Обращение Блаженнейшего митрополита Владимира ко всем верным чадам Украинской Православной Церкви с призывом усилить молитвы о ниспослании дождя и даровании прохлады 10 августа 2010 г. 17:30 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир обратился к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви с призывом усилить молитвы о ниспослании дождя и даровании прохлады. Чувством глубокой обеспокоенности отзывается в сердцах миллионов людей жара, которая в течение долгого времени продолжается в нашей стране и братской России. Высокая температура стала причиной ухудшения состояния здоровья многих людей, гибели тысяч гектаров урожая. Жара вызвала лесные пожары, которые сейчас бушуют в европейской части Российской Федерации. Тысячи наших братьев и сестер потеряли свое жилье, хозяйство и оказались под открытым небом. Есть свидетельства о лесных пожарах и на Украине. Государственная власть делает все, чтобы предотвратить появление новых вспышек огня. Стихия наводит ужас, а иногда и отчаяние. В эти дни обращаемся к каждому верующему словами Священного Писания: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123:8), «... укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10). Призываю архипастырей и пастырей усилить свои молитвы и обратиться ко всем верным чадам Украинской Православной Церкви, чтобы и они просили милосердного Господа послать нам долгожданную прохладу, чтобы Он укротил стихию и чтобы огонь снова ласково освещал и согревал наши дома, а не уничтожал их, оставляя людей без кровли и насущного хлеба. Каждый, кто имеет возможность, пусть окажет помощь пострадавшим — финансово, материально или просто поддержкой и добрым словом. Верим, что наша совместная молитва приклонит Божие милосердие к нашей стране и ее боголюбивому народу и «Господь даст благо, и земля наша даст плод свой» (Пс. 84:13). +Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви Официальный сайт УПЦ / Перевод Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1241351.ht...

Псалом 123 Бог спас народ свой – Израиля от злейших врагов, как бы из бурных потоков, из пасти зверей, из сетей ловцов. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–5. Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль: яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас: внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас. Поток прейде душа наша: убо прейде душа наша воду непостоянную. Убежденный в чрезвычайной помощи Господа при избавлении народа от злейших его врагов, псалмопевец призывает всех Израильтян с чувством благодарности благословлять Бога-Спасителя (ст. 6). Если бы не Господь был между нас, – так да скажет Израиль, – если бы не Господь был с нами, когда восстали люди враждебно против нас; то они, эти враги наши, живых пожерли Быша – проглотили бы нас: когда гнев их на нас превратился в сильнейшую ярость, то воды потопили бы нас... мы погибли бы как беспомощный путник в ярых волнах бурной воды, – Поток прейде душа наша, – наша душа вошла бы в этот поток, или – дыхание наше залила бы вода этого потока, и мы захлебнулись бы в нем. Убо прейде душа наша воду непостоянную, – наша душа вошла бы в непостоянную, бурную воду, или – дыхание наше залила бы ярая волна горного потока... То есть: мы неизбежно погибли бы от злых врагов, которые внезапно и с яростью набросились на нас, как сильные волны горных потоков, все разрушающие на своем пути и потопляются мирных жителей долин. 6–8. Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их. Душа наша яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю. – Благословен Господь, который не дал нас в ловитву – добычу зубам их – врагов: ибо они, яростно-злые, как звери, готовы были бы растерзать нас зубами. – Душа наша избавилась, как птица, от сети ловцов – этих врагов-пленителен: сеть сокрушися, разорвалась, и мы, попавшие было в нее, избавились... То есть: враги нас окружили, переловили было, заковали бы нас, как пленников, в цепи, и, как добычу, отвели бы в свою страну – на погибель... Но Господь не оставил нас! – «Помощь наша была в имени Господа, сотворившего небо и землю», – т. е. мы признали имя Господа в молитве, и Он, как Творец и Владыка неба и земли, всесильный против всяких врагов, избавил нас, народ свой, от явной и неизбежной гибели (ср. Пс.19:2–3,6–10 ). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Обухово. Церковь Воскресения Христова в Липове. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построена в 1806 г., каменная. Престолов три: в холодном храме в честь Воскресения Христова, в теплом в честь Покрова Божией Матери и Препод. Макария Унженского. При церкви состоят два священника, диакон и три дьячка. Двое из причта пользуются казенными квартирами, прочие имеют свои дома. Церковной земли во владении причта усадебной 4 дес. 500 саж., пахатной 51 дес. 1100 саж. и сенокосной 15 дес. 1100 саж. В приходе 46 деревень, в расстоянии от церкви до 13 в.; прихожан 2152 м. п. и 2470 ж. Село Липово от г. Вятки в 140 в. Ближайшия села: Колобово в 6 в., Ижевское в 9 в. и Пижанка в 20 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.)//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, 9) Село Липово – Воскресенская церковь, каменная, построена в 1806 г.; расстоянием от г. Вятки в 140 в., от уездного города в 56 в., от благоч. в 20 в.; часовня Рыбинская, Николаевская; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные, кроме псал. Ашихмина, который имеет свой дом и получает квартирное пособие по 12 р. в год; земли: усад. 8 д. 500 с., пах. 51 дес. 1100 с., сен. 16 д. 1680 с., неудоб. 7 д. 420 с., под церк. площ. 4 д. 140 с.; братский денежный доход: 1 св. 372 р. 33 к., пс. 124 р. 11 к., 2 св. 369 р. 93 к., пс. 123 р. 31 к., диак. 247 р. 42 к., содержание от казны 931 р. на весь причт; руги соб. на весь причт до 20 п. ржи и 50 п. овса; прихожан: правосл. рус. 2231 м. п., 2377 ж. п.; приход состоит из 36 сел., расст. 1 – 7 вер. Село расположено на правом возвышенном берегу реки Пижмы, на другом берегу которой находится лес, принадлежащий удельному ведомству. При церкви имеется одноклассная церк.-прих. школа; в приходе школ нет. Главным занятием прихожан служит, при малоземельи, отхожий промысел – плотничество. Медиц. пунк. – больница в селе Пижанке в 12 вер.; вол. правл. Водозерское в 6 вер.; пар. прист. в слободе Кукарке в 20 вер.; ж. д. ст. Котельнич в 100 вер. Село стоит на проселке из Водозерского волостного правления в Пачинское правление. В церкви имеются древние печатные книги. изд. в XVII и XVIII столетии, именно: два престольных евангелия 1711 и 1744 г., апостол 1697 г., двенадцать месячных миней 1705 года, типикон 1713 г., триодь постная 1678 г., триодь цветная 1680 г., ирмолог 1759 года, служебник 1668 года и некоторые другие. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка, 1912 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34321

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ АГИОРИТ [Греч. Κορνλιος Αγιορετης], мон., визант. мелург (кон. XIII - нач. XIV в.?). Неизвестно, в каком именно афонском мон-ре жил К. А., однако сохранились указания на его связь с г. Фессалоника (возможно, место его рождения), напр. в надписании непорочных в Пападики 1453 г.: «Аллагмы древние, фессалоникийские; фессалоникийцы пишут, что монаха Корнилия» (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 207v). Из произведений К. А. в рукописях наиболее часто встречается калофонический стих «Уста имут» на 1-й глас (Пс 134. 16а), гл. обр. в составе полиелея «Раби Господа» Николая Кукумы (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 89v - 90, 1336 г.; 2406. Fol. 102v - 103; БАН. РАИК. 154. Л. 94 об., 1430 г.; Society of Antiquaries of London. 48. Fol. 100-102v, ок. 1430 г.; Ath. Iver. 1120. Fol. 262-277, 1458 г.; Meteor. Metamorph. 56. Fol. 3v - 7v, 1580 г.; Copenh. Kongelige Bibliotek. 4466. 4o. Fol. 360-361, XVII в.,- здесь К. А. назван иеромонахом; Ath. Xen. 123. P. 153-155, 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 230. Fol. 207-207v, ок. 1700 г.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода : Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 33v - 35, 1819 г.). Известен также распетый им стих «Достояние Израилю» (Пс 135. 