Иначе, неужели св. Палама и отцы соборов не сознавали этих обвинений? Каким же образом произошло, что св. Палама совершенно опроверг на соборах обвинения таких ученых мужей, каковы были: Варлаам, Акиндин, Никифор Григорас, Митрополиты Ефесский и Газский, Патриарх Константинопольский Калека, Патриарх Антиохийский Игнатий и другие? Это непременно должно было произойти. Свет истины восторжествовал над тьмой заблуждений. Сущность и действия Божии различаются в наших умопредставлениях, и это умопредставляемое различие их, имеющее основание в самом Боге, подтверждается словом Божиим и учением отцов Церкви. Ибо когда в одном месте св. Писания говорится, что Бог вовсе невидим, а в другом, что Его видят Ангелы и святые, тогда, по изъяснению св. отцов, под невидимым в Боге должно разуметь сущность Божию, а под видимым славу, отблеск, действие Божественной сущности 116 . «И как можно сказать, говорит св. Василий Великий , что творчество есть сущность, или промыслительность, или также предведение опять сущность; и вообще всякое действие назвать сущностью 117 ?» «Иное быть Богом, скажем словами блаженного Августина , иное – Отцом. Хотя отчество и сущность (в Боге) едино суть; но нельзя сказать, будто Отец по отчеству есть Бог, по отчеству – премудр. Такова была всегда твердая мысль у наших отцов, и они отвергали Аномеев, как заблудивших далеко от предела веры, за то, что сии еретики уничтожали всякое различие между существом и свойствами Божиими 118 .» Равным образом в св. Писании свойства Божии изображаются различно, иначе напр., изображается вечность ( Пс.101:26–28 ), иначе вездесущие ( Пс.138:7–10 ), иначе благость ( Пс.144:9 ), иначе правосудие и премудрость. ( Мк.16:27 . Пс.103:24 и проч.) На этом основании мы естественно научаемся различать в своих умопредставлениях многочисленные свойства Божии, и вместе с св. Григорием Паламой никак не может согласиться, чтобы одно и то же значили в Боге, напр. духовность и вечность, вездесущие и благость, правосудие и премудрость, хотя Бог точно, как существо простейшее, весь есть благость, весь премудрость, весь вечен, духовен, вездесущь, и хотя все свойства Его в Нем нераздельны между собой и составляют едино 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя, совершаемое Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Фотография. 2016 г. Фото: свящ. Игорь Палкин После утрени духовенство направлялось в патриаршую резиденцию, где происходил обряд христосования - поздравления с П., сопровождаемого лобзанием. Затем все сидя выслушивали 1-е пасхальное Слово свт. Григория Богослова ( Дмитриевский. 1907. С. 165-167; Bertoni è re. 1972. P. 143-147). Клирики отправлялись в Св. Софию служить литургию, для участия в к-рой из дворца с большой торжественностью прибывал император. Патриарх в сопровождении 3 диаконов со свечами в руках и архидиакона с Евангелием ожидал императора в нартексе Св. Софии (в это время в храме пели начальные антифоны литургии: из Пс 65, 66 и 67 соответственно; припевом к 3-му из них служил пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых...»). Император входил в нартекс, христосовался с патриархом, целовал Евангелие и, взявшись за руки, император и патриарх входили в храм под пение доместиками стиха Пс 67. 27 с прибавлением пасхального тропаря. У входа в алтарь императора встречали митрополиты, к-рые подводили его св. вратами ко св. престолу. Он поклонялся главным святыням Св. Софии, делал денежное приношение, кадил и уходил на свое место, а патриарх занимал свое место в алтаре. Певцы пели «Слава... и ныне...» с кондаком П., и литургия продолжалась по своему чину ( Дмитриевский. 1907. С. 167-170). Вместо Трисвятого - «Елицы во Христа...», прокимен из Пс 117, Апостол Деян 1. 1-8, аллилуиарий со стихами из Пс 101, Евангелие Ин 1. 1-17. Евангелие сначала читал один из диаконов по-латыни, а затем патриарх читал по-гречески, стоя на горнем месте, а кто-то из священнослужителей с амвона во всеуслышание повторял те же слова. Херувимская песнь на пасхальной литургии пелась трижды, вероятно, из-за необходимости принести в алтарь большее, чем обычно, количество священных сосудов из-за значительного числа причастников в день П. (Р. Тафт объясняет этот факт архаичностью службы в день П.: Taft. Great Entrance. P. 81); причастен: «Тело Христово...». После литургии патриарх торжественно возлагал на императора его корону, видимо, символически обновляя его царские полномочия, а император одаривал патриарха. Далее для духовенства устраивался торжественный прием в Патриархии ( Дмитриевский. 1907. С. 168-172; Mateos. Typicon. T. 2. P. 94-97; Bertoni è re. 1972. P. 148-150).

