“Сей есть день, который сотворил Господь” (Пс 117:24). Под этим днем в целом духовно понимай единство Главы и Тела; “Глава Церкви — Христос, Тело Христово — Церковь” (Еф 1:22–23). “Сей день, который сотворил Господь” (Пс 117:24). Вспомните изначальное состояние мира: “тьма была над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет И отделил Бог свет от тьмы, и назвал Бог свет днем, а тьму ночью” (Быт 2:2–5). Подумайте о тьме, в которой находились новокрещенные до того, как пришли к отпущению грехов. Они были — тьма над бездною до того, как прощены были грехи их, но Дух Божий носился над водою. Они погрузились в воды [Крещения], над водами носился Дух Божий, разогнана была тьма греховная. И вот теперь они — тот день, который сотворил Господь. К ним, новокрещенным, как к новосозданному дню, обращается апостол: “Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе” (Еф 5:8). Разве сказал он: Вы были тьма в Господе? Нет. Тьма — в вас, свет — в Господе. Но Бог назвал свет днем, и вот благодатью Божией день есть то, что есть. Сами по себе они могли лишь оставаться тьмой, стать же светом не могли, если бы не сотворил того Господь. И вот они день, который сотворил Господь: не сам день соделался, но Господь его сотворил. Разве не обычным человеком был Фома, один из учеников, почти человек из толпы? Говорили ему соученики: Мы видели Господа. Но он сказал: “Если не коснусь, если не вложу перста моего в ребра его, не поверю” (Ин 20:25). Евангелисты тебе возвещают, Фома, им ли ты не веришь? Мир поверил, ученик ли не верит? Ведь сказано пророчески о евангелистах: “По всей земле проходит звук их и до пределов вселенной слова их” (Пс 18:5). Благовестие их достигает даже пределов земли, верит весь мир, все ученики возвещают одному — а он не верит. Почему? Ибо не был он еще тем днем, который сотворил Господь. Все еще тьма была над бездною — во глубине сердца человеческого, там была тьма. Поэтому да придет Господь, да придет Глава сего дня и скажет терпеливый, снисходительный, не имеющий гнева Целитель: “Приди, приди, коснись и веруй. Ты, Фома, сказал: «Если не коснусь, если не вложу перста, не уверую». — Приди, коснись, вложи перст и не будь неверующим, но верующим (Ин 20:27). Приди, вложи перст. Зная раны твоей души, Я сохранил для тебя Свои раны”. И вот, явно вложив руку [в язвы Господни], Фома обрел полноту веры. В чем же она заключается? В том, чтобы веровать, что Христос есть не только человек или только Бог, но человек и Бог вместе. Такова полнота веры, ибо “Слово стало плотью и обитало с нами” (Ин 1:14). И вот этот ученик, которому Спаситель дозволил коснуться ран Своего Тела, когда коснулся, воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” (Ин 20:28). Он коснулся человека, но познал Бога. Он коснулся плоти, но узрел Слово, ибо “Слово стало плотью и обитало с нами” (Ин 1:14).

http://pravmir.ru/blazhennyj-avgustin-ep...