22) в составе полиелея «Раби Господа» 1-го гласа, называемого «Λατρινς» (напр., Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 93; 2622. Fol. 190, XV в.), к-рый содержит, согласно надписанию, «новые аллилуиарии новых авторов» (Athen. Bibl. Nat. 2622. Fol. 186). Матима (стихира) К. А. прп. Савве Освященному «Преподобне отче, во всю землю» на глас νεναν (разновидность 2-го плагального (6-го) гласа) встречается в рукописях в версии, «украшенной» прп. Иоанном Кукузелем († до 1341), что свидетельствует об известности и уровне мастерства К. А., а также позволяет приблизительно определить время его жизни (РНБ. Греч. 126. Л. 226 об.-228, 2-я пол. XV в.; Ath. Iver. 975. Fol. 91, сер. XV в.; Meteor. Metamorph. 44. Fol. 198v, сер. XV в.,- здесь указано, что эта матима поется во все дни памяти преподобных). В рукописной традиции именем К. А. иногда надписаны аллилуиарии, стихи непорочных, полиелея и антифонов, а также различные матимы (см. список в исслед.: Λικος. 2007. Σ. 144-146). Лит.: Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 315-316; Jakovljevi A. Δγλωσση παλαιογραφα κα μελωδο-μνογρφοι το κδικα τν Αθηνν 928. Λευκωσα, 1988. Σ. 81-82; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга: Кат. СПб., 1996. Т. 1. С. 624; 1999. Т. 2. С. 487; Χαλδαικης Α. Γ. Ο πολυλεος στν βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια. Αθναι, 2003. Σ. 416-417; Λικος Γ. Η βυζαντιν ψαλτικ παρδοση τς Θεσσαλονκης κατ τν ιδ-ιε ανα. Αθνα, 2007. Σ. 144-146. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458715.html

[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

Скачать epub pdf СТРАХ БОЖИЙ «Начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110, 10) Страх Господень – кормчий души ( 25, 132 ). Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящимся Господа ( 25, 132 ). Страх Господень – источник жизни ( 25, 132 ). Страх Господень просвещает душу ( 25, 132 ). Страх Господень истребляет лукавство ( 25, 133 ). Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание ( 25, 133 ). Страх Господень ослабляет страсти ( 25, 133 ). Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его ( 25, 191 ). Бойся Господа, и будет Он тебе стеною, и в день кончины обретешь благодать ( 25, 207 ). Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобой ( 25, 213 ). Великий свет в душе – страх Господень, который изгоняет из нее тьму и делает ее чистой ( 25, 586 ). В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится ( 25, 6 ). В ком есть страх Божий, тот легко спасается от козней врага. Враг ни в чем не уловляет его, потому что он из страха не позволяет себе плотских удовольствий ( 25, 6 ). Кто же не имеет страха Божия, тот открыт нападениям диавольским ( 25, 6 ). Кто не имеет страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах ( 25, 6 ). Кто всегда имеет страх Божий и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других ( 25, 27 ). Страх Божий – вершина познаний; где нет его, там не найдешь ничего (истинно) доброго. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 95 ). Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его. Так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью. Преподобный Антоний Великий ( 82, 14 ). Если человек будет смиряться, если будет бескорыстен, если воздержится от осуждения, то придет к нему страх Божий. Авва Евпрений ( 82, 123 ). Если человек говорит, что боится Бога, но не находит в себе страха Божия, когда он нужен, чтобы обуздать гнев, дерзость, покушение учить другого тому, чего сам не узнал опытом, чтобы обуздать человекоугодие, или искание славы человеческой, или какую-либо другую страсть, – все подвиги такого человека суетны ( 82, 136 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Bibl. Nat. 2622. Fol. 276-278v); «Антифоны, поемые восьмого ноября на Собор бесплотных и на Рождество Христово, мелос Ифика: 2-й плагальный глас: «Рече Господь Господеви моему»») (Ibid. 2401. Fol. 145v - 147v); «Другие антифоны архистратигам: 2-й плагальный глас: «Слава в вышних Богу»» (Ibid. 2458. Fol. 123-123v); «Другие антифоны бесплотным: 2-й плагальный глас: «Слава в вышних Богу»») (Ath. Cutl. 457. Fol. 145v - 148); «Антифон, поемый архистратигам: 2-й плагальный глас: «Слава в вышних Богу»» (Athen. Bibl. Nat. 2622. Fol. 274-274v). Структуру этого песнопения составляют 2 элемента: стихи псалмов и присоединенные к каждому стиху гимнографические тексты, посвященные ангелам. Со временем мелодическое и текстовое