312 В рукописи есть пропуски и перестановки листов; между прочим, для рождественских и богоявленских часов, в соответствии с их чином, должна быть установлена такая последовательность листов: л.л. 115, 116, 93, 102, 101. – (пропуск) –108; 119 – 121, 123 – 125, 122, 126. 313 См. статью автора «Царские часы Рождества Христова и Богоявления» в «Трудах К. Д. Академии на 1908 г.», декабрь, и в отдельном оттиске, стр. 8 (Киев, 1908). 323 Синод. 452, л. 229; сн. Успен. соб. 12, л. 249; 13, л. 61 об. (XV в.); Хлуд. 120, л. 542; К. Д. Акад. 194, стр. 350: «конанарх славит царя и патриарха: многолетны створи Бог царей и князей наших, на многа лета», и т. д.; «посомьж митрополиту речет сице», – как в Синод. 452, но – «московьскаго и всея Руси». 333 Wright, Catalogue of manuscripts in the Brit. Museum, I, 1870, p. 296, cod. 358. – См. Карабинов, Постная Триодь, Спб. 1910, стр. 92. 336 νλεκτα εροσολυμιτικς σταγυολογας π Α. Παπαδοπολου-Κεραμως. Τ. Π., σελ., 147. – Дмитриевский, «Богослуж. стр. и пасх. седмиц», стр. 146. 338 «В девятый же (час), – пишет паломница о службе в великий понедельник, – все собираются в большую церковь , то есть в Мартириум, и там до первого часа ночи (по-нашему – семи часов вечера) постоянно поются песни и антифоны и читаются чтения, приличные дню и месту, чередующиеся постоянно с молитвами. Когда же наступает время, то правится вечерня, так что отпуст в Мартириуме бывает уже ночью» («Паломничество», гл. 32, стр. 154). 341 Псалтирь След. (Москва, 1898), л. 2 об). – Сн. «Известие учительное: како подобает священнослужителю предуготовляти себе». (Служебник, Спб. 1890, стр. 480). 345 Излагается по Хлудовской Триоди; с дополнениями (в квадратных скобках) из Орбельской; при этом, чтобы облегчить чтение, сокращения раскрываются и правописание подлинников соблюдается лишь отчасти. 349 В Орб. иначе: «Час 6, поем 3 псалми; таж пот(ом), пс. 40, отпел: Спаси ни, Сыне Божи, помилуй нас; троф. гл. 7: На кресте пригвоздися лоза истинна... Чюдно бе видети небу и земи Творца (X). – Антиф. 2, пс. 37, отпел: Помозы ми, Господи; пот(ом) троф. гл. 8: Сице глаголет Господь», и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В конце первого дня паломничества картина в городе (2) такова: «Вот, мы уже на пороге дома!» Какой контраст с чужбиной, далекой страной ( Пс. 119:5 )! Радость встречи с братьями (8) и тяжкие воспоминания о чуждых по духу людях ( Пс. 119:2,7 ). Мечты воплотились в жизнь (2), город предстал взору во всей своей красе (3–5). Получен ответ на молитву народа Господня: Израиль воссоединился и сам город находится в безопасности. Пророк Исайя (26:1–4) учит нас, что никакие жизненные угрозы не могут нам воспрепятствовать уже сейчас жить по вере в этом «городе крепком» ( Евр. 12:22 ; ср.: Еф. 2:6 ). В этом смысле можно говорить о древнем паломнике, который в своем опасном путешествии мог воспевать песнь о завершении пути, когда ноги его уже вступили на улицы Иерусалима. Здесь город представляется символом единства Божьего народа: все в нем слито в единый образ (3–5), это действительно город, слитый в одно. Колена, по отдельности входящие в него, все вместе – колена Господни, которые едины в своем повиновении Его закону, которые славят Его имя, открытое Им Самим. Они приходят на место, где поставленный Богом царь будет вершить справедливый суд (5: престолы суда). Они должны были молиться, потому что их Иерусалим был городом этого мира. Наш Иерусалим будет другим ( Евр. 11:10 ), но тот же призыв к радости, единству и молитве останется с нами. Псалом 122. Господь на небесах Церковь на земле окружена презрением внешнего мира (3), она терпит поношения от полных высокомерия людей (4). Что делать, если терпение иссякает (3)? «Очи» символизируют надежды и чаяния. «Возвожу очи» – всей душой устремляюсь к Господу, к Его небесному престолу (1), к Его неисчерпаемым источникам силы и могущества. Взоры рабов обращены на своего хозяина, который имеет временные источники благ на земле. Мы взираем на Господа, Который открыл нам Свое имя и явил нам чудеса, когда мы были рабами в Египте. Но просьба о милости – помилуй (3) – обязательна. Мы должны постоянно удерживать свой взор на небесах, сверяя свои нужды с Его шкалой времени (доколе, 2). Псалом 123. Господь рядом

