Послушайте, женщины, какое целомудрие оказывается у птиц! Итак, вы, имея пред глазами образ горлицы, подражайте ее целомудрию. Такое свойство отличает и честнейшую Церковь. Когда ее супруг, Христос, был распят на кресте и вознесся на небо, она не сочеталась с другим мужем; но Его любит, Ему остается верна и, вспоминая Его, вместе с Ним умирает. Но чтобы не показалось, возлюбленные, что мы, распространяясь в воспоминаниях о горлице, удаляемся от Писаний, приведем на память то, что говорит само Писание. Свидетельствует блаженный Давид и громко говорит: « и птица находит себе жилище, и горлица — гнездо себе, в котором положит птенцов своих » (Пс. 83:4). О птице он говорит? Конечно, о человеке: « душа наша избавилась, как птица из сети птицеловов » (Пс. 123:7). А Господь, желая показать Своим ученикам, насколько они отличаются от других святостью, говорит им: « не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц » (Мф. 10:31). О том же и Соломон громко говорит: « спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова » (Притч. 6:5). И опять божественный голос: « Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его » (Мф. 13:31, 32). Так, и здесь многочисленные человеческие племена уподобляет птицам. « И птица находит себе жилище, и горлица — гнездо себе, в котором положит птенцов своих ». Горлице уподобил святую Церковь, имея в виду разнообразные дарования мудрости. А что Церковь разнообразно украшена, об этом можно услышать от Давида, говорящего: « дочери царей — в почете у Тебя, предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная . И птица находит себе жилище, и горлица — гнездо себе, в котором положит птенцов своих » (Пс. 44:10; 83:4), то есть, под густыми ветвями крестного древа воспитывающая своих новопросвещенных чад. Об этой горлице вспоминает и Иеремия, говоря: « знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь » (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Стихиры на стиховне Воскресение Твое, Христос Спаситель, воспевают Ангелы на небесах. Удостой и нас на земле чистым сердцем прославлять Тебя. Слава и ныне: Из Твоего чрева, Пречистая, произошел Творец и избавитель мой — Христос Господь, Который, облекшись в меня человека, освободил Адама от древнего проклятия. Поэтому Тебе, всечистая, как Матери Бога и Деве, непрестанно восклицаем ангельское приветствие: радуйся. Радуйся, Владычица — предстательство, защита и спасение наших душ. Тропарь: Ангельские силы явились при гробе Твоем, и охранявшие Его воины омертвели; при гробе стояла Мария и искала Твоего Пречистого Тела. Ты пленил ад, не потерпев от него; Ты, дарующий жизнь, встретил Деву. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе. Богородичен: Назвав благословенную Деву Матерью Своею, Ты, желая взыскать Адама, по Своей собственной воле пришел на страдания и, воссияв на кресте, возгласил Ангелам: Радуйтесь со Мною, ибо нашлась потерянная драхма. Премудро устроивший все, Боже наш, слана Тебе (Лк. 15, 8; 19, 10). Ипакои: Своею добровольною и подающею жизнь смертью Ты, Христе, как Бог, разрушил врата ада, открыл нам древний рай и, воскреснув из мертвых, избавил жизнь нашу от погибели. Антифоны 1. К небесам возвожу очи мои , — к Тебе, Слово; умилосердись надо мною, чтобы я жил для Тебя (Пс. 122, 1). 2. Помилуй нас униженных, Слово, и сделай благоугодными Твоими сосудами (2 Тим. 2, 21). 3. Святой Дух — виновник спасения всех людей; если кого–нибудь из них Он коснется Своим дуновением сообразно достоинству, того скоро возвышает над земными предметами, окрыляет, укрепляет и возвышает. 4. Если бы не Господь был с нами, то никто из нас не мог бы выдержать борьбы с врагом, ибо побеждающие возносятся отсюда (Пс. 123, 1). 5. Да не овладеют зубы врагов моею душою, как птенцом, Слово. Но, увы мне, как могу я избавиться от врагов, будучи грехолюбивым. 6. Святой Дух дарует всем общение с Богом, благоволение, разумение, мир и благословение, ибо Он по действиям равен Отцу и Слову. 7. Надеющиеся на Господа страшны врагам, и все удивляются им, ибо они взоры свои устремляют к небу (Пс. 124, 1).

