Колокольный звон      Колокольный звон — важная часть храмового богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. Звон колокола выражает праздничную торжественность важнейших мест богослужения. В великие и воскресные праздники он выражает духовную радость верующих. Церковный устав различает четыре вида звона: благовест — мерные удары в самый большой колокол, который называется благовестником; перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди; собственно звон, когда звонят во все колокола или только в несколько; трезвон, когда ударяют в три приема в несколько колоколов или во все колокола (во вся тяжкая). Колокольный звон бывает праздничным и будничным. Праздничный звон призывает к всенощному бдению и литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве: Благовествуйте со дня на день спасение Его (Бога нашего) (Пс 95, 2). Сначала звучат два удара в самый большой колокол — благовестник. После того как звук от второго удара затихнет, звонарь начинает совершать мерные удары. Во время благовеста он должен двенадцать раз прочитать 50-й псалом или один раз 118-й псалом (Непорочны). Потом начинается трезвон. К всенощной трезвон бывает в два приема, а к литургии — в три, то есть три раза с некоторыми промежутками во времени.      Вновь колокольный звон во время литургии раздается в начале евхаристического канона — самой торжественной части службы. В алтаре в это время приносится Бескровная жертва. Совершается Таинство Тела и Крови Христовых. После возгласа: «Благодарим Господа!» — хор поет: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Начинаются удары в благовестник. Звонарь должен сделать двенадцать ударов в праздничный колокол — по числу апостолов на Тайной Вечери Господней . Необходимо закончить звон к концу прочтения евхаристического канона — к возгласу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». В церковной практике звон совершается и по окончании всенощной и праздничной литургии, хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника. Ежедневно во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон: от конца литургии до вечерни. Во время всех крестных ходов полагается трезвон. 7 августа 2017 г.  О Тайной Вечери см. на с. 303–305. (1 ф., с. 159-160) скрыть способы оплаты Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104955.html

Как голод есть признак телесного здоровья, так и усердие к слушанию слова Божия можно считать самым лучшим признаком душевного здоровья. Поэтому и Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди о блаженствах сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф. 5, 6 ) ( 38, 22 ). Владыка у нас человеколюбивый: когда видит, что мы старательны и усердны в познании божественных слов, не попускает нам нуждаться в чем-либо, но тотчас просвещает наш ум, дарует нам Свое озарение и по великой премудрости Своей сообщает нашей душе истинное учение. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 326 ). «Священники Твои облекутся правдою» ( Пс. 131, 9 ). Правдою здесь пророк Давид называет священные обряды, священство, богослужение, жертвы, приношения, а вместе с тем и беспорочный образ жизни, которого особенно надо требовать от священников. Святитель Иоанн Златоуст ( 39, 423 ). Правда Божия, основание творения и Промысла о мире Весь мир, которому мы не знаем пределов, стоит на судьбах правды Божией, но стоит не сам собою – держит его в этом всемогущая десница Божия. А так как он не сам собою стоит, то и отступать от этих судеб сам собою не может. Мы же свободны: нам надо свободно подчинить себя этим судьбам и держать себя в них, чтобы войти в соглашение и гармонию со всем сотворенным. Все служит Господу ( Пс. 118, 91 ), Творцу и Вседержителю. Избегать этого ига, налагаемого природой, хотя это и может показаться храбростью, – бессмысленно, ибо в пребывании под ним наше благо – и временное, и вечное. Пребывающие под ним сами в себе чувствуют, что так и должно быть, и те, которые убегают из-под него, чувствуют, что так не должно быть, хотя они и потерялись и закружились в тумане. Святитель Феофан Затворник . Псалом 118, М., 1891, с. 160. «Небеса провозгласят правду Его» ( Пс. 49, 6 ). Здесь пророк опять, желая показать светлость, ясность, очевидность, непререкаемость, известность правды Божией, представляет неодушевленные стихии возвещающими ее. Святитель Иоанн Златоуст ( 39, 257 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