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей» (Пс. 69:2). Насмехаясь над мучителем, говорил: — Твой огонь холоден и железо этого ложа гораздо мягче твоего ожесточенного сердца. Ты хорошо поступил, приказав мне, утомленному в дороге, отдохнуть на этой мягкой постели! С такими словами святой поворачивался на ложе, как будто на постели. Прошло много времени, а святой мученик оставался в огне живым, здоровым и неповрежденным; тогда мучитель, пылая гневом, приказал, сняв святого с ложа, отсечь ему за селением голову. Вышед из огня твёрдыми ногами, святой уже более не нуждался в колеснице или поддерживающих, но сам собою пошел к месту казни, воспевая во время пути: —  «Благословен Господь, Который не отдал нас в добычу зубам их» (Пс. 123:6). С ним вместе пели и некоторые из братий, следовавших за ним. И, воздав благодарение Богу, он склонил под меч свою честную главу. Так скончался святой великомученик Христов Кодрат, будучи усечен мечем в десятой день месяца марта, в который увенчался мученичеством вместе с своею дружиною и соименный ему друг его, Кодрат Коринфский, что было в царствование над греками и римлянами Валериана, а над христианами в бесконечное царствование Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. Память преподобной матери нашей Анастасии, переименованной Анастасием скопцом В правление императора Юстиниана Великого [ 1 ] в Константинополе проживала некая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатых и благородных родителей, первая патрицанка в царском дворце по имени Анастасия [ 2 ]. Сохраняя в сердце своем страх Божий, она неуклонно и внимательно соблюдала заповеди Божии. Анастасия, обладая выдающейся телесной красотой, еще более выдавалась красотою душевною: она была столь кротка и добронравна, что все, зная её жизнь, смотрели на нее как на образец, и многие старались подражать её добродетелям. И сам царь весьма почитал Анастасию; но сеющий плевелы, завидующий добродетельным, непрестающий вести войну с родом человеческим и поселяющий ссоры среди людей, диавол навлек и на блаженную Анастасию ненавистную вражду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 4v) Таблица канонов с изображением царя Ирода Великого на троне (внизу слева). Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 4v) Композиции, иллюстрирующие «Евангелия детства», часто состоят из 2 частей. В одной части представлены восседающий на троне И. В. и иногда стоящие рядом (или за его троном) слуга или неск. слуг, а перед ним - волхвы; в другой - сцена избиения младенцев. Так построено изображение на триумфальной арке базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440), разделенное на 2 части арочным пролетом; в «Евангелии Раввулы» (Laurent. Plut. I.56. Fol. 4v, 586 г.) оно размещено по сторонам одной из таблиц канонов. Но создавались и композиции, включавшие только изображение И. В. и стоящих перед ним волхвов, как на мозаике нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321), где представлены волхвы, скачущие на конях, и волхвы, стоящие перед восседающим на троне И. В. Существовал и краткий вариант этой композиции - с И. В. на троне и с палачами, умерщвляющими младенцев (см. миниатюру к ст. Пс 90. 7 в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 92, ок. сер. IX в.), в Псалтирях Феодора (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 123, 1066 г.) и Барберини (Vat. gr. 372, 3-я четв. XI в.). В Годуновской Псалтири (ГТГ. Инв. МК-6 (К-5346), 1594-1600 гг.) текст Пс 90. 14-15 проиллюстрирован сценой с сидящим на троне И. В., на глазах у к-рого воин убивает младенца; на нижнем поле текста изображения воина, пытающегося отобрать у Рахили ребенка, и скрывающейся в горе Елисаветы с маленьким Иоанном. Во фрагменте рукописи кон. XI в. Гомилий Григория Назианзина (Hieros. Patr. Taphou 14), хранящемся в РНБ (Греч. 334), в верхней части миниатюры представлен И. В., словно встающий с трона и указывающий на 3 воинов, которые убивают младенцев; вверху, на горе,- рыдающая Рахиль; в нижнем регистре - прячущаяся в горе Елисавета с Иоанном и палач с копьем, устремляющийся к 3 женщинам, к-рые оплакивают своих израненных детей.

