Пс.118:66.   Благости, и наказанию, и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах. Пророк знает, что «наказание» полезно, и что Владыка, налагая его на людей, руководится человеколюбием, почему и просит его. Ибо «наказание» приносит «разум» (познание). Если святой Давид, будучи Пророком, имел нужду молиться о даровании ему означенных качеств, то насколько более нам надлежит заботиться о преобретении их. «Благость» — есть любовь к Богу и ближнему ради Бога, посредством самоукорения себя и извинения других. «Наказанный» — это всякий наставленный в страхе Божием. «Разум» есть верное разумение священного Писания и святых Таинств; ибо все народы читают святое Евангелие, а разумеют его различно. Одна Православная Церковь принимает все священное Писание ветхое и новое вполне, а неправославные — принимают по выбору (Златоуст, Феодорит, Августин, Амвросий Оптинский). Пс.118:67.   Прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних. Человек смиряется, когда внимательно размыслит о своем грехе. Доколе человека не смирит Господь несчастиями, он блуждает и грешит; вразумленный же бедствиями, он «смиряется» и начинает «сохранять» заповеди Божии (Златоуст, Григорий Богослов, Феодорит). Пс.118:68.   Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Дело праведника принимать все посылаемое от Божественного Промысла с удовольствием, хотя бы и послано было что-либо тягчайшее, он говорит: «благ еси Ты, Господи» ; и от Самого Господа просит он познания «оправданий» . А сказал: «благостию» , потому что у Бога есть и строгость (Исихий). Пс.118:69.   Умножися на мя неправда гордых, аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя. Чем усерднее кто работает Господу — тем более возбуждает против себя врагов. Ибо праведный своей правой жизнью обличает их порочную жизнь. И «аще укоряеми бываете о имени Христове, блажени есте: яко Слава и Божий Дух на вас почивает» (1 Петр. 4:14) (Амвросий). Пс.118:70.   Усырися яко млеко сердце их: аз же закону Твоему поучихся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.118:126.   Время сотворити Господеви: разориша закон Твой. Бог долготерпит грехи человеческие, но когда видит, что при этом возрастает лукавство, тогда полагает наказание; поэтому Пророк говорит, что время Тебе, Владыко, восстать на защиту обижаемых, ибо враги слишком попрали закон. Слова: «время сотворити Господеви» , вне контекста, можно употреблять перед началом всякого дела, посвящаемого Богу, особенно молитвы. Приступая к ней, может всякий говорить себе: делал ты житейские дела, теперь время начать и дело Божие, делать для Бога. (В таком смысле употреблены эти слова в нашем служебнике пред началом литургии) (Феодорит, Феофан). Пс.118:127.   Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. «Топаз» есть драгоценный камень, имеющий цвет золота, почему Давид и причислил его к «золоту» . Но премудрость лучше, нежели камни многоценные; да и все остальное недостойно ее. Пророк любит «заповеди» больше всякого богатства. В этом заключается совершенство христианина! (Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.118:128.   Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех. Кто хочет истинно благоугодить Богу, принять от Него небесную благодать Духа, возрастать и усовершаться в Духе Святом, тот должен принуждать себя к исполнению «всех заповедей» Божиих и покорять сердце, даже против воли его... непрестанно моля и прося Господа. Должно возделывать в себе не вместе добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами: с Духом Божиим и духом мира (Макарий В.). Пс.118:129.   Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя. Достойны удивления заповеди Божии; они научают всякого рода добродетели и прогоняют всякий вид зла. «Дивна свидения» , так как дивен Бог и Его промышление непостижимо. «Сего ради испыта я душа моя» , то есть усиленно стала исследовать. Писание не знает научного исследования в видах голого знания: у него речь все о жизни и об устроении ее (Златоуст, Дидим, Феофан). Пс.118:130.   Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

