23.X.877 г. Кончина Патриарха Игнатия. 877–886 гг. Второе патриаршество св. Патриарха Фотия. Весна 878 г. Два письма папы Uoahha VIII Императору Василию I и одно Патриарху Игнатию, как и четыре письма в Болгарию. В письмах Императору Василию I требует пропустить через Константинополь римских послов – Епископов Евгения Остийского и Павла Анконского в Болгарию с тем, что бы они могли поздравить св. Царя Бориса и передать ему сборник с папскими посланиями. В письмах также содержится просьба о помощи против арабов. Ультиматум Патриарху Игнатию отозвать в течении 30 дней греческое духовенство из Болгарии и если он не подчинится до двух месяцев – быть ему низвергнутым и отлученным от Церкви. Патриарх Игнатий однако уже умер (ЛИБИ, т. II, с. 151–152). 878 г. Св. Патриарх Фотий принял группу молодых болгар, присланных из Болгарии, чтобы постричь их в монахи. Среди них возможно был и Черноризец Храбр, будущий Царь Симеон (Письмо Патриарха Фотия к монаху Арсению). 878 г. Римские Епископы в Болгарии. Вели себя вызывающе перед св. Царем Борисом. Май 879 г. Письмо папы Uoahha VIII св. Царю Борису с извинениями за поведение римских Епископов в Болгарии перед ним. Находились якобы в состоянии «помрачения» (ЛИБИ, т. II, с. 160). 879 г. Послание папы Uoahha VIII ко всем греческим Епископам и греческому духовенству в Болгарии с уведомлением об их отлучении от Церкви (ЛИБИ, т. II, с. 160). Другое письмо папы Uoahha VIII св. Царю Борису с увещаниями возвратиться в Римскую Церковь (ЛИБИ, т. II, с. 177–181). Письма папы Uoahha VIII брату св. Царя Бориса Феодору Доксову (монах Гавриил) и кавкану Петру с увещаниями и угрозами. Св. Царь Борис на письма не ответил (ЛИБИ, т. II, с. 154–156 и 157–160). Май 879 г. Папа Иоанн VIII послал через Хорватию к св. Царю Борису придворного священника великоморавского князя Святополка (870–894 гг.) пресвитера Иоанна Венецианского с двумя письмами св. Царю Борису и болгарским боярам, кавкану Петру и другим, умоляя Царя и бояр вернуться в Римскую Церковь (ЛИБИ, т. II, с. 160–161). Пресвитер Иоанн однако застрял в Хорватии из-за военных действий между Хорватией и Сербией и письма попали в папский архив.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7). Случалось, что и после справы, книги выходили из печати с корректурными ошибками и редакционными недосмотрами. Тогда эти листы вынимались и перепечатывались, и это обстоятельство заносилось в расходные книги под именем «переделки за не исправление речей». Так, по поводу каноника, вышедшего из печати в 160 году, замечено: да в нынешнем во 160 г. сентября в 12 день в те же книги каноники за не исправление речей переделано шесть четверток 50 и 48). Относительно потребника того же года сказано: да за не исправление речей в тех же книгах вновь переделано осмьнадцать четверток, а бумаги пошло столько то (ibid. л. 117). Да в нынешнем же во 160 году в те же книги служебники сделано описание (введение) да за не исправление речей переделано вновь четырнадцать четверток бумаги (ibid. л. 495 об.). В 160 г. января 15, по указу великого господина святейшего Иосифа патриарха московского и всея Руси и всего освященного собора, а по 1). Церковь св. жен мироносиц, в приходе которой находился печатный двор. сказке Андроникова монастыря архимандрита Селиверста, прибавлены к книгам служебника потребы, да вновь переделано в тех же книгах восемь четверток и из дела вышли те потребы и четвертки вышли, и в книги покладены января в 30 день (ibid. л. 500). Затем известное количество экземпляров составлялось для поднесения государю, членам царской семьи, патриарху, некоторым почетным