http://pravenc.ru/text/674087.html

О воскресении мертвых: Athenagore . Supplique au sujet de chretiens et Sur la Resurrection. Ed. B. Pouderon. SC 379. 1992. Варсануфий и Иоанн Газские Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. СПб., 1905. Василий Великий Беседа на 7 Пс. ­­ Беседа на 7?й Псалом: Homilia in Psalmum VII. PG 29, 227–249. Толкование на Ис. ­­ Толкование на книгу пророка Исаии: Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30, 117–665.Русский перевод: Творения ­­ Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1–7. М., 1993 р. Беседа на 7 Пс. ­­ Беседа на 7?й Псалом: Homilia in Psalmum VII. PG 29, 227–249. Толкование на Ис. ­­ Толкование на книгу пророка Исаии: Commentarius in Isaiam prophetam. PG 30, 117–665. Григорий Богослов Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиепископа Константинопольского. Ч. 1–6. М., 1843–1848. Григорий Нисский Большое огласительное слово: Otario catechetica magna. PG 44, 9–105; The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa . Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903. На Святую Пасху ­­ На Святую Пасху и о тридневном сроке празднования Воскресения Христова: In sanctum Pascha et de triduano festo Resurrectionis Christi Orationes quinque. PG 46, 600–693. О душе и воскресении: De anima et resurrectione. PG 46, 11–160. О жизни Моисея: Gregorii Nysseni Opera VII, Ï De vita Moysis. Ed. H. Musurillo. Leiden, 1964. О младенцах ­­ О младенцах, преждевременно похищаемых смертью: De infantibus qui praemature abripiuntur. PG 46, 161–192. Об устроении человека: De hominis opificio. PG 44, 123–256.Русский перевод: Восточные отцы IV века ­­ Восточные отцы и учители Церкви IV века: Антология/Сост., биографические и библиографические статьи иером. Илариона (Алфеева) . М., 1996. Т. 2. С. 77–403. Творения ­­ Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского . Ч. 1–8. М., 1861–1871. Большое огласительное слово: Otario catechetica magna. PG 44, 9–105; The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa . Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ответ. Во-первых и прежде всего славлю Святую и Единосущную Троицу, говоря: слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Не безвременно начинаю я слово свое с сего славословия, но дабы показать ненавистнику добра демону, что в представляемых им мечтаниях не бывает ничего подобного такому славословию, а лишь смущение, печаль и уныние. Но перейдем, брат, к благодарению Бога за то, что Он избавил нас от великого искушения, постигшего нас, как неразумных, и человеколюбие Его не допустило нас погибнуть совершенно; ибо всегда истинен Тот, Кто сказал: живу Аз, глаголет Адонаи Господь, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися… и живу быти ему (Иез. 33, 11). Итак, будем воздавать непрестанно благодарение Спасшему и всегда Спасающему нас, Которого благодарят Ангелы, премирные Силы, небесные Воинства, Херувимы и Серафимы, благолепнейшими гласами непрестанно и немолчно взывая и вещая: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, и прочая (Ис. 6, 3). — Познав сие, и мы возблагодарим Того, Которого небо — престол, а земля — подножие (Ис. 66, 1), Которому служит вся тварь. — Начнем и мы от сего написанного преобразования (Святой Троицы), и возблагодарим Отца; ибо Он помиловал мир, и не пощаде послать Единородного Своего Сына, Спасителя и Избавителя душ наших (Рим. 8, 32). Возблагодарим Сына; ибо Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8), ради нас человеков. Возблагодарим Святого и Животворящего Духа, глаголавшего в законе, пророках и учителях, Который привлек Петра к покаянию, повелел ему идти к Корнилию Сотнику (см. Деян. гл. 10), прославил его (Петра), дал ему власть воскрешать мертвых, как (например) Тавифу; Духа, всегда предупреждающего и сокрушающего сети вражий для призывающих Его, по пророчеству Давида, который говорит: сеть сокрушися, и мы избавлени быком. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 123, 7–8). Вот, Он помиловал и нас и исцелил от такого недуга; послушаем Его слова: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14). Во всех случаях будем прибегать к смирению; ибо смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть? Очевидно же, что находящемуся на высоте удобно падать. Если мы обратились и исправились — это не от нас, но дар Божий, ибо Господь умудряет слепцы (говорит Писание), Господь возводит низверженныя и проч. (Пс. 145, 8). А что написано мне (тобою): кто ны разлучит от любве Христовой (Рим. 8, 35), — это слово великой меры: вот мы едва было не прервали любви, потому что умерли и удалились от корабля Христова. Но лучше мне не снимать печати и не пустословить много; понуждает меня к сему некто, говоря: «Где мудрые, (там) не умудряйся». Итак, прекращаю слово. Написал я тебе как искреннему своему любимцу. Исполняя сие, достигнешь того пути, который вводит в жизнь вечную, о Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым (да будет) Отцу и Святому Духу слава, честь и держава во веки, аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1940. Vol. 33. N 4. P. 253-266). В 392 г. блж. Августин обратился к Карфагенскому еп. Аврелию с посланием, в к-ром убеждал его принять меры для искоренения пиршеств ( Aug. Ep. 22). Аврелий запретил ночное празднество в честь К., заменив его вигилией ( Idem. Serm. 311. 5-6). Вигилия праздника начиналась после заката, когда зажигали светильники, и длилась 3 часа ( Idem. In Ps. 69. 9). Блж. Августин не сообщает о структуре богослужения: вероятно, она еще не была в достаточной мере оформлена. Высказывалось предположение, что ночное богослужение в честь К. совершалось по образцу вигилии Пасхи, к-рую блж. Августин называл «матерью всех вигилий» ( Idem. Serm. 219. 1); основное содержание составляли псалмы и библейские чтения ( Saxer. 1980. P. 198-199). В день памяти К. совершалась месса, особенностью к-рой было чтение Актов К. ( Aug. Serm. 313A, 313D; чтение агиографических сказаний в дни памяти святых было одобрено африкан. Соборами - Concilia Africae. Turnhout, 1974. P. 21, 43). Акты читались после Евангелия, перед пением псалма. Из проповедей блж. Августина следует, что евангельское чтение на день памяти К. состояло из Мк 8. 34-35 и Ин 12. 25, из апостольских Посланий выбирались 2 Кор 2. 15 и 14 (в этом порядке; см.: Saxer. 1980. P. 219, 226-227, 319), из псалмов - Пс 51. 10; 123. 6-8 и 125. 5-6 (Ibid. P. 223-224, 226-227, 319). Маппалийский храм, возведенный над могилой К., чаще всего отождествляется с т. н. базиликой у холма св. Моники, остатки к-рой обнаружены на территории сев. пригорода Карфагена, на берегу моря. Базилика была раскопана между 1915 и 1920 гг. А. Л. Делаттром. Впосл. его работа подверглась жесткой критике: исследователи указывали, что археолог применял грубую методику изысканий и пренебрегал точной фиксацией процесса раскопок. Результаты исследований публиковались в отдельных статьях и заметках во франц. академической прессе ( Ennabli. 1975. P. 11-12; об итогах раскопок базилики: Vaultrin. 1932. P. 279-290; о Делаттре: Freed J. Le père A.-L. Delattre (1850-1932) et les fouilles archéologiques de Carthage//Vous avez dit «Pères Blancs»?: La Société des Missionnaires d " Afrique, 1868-2008/Éd.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Акиндин, полемизируя с Варлаамом, называл божественный свет нетварным, а полемизируя с Паламой, — тварным. При этом он пояснял, что таинственным и нетварным был только Фаворский свет, виденный тремя апостолами, а всякий иной свет — пусть и являющийся созерцателям — отличен от него и есть тварный. См.: Επστολ προς Αθανσιον Κυζκου, 8, Π. Χρστου, σ. 418–419 ( прим. изд.). 106 См.: Συνοδικς Τμος A, PG 151, 691D–692A. 107 Там же, PG 151, 692А. 108 Там же, PG 151, 691D. 109 Там же, 3, PG 151, 680В. 110 Там же, 51, PG 151, 691С. 111 Там же, 52, PG 151, 691D–692A. 112 1 Тим. 3:15. 113 Мф. 16:18. 114 Варух. 4:2. 115 Мал. 4:2. 116 Мф. 13:9, 43; Мк. 4:9, 23. 117 2 Ин. 10:11. 118 Еф. 5:11. 119 Рим. 3:23. 120 Откр. 3:15–16. 121 Иак. 4:7. 122 Цитата не идентифицируется. 123 Цитата не идентифицируется. 