содержание псалмовых стихов стало варьироваться. В зависимости от праздника использовались стихи Пс 148-150 или Пс 109. Важной особенностью этого песнопения является отсутствие обычного для др. подобных произведений припева «Аллилуия», место которого занимают упомянутые соответствующие дню памяти архангелов внепсалмовые тексты. Анализ рукописной традиции за 4 столетия показывает, что общая структура и последовательность соответствующих внепсалмовых текстов оставались стабильными в течение длительного времени, а состав псалмовых стихов менялся, эволюционируя в каждом случае при «выборе» стихов из псалмов. Антифоны Никифора Ифика на Собор бесплотных сил, 2-й плагальный (6-й) глас в Аколуфии. Кон. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 94v — 95) Антифоны Никифора Ифика на Собор бесплотных сил, 2-й плагальный (6-й) глас в Аколуфии. Кон. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 94v — 95) Напр., в XV в. это песнопение было переписано в кодексе Athen. Bibl. Nat. 2401 в измененном виде: с теми же внепсалмовыми текстами использовались стихи из Пс 109: «Антифоны, поющиеся 8 ноября на Собор бесплотных сил и на Христово Рождество, мелос Ифика: глас 2-й плагальный: «Рече Господь Господеви моему»». Использование стихов Пс 109 объясняется тем, что они по смыслу соответствуют празднику Рождества Христова.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

С именем ревнителя перешел пророк Илия и в историю. Самая речь пророка ст. 10, повторенная после ст. 14, есть вопрос к Богу: какие меры или средства могут быть применены к вероломному Израилю? Не предрешая этого вопроса, пророк, однако, мог желать быстрой и решительной кары. Ответом Божьим на слова и думы пророка служит, во-первых, особый характер богоявления, ст. 11–12, а затем повеление Божие о поставлении двух царей и пророка для совершения суда Божия над Израилем. Богоявление пророка Илии на Хориве, ст. 11–12, близко напоминает некогда имевшее здесь же Богоявление Моисею ( Исх.33:18–19,22,34:6 ) – тоже по поводу нарушения завета Израилем при Синае ( Исх.32:1 ). Что касается самого характера богоявления, то из того, что Иегова явился не в вихре и буре (ср. Ис.17:13,40:24 ), не в землетрясении (ср. Ис.24:18 ), не во всепоедающем огне (ср. Ис.66:15 ) – обычных грозных стихийных силах карающей, гневающейся силы Божией (ср. Пс.17:8–18 ; Ис.29:5–6 ), а в веянии тихого ветра (ср. Иов.4:16 ; Пс.103:3 ), – пророк научался, что Иегова «за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, хотя нетрудно Ему послать на нечестивых и молнии и громы, восколебать землю, мгновенно ископать для них ров и всех вконец истребить стремительными ветрами» (блаженный Феодорит, вопр. 59). Слову и там Господь в славянском и русском переводах стиха 12 нет ни в еврейском тексте, ни в принятом тексте LXX, однако во многих греческих кодексах они читаются ( κκε: Κριος в коддексах 19, 44, 52, 64, 74, 92, 106, 119, 120, 123, 158, 236, 213, 246, у Гольмеса; και εκει Κυριος – в коддексах 59, 108, 121, 134, 245, 247, ibid) и смысл текста они вполне выражают. Vulg. их, впрочем, также не имеет. В целом, данное богоявление имеет весьма важное значение для целого богословия Ветхого Завета, свидетельствуя, что, по учению Ветхого Завета, Бог есть не стихийная сила, а духовное нравственное начало, для которого стихийные явления суть лишь средства проявления, но действия которого всегда запечатлены высшим нравственным характером, и основным законом действования Божия в мире вообще и особенно к людям являются любовь и милосердие (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А к нам она пришла спустя ровно 30 лет после первой публикации, в 1996 году (издательство «Индрик»). Тоже, стало быть, нынче юбилей. Предмет её рассмотрения уже тогда не выглядел анахронизмом. Книга была не просто прочтена, но и признана классической. По ней возникла масса научных статей, рецензий; были защищены первые диссертации. Появились апологеты творчества автора её. Составлена елико возможно полная библиография его трудов, и статей о нём, включающая 755 наименований! И вот смотрите, как оно всё обернулось: самолёты, упавшие тогда, забыты; редким позором закончилась война США во Вьетнаме..., и её тоже стараются «забыть», «зарастить