Псалом 124 Праведные, при покровительстве Божием, вечно в непоколебимы в благополучии. Песнь степеней или восхождений (ср. Пс.119 ). 1–3. Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме. Горы окрест его, и Господь окрест людий Своих, отныне и до века. Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных, яко да не прострут проведнии в беззакония рук своих. Люди, надеющиеся на Господа, как гора Сион, – тверды пребудут в своем благоденствии, как гора Сион, где обитает Господь, избравший ее местом своего пребывания на веки ( Пс.131:13–14 ). Так и всякий живущий в Иерусалиме. в этом граде Божием, где сам священный Сион, с храмом Господа, и надеющийся на Него, также пребудет здесь непоколебимо, – не пойдет в плен. – «Горы – окрест Иерусалима, а Господь – окрест народа своего», – как горы ограждают святой город, это избранное место пребывания Божия, так Господь охраняет свой избранный и святой народ: горы стоять от-века, так и Господь будет защищать народ свой отныне и во-век. – Яко не оставить Господь жезла грешных на жребии праведных, – Господь будешь покровительствовать своему народу, особенно тем, кто надеется на Его помощь, а потому Он не допустишь, чтобы жезл нечестивых был над жребием праведных, иначе – чтобы власть нечестивых, идолопоклонников–иноплеменников была над уделом праведных, над Обетованной землей, разделенной по жребии между благочестивым народом Израильским: так – дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию, – чтобы они, под властно язычников, не перешли в язычество и не стали приносить жертв идолам, и, таким образом, не оставили бы Закона Божия совсем. 4–5. Ублажи, Господи, благия и правыя сердцем. Уклоняющияся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие: мир на Израиля. Ублажи, Господи, благих, – продли мир и благоденствие людям добрым и тем, кто прав сердцем,– чья совесть чиста пред Законом, не оставляй тех под властью беззаконных!.. (ст. 3). А уклоняющихся в развращения – склонных к язычеству и идолослужении да отведет Господь, разумеется – в плен, под тяжелое иго рабства у язычников, – со всеми делающими беззаконие... Мир на Израиля – да будет мир и благоденствие в народе Израильском, находящемся под властью Господа, на которого он надеется (ст. 1–2). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Поучение 7. К новоначальным Не будь ленив и к рукоделию. Часто помысл внушает тебе, говоря так: " не выучишься рукоделию; потому что ты худосилен и не вникателен, и не в состоянии вынести до конца трудность сей работы. Вот и члены твои начали страдать от изнеможения; потому что не привык ты трудиться. Лучше оставь обитель, и иди, откуда пришел. И там, говорят, спасешься, если захочешь бояться Бога " . Но ты, как верный, не ослабевай от таких помыслов. Потерпи Господа, призвавшего тебя в Свое царство и радость. Ибо он сказал: аминь, аминь глаголю вам, аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей, прейди отсюду, и прейдет: и ничтоже не возможно будет вам (Мф.17:20). И мы, возлюбленные, будем терпеть, потому что возложили упование не на человека, который не может спасти, но на Бога, спасающего надеющихся на Него, как написано: надеющиися на Господа, яко гора Сион (Пс.124:1). И Дух Святый ублажает уповающих на Господа, говоря: Господи, Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя (83:13). Итак терпи, возлюбленный Господом. Не терпел ли бы ты утомления, если бы стал учиться грамоте? Не терпел ли бы изнурения, если бы стал учиться мирскому искусству? Не тем ли паче обязаны мы терпеть все ради Господа? Ибо написано: труды плодов твоих снеси, блажен еси, и добро тебе будет (Пс.127:2). И Апостол заповедует, говоря: своима рукама делайте благое, чтобы не только самим вам питаться своею работаю, но и имеющему нужду подавать от трудов своих (Еф.4:28). Посему да будет общим нашим старанием, избавиться от грехов своих; ибо избавимся, если захочем, потому что Сам Господь сказал: просите, и дастся вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф.7:7.8); и Сам даровал миру не оскудевающее сокровище покаяния. Ему слава во веки! Аминь.  Поучение 8 О бывающих же соблазнах знаем, Кто сказал: не судите, и не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7:1.2), и так далее. Но чтоб тебе было, чем пособить своему помыслу, рассуди, что праведный Лот жил среди Содомлян, но не увлекся их гордынею и непотребством; а потому и спасся, как написано: видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше (2Пет.2:8). Что же присовокупляет Апостол? Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти, неправедники же на день судный мучимы блюсти (9), и так далее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