11, 15, 22, 24, 26, 29, 30, 34, 37, 39, 56, 60, 68. 69, 70, 85, 101, 114, 118. 119, 122, 129 и 141) и еще чаще представляют изведение Адама из ада Спасителем, причем Спаситель всегда является на вратах адовых, как это принято на старинных изображениях воскресения Христова. Для полноты картины нередко присоединяется сюда фигура дьявола, сковываемого ангелом: такая мысль проведена миниатюристами во многих псалмах (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 56 и проч.). Идея искупления развита миниатюристами во всех подробностях: мы видим здесь, как Бог Отец посылает Своего возлюбленного Сына на спасение рода человеческого (пс. 18, 19, 26), видим затем благовещение (пс. 30, 39, 44, 66, 84), введение Богоматери в храм (пс. 44), рождество Христово (2, 19, 43, 44, 90, 97, 104, 109), поклонение волхвов (пс. 67, 71), сретенье (пс. 82), бегство в Египет (пс. 111), крещеное Спасителя (пс. 22, 28, 31, 33, 41, 73. 76, 97, 113), преображение (пс. 88), воскрешение Лазаря (пс. 87), вход Господа в Иерусалим (пс. 7, 117), тайную вечерю и причащение (пс. 144), предательство Иуды (пс. 40, 49, 54) и его смерть на сучке, согласно с древними апокрифическими сказаниями (пс.108), суд над Иисусом Христом (пс. 21, 38, 54), поругание Спасителя (пс.54), распятие (пс. 4, 10, 21, 27, 30, 33, 34, 36, 37, 40, 41, 54. 55, 68, 73, 97, 106, 108), воскресение (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 55, 65, 66, 92, 97, 106), вознесение (пс. 46, 56, 66, 107) и сошествие Св. Духа на апостолов в виде огненных языков (пс. 18). С иконографической точки зрения отмеченные миниатюры не представляют каких либо оригинальных особенностей: стоя на почве византийско-русского предания, миниатюристы воспроизводят те же самые иконографические формы, которые были приняты как в живописи монументальной, так и в производстве икон – деревянных и металлических. Тем не менее некоторые из миниатюр и с этой стороны представляют значительный интерес своими удачными вариациями и выбором редких сюжетов. Из них заслуживает внимания изображение благовещения в двух различных переводах: в одном Богоматерь представлена в момент явления архангела с веретеном в руках (пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Скр., ч. II, гл. 4, § 6). После того как присутствующими при утрени была услышана песнь ангельская о рождении Спасителя и сознано ими в глубине души греховное их состояние, и при этом мысль их осветилась надеждою на милосердного Спасителя – произносится то же моление, какое и в начале вечерни, именно – великая ектения: «Миром Господу помолимся». В ней выражаются прошения о благах телесных и о духовных и, главным образом, о тех, которых лишились люди с изгнанием Адама из рая. но которые могут получить по явлении Господа на земле. После ектении следует славословие Господу, пришедшему на землю для спасения мира: «Бог Господь и явися (πψανεν) нам ( Пс.117:27 ), благословен грядый во имя Господне» ( Пс.117:26 ), т. е., Господь есть Бог и Он явился нам, и благословен тот, кто идет во имя Господне. Это славословие составляет как бы продолжение ангельского песнопения, возглашенного пред чтением шестопсалмия: «Слава в вышних Богу». При пении «Бог Господь и явися нам» читаются стихи 117-го псалма, в которых возвещается благость и милость Господа: «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» ( Пс.117:1 ) и раскрывается пророчество о Спасителе мира: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» ( Пс.117:11 ); «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня» ( Пс.117:17 ); «Камень, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей, и есть дивен в очесех наших» ( Пс.117:22, 23 ). В дни сокрушения и печали, – в дни поста 427 , а также и в дни, назначенные Церковью для поминовения умерших 428 , вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа», что означает: «Хвалите Господа», «Господь грядет». Эта песнь дает мысль о первом пришествии Господа для спасения людей и о последнем и страшном пришествии Его для суда. В стихах внушается учиться правде Божией и призывается гнев Божий на нечестивых. При пении «Аллилуиа», в дни поста четыре стиха из песни пророка Исаии, которая стихословится пред 5-й песнью канона: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли» ( Ис.26:9 ); «Правде научитеся, живущий на земли»; «Зависть приимет люди