140 Дела Артил. арх. Списки генералитету, штаб и обер офицером 1762 году. Ос. Абр. Ганнибал и старший его брат, Петр, были тогда артиллерии поручиками. 141 Так, например, во время шведской войны, когда все русские, служившие на жалованье, не раз, за недостатком денег, подвергались известным вычетам или, вместо денег, удовлетворялись сибирскими товарами, иностранцы постоянно бывали изъемлемы из этой всеобщей меры и аккуратно получали все чистаганом. 142 При учреждении сената, в 1711 году, не было между сенаторами ни одного иностранца; а при кончине Петра, в 1725 году, оказывается только один, Девиер (впоследствии граф), хотя и португальский жид родом, но женатый на сестре князя Меншикова. 144 Dictionnaire universel d’Histoire et de Geographie, par Μ. N. Bouillet. Paris. 1757 г. c. 1035. 145 Anecdotes interessantes de Russie, tiréés de ses archives. Publiées par un voyageur, qui a séjourné treize ans en Russie. Londres. 1792 r. 148 Сражение Тоннинга тогда же вырезано на медном круге, с надписью: Марс у Тоннинга удивися мужеству Петрову. 1713 г. Точно так же увековечено и взятие Штетина, с надписью: Не стерпя силы Петровы Штетин покорился. 1713 г. Оба медные круга хранятся в кабинете Петра Великого. См. Кабинет Петра Великого. Спб. 1844 г., с. 12. 150 По переписке, сделанной в 1714 году всем домам новой столицы, их оказалось 34550. Там же, с. 118. 151 Именным указом 36-го декабря 1715 г., велено: «Взять из школы адмирала Апраксина таких детей, которые географию и геометрию выучили, и послать во всякую губернию по два человека для науки молодых ребяток из всяких чинов и людей». 152 Die Heutige Historie oder der gegenwärtige Staat von Russland, nach dem Englischen und Holländischen des Hrn. Salmon und Hrn. van Goth ins Deutsche übersetzt von Elias Kaspar Reihard. Altona und Leipzig. 1752 г. c. 397. 153 См. статью: «Госпитальный спорт в 1757 году», помещенную в отделе Смеси июльской книжки журнала «Русское Слово». 1859 г., с. 13. 154 Тогда государь собственноручно выпустил около 20-ти фунтов воды у голландской купчихи Борсте, и больная через несколько дней умерла. Императрица шутя говорила, что за такую операцию императора следовало бы сделать доктором. Нет, не доктором, а хирургом – пожалуй», отвечал император. См. Дневник камер-юнкера Берхгольца, перев. с нем. И. Аммона. 1860 г. Ч. III, с. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Ислам претендует на то, чтобы быть единственно верной религией. В обоснование этого утверждения мусульмане указывают на Коран как свое главное чудо. Однако многие апологеты ислама заявляют также, будто бы Мухаммед совершил и другие чудеса, свидетельствующие о его призвании в качестве Божиего пророка, хотя известен факт, что в ответ на предложения сотворить чудо, чтобы подтвердить свои притязания, Мухаммед отказывался это сделать (Коран, сура 3:177-181/181-184). Мусульманское определение чуда Для мусульман чудо всегда есть деяние Божие. Природа — это отражение обычного, постоянного образа действий Бога, а чудо рассматривается как khawarik, «нарушение обыденности». В арабском языке есть много слов со значением «чудо», однако в Коране употребляется только одно из них — ayah, «знамение» (ср. Коран, суры 2:112/118, 146/151, 254/253; 3:104/108; 28:86-87/86-87). Формальный термин, употребляемый исламистами для обозначения чуда, которое подтверждает чье-либо пророческое призвание, — это mudjiza. Соответствующее событие должно: Мусульмане считают, что Моисей, Илия и Иисус совершали чудеса, удовлетворяющие этим требованиям (см. Ali, «Mudjiza»). Вопрос таков: соответствует ли Коран, как литературный шедевр, этим критериям для того, чтобы быть чудом? Субъективный ответ состоит в том, что не соответствует, ни по форме, ни по содержанию. Чудеса в Коране Притязания на связанные с Мухаммедом чудеса распределяются по трем категориям: притязания, выраженные в Коране, сверхъестественные прорицания Мухаммеда в Коране и чудеса, зафиксированные в исламском предании Хадис (Bukhari, iii-vi). Многие мусульмане ссылаются на суру 6 в подтверждение того, что Мухаммед мог творить чудеса. Соответствующий стих гласит: «а если тягостно для тебя их отвращение, то если бы ты мог отыскать расселину или лестницу на небо и пришел бы к ним со знамением!» (Коран, сура 6:35). Пристальный анализ текста показывает, что здесь нет утверждения о способности Мухаммеда творить чудеса. Прежде всего, это чисто гипотетическая конструкция — «если бы ты мог…». Здесь не сказано, что он действительно мог. Во-вторых, данный отрывок скорее подразумевает, что пророк не в силах был творить чудеса. А иначе откуда бы появилось отвращение из-за этой его неспособности? Если бы он мог совершать чудеса, он с легкостью преодолел бы отвращение людей, которое было для него так «тягостно». Предполагаемое расщепление Луны

http://azbyka.ru/muxammed-predpolagaemye...