1063 Греднер (на Иоиля стр. 164) ошибочно хотел считать schophar и chatzotzera за один и тот же инструмент, сравн. выше § 78 Зам. 5 Только по разрушении святилища начали смешивать между собою слова schophar u chatzotzera. Иероним, ad Hos, 5, 8 так описывает Schophar: Buccina pastoralis est et cornu recurvo efficitur, unde et proprie hebraice sophar, graece κερατνη appellatur. Напротив по Mischn. Rosch haschschana 11, 3 он был то прямой, то согнутый.–Роги вообще у древних заступали часто место наших колоколов. Сравн. об этом Dougtaci Anal. ss. 1 р. 99 sq. и вообще Винер R. W. 11. стр. 124. 1064 На египетских памятниках находят арфы, гитары и лиры изображенными во множестве и в большем разнообразии. Сравн. Вилькинсон, II. р. 232. sqq. 270 sqq.–Tak как, однако, на кинноре играли на ходу ( 1Цар.10:5 ; 2Цар.6:5 ), то он не может быть в собственном смысле арфою; это вид гитары или лиры, как они изображены у Вилькинсона, II. р. 286 sq. и 291, и быть может подобен арабской цитре, указанной у Нибура, Reisen, 1. стр. 177. Табл. 27. а-с. По 1Цар.16:23; 18:10 ;·16:9 Давид играл на кинноре рукою, напротив того Иосиф (Antiq. 12, 3) замечает:· μν κινρα δκα χορδαζ ξημιν τοπεται πλκτρω δ ναβλα δδεχα φϑγγουζ χουσα·τος δακτλοιζ κροεται, что, вероятно, относилось к инструментам его времени,–но·относилось ли к Давидову киннору? 1065 Иероним proem. comm. in Psalm: Psalterium graecum est et latine organum dicitur quid Hebraei nebel vocant. Этот инструмент был подобен киннору. Различие Августин ad Ps. 32 ·(евр. 33, 2) описывает так: Cithara lignum illud consavum tanquam tympanum pendente testudine, cui ligna chordae inuituntur, ut tactae, rgsonent in inferiore parte habet, psalteriam in superiore; и к Пс.42 (евр. 43, 2). Utrumque (cith. et psalt.) manibus portarur et tangitur: psalt. de superiore parte habet testudinem, illud sc. : tympanum em·concavum lignum cui chordae innitentes resonant. Duo haec organa habent inter se distinctam et discretam. rationem. Подоброе Августин высказывает при Пс.56 (57:9), 70 (71:22) и 80 (81:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Это блаженство предоставлено для избранных, соединяемых с Богом искренним самоотвержением и деятельной любовью к Богу и ближним: " блажен ты - и добро тебе будет. " Всем известно изречение святого Павла: " царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей " (Рим. 14:17-18). В жизни небесной нет никаких катастроф (перемен счастья или лишения его), нет, так сказать, ни одного вчера или сегодня , непохожих, для жизни, друг на друга, но есть там непрестающее, и всегда единое, себе подобное, течение вечной сладости небесной, которая неизменна, постоянна, всеобъемлюща и всецела. Как сказано в Псалме " пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний " (Пс. 89:5). Подобным образом и удостоившиеся милости Божьей - совершенно подчинить собственную волю Божественной воле - никогда неизменны в своем духе. Случается ли им что либо печальное, возмущающее душу, они благоразумным рассуждением успокаивают себя. Все их услаждение, вся их утеха заключается в Божьем благоволении к ним. Оно удаляет от них всякое смущение, всякую скорбь, причиняемые им людьми, хотя опять те же скорби повторяются и причиняются им теми же людьми, или же, по каким-либо другим причинам, нередко с каждым днем и умножаются. Но преданность их воле Божьей производит в душе их до того сладкое умиротворение и спокойствие, что они, быв твердо уверены в том, что все бывающее бывает или по воле Божьей или по попущению Божьему, считают сами бедствия и печали, как зависящие от воли Божьей и служащия для их исправления, или для достижения ими большего добра, частного или общего, приносят им собой радость. Ибо в самых теснотах и скорбях они видят волю Божью и становятся более уповающими о своем спасении, чем когда находились в благополучии. Но и тогда, когда они наслаждаются миром и душевным спокойствием, они уверены, что действительно ничто не может повредить им. Ибо " надеющийся на Господа, как гора Сион, не колеблется, пребывает вечно " (Пс. 124:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Кафизма XVIII 119, 120, 121, 122, 123 – 124, 125, 126, 12...    