ненаказанныя» (Сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Поэтому Он явится вечным Иереем ( Пс.109:4 ). Вместо прежних жертв Он установит новую жертву хвалы и благодарения Богу о спасении ( Пс.68:31–32; 21:23–26 ). Тогда будет установлен новый вечный Завет ( Пс.88:27 ). Так как Бог, избавивши Мессию чрез смерть от всех бедствий, не оставит души Его во аде и не даст Ему видеть истления ( Пс.15:10 ), то Он не умрет, но будет жить ( Пс.117:17 ). Ему отворят врата цар­ства небесного ( Пс.117:19 ), в которые Он войдет как Царь славы ( Пс.23:10 ) и сядет одесную Бога ( Пс.109:1 ). Наконец, на­станет время, когда придет особенный день гнева Мессии ( Пс.109:5 ), когда возгорится ярость Его ( Пс.2:12 ), и Он поразит царей, судей и все народы. Совершивши предварительно над ними суд, Он затем наполнит землю трупами, и сокрушит «главу (змия», т. е. человекоубийцы диавола; Быт.3:15 ; Ин.8:44 ; Пс.109:5–6 ). Прежде всего и особенно стрелы Сильного падут в сердца врагов Его ( Пс.44:6 ). Но уповающие на Мессию будут блаженны ( Пс.2:12; 21:31; 15:4 ), наслаждаясь вечным непрестанным прославлением Мессии ( Пс.44:7–8 ), Который в за­ключение всего будет поставлен Владыкою всего и над всем ( Пс.88:28; 8:7 )» 330 . Наконец, Мессианская идея как бы еще более и нагляднее раскрывалась самой личностью и жизнью Псалмопевца Давида, так как некоторые обстоятельства его жизни были поразительно сходны с обстоятельствами жизни Мессии – Иисуса Христа; по­этому в самой жизни Давида свв. Отцы Церкви 331 видят прообразовательное предызображение Мессии 332 . Поэтому-то «многие последующие пророки, зная Мессианские обетования, данные Давиду, и – его личное Мессиански-прообразовательное значение, называли Мессию в своих пророчествах семенем Давида ( Иер.33:22 ; ср. Ис.11:1 ) и даже прямо Давидом ( Ос.3:5 ; Иер.30:9 ; Иез.34:23 ), а престол Мессии – пре­столом Давида ( Ис.9:7 ; Зах.12:8 ) и благодеяния Его – благодеяниями Давида ( Ис.55:3 ). Еще чаще Мессия Иисус Христос представляется сыном Давида; а Давид Его отцом, и прообразом в Новом Завете ( Мф.1:1 ; Деян.13:35, 38 ; Евр.2:13 )» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Величание: Величаем Тебя, Жизнеподатель Христе, и взываем Тебе: «Осанна в вышних, благословен Идущий, во имя Господне». Стихи из псалмов: Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле. Слава Твоя простирается превыше небес. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя (Пс. 8, 2–3). Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого (Пс. 9, 6). Камень, Который отвергли строители, сделался главою угла; это от Господа и есть дивно в очах наших (Пс. 117, 22). Господь на Сионе велик и высок Он над всеми народами (Пс. 98, 2). Там сокрушил Он стрелы лука (Пс. 75, 4). Услышал Сион и возвеселился и радуются дщери иудейские (Пс. 47, 12). Чтобы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его во Иерусалиме (Пс. 101, 22). Ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины (Пс. 68, 36). Тебе, Более, принадлежит хвала на Сионе и Тебе воздастся обет во Иерусалиме (Пс. 64, 2). Благословен Идущий во имя Господне. Бог Господь и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника (Пс. 117, 26–27). Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим (Пс. 115, 10). Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род (Пс. 145, 10). Хвала Ему пребудет во век (Пс. 110, 10). Прокимен, гл: 4. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. Стих: Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле (Пс. 8, 3.2). Стихира после Св. Евангелия гл. 2: Ныне Христос входит в город Вифанию, сидящий на молодом осле, уничтожая неразумное поклонение твари в обоготворении природы. Канон, гл. 4. Песнь 1 Ирмос: Источники бездны явились неимеющими влаги, и открылось дно волнуемого бурею моря, ибо Ты мановением запретил его волнение и спас избранный народ, поющий победную песнь Тебе, Господи. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Тропари 1. В устах незлобивых и грудных младенцев устроил Ты хвалу Твоих служителей, чтобы низложить противника и воздать крестным страданием за падение древнего Адама, а древом креста восстановить его, поющего победную песнь Тебе, Господи.