369. Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 370. Слово 7, гл. 3. 371. Сердце мое поражено и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле… Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами (Пс 101. 5–8, 10). 372. Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю (Пс. 6. 7). 373. Слово 8. 374. Слово 8. 375. Преподобный Нил Сорский в Слове 2 называет молитву и плач духа разумным вопитием и плачем. 376. Лествица. Слово 7, гл. 60. 377. Кричал от терзания сердца моего (Пс. 37. 9). 378. Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Сол. 5. 21). 379. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 380. Преподобный Нил Сорский Слово 8. 381. Мф. 5. 4. 382. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения (Пс. 114. 6–8). 383. Удалитесь от меня, все делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою (Пс. 6. 9–10). 384. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 19. 385. И было: после того как в плен был отведен Израиль, и Иерусалим опустошен, сел пророк Иеремия, плача и рыдая над Иерусалимом (Плач. 1). 386. Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! Он стал как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником (Плач. 1. 1). 387. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделалисъ врагами ему (Плач. 1. 2). 388. Ответ 38. 389. Святой Исаак Сирский Слово 65. 390. Напитаешь Ты нас, точно хлебом, слезами, напоишь слезами нас вдоволь (Пс. 79. 6). 391. …дороги Тебе слезы мои по обетованию Твоему (Пс. 55. 9). 392. Слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс. 41. 4). 393. При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

11. Воспою и пою во славе моéй.    Воспою и пою во славе моей (Пс. 56:8). 12. Чашу спасéния прииимý и имя Госпóдне призовý.    Чашу спасения приму и имя Господне призову (Пс. 115:4). 13. В мире вкýпе уснý и почию.    С миром быстро усну и успокоюсь (Пс. 4:9). 14. Обратися, душé моя, в покóй твой, яко Госпóдь благодéйствова тя.    Возвратись, душа моя, в покой твой ­ вернись к прежнему спокойствию, которое было до постигших бедствий., ибо Господь облагодетельствовал тебя (Пс. 114:6). 15. Госпóдь праведен, ссечé выи грéшников.    Господь праведен: Он рассек шеи грешников (Пс. 128:14). 16. Воскресни, Гóсподи, в покóй Твой, Ты и кивóт святыни Твоéй.    Встань, Господи, на (место) покоя Твоего, Ты и кивот святыни Твоей (Пс. 131:8). 17. Дóму Твоемý подобает святыня, Гóсподи, в долготý дний.    Дому Твоему, Господи, приличествует святость на долгие дни (Пс. 92:5). 18. Помянý имя Твоé во всяком рóде и рóде.    Буду вспоминать имя Твое от рода в род (Пс. 44:18). Седален по полиелее    Сообразно месту своему на радостнейшей и псалмической части службы, он просит Давида объяснить смысл настоящего праздника, видя указание на него в Пс. 44 (о Царице одесную Царя), и приглашает к радости о нем особенно женщин, имея в виду пророчество того же псалма («приведутся Царю девы вслед Ея»).     Седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф.    Возопий, Давиде, что сей праздник, егóже воспéл еси дрéвле в книзе псалóмстей Яко дщерь Богоотроковицу и Дéву, преложи Ю на óны обители Христóс, Иже из Нея без сéмене рóждся. И сегó ради радуются матери и дщéри и невéсты Христóвы, вопиюще: Радуйся, Преставившаяся к вышнему царствию.     Объяви, Давид, что это за праздник, который ты некогда воспел в книге псалмов. «Это дщерь Богоотроковицу и Деву, (это) Ее преставил в те обители Христос, родившийся от Нее без семени. Потому-то и радуются матери, дочери и невесты Христовы, восклицая: Радуйся, Преставившаяся к вышнему царству». Прокимен    Такой же, как на Рождество Пресвятой Богородицы, но стих к нему «Слыши, дщи...» — обращение к Матери явившегося за Нею Сына от имени Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс.118:108.   Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. Добродетель должна быть произвольная ( «вольная» ) и свободная от всякого принуждения: такова была Давидова, который молился Богу о том, чтобы благоволил принять дела его только произвольные: «доброхотна бо дателя любит Бог» (2 Кор. 9:7) (Кирилл). Пс.118:109.   Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Когда мы в «руки» Божии предадим душу свою, чтобы из «них» получить пищу, жизнь, честь и славу, то мы не подвергнемся забвению Бога ни малейшему, но всегда будем памятовать о Нем, и ничто житейское не приведет нас в гнев или раздражение на злоумышленников своих (Феодор). Пс.118:110.   Положиша грешницы сеть мне: и от заповедей Твоих не заблудих. Беззаконные люди и демоны сплетают всякого рода козни, но я решился идти несоблазняющимся путем «заповедей Твоих» (Феодорит). Пс.118:111.   Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть. Подобно «свидения» Божии составляли «радование сердца» апостолов, когда они пошли из собора, радуясь, что за имя Иисусово удостоились принять поругание (Аполлинарий). Пс.118:112.   Приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. Сам Господь Вседержитель говорит: «обратитеся ко Мне, и (Аз) обращуся к вам , и излию вам благословение Мое» (Мал. 3:7). Надеждою на «воздаяние приклонил сердце» свое Пророк, зная, что чем больше кто потрудится здесь — тем большего радования сподобится там (Феофан). Пс.118:113.   Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Как любящий свет ненавидит тьму, так и любящий закон Божий ненавидит «законопреступные» помыслы и действия. Такова похвала святых. А кто помнит зло — тот законопреступник (Златоуст, Исаиа). Пс.118:114.   Помощник мой и Заступник мой еси Ты: на словеса Твоя уповах. Пророк не просит: будь Ты мне помощником, но исповедует, что Бог уже есть его «помощник» и «заступник» (Златоуст). Пс.118:115.   Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Пс.118:116.   Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду: и не посрами мене от чаяния моего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

369. Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 370. Слово 7, гл. 3. 371.  Сердце мое поражено и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле… Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами (Пс 101. 5–8, 10). 372.  Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю (Пс. 6. 7). 373. Слово 8. 374. Слово 8. 375. Преподобный Нил Сорский в Слове 2 называет молитву и плач духа разумным вопитием и плачем. 376. Лествица. Слово 7, гл. 60. 377.  Кричал от терзания сердца моего (Пс. 37. 9). 378.  Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Сол. 5. 21). 379. Святой Исаак Сирский. Слово 89. 380. Преподобный Нил Сорский Слово 8. 381. Мф. 5. 4. 382.  Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения (Пс. 114. 6–8). 383.  Удалитесь от меня, все делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою (Пс. 6. 9–10). 384. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 19. 385.  И было: после того как в плен был отведен Израиль, и Иерусалим опустошен, сел пророк Иеремия, плача и рыдая над Иерусалимом (Плач. 1). 386.  Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! Он стал как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником (Плач. 1. 1). 387.  Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделалисъ врагами ему (Плач. 1. 2). 388. Ответ 38. 389. Святой Исаак Сирский Слово 65. 390.  Напитаешь Ты нас, точно хлебом, слезами, напоишь слезами нас вдоволь (Пс. 79. 6). 391.  …дороги Тебе слезы мои по обетованию Твоему (Пс. 55. 9). 392.  Слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс. 41. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Иоанна Златоуста . Между толкованиями древних Отцов и Учителей Церкви Беседы св. Иоанна Златоуста на псалмы, не смотря на неполноту , в какой они сохранились, занимают выдающееся место по высоким достоинствам своего содержания и изложения. По суду древних ценителей (патриарха Фотия и Свиды , они принадлежат к лучшим произведениям святителя. Они отличаются глубоким проникновением в содержание псалмов, ясным, одушевленным изложением выраженных в них истин и благочестивых чувствований, особенно же — неподражаемым нравственным применением содержания псалмов к жизни христианина. Златоуст не извлекает только из текста псалмов содержащиеся в них истины веры и нравственности, но раскрывает их и убеждает в их непреложности и обязательности