Первый из псалмов, имеющих надписание: Песнь степеней, 119, — изображает и бедствия народа израильского, и Божие благоволение к нему. «Первую песнь степеней, — говорит св. Афанасий Александрийский, — воспевает Богу народ в Вавилоне, скорбя о продолжительности плена и умоляя освободить его» с. 390]. Эта песнь начинается так: Пс.119:1-2 Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива.    Прискорбна и тягостна вообще жизнь рабов и пленников, обиды и притеснения сыплются на них со всех сторон, и потому естественно, что евреи в плену скорбели, перенося эти обиды, и жаловались на оскорбления. Но кто избавил бы их от этих притеснений и оскорблений, если не воззвали бы они ко Господу Богу их? Вот почему от лица всего бедствующего народа пророк говорит здесь: в то время, когда я претерпевал скорби (внегда скорбети ми), с усиленною молитвою я обратился к Богу (ко Господу воззвах), и Он услышал меня. В особенности много вредили пленникам те враждебные люди, которые, желая причинить им вред и какое-либо зло, клеветали на них, как клеветали впоследствии на возвратившихся уже из плена иудеев самаряне, при персидском дворе, силясь воспрепятствовать иудеям в деле построения храма. Вот от таких людей, употребляющих лесть, клеветы и лживые доносы, пророк и умоляет Бога избавить душу его, не просто говорит, избави мя, а избави душу мою, чтобы показать, что льстецы, клеветники и вообще лукавые люди опасны и вредны не столько для внешней жизни, сколько для души, причиняя ей разные тревоги и опасения. Пс.119:3-4 Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными.    В этих двух стихах заключаются вопрос и ответ, выраженные по поводу того злобного и льстивого языка, об избавлении от которого пророк молится в предыдущем стихе. Пророк вопрошает: что может быть дано тебе Богом за твою неправду, или какое, соответственное твоему льстивому и коварному языку, будет назначено наказание? И на этот вопрос свой сам же как бы так отвечает: не скорби, или утешься, ты, обиженный и оскорбляемый! У всемогущего Бога готовы изощренные стрелы (стрелы сильного изощрены) против беззаконных и льстивых людей, и вместе с ними приготовлены истребительные и опустошительные угли, дабы в одно и то же время и стрелы поражали, и угли жгли и истребляли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

7 . Всевозможно убегай уныния: ибо оно истребляет весь плод монаха. Если подвизаешься против возмущений и страстей (душевных), то не ослабевай, но повергнись пред Богом и скажи от искреннего сердца: Господи! я не могу противиться сам собой им, умилосердись надо мной, и пошли Твою помощь, и успокоишься. Если во время пребывания твоего в келлии будут всеваться в сердце твоем семена скверны (т. е. помыслы похоти плотской), то употреби все силы, чтобы они не укоренились и не возобладали тобой. Помни, что тебе соприсутствует Бог , пред Коим открыты все советы сердечные. Говори душе своей так: если ты стыдишься подобных тебе грешников, и боишься, как бы ни увидели твоих грехов: сколько более ты должен страшиться Бога, пред Которым все открыто. От сего размышления возбуждается в душе страх Божий, в коем утвердившись, пребудешь непоколебим против всех страстей, как и Писание говорит: «надеющиеся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме» ( Пс.124:1 ). Если во время подвига успешно противишься искушению, и оно заметно расстраивается, слабеет и отступает, то да не порадуется сердце твое; ибо демоны и в бегстве своем часто готовят брань, опаснейшую первой. Они оставляют засаду позади города, и повелевают ей не выступать до тех пор, пока сердце твое, преследуя их бегущих, не надмится высокоумием; тогда уже все вдруг восстают так, что бедная душа, окруженная ими со всех сторон, не находит никакого убежища. И так убежищем твоим и оградою да будет то, чтобы ты прибегал к Богу, и с сокрушенным сердцем испрашивал у Него помощи, и Он избавит тебя от всех нападений вражеских. Если будешь молить Бога, чтобы он освободил тебя от искушения, и не будешь услышан, не унывай душою; ибо Он знает более тебя, что тебе полезно. И потому не говори: даруй мне сие, или отдали от меня оное, но молись так: «Господи Иисусе Христе, помоги мне; не допусти меня согрешать пред Тобою. Я уклонился от пути правого, не оставь меня последовать воле своей, не попусти, чтобы я погиб во грехах своих; умилосердись над созданием твоим; не презри меня, ибо я немощен; не оставь меня, «яко к Тебе прибегох, исцели душу мою, яко согреших Ти: пред Тобою вси оскорбляющии мя» ( Пс.142:9; 40:5; 68:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

