Не удалось извлечь искомое из базы (((

    «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?» (Пс. 4:3).     «Если не обратитесь, Он оружие свое изощрит; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых» (Пс. 7:13—14).     «В делах рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:17—18).     «Беззаконники же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится» (Пс. 36:28).     «Как исчезает дым, да исчезнут: как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия» (Пс. 67:3).     «Вот, удаляющиеся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27).     «Воздаст им Господь за беззаконие их , и по лукавству их погубит их Господь Бог» (Пс. 93:23).     «Далеко от грешников спасение, ибо уставов Твоих они не хранили» (Пс. 118:155).     «Господь праведен: Он рассек выи грешников» (Пс. 128:4).     «Падут в сеть свою грешники» (Пс. 140:10).     «Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешников истребит» (Пс. 144:20). Святой Златоуст об этом    Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении).    Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея).    Если страх земного царя от столь многих зол нас отвращает, то гораздо больше Небесного Царя страх мог бы нас отвратить от зла, если бы мы часто слушали Писание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    Бог грозит нам казнью потому, что напоминание о ней есть как бы некое спасительное врачевство (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    Не скоро бы согрешил человек, если бы всегда прилежно рассуждал о геенне, ибо говорится в Писании: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39. — Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    О геенне больше мы должны рассуждать, чем о Царствии Небесном, ибо страх большую имеет силу, чем обещание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

В псалме 120 нет элементов основного богословия с описанием того, как Господь творил вселенную (Пс. 135), нет сравнительного богословия с апологией Яхве, Который превосходит языческих идолов (Пс. 134). В контексте «песен восхождений» псалом 120, на наш взгляд, представляет собой пример литургического богословия, задача которого — не убеждать в чем-либо, а воспевать те или иные истины веры. Это торжество веры оказывается настолько всеобъемлющим и сладким, что всякие размышления о повседневном труде на полях (Пс. 103), о природных катаклизмах (Пс. 49:3), нападениях «нечестивых» иноплеменников (Пс. 9) на время уходят в сторону. Остается только песня о «хранящем Израиля», Который не «не дремлет и не спит» (Пс. 120:4). Более того, «Божий дом» оказывается столь вожделенным, что со временем паломник воспринимает его как свой родной дом и «выходит» из него (Пс. 120:8 по LXX), чтобы снова «войти» в храм во время следующего паломничества на Сион через несколько месяцев. Литургический подход в исследовании псалма 120 позволяет увидеть иную перспективу в его интерпретации во времени. А. Вайзер и К. Сейбольд предполагали, что псалом изначально был частной песнью, со временем отредактированной для исполнения на Сионе. Мы же вслед за Г.-И. Краусом предпочли бы думать, что, напротив, псалом изначально был написан каким-то талантливым левитом для храма, а затем возвращающиеся из храма паломники стали петь его по домам . Покидая культовую обстановку, паломники могли переносить содержание псалма в более широкий контекст: не только в храме, но и во всех повседневных делах («выходах» и «входах», Пс. 120:8) они чувствовали себя под защитой Яхве, для Которого каждый шаг человека имеет непреходящее значение (Пс. 120:3).   References Amzallag N., Avriel M. (2010) “Complex antiphony in Psalms 121, 126 and 128: The steady responsa hypothesis”, in Old Testament Essays , vol. 23 (3), pp. 502–518. Baethgen F. (1897) Die Psalmen übersetzt und erklärt . Vol. 2. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht. Becking B. (2009) “God-Talk for a Disillusioned Pilgrim in Psalm 121”, in The Journal of Hebrew Scriptures: Archives , vol. 9 (July), pp. 2–10.

http://bogoslov.ru/article/6177544

И псалом 120, и другие «песни восхождений» — короткие, хорошо структурированные тексту, все индивидуальное в них отождествляется со всей совокупностью народа израильского. Это подчеркивается в выражениях типа «да скажет Израиль» (Пс. 123:1, 128:1), «мир на Израиля» (Пс. 124:5, 127:6), «да уповает Израиль на Господа» (Пс. 129:7, 130:3). Многие из гимнов этого ряда завершаются словами благословения или прославления Бога (Пс. 120, 123, 124, 127, 128, 129, 130, 132) — это свидетельствует в пользу того, что они исполнялись общиной или для общины, а не индивидуально. В силу того что участниками праздников по преимуществу были рядовые израильтяне, «песни восхождений» иначе называют «песнями паломников», а не песнями священников и левитов . Поскольку в «песнях восхождений» присутствуют арамеизмы (кроме Пс. 131), завершение редактирования псалмов данного сборника датируют периодом после Вавилонского плена . Видимо, их связывает не только общий заголовок — в псалмах присутствуют темы изгнания, возвращения и строительства стен Иерусалима. Можно предположить, что до комплектации khuru V Псалтири сборник «песней восхождений» существовал в качестве отдельного свитка. Следовательно, при анализе псалма 120 мы будем учитывать его предполагаемую взаимосвязь, по крайней мере на лексическом уровне, с остальными текстами сборника «песней восхождений». 2. Композиция и стиль псалма Псалом 120 имеет много общего с псалмами 125 и 127. Все три «песни восхождений» (Пс. 120, 125 и 127) состоят из двух частей, каждая из них имеет свою ключевую тему; пропорциональное соотношение между количеством строк первой и второй части во всех трех псалмах примерно одинаковое; между последним стихом первой части и первым стихом второй части существует смысловой разрыв. Некоторые исследователи считают, что подобные особенности композиции псалмов свидетельствуют об их попеременном исполнении двумя хорами . В текстах наблюдается высокая степень согласованности в лексике, в используемых образах и метафорах, в структуре ответа на поставленные вопросы. Три псалма в своей совокупности дают всесторонний ответ на общие для всех трех текстов проблемы диалога человека с Богом. Может возникнуть предположение, что данные псалмы задумывались как твердый ответ на часто задаваемые вопросы веры .

http://bogoslov.ru/article/6177544

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вслед за часами и изобразительными в понедельник, вторник и четверток св. Четыре десятницы отправляется вечерня. Устав её изложен в 9 и 49 гл. Типикона в последовании понедельника 1-й седмицы Великого поста. Порядок её такой: После молитвы Ефрема Сирина и поклонов больших и малых, положенных на изобразительных, предстоятель (по 49 гл. Типик.) или же чтец (по особому изд. Служб на каждый день первыя седмицы св. Четыредесятницы. Москва, 1893 г., л. 64 на об.; и по изд. Киево-печ. лавры: «Послед. вечерни, полунощ. и утрени», 1884 г., л. 4): Приидите поклонимся 3 657 . Чтец (так по 49 гл. Типик., и по вышеуказ. издан, московскому и Киево-печ. лавры) – пс.: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Когда чтец читает псалом, иерей пред царскими вратами читает обычные вечерние или светильничные молитвы 658 . После псалма и светильничных молитв иерей 659 произносит великую ектению: Миром Господу помолимся... и возглас: Яко подобает тебе... Засим стихословится 18 кафизма. Только о кафизмах пятой недели Великого поста – особый указ (чит. его в 17 гл. Типикона). В особ. издании Служб на каждый день первыя седмицы св. Четыредесятницы (л. 66 на об.–69) указан такой именно порядок стихословия: после возгласа священника: Яко подобает тебе..., лик: Аминь. И непосредственно после этого чтец: Ко Господу внегда скорбети ми..., т. е. 119 пс.; засим пс.: 120–123. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Лик поет: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуия, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Чтец: И ныне, и присно, и во веки веков, аминь, и пс.: 124–128. Слава, Отцу и т. д. Лик поет: И ныне, и т. далее. Аллилуиа... 3. Господи, помилуй 3. Слава Отцу и т. д. Чтец: И ныне и т. д., и пс.: 129–133. Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. После 18 кафизмы малая ектения: Паки и паки... 660 . Возгл. священника: Яко твоя держава... и пение лика: Аминь. Затем на клиросе поют пс. 140: Господи, воззвах, 141, 129 и 116, так, как разъяснено выше, а священник кадит алтарь и весь храм 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Блажен (1) – имеется в виду находящийся под благословением Господа и, следовательно, нашедший исполнение своих желаний, обретший счастье. Эта мысль развивается в псалме в двух направлениях. 1) На персональном уровне и в настоящее время (2–4): успешный труд и благополучие и радость в семье. 2) На общественном уровне и в будущем (5–6): на протяжении всей жизни, в жизни общества и семьи. Секрет всего этого в личности: ст. 1 – всякий, ст. 4 – человек, т. е. в личности каждого человека. 1 Страх Божий (боящийся Господа) всегда ведет к праведному образу жизни (ходящий), к следованию путями Его. 2 Есть от трудов – картина, отражающая не только процветание, но и безопасность (ср.: Иер. 31:5 ). 3 Лоза – метафора плодородия и женской привлекательности (ср.: Песн. 7:8 ). Лоза… масличные ветви – обобщенный образ обильного Божьего благословения (ср.: Втор. 8:8 ). Пс. 125 – это мольба о благословении; в Пс. 126 утверждается, что для его получения мало упорного труда, но необходимо доверие Господу. В Пс. 127 желания, высказанные в Пс. 125 , находят свое исполнение, а также подтверждаются высказывания Пс. 126 : блажен (1) …блажен (2) …благословится (4) …благословит (5) – двойное подтверждение сказанного. Псалом 128. Праведность Прошлое учит нас (1–4), как решать современные и будущие проблемы (5–8). Этот псалом можно приложить практически к любому событию в печальной истории израильского народа. Но, хотя народу угрожали многочисленные бедствия (1: много теснили, ср.: Пс. 122:3 ), исторический урок прост: Господь праведен (4), и суду Его преданы не только угнетатели народа Божьего (3), ибо, открыв Себя ( Исх. 3:15; 6:6 ) как избавителя Своего народа и победителя его врагов, Он показывает, что никогда не меняет Своих требований. Враги могут взять в плен, но Господь дарует освобождение от оков притеснителей (4). И это отнюдь не воспроизведение истории в литературном жанре! Где могущественная египетская империя, которая захватила в рабство Израиль, или филистимляне, ассирийцы или вавилоняне? Ст. 5–8 можно воспринимать и как пророчество, и как молитву. В качестве молитвы они учат нас, как поступать в жизни, в качестве пророчества они показывают нам грядущее. Ненавидящие Сион (5) обречены: жизнь их скоротечна (6), неблагополучна (7), они станут изгоями в обществе и будут лишены благословения (8; ср.: Руф. 2:4 ). Псалом 129. Прощение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

  Если желаешь избавиться и от зависти и душевредной ревности, то же средство употребляй, молясь, от «тайных моих очисти мя Господи» (Пс. 18, 13), и помышляя, что духовное неисчерпаемо, — твоего никто не восхитит, как и ты другого, всем достанет и не оскудеет (2, ч. 2, с. 87—88).   Не должно никому говорить, как м. Игумения утешает, а то зависть будет (1, ч. 2, с. 76).   Заповеди Божии   ...«Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: «в терпении вашем стяжите душы ваша» (Лк. 21, 19) и: «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22), чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится, или постыдится (2, ч. 1, с. 36).   Всеблагий Господь, имиже весть судьбами, да вразумит нас и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, ими же приобретается жизнь вечная и вечное блаженство, где кому Промысл Божий укажет место, как сказано в псалмах: на всяком месте владычества Его, благослови душе моя Господа (Пс. 102, 22) (2, ч. 1, с. 29).   ...Убеждаю поверить... Евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). И паки: «не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего» (Мф. 7, 21). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнением келейных правил, без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: «лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узрииш изъяти сучец из очесе брата твоего...» (Мф. 7, 5) (2, ч. 2, с. 7273).   Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гласа: «покойся в Господе». Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святого Давида пророка: «ко всем заповедям Твоим направлялся, всяк путь неправды возненавидех» (Пс. 118, 128). При таком направлении, хотящему иметь покой в Господе, необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165) (2, ч. 3, с. 66).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Флора Аравии, соседней с Красным морем, одинакова с египетской. Из ботаников, с особенным успехом занимавшихся исследованием этой страны, Форскаль оставил очень много важнейших замечаний. Прожив в Аравии много лет, в продолжение коих он успел снискать дружбу туземцев, он мог узнать растительность сей страны гораздо лучше всякого другого путешественника. Его флора Египта и Аравии обнимает большое количество растений, принадлежащих больше последней стране, чем первой. Вообще большая часть аравийских растений принадлежит к роду жирных и солоноватых, каковы напр. алой, ефорбия (молочай) станелия в пр. Кроме многих деревьев природных аравийских, каковы: акация (acacia vera), разные роды пальм (мавриция), смоковницы, в Аравии родится много абрикосов, персиков, гранатов, груш, тамаринд, миндаля, кокосовых, кедровых и других орехов, кофе, винограда, сахарного тростника, хлопчатой бумаги, колокинфов, хене, александрийского дерева и пр. Из хлебных и огородных растений в Аравии сеют рожь, маис, дурру, ячмень, чечевицу, бобы, репу, огурцы, дыни, арбузы, табак в пр. В св. Писании ( Быт.1;11,12 ; Быт.2:5 ) все растения разделяются: 1) на разнородные травы, 2) на кустарники и 3) на разнородные деревья, приносящие плод по роду своему и в свое время. Так как это разделение обнимает собой все растительное царство, то мы и опишем травы, кустарники и деревья, упоминаемые в св. Писании. II. Травы Свойства и виды трав. – Растения нивные: пшеница, ячмень, полба, просо, чечевица, лен. – Растения огородные. Густота зелени на языке ветхозаветных писателей нередко служила изображением всего многочисленного (Иезек.16:7). Елифаз, один из друзей праведного Иова, замечал ему, что только при твердом уповании на Бога, наказующего и паки исцеляющаго, рождается и укрепляется утешительная мысль: яко много семя твое и чада твоя будут яко весь злак сельный ( Иов.5:25 ). Так как зеленая трава принадлежит к растениям немноголетным ( Пс.36:2 ; Мф.6:30 ), то св. писатели Ветхого и Нового Завета часто сравнивают с травою скоротечность дней человеческих, мимолетность земной славы, непрочность богатства ( Пс.89:6 ; Пс.102:15 ; Ис.40:6 ; 1Пет.1:24 ). Евреи собирали траву и сушили ее ( Пс.101:5 ). Часто, впрочем, в знойном климате Палестины трава, особенно если росла на кровлях и безводных местах ( Пс.128:6 ; 4Цар.19:26 ), сама высыхала от палящих лучей. Сухая трава или сено не имела уже той прелестной зелени и сочности, какую имеет сырая трава ( Ис.37:27 ). Отсюда понятны слова Писания о людях богатых: Богатый да хвалится во смирении своем, зане яко цвет травный мимо идет: возсия 6о солнце со зноем и изсуши траву, и благолепие лица ея погибе ( Иак.1:10,11 ). Сено употреблялось Евреями или на корм для скота, или на топливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Пс 33:10 По благословению своего Старца, искусного в духовной красоте: Здесь аллюзия на Лествичника: умелый в «духовной красоте» (tv/kalv/)… (Scal 4.13; р.п.: 4.10). В русском переводе Лествицы неправильно «добрый судия». Пс 1:3 А добродетели эти следующие: рассудительность, мудрость, мужество, праведность, вера, знание, премудрость и благоразумие, сострадание и милостивость, нищета и бедность: Здесь бедность – " актимон " – не имеющий собственности (тоже значение имеет – «и пениа»), а нищета – «и птохиа». В древнегреческом языке существуют два различных термина для обозначения нищеты «и пениа», «и птохиа»: «и пениа» обозначает, собственно, бедность, «и птохиа» имеет, если можно так сказать, более «жесткое» значение – совершенное бездолье. Исходный глагол " птоссо " – припадать, то есть просить. Поэтому «и птохиа» подразумевает смиренного нищего, робко просящего подаяния, акцент ставится на просьбу, смиренную мольбу... Это именно «духовная нищета», чаще использовалось как синоним жады… Это словоупотребление - интересный случай, показывающий богатство языка кафаревуса. В новогреческом такого уже не встретишь. Псалмы: «…я же всем сердцем буду хранить повеления Твои…» и в другом месте: «Все повеления Твои – все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» Пс 118:69 Пс 118:128 Искусный в духовной красоте «калос» учитель: в патристической традиции термин «калос» становится гораздо более значимым, чем в древнем языке, приобретая более глубокий смысл «духовной красоты», например: «Филокалия» правильно перевести не «добротолюбие (в таком случае был бы термин «агатос»)», а – «любовь к духовной красоте». Термин «пэдотривис», учитель, – это именно учитель гимнастики. В современно русском языке этому термину боле соответствует значение «тренер». Дословно – сокрушающий тело упражнениями… Автор жития с присущим ему юмором подмечает, что обучения духовной выдержке, состоящее из актов постоянного самоотвержения, сочеталось с телесной «гимнастикой» – поклонами. «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова»

http://isihazm.ru/?id=266

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010