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Псалом 116 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Ст. 1. Этот стих цитируется в Послании к Римлянам (см.: Рим. 15:11 ).   Псалом 117 Мессианский псалом. Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В этом псалме возносится ликующая хвала и благодарение Богу. Упоминаемые в псалме подробности заставляют вспомнить время, когда вернувшиеся в Иерусалим после указа царя Кира (538 г. до Рождества Христова) вавилонские пленники восстанавливали свой город и святилище. Псалом перекликается с пс. 114 и поется как бы от лица группы верующих, шествующих к храму. Многие стихи этого псалма входят в чин православного богослужения. Из стихов 27, 26, 1, 11, 17, 22 составлена торжественная молитва – одно из песнопений утрени. Ст. 2–4. Эти стихи близки к ст. 17–19 пс. 113. Под боящимися Господа толкователи понимают прозелитов – иноплеменников, принявших Моисеев Закон; таким образом, к прославлению Бога призывается весь народ в целом. Ст. 5. ...простор – в этом слове толкователи видят намек на освобождение древних евреев от плена. Ст. 6. Этот стих цитируется в Послании к Евреям (см.: Евр. 13:6 ). Ст. 10. ...народы – внешние враги. В Книге Неемии рассказывается, с каким напряжением сил и при какой угрозе со стороны неприятелей жители заново отстраивали разрушенную стену Иерусалима (см.: Неем. 3–6 ). Ст. 14. Этот стих – цитата из победной песни Моисея (см.: Исх. 15:2 ). Ст. 15–17. Прославление победы. Ст. 19–20. ...врата правды... врата Господни –ворота, в которые входит праведник – ср. у пророка Исаии: «Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину» ( Ис. 26:2 ). Слова этого стиха произносит группа верующих, которая подошла к храму, в ответ люди слышат слова священника (ст. 20). Ст. 22. Камень – прообраз Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ; Деян. 4:11 ; 1Пет. 2:7 ; Еф. 2:20 ). Образ камня – твердого основания, которое положено Богом во главу угла на Сионе, находим также у пророка Исаии (см.: Ис. 28:16 ). Ст. 24. Этот стих входит в православное молитвословие Светлой седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стихира на хвалитех, гл. 2: Ныне Христос пришел на Иордан креститься; ныне Иоанн касается головы Владыки. Небесные силы ужаснулись, видя чудное таинство; море увидело Его и побежало; Иордан, увидев, обратился назад. Мы же, просветившись, взываем: «Слава явившемуся Богу и на земле виденному и просветившему мир». Литургийные антифоны Первый 1. Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного. Припев: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. 2. Иуда сделался святынею Его, Израиль–владением Его. 3. Море увидело и побежало, Иордан возвратился назад. 4. Что с тобою, море, что ты побежало; и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? (Пс. 113, 1–3. 6). Второй: 1. Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое. Припев: Сын Божий, крещавшийся во Иордане, спаси нас, поющих Тебе: аллилуйя. 2. Приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. 3. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь, тогда призвал я имя Господне. 4. Милостив Господь и праведен и милосерд Бог наш (Пс. 114, 1–3.5). Входное: Благословен грядущий во имя Господне. Бог Господь, Он явился Нам (Пс. 117, 26–27). Прокимен на вечерни, гл. 7: Бог наш на небесах и на земле творит все, что хочет. Стихи: 1. Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его. 2. Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. 