После крещения населения Киева и Новгорода был взят курс на обращение в христианство всей Русской земли. Опорными пунктами христианизации, к-рую активно проводил кн. Владимир, стали города - центры гос. власти: «И нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и селом» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 118). Важным мероприятием политики христианизации князя стала подготовка клира для совершения богослужений. ПВЛ сообщает, что Владимир «послав нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное» (Там же. Стб. 118-119). По данным археологии, после К. Р. усиливается тенденция изменения погребального обряда на Руси: на смену кремации все чаще приходит ингумация, к-рая станет преобладающей в XI в. Первостепенной задачей власти было создание церковной организации. Вопрос о том, что представляла собой Русская Церковь при кн. Владимире, связан с проблемой возникновения Киевской митрополии. ПВЛ сообщает о строительстве кафедрального митрополичьего собора Св. Софии в Киеве под 6545 (1037) г., а о Киевском митр. Феопемпте впервые упоминает только под 6547 (1039) г. (Там же. Стб. 151, 153). Эти свидетельства дали основание ряду исследователей предположить, что церковная орг-ция на Руси возникла значительно позже офиц. крещения. Были высказаны следующие гипотезы: 1) первоначально Русь не имела органов церковного управления и собственной иерархии, являясь миссийной епархией (А. М. Амманн); 2) К-поль отказал Русской Церкви в автокефалии, поэтому до 1037 г. она состояла в ведении Болгарского Патриархата (впосл. архиепископии) в Охриде (Присёлков); 3) не желая подчинять Русскую Церковь визант. господству, кн. Владимир признал ее главой архиепископа Херсонского (Ф. Дворник) или Тмутараканского (Г. В. Вернадский); 4) первоначально Русская Церковь находилась под влиянием лат. Церкви (Н. А. Баумгартен). Однако большинство исследователей полагают, что возникновение древнерусской церковной организации во главе с митрополитом произошло либо одновременно с крещением, либо вскоре после него (Мюллер, Поппе, Я. Н. Щапов, Назаренко). О том, что для крещения кн. Владимира и населения Руси из Византии были направлены «митрополиты и епископы», сообщает Яхья Антиохийский (Др. Русь в свете зарубежных источников. 2009. Т. 3. С. 106). Кроме того, известно, что уже в нач. XI в. в столице Руси существовал кафедральный храм Киевского митрополита - собор Св. Софии (очевидно, еще деревянный). Согласно сообщению саксонского хрониста Титмара Мерзебургского, польск. кн. Болеслав I Храбрый, вступив в Киев в авг. 1018 г., был торжественно встречен митрополитом («архиепископом») в соборе Св. Софии (Там же. 2010. Т. 4. С. 81).

http://pravenc.ru/text/2459053.html

Проявляя большой интерес к заграничным делам, ПЕТР имел специального докладчика по заграничным делам, а именно епископа Гомельского Тихона, недавно прибывшего из-за границы и сохранившего связи с ней. Оттуда он, как видно из его собственных показаний, получал сведения о предстоящем монархическом эмигрантском съезде в Берлине и о политике церкви по отношению к этому съезду, о событиях в православной церкви в Польше и Германии и т. д. (пок[азания] Тихона, л[исты] д[ела] 72, 73). Петр признался, что действительно его информатором был Тихон (пок[азания] Петра, л[ист] д[ела] 120, т[ом] 2-й). Помимо утверждения Антония митрополитом Киевским, он подтвердил полномочия управляющего эмигрантской церковью во Франции, митрополита Евлогия, снесшись с ним через неустановленного передатчика, которому ПЕТР на словах и дал это поручение, в чем признался сам (пок[азания] Петра, л[исты] д[ела] 117,118,т[ом] 2-й). Заграница не осталась в долгу у митрополита ПЕТРА, и поспешила его признать, о чем ПЕТР получил сообщение опять-таки от неустановленного следствием лица (показания ПЕТРА, л[ист] д[ела] 118). Это сообщение окрылило Петра к дальнейшей деятельности. Какое он придал ему значение, видно из показания благочинного СОКОЛОВА о том, как ПЕТР хвалился фактом признания перед ним и благочинным БОГОЛЮБОВЫМ и радовался увеличению своего авторитета (пок[азания] СОКОЛОВА, л[ист] д[ела] 155). Ориентация руководителя церкви на заграничную интервенцию и на поддержку заграницей в борьбе с Соввластью была подхвачена благочинными из «благочиннического совета». Один из них, а именно ПОКРОВСКИЙ начал эту мысль развивать в черносотенном, состоящем из большинства быв[ших] людей, приходе церкви Спаса на Спасской. Здесь им говорились проповеди на тему о предполагавшемся в 1925 году церковном соборе православной церкви (вселенском). Он указывал, что собор будет в Иерусалиме, находящемся под протекторатом Англии, а потому содействие и поддержка церкви со стороны последней обеспечены (пок[азания] ПОКРОВСКОГО, л[ист] д[ела] 151, т[ом] 2-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

