Здесь пророк, говоря о помощи Божией, всегда готовой для человека, призывающего эту помощь, противопоставляет ей самонадеянность человеческую, когда люди, забывая о помощи Божией, в случаях опасности от врагов или от скорбных и тесных обстоятельств, выражают опасения подвергнуться этим обстоятельствам и принимают какие-либо средства к ограждению себя от вражеских напастей или угрожающих обстоятельств. Существует, например, такая поговорка у людей: «На Бога-то надейся, но и сам не плошай». Этой поговоркой люди обыкновенно выражают ту мысль, что, при надежде на Бога, не нужно упускать из вида и те охранительные средства, какие имеются в наших руках, при встречающихся затруднительных обстоятельствах. Как будто не отвергается надежда на Бога; но в то же время допускается самонадеянность, которая часто и у многих людей совсем вытесняет из сердца надежду на помощь Божию. Против такой самонадеянности пророк самого себя ставит в пример другим, говоря так «Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник – буду смотреть на врагов моих» (пер. с евр.). По поводу сей речи пророка св. Иоанн Златоуст делает такое замечание: «Видишь ли высоту духа? Видишь ли, как ум его стал выше человеческой немощи? Видишь ли, с какой высоты смотрит на всю природу? Сие не только мы должны просто петь, но и делами осуществлять. Не сказал: ничего со мною не случится, но: не убоюсь, что сделает мне человек. И хотя случится, не боюсь, говорит, что и Павел (апостол) говорит: «Если Бог за нас, то кто против нас?» ( Рим.8:31 ) с. 356]. Пс.117:8–9 Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Человек маловерный, притом же всегда преданный житейской суете и разным страстям, обыкновенно не видит и не понимает, в чем заключается его истинное благо, или счастие. Остановив внимание наше на изречениях предыдущих стихов о помощи Божией, имеющей столь благотворное влияние на судьбу людей, прибегающих к этой помощи, пророк выводит заключение, что великое счастие или благо человека состоит в том, когда он надеется на Господа, и здесь опять берет пример с самого себя, так как часто он обманывался, когда надеялся на своих друзей, но никогда не оставался без благополучного успеха, когда надеялся на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Лк.4:8 . «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 )». Объяснение. Служить должно единому Богу, поклоняться и кланяться можно и тем, кто от Бога поставлен и прославлен: Рим.2:10 ; 1Пет.3:12 ; 1Кор.6:2 . Богу мы должны служить и кланяться единым и истинным богопоклонением: Втор.6:13 , а угодникам Его поклонением почитательным: Мф.10:21 ; Рим.13:7 . Деян.4:11–12 . «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Пс.117:22 ); ибо нет другого имени под небам, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Объяснение. Действительно, что, кроме Христа, ни в ком ином нет спасения (ст.11), но ведь и прославленные Богом люди даруют нам исцеления не своей силой, а Христовой, содействуют нашему спасению не своим именем, а Христовым: Деян.5:12 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 ; в день оный Господь придёт прославиться во святых своих: 2Фес.1:10 , которые будут судить не только мир, но и ангелов: 1Кор.6:2–3 . Деян.10:25–26 . «Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». Объяснение. Апостол Пётр если не принял поклонения, то было особое обстоятельство: Корнилий ещё был язычник, а язычники видели в великих людях воплощение божеской силы: Деян.8:10:14:11–13 . Потому-то апостол Пётр и отклонил от себя такое поклонение и объявил Корнилию: «я тоже человек»; затем святой человек по смирению может не принимать чествования: Мф.23:12 , а мы по смирению же должны воздавать «кому честь – честь»: Рим.13:7 . Есть немало примеров в Библии, когда святым кланялись земно: 4Цар.2:15 ; Нав.5:14:6:19 . Деян.14:11–15 . «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Образ камня, утвержденного на горе Синай, был известен иудеям из Псалтири, пророчеств Исаии и Даниила (см.: Пс. 117: 22–23; Ис. 8: 13–15; 28: 16; Дан. 2: 34; 44: 45). Однако иудеи применяли его не к Мессии, а к себе, надеясь, что другие народы преткнутся об Израиль, поскольку он – избранный народ Божий. Христос