См. о ней, в частности: Мар Афрем Нисибинский. Юлиановский цикл//Пер. и комм. А.В. Муравьева. М., 2006. С. 149–160. Ср.: «Вкупе обоего чина самоизволне совлечеся, священства глаголю, и мнишества с сими же убо и обещания святого крещения». Житие царевича Димитрия Угличского//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14. С. 118. «Люторскую треокаянную ересь возлюбив». См.: Костомаров Н.И. Смутное время. Ч. 1: Названный царь Димитрий. М., 1870. С. 120. Хронограф 2-й редакции. С. 325. Мар Афрем Нисибинский. Юлиановский цикл. С. 157–158. «Был, – говорит эта легенда, – Гришка-расстрижка, по прозвищу Отрепыш: уж такая ему по шерсти и кличка была! Пошел он в полночь по льду под Москворецкий мост и хотел утопиться в полынью. А тут к нему лукавый – и говорит: “Не топись, Гришка, лучше мне отдайся: весело на свете поживешь. Я могу тебе много злата-серебра дать и большим человеком сделать”. Гришка говорит ему: “Сделай меня царем на Москве!” “Изволь, сделаю, – отвечает лукавый, – только ты мне душу отдай и договор напиши кровью своею”. Гришка достал тут же бумагу, что с ним была, разрезал палец и написал кровью запись на том, что он лукавому душу отдает, а тот обязуется сделать его царем на Москве». – Костомаров Н.И. Смутное время. Ч. 1. С. 135. «Весь сатана во плоти и антихрист явлься…» – Временник Ивана Тимофеева/Памятники литературы Древней Руси. Кон. XVI – нач. XVII вв. С. 84. См., напр., Пасхальный канон. Припев 9-й песни: «Христос – новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира». – Триодь Цветная. М., 1992. Л. 6 об. «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды» (2 Тим. 4: 6–8). Мар Афрем Нисибинский. Юлиановский цикл. С. 158. Хронограф 2-й редакции. С. 536. Там же. «Объяша мя, яко лев готов на лов и яко скимен, обитаяй в тайных» (Пс. 16: 12). Хронограф 2-й редакции. С. 534. Образ вепря связан с разрушением виноградника Божия – Израиля или Церкви. Ср.: Пс. 79.

http://pravoslavie.ru/57152.html

«…все не от веры – грех есть»: Лествица, глава 4 «О послушании». Ссылка на главу «О послушании» не случайна. Иерофей рассматривал ее как кодекс монашеской жизни. Но здесь, конечно, цитата из Рим 14:23. Апостол Павел делает акцент на том, что любое сомнение убивает веру: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех…». «Основание слова Твоего истинно…» Пс 118:160 «…ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих…» Притч 8:7 «Хранящий заповедь – хранит душу свою» ? Притч 19:16 «Я есмь Истина…» Ин 14:6. Точнее: «Я есмь путь и истина и жизнь…». «Падение послушнику – своя собственная воля…» Лествица, глава «О священном безмолвии души и тела», гл 62. «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая» 1 Кор 11:16 Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий:  Имя:  Перепишите цифры с картинки Подписка на новости и обновления  Ваше имя:  Ваш email: Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон . Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне . Свобода - это Свобода Дверь, которая нарисована на стене Свобода в Любви Как стать свободным Вкус Свободы Умереть за Любовь Скорби Необходимое и лишнее Нечистая совесть Окаменевшее сердце Смерть Жизнь Союз двух сердец Истинная Любовь Высшая форма Любви Преданность и верность Труд сердцем Прямота и честность Стойкость и решимость Умение любить Верность Деньги Богатство Духовное здоровье Человек – это Ум и разум Ум Предательство Улица детства Язык Любви Стихи о Любви Вечная Любовь Суть Любви Любовь и правда Правда Молитвы Любовь и страсть Любовь и жизнь Цельная Любовь Здоровье души Смирение и помыслы Истинное смирение Смирение и ум Смирение и страх Смирение и мир Преданность Катунакия Каруля Керасья Келия Провата Скит Малая Анна ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