Далее. Как показано выше, последняя цель, ради которой Бог хочет всего, [чего он хочет], никак не зависит от каких-либо [средств, ведущих] к [достижению этой] цели, ни с точки зрения бытия, ни с точки зрения какого-либо совершенства (1,81). Бог хочет сообщить кому-либо свою благость не потому, что от этого ему что-то прибавится, но потому, что дать кому-то приобщиться к себе подобает ему как источнику благости. Давать же не ради выгоды, ожидаемой от даяния, а только ради того, что давать – дело хорошее и подобающее, – есть акт щедрости, как определяет ее Философ в четвертой книге Этики? 414 Таким образом, Бог в высшей степени щедр; и даже более того, как говорит Авиценна: только он один и может называться щедрым в собственном смысле слова; потому что любой другой деятель, за исключением Бога, приобретает своим действием некое благо также и для себя, которое и составляет подлинную цель его действия. На щедрость Божию указывает и Писание. Так, в Псалме говорится: «[Даешь им – принимают;] отверзаешь руку Твою – насыщаются благом» (103:28). И в Послании Иакова: «[...Да просит у Бога,] дающего всем просто и без упреков» (1:5). И еще. Все [твари], получившие бытие от Бога, необходимо подобны ему, поскольку существуют, поскольку благи, и поскольку их собственные понятия находятся в Божьем уме, как было показано выше (1, 40. 54). Добродетель же правдивости, по определению Философа, состоит в том, чтобы проявлять себя в своих делах и словах таким, каков ты есть. 415 Следовательно, в Боге есть добродетель правдивости. Об этом говорится и в Послании к Римлянам: «Бог правдив» (3:4). 416 И в Псалме: «Все пути Твои – истина» (118:151). 417 Есть еще добродетели, которые служат действиям, какие подобают низшим по отношению к высшим. Таких добродетелей у Бога быть не может: например, послушания, поклонения и прочего, чем мы обязаны в отношении высших. Некоторые из вышеперечисленных добродетелей могут [служить побудительными причинами] несовершенных действий; как причины таких [несовершенных действий] они не могут приписываться Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