опровергнул их надежды. Не народ, а Мессия – это краеугольный камень. И, более того, отнимется от иудеев Царство Божие «и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21: 43). В простейшей на первый взгляд притче о виноградарях Господь не только раскрывает древние пророчества и Сам пророчествует о Своей смерти, но и намекает на причинно-следственную связь: почему у избранных Богом людей может быть отнято Царство и вручено другим народам. Виноградари получили в управление подготовленный до них виноградник. Они знали, что от них в свое время потребуют плоды. Но когда им стали об этом напоминать, они бесчестили, били и убивали посланных от Хозяина. Наконец, совсем потеряв стыд, они убили Сына, желая насовсем изгладить память и о Хозяине виноградника. Эта притча не только о древних иудеях. Она обращена и к тем христианам, кто задумывается о месте Бога в своем сердце. Виноградник – это жизнь, которую дает Бог на время человеку. Он ограждает жизнь от смерти заповедями как надежной оградой, водружает в качестве сторожевой башни совесть и дает в качестве живительного сока Пречистую «Кровь Агнца Божия, заклавшегося за нас» (святой Иоанн Кронштадтский). Бог ожидает от человеческой души духовных плодов: покаяния (см.: Мф. 3: 8), благости, праведности, истины (см.: Еф. 5: 9), любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости и воздержания (см.: Гал. 5: 22–23). Но вместо этого мы нередко остаемся такими же бесплодными, сухими деревьями, какими и были до крещения. Многие говорят, что Евангелие требует невозможного, и, не пытаясь его исполнить хотя бы в малом, живут совершенно вопреки Евангелию, извиняют себя слабостью природы, усталостью, отсутствием свободного времени или просто оправдывают свои грехи, не делая различия между своими прихотями и действительными потребностями.

http://pravoslavie.ru/73431.html

Толстовщина от Льва Толстого: 1881 г. Молоды все секты и всех их до тысячи; создали их люди, по научению диавола. Посему, должно вопрошать сектантов; кто позволил вам создавать свои «церкви», помимо Церкви Божией для погубления ее? Неужели думаете одолеть Церковь Божию? Разбор возражений сектантов Сектанты говорят: Истинная Церковь была уничтожена язычеством («Баптисты, их задачи и цели», изд. русск, баптистов, Р. н-Д., 09, стр. 8). Православный ответ: Это невозможно, ибо Христос, Победитель ада и смерти ( Откр.1:8,18 ), Вседержитель, обещал Церкви Своей неразрушимость ( Мф.16:18 ). Сектанты говорят: Если доказать сектантам, что они сами основали церковь («Баптисты, их учения и задачи», стр. 2), они говорят: правильно это, потому что Апостол сказал: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем» ( 1Кор.3:10 ), – так и мы положили основание своей церкви и строим. Православный ответ: Сектанты читают, но не дочитывают до конца стиха: «но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). Господь устроил единую Церковь , основанием и главой ее положил Себя и кроме этого основания и Церкви, – других не может быть. Ап. Павел полагал основания церквей, но не враждебных ей, а согласных с единой Церковью , новые общества «прилагались», как отдельные части к целому, как новый этаж к основному зданию; Господь желал единства Церкви и согласия, а не множественности. Сектанты говорят: Еще потому можно строить Церковь , что сам ап. Петр заповедал это: «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» ( 1Пет.2:5 ). Православный ответ: Христиане, действительно, должны созидать добрую христианскую жизнь, как »дом духовный», как " духовные жертвы, благоприятные Богу«, но новые веры и церкви, противные основанной однажды на Христе, недопустимы, ибо они отвергают вместе с жидами камень, »Который сделался Главою угла« ( Пс.117:22 ), забывши: 1Кор.2:11 . Апостолы приносили «благоприятные Богу жертвы», но сект не создавали и им противились.