3. Что с тобою, море, что ты побежало, и стопою, Иордан, что ты обратился назад (Пс. 113, 11.1–2.3.5). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6 Августа) Стихиры на Господи воззвах, гл. 4: 1. Прежде крестных страданий Твоих, Господи, гора Фавор уподобилась небу и облако распростиралось над ней, подобно покрову во время Твоего преображения и Отец с неба свидетельствовал о Тебе; там был Петр с Иаковом и Иоанном, ибо им предстояло быть с Тобою и в час предания Твоего на смерть, чтобы, видевши дивное с Тобою, не убоялись Твоих страданий, которым удостой нас поклониться в мире по великой Твоей милости. 2. Прежде Своих крестных страданий Ты, Господи, возвел учеников на высокую гору и преобразился пред ними, осяивая их лучами Своего могущества, желая показать, как человеколюбием, так и величием, светлость воскресения, которого удостой и нас, Боже, в мире, как милостивый и человеколюбивый.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

По Иерусалимскому лекционару, шествие, войдя в город, направлялось во двор первосвященника, т. е. на место бывшей резиденции первосвященника Каиафы 37 . Здесь читалось Евангелие из 26-й главы от Матфея со слов «Воини же емше Иисуса ведоша к Каиафе архиереови, идеже книжницы и старцы со-брашася» (57) и кончая словами «И помяну Петр глагол Иисусов, реченный ему, яко прежде даже петел не возгласит, три-краты отвержешися Мене. И изшед вон плакася горько» (75). По прочтении Евангелия шествие направлялось к Голгофе с пением 117-го псалма с антифоном «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» (I) 38 . На пути заходили в портик 39  и здесь начинали пение 78-го псалма из четвертой го-балы «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой». Пение гобалы продолжалось до прихода к Голгофе. Здесь читалось Евангелие из 18-й главы от Иоанна со слов «Ведяше же Иуда предаяй Его место, яко множицею со-бирашеся Иисус ту со ученики Своими» (2) и кончая словами «Паки убо Петр отвержеся, и абие петел возгласи» (27). Затем пели 108-й псалом «Боже, хвалы моея не промолчи» с антифоном «Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся» (4). Читали Евангелие от Иоанна, которое было непосредственным продолжением предыдущего, из 18-й главы, со стиха «Ведоша же Иисуса от Каиафы в претор» (28). Чтение заканчивалось словами «Тогда убо предаде Его им, да распнется» (19, 16а). Этим богослужение заканчивалось 40 . По Парижскому лекционару, процессия, войдя в город, направляется к Голгофе, не заходя во двор Каиафы. Во время шествия также пели 117-й псалом с антифоном «Исповедайтеся Господеви, яко благ» ( Пс. 117, 1 ) и читалось то же Евангелие от Матфея со стиха «Воини же емше Иисуса ведоша к Каиа-фе архиереови, идеже книжницы и старцы собрашася» 57], но заканчивалось чтение не последним стихом этой главы, а вторым стихом 27-й главы «И связавше Его ведоша и преда-ша Его Понтийскому Пилату игемону». Указано же это чтение как Марково 41 . Это очевидная ошибка переписчика рукописи. Что же касается отсутствия упоминания о заходе процессии во двор Каиафы, то А. Рену объясняет это тем, что составитель Парижского манускрипта в данном месте внес в лекционар более раннюю запись о шествии на Голгофу 42 . Далее же в лек-ционаре указывается сначала шествие в преторию Пилата, а затем – на Голгофу. Остановка в претории Пилата в Иерусалимском лекционаре не упоминается. Эта новая остановка вызвала появление дополнительного евангельского чтения. Евангелие от Иоанна – начало «Ведоша же Иисуса от Каиафы в претор» (18, 28) и конец «Тогда убо предаде Его им, да распнется» (19, 16а) – было прочитано в претории, на Голгофе же читали из 23-й главы от Луки, со стиха 24-го «Пилат же посуди быти прошению их» и кончая словами «Зане аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет?» (31) 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