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

 Максим Исповедник. К Марину. Ρ G 91, 281 AB. 105 Правильная атрибуция цитаты: Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры, 2, 23. Op. cit., 37, 9–13 (р. п.: С. 101 (173)). Но первая половина фразы дословно содержится также у Евстафия Антиохийского (Sermo catecheticus [Sp.] (fragmentum), 81, Spanneut, M. (editor), Recherches sur les ecrits d " Eustathe d " Antioche avec une, Lille (Facultiis Catholiques), 1948). 106  Максим Исповедник. К Марину. PG 91, 108С. 107  «Οκον διαζεξας λλλων οσαν τε και δναμιν, ν και νργειαν καλομεν, κ μσου των ντων πεποκεν κτερον». 108  Всякая тварная сущность содержит в себе сущностные различия и подлежит изменениям и превращениям, и всякая энергия вызывает в сущности, из которой происходит, пространственное или качественное изменение. Следовательно, и определения «сущность» и «энергия» не должно применительно к Богу понимать так же, как они понимаются применительно к тварным предметам, — примечание издателей. 109  Василий Великий. О Святом Духе, 9, 22. PG 32, 108С (р. п.: Творения. Ч. III. M., 1993. С. 265). 110  Исх. 3, 14. 111  Исх. 20, 2. 112  Ин. 8, 2. 113  Ин. 14, 6. 114  Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2, 4, С. 252 (р. п.: С. 253). 115  Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265). 116  Дан. 9, 24. 117 Пс. 49, 1; 135, 3. 118 Пс. 135, 2; 1 Тим. 6, 15; Откр. 19, 16. 119 Тим. 6, 15. 120 Рассмотрению перечисленных здесь имен Божиих посвящена глава 12 «О божественных именах». 121  Пс. 81, 1. 122  Слово «богословие» употребляется средневековыми авторами как синоним «Писания», понимаемого расширительно, как вся совокупность богословских творений священных писателей и отцов Церкви. 123  Ефес. 1, 18. 124  Рим. 8, 17; 2 Тим. 2, 12. 125  Рим. 8, 17. 126  Мф. 5, 3; Лк. 6, 20. 127 Максим Исповедник. Κεφλαια θεολογικ, 2, 86, PG 90, 1165AB (р. п.: Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия//Творения преподобного Максима Исповедника/Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. M.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 252). 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

122. Нужно исследовать, стал ли бы и пастырем Он, если бы человек не «приложился скотам неразумным и не уподобился бы им» (Пс. 48, 13). Ибо если Бог «спасает человеков и скотов» (Пс. 35, 7), то спасает Он тех скотов, которых спасает, даровав им пастыря, потому что они не могут принять царя. 123. Итак, собравшему наименования Сына должно исследовать, какие из них появились бы, не существуя в таком количестве, если бы святые пребывали в первоначальном блаженстве. Пожалуй, остались бы только [именования] Премудрость, Слово и Жизнь, и непременно Истина, но не [было бы] всех прочих, которые Он принял ради нас. 124. Блаженны все те, которые, нуждаясь в Сыне Божием, стали такими, что им не нужны более ни сам врач, лечащий недужных, ни пастырь, ни искупление, но Мудрость, Слово, Справедливость или какоелибо иное [благо] для способных в силу [своего] совершенства вместить [все] лучшее, [что есть] у Него.Достаточно о [словах] «В начале» (Ин. 1, 1). Комментарий на Евангелие от Матфея Книги 10–11 «Комментарий на Евангелие от Матфея» (далее — CM) относится к позднему периоду творчества Оригена (185–253). Согласно Евсевию Кесарийскому, он был создан в царствование Филиппа Араба (244–249) наряду с трактатом «Против Цельса», «Комментарием на 12 пророков» и многочисленными гомилиями или проповедями, которые Ориген только с этого времени позволил записывать стенографистам (Hist. Eccl. 6, 34. 36). Более точная датировка, предлагаемая Жиро, издателем 10–11 книг комментария в серии Sources chretiennes, относит СМ к 246 г. В указанном месте Евсевий упоминает также, что оригеновский комментарий состоял из 25 книг. От первых 9 книг сохранились лишь незначительные фрагменты. Книги 10–17, дошедшие до нас в греческом оригинале, содержат толкование на Мф. 13, 36 — 22, 33 (причем 11 книга доходит до Мф. 15, 38 включительно). Сохранился также датируемый 5 или 6 в. анонимный латинский перевод (Vetus interpetatio) большой части комментария, начиная с 9 главы 12 книги и почти до конца. Он включает толкование на Мф. 16, 13 — 27, 65 . Таким образом, от оригинального греческого сочинения до нас дошло меньше половины. Тем не менее, наряду с сохранившейся частью «Комментария на Евангелие от Иоанна», восемь книг CM представляют собой наиболее объемный нефрагментарный текст, по которому мы можем непосредственно судить о работе Оригена в жанре библейского комментария.

http://predanie.ru/book/218869-tvoreniya...