лицам, во главе которых стояли царский духовник и протопопы главных соборов. Кроме того, бесплатные экземпляры выдавались справщикам и известное их число посылалось в дворцовый приказ. Затем, оставшиеся экземпляры обращались в продажу по цене, которая назначалась «по указу великого государя». По выходе из печати устава в 1641 г. положено было «имать за продажные 1131 книгу по 2 рубля по 23 алтына по 2 денги книга в тетратех опричь тех книг, что поднесено к государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу вся Руси девять книг по обрезу золоченых и в простом переплете. Да в приказ большого дворца государева в казну 50 книг в тетратех безденежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Занять кое-что можно, только для перемежки… Благослови Вас Господи. Е. Феофан». ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 7 об. – 8 (Копия) Январь 1893. «Благослови Вас Господи! Ольга Петровна отказалась от замужества, а Серафима как думает, не хочет ли она в диаконисы, как другие, чтобы потом и попадьею быть? Если хочет, так Вы там… и Ольга Петровна распространили бы слух, что у ней приданое есть 43 … Спасайтесь! Е. Феофан. P. S. Впрочем, если и Серафима не хочет замуж, то это лучше. Думаю, что если выходить, то лучше за духовного…хорошего. ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1971. Л. 2–2 об. 8 июня 1893. «Милость Божия буди с Вами! Посылаю Вам на Ваши нужды 100 рублей. Про парубка 44 ничего не сказали. Благослови Вас Господи. Е. Феофан». ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 8. (Копия) 20 октября 1893. «Милость Божия буди с Вами! Посылаю Вам на Ваши нужды 30 рублей. Справьте пока нужнейшее. Немного погодя пришлю еще. Теперь нет денег. Благослови Вас Господи! Ваши хозяйственные хлопоты и успехи радуют меня… Спасайтесь! Е. Феофан». ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 8. (Копия) 5 Нецветаева Татьяна Владимировна (урожд. Макринова) – дочь священника Владимира Никитича Макринова (1794–1862) и сестры свт. Феофана – Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говорова; 1802, с. Чернавск. – 1871, с. Казаки); жена священника Александра Борисовича Нецветаева, настоятеля Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губ. 6 Речь идет о попечении о родственниках – возможно, о взносе жениху Антонины Егоровны Нецветаевой, которая вышла замуж только в 1890 г. (см. письмо свт. Феофана к Т.В. Нецветаевой от 16 апреля и 2 мая и примеч. к нему). 7 Симеон (Сергей Георгиевич Линьков; 1836–1899), епископ Орловский и Севский (1883–1889), в дальнейшем – епископ Минский и Туровский. 9 Нецветаев Александр Борисович (1840 – 6 февраля 1890), настоятель Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губ. «Сын священника, священник с. Казаки с 1863 г., после смерти о. Владимира Макринова» (ГАЛО. Ф. 157. Оп. 1. Д. 20). Детей в семье не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вероятно, рукою епископа Порфирия все листы рукописи перенумерованы внизу арабскими цифрами. У нас нижс приводятся два параллельных столбца, из которых в одном листы следуют друг за другом, как теперь, в другом – как должны бы следовать, и следовали: теперь: должно: КВ лист 153 КВ лист 153         »     154         »     157 r         »     155         »     157 v КГ   »     156         »     158         »     157 r         »     159         »     157 v         »     160         »     158         »     161         »     159         »     154         »     160         »     155         »     161 КГ   »     156         »     162         »     162 За листом 153 прямл следовал