577.  …он уподобится животным, которые погибают (Пс. 48. 13). 578. «Душа не смирится, если не будет лишена хлеба», — сказал преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик. 579.  Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт. 13. 13). 580. Быт. 14. 4. 581. Быт. 14. 10–12. 582. Святому Аврааму, патриарху и пророку. 583. Притч. 12. 15. 584. Святой Димитрий. Летопись. 585. Там же. 586. Телесные наказания были в общем употреблении у древних. Не изъяты были от них первейшие сановники Римской империи и Патриархи, как, например, подверглись тяжкому телесному наказанию Константинопольский Патриарх святой Флавиан, Римский Папа святой Мартин и другие. 587.  …не принужденно, но охотно и богоугодно (1 Пет. 5. 2). 588. Житие святого Иоанна Милостивого. Четьи-Минеи, ноября в 12 день. 589. Святой Исаак Сирский. Слово 89. «О вреде ревности безрассудной». 590. 2 Цар. 12. 1–14. 591. Преподобный Кассиан Римлянин. Collatio secunda, de discretione. 592.  …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25. 34). 593.  Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6. 22, 23). 594. Еф. 4. 26. 595.  При недостатке попечения падает народ (Притч. 11. 14). 596. Ср.: Притч. 31. 4. 597.  Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим (Притч. 25. 28). 598. Евр. 5. 14. 599. Притч. 24. 3, 4. 600. Преподобный Кассиан. Collatio secunda, de discretione. 601.  Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак. 1. 22). 602.  Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118. 105). 603.  …не дай мне уклониться от заповедей Твоих (Пс. 118. 10). 604.  …научи меня уставам Твоим (Пс. 118. 12). 605.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18). 606.  …не скрывай от меня заповедей Твоих (Пс. 118. 19). 607.  …ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить (Мф. 7. 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Блаженное дело — «смирение» пред Богом. Оно преобретается исполнением заповедей Божиих и терпением искушений. Когда мы так смиряемся, то хотя и подвергаемся злоумышлениям бесов или неприязни со стороны злых людей, однако же имеем избавителем своим Бога, по слову апостола: «смиритеся пред Богом, и вознесет вы» (Иак. 4:10) (Евсевий). Пс.118:154.   Суди суд мой и избави мя: словесе ради Твоего живи мя. Когда совесть обличает в неправде — такой человек уже самоосужден пред Богом. Но Давид имеет чистую совесть — от которой рождается дерзновение перед Богом. Чистую совесть подвижники называют — дверью молитвы, но надежду свою полагают в милости Божией (Феофан). Пс.118:155.   Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша. Не «спасение» убегает от «грешник» , но они убегают от «спасения» , потому что не «ищут оправданий» Божиих, в которых находится врачевство и понуждение к покаянию. Итак, не все «грешники далеки от спасения» , но только те, которые не ищут «оправданий» Божиих; хотя знания и много, но усердия к божественным заповедям — никакого (Феодорит, Афанасий, Дидим, Феофан). Пс.118:156.   Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя. Полагаясь на богатство щедрот и человеколюбия Владыки, Давид просит спасения. «По судьбе Твоей живи мя» : или же «имиже веси судьбами спаси мя». Ибо никто не спасется, кроме тех, кто всецело предаст себя в руки Божии (Златоуст, Феодорит). Пс.118:157.   Мнози изгонящии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся. Нет такого времени, в которое праведник не был бы гоним, потому что все «хотящии благочестно жити о Христе Иисусе — гоними будут» (2 Тим. 3:12). А гонения бывают как внешние со стороны неправедных людей, так и внутренние — со стороны враждебных сил, посредством собственных страстей и самых грехов, приносящих страдания и скорби. Но «соблюдающий» божественные заповеди своего Владыки ни во что ставит оскорбления гонителей (Никита, Дидим). Пс.118:158.   Видех неразумевающия и истаях: яко словес Твоих не сохраниша.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Ис.61:1 . Толк. Василиево. Нач. Преже убо глаголю ти званныхъ языкъ. Заимствовано из Толк. Пр. – Синод. Б. 118, л. 171 (без отметки Василиево): еже свыше гла призовмы странъ. Далее общее увещание жидовина: разумей жидовине, кто сый помазан бысть – – – знай, жидовине, кто изъяви велия и преславная якоже христос и тог пророка не бысть, тем рече им, а христос уже пришел. Разумей, жидовине, ко сей есть истинный христос, иже от святой мари родися. Ис.61:2–9 . Василиево. Нач. Лето же есть благоприятно. Заимствовано из Толк. Пр. (за исключением отметки Василиево). Далее обличение: Разумей, жидовине, аще не злодей бы был, то доброе бысте от бога прияли, а не злое – – – , видиши ли, жидовине властель хс прииде от во плоти, того бо ждахомъ и на него уповахомъ. Заимствовано из «Словес св. пророк» – л.83об. Ис.61:10–11; 62:1 . Толк. Нач. благочестиву на н простре рку, многими подобнами благодатьми внчаетъ . Заимствовано з Толк. Пр.