3. Святому Духу принадлежит царствование, освящение и движение твари, ибо Он — Бог, Единосущный со Отцом и Словом. 4. Если бы Господь не был с нами, то кто мог бы сохраниться невредимым от врага и вместе человекоубийцы (Пс. 123)? 5. Зубам их не предай раба Твоего, Спаситель, ибо наподобие льва устремляются против меня враги мои. 6. Во Святом Духе — источник жизни и власть; ибо Он, как Бог, все сотворенное укрепляет и чрез Сына сохраняет в Отце. 7. Надеющиеся на Господа подобны святой горе, они никак не поколеблются от нападений диавола (Пс. 124). Слава: Да не прострут своих рук к беззакониям живущие согласно с волею Божиею, ибо Христос не предает наказанию Свое наследие. И ныне: Святой Дух — источник всякой премудрости; отсюда — благодать апостолам, подвигами увенчиваются мученики и предвидят пророки. Ирмосы канона Песнь 1: Некогда сверхъестественная сила поразила в морской глубине все войско фараона, всегубительный же грех уничтожило воплотившееся Слово — п репрославленный Господь, ибо Он торжественно прославился. Песнь 3: С Твоим пришествием, Господи, как лилия процвела пустыня — бесплодная языческая церковь; в ней утвердилось мое сердце. Песнь 4: Ты пришел не как посланник, не как ангел, но Сам, воплотившийся от Девы Господь, и спас всего меня человека. Поэтому восклицаю Тебе: слава силе Твоей, Господи. Песнь 5: Ты, Христе Боже, сделался посредником между Богом и людьми, ибо чрез Тебя, Владыка, из мрака неведения мы имеем доступ к источнику Света — Твоему Отцу. Песнь 6: Погруженный в бездну грехов, я призываю бесконечную бездну Твоего милосердия; Боже, спаси меня от погибели. Кондак: Ты, всемогущий Спаситель, воскрес из гроба; ад, увидев это чудо, ужаснулся, и мертвые восстали; тварь, видя это, радуется вместе с Тобою; Адам веселится и мир непрестанно прославляет Тебя, Спаситель мой. Песнь 7: Противобожное повеление беззаконного властителя разожгло высокое пламя; над благочестивыми же юношами распростер духовную росу Христос, благословенный и препрославленный (Дан. 3, 19–26).

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Возглас священника: «Молитвами св. отец». Молитва часа, надписанная, как и в 9 часе, именем св. Василия Великого , «Боже и Господи сил», просит Бога Отца, Крестом Его Сына разорвавшего рукописание грехов наших (ср. постный тропарь), и победившего начала и власти тьмы (ср. Пс. 90:6 ), принять наши благодарственные и просительные молитвы, избавить от грехов и врагов, «пригвоздить Своему страху плоть нашу» (из Пс. 118:120 ) до воздержания и от мыслей лукавых, уязвить любовью к Себе души, чтобы, озаряемые светом Его (намек на полдень), мы приносили Ему непрестанное (не по часам только) исповедание и благодарение. История часа Псалмы 6-го часа уже в древнейших рукописных Часословах совпадают с нынешними. Точно так же и постные тропари по псалмах. Только в самом древн. Синайск. Часосл. 863 VIII-IX в. тропарь этот хотя близок по тексту к нынешнему, но обширнее; на Славу полагается другой тропарь по дню недели. Часосл. Имп. Публ. б. 57 и Софийск. при СПб. Ак. 1052 XIII в. указывают для субботы тропари: «Апостоли, пророцы, мученицы», и «Помяни, Господи, яко благ». Тропарей по Трисвятом в нек. Часосл. нет (в тех, что и для других часов). Часосл. Моск. Типогр. б. 46 XIV в. и 48 XV в. не имеют второго тропаря; Синайск. 865 XII в. не указывает для среды и пятницы особого Богородична «Препрославлена еси». Заключительной молитвы некоторые не имеют (те, что и для других часов); Афоно-Ватопедск. 350 XV в. имеет краткую, близкую к постному тропарю, как и на других часах; Типогр. 46 и 48 – две молитвы «Господи Боже наш, Иже в пол дне сподобивый прейти» и «Христе Боже наш, Иже нашего ради осужения»; Синайск. 12 XII-XIII и Публ. 57 XIII в. тоже две: вторую из указанных и «Господи вышьи всех и всех ради»; в Соф. 1052 одна первая из Типогр.; Синайск. 870 XIII в. – нынешняя; Хлудовск. 123 XV в. о молитвах междочасия замечает, что если междочасия нет, они читаются на часе (так и для других часов) 2746 . Изменяемые части Литургии (воскресной) Литургия настолько священная, «божественная» служба, что Православная Церковь не решается менять ее и для таких великих праздников, как Пасха. Она достаточно радостна и в своем обыкновенном виде для всех праздников, почему в пост совершенно отменяется. В этих отношениях она отражает на себе неизменность и всеблаженство Божии. Но все это имеет силу только для важнейшей части литургии, для «канона» ее, где она становится таинством Евхаристии. Только здесь Православная Церковь , в противоположность Римско-католической, не решается ни для какого праздника изменить хотя бы одно слово. В окружающих же эту священнейшую часть молитвословиях, в подготовительной и заключительной части литургии, приспособление к памятям дня допускается и, можно сказать, растет по мере отдаления этих частей от «канона». Ввиду этого начало литургии совершенно различно, не считая ектений, одинаковых у нее и с другими службами, для будней, для праздников средних и великих. Изобразительные