(Макарий, История русской церкви, т. 9, изд. 1879 г., стр. 89–110 и 151–158). Иосиф же II Солтан избран был на митрополичью кафедру «по всей вероятности» в конце 1507 г. (стр. 165) и занимал ее до конца 1521 г. (стр. 208). Ему наследовал Иосиф III – митрополит с 1522 или 1523 г. (стр. 209), – а по Евгению, с 1526 г. (стр. 118), – и «до начала 1534 г.» (стр. 233), – у Евгения: «когда и где скончался, неизвестно» (стр. 118). Порядок остальных митрополитов в Истории киевской иерархии тот же, что и у Макария и проф. Знаменского; последние, впрочем, сообщают иногда более точные хронологические даты. Тоже нужно сказать и о «Каталоге» киевских митрополитов в брошюре о. Лебединцева – «Описание Киево-Софийского кафедрального собора» (Киев, 1882 г., стр. 97–101), составленном, между прочим, при помощи Макария же и указывающем нового сравнительно с Евгением митрополита – Спиридона Тверитинова (1480–1481 г.), после митрополита Мисаила (1480 г.). Воспользовавшись предыдущими иерархическими работами для своей «Истории», высокопр. Евгений остался вполне верен тому направлению, какое было выработано впервые Зах. Копытенским и потом строго проведено во всех этих работах (исключая разве московского каталога), – направлению апологетическому или точнее апологетико-полемическому. Явилось оно в противовес направлению польско-униатских и католических работ, впервые обнаружившемуся, кажется, во 2-м отд. 3-ей ч. сочинения Льва Кревзы – «Оборона унии» (Вильна, 1617 г.), где напечатать каталог киевских митрополитов от Михаила до Ипатия Поцея, и характеризующемуся тем, что сторонники его всячески стараются поставить от их митрополитов в такую или иную зависимость от римского первосвященника и доказать, что те из киевских митрополитов, при которых константинопольские патриархи не поддерживали единения с Римом, разрывали связь с последними. Составленный с тенденциею доказать непрерывное существование на Руси унии, представителями коей были будто бы киевские митрополиты, каталог Кревзы по служил основанием и для последующих подобных же каталогов – Кульчинского (в Specimen ecclesiae Ruthenicae, 1733 г.), Ходыкевича (в Dissertatio historico-critica de Archiepiscopiis Metropolitanis Kijovien- sibus, 1770 г.), Стебельского (в Zywoty ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

При А. развернулась борьба с явившейся в Новгороде ересью стригольников . В период его святительства в Новгороде велось активное церковное строительство; А. был лично причастен к воздвижению ц. Рождества Христова на Владычне дворе (1362), надвратной ц. Сретения в Антония Римлянина мон-ре , Преображенского собора в Торжке (1364), церквей свт. Николая на Лятке (1365), Спаса Преображения на Ильине (1372), вмч. Димитрия Солунского (1381) и свт. Климента (1386). По заказу А. в 1363 г. были начаты росписи в ц. Успения на Волотовом поле , существует предположение (Вздорнов. С. 68-74), что А. изображен на юж. стене этого храма в ктиторской фреске, датируемой 80-ми гг. XIV в.: свт. Моисей, архиеп. Новгородский (строитель церкви), и А., оба с нимбами, предстоят Богоматери, облачены в белые клобуки и крещатые фелони. Образ, написанный при жизни или вскоре после смерти А., сохраняет достоверные черты его внешности. Описание облика А., как и ряда др. Новгородских иерархов, содержится в одной из дополнительных статей Строгановского иконописного подлинника (в перечне Новгородских архиепископов и епископов от Иоакима Корсунянина до Леонида : «А подобием впросед, брада Василия Кесарийскаго покороче, на концы вдвоем космачки, на главе клабук бел, ризы святительския» (БАН. Строг. 66. Л. 151-152, кон. XVIII в.); А. назван блаженным, день памяти не указан. Упоминается в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Ист.: НПЛ; ПСРЛ. Пг.; Л., 1915-19252. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1-2; ПДРКП. Прил. Стб. 115-118. (РИБ; Т. 6). Лит.: Тихомиров П. И. , прот. Кафедра Новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.). Новгород, 1891. Т. 1. С. 191-207; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 547; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 68-74; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 47, 260. А. В. Назаренко, Г. Р. Столова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых)