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Пророчества. Эта составляющая будет включать в себя рассказы о мессианских пророчествах. Особое внимание необходимо уделить пророчествам эпохи царя Давида. Самому Давиду было дано несколько мессианских откровений частью через пророка Нафана, частью непосредственно ( 2Цар.7:12-29 , 1Пар.28:4 ; ср. Быт.49:10, 2 Царств 23:2–5). Откровения эти гласили, что Мессия произойдёте не только из колена Иудина, но конкретно из дома Давида. Он будет праведным и кротким Царём, принесёт с Собой свет и жизнь, будет в самом тесном общении с Богом и за всех заключит с Ним вечный Завет. Образ Мессии как вечного Царя, величайшего Первосвященника и Страдальца за грехи мира раскрывается в мессианских псалмах 20 , которые следует включить в программу. Это будет не особо трудно, т.к. многие псалмы написаны по поводу важнейших событий в истории царя Давида или Израиля. Например, Давид пророчествовал о Мессии, спасаясь от Саула ( Пс.91 ), после окончания преследования ( Пс.68 ), при вступлении на царство ( Пс.39 ), после завоевания Иерусалима ( Пс.109 ), при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим ( Пс.23 ), по поводу восстания на него соседних народов ( Пс.2 ); по случаю разных побед ( Пс.117:88, 131 ), по случаю брака Соломона ( Пс.44 ), при вступлении Соломона на престол. ( Пс.71 ) и т.д. В некоторых псалмах Давид говорит о Мессии так же, как, например, пророк Нафан ( 2Цар.7 ; ср. Пс.2:7-9, 12, 109:1-6 ). В некоторых псалмах пророчество о Мессии раскрываются через воспоминание о бывших в век патриархов обетований ( Пс.71:17 ). В некоторых псалмах образ Мессии раскрывается в личных переживаниях (например, Пс.21:17, 19, 20-22, 28-32, 15:10-11, 88:27-30, 39:4, 7-9, 131:11, 13, 17-18, 44, 71, 23, 8, 68 и др.). Наконец, Давид предсказывал о Мессии в прообразах ( Пс.21:2, 109:44, 117, 40, 54, 87, 108 и д.). Из всех этих псалмов наиболее важны: 2, 8, 15, 21, 23, 39, 44, 68, 71, 88, 109 и 131. На них при изложении «Завета Божия с Давидом» нужно сосредоточить внимание учащихся. При разборе пророческих книг книги пророков Исаии и Иеремии целесообразно поставить на первом месте.

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Пс.2:7 : сын мой еси ты, аз днесь родих тя 323 . Псалмы 3, 21 и 40, по Амвросию, предвозвещают страдания Христа 324 . Пс.15:10 – «не оставиши души моея во аде», – указывает, по нему, на воскресение 325 . Пс.30 указывает на уничижение Христа, принятие Им зрака раба 326 . Пс.35:10 , согласно с 7, 27 книги Премудрости, учит, что Христос есть сияние вечного света – Его Отца, – зеркало без порока, потому что Отец видим в Сыне 327 . Пс.44:2 говорит о происхождении Сына от Отца 328 . Пс.44:3 – о Его превосходстве над людьми 329 . Пс.68 – о Его бедности, злословиях и поношении, которые Он претерпел нас ради 330 . Пс.65псалом воскресения 331 . Пс.84 ясно пророчествует о пришествии Христа 332 . Пс.87:5 – учит, что Христос при совершении дела спасения не имел нужды ни в чьей помощи 333 . В Пс.88 Христос предызображается как царь 334 . Слова Пс.117 предызображают страдание Христа 335 . Пс.118 также часто говорит о Христе 336 . Пс.131 пророчествует о рождении Христа из рода Давидова 337 . «Короче сказать, – пишет св. Амвросий, – в псалмах мы находим всю жизнь Христа. В них он не только рождён, но и перенёс спасительные страдания, лежит во гробе, вознесён на небо, сидит одесную Отца» 338 . Все эти псалмы и места псалмов, приведённые здесь и многие другие изречения псалмов, которые встречаем в произведениях св. Амвросия, в действительности частью прямо мессианские, частью же, по крайней мере, могут быть относимы ко Христу. Писания пророческие, по воззрению св. Амвросия, во всей полноте начертало образ Христа-Мессии. Это воззрение проводится св. Амвросием везде, где касается пророческих писаний. Последние, по нему, потому и носят такое наименование, что предызображают Христа: «пророком не может быть назван тот, кто не пророчествовал о Сыне Божием» 339 . Кроме писаний пророческих, мессианские пророчества содержатся, по св. Амвросию, и в других книгах Священного Писания. Пророчество Нафана Давиду – «я возставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство твое. Он построит мне дом, и утвержу престол Его на веки». ( 1Пар.17:11–13 ) – св. Амвросий относит ко Христу и приводит к тому следующие основания. Царство Соломона имело конец; не имеет конца только царство Христа, Соломон был рождён при жизни Давида; о семени же говорится, что оно произойдёт после смерти Давида 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Пс.117:24 .   Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Какой же это день, как не спасительный для всех народов, в который отвергнутый «Камень» сделался «главою угла» ? – т.е. день воскресения Спасителя. Хотя и всякий день есть Господень, но «сей день» – преимущественно сотворен благим Богом: «в сей день» и вначале сотворил Бог свет и он же, будучи почтен воскресением нашего Спасителя, озарился лучами Солнца Правды – Иисуса Христа. Притом и Создатель света назвал его " днем», не сотворив ничего другого в этот " день» (Афанасий, Феодорит). Пс.117:25 .   О, Господи, спаси же, о Господи, поспеши же! Пс.117:26 .   Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня. В этих словах пророчество о Христе; потому что Христос пришел «во имя Господне», то есть под именем Божиим: пришел от Бога будучи Богом. В этом же пророчестве находится и " осанна», т. к. слово «спаси же» в еврейской Псалтири выражено: «осанна» . В этих словах показано к Кому относились песнопения иерусалимских отроков (см. Мф. 21, 15 ). Хорошо сказано: " грядый», а не Пришедший; ибо Он всегда приходит и является человеческому роду (хотя и не во плоти), без движения и перехождения (так как наполняет Собою небо и землю), когда мы расположением своей души приближаемся к Нему; особенно же является Он нам в таинстве святого Причащения. Слово это указывает и на Второе пришествие Христово. «Благословихом вы, из дому Господня» . Это говорят пророки уверовавшим во Христа: блаженными назовем вас за то, что вы стали " домом» духовным и в вас обитает «Господь» (Афанасий, Феодорит, Феофан). Пс.117:27 .   Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. «Бог Господь» – Кто Он? Господь Бог воинств. Бог приходит спасти человека Своими страданиями. И то, чем Он соделался – страдало; а то, чем Он был – спасло нас. Ибо просто человек не мог спасти, а Бог только в одном Своем естестве не мог страдать. Поэтому Он, Еммануил, пребывая Богом, соделался и Человеком. «Бог Господь явился» всем людям посредством вочеловечения. Здесь вместо будущего времени сказано в прошедшем по свойству пророчеств, в которых будущие употребляются в виде прошедших. Следующими словами Пророк побуждает христиан совершать «праздник» жертвами духовными, которые во учащающих, т.е. в своем множестве покрывают таинственный душевный жертвенник (Прокл, Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

В конце концов, жертва хвалы стала православной Божественной Евхаристией, в которой завершаются дела Божии о спасении людей. «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» ( Пс.49:23 ). Так, слава Божия предстает как спасение человека – Господь делает с человеком то, «чтобы отвесть душу его от могилы и просветить его светом живых» ( Иов.33:30 ). В книге Иова не раз говорится о делах Божиих как о чудных. Здесь надо понимать, что чудо в Священном Писании – это дело Божие, согласное с Его хотением и волей, когда побеждается установленный естества чин и закон. Господь «делает великое, неисследимое и чудное без числа» ( Иов.9:10 ). Благодарность и вечное славословие требует памяти – «Памятными сделал Он чудеса Свои...» ( Пс.110:4 ). Память о делах Божиих устанавливается в том, что роды человеческие, следующие друг за другом, связаны единым делом – восхвалять дела Божии и возвещать о Его могуществе ( Пс.144:4 ). Праведник, положивший все упования на Бога своего, знает одно только благо – «чтобы возвещать все дела» Его ( Пс.72:28 ). «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» ( Пс.117:17 ). Ко всем нам сквозь века обращено: «Возвещайте между народами дела Его» ( Пс.9:12 ). И параллельно этому слово о славе – «Возвещайте в народах славу Его» ( Пс.95:3 ). Еще раз видим тождество дел Господних и славы Божией. Даже Богомыслие состоит в памятовании дел Божиих: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» ( Пс.142:5 ). (Заметим, что Божии руки имеют дела, а человеческие руки – труд.) Всякое узаконение Божие утверждает память Его дел – именно для постоянства пребывания в зрении Бога человеку даются заповеди жизни. «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы... не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его...» ( Пс.77:5,7 ). Псалмопевец говорит, что за невнимание и забвение «дел рук» Божиих Господь разрушит беспамятных и не воскресит их ( Пс.27:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010