http://isihazm.ru/1/?id=247

Слово Божие написано для нашего наставления: А все, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из писаний сохраняли надежду ( Рим.15:4 ). Все это происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков ( 1Кор.10:11 ). Слово Божие есть истина: Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей ( Пс.118:160 ). Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина ( Ин.17:17 ). Слово Божие есть жизнь: Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:68 ). Слово Божие есть дух и жизнь: Дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ). Слово Божие · описано как чистое: Бог ! – непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него ( 2Цар.22:31 ). Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное ( Пс.11:7 ). Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него ( Притч.30:5 ); · верное и твердое: Откровения Твои, которые Ты заповедал, правда и совершенная истина ( Пс.118:138 ). Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим.1:15 ); · живое и действенное: Слово Божие живо и действенно и острие всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ); · свет: Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей ( Пс.118:105 ). · дождь, роса: Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву ( Втор.32:2 ). Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест ( Ис.55:10 ): так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его ( Ис.55:11 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Справедливость мирская понимается как соразмерное земное воздаяние каждому, в согласии с его поведением, действиями или бездействием. Согласно этой справедливости, праведные должны быть вознаграждены, а злые – наказаны в самой земной жизни, здесь и сейчас. Мирская справедливость определяется в соответствии с мирской праведностью. Как и последняя, она устанавливается и контролируется обществом, в котором живёт человек, зависит от конкретных исторических обстоятельств, ограничена временными рамками и пространственными пределами. Мирская справедливость исчерпывается внешней стороной человеческой жизни. Её интересуют лишь дела и поступки человека, а не его внутренний мир, не состояние его души и сердца. Это справедливость, которая призвана судить, защищать и карать людей согласно их человеческим представлениям. В связи с этим она весьма субъективна и относительна. Справедливость духовная есть вечная справедливость Всезнающего Праведного Судии, Который есть Любовь. «Основание слова Твоего истинно, – говорит псалмопевец, – и вечен всякий суд правды Твоей» (Пс. 118, 160). Бог судит человека согласно Своему Закону, по Своей всещедрой и бесконечной милости, ради того, чтобы его спасти. Божественная справедливость – не юридическая справедливость, взвешивающая количество и качество законных и незаконных поступков; это справедливость любящая, желающая спасения любимому; для неё достаточно одного лишь его добровольного согласия быть спасенным, одного стремления исправить свою жизнь. «Ибо – по слову апостола Иакова, – суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). Справедливость здесь понимается как восстановление, исцеление погибшего, поставление каждого на то место, которое ему предназначено по изначальному замыслу Божию. Бог не может нас спасти без нашего свободного участия. Не может, потому что Сам ограничивает Своё всемогущество Бог сотворил каждого человека не ради погибели, но ради вечноблаженного бытия в единстве с Собой. Для достижения этой цели Он использует все Свои возможности и средства, при всецелом уважении к свободе воли человека. Бог не может нас спасти без нашего свободного участия. Не может, потому что Сам ограничивает Своё всемогущество, предоставляя Своим разумным творениям полную свободу выбора.