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Вот и ясно обещается даровать благодать Святого Духа, то есть – подаяние преизобильное, не исключительно для пророка, – одного или двух, но для всех вообще достойных принять, что, думаем, и совершилось, когда воскрес Христос и сокрушил державу смерти. Так, сначала Он как бы вложил в святых учеников столь дивную и досточудную благодать, дунув и сказав: приимите Дух Свят ( Ин.20:22 ), потому что будущим учителям церкви и наставникам подсолнечной необходимо, да – необходимо было прежде всего украситься даянием Святого Духа и, сначала сделавшись как бы чем-то украшенным верой для освящения, быть позлащенными божественной и небесной благодатью. То и другое сбылось, когда, во дни святой Пятидесятницы, ученики собрались в одном доме и вознесли Богу обычные молитвы: был шум, и на каждом в отдельности почили языки, и они начали говорить на иных (языках), якоже Дух даяше им провещавати ( Деян.2:1–4 ). А провещавали пророчествуя, или приводя и высказывая изреченные святыми пророками таин- —369— ства относительно Христа и то, вследствие чего глубокоубежденным слушателям можно было охотно прийти к послушанию, – что уже настало время благоволения, что пришли к концу древние пророчества о Христе. Итак, они пророчествовали, говоря на всяких языках, что также Бог предвозвестил устами святых, ибо написано: иными языки, и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако послушают (1Кор.14по Ис.28:11–12 ). И Павел, приводя это, говорит, что дар языков дан в знамение Иудеям. А что, когда слетел с неба Святой Дух, весьма многие сподобились благодати пророчества, уясняет Павел, пишущий: пророцы же два или трие да глаголют и потом: можете бо вси по единому пророчествовати ( 1Кор.14:29:31 ). Прежде, значит, когда Израиль по великому упорству согрешал, Бог говорил: вот я наведу на землю глад слышания слова Господня, и от востока до запада обтекут, ищуще словесе Господня, и не обрящут ( Ам.8:11–12 ), и к Иезекилю: и язык твои свяжу 2885 , и онемееши, и не будеши им в мужа обличающа 2886 , яко дом преогорчеваяй 2887 есть ( Иез. 3:26 ); когда же, по слову Псалмопевца, Бог Господь, и явися нам ( Пс.117:27 ), – явился нам Христос, отпускающий вины и заграждающий уста греху, тогда дано излияние Святого Духа, причем Бог исполняет веселием человеческую природу, венчает вышней и первоначальной славой и снова благожелательно возводит ее к тому, чем она была

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Историкам христ. богослужения известно большое количество А., многие из них сохранились лишь в рукописях и в наст. время не употребляются. В состав А. (в общем) входят вступительный диалог предстоятеля и народа; общее благодарение; повествование о сотворении мира Богом; повествование о домостроительстве спасения человечества, совершенного Христом; описание богослужения ангелов и ангельского славословия «Свят, Свят, Свят»; повествование о Тайной вечере ; воспоминание (по заповеди Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» - Лк 22. 19); приношение хлеба и вина; молитва о ниспослании Св. Духа на Церковь и на предложенные хлеб и вино с тем, чтобы они стали Телом и Кровью Христовыми; поминовение святых; ходатайственные молитвы о живых (и об их нуждах) и об усопших; заключительное прославление Бога и Его имени и возглас народа: « Аминь ». Далеко не всегда в конкретной А. присутствует каждый из названных разделов, их порядок зависит от принадлежности А. к той или иной литургической семье , различна и степень подробности изложения текста в А. Части А. В литургической науке XVII-XIX вв., исследовавшей в первую очередь богослужение визант. и рим. обрядов, части А. получили следующие названия: вступительный диалог (его текст: «Благодать Господа(?)» (2 Кор 13. 13) или «Господь с вами» - «И со духом твоим», «Ввысь [устремим] сердца» - «Имеем ко Господу», «Возблагодарим Господа» - «Достойно и праведно»; см. Диалоги литургические ); praefatio (лат.- вступление), к-рое чаще всего состоит из благодарения, повествований о сотворении мира и о домостроительстве спасения; Sanctus (лат.- Свят, т. е. песнь «Свят, Свят, Свят! Полны небо и земля славы Твоей» (Ис 6. 3; ср.: Откр 4. 8, Иер 23. 24, Авв 3. 3); в развернутой форме Sanctus дополняется словами: «Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в Вышних!» (Пс 117. 26; Мф 21. 9; Мк 11. 9-10; Ин 12. 13)) и примыкающие к нему фразы; institutio (установление, т. е. рассказ о Тайной вечере и установлении таинства Евхаристии) с чтением установительных слов («Приимите, ядите» и «Пейте из нее все»); анамнесис (лат.