л.157, и, таким образом, соединяются Дeяh. I, 1–7 Дeяh. I, 7–12 , две половины апостольского чтения на Вознесение Господне. После л. 161 сразу следовал л. 154, и этим опять соединяются в целое Ebp. II, 2–3 Ebp. II, 4–10 , половины апост. чтения на день архан. Михаила. После л. 156 (который теперь получает правильную отметку КГ, как первый после 8-ми предыдущих с отмеченнымъ КВ сразу следовал л. 162, и так восстановляется цельность третьего разорванного чтения: 1Kop. I, 18–25 Кор. I, 25–29, на Воздвижение св. Креста. Листы 157 v , 158, 159 и 160, писанные другою рукою, так и стояли между лл. 153 и 161. Первый копиист видел эти листы и считал, и, вследствие, именно, их присутствия здесь, отметил свой 156 лист буквами КГ. Но упорядочение листов не решает всех затруднений. Неизвестно, почему второй копиист отмечал у себя дыхание и ударение, когда первый нигде этого не делал раньше и после. Мефологическая часть остается не вполне стройною, так что: 1) неделя Всех святых стоит пред 50-цею (лл. 157. 158) 99 . 2) после 24 июня следуют 1 и 8 ноября (лл. 159. 160. 161), за которыми 6 и 15 августа; 3) 29 августа остается по прежнему после великой субботы (л. 169). Вообще мефологическая часть производит впечатление как бы ранее заготовленной рамки, в которой не все отвечает вставленному в нее. Напр., есть четыре случая, где оглавления апостольских чтений иные, чем самые нижеследующие чтения. Это – под 4 декабря (названо послание к Евреям, а нужно – к Галатам), под 24 июня (к Евр.; нужно – к Римл.), под 1 ноября (к Евр.; нужно – к Корин. 1) и после 29 августа погребальное апостольское чтение (к Корин.; нужно – к Фессал. 1). §2. Характер письма рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

Epigrammata 1–16 in orationes S. Gregorii Nazianzeni (Matthæi), 36, 935–6. Notitia Matthæi de codd. Mosquensibus, 36, 933–42. Alia epigrammata, 18, 894, 898, 901, 927, 928, 935, 958, 961 (in notis Allatii). MANUEL MAGNUS RHETOR [Peloponnesiacus], s. XVI [falso XIII], 140. Apologia (Le Moyne), 471–82. MARCUS DIACONUS, s. V., 65. Vila S. Porphyrii Gazensis, latine, 1211–62 (1259–62, index sectionum). A.-S. Mazochii notæ, 1253–60. MARCUS DIADOCHUS, rectius DIADOCHUS PHOTICES. Homilia de Ascensione Domini, 1141–8 (monitum M., 1139–40). Sermo contra Arianos, 1149–66 (Monitum G., 1147–8). Capita centum de perfectione spirituali, latine, 1167–1212 (monitum Bibl. Pat. Lugd., 1167–8); græce, 162, 715 (ex Philocatia). Definitiones (Philocatia), 162, 713. MARCUS EREMITA, s. V, 65. Opuscula 1–10 (G.). 1 .    De lege spirituali, 905–30. 2 .    Contra justificationem ex operibus, 929–66. 3 .    De pænitentia, 985–84. 4 .    De baptismo, 985–1028 (dialogus). 5 .    Ad Nicolaum præcepta salutaria, 1027–54. 6 .    Capitula de temperantia, 1053–70. 7 .    Disputatio cum causidico, 1071–1102. 8 .    Consultatio spiritualis cum anima sua, 1103–10. 9 .    De jejunio, 1109–18. 10 .De Melchisedech, 1117–40. Epistolæ 2æ fg. lat., 903–4. Notitia G., in M.E., 893–96; M. Diac, 899–904. Notitia Fessler in M. E. et M. Diad., 897–900. Notitia in Diadochum (Philocatia), 162, 713. MARCUS EUGENICUS Ephesinus, 1451, 160. Verba Marci morientis ad Georgium (Gennadium), 160, 529–33. Renaudot monitum, 529–30. Apologia Marci morientis (id.), 160, 535–38. De corpore et sanguine Christi, 1079–90. (Paris., 1560, Antuerpiæ., 1582). Confessio fidei [in refutatione a Gregorio Mammal (Hergenrother), 160, 13–110. Cf. 1103–4. Epistola ad omnes orthodoxos (id.), ibidem, 111–204. – ad Georgium Scholarium (id.), 1091–96. – ad Theophanem, monachum (id.), 1095–1100. Latinos, dialogus de