124 Числ. 1:3; 3:15; 4:23, 27, 29, 32; Сирах. 7:24. 125 Имеется в виду трактат «О божественном соединении и разделении». 126 О понимании термина «разделение» применительно к Богу см. прим. 1 к вышеуказанному трактату. 127 Ин. 10:30. 128 Ин. 14: 28. 129 Евр. 10: 29. 130 Ис. 10:1–3. 131 с. 93:1. 132 Григорий Богослов, Письмо 101, PG 37,181 AB. 133 Ср.: Минея, 6 августа, стихира самогласна, глас 5 на Полиелее утрени 134 Преображения Господня: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору». 135 Мф. 25: 31. 136 Палама говорит здесь о третьей «Триаде в защиту священнобезмолвствующих». 137 Иер. 23:18. В славянской Библии «ν ποστματι» переводится как «в совете», следуя Вульгате, где эти слова переведены как «in consilio», но словарь Lampe дает следующее значение: «πστημα=πστασις in sense of substance», что более соответствует настоящему контексту. 138 Григорий Богослов, Слово 28,19, PG 36, 52В. 139 Ис. 28:15. 140 Пс. 139:3 141 Дан. 13:42. 142 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5,1, с. 402. 143 Мф. 13:43. 144 Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В. Ср. также: тропарь 9 песни канона на утрени Преображения: «да вышний Бог явишися, стоя посреде богов апостол на Фаворе» (Минея 6 августа). 145

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Лит.: Правосл. церк. вестн. Каз., 1925. 2. С. 21; 3. С. 13-14; 4. С. 14-15, 17-18; 5. С. 18-19; 1926. 1. С. 11-12; 2. С. 1-3, 13-14, 16-17; 4. С. 13-14; 5/6. С. 23-24; 7/8. С. 28; 9-10. С. 12; 1927. 3/4. С. 22, 23; Уральские церк. вед. 1927. 8. С. 10-11; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 55-56; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 56, 73; он же. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995. С. 31, 61; Акты свт. Тихона. С. 299, 319, 350, 426, 436, 865-866, 915, 922, 924, 925, 930, 931, 932, 933, 939, 954, 977; Новые мученики и исповедники Самарского края/Сост.: А. Жоголев. Самара, 1996. С. 302. Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви. М., 1996. С. 532, 556; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 527; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 38-39, 113, 123, 143; он же. Очерки истории обновленческого раскола на Урале: (1922-1945). М., 2007. С. 26; Сухих А. А., прот. Вспомним поименно. Киров, 2004. Кн. 2. С. 29-31; Зимина Н. П. Преосв. Серафим (Афанасьев) и борьба с обновленчеством в Уфимской епархии в 1922-1928 гг.//ЦИВ. 2004. 11. С. 160-183; она же. Викарии Уфимской епархии 1920-х гг.: сщмч. Вениамин (Фролов), еп. Байкинский//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2005. 1. С. 137-154; она же. Жизнеописание викария Уфимской епархии 1920-х гг., еп. Байкинского Вениамина (Фролова)//Церковь в истории России. М., 2005. Сб. 6. С. 244-266; она же. Новые мат-лы к жизнеописанию сщмч. Трофима (Якобчука), еп. Бирского, викария Уфимской епархии: (1869-1937)//ЕжБК. 2005. Т. 1. С. 312-318; она же. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Свят. Патриарха Тихона: (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. 2007. 3(24). С. 79-117; Док-ты Патриаршей канцелярии 1925-1926 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 67, 72; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 338-339; Скала А., прот. Церковь в узах: История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период: (1917-1991 гг.). Ульяновск, 2007. С. 553, 763-776; Современники о Патриархе Тихоне/Сост., коммент. М. Е. Губонин. М., 2007. Т. 1. С. 49, 666; Т. 2. С. 523, 659; Мухин В., прот. История закрытия храмов и мон-рей г. Казани в 20-30-е гг. ХХ ст.//ПС. 2008. 1(16). С. 6, 101; Саранча Е., свящ., Миролюбов И., свящ., Зимина Н. П. Краткий очерк истории Единоверия//Краткий очерк истории Единоверия. 320-летие единоверческого храма Архангела Михаила с. Михайловская Слобода. М., 2009. С. 42-44; Косых И. Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832-1989 гг.//http://www.pravoslavie.ru/sm/31328.htm [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/674033.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010