http://pravoslavie.ru/150844.html

«Много у меня гонителей и притеснителей, но от откровений Твоих я не уклонился» ( Пс.118:157 ). Многими, говорит, одолеваемый несчастьями, я не сделал даже попытки преступить что-нибудь из того, что установ­лено Твоим законом. Приступая к объяснению этого псалма, мы сказали, что божественный Давид собрал в этом псалме все, что испытал он в своей жизни, и следовательно, одно соответствует тому, что потерпел он от Саула, другое – тому, что причинил ему Авессалом. Настоящие слова, например, очевидно, он сказал во время преследования от Саула, потому что тогда он еще не чувство-вал за собой греха. Итак, многие преследовали святых и доводили их до смерти, но они не уклонялись от откровений Божиих, потому что помнили сказанное Господом: «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:10 ), а также сказанное апостолом Павлом: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Ради этого блаженные и славные мученики прошли огонь и воду и за исповедание Бога и любовь к Нему пре­дали тела свои. Но (за свои подвиги) имеют они воздаяние, сделав­шись общниками единого тела Христа Бога нашего. " Видел я неразумных и сокрушался, что слов... Твоих они не хранили» ( Пс.118:158 ). Так блаженный Павел скорбел об иудеях, так Сам Господь оплаки­вал Иерусалим, так божественный Иеремия проливал слезы о без­законии народа. Такими должны быть и мы, братие: должны и мы огорчаться и скорбеть о тех, кто неуправлен в путях своих, должны обличать их и увещевать, дав прежде верное направление собственной жизни, – потому что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). Если же останутся неисправимыми, то не имейте общения с ними, как учит апостол: «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно» ( 2Фес.3:6 ), а также: «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:11 ). " Зри, как я воз любил заповеди Твои. Господи! По милости Твоей оживи меня» ( Пс.118:159 ). Он посто­янно вспоминает о заповедях, оправданиях, законах и откровениях, показывая свою любовь к ним. Это же слово научает нас, чтобы мы, как говорит ап. Иоанн, любили не словом и языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). Тогда мы будем в состоянии получить жизнь по милости Божией. «Начало слов... Твоих – истина и во век все суды правды Твоей» ( Пс.118:160 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Христу Воскресшему» (Минея (СТ). Апрель. Л. 82об.- 83). Кроме того, подобное различие в службах по Иерусалимскому Типикону отнюдь не является древним. Проф. И. А. Карабинов в докладе «Правило о поклонах» на Поместном Соборе 1917-1918 гг. справедливо отмечал, что т. н. аллилуйные службы в более древнее время были просто вседневными, а не исключительно постовыми или заупокойными, в доказательство чего приводил ряд убедительных примеров из истории богослужебного устава (БТ. 1998. Сб. 34. С. 340-341). Лит.: Розанов. Устав. С. 160-165, 481-546, 745-767; Никольский. Устав. Т. 2. С. 41-319; Cabrol F. Alleluia: Acclamation liturgique//DACL. Р., 1924. Vol. 1. Col. 1229-1246. М. С. Ж., П. В. Уржумцев Конечное славословие с А. Сокращением     в богослужебных книгах правосл. Церкви обозначается троекратное чтение или пение славословия            . Это славословие в церковных чинопоследованиях служит завершением чтения кафизм, отдельных их антифонов (см. Слава ), трехпсалмий, отдельных псалмов (в т. ч. тропарей по непорочных, «присоединяемых» к Пс 118). На Руси с XV в. велись споры о том, как следует произносить этот вид А.: «сугубить» (т. е.          ) или «трегубить» (читать, как указано выше). Мнение о правильности исключительно сугубой А. явилось одной из формальных причин появления старообрядческого раскола (см. Старообрядчество ), обвинившего реформаторов богослужебных книг в XVII в. в четверобожии (согласно этому мнению, слова «Слава Тебе, Боже» являются переводом слова «А.», и поэтому трегубящие А. произносят «А.» как бы четырежды). Первоначально сугубая и трегубая формы возглашения А. в конечном славословии сосуществовали (Голубинский. С. 443-449). В 1419 г. митр. Фотий на вопрос псковского духовенства отвечал, что правильнее трегубить А. После этого на нек-рое время споры прекратились. Однако спустя 35 лет они были вновь возбуждены неким мон. Афанасием, предположительно основавшим в окрестностях Пскова мон-рь свт. Николая. Афанасий, отстаивавший сугубую А., и его оппоненты обвинили друг друга в ереси; сохранилась обширная переписка сторон (Там же.