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Св. Ин.н Дамаскин и Герман Константинопольский, в своих Словах, передают сведения о Божией Матери, приметно, почерпнутые из того же источника 119 . В собраниях жизнеописаний (Метафраста, св. Димитргия Ростовского), назначаемых для церковного употребления, описываются обстоятельства жизни Пресв. Девы, согласно с древним памятником преданий, в Словах на праздники Богородичные 120 . Частных свдетельств того или другого из отцов и учителей Церкви о приснодевстве Матери Божией не приводим частью потому, что они безчисленны и общеизвестны, частью потому, что изображение верования в приснодевство Матери Божией вполне достаточное встретим в тех объяснениях отцов и учителей Церкви, которыми они защищали истину приснодевства от возражений со стороны неправомыслящих. Защищение истины приснодевства Матери Божией в писаниях Отцов Церкви Всеобщность христианского верования в приснодевство Матери Божией можно усматривать и из того, что появлявшиеся по временам пререкания сему верованию от некоторых непотребных мудрователей подвергаемы были строгим обличениям со стороны пастырей и учителей Церкви. Для опровержения неправомыслящих они обыкновенно обращались к тщательному изъяснению выражений Св. Писания, которыми злоупотребляли, прикрывая свое нечестие, противники. Некоторыми, в защищение приснодевства, были написаны особые сочинения, как то: св. Епифанием против Антидикомариан 121 ; блаж. Иеронимом против Гелвидиан 122 ; св. Амвросием против Димеритов, последователей Аполлинария 123 . Иными, и весьма многими, были опровергаемы лжеучители при истолковании, относящихся сюда, мест Писания. Мы заимствуем те из защитительных изъяснений отцов и учителей Церкви, которые находим более примечательными. Против злоупотреблявших выражениями Евангелиста Матфея 1:18 и 25: прежде даже, и – дондеже. Блаж. Иероним писал: «Из того, что Евангелист, указывая на время ближайшее после обручения Св. Девы Иосифу, сказал: прежде даже не снитися има (ст.18), и потом, показывая истину девственного Ее рождения, сказал: и не знаяше Ея, дóндеже роди Сына Своего (ст.25), вовсе не следует, будто в последующее время Иосиф перестал быть верным хранителем девства Родившей Господа. Не следует так же, как из моих слов, напр. Гелвидий, прежде нежели принес покаяние, поражен смертью , не следует, будто он покаялся после; ибо и не возможно уже в аде покаяние ( Пс.6:6 .) 124 . Неопределенное значение сих выражений подтверждает Иероним сличением Исаии 43:10–13; Мф.28:20 , 1Кор.15:25 ; Пс.109:1 ; Быт.35:4 125 , и соображением того, что Иосифу после того, как родила обрученная ему Дева, тем более свойственно было хранить девство Ее, чем благоговейнее взирал он на таинство рождения Господа 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