http://pravenc.ru/text/115030.html

Нет, мы не только о Спасителе или о Давиде читаем – но про Церковь, про себя самих. Возьмем пример из нашей современной богослужебной практики. На утрени мы поем строки из сто семнадцатого псалма: Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им (Пс.117,11). Этот псалом пели ветхозаветные евреи во время больших праздников, вспоминая о помощи Божией израильскому народу. В то же время псаломские стихи изображают полную преследований жизнь Спасителя, в особенности Его крестные страдания. Но есть еще и третий уровень понимания данного места: мы прилагаем эти слова к самим себе. Мы вспоминаем, что враги Христовы не умерли, они живы, и должны быть нашими врагами. В нашей ситуации это нечистые духи и наши собственные страсти и грехи, с которыми мы ведем войну. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им – поем мы об этой борьбе, призывая Господа на помощь. Что же, мы вырываем стих из контекста? Нет. Мы, будучи членами тела Христова, духовно участвуем в этом контексте. То же самое должно происходить при нашем молитвенном чтении всей Библии. Там каждая строчка о Христе, и о нас - ведь мы Христовы. Мы дети и друзья Его, сродники Его и члены Тела Его. И каждое слово Спасителя, так же как и всякое пророческое слово о Нем, должны как-то исполняться и в нашей жизни. Перед всеми христианами стоит задача научиться читать Писание как книгу о своей духовной жизни. Падения и восстания библейских героев - это наши падения и восстания; заповеди, данные им, адресованы и нам. Итак, апостолы видели в жизни Спасителя образ, соединяющий в себе всю полноту жизни каждого христианина в отдельности, и всех христиан вместе, объединенных в Церковь Христову. Такими глазами смотрели на Писание первые христиане, таким же взглядом должны смотреть и мы. Бессмертные библейские строки должны стать повествованием о нашей жизни, смерти и воскресении со всеми святыми, полюбившими Бога и слово Его. Рейтинг: 9.3 Голосов: 115 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Елена 7 марта 2017, 10:55

http://pravoslavie.ru/101564.html

...Создатель этой вселенной, имея творческую силу, не для одного только мира достаточную, но в бесконечное число крат превосходнейшую, все величие видимого привел в бытие одним мановением воли (свт. Василий Великий , 5, 8). Бог был для мира не сим одним – не причиною только бытия, но сотворил как Благой – полезное, как Премудрый – прекраснейшее, как Могущественный – величайшее. Пророк показал тебе в Боге едва не Художника, Который, приступив к сущности вселенной, приноровляет ее части одну к другой и производит само себе соответственное, согласное и гармоническое целое (свт. Василий Великий , 5, 14). ...И себе самим, и спрашивающим нас: «На чем опирается этот огромный и несдержимый груз земли?» – надобно отвечать: В руце Божией концы земли (ср.: Пс. 94, 4 ). Эта мысль и для нас самая безопасная, и для слушающих полезная (свт. Василий Великий , 5, 18). ...Бог, прежде нежели существовало что-нибудь из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие не сущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира. Для неба отделил Он естество, приличное небу, и в форму земли вложил сущность, свойственную земле и для нее потребную. Огню же, воде, воздуху и формы дал, какие хотел, и в сущность их привел, как требовало умопредставление каждой из творимых вещей. И целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию; так что части, по положению своему весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии. Посему да прекратят свои баснословные построения те, которые при немощи собственных умствований измеряют могущество, непостижимое для разумения и вовсе неизреченное на человеческом языке! (свт. Василий Великий , 5, 25–26). Одно сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса творения; иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость (свт. Василий Великий , 5, 117). Бог наш ничего не создал как избыточествующего сверх потребности, так и недостаточествующего в чем-либо нужном (свт. Василий Великий , 5, 134).