60 – 74). У Коновалова же имеются такие данные, касающиеся – правда – телесных явлений сектантского экстаза: эти явления в их последовательном развитии образуют три главных периода. Первый период характеризуется, по преимуществу, возбуждением органических функций, второй – двигательным возбуждением, третий – возбуждением функций речи“, стр. 4. К первому периоду относятся – 1) возбуждение кровеносной системы ... 2) возбуждение секреторной функции – пот, пена, слёзы.. .; 3) возбуждение дыхания ... ; 4) возбуждение пищеварительного аппарата – внутренностей, напр. трепетание в животе, что иногда является следствием возбуждения так называемого «солнечного сплетения». – стр. 55. Ко второму периоду относятся различного характера экстатические движения – 1) общие дрожательные движения, 2) местные движения, напр., лица, глаз, плеч и т. п., стр. 151, 3) локомоторные движения – хождение, беганье, прыганье, верчение и пр. К третьему же периоду относится возбуждение функции речи – стр. 256. 59 Ср. проф.-прот. С. А, Соллертинский. Пастырство Христа Спасителя, стр. 279–280: „Спаситель комментариям кротости предпосылает слово Ветхого и Нового Завета о любодеянии …; Спаситель указал на первоначальный момент и на главную причину, благодаря которой в человеке достигается стремление к стихийной жизни, стремление сражаться». 60 Полагаем, что здесь будет уместно отметить, как преп. Симеон Н. В. объясняет нападки на мистику и как оценивает её отрицание. Преп. Симеон говорит, что вообще люди отрицают мистический опыт по причине своего неверия, развращения сердца и зависти (сл. 80, All. LV, II, 339–341); вообще по страстности (сл. 84, All. L, II, 397–398; ср. II, 561–562, гл, 161=Mg. 642 D), по гордости (сл. 87, All. LXVI, II, 450) и самомнению (гл. 118, II, 545–546 – Mg. 661 – 662 А), в особенности же по высокому мнению о своей внешней учёности (сл. 84, II, 397–398), по увлечению «внешней премудростью объюроевшей» (гл. 117, II, 545=Mg. 659–660 D). Отрицатели мистики, действительности и подлинности мистического опыта, – не только говорят о том, чего сами не познали опытно (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Заключение. Ни один стих Библии не предсказывает пришествие Мухаммеда. Попытки мусульманских апологетов обнаружить такие предсказания сводятся к насильственной интерпретации цитат в явном противоречии с контекстом. И напротив, ветхозаветные пророки в подробностях предсказали пришествие Христа. Христос, а не Мухаммед, был засвидетельствован как Посланник Божий (см. Христос: божественная сущность; чудеса: значение для апологетики). И воистину, ибо Христос был единородным Сыном Божиим. Библиография : Y. Ali, The Holy Qur’an. A. Dawud, Muhammad and the Bible. N.L. Geisler and W. E. Nix, A General Introduction to the Bible. ___ and A. Saleeb, Answering Islam: The Crescent In the Light of the Cross. A. Schimmel, And Muhammad Is His Messenger. Мухаммед: предполагаемые чудеса (MUHAMMAD, ALLEGED MIRACLES OF) Ислам претендует на то, чтобы быть единственно верной религией. В обоснование этого утверждения мусульмане указывают на Коран как своё главное чудо. Однако многие апологеты ислама заявляют также, будто бы Мухаммед совершил и другие чудеса, свидетельствующие о его призвании в качестве Божьего пророка, хотя известен факт, что в ответ на предложения сотворить чудо, чтобы подтвердить свои притязания, Мухаммед отказывался это сделать (Коран, сура 3:177–181/181–184). Мусульманское определение чуда . Для мусульман чудо всегда есть деяние Божье (см. чудеса; чудеса в библии). Природа – это отражение обычного, постоянного образа действий Бога, а чудо рассматривается как khawarik, «нарушение обыденности». В арабском языке есть много слов со значением «чудо», однако в Коране употребляется только одно из них – ayah, «знамение» (ср. Коран, суры 2:112/118, 146/151, 254/253; 3:104/108; 28:86–87/86–87). Формальный термин, употребляемый исламистами для обозначения чуда, которое подтверждает чьё-либо пророческое призвание, – это mudjiza. Соответствующее событие должно: 1) быть деянием Бога, которое не в силах совершить любое Его создание; 2) быть нарушением обычного хода вещей; 3) предназначаться для доказательства полномочий пророка;

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Литературного сравнения у него нет. Однако, честности ради, скажу, что книга его лучше «зеленой книжки». [II] Трэерн Т. Сотницы медитаций, 1, 12. [III] См. Августин. О граде Божьем, XV, 22; а также IX, 15 и XI, 28. [IV] Аристотель. Никомахова этика, 1104b. [V] Там же, 1095 b. [VI] Платон. Государство, 402 а; подробнее — Законы, 658 и далее. [VII] Псалом 118, стих 151. Там основательность правды и то, что на нее можно положиться, подчеркивается прежде всего словом «эмет», связанным с глаголом «быть крепким». Гебраисты предлагают и другие переводы «правды» — «верность», «прочность» и т. п. «Эмет» не обманет, не изменит, не оставит тебя, не подведет. К главе II [VIII] Истинное (и должно быть, неосознанное) миросозерцание Кая и Тита станет ясным, когда мы приведем несколько их мнений. а) Кай и Тит осуждают: «когда мать говорит ребенку „Веди себя хорошо“, слова ее — чистая нелепость» (с. 62); «истинный джентльмен» — тоже нелепость, «нечто совершенно туманное» (с. 64). б) Кай и Тит одобряют: «контакт с идеями других людей», ибо он, «как мы знаем, очень полезен» (с. 86); какие это идеи, по-видимому, безразлично. «Преимущества каждодневной ванны слишком ясны, чтобы о них говорить» (с. 142); однако они все же говорят: купаться хорошо, потому что «приятнее и здоровее общаться с чисто вымытыми людьми» (там же). Истинные и основные ценности для авторов книжки — польза, удобства и удовольствие. Словом, хлебом единым жив человек. [IX] Самая решительная попытка построить систему ценностей на основе «удовлетворения» — труд Ричардса «Принципы литературной критики» (1924) (Richards A. A. Principles of Literary Criticism. — N.Y., 1924). Опровергая обычное возражение, гласящее: «Лучше быть несчастным Сократом, чем довольной свиньей», доктор Ричарде пишет, что «потребности» наши не одинаковы — одни из них выше, другие — ниже; поэтому мы и предпочитаем высшие низшим, не выходя за пределы удовлетворения. По доктору Ричардсу, человек способен пожертвовать низшими, имея в виду, что все они в пределах удовлетворения высших (или «важнейших»).

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-otmeny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010