Скажу кратко: неодолимы только Бог и Ангел, а человек любомудрый, невещественный в веществе, неограниченный в теле, небесный на земле, бесстрастный в страданиях, всему уступающий победу, кроме самомнения и тех, которые думают овладеть им, побеждающий своим низложением. Поскольку же слово мое, начав с представленного мной подобия, изобразило любомудрого мужа, то по этому изображению рассмотрим сами себя (1). Любомудрствовать о Боге можно не всякому – да! не всякому. Это приобретается недешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего, очистили или, по крайней мере, очищают и душу, и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу. Когда же можно? – Когда бываем свободны от внешней тины 123 и мятежа, когда владычественное в нас 124 не сливается с негодными и блуждающими образами, как красота букв вперемежку с буквами некрасивыми или как благовоние мира, смешанного с грязью. Ибо действительно нужно успокоиться, чтобы познать Бога (см. Пс. 45, 11 ), и, когда изберем время, судить о правоте богословия (см. Пс. 74, 3 ). Перед кем же можно? Перед теми, которые занимаются этим тщательно, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об этом после конских ристалищ, зрелищ и песен, после удовлетворения чрева и того, что хуже чрева; ибо для последних составляет часть забавы и то, чтоб поспорить о таких предметах и отличиться тонкостью возражений. О чем же должно любомудрствовать и в какой мере? О том, что доступно для нас, и в такой мере, до какой простираются состояние и способность понимания в слушателе. Иначе, как превышающие меру звуки или яства вредят одни слуху, другие телу или, если угодно, как тяжести не по силам вредны поднимающим и сильные дожди – земле, так и слушатели утратят прежние силы, если их, скажу так, обременить и подавить грузом трудных учений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Бухарев А. М. Изъяснение первой главы Книги Бытия о миротворении. СПб., 1862. 13, 150с. В–ваА. Семейный быт древних евреев по Пятикнижию//ТКДА. 1866. 10. С. 251–288; 11. С. 416–442. Арно Э. Защита Моисеева Пятикнижия против возражений отрицательной критики/Пер. с франц. под. ред. прот. А. Владимирского//ПС. 1870. Т. 1. С. 191–219, 276–290; Т. 2. С. 13–31, 101–135, 181–211, 279–298; Т. 3. С. 10–78, 215–239, 315–337. (Отд. изд.: Казань, 1870. 209 с.) Елеонский Ф. Г. История (порождения) небес и земли. Сотворение мира. Рай . Грехопадение. Опыт истолкования кн. Бытия 1,1–3, 24//ЧОЛДП. 1872. Ч. 1. С. 104–124, 153–164; Ч. 2. С. 34–64; 1873. Ч. 2. С. 9–35. Меньян Г. Р. Мир и первобытный человек по учению Библии/Соч. Меньяна (Meignan), епископа Шалона нар. Марне. СПб., 1872. VII, VIII, 315 с. С[мирнов [А. П.] Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи//ЧОЛДП. 1873. Ч. 2. 10. С. 339–375. Херасков М. И. Руководство к Пятокнижию Моисееву. Владимир на Клязьме, 4873. IV, 306 с.; 4879. XIV, 462 с.; 4 1888. XIV, 330 с.; 5 1896. VIII, 288 с.; 6 1903. [Аноним.] Библейская хронология//ЧОЛДП. 1874. Ч. 1. С. 374–395; Ч. 2. С. 3–21. Лебедев А. Философско-богословское и естественнонаучное истолкование библейского догмата о сотворении мира//ЧОЛДП. 1874. Ч. 1. С. 13–54. Гаркави А. Я. Описание рукописей Самаритянского Пятикнижия, хранящихся в Императорской Публичной библиотеке. СПб., 1874–1875. Вып. 1. С. 1–240; Вып. 2. С. 241–536. Елеонский Ф. Г. Разбор мнений современной отрицательной критики о времени написания Пятокнижия. Вып. 1. Разбор т. н. анахронизмов в Пятокнижии. СПб., 1875. II, 318 с. [Отд. отт. из: ХЧ. 1871–1875.] Он же. Отрывки из вавилонско-ассирийских сказаний о первобытных временах//ХЧ. 1877. Ч. 1. С. 265–276. Он же. Вавилонско-ассирийское сказание о сотворении мира//ХЧ. 1877. 5. С. 767–784. ПархомовичА. М. Обетования Божий о потомке жены – спасителе мира ( Быт. 3, 15; 22, 18 ). Кишинев, 1878. 