http://pravenc.ru/text/64558.html

Ф. 381. 14, кон. X - нач. XI в.), Супрасльский сборник (1-я пол. XI в.; НБВ. Собр. Замойских. 21, 151 л.; Любляна, Университетская б-ка. Cod. Kor., 118 л.; РНБ. Qn 72, 16 л.), Энинский Апостол (НБКМ. 1144, 2-я пол. XI в.), Хиландарские листки (ОГНБ, XI в.), Листки Ундольского (РГБ. Унд. 961, XI в.), Македонский лист (БАН. 24.4.16, XI в.), Зографские листки (Б-ка Зографского мон-ря, Афон, XI в.). Самые ранние примеры русской письменности - надписи К. на монетах киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича кон. Х - нач. XI в., берестяные грамоты (древнейшие - 1-й пол. XI в., в т. ч. кириллическая азбука на бересте); К. написаны самые ранние памятники русского извода церковнослав. языка: Новгородский кодекс (Новгородская Псалтирь) (нач. XI в.), Остромирово Евангелие (1056-1057), Изборник 1073 г. , Изборник 1076 г. , Архангельское Евангелие 1092 г. , Минея служебная (сент.) (1095-1096), Минея служебная (окт.) (1096), Минея служебная (нояб.) (1097). Кириллические памятники серб. извода церковнослав. языка сохранились с кон. XII в.: Мирославово Евангелие (80-е гг. XII в.), Вуканово Евангелие (ок. 1202); старейший серб. памятник деловой письменности - кириллическая грамота бана Кулина (1189). Древнейшие кириллические рукописи болг. извода церковнослав. языка: Добромирово Евангелие (нач. (?) XII в.), Охридский Апостол (кон. XII в.), Битольская Триодь (2-я пол. XII - нач. XIII в.), Болонская Псалтирь (1230-1241), Боянское Евангелие (1-я пол. (сер.?) XIII в.), Тырновское Евангелие (1273). К. усвоила все основные лингвистические принципы, которые были положены в основу глаголической алфавитной системы. В ней сохранен фонематический принцип алфавита, примененный равноап. Кириллом при создании глаголицы: К. представляет собой фонетическое письмо, в котором, за редким исключением, 1 звуку соответствует 1 знак, специально приспособленный к особенностям слав. языков (наличие редуцированных, носовых, шипящих и др.). К глаголице восходят порядок буквенных знаков в К., их названия, в совокупности образующие связный текст («Аз буки веди…»), тонкая передача специфики слав.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Так, по предположению Делеэ, в Вост. Средиземноморье почитание М. в основном сложилось к кон. II в., вскоре оно возникло и в рим. Африке, тогда как в Риме поминовение М. стали совершать лишь во 2-й пол. III в. ( Delehaye. Origines. P. 262-263; ср.: Pietri. L " évolution. 1997. P. 1322). Возможно, с этим связано отсутствие сведений о почитании нек-рых М., пострадавших во II-III вв. в Риме (ср.: Delehaye. Sanctus. 1927. P. 122). Высказывалось мнение, что в Египте культ М. формировался на основе местных религ. традиций и под влиянием иудейских обычаев, гл. обр. почитания могил и останков праведников ВЗ. Особое внимание уделялось способности М. творить чудеса и целительным свойствам их останков ( Frankfurter. 1994). Афанасий Александрийский резко выступал против обычая егип. мелетиан хранить забальзамированные тела М. в домах ( Athanas. Alex. Ep. 41// S. Athanase. Lettres festales et pastorales en copte/Trad. L.-Th. Lefort. Louvain, 1955. P. 42-44. (CSCO; 151); cp.: Idem. Vita Antonii. 91). Над могилами М. строили базилики и мартирии, привлекавшие многочисленных паломников. По словам блж. Иеронима, толпы жителей Рима, не обращая внимание на заброшенные языческие храмы, устремлялись на пригородные кладбища, к гробницам М. ( Hieron. Ep. 107. 1). Августин писал, что «кровью мучеников обагрена вся земля, их венцами расцветает небо, церкви украшены их гробницами, времена года размечены их памятными днями» ( Aug. In Ps. 118. 30. 5). Уже при имп. Константине Великом (306-337) над могилой ап. Петра началось строительство монументальной Ватиканской базилики, а поблизости от гробниц рим. М. сооружали т. н. циркообразные базилики-усыпальницы. Базилики и мартирии, возведенные в IV-V вв. на местах захоронения М., были обнаружены во мн. др. городах Римской империи, напр., в Карфагене и в Салоне (ныне Солин, Хорватия; см., напр.: Grabar. 1946; Duval. 1990). В рим. катакомбах обустраивали могилы М., ранее почти не выделявшиеся среди проч. захоронений: расширяли и укрепляли подземные помещения и галереи, прокладывали дополнительные лестницы и световые колодцы, украшали усыпальницы мраморной облицовкой и надписями.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