V в. 6 янв. праздник Богоявления осмыслялся исключительно как пришествие в мир Спасителя, Его Рождение от Пресв. Богородицы. Однако после V в., как это видно из грузинской версии иерусалимского Лекционария (VI-VII вв.), Рождество Христово уже стало праздноваться в Св. Граде 25 дек., отдельно от К. Г., и день 6 янв. оказался посвящен исключительно К. Г. Накануне праздника, 5 янв., богослужение начиналось в 9-м часу дня (т. е. после 14.00): указаны ипакои «Ты, Спаситель, днесь…», чтения 3 Ездр 5. 22-30, Лк 3. 1-8, затем при пении «Свете тихий» совершались вход епископа и Божественная литургия; на литургии указаны тропарь «Когда крестился Христос…», прокимен Пс 28. 3, чтения Ис 1. 16-20, Апостол - 1 Кор 10. 1-4, Евангелие - Мк 1. 1-11, а также песнопения «Просвети сердца наши…» и «Видели Тебя, Боже, воды…». По окончании литургии происходило водоосвящение (отмечено пение ипакои «Ангелов множество...») ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. P. 19-21). В полночь начиналась праздничная служба: читались 10 ветхозаветных чтений (из них 4 те же, что и на бдении на Рождество Христово, 25 дек.: Быт 1. 1 - 3. 24, Исх 14. 24 - 15. 21, Мих 5. 2-7, Дан [?]; остальные: Ис 60. 1-22, Ис 43. 10-20, Нав 4. 4-11, Ис 44. 2-7, Ис 55. 1-13, Иез 36. 25-36), каждое из которых предварялось пением прокимна с особыми стихами, затем читалось Евангелие - Ин 1. 18-28; на литургии пелись тропарь «Великое таинство…», прокимен Пс 117. 27, читались 4 Цар 5. 9-16, Сир 24. 32 - 25. 1, Иер 50. 44-46, Иез 47. 1-9, Апостол - Тит 2. 11-15, аллилуиарий Пс 113. 1-3, Евангелие - Мф 3. 1-17; указаны песнопения «Ты, Христе, крещение…», «Открыты Тебе были небеса…» (Ibid. P. 21-25). Литургические чтения дней попразднства также связаны с Крещением Иисуса Христа в Иордане или христианским таинством Крещения: напр., Ин 3. 1-12, Рим 6. 3-10, Лк 3. 21-22, Гал 3. 24 - 4. 7, Ин 3. 22 - 4. 3 (см.: Ibid. P. 19-27). В кафедральном богослужении Константинополя IX-XI вв. Крещение Господне. Мозаика ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в Стамбуле.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

P. 89-90). Чин Крещения начинается со вступительных обрядов у дверей храма (Initiation chrétienne. Р. 42-77); затем совершается чин отречения от сатаны и исповедания веры (если крещаемый - младенец, то за него на вопросы священника отвечает восприемник ; в ААЦ восприемником может быть только мужчина) (Ibid. P. 76-93). Вслед за этим возглашается псалом 117, и священнослужители вместе с крещаемым входят в церковь для совершения таинств Крещения и Миропомазания. Их порядок (Ibid. P. 98-163): 1) освящение елея ; вливание воды в купель и освящение ее (чтения: Пс 28, Иезек 36. 25-28, Гал 3. 24-29, аллилуиарий со стихами Пс 23, Ин 3. 