11 с. [Отд. отт. из: КишГВ. 1878. 9.] Он же. Пророчество патриарха еврейского народа Иакова о времени пришествия мессии на землю ( Быт. 49, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей» (Пс.117:8-9). «Надеющийся на Господа, как гора Сион» (Пс.124:1). § 225. Не все одну имеют надежду: иной надеется на князей и сынов человеческих, иной на богатство, иной на честь, иной на разум свой, иной на силу свою, иной на что-либо другое. Одни истинные христиане, все прочее оставив, на одного Бога надежду свою полагают. И как одни они истинную надежду имеют, так прочие ложную, и потому заблуждаются. Ибо как кто с истинного пути совратится, блуждает по различным дорогам, так и кто от Бога отстанет, вынужден бывает искать себе помощи от различных вещей; но не меньше блуждает, чем тот, который истинный путь потерял, или кто, света очей своих лишившись, не видит, куда идет. § 226. Как терпение, так и надежда в бедствии познается. Многие думают, что они на Бога надежду имеют, но пришедшая беда открывает надежду их и показывает, на кого они надеются. От кого кто ищет в напасти помощи и избавления, в том и надежду свою полагает. Кто к человеку и прочему созданию в бедствии прибегает, тот на человека и надеется. Кто ни к чему иному, как только к Богу одному возводит очи свои и помощи от Него одного неуклонно ожидает, хотя и медлит помощь Его, тот показывает, что он и в счастье и в несчастье на одного Бога имеет упование. § 227. Причины, которые возбраняют на человека и прочее создание надежду полагать, таковы: 1) Надеющийся на создание грешит против заповеди первой: «Я— Господь Бог твой» (Исх.20:2), которая повелевает, чтобы мы одного Бога знали, почитали, любили, боялись, на Него надеялись, к Нему в нуждах наших прибегали и по­мощи просили. Ибо такой отступил сердцем своим от Бога, как пророк говорит: «И от Гос­пода отступит сердце его» (см. Иер.17:5), — и не верует Богу, хотя устами и исповедует Его. Ибо веровать Богу и на создание Его надеяться невозможно. Ибо надежда с верою совокупна, и одна без другой быть не может. Поэтому кто надеждой отступил от Бога и прилепился к созданию, тот и верой отступил от Бога. Вера же здесь разумеется живая, а не мертвая, которая не только на языке, но и на сердце имеется.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Да, люта – смерть и в своем пришествии и в ожидании, но во много раз страшнее не обращаться от наших грехов; вот, по этой-то причине возрастает наказание, а затем будем преданы нескончаемым мукам, которые да не будет кому из нас познать на опыте! Потому что, если здешние бедствия нам представляются невыносимыми, хотя они и проходящие и поражают только тело, то каковы же те мучения, которые вместе с телом и душу терзают и от которых никогда не ждать избавления?! Но будем каяться, братие, и обратимся, делом и словом являя покаяние, и припадем к Богу с сокрушенным сердцем, говоря Ему: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» ( Пс.6:2 ); но – «сотвори с рабом Твоим по милости Твоей» ( Пс.118:124 ). Он – близок к призывающим Его, если они не только устами, но и сердцем вопиют, делами и образом своей жизни обратившись к Нему. – «Обратитесь ко Мне, и обращусь к вам», глаголет Господь, – «и беззаконий ваших не помяну ктому» ( Зах.1:3 ; Ис.43:25 ). Если же мы или всячески будем бежать без оглядки от грехов или же, путем исповеди и покаяния, делами, возмещающими наши прегрешения, умилостивим Бога, действенным в нас смирением умилостивляя Его к нам, то тогда, при поддержке нас Божиим человеколюбием, восполняющим наши недостатки, мы и теперь избавимся от сего Божиего гнева и от этой несвоевременной и массовой смерти, могущей вылиться во всеобщую гибель; в будущем же веке получим бессмертную жизнь, во славу единого Жизнодавца Христа, Которому подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 190 PG.151:485–496. Homilia XXXIX. Dicta in supplicatione publica quae facta est propter insolitam et ubique tunc grassantem mortis plagam. Читать далее Источник: Беседы (омилии) святителя Григория Паламы : [в 3 част.]/пер. с греч. яз. архимандрит Амвросий (Погодин). - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1993./Ч. 1. - 255, 3 с.; Ч. 2. – 254 с.; Ч. 3. - 259 с. : ил. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010