117 О Симеоне юродивом говорится: «Овогда храмля, овогда скача хождаше; овогда же по земли ползаше в текущим по пути запинаше нозе, в лежа на земли, бияше землю ногами, на новый же месяц притворяше себе беснование, и падаша аки бесен и на многая очесам человеческим неугодная и нелепая деяше, всем себе безумна быти являя, да ничтоже мнит его быти свята» (Чет.-Мин., 21 июля, с. 149), или о нем же говорится: «Вселяше в корчемнице пиющих старец юродствующи» (также см. с. 149 на обороте; с. 150 и 151). 118 Св. Андрей юродивый обличал большею частью в притчах, так что его обличения были понятны для одних обличаемых. См. его житие в Чет.-Мин., 2 октября. Все почти юродивые строго – «клятвами запрещали» разглашать о своих чудесных действиях, прежде чем они (юродивые) умрут, о чем упоминается в житиях их после каждого чудесного случая. Пред вступлением в подвиг юродства в Иерусалиме «Симеон моляшеся прилежно Богу, дабы его дела покрыл пред человеки, Дóндеже от жития сего преставлен будет, яко да убежит тщетные славы и возношения, но яко безумнаго и несмысленнаго ecu да имеют его» (Чет.-Мин., с. 146). 119 «Егда начанаху людие имети (Симеону юродивому) яко свята, он нечто таково соделоваше, еже не святости, но безумия явным бываше показанием» (с. 149 на обор.). Известен тот поступок, который сей же блаженный хотел уничтожить выгодное о себе мнение в своем хозяине – «корчемнике», (с. 146 на обор.). 120 Лавсаик, гл. 37, с. 120. Вследствие откровения пустынник Питирим – «муж, знаменитый подвигами», пришел в Тавенский женский монастырь, чтобы видеть здесь избранную рабу Божию, Исидору. Созвав всех сестер монастыря, потребовал и Исидору, которая под личиною юродства исправляла самые низкие и тяжелые работы в монастырской кухне, и когда ему заметили, что эта безумная не достойна его внимания, он, наученный откровением, сказал: «Вы все обманываетесь; эта святая жена умнее всех нас!» Потом когда явилась юродивая, пал ей в ноги и просил у нейблагословения. Что же делает святая? Пала и она пред Питиримом. исповедуя себя величайшею грешницею, а потом видя, что на нее обращено внимание, как на святую, вдруг скрылась и убежала в места пустынные. Там же, с. 121 – 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пролей о нас молитву пред Царем царей, не предай чад твоих челюстям вражиим, будь нам помощником в страшные смертные минуты и представь нас лицу Всевышнего, да и мы соединим с ликующим твоим гласом наши слабые гласы и удостоимся с трепетом прославлять в вечные веки триипостасного Бога, славимого всею вселенною!   Подготовка текста и публикация В. В. Кашириной. Примечания 1. Святитель Игнатий в письмах к С. Д. Нечаеву обращался «Стефан Дмитриевич». 2. Хотя из переписки можно заключить, что это «Житие» было опубликовано, обнаружить его в числе изданных творений святителя Игнатия не удалось. 3. Письма святителя Игнатия впервые были опубликованы (некоторые в сокращенном виде) в «Христианском чтении» 1895 г., выпуск затем перепечатывались в других изданиях, но в собрания творений святителя Игнатия не попадали. В основу Настоящего издания положена их первая публикация в «Христианском чтении». Письма С. Д. Нечаева ранее не публиковались, недавно они были обнаружены в архиве — РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. Эти письма позволили уточнить даты некоторых писем святителя Игнатия. 4. Евр. 12. 6. 5.  Александр Скарлатович Стурдза (ум. в 1854) — тайный советник; автор книги «О должностях священного сана» и других духовных книг. 6. Брошюра была издана в пользу Комитета о просящих милостыню. 7. Также составленное А. С. Стурдзою. 8. См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 149–151. 9. О. Аполлос до 1846 г. наместник Троице-Сергиевой пустыни, с 1846 г. — настоятель Старо-Ладожского Николаевского монастыря; с 1860 г. — архимандрит, в 1863 г. — уволен на покой; см. о нем также в 7 т., с. 290–292. 10. У С. Д. Нечаева в Данковском уезде Рязанской губернии было имение — Сторожевая Слобода, или Сторожово. 11. Ср. Настоящее издание, т. 6, с. 118–212. 12. Митрополита Филарета (Амфитеатрова). 13. Митрополиту Филарету (Дроздову). 14. Изданные в пользу Комитета о просящих милостыни. 15.  Любовь… не мыслит зла… всему верит (1 Кор. 13. 4, 5, 7). 16.  …всякую [ ветвь] , приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010