1-8; ряд прошений диакона, аналогичных ектении на освящение воды в визант. обряде; молитва священника, сопровождаемая дуновением священника на воду и осенением ее знаком Креста (прошения и молитва могут опускаться); вливание св. мира в купель с пением «Аллилуия»); 2) Крещение (помазания елеем нет, хотя указание на него присутствует в молитве освящения елея; Крещение совершается через троекратное погружение крещаемого в купель со словами: «Сей раб Божий (имярек), пришедший от младенчества ко Крещению, крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и, искупясь Кровью Христовой от рабства грехов, приемлет усыновление Отца Небесного, чтобы быть сонаследником Христу и храмом Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь»; в униатском арм. чине 1-я часть древней формулы искажена в духе католич. учения о совершении таинств (не «крещается», а «я крещаю»), в это время священник возливает воду на голову крещаемого (т. е. фактически совершает Крещение по рим. обряду); погружение происходит только во время 2-й части формулы (начинающейся со слов «искупясь Кровью Христовой») - Raes. P. 139); 3) омовение новокрещеного водой (с пением стиха Гал 3. 27 и антифона со стихами Пс 33; эти тексты могут опускаться) и вручение его восприемнику; 4) чтение Евангелия (Мф 3. 13-16); 5) Миропомазание (помазываются св. миром: чело, глаза, уши, ноздри, уста, руки, грудь («сердце»), спина, ноги крещаемого с особой формулой на каждую часть тела, общим для всех формул является именование помазания «печатью»); 6) облачение новокрещеного в крещальные одежды; 7) обряд поклонения, совершаемый у св.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Песнь 9 Ирмос: Бог Господь, Он явился нам: составьте праздник, приидите, станем в веселии величать Христа и с пальмовыми ветвями в песнях восклицать: «Благословен идущий во ими Господа, нашего Спасителя». 1. Народы, что вы возмутились? Книжники и священники, что вы замыслили напрасное, спрашивая: «Кто Этот, Которому дети с пальмами и ветвями в песнях восклицают: «Благословен идущий во имя Господа, нашего Спасителя». 2. г Это Бог наш, Которому нет равного, открыв самый верный путь спасения, показал его возлюбленному Израилю, а потом Сам явился и жил между людьми; благословен идущий во имя Господа, нашего Спасителя. 3. Для чего вы, непокорные, полагаете себе соблазны при пути. Ноги ваши скоры на пролитие крови Владыки, но Он несомненно воскреснет для спасения восклицающих: «Благословен идущий во имя Господа, нашего Спасителя». Стихира на хвалитех. Слава и ныне, гл. 4: Множество народа, Господи, постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и носили их, предшествующие же и сопровождавшие восклицали: «Осанна Сыну Давидову, благословен пришедший и опять идущий во имя Господне». Литургийные антифоны Первый 1. Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое. Припев: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. 2. Приклонил ко мне ухо Свое и потому буду призывать Его во все дни мои. 3. Объяли меня смертные болезни, адские муки постигли меня. 4. Я встретил тесноту и скорбь, тогда призвал я имя Господне (Пс. 114, 1–4). Второй 1. Я веровал и потому говорил — я сильно сокрушен. Припев: Спаси нас, Сын Божий, восседший на молодого осла, поющих Тебе: аллилуйя. 2. Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? 3. Чашу спасения прииму и имя Господне призову. 4. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его (Пс. 115, 1.3–5). Входное: Благословен идущий во имя Господне, благословляем вас из дома Господня, Бог Господь и Он явился нам (Пс. 117, 26–27). СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ Перед утреней вокруг храма крестный ход с пением: Воскресение Твое, Христос Спаситель, воспевают Ангелы на небесах. Удостой и нас на земле чистым сердцем прославлять Тебя (трижды).