своим одушевленным красноречием. В его беседах Псалтирь действительно получает характер высокого молитвенного воззвания к Богу, соответствующего не только ветхозаветному, но и новозаветному времени. — В своем толковании псалмов Златоуст держится преимущественно буквального, исторического смысла, за исключением, понятно, тех псалмов или отдельных стихов, которые имеют пророческий характер (напр. Пс. 44–й; 46–й; 109 и др.). Основное правило относительно этого выражено при объяснении 9–го псалма: «когда, говорит святитель, нужно объяснять что–либо в переносном смысле (κατ αναγωγν), то не должно оставлять этого. Одно в Писании нужно и созерцать (θεωρησαι) или объяснять в переносном смысле», как сказано в русском переводе этих слов, «а другое нужно понимать, как сказано только» (стр. 115), в иных же местах нужно принимать и то, что сказано, и то, что этим обозначается» . Примерами этого последнего, двойственного, объяснения псалмов служат толкования на 5–7–й ст. 9–го Пс., которые объяснены сначала буквально (стр. 114), а затем — в переносном смысле — относительно божественного суда над иудеями (стр. 116), — на 2–3–й ст. 43–го Пс. (стр. 168–169, 171), на 9–10–й ст. 45 Пс. (стр. 212), — 2–й ст. 46–го Пс. (стр. 215) и др. Пониманию слов некоторых псалмов в переносном смысле Златоуст иногда только не препятствует (наприм., при объяснении 2–го ст. 47–го Пс., стр. 225), а иногда отклоняет такое понимание (наприм., при объяснении 4–го ст. 115–го Пс. (стр. 350). Вместе с ясным выражением буквального или переносного, пророческого, смысла, святитель обращал особенное внимание на последовательный ход мысли в содержании псалмов и раскрывал его там, где этой последовательности с первого взгляда можно не заметить (см. на стр. 142; 173–174; 234; 238; 463 и др.)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

6:7-8); еже боятися Господа Бога твоего (Втор. 10:12). Говорит же и Иов: Да приидет моя мольба ко Господу, пред Ним же да каплет око мое (Иов. 16:20). И Анна горевала в Силоаме, плакала и молилась Господу, говоря: аще призриши на смирение рабы Твоея и помянеши мя, и даси рабе Твоей семя мужеско (1 Цар. 1:11). И услышал ее Господь и послал ей пророка Самуила. И другая Анна — [жена] Иоакима плакала в саду своем и просила о чаде и получила Святую Деву Марию — Матерь по плоти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И Давид: Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи (Пс. 38:13). И будучи услышан, говорит: Милостив Господь и Праведен… смирихся, и спасе мя. Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения (Пс. 114:5, 6, 8), ибо сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125:5). Итак, благоугожду пред Господем во стране живых (Пс. 114:9). И словами: Ходящии хождаху и плакахуся (Пс. 125:6), как я думаю, он о нашем пленении говорит, ибо описанное прежде [теперь] относится к нам. Так и мы должны о самих себе, как те [о себе], плакать горько. Прежде всего о пожаре в святом граде Иерусалиме, и о перенесении святого креста Христа Бога нашего в Персию, и о погибших в стольких войнах, потому что они нам сотелесники и единоверцы. Как и пророк Иоиль вопиет: плачитеся жерцы, служащии жертвеннику, внидите, яко опустеша земля, поспите во вретищих, служащии Богу… восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди Твоя и не даждь достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут во языцех: где есть Бог их?(Иоил. 1:13, 10; 2:17). Потому что в нашей власти — умолять непамятозлобного Господа, как научает пророк Софония, говоря: Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15:17), но кто будет оправдывать согрешающего против души своей (Сир. 10:32), кроме горячих слез с сокрушением? Ибо всегда жаждет спасения нашего Благой и Милосердный Владыка, как и Апостол свидетельствует, говоря:Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