–Синод. Б. 118, л. 172. Ис. 62:2–5 . то. Феодоритово. Нач. Слыши убо, паки к церкви творит словеса. Заимствовано из Толк. Пр. (без отметки Феодоритво). – Синод. Б. 118: Нач.: паки къ цркви творитъ. Ис.62:5–7 . то. Василиево. Се о ерусалим глаголетъ: Нач. Стража наречет учителя. Толк. Пр. Син. Б. 118. Л. 173 – без «Василиево». В конце толкования мало уместная вставка о 70 апостолах (ср. выше, стр. 791–792). Ис.62:10–11 . то. Василиево. Нач. мню жидов и зыцы, аще убо кто жидовъ или языкъ вровавшихъ призвании ко крещеню. Источник не ясен. Ис.62:11–12 . то. Григориево. Нач. Проповедует убо софония пророк ясно. Толк. Пр. (без отметки Григориево): проповдаетъ синоу пришествие хво. Далее увещание жидовина: Нач. видиши ли, жидовине, како пророцы вам хотя, но глах постягаючи вас – – –. Источник не найден. Ис.63:1–8 . то. Златоустово. Нач. Слыши убо. жидовине и неверне, премудрое и ясное пророческое прорицание и возшествие на небо господа нашего са ха – – – Едем же зовется гненеъ елинским языком, восор же плоть или плотян – – –. то. Феодоритово. Слыши, жидовине зловерне, аки аспид глухи затыкая уши свои не слышит, тако и ты, зловерне жидовине, не слышиши. – Толкование сборное: обозначение «Златоустово» действительности не соответствует, – принадлежит, вероятно, редактору толкований. Разъяснение имени едема ведется на основании или в соответствие с Толковыми Прочествами (Синод. Библ. 118, л. 174), толкование восора в таком виде встречается в сказаниях неведомым речам и в списках Толк. Пр. XV–XVI в. встречается на полях ркп. Последнее толкование, обозначенное именем Феодорита, заимствовано из Прения Григория Омиритского с Ерваном (см. выше, стр. 796). Для начального обращения к жидовину непосредственного источника не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/za...

Пс.118:36.   Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство. Осмотрись кругом и увидишь: основные хлопоты у всех о том, чтобы иметь; и чем больше кто имеет, тем больше желает иметь. Эта болезнь называется жадностью или «лихоиманием» . Овладев человеком, эта страсть занимает все силы души его так, что о Боге и воле Его святой некогда и подумать. Пророк просит Бога отвратить сердце его от такой беды, зная, что все интересующее плоть вредно для души (Амвросий, Августин, Феофан). Пс.118:37.   Отврати очи мои, еже не видети суеты: в пути Твоем живи мя. Страшный наш предатель — рассеянное «око» и немалую брань мы терпим от него. «Очи» человеческие — это окна в сердце: что только «очи» увидят, то и входит в сердце. Пророк просит Бога, да не внидет этими окнами грех в «сердце» его, потому что освобождение «очей» убивает душу. А «суета» — это все, что делается не по нужде и пользе, а для услаждения своих чувств. Мир битком набит такими вещами и событиями. Это толкотня без толку и без пользы. Пророк просит «отвратить очи» от такой «суеты» , потому что она, при всей пустоте своей — привлекательна (Ефрем, Пимен, Феофан). Пс.118:38.   Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. Внуши мне «страх» Твой, не допускающий служить похотям плоти, «зане мудрование плотское, вражда на Бога» (Рим. 8:7). Просит того «страха» , по которому боится оскорбить Любимого (Златоуст, Августин). Пс.118:39.   Отьими поношение мое, еже непщевах: яко судьбы Твоя благи. Когда поносят тебя ради Христа, то это «поношение» не относится к тебе, но ко Христу; а когда «поносят» тебя за грехи твои, тогда ты можешь произносить эти пророческие слова: «отыми поношение мое» (которое явилось следствием греха), «еже непщевах» (которого я боюсь): ибо приговоры Твои справедливы: за грехами следуют «поношения» . Отпущение грехов дается тотчас, как покаешься, но очищение души от грехов — требует немалого труда (Златоуст, Афанасий, Иларий, Феофан). Пс.118:40.   Се возжелах заповеди Твоя: в правде Твоей живи мя. Пророк остановился на преданности в волю Божию. И это упование приходит в конце, когда истощаются все свои средства и усилия. «Правдою Твоею» , Господи, «оживи мя» : помоги (мне) исполнить то, что Ты повелеваешь: даруй Сам, что заповедуешь. Ибо Ты определил, что «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5) (Августин, Феофан).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