additamento in symbolo (id.), 1099–1102. Ex epistola ad Joannem Palæologum (id.), 1103–4. Expositio officii ecclesiastici (ex editione 1683), 1163–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Зделашная запись Бориса Устратьева [сына] Христофорова 157-го году. Зделашная запись Афонасья Васильева сына Титова 157-го году. Зделашная запись боярина князя Якова (Л. 56) Куденетовича Черкаского вотчины Юрьевского уезду села Парши приказного ево человека Якова Кривцова 157-го году. Зделошная запись суздальца Гаврила Иванова сына Каблукова 157-го году. Отпись боярина князя Ивана Никитича Хованского человека ево Григорья Суботина 157-го году. Отпускная Ростовского уезду государева дворцового села Яковлевского деревни Гарей на крестьянскую дочь 157-го году. Зделошная запись Ильи Осипова сына Баранова сотника 158-го году. Зделашная запись Федора Иванова сына Мякишева 158-го году. Зделашная запись князь Семенова человека княжь Петрова сына Львова Сеньки Севергина 158-го году. Датошная запись на тягло села Добрынского крестьянина Мокейка Федорова 158-го году. (Л. 56 об.) Зделашная запись Павла да Григорья Михайловых детей Векеньтьева Ярославля Большого 158-го году. Запись домовые вотчины Кохомской волости деревни Игнатцова крестьянина Стеньки Ульянова с сыном ево Афонькою 158-го году. Запись Серьгея Афонасьева сына Казимерова во взятье беглова крестьянина Проньки Иванова з детьми 158-го году. Запись стольника князя Ивана Григорьевича Ромодановского приказного ево человека Василья Пестрикова во взятье крестьянина села Хорятина Меньшичка с матерью 159-го году. Зделашная запись Алексея Федорова сына Новокщенова 159-го году. Другая зделашная запись ево ж, Алексея Новокщенова, 159-го году, под нею список приказного Дениса Петровых. Зделашная запись жильца Прокофья Серьгеева сына Ступишина 160-го году. (Л. 57) Отпись Алексея Новокщенова 160-го году. Зделашная запись князь Григорья княж Никитина сына Бельского да под тою записью ево, князь Григорьевы, две отписи 160-го году. Зделашная запись суздальца Осипа Степанова сына Крюкова 160-го году. Зделашная запись Михаила Тимофеева сына Измайлова 161-го году. Зделошная запись Аввакума Иванова сына Кашинцова белянина 161-го году. Зделашная запись Володимерского уезду вотчины Вознесенского монастыря села Борисовского крестьянина Антипки Деменьтьева 161-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

33 Марфа Никифоровна Говорова была замужем за родным братом священника Василия Тимофеевича Говорова – Гавриилом Тимофеевичем Говоровым, который не имел духовного образования и жил с семьей в церковном поместье у старшего брата. (Письмо Ивана Александровича Крутикова к Ивану Николаевичу Корсунскому //ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1966. Л. 7 об.). 34 Крутиков Н. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 8 об, 9. 40 Крутиков Н. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 3–3 об. 47 Письмо иерея П. Виноградова к Марии Антоновне//АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Ед. хр. 4012. Л. 133. 49       Крутиков Н. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 16 об. 51       Ср. также упоминание святителя Феофана о своем детстве из его позднего письма, в котором он увещевал вдову своего покойного друга Степана Онисимовича Бурачка, Ольгу Степановну Бурачок, возгревать в себе страх Божий: « Я не помню, прошлый раз писал я Вам, чтоб страх Божий возгреть. Если не писал, так вот рецепт: страх Божий. В школе, помню, до прихода учителя мы на головах ходили. Но как только учитель показывался, все по местам и ни гу-гу! То же сделает и страх Божий, когда появится в душе. Все там в струнку встанет » (Письмо епископа Феофана к Ольге Степановне Бурачок от 1 октября 1877 г.