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

ПРОРОЧЕСТВО — в узком смысле предсказание будущего. В ВЗ чаще всего это слово означает возвещение Слова по повелению Божию. ПЛОТЬ (евр. синоним немощного рода человеческого. У ап. Павла — психофизическая природа человека. СВЯТОСТЬ (евр. слово, означающее священное. «Святым» называлось все, относящееся к культу. Святость Божия — несоизмеримость Творца и твари. Святость народа Божия — посвященность его Богу, проявляемая в исполнении Закона и Заповедей. СЕПТУАГИНТА (LXX) — греч. перевод ВЗ, именуемый переводом Семидесяти. Осуществлен в III–II bb. до Р.Х. СЛАВА (евр. видимые знаки Теофании (см.). СОТЕРИОЛОГИЯ (от греч. сотер — Спаситель) — учение о спасении. ТЕОКРАТИЯ (греч. боговластие) — термин, введенный Иосифом Флавием. Означает общественный строй, основанный на Законе Божием. Искажение теократии есть иерократия — политическая власть духовенства. ТЕОФАНИЯ (греч. Богоявление) — зримые образы присутствия Бога среди людей (неопалимая купина, огненный столп, колесница в видении Иезекииля). Высшей Т. стало Воплощение Слова. ТОРА (евр. наставление) — в широком смысле любое божественное повеление. В спец. смысле — Пятикнижие Моисеево. ЭКЗЕГЕЗА (греч.) — толкование текста (Св. Писания). ЭСХАТОЛОГИЯ (греч.) — учение о «конце», т. е. о посмертной судьбе человека и о конце истории. Эсхатологическими книгами Библии являются Дан, часть Ис, Иоиль, часть Зах, части Евангелий и Откровение. 4. Важнейшие мессианские пророчества Ветхого Завета 1. Обетование Аврааму, что в его потомке благословятся все племена и народы земли (Быт 12,3; 18,18) 2. Предсказание Моисея о приходе великого Пророка (Втор 18,15,18) 3. Обетование Давиду о вечном Царстве его Потомка (2 Цар 7,12–14) 4. Страдание Мессии (Пс 21,8–9,17–19) 5. Власть Мессии, Сына Божия, Царя и Первосвященника (Пс 109,1,3–4) 6. Мессия — отвергнутый краеугольный камень (Пс 117,22–27) 7. Мессия дарует новый Закон и Слово Господне (Ис 2,2–4) 8. Рождение Еммануила, что значит «с нами Бог» (Ис 7) 9. Пророчество о чудесном Младенце-Мессии (Ис 9,6–7)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

С ним и мы да удостоимся наследовать Царство Небесное во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 27. О духовном сеянии и о бодрствовании в божественных размышлениях 82 Братия и отцы. Ныне время сеяния вещественных семян – пшеницы и других. В это время мы видим, как люди с утра до поздней ночи находятся у дела, всячески стараясь посеять возможно лучше и достаточно для того, чтобы у них были припасы для тела. Что же? Мы, делатели духовного сеяния, будем ли спать? Останемся ли мы незасеянными, чем должно? Как перенесем вечный голод? Или какое представим оправдание бездеятельности? Поэтому пробудимся еще сильнее сеющих плотски и богаче [их] будем сеять, потому что сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет ( 2Кор.9:6 ). Что же будем сеять? Молитвы, моления, прошения, благодарения, веру, надежду, любовь. Таковы семена благочестия. Душа рождена питаться ими. Но в плотском сеянии делатель долготерпит, ожидая, когда пойдет дождь – рано или поздно; в нашем же сеянии мы сами господа дождить и орошать, то есть плакать и сокрушаться, когда хотим и сколько угодно. А так как выбор в нашей власти, то, прошу, будем засевать возможно больше и орошать обильнее, будем умножать плоды нашей праведности, чтобы, когда настанет духовная жатва, мы могли наполнить руки наши и лоно духовными снопами, чтобы мы удостоились услышать: благословение Господне на вы ( Пс.128:8 ), благословихом вы из дому Господня ( Пс.117:26 ), труды рук твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет ( Пс.127:2 ). Таково наше слово об этом. Но я желал бы напомнить вам, братия, что ночи теперь увеличиваются, по мере уменьшения дней. И как бодрствование изнуряет тело, так продолжительный сон утучняет плоть. А когда утучняется плоть, вместе с этим возрастают и страсти. Что же сказать? Кийждо вас псалом имать ( 1Кор.14:26 ), имеет занятие, имеет молитву. Пусть все соразмерно совершается, все к созиданию души, к благо устроению духа, да не искушает вас сатана невоздержанием ( 1Кор.7:5 ). Говорю это не только в отношении ко сну, но и в отношении к пище, питью и всему другому. Ибо то, что бывает с соблюдением правильной меры, прекрасно, потому что сохраняет нас от уклонений в ту или другую сторону здоровыми и невредимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010