118 Первосвященник Мелхиседек († 2000 до Р.Х.) – царь Салима, «священник Бога Всевыш-него», который вынес навстречу Аврааму хлеб и вино, когда тот возвращался после победы над царем Северного Ханаана Кедорлаомером и его союзниками ( Евр.7:1 ; Быт.14:18–20 ; Пс.109:4 ). В Послании к евреям Мелхиседек рассматривается как прообраз Христа ( Евр.5:6,10;6:20;7 ). Священство по чину Мелхиседека превосходит священство по чину Аарона, поскольку Мелхиседек благословил Авраама, и Авраам, предок Аарона, дал Мелхиседеку десятину, показав этим, что признает его священником. Давид видит будущего Мессию как «священника вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ; в Синодальном переводе в этом месте – Мельхиседек). Память 22 мая (4 июня), неделя св. отец, неделя св. праотец. 120 Иоанн Богослов († 98–117) – апостол из 12-ти, евангелист. Память 8 (21) мая, 30 июня (13 июля), 26 сентября (9 октября). 121 Двенадцать оснований стены города, имеющих надписи имен апостолов, «украшены всякими драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин» ( Откр.21:19–21 ). 123 Нимврод (Нимрод) – сын Хуша, который был сыном Хама и правнуком Ноя; царствовал в Вавилоне, Эрехе, Аккаде и Халне, в земле Сеннаар в бассейне рек Тигра и Евфрата. Великий охотник, «изобретатель» войны ( Быт.10:8–10 ), ярый идолопоклонник, руководивший постройкой Вавилонской башни. 124 Таргамос – сын Таршиса, внук Иафета – сына Ноева. По преданию, Нимврод объявил войну сыновьям Таргамоса, во время которой был смертельно ранен. 125 Авраам («отец множества», раньше Аврам – «высокий отец») († 2000 до Р. X.) – ветхоза-ветный патриарх, праотец еврейского народа. Он получил призвание Божие оставить свою землю и идти в страну, которую Господь, обещал указать ему ( Быт.11:26–27,29,31 ; Быт., гл.12–18; 19:27–29; гл.20–23; 24:1–9; 25:1–8). Память 9 (22) октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

1 Пособия Григорьев В. В. О достоверности ханских ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству Историко-филологическое исследование. М., 1842. С. 33– 50; Макарий. История Русской Церкви. Т. IV. 1866. С. 115–148; Т. VI. 1870. С. 319–350; Макарий. Взгляд на первые следы православной веры между монголами ХЧ. 1848. Ч. I. С. 32–46; Православие и русская народность в Литве ХЧ. 1851. Ч. I. С. 430 и след.; Макарий, архиеп. Литовский. Успехи Православной Церкви Русской в период монгольскийХЧ. 1859. Ч. I. C. 436 и след.; Литва в отношении к России и Польше Вестник Юго-западной и Западной России. 1860. Кн. I. Отд. II; Аничков-Платонов И. О мирном распространении христианства в России ПТСО. 1845. Ч. III. С. 263–291; Русская Церковь в Северном Поморье в XV-XVII в. ПС. 1860. Ч. I. С. 3, 256. 3 Свидетельство Плано-Карпини Собрание путешествий к татарам и другим восточным народам в XIII, XIV и XV столетиях. 1. Плано-Карпини. 2. Нецелин (пер. изд. Д. И. Языкова]. СПб., 1825. С. 87. 5 Григорьев В. В. О достоверности ханских ярлыков… М., 1842. С. 184– государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел В 5 ч. М., 1813–1894. Т. П. 2. С. 6. (Ярлык Менгу-Темира). 12 Дочь Менгу-Темира Анна, жена Феодора Ярославского и Смоленского; сестра Узбека Кончака-Агафья, жена Юрия Московского и др. См. ПСРЛ. Т. VII. С. 174, 188, 228 и др. 14 Собрание путешествий к татарам… СПб., 1825. С. 41–43,134,135; Voyage du Rubruis изд. Бержерона. С. 48,78. 15 Вопросы Феогноста Сарского на Константинопольском соборе 1301 г см. Макарий. Ibid. Т. IV. С. 121. 17 См. Макарий. Ibid. Т. IV. С. 123, 125–126; Макарий. Взгляд на первые следы… ХЧ. 1848. Ч. I. С. 38–40. 20 О крещении Казани см. Макарий. Ibid. Т. VI. С. 334–335; Макарий. Взгляд на первые следы… ХЧ. 1848. Ч. I. С. 40–46; Житие Гурия ПС. 1868. Ч Житие Варсонофия Ibid. С. 23–29; Елисеев. Жизнеописания свв. Гуртя, Варсонофия. Казань, 1847. С. 31–46. 31 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею в 5 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010