http://pravenc.ru/text/ Аллилуия .html

118 Близок Ты, Господи. Для псалмопевца невидимый Господь ближе видимых врагов (ст. 150). 118:153–160 Эта строфа соответствует букве «реш». Преследуемый невзгодами, псалмопевец славит великую истину слова Божиего. 118 ибо я не забываю закона Твоего. Псалмопевец послушен Господу и Его закону и потому надеется, что Бог благословляет Его. С одной стороны, такая надежда может быть самонадеянной (грех, против которого предупреждает книга Иова), с другой иметь своим основанием веру в Господа. 118 Вступись в дело мое. Это выражение ассоциируется с судопроизводством. Псалмопевец просит Бога стать его защитником перед лицом преследующих его врагов. 118:161–168 Эта строфа соответствует букве «шин». Псалмопевец исповедует свою преданность Господу и Его закону. 118 Князья гонят меня. Т.е. сильные мира сего. безвинно. См. Пс. 37,20 . 118 я люблю их крепко. Повиновение закону для псалмопевца не тяжкая обязанность, а великая радость. 118:169–176 Эта строфа соответствует букве «тав». Псалмопевец молит Господа о том, чтобы Тот вразумил и спас его. 118 вразуми меня. В данном стихе прямо выражена одна из главных тем псалма желание псалмопевца разуметь волю Божию так, чтобы жить в послушании Ему. 118 избавь меня. Этот стих отражает другую важную тему псалма нужду псалмопевца в избавлении. 118 Да живет душа моя. Слово «душа» в Библии часто выступает синонимом слову «жизнь». Очевидно, слова псалмопевца следует понимать так: «Я буду жить». 118 как овца потерянная: взыщи раба Твоего. Псалмопевец взывает к Господу как к Пастырю и молится о спасении ( Пс. 22 ; Ин., гл. 10). Глава 119 Пс. 119 Данный псалом первый из пятнадцати песен восхождения ( Пс. 119–133 ), которые, согласно традиции, пелись паломниками, идущими на поклонение Господу в иерусалимский храм. Пс. 119 звучит от лица благочестивого человека, находящегося вдалеке от храма в окружении язычников (см. ком. к ст. 5). Нападки язычников и побуждают его обратиться к Господу. Заглавие. Песнь восхождения. См. Введение: Характерные особенности и темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.118:156. Щедроты Твоя многи, Господи.    Известно мне стало засвидетельствованное Тобою, что данные нам заповеди тверды и неподвижны; ибо это выражает и в предшествовавшем стихе: Пс.118:152. исперва познах от свидений Твоих. Пс.118:158. Видех неразумевающыя и истаях.    Если видел я кого не разумевающего, то, сожалея о нем, истаивал из ревности по богочестию. Пс.118:159. Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих, Господи.    Увидишь во мне примеры добрых дел. Ибо не просто соблюдал я заповеди, но возлюбил их, хотя ничто не принуждало меня к исполнению их. Но тем не менее имею нужду в Твоей милости, которая бы оживляла меня. Пс.118:160. Начало словес Твоих истина.    Это первая из Твоих заповедей — во всем истинствовать: и в деле, и в слове, и в помышлении. Пс.118:161. Князи погнаша мя туне.    Притесняли меня, говорит пророк, бывшие по временам князи, как враги истины. Но не убоялся я притеснений их, убоявшись слова Твоего. И какое же это слово, как не следующее: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне» (Мф. 10:28)? Пс.118:162. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу.   Не из страха только оказывал я повиновение Божественным словесам, но и с великою радостью, какая бывает о приобретенном богатстве. А слово соблюдается тверже, когда делается это с радостью. Напомнив же о преследующих врагах, кстати упомянул и о корыстях. Если бы истребил я всех врагов, и от всех собрал корысти, говорит Псалмопевец, то не думал бы о сем столько, как высоко думаю о словесах Твоих. Какие же это словеса, как не те, о которых говорит Павел, рассуждая об иудеях: «нам первее... вверена бышa[v]... словеса Божия» (Рим. 3:2). Пс.118:163. Неправду возненавидех...    Не отвращался я подобно им от мертвеца, и не гнушался им, взяв корысти; потому что гнушаться полезно одною неправдою. Поэтому уразумев, как должно, Закон Твой, возлюбил я его, нимало не наклоняя его к чему либо земному; потому что, совоскреснув со Христом «вышних ищем», а не земного (Кол. 3:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010