На вечернем собрании совершать четыре псалма антифонно; после псалмов чтение; за ним респонсории, песнь св. Амвросия, стих, Евангельская песнь, лития, молитва Господня, и — отпуск. Повечерие состоит из трех псалмов, которые поются подряд без антифонно, после них песнь сей службы, одно чтение, один стих, Господи помилуй, (лития), благословение и отпуск.   Глава 18. В каком порядке петь псалмы?   Во первых на каждой дневной службе возглашать стих — «Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи мне потщися»; славу и песнь совершаемой службы. За тем на первом часе, в воскресенье петь четыре главки — отделениица — 118-го псалма; на прочих же часах т.е. третьем, шестом и девятом по три главки того же 118 псалма. На первом часе во вторник петь три псалма именно: первый, второй, шестой («Господи да не яростью Твоею обличиши мене»). Так каждый день до воскресенья, — на первом часе петь по три псалма по порядку, до псалма 19-го; при чем псалмы 9-1 и 17-й разделять по две славы. Таким образом бдение в воскресенье всегда будет начинаться 20-м псалмом («Господи силою Твоею возвеселися царь»). На третьем, шестом и девятом часе, в понедельник петь остальные девять главок 118-го псалма, по три на каждом часе. Разобравши таким образом весь 118-й псалом в эти два дня, т.е воскресенье и понедельник, — во вторник на третьем, шестом и девятом часе, петь по три псалма, от 119-го до 127 т.е. девять псалмов. Те же псалмы петь на сих часах и в прочие дни до воскресенья. И прочее последование часов, песни их, чтения и стихи, каждый день одни и те же должны быть совершаемы, как установлено. В воскресенье же первый час начинать 118-м псалмом. На вечерни каждодневно исполнять по четыре псалма со сладкопением. Псалмы эти начинаются от 109-го и идут до 147-го исключая тех, которые берутся из числа на разные часы, т.е. 117-го до 127-го, так же 133-го и 142-го. Кроме этих, прочие все из означенного числа должны быть петы на вечерне. Чтобы достало псалмов сколько требуется, те из означенного числа, которые велики, разделять на два. Таковы: 138, 143, и 144-й; а 116, как очень малый, присоединять к 115-му. Соблюдая этот порядок псалмопения на вечернях, прочие их части, т.е. чтения, респонсории, стихи и песни исполнять, как положено выше. На повечерии каждодневно повторять одни и те же псалмы, т.е. — 4-й, 90-й и 143-й.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

Пс.118:172.   Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда. Вот назидательные слова! Они поучают нас, какого осуждения достойны те, которые занимаются пустословием, кто поет бесовские песни, льстит и самоугодничает людям, сплетничает и ложно доносит. Между тем, ничто другое не должно бы сходить с нашего языка, кроме «слов» Божиих. Посвящающий свой язык изучению Божиих «слов» не произносит слова праздного. Врачи по языку определяют состояние здоровья телесного, а речь обличает состояние здравия душевного. Чем у кого душа болит, тот о том и говорит: «от избытка бо сердца уста глаголют» (Мф. 12:34) (Златоуст, Афанасий, Феофан). Пс.118:173.   Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих. Спасающая «рука» — есть божественное действие. Кто избирает «заповеди» Божии, тому несомненно Бог содействует в его «спасении» (Златоуст). Пс.118:174.   Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть. «Спасение» наше — Иисус Христос. «Яко видесте очи мои «Спасение» Твое», — сказал Симеон. Сего-то «Спасителя» и «возжелал» Пророк. Вожделевающий Христа Спасителя должен поучаться в Его «законе» (Афанасий). Пс.118:175.   Жива будет душа моя и восхвалит Тя: и судьбы Твоя помогут мне. Давид говорит о жизни в Боге: настоящая наша жизнь «сокровенна есть со Христом в Бозе» (Кол. 3:3). В будущей только жизни «душа» в собственном смысле и «восхвалит» Господа (Афанасий). Пс.118:176.   Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых. Это прилично говорить всякому человеку. И Пророк, сказав в чем преуспел, снова говорит о себе, что он — «овча заблудшее» , соблюдая этим свое смиренномудрие, и нарочно сам себя умаляя и унижая, чтобы не превозноситься согласно с повелением Господним: «егда сотворите вся, глаголите: раби неключими есмы» (Лк. 17:10). Поэтому и заключение целого псалма увенчивает уничижением самого себя (Златоуст, Афанасий). КАФИСМА ВОСЕМНАДЦАТАЯ Песнь степеней, 119 Всех «песней степеней» блаженный Давид по внушению Святаго Духа составил пятнадцать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

3 So. Rud. Kieslingius. Historia concertationis graecorum latinorumque de transsubstantione in sacrae euchar. sacramento. Lipsiae. 1754. 4 Лютер (Lib. de capt. Babyl. cop. 1) неоднократно утверждает, что пресуществление есть изобретение Фомы Аквината и его последователей. Петр Мартир (Lib. contra Stephanum Gardinerum object. 128) виновником появления этого учения считает папу Иннокентия III и Латеранский собор (1215 г.). Иоанн Кальвин (Lib. 4 Instit. c 17. § 17) говорит, что во времена св. Бернарда миру не был ещё известен догмат о пресуществлении. (См. у Bellarm. Disputat. T. III, сор. XX). 10 C. Bellarmin. t. III, I III, с. XX «transsubstantiatio probatur testimoniis Patrum». рр. 332–3. 18 См. Patrol. Migue f. 161. Seria graeca pp. 492–526. Исповедание было произнесено Виссарионом от лица греческих представителей собора и впервые издано Mabiloni´eм in Museo Italico (См. Aloisii Blandinii De vita et rebus Bissarionis. Patrol. Migue f. 161. p. XI). Подлинность исповедания сильно заподозривается протестантами, но в виду того, что о нём сохранились многочисленные свидетельства, протестанты принуждаются признать её (см. Kiesl. op. cit. pag/188. 20 Об этом именно споре упоминает и сам Виссарион, говоря, что Марк оспаривал его учение о времени пресуществления. См. «Испов.» Migne, pag. 501. 24 η το Χριστο Εκκλησ α διδσκει μητρ μν См. Patrol. Migne 160, p. 372. C. p. 380: το το το Χριστο Εκκλησια κηρττει. 3 Называем μιλю трактатом потому, что она как по своей величине, так и по характеру напоминает скорее трактат, чем обыкновенную проповедь . См. её Patrol. Migne. f. 160, рр. 351–374 4 О них см. Patrol. Migne Seria Graeca f. 160 в диссертации Renaudomiя о Геннадии стр. 252 и в сочинен. Kiesling. pag. 369 – 383. 25 См. диссертацию Renaudomiя, приложенную к сочинениям Геннадия. Migne f. 160 pp. 251. 276–277. 34 μυστριον, μεταβολν περ εχον οσας ες οσαν ν γκραρε γενομνην τν συμβεβηκτων μεταβλτων μεν ντων (pag. 357). 35 σμα χωρς τν ατ πρεπντων συμβεβηκτων κα τ το ρτος συμβεβικτα χωρς τς ατος πρεποσης οσας διαηφυλττει ( Κριος) κα οσαν λλοις συμβεβηκσι συμπεφυκιας συναπτει αετ συμβεβηκτων λλη προσηκντων οσα (pag. 360).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pre...

При изложении содержания разбираемой книги Гарнака мы привели и примеры из этой книги, которыми он хочет доказать свой взгляд относительно непривлекательного состояния Церкви от 60 до 160 г. Так ли на самом деле было, как думает Гарнак? У Гарнака были свои причины как можно меньше приписывать значения Церкви указанного времени. Изучая это время, он не мог найти источника, источника несомненного и важного, откуда бы можно было производить усложнение религиозно–умственной жизни Церкви. Приписать важное значение в развитии религиозноумственной жизни самому христианству он не мог, потому что христианство, как он его понимает (а мы уже видели, как он его понимает) было лишь неопределенной энергией без определенного содержания. Оставалось количественное и качественное развитие христианских идей выводить из посторонних каких–либо влияний, но все старания найти такой источник развития христианства были напрасны для эпохи 60–160 гг. Таким источником, оросившим и оплодотворившим доныне бесплодное христианство, был, по Гарнаку, гностицизм. Но так как гностицизм, явившись во II в., не вдруг и сам развился и усовершенствовался, и не вдруг мог оказать благодетельное действие на Церковь , то пришлось Гарнаку отложить речь о изменении круга воззрений христиан, об обогащении их новыми, лучшими идеями, как думает этот ученый, до той поры, когда он станет излагать историю христианской жизни за время от 160 до 300 г. Единственно это, совершенно искусственное, соображение заставляет его изо всех сил стараться о том, чтобы Церковь безо всяких, по его мнению, причин не являлась преждевременно более богатой идеями, чем как это нужно немецкому ученому. Он так ревностно старается представить эпоху христианства от 60 до 160 г. бедной идеями, что не говорит даже, при изучении этой эпохи, о развитии литературы христианских апологетов, откладывая речь об этом предмете почему–то до более позднего времени в истории Церкви. Конечно, такой маневр несколько помогает ему с некоторым (кажущимся) правдоподобием проводить свои взгляды на ход развития христианской жизни изучаемого им времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010