быльём». Как и полученную тогда судимость «самой демократической страны в мире». А отдававшая, на момент выхода в свет, устарелостью, сама казавшаяся анахронизмом, книжка оказалась куда как актуальной в наши дни. А ведь это явный признак гениальности автора - «стрелять» в цель, которую видит он один. С него самого, следовательно, и начнём. Ребёнок в семье Ульяновых появился на свет 23 декабря 1904 года, в деревне Ганежа Осминской волости Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии. В этот день православная церковь чтит мучеников, иже во Крите: «десятерых славнейших мужей», истерзанных правителем острова, игемоном Декием в III веке. «Они предстали перед мучителем, - и каких только смелых речей не высказали они, какого мужества ни показали, каких только мучений не испытали, каких мук ни победили своим терпением! - написано в «Житиях святых». Святые мученики, как сообщает писание, «пренебрегли всеми муками». Тогда «усердный слуга сатаны Декий» (так называет его летописец), «отчаявшись в возможности убедить их и принудить принести жертву, произнёс над ними смертный приговор»: усечь их главы мечом. На месте казни, именуемом Алонием, мученики воспели общую песнь к Богу: «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих» (Пс.123:6-7). А назвали новорожденного Николаем: скорее всего, не в честь святителя, чудотворца и угодника Божия, но преподобного Николая монаха, память которому творит Церковь на следующий день от его рождения, в канун навечерия Рождества Христова. Был он военачальником византийского императора Никифора I, правившего в самом начале IX века. После сражения, в котором погибли все соратники преподобного, блаженный Николай оставил мир, удалился в монастырь, принял схиму и стал непрестанно молиться о воинах, павших в сражениях. «Своими великими подвигами он так угодил Господу, что был удостоен дара прозорливости», - сообщает православный церковный календарь.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/12/...

– Слава Тебе, Владыка мой Христос, что так скоро меня услышал, и кто такой я, что ко мне пришел Сам Господь мой? А святым Клеонику и Василиску святой Евтропий сказал: – Видите ли вы, вот Царь наш Иисус Христос стоит с Феодором во всей славе? – Видим, – отвечали они. Святой Феодор, явившийся с Господом, сказал: – Брат Евтропий! Твоя молитва услышана, и пришел к вам на помощь Спаситель с возвещением о вечном блаженстве. Сам Господь сказал им: – Когда вас мучили, то Я стоял перед вами, глядя на терпение ваше. Так как вы мужественно перенесли первые страдания, то Я буду вашим помощником, пока не окончите ваш подвиг, и впишутся имена ваши в книгу жизни. После этих слов Господь сделался невидим со святым Феодором. Воины же, мучившие святых, стали просить правителя: – Умоляем тебя, господин, освободи нас от этого дела, мы не можем мучить этих людей. Указывая на святых, правитель сказал: – Эти волхвы делают заклинания и тем устрашают воинов. Многие из народа, сподобившиеся видеть Божественное явление, воскликнули: – Нет, не заклинания и не волхвования, а Бог христианский помогает Своим рабам: сейчас мы видели Царя их Христа, и слышали глас ангельский. – Ничего я не видел, – сказал правитель, – никакого голоса не слышал. Святой Евтропий обратился к нему с такими словами: – Правильно говоришь, что не видел Божественного явления и не слышал небесного гласа: ты не видишь душевными очами, потому что тебя ослепил диавол, и на тебе сбывается пророчество Исаии: «Ушами с трудом слышат и очи свои сомкнули» ( Ис.6:10 ). Услышав это и увидев, что народ волнуется, правитель приказал связать святых и отвести их в темницу. Когда святые вошли туда, то узники очень обрадовались, а Христовы страдальцы воспели песнь: «Помощь наша в имени Господа, сотворившего небо и землю» ( Пс.123:8 ). Обедая уже поздно в этот день со своими советниками, правитель так говорил им: – Не знаю, что делать с этими людьми: весь город волнуется из-за них. Как вы думаете? Один из советников сказал: – Умоляю тебя, поскорее убей их. Если же замедлишь казнить их, то весь город отступит от богов и пойдет за этими людьми. Особенно не позволяй столько говорить многоречивому Евтропию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010