И такая замена одного собственного имени Божия «Имя Божие» другим собственным именем или местоимением встречается постоянно у толкователей Псалтири. Например, Афанасий Великий пишет: «Воспою имени Твоему – ( Пс.60:9 ), воспою пребывая пред Тобою 455 . «О имени Твоем воздежу руци мои ( Пс.62:5 ) – к Тебе Единому» 456 . То же самое видим мы и у св. Иоанна Зиатоуста: «Сотвори со мною ради имени Твоего» ( Пс.108:21 ), пишет он, т. е. как бы так говорит Давид: не потому, что я достоин того, но ради Себя Самого, ради того, что Ты человеколюбив и милостив» 457 . «Хвалите имя Господне ( Пс.112:1 ) ... Нужно возносить песнопение Богу» 458 . «Имя Господне призвах ( Пс.114:3 ) ... для меня достаточно призвать Бога» 459 . Блаженный Феодорит , как мы видели, прямо заявляет, что выражение «Имя Божие» берется за самое лицо Божие» и потому постоянно заменяет это выражение или другими именами Божиими или местоимениями, означающими Бога. «Сохранит тя имя Бога Иаковля» ( Пс.19:2 ), т. е. Бог Израильского народа. «Да исповедятся имени Твоему великому» ( Пс.98:3 ), – «всем надлежит песнословить Тебя». Таким образом, святые отцы ставят знак равенства не между именами Божиими вообще, например, Господь, Иисус Христос и т. д. и Самим Богом, как учит Булатович, а лишь между одним наименованием Божиим «Имя Божие» или «Господне» и другими: «Бог, Господь» и т. д., употребляя их одно вместо другого. Употребляется у св. отцов в толковании на Псалтирь выражение «имя Божие» и в обычном, нарицательном смысле, т. е. в смысле не особого имени, а общего понятия для всех наименований Божиих, но тогда св. отцы не только не находят возможным заменять это выражение какими-либо именами Божиими, но и прямо указывают, что употребляемое в таком смысле выражение не есть Бог. «Где те, которые исследуют существо Божие», спрашивает св. Иоанн Златоуст , толкуя слова 8 псалма: «яко чудно имя Твое». «Если пророк, выслушав имя Его, так удивился, что пришел в изумление, то какое извинение могут иметь те, которые говорят, будто они знают существо Божие»? 460 «Слово и язык человеческий слабы, пишет он в толковании на 47 псалом, а потому нужно со словом соединять богоприличную мысль» 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Вечерня — похожа на теперешнюю, но без стихир и без тропарей, и, конечно, без иерейских или диаконских частей. В начале рукописи написана 1–я кафисма Псалтыри. Схема этого Часослова могла бы совпадать с тем, что Иоанн Кассиан рассказывает о палестинских монахах (см. выше стр. 23), у которых главными были бдения 1–ой и 4–й стражи ночи, к которым прибавлялся 1–й час. Появляется и краткая вечерня, вошедшая, вероятно, под влиянием городских служб; о соответствующей 2–й части утрени нет следов. По новому исследованию Часослов — дело семи разных переписчиков, неправильно переплетен. Сестра Максима предлагает новое расположение тетрадей так, чтобы Часослов начинался с полунощницы, что, казалось бы, логично. Мы предлагаем тут наше прежнее описание (ИТИ:59), его корректируя и дополняя. a) (Конец 6–го часа): Пс. 83 и 114. Нет тропарей. b) 9–й час: Пс. 83, 84, 85, 68, 112, 110, 120. Нет тропарей. c) 12 псалмов: 74, 29, 54 — Слава — 5, 7, 40 — Слава — 31, 80, 81 — Слава — 93, 104, 56. Четыре тропаря. d) 2 полунощных канона: ирмосы «Помощник», три тропаря на каждую песнь, со стихами Пс. 118. e) 6 стихир со стихами из Пс. 37, 118 и 6. f) Последование полунощницы: молитвы Иезекииля и Манассии, Пс. 90, Ис.26:9: «От нощи», «Се жених грядет», Пс. 118. g) Многообразный поэтический материал: 6 канонов (со 2–й песнью) воскресных, Богоматери, Предтечи; Блаженны, стихиры, седальны, и т. д. (больше 400 неизданных тропарей, очень архаичного и простого содержания, вероятно VII-VIII вв.) После 9–го часа вечерня намеренно пропущена. Чин 12 псалмов заменяет Великое повечерие. Полунощница содержит элементы современных повечерия и 1–ой части утрени. Поэтический материал находится еще вне самих служб, в порядке свободного употребления. Это полный Часослов, очень близкий к современному, но с большими и замечательными расхождениями. Он тоже не предполагает еще употребления Октоиха. Расхождения с современным Часословом идут по линии близости к палестинским порядкам (по Кассиану) и неполного согласия с каппадокийскими традициями (по Василию). Схема служб арамейского Часослова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Ст. 3. Вспоминается переход через Красное море (см.: Исх. 14:21–22 ) и перенесение Ковчега Завета через р. Иордан ( Нав. 3:14–17 ). В Православной Церкви этот стих поется как прокимен и антифон праздника Богоявления. Ст. 4. Вспоминается явление Бога Моисею на горе Синай (см.: Исх. 19:18 ). Ст. 5. В Православной Церкви этот стих поется как антифон праздника Богоявления. Ст. 7. От взора (букв. «от лица») – от присутствия. Ст. 8. Речь идет о чуде в пустыне Син, когда по повелению Бога Моисей ударил жезлом о скалу и из камня потекла вода (см.: Исх. 17:5–6 ; Чис. 20:11 ). Ст. 9. Противопоставление своего недостоинства и милости Божией перекликается с молитвой пророка Даниила (см.: Дан. 9:18 ). Ст. 12. Описание того, как художник делает идола, находим у пророка Исаии (см.: Ис. 40:19–20; 44:9–20 ). Ст. 17. Дом Израилев – народ, потомки Израиля. Ст. 18. Дом Ааронов – священники, потомки Аарона, брата Моисея. Ст. 24. ...сынам человеческим – людям.   Псалом 114 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В евр. тексте пс. 114 и 115 объединены в один псалом. Ст. 5. ...младенцев – букв. «несмысленных», отсюда синодальный перевод: «простодушных».   Псалом 115 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Ст. 1. Этот стих цитируется во Втором послании к Коринфянам (см.: 2Кор. 4:13 ). Ст. 4. Чашу спасения – чаша была одним из священных предметов в храме, из нее совершалось благодарственное возлияние (см.: Исх. 37:16 ). Этот стих прообразует, с одной стороны, мученическую смерть за Господа нашего Иисуса Христа, с другой – евхаристическую Чашу, из которой Господь наш Иисус Христос дал пить Своим ученикам на Тайной вечере (см.: Мф. 26:27 ). Этот стих вошел в чин православного богослужения в качестве запричастного стиха в Богородичные праздники. Ст. 5, 9. Обеты – соответствующее греч. слово имеет два значения: «обеты» и «молитвы». Ст. 6. Этот стих вошел в православное богослужение в качестве прокимна. Ст. 7. ...сын рабыни – Твой слуга, последний из Твоих слуг; ...Расторг Ты узы мои – освободил от смерти. Ст. 10. Во дворах дома Господня – во дворе Иерусалимского храма.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Василия Великого только с немногими даже из самых знаменитых отцов Церкви. И импровизация св. Василия была настолько совершенна, что он мог говорить не только без предварительного приготовления (разумеем предварительное изложение мыслей на бумаге), но и не обдумав и даже не предугадывая того, о чем ему нужно будет говорить в том или другом случае. Разительнейшее доказательство этого мы находим в Беседе его на 114-й псалом. Явившись в один из храмов, где проводилось торжественное богослужение, он застал верующих за пением 114-го псалма: «возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего» ( Пс.114:1 ). Опытный проповедник, он тотчас выходит на кафедру и начинает изъяснять верующим только что петый ими псалом. «Чтобы не огорчить вас, удерживая долго, кратко побеседую из псалма, который я застал вас поющими, и, по мере сил своих напитав души ваши словом утешения, отпущу, чтобы каждый из вас занялся попечением о теле своем. Что же было пето вами? Следующее: «возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего» и т. д. 846 Беседы св. Василия Великого на Шестоднев по внешней форме своей имеют истинный характер гомилии. Проповедник соблюдает в своих изъяснениях строгую постепенность. Он объясняет повествования Бытописателя не только стих за стихом, но даже слово за словом. Для того чтобы составить себе ясное и отчетливое понятие о приемах св. Василия в этом деле, рассмотрим кратко самую малую по объему из его Бесед на Шестоднев – Беседу четвертую, о собрании вод. После краткого приступа, в котором он призывает верующих к внимательному и неленостному слушанию словес Духа, св. Василий Великий сначала выписывает все слова Писания, которые он имел в виду объяснить в предстоящей беседе: «И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша: и бысть тако, и собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша. И нарече Бог сушу землю: и собрания вод нарече моря» ( Быт.1:9–10 ). Затем проповедник начинает изъяснять приведенное место – слово за словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010