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Церковь, по определению святителя Филарета, митрополита Московского, «есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «Церковь есть собрание верующих во Христа,  в которое Им Самим призывается войти каждый… В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и По слову апостола Павла, Церковь есть «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф 1:23 ). В Священном Писании понятие о Церкви раскрывается через различные образы, которые с разных сторон изъясняют тайну спасения, совершаемого Богом в Церкви и через Церковь. Церковь учреждена на земле Самим Господом Иисусом Христом. В Евангелии говорится, что однажды Господь спросил Своих учеников, за кого Его принимают люди. Ученики ответили, что за Иоанна Крестителя или одного из пророков. Тогда Он спросил: «А вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф 16:13–19 ). С человеческой стороны Церковь утверждена на «камне» исповедания Иисуса Христом и Сыном Божиим, которое от имени апостолов произнес апостол Петр. В то же время как Божественное установление Церковь созидается на Самом Богочеловеке Христе, Который именуется краеугольным камнем, согласно ветхозаветному пророчеству: «Вот, Я полагаю в Сионе камень… испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис 28:16 ; 1Пет 2:7–8 ). В Послании апостола Петра говорится: «Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову» ( 1Пет 2:7 ; Пс 117:22 ). Апостол Павел пишет: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор 3:11 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Отсюду видим, что Давид не заслугами своими хвалился пред Богом, и не жаловался, что неправедно гонение терпит, но к милости Божией прибегнул, и Господь услышал его, и от тесноты извел в пространство. А сим примером своим научает всех благочестивых, дабы в противных обстоятельствах не теряли духа, и, как кажется, с намерением предупреждает то сомнение, которое тотчас встречается, когда проповедуется нам Божия благость: чего ради попускает Бог рабам Своим толь жестоко страдать и мучиться? Давид убо упоминает здесь, что милость Божия никогда не отступает от нас; ибо при всех бедствиях всегда находим готовое утешение в молитвах. Пс.117:6 . Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек? Пс.117:7 . Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Давид, уповая на помощь единаго Бога, ругается здесь не одним токмо врагам, но и целому миру, как бы так говоря: понеже Бог покровительствует меня, то безопасно буду взирать на все то, что бы люди ни предпринимали против меня. Таким образом, собственным опытом познав Божию милость, благонадежно восклицает: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек? А сим образом порицает глупое малодушие всех тех, кои сами себя мучат суетными страхами. Хотя бо и все, без сомнения, желают иметь спокойное состояние духа, но понеже Божией не признают силы, сего ради и Бог лишает их наилучшаго онаго блага за их неблагодарность. Ибо ежели бы все относили к Божией власти, как должно, то без всякаго страха были бы готовы противостоять всем неудобствам в свете, которых ныне часто боятся. Сей порок своим примером исправляет Давид, говоря, что он по милости Божией всех смертных не боится, ибо удостоверен, что во власти Его состоит разрушить все усилия врагов. Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Пс.117:8 . Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: Пс.117:9 . благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Из вышереченных выводит полезное увещание, научая нас полагать надежду на Бога, а не на людей, сколько бы они сильны ни были: ибо Бог и может и хощет всем уповающим на Него руку помощи подавать, но люди часто или не могут, или будучи различными страстьми развлечены, не хотят. Сие испытал на себе Давид, который надеяся на своих друзей, часто обманывался; но надеяся на Бога, никогда не оставался без благополучнаго успеха. Таким образом, увещавая всех, глаголет: благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека, или на князи. Сим сравнением ясно укоряет слабых людей, которые более надеются на силу людей, а наипаче князей, нежели на силу великаго Бога, которая часто бывает сокровенна, а наипаче для тех, кои или не видят, или не разсуждают, а может быть, и не веруют величеству Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010