//ИРЛИ. Ф. 34 (С.О. Бурачок). 481. Л. 7–8 об. (4 с. или 2 разворота). (Скопированы отчасти Бурачком (1991–1992) и сверены А.М. Гупало (9.10.1996)). 58       Письмо иерея П. Виноградова к Марии Антоновне//АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Ед. хр. 4012. Л. 133 – 133 об. 59        Амвросий (Подобедов , 1742–1818) был епископом Севским, викарием Московской епархии в 1778–1785 гг., затем возглавлял Казанскую епархию до 1799 г., когда был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру, на которой оставался до марта 1818 г. (с 1801 г. – в сане митрополита Новгородского, Санкт- Петербургского, Эстляндского и Выборгского); первоприсутствующий член Святейшего Синода; скончался митрополитом Новгородским и Олонецким.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

118 поучаясь судам правды Твоей. Повиновение требует знания Писания. 118 уставы Твои. Т.е. заповеди. 118:9–16 Эта строфа соответствует букве «бет». Псалмопевец всем сердцем стремится научиться жить в согласии с законом. 118 Хранением себя по слову Твоему. Бог не оставляет людей в неведении о том, что Ему угодно, а что, напротив, мерзко: все запечатлено в Слове Божием Библии. 118 Всем сердцем моим ищу... не дай мне уклониться. Существует прямая связь между стремлением человека к моральному совершенству и осознанием, что он не может достичь его без помощи силы Божией. 118 В сердце моем сокрыл я слово Твое. Т.е. прочно запечатлел закон Божий в своей памяти. 118 О заповедях Твоих размышляю. Слово Божие требует размышления, поскольку оно содержит премудрость Божию. 118:17–24 Эта строфа соответствует букве «гимел». Псалмопевец просит у Господа благословения, чтобы научиться беспрекословно повиноваться закону. 118 Яви милость... и буду жить. Псалмопевец сознает, что сама жизнь его зависит от милости Господа. 118 Открой очи мои. Лишь Бог может просветить нас и подвести к верному пониманию Своего слова. 118 Странник я на земле. См. Евр. 11,13 . Истинный дом псалмопевца не на земле, а на небесах. 118 поношение. Очевидно, псалмопевец имеет в виду свои прегрешения и проклятия, которые закон налагает на грешника. 118 Князья... сговариваются против меня. Эти слова можно рассматривать в качестве указания на то, что создателем псалма, по всей видимости, является один из израильских царей. 118:25–32 Эта строфа соответствует букве «далет». Псалмопевец молит Господа сохранить его Своим словом. 118 оживи меня по слову Твоему. Псалмопевец сломлен несчастьями; он сознает, что только Бог и Его слово могут помочь ему восстать. 118 Удали от меня путь лжи. Псалмопевец знает, что, если Бог предоставит его самому себе, он не сможет следовать по пути, указанному законом. 118 когда Ты расширишь сердце мое. Т.е. когда Бог освободит душу псалмопевца от пут греха и смерти. 118:33–40 Эта строфа соответствует букве «хи».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

118 Я совершал суд и правду. Т.е. беспрекословно следовал данному Господом закону. 118 Истаевают очи мои. См. ст. 82. 118 по милости Твоей. Т.е. в силу милосердной любви, скрепленной заветом, которым Господь связал Себя со Своим народом. 118 Время Господу действовать. Это не попытка указать Господу, что и когда Ему делать, а размышления псалмопевца. 118 всякий путь лжи ненавижу. См. ст. 101 и 104. 118:129–136 Эта строфа соответствует букве «пе». Возлюбив закон Господа, псалмопевец печалится о тех, кто законом пренебрегает. 118 Откровение слов Твоих просвещает. Из древнееврейского текста трудно понять, что именно подразумевает псалмопевец под словом «откровение»: самооткровение Бога человечеству, восприятие человеком Божиего слова или закрепление закона в глубине человеческого сердца. Все три момента так или иначе подразумеваются в данном стихе, создавая образ проникновения света, надежды и высшего знания во тьму души. 118 вздыхаю. Значение данного стиха сходно со значением Пс. 41,2 . По-древнееврейски здесь употреблено то же слово, что и переведенное в Еккл. 1,5 как «спешит». 118 с любящими имя Твое Ср. Рим. 8,28 . 118 Утверди стопы мои. Т.е. «укрепи», «не дай оступиться». 118 осияй раба Твоего светом лица Твоего. Псалмопевец просит Бога всегда и везде сопутствовать ему. Ср. с благословением Господом священников в Чис. 6,22–27 . 118:137–144 Эта строфа соответствует букве «цаде». Господь праведен и столь же праведно Его слово. 118 Праведен Ты. Все деяния Господа и слово Его абсолютно правильны и справедливы. 118:145–152 Эта строфа соответствует букве «каф». Псалмопевец горячо молит Господа помочь ему в несчастье. 118 Взываю всем сердцем моим. Мольба псалмопевца о помощи образец горячей и искренней молитвы к Господу. 118 Предваряю рассвет и взываю. Псалмопевец взывает непрестанно, его мольба к Господу не умолкает ни днем, ни ночью. 118 по милости Твоей... по суду Твоему. Милосердная любовь Божия и Его закон не являются взаимоисключающими, а, напротив, «идут рука об руку».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Псалмопевец просит Бога наставить его в Своем законе. 118 всем сердцем. Т.е. всеми силами души и разума. Псалмопевец всецело предан Богу, любит Его и поэтому хочет своим послушанием сделать угодное Ему. Иисус Христос говорил Своим ученикам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин. 14,15 ). См. статью «Понимание Слова Божиего». 118 Приклони сердце мое. Псалмопевец с радостью осознает, что его любовь к Богу также дар Всевышнего. 118 Отврати очи мои. Стремясь к совершенному исполнению Божиего закона, псалмопевец испытывает желание полностью отстраниться от того, что противно Богу. суеты. Т.е. похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. 118 Утверди слово Твое. По всей видимости, псалмопевец подразумевает обетование благословения, данное в завете. 118:41–48 Эта строфа соответствует букве «вав». Псалмопевец говорит о том, что он станет повиноваться закону и свидетельствовать о его благословениях. 118 буду ходить свободно. Соблюдение данного Господом закона освободит псалмопевца от рабства греху. 118:49–56 Эта строфа соответствует букве «заин». Псалмопевец повинуется закону, видя в нем источник надежды. 118 Вспомни. См. Пс. 43,1 . 118 суды Твои... от века. Т.е. предписания, полученные Израилем от Бога через Моисея и содержащиеся в книгах Исход, Левит и Второзаконие. 118 Уставы Твои были песнями моими. Для псалмопевца закон не только жизненное руководство, но и предмет почитания. 55 имя Твое. См. Пс. 8,2 . 118:57–64 Эта строфа соответствует букве «хет». Псалмопевец всецело преда Господу и Его закону. 118 Удел мой. Это не унаследованное от предков земельное владение, а Сам Господь ( Чис. 18,20 ). 118 Общник я всем боящимся Тебя. Псалмопевец не единственный повинующийся Богу, но член богобоязненной общины верных (см. Пс. 33,8 ). 118:65–72 Эта строфа соответствует букве «тет». Пережив несчастья, псалмопевец, отклонившийся было от путей Господа, вернулся на них. 118 по слову Твоему. Т.е. в соответствии с обетованием благословения тем, кто хранит завет с Господом. 118 Прежде страдания моего я заблуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010