Но можно с вероятностью предполагать, что и Псалом 131-й, не имеющий в своём надписании имени писателя, также воспет был Соломоном по случаю перенесения ковчега завета из Давидовой сионской скинии в воздвигнутый им храм иерусалимский. 7) Писатели остальных сорока трёх псалмов: 65, 65, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136 и 145–150 в еврейских надписаниях не поименованы и несмотря на то, что некоторые из них в переводе 70-ти, нашем славянском и др. древних переводах надписываются то именем Давида, то именами пророков Иеремии, Аггея и Захарии, должны быть признаны песнями различных неизвестных писателей. По различным, более или менее вероятным, признакам можно догадываться, что из числа этих псалмов первые 4:65, 66, 90 и 91 относятся ко времени Езекии, а следующие затем 8 псалмов, 92–99, воспеты были в подражание пророчествам Исаии о вечном всемирном царстве Божием (гл. 40–66) в царствование Иосии, или в последние годы Манассии; псалма: 101, 104, 105 и, может быть, еще 129 составлены были в утешение и ободрение иудеев в плену вавилонском, в ожидании обещанного пророками избавления, а все остальные относятся к послепленному периоду священной письменности и были составлены частью по случаю самого возвращения из плена с последовавшими затем стеснительными обстоятельствами водворения и устроения возвратившихся в своём отечестве ( Пс.106, 110–113, 118–120, 122, 124, 125, 127, 128 и 136), частью же по случаю построения и освящения второго храма в Иерусалиме ( Пс.114–117, 123–125 ) и восстановления и освящения стен святого города ( Пс.145–150 ). 6) Происхождение собрания псалмов Написанные в разные времена в течение продолжительного, более чем 600-летнего периода (не включая сюда промежуток времени, отделяющий псалом Моисея от псалмов Давидовых), песни Псалтири собраны были в един состав не вдруг, а постепенно, по мере их происхождения. Судя по тому высокому уважению, каким уже во время Давида стали пользоваться у евреев священные песни, надобно полагать, что начало собрания их имело место во время Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

При этом первоначальное простое повторено одной и той же мысли в синонимических выражениях получило чрезвычайно многообразное развитие. Различаются следующие основные формы параллелизма: 1) Синонимический параллелизм, наиболее простой и наиболее чистый. Он состоит или в простом повторении той же мысли, напр.: Как я буду проклинать того, кого Бог не проклял? Как я буду предавать проклятию, кого Ягве не предал проклятию? ( Чис.23:8 ). Или во втором члене повторяется не идентичная, но вполне параллельная мысль, напр.: Солнце, стой спокойно у Гивеона И луна в долