Не удалось извлечь искомое из базы (((

149. Иногда разрушают заповедь ради другой заповеди. Например, видел я юных, связуемых союзом любви по Богу; но, чтобы не соблазнить других и не уязвить их совести, они уговорились между собой и удалились на время друг от друга. 150. Как брак и смерть противны друг другу, так и гордость и отчаяние между собой несогласны; но по злоухищрению бесов можно обе эти страсти видеть в одном человеке. 151. Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных и еще более в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие или, лучше сказать, богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований. 152. Все сотворенные существа получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен; но добродетели конец беспределен. Всякия кончины, – говорит псалмопевец, – видех конец, широка же заповедь твоя зело и бесконечна (Пс. 118, 96). И подлинно, если некоторые добрые делатели пойдут от силы деяния в силу (Пс. 88, 8) видения, если любовь никогда не престанет, и если Господь хранит вхождение страха твоего и исхождение любви твоей (Пс. 120, 8), то явно, что и конец сей любви бесконечен; и мы никогда не перестанем преуспевать в ней, ни в настоящем веке, ни в будущем, светом всегда приемля новый свет разумений. И хотя многим покажется странностью то, что мы теперь говорим, однако, утверждаясь на предложенных свидетельствах, скажу, о блаженный отче, что и ангелы, сии бестелесные существа, не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму. 153. Не удивляйся тому, что бесы тайным образом влагают нам часто и добрые помышления, а потом противоречат им другими помыслами. Сии враги наши намерены только убедить нас этой хитростью, что они знают и сердечные наши помышления. 154. Не будь строгим судьей тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы, ибо недостаток дела часто восполняется пользой оного учения. Мы не все стяжали все в равной мере: некоторые имеют превосходство более в слове, чем в деле, а в других, напротив, дело сильнее слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

151) Как противоположны между собою брак и погребение; так несообразны гордость и отчаяние. Но вследствие расстройства, производимого демонами, бывает, что вместе увидишь то и другое. 152) Иные из нечистых демонов учат нас, в начале иночества, толковать Божественные Писания. Особенно же любят поступать так с сердцами людей тщеславных и преимущественно упражнявшихся в мирских науках, чтобы, постепенно обольщая их, ввести в ереси и хулы. Это демонское богословие, или лучше сказать, богоборство можем узнавать по смущению и по неудержимой и неблагопристойной радости, какие ощущаются в душе во время сего толкования. 153) Все твари прияли от Творца чин бытия и начало, а иные и конец. Но добродетели положен беспредельный предел. Ибо Песнопевец говорит: всякия кончины видех конец широка же и беспредельна заповедь твоя зело ( Пс.118:96 ). Если некоторые добрые делатели от силы деятельной перейдут в силу, созерцания; то любовь ни на чем не останавливается, и Господь сохранит вхождение страха твоего, и исхождение любви твоей ( Пс.120:8 ); а из сего следует, что предел любви беспределен, и никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету ведения приемля новый свет. И хотя утверждаемое мною многим покажется странным; однако же, на основании приведенного доказательства, не могу сказать, блаженный отец, чтобы и умные сущности были не переспевающими; утверждаю же, напротив того, что и они непрестанно приемлют славу к славе; и ведение к ведению. 154) Не дивись, если демоны нередко влагают нам добрые мысли, и мысленно им прекословят. Цель врагов наших в этом случае – уверить нас, что знают они и сердечные наши помышления. 155) Не будь строгим судиею тех, которые на словах учат высоко, когда видишь, что ленивы они в деятельной жизни. Ибо польза слова часто восполняла скудость дел. Конечно, не все мы в равной мере все приобретаем. У иных слово превосходнее дела, а у других опять последнее превосходнее первого. 156) Бог не творил и не был виновником зла. Посему обманулись утверждавшие, что некоторые страсти естественны в душе, не зная того, что похвальные свойства природы превратили мы в страсти. Например: от природы в нас семя для чадородия, а мы претворили это в блуд. От природы в нас раздражение на змия; а мы обратили оное на ближнего. Есть в нас ревность для соревнования в добродетелях; а мы соревнуем во зле. Естественно, душе желание славы, но – горней. Естественно гордиться, но перед демонами. Естественна также и радость, но о Господе и о благоуспешности ближнего. Получили мы от природы и, памятозлобие, но против душевных врагов. Получили и алкание пищи, но без невоздержности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Да, люта – смерть и в своем пришествии и в ожидании, но во много раз страшнее не обращаться от наших грехов; вот, по этой-то причине возрастает наказание, а затем будем преданы нескончаемым мукам, которые да не будет кому из нас познать на опыте! Потому что, если здешние бедствия нам представляются невыносимыми, хотя они и проходящие и поражают только тело, то каковы же те мучения, которые вместе с телом и душу терзают и от которых никогда не ждать избавления?! Но будем каяться, братие, и обратимся, делом и словом являя покаяние, и припадем к Богу с сокрушенным сердцем, говоря Ему: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» ( Пс.6:2 ); но – «сотвори с рабом Твоим по милости Твоей» ( Пс.118:124 ). Он – близок к призывающим Его, если они не только устами, но и сердцем вопиют, делами и образом своей жизни обратившись к Нему. – «Обратитесь ко Мне, и обращусь к вам», глаголет Господь, – «и беззаконий ваших не помяну ктому» ( Зах.1:3 ; Ис.43:25 ). Если же мы или всячески будем бежать без оглядки от грехов или же, путем исповеди и покаяния, делами, возмещающими наши прегрешения, умилостивим Бога, действенным в нас смирением умилостивляя Его к нам, то тогда, при поддержке нас Божиим человеколюбием, восполняющим наши недостатки, мы и теперь избавимся от сего Божиего гнева и от этой несвоевременной и массовой смерти, могущей вылиться во всеобщую гибель; в будущем же веке получим бессмертную жизнь, во славу единого Жизнодавца Христа, Которому подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 190 PG.151:485–496. Homilia XXXIX. Dicta in supplicatione publica quae facta est propter insolitam et ubique tunc grassantem mortis plagam. Читать далее Источник: Беседы (омилии) святителя Григория Паламы : [в 3 част.]/пер. с греч. яз. архимандрит Амвросий (Погодин). - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1993./Ч. 1. - 255, 3 с.; Ч. 2. – 254 с.; Ч. 3. - 259 с. : ил. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Иные же к безгласному временному владению чужим присоединяют еще новую вину: и не берегут чужого, владея им. Такая небережливость допускается ими от книги до экипажа, или рабочей лошади. Иногда рядом лежат вещи совершенно однородные: своя и чужая, и вот, первую берегут, а последней не жалеют, одну оставляют совсем без употребления из экономии, а другую без пощады употребляют. Есть ли тут какое-нибудь уважение и верность в отношении к чужой собственности? Недобросовестно еще употреблять для своих нужд такие вещи, которые взяты только на сохранение, а также не беречь того, что дано на подержание. Здесь уже был, своего рода, договор: один вверил свое добро, а другой принял. Принятое нужно возвратить в целости, за исключением случайного убытка у вещей, который падает уже на хозяина их. – Честная, христианская душа! Пусть хозяин тех вещей, которые находятся у тебя на сохранении или почему-либо близки к тебе, живет в глубокой дали. Пусть луч солнечный не достигнет до хозяина их с такою вестью, что его вещи и употребляются в дело, и не берегутся. Но ты помни, что всевидящий «Господь близь есть» ( Пс.118:151 ), и потому не пользуйся чужим без ведома, или в ущерб хозяину. Не предупреждение ближнего относительно убытков или потерь, которых он сам не предвидит В торговле, в каких-либо достройках или в покупках иной прямо идет к убыткам и потерям, потому что не предвидит того по своей неопытности или недальновидности, Таким образом, сожаление к ближнему и жалость напрасной траты им труда или денег побуждают нас предупредить его. Между тем, видя все это, одни из нас молчат по равнодушно, другие – злонамеренно, например, в однородной торговле, а третьи и по такой надежде – не достанется чего им по дешевой плате или же бесплатно от этого человека, подобно тому, как кто рад бывает воспользоваться одеждою, которая осталась на берегу от утопленника. Постыдное своекорыстие! Впрочем, и предупреждать об убытках нужно не так, чтоб одному была польза, а прочим всем потеря; например, на хлеб скоро повысится цена, и хлебный торговец, получив такое известие, совсем приостанавливает свою продажу, между тем, как у других хлеба в запасе нет или мало. «Гневаются, оскорбляются за подобные предупреждения» (например, молодые люди)? Если убытки или потери им угрожают значительные, да от этих убытков может произойти вред имуществу многих лиц, – нужно перенести напрасный гнев, тем более, что гневливые впоследствии времени несомненно будут нам благодарны. – Читатель! когда ты потерпишь в чем-либо, по незнанию, большие убытки, чувствуешь же в душе недовольство на тех, которые знали, и не предупредили тебя, не допускай, чтоб и другие в подобном случае оставались с тем же чувством недовольства в отношении к тебе. Чрезмерные цены за ремесленную работу и художество

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

А истина Его есть Его заповеди ( Пс.118:142–151 ), как выражение Его нравственного существа. Поэтому обращение Валаама с вопрошением к Истинному Богу возможно объяснить лишь предположением, что Валаам стремился поклоняться Верховному Илю духом и истиною. Но возможно ли такое явление в язычестве? «Языческие религии, можно сказать, одинаково освящали и более высокие стремления человека и грубый инстинкт с развивающеюся из него страстью. Даже там, где строже различалось между добром и злом, как в религии Ирана, зло хотя и изгонялось из жизни, но признавалось естественным, необходимым и потому приписывалось самому же божеству, хотя и злому, отдельному от бога добра 159 . Древние мудрецы и так называемые пророки Халдеи и Вавилона высказывали положение, что нет зла в мире и что кажущееся зло есть только относительное и, как все в мире, происходить по непреложным законам, хотя вместе с этим и служит наказанием за наши грехи. Другие из этих древне-халдейских «пророков» шли еще дальше и утверждали, что все в мире совершается по вечным и неизменным законам, и без всякого отношения к человеческим добродетелям и порокам 160 . Нравственный идеал в Вавилоне, кажется, стоял очень не высоко. Народ был предан чувственности и не отличался гуманностью, как египтяне, например: культ богов мужеского пола отличался жестокостью, а культ богинь – Белит и Ucmap-Zarpanim явным развратом 161 . Но вместе с таким странным и грубо-чувственным культом и рядом с ним, как это было и не в Вавилоне только и как это совершенно понятно психологически, в той же Халдее известен был культ и противоположного характера. Остатки древневавилонской письменности говорят о существовании в Вавилоне и чисто аскетических воззрений. Религия Сатурна, судя по этим свидетельствам, проповедовала совершенно иные нравственные начала, была направлена против чувственности и требовала воздержания. Она далеко распространена была из Вавилона за его пределы. Что еще замечательнее, в Вавилоне же проповедовали и о сохранении тела в нетлении, под условием добродетельной жизни, частых молитвенных подвигов, поста и воздержания, и это опять шло рядом с чисто натуралистическим взглядом на средства к сохранению тела 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

18:13).    Устыдим же себя, восприяв в чувство срамоту и унижение греха; осудим себя, дав всю силу гласу совести, или нелицемерной правды Божией, чрез нее вещающей; но притом, вслед за мытарем, поспешим и в своей душе образовать тот же вопль: «Боже, милостив буди нам грешным!»    Все же сие от тебя самой зависит, грешная душа. Сама ты, а не другой кто, должна все сие воспроизвесть в себе и восчувствовать. Мытарь бил в перси свои, но он еще прежде сего помышлениями ума избил душу свою и изранил сердце свое. Войди же в себя, собери спасительные помышления и ими попекись сокрушить ожестевшее сердце свое. Вознесись горе; ниспустись в преисподняя; осмотри себя и окрест себя и всюду ищи стрел на поражение, бичей — на уязвление, молотов — на умягчение окамененного сердца своего.    Помяни милости Божии к тебе — и устыди себя. Помяни правосудие Его — и устраши себя. Помяни близость конца — и поспеши умилостивить нераскаянного Решителя участи своей. Саму себя веревкою самовластия твоего привлеки к себе и, хоть по чувству самосохранения, извлеки из себя сии спасительные внушения и ими себя проникни.    Говори себе: «Ущедрил тебя Господь в творении, Промышлении, паче же — в Искуплении, банею пакибытия (Крещением) обновил тебя, питал тебя Плотию и Кровию Своею и едино с Ним чрез всю вечность быть обетовал тебе; сколько раз, падшую — восставлял, нечистую — очищал, больную духом — врачевал; сколько раз давал тебе ощущать близость Свою и объятия любви Своей; сколько раз давал вкушать сладость пребывания в воле Его и в исполнении святых заповедей Его! Все это презрено тобою; ни во что все попечения о тебе; назад заброшены все милости к тебе.    Бог держит тебя в деснице Своей, Он «близ» есть (Пс. 118:151) и видит все движения сердца твоего. Это пред лицем Его ты позволяла себе сочетаваться с лукавыми помышлениями, противными Ему. Это пред лицем Его ты разгоралась страстьми, кои суть мерзость Ему. Это пред лицем Его ты делом совершала зачатый внутри грех, оскорбляющий Его.    Ты знала, что это — зло, и не уклонилась.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

116. Sed quid de filio laboro, cum etiam spiritum omnipotentem scriptura testetur? Scriptum est enim: Verbo domini caeli firmati sunt et spiritu oris eius omnis uirtus eorum. Et de sapientia scriptum est quia habeat in se omnipotentem spiritum; dicit enim Solomon quia omnium artifex docuit me sapientia. Est enim in ea spiritus intellegentiae, sanctus, unicus, multiplex, subtilis, bene mobilis, disertus, inmaculatus, manifestus, inuiolabilis, bonum amans, acutus, prohiberi inpassibilis, muniflcus, benignus, stabilis, integer, sine sollicitudine, qui omnia potest, omnia spectans et per omnia penetrans spirituum intellegibilium. Но почему я говорю только о Сыне, если и Духа Святого Писание называет Вседержителем? Сказано: Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – всё воинство их ( Пс.32:6 ). И о Премудрости Соломон говорит, что в Ней Дух Вседержитель: Научила меня Премудрость, Художница всего. В Ней есть Дух разумный, святой, единственный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твёрдый, непоколебимый, беспечальный, всемогущий, всевидящий и проникающий все умные духи ( Прем.7:21–23 ). De incarnationis dominicae Sacramento/О тайне Господнего воплощения Предисловие переводчика Сочинение «О тайне Господнего воплощения» (De incarnationis dominicae Sacramento) 150 завершает основные догматические работы свт. Амвросия «О вере» и «О Святом Духе». Вошедшее в научный обиход название дано в тексте трактата самим автором (63). Значимость этого текста для святоотеческой литературы, не только латинской, но и греческой подтверждается тем, что выдержки из него приводились на Эфесском и Халкидонском соборах, а на средневековом Западе его ценил и цитировал Фома Аквинский 151 . Отличительной чертой произведения выступает его композиционная неоднородность. Резкая смена тематики и адресата внутри книги позволяет выделить в ней две самостоятельные части. Первая (1–78) написана в форме церковной проповеди и обсуждает христологическую проблематику, вторая (79–118) возвращается к тринитарным спорам и обращена к императору Грациану. Конкретность обстоятельств, вызвавших написание этой книги, помогает определить время её появления.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010