут как трава на здех – на кровлях зданий, которая прежде восторжения, – прежде, чем ее исторгнуть – вырвут, засыхает, т. е. ещё стоя на кровле и на корне. Ею, этой травой, жнец не наполняет своей руки, и не наполняет недра своего – своей пазухи – тот, кто собирает рукояти, т. е. кто вяжет снопы, – так, как наполняет свою пазуху тот, кто собирает колосья зрелой пшеницы: ибо такая трава, засыхающая еще на корню, быстро превращается в прах, и с кровлей, где она стояла, быстро сносится ветром и бесследно разносится во все стороны... И проходящии мимо тех зданий, где росла та трава, не скажут: благословение Господне на вас или благословляем мы вас во имя Господне; наоборот, прах, в который превратилась та трава, есть видимый образ проклятия тех домов, кои были покрыты оным...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

555 В этом параграфе находится доказательство божества Сына, взятое из восклицания Фомы: «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20:28 ). Феофаново объяснение на это место состоит из трех мыслей; из них первые две служат первыми двумя мыслями в объяснении Беллярмина (Bell. p. 128 a.), третьей же мысли у Беллярмина нет. 556 В соответствие параграфу 151 (составляющему начало XI гл. Феофана), где говорится о главных атрибутах Божиих вообще, и у Беллярмина в начале VIII гл. мы также находим речь о главных атрибутах (attributa praecipua) Божиих. К ним Беллярмин относит следующие шесть атрибутов: вечность, неизмеримость, всемогущество, премудрость, благость и величие (Bell. 135 a); Феофан же к главным атрибутам относит только первые четыре из перечисляемых, т. е. вечность, неизмеримость, всемогущество и премудрость (перечисляя их в том же порядке, как и Беллярмин). Из всех 13 доказательств XI главы Феофана, общих обоим богословам, только объясненение XII доказательства Феофана, взятого из Ин. 3:13 (§ 176), сходно с соотвествующим объяснением Беллярмина (р. 135 b.): оба богослова видят в этом тексте указание на неизмеримость Божественной природы Христа. 557 Из всех доказательств, находящихся в XII гл. Феофана только три – II, XIII и XIV-e представляют сходство по изложению с соответствующими доказательствами Беллярмина. Во II доказательстве (§ 199) Феофан сначала доказывает текстами ( Ин. 1:3 , Кол. 1:16 и Евр. 1:2 и 10), что «творение есть дело Сына Божия», а потом (текстами Ис. 44:24 и Иер. 10:11 ), что дело творения свойственно только одному Богу. Это же самое мы находим и у Беллярмина (Bell. p. 137 b.); различие его от Феофана предпосылает доказательству его первой мысли. XIII доказательство, в котором Сыну приписывается предсказание будущего (§ 210), всецело взято из Беллярмина (Bell. § 139 b.). Последний, приведя текст – Ис. 41:23 , где предсказание будущего представляется признаком различения ложных богов от истинного Бога, говорит далее, что предсказание будущего, свойственное Христу, отличается от такого же «дела», свойственного пророкам, и именно а) тем, что Христос как Бог предсказывает будущее, и b) тем, что все пророки в деле предсказания будущего были просвещаемы Христом, как говорится в 1Пет. 1:10 и 11. Эти же самые мысли в таком же порядке излагаются и у Феофана. В IX доказательстве (в котором божество Сына доказывется из совершения Им чудес – §211) сходство Феофана с Беллярмином состоит в том, что тот и другой а) в доказательство того, что совершении чудес есть дело только одного Бога, приводит одни и те же тексты ( Пс. 71:8 , Пс. 85:10 и Пс. 135:3 и 4) и в одном и том же порядке, b) указывают, что Христос творил чудеса собственной силой, а пророки и апостолы – силой, полученной от Христа, и с) в доказательство последней мысли приводят один и тот же текст – Деян. 3:6 . Остальных мыслей, находящихся у Феофана в этом доказательстве, у Беллярмина нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Бежим отсюда! Ты можешь бежать душою, даже если телом пребываешь здесь. Ты можешь и здесь быть и предстоять Господу, если душа твоя стремится к Нему, если мысленно идёшь вслед за Ним, если верою, а не напоказ следуешь по путям Его, если прибегаешь к Нему Самому 134 . Ведь Он – прибежище и сила ( Пс.45:2 ), к Нему обращается Давид: К Тебе прибегнул я... и не был посрамлён ( Пс.142:9, 76:3 ). Итак, если Бог прибежище, а Бог на небе и превыше небес, то непременно надо бежать отсюда туда, где мир, где покой от трудов, где мы будем праздновать великую субботу, как сказал Моисей: И будет это в продолжение субботы земли вам в пищу ( Лев.25:6 ). Пиршествовать в полной радости и покое – это значит успокоиться в Боге и созерцать Его радование. Неужели мы, прибегнув к Богу, вернёмся в мир? Умерев для греха, будем снова грешить? Отказавшись от дел века сего, опять окунёмся в его грязь? 46. Fugiamus hinc, quia tempus breue est. Audi quomodo fugias: Et qui habent uxores ita sint ac si non habeant et qui flent tamquam non flentes et qui gaudent tamquam non gaudentes et qui emunt tamquam non possidentes et qui hoc mundo utuntur, tamquam non utantur; praeterit enim figura huius mundi. Non ergo cum praetereunte figura mundi opera nostra praetereant, ne etiam ipsi praetereamus, sed maneamus in ueritate. Si manemus in Christo, manemus in ueritate et cum eo manebimus et non praeteribimus, sed dicemus: Benedictio domini super uos, benedicimus uos in nomine domini. Qui enim praetereunt non possunt dicere, quia non dixerunt praetereuntes uiam: Benedictio domini super uos, quemadmodum dixit propheta. Itaque si uolumus non praeterire opera nostra, non praetereamus mandatum dei, non praetereamus requirendi Iesu domini diligentiam, emerendi eius gratiam. Non praeteriuit eum ilia mulier, quae usque in Pharisaei domum ingressa, in qua Christus recumbebat, in pedes eius superfudit unguentum. Бежим отсюда, ибо время кратко. Послушай, как именно можно бежать: Имеющие жён должны быть как неимеющие; и плачущие как неплачущие; и радующиеся как нерадующиеся; и покупающие как невладеющие; живущие в этом мире как неживущие; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:29–31 ). Это не значит, что должны исчезнуть наши дела, когда проходит образ мира. Нет, сами мы не должны исчезнуть, но должны пребывать в истине. Если пребываем во Христе, то пребываем в истине и с Ним пребудем и не исчезнем, но скажем: Благословение Господне на вас, благословляем вас во имя Господне ( Пс.128:8 ) 135 . А те, кто исчезают, говорить не могут, потому что они, проходя путь, не сказали прежде: Благословение Господне на вас, как сказал пророк. Итак, если не хотим, чтобы дела наши миновали, не пройдём мимо Божьей заповеди, не пренебрежём исканием любви Господа Иисуса, чтобы заслужить Его милость. Не прошла мимо Него женщина, но, войдя в дом фарисея, где возлежал Христос, возлила на ноги Его миро 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

3.87. Гигантию. Если приобучишь себя не смотреть на привлекающее тебя лицо, то, без сомнения, угасишь пламень незаконной любви и уврачуешь этот струп молитвою и постом. 3.94. Диакону Тимвону. Кто во время блудной борьбы предается пресыщению и пьянству и к многим приправам присоединяет рыбный рассол и перец, тот, конечно, сам в себе возбуждает неистовство и неумиримую брань. Ибо, как говорит Писание, таковой человек «изумление в дому Господни утверди» (Ос. 9, 8). 3.128. Монаху Димитрию. Сквернолюбивый изобретатель и учитель блуда, демон, душе подвижника представляет благообразных жен или благовидных отроков, склоняющих ум мечтать о них и побуждающих содеять грех. И сим мечтательным представлением нередко бывает он в состоянии глубоко впечатлеть в уме мерзкую и бесстыдную страсть. 3.133. Монаху Вилиллу. Монах не должен и во сне смотреть на лицо женское, ни есть, ни пить, ни смеяться, ни проводить ночь вместе с женщинами и не наполнять все чувства тлетворным ощущением видимой им жены. 3.134. Монаху Вилиллу. Что сказать тебе, чтобы положить конец твоему непотребству? Что предложить тебе полезное и пригодное для душеспасительного совета, удержать тебя от порока? Какую узду вразумлений наложить на этого крепкоуздого коня, чтобы отвратить от сластолюбия? Что мне сделать с тобою, чтобы освободить тебя от женонеистовства и связать узами непорочности? 3.146. Монаху Павлу. Да не устрашают скакания плоти тебя, усиленно держащегося воздержания, часто прибегающего к молитвословию и любящего безмолвствовать. Ибо сказано: «не убоимся, внегда смущается земля» (Пс. 45, 3), — то есть, когда плоть, подобно котлу, кипит от смятения и волнения враждебных страстей и движений. А также, призывая на помощь Владыку всяческих, никогда не будем пугаться и демонских наслаждений, подобно какому–то очарованию, извне примешивающихся к человеческим движениям и приводящим в неистовство наше естество. Ежедневно говорит нам блаженный Давид: «на Бога уповах, не убоюся, что сотворить мне человек» (Пс. 55, 12). Потому что всякий верный, возводя око ума к Всесовершенному и непоколебимо уповая на Него, без сомнения, преодолеет и приведет в бездействие свойственные плоти скакания, и отгонит от себя яростные и чудовищные помыслы, а срамные с презрением отринет. Посему, как же ты более всего боишься, пугаешься и ужасаешься скаканий и восстаний кожи и худых помыслов? Надобно тебе допытываться, не от неверия ли происходит и бывает этот страх, и взывать ко Врачу душ: «верую, Господи, помози моему неверию» (Марк. 9, 24), или также повторять написанное: «приложи нам веру», Господи (Лук. 17, 5). Ибо знаю, что, без сомнения, помнишь ты святого Иакова, который написал: колеблющийся в молитвах и сомневающийся есть «муж двоедушен, неустроен, уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему, и да не мнит таковый человек, яко приимет» от Господа какое–либо чудное дарование (Иак. 1, 6—8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Повелительное наклонение творимь (творенъ), -а, -о бди и т. д. Тема 3. Неизменяемые части речи § 38. Наречие Наречием называется неизменяемая часть речи, употребляемая в предложении как обстоятельственное слово и служащая для указания качества, количества, времени, места и образа действия предмета. Наречия, выражающие обстоятельство качества, например: Прпбне, мол непрестанн всхъ насъ происходят большей частью от качественных имен прилагательных, преимущественно кратких, среднего рода, причем, отличаются от них окончаниями - или -. Например: Имена прилагательные Наречия добро добр непорочно непорочн Количественные наречия выражают какое-либо количество. Например: сторицею, сгб, толик, седмижды и др. Наречия времени: вын (всегда), днесь, затра и др. Наречия места: вспть (назад), десню (справа) и др. Наречия образа действия: абїе (тотчас), вкп (вместе), все (попусту) и др. Некоторые наречия обозначают различные вопросы, например: кам (куда?); докол (до каких пор?); вскю (зачем?) и др. § 39. Предлог Предлогом называется служебная часть речи, стоящая перед другим словом и указывающая на отношение между предметами или явлениями. Например: Милость гдн вка и до вка на бощихс єг ( Пс.102:17 ). Необходимо отметить местоположение предлога («ради», «для»), который в церковнославянском предложении ставится после управляемого слова. Например: Насъ ради человкъ ( Символ веры ) (по-русски: «ради нас людей»). Предлог вмст иногда разделяется на свои составные части в(ъ) и мсто и между этими частями может быть вставлено какое-либо слово; окончание же части -мсто будет уже -о, а не -. Например: Радость же є въ печали мсто (т. е. вмст печали) подала єс (Воскрес. непорочны). Кроме того, нужно заметить, что предлоги и из требуют после себя всегда родительного падежа. Например: Ненавидщїи сїна посрамитес гда ( Пс.128:5 ), Извед из темницы дш мою ( Пс.141:8 ). § 40. Союз Союзом называется служебная часть речи, показывающая связь или отношение между членами предложения или между самими предложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

12. Некоторые же, представляя Его человеком слабым, бесславным, знающим переносить немощь, сидящим на жеребенке ослицы, идущим в Иерусалим и полагающим свои плечи на удары и свои ланиты на заушения, ведомым, подобно овце на заклание, напояемым уксусом и желчию, оставленным друзьями и близкими Его, простирающим Свои руки в течение целого дня, подвергающимся насмешкам и злословию смотрящих на Него и что одежды Его будут делимы и будет метаться жребий об одежде, и Он будет сведен в перст смерти, и все такое, – предсказывали Его человеческое пришествие, как Он вошел в Иерусалим, в котором пострадал, был распят и потерпел все вышесказанное. Другие говоря: «Святый Господь вспомнил о мертвых Своих, прежде почивших в персти, и сошел к ним, чтобы воздвигнуть для спасения их» 128 , – представили причину, по которой Он претерпел все это. А те, которые сказали: «в тот день, говорит Господь, солнце зайдет в полдень и будет тьма на земли в ясный день, превращу праздники ваши в печаль и все ваши песни в плач» ( Ам.8:9–10 ), ясно возвестили о затмении солнца, бывшем во время распятия Его от шестого часа, и о том, что после этого события бывшие у них до закону праздники и песни превратятся в печаль и плач, когда будут преданы язычникам. Иеремия то же самое еще яснее доказывает говоря об Иерусалиме так: «родившая ослабела, душа ее стала скорбна, солнце зашло для нее, когда еще был полдень, она была постыждена и укорена; а остаток их Я предам мечу в виду врагов их ( Иер.15:9 ). 13. Те, которые говорили, что Он уснул и спал и восстал, потому Господь защитил Его, и повелевали князьям небесным открыть врата вечные, чтобы вошел Царь славы ( Пс.3:6; 23:7–9 ), возвещали Его воскресение из мертвых чрез Отца и принятие на небеса. А словами: «исход Его от края небесного и возвращение до края небесного, и никто не укроется от теплоты Его» ( Пс.18:6 ), они возвещали, что Он был взять туда, откуда нисшел, и что никто не избежит Его праведного суда. А говорившие: «Господь воцарился, пусть гневаются народы, – Сидящий на херувимах, пусть колеблется земля» ( Пс.98:1 ), предсказывали частью гнев всех народов после Его вознесения па уверовавших в Него и движение всей земли против Церкви, частью же то, что когда Он придет с небес с ангелами Силы Его, вся земля подвинется, как Он Сам говорит: «будет великое землетрясение, какого не было от начала» 129 . А словами: «кто судится, да противостанет, и кто оправдывается, да приблизится к отроку Божию» ( Ис.1:8–9 ); «горе вам, ибо все вы обветшаете как одежда и моль доесть вас» и: «смирится всякая плот и Один Господь вознесется на высоту» ( Ис.2:17 ), означается, что после Его страдания и вознесения Бог покорит под ноги Его всех противников Его, и Он вознесется выше всех, и никто не оправдается или не сравнится с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2) Чтоб не пострадать тогоже и нам, напоминаю и прошу, будем держать себя всегда готовыми к блаженному исходу, всякий день почитая последним днем жизни нашей, как учит нас св. Антоний? Ибо если положим так действовать, то никогда не будем распущенны, нерадивы, ленивы, праздны, прекословны, непокоривы, необузданны, смехотворны; а напротив будем благопокорливы, сдержанны, сокрушенны, благонастроенны, кротки, мирны, искренни, непреткновенны, и на всякое благое дело готовы по подражанию святым, кои так поживши сподобились получить изреченныя в обетованиях небесныя блага. — Все сие изложил я, не вас только, но и себя стараясь утвердить в добре, чтобы, проведши жизнь в таком приготовлении себя к исходу, во время исхода обрестись нам не страхом и трепетом возмущаемыми, но в радости взывать с Давидом: возвратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя; и : благоугожду пред Господом во стране живых (Пс. .114, 6. 8). Что улучить буди всем нам. Отсечение своей воли самый великий подвиг, Христоподражательный и Апостольский, хотя ныне не все видят высоту его. 128]. Поучительное слово скорбеть заставляет скудных добродетелию, и вместе научает врачевать немощи свои. Ибо эта самая печаль о недостатке добродетелей незаметно располагает душу пещись о самоисправлении. Печаль бо, яже по Бозе, как говорит Апостол, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7, 10). Но посмотрим, в чем состоит то, что печалит нас? В том ли, что возстают в нас помыслы непотребные и, подобно враждебному войску, осаждают душу нашу? — Но написано: а ще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще возстанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26, 3). Или в том, что тяжело иго послушания? — Но опять написано: благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей (Плач. Иерем. 3, 27); и еще: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Или в том, что эта жизнь под игом послушания не позволяет иметь ничего собственнаго? Но вот слово апостольское: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом: что убо будет нам? (Мф. 19, 27). — И им дано обетование, сколько страшное, столько же и преславное. — И мы разве подобно им не оставили всего и не пошли в след Господа? Не оставил ли тот родителей? и этот братьев и сестр? Один — жены и детей, другой домов и полей? И все — того, что больше всего, — своей воли и своих пожеланий, — что есть в человеках дело, самое трудное для исполнения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

СТАВРОФИЛА. Но трудно нести тяжкое бремя креста по тернистому и тесному пути. АНГЕЛ. Что боишься терния? Не среди ли терний растут розы, коими увенчаешься ты в небесах? Взирая на образ Главы, тебя ради венчанной тернием, не ужасайся, Ставрофила, вместо венца славы возложить здесь на главу свою терние. За сие Господь даст тебе «венец из чистого золота» ( Пс.20, 4 ). Здесь на земле избери этот венец терновый, чтобы после получить венец из чистого золота. СТАВРОФИЛА. Вижу, что для этого золотого венца много потребуется, чтобы соорудить его, нужно претерпеть удары млата на наковальне. АНГЕЛ. Почему же и не так? Скорби уготовляют венец для тех, кои терпеливо переносят их. Сам Господь Иисус Христос чрез Пророка говорит о Себе: «На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои» ( Пс.128, 3 ). Если и праведники полагаются между млатом и наковальнею, то тем более для грешных Бог ударами млата сооружает венцы славы. Утверди и ты ум неподвижно и крепко, как наковальню, чтобы, будучи поражаема частыми ударами молотов поруганий, укорения, осмеяния, и обид, ты нисколько не ослабевала, не сокрушалась и не смущалась, но пребывала непоколебимою (Леств. Сл. 4, гл. 36). Не претерпевать же ударов млата – знак малодушия. Поистине скажу тебе, если ты многими молитвами умилостивишь Бога, и будешь сиять как серебро или злато; однако если не станешь переносить ударов молота, то не будешь иметь никакой цены, и не соорудишь для себя многоценного венца; а душа, пребывающая непоколебимою в злоключениях, сооружает для себя венцы пресветлые. Где нет креста, где нет млата скорбей, там не будет и венца. Веруй, Ставрофила, что чем более святые в мире сем угнетаются страданиями, тем большими почестями они превознесены будут по воскресению. СТАВРОФИЛА. Вижу, что хотя трудно, а необходимо пребывать мне под крестом; ибо если без него предстоит мне опасность лишиться венца славы вечной, то лучше все терпеть, нежели подвергнуться сему лишению. АНГЕЛ. «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» ( Откр.3, 11 ). Если крест тебя отягощает, млат сокрушает, скорби наносят печаль, не обращай много внимания на эти трудности, а возводи очи твои к обещанному венцу: это умалит твои страдания, усладит и сделает легчайшим всякий крест. Для народных позорищ состязатели приготовляются с большим старанием, и считают для себя за великую честь быть увенчанными при многочисленном народе, или в присутствии царя. Сколь же преславно то позорище, где Сам Бог взирает на Своих ратоборцев, и веселится; видя подвиги тех, которых благоволил соделать сынами Своими. Какая великая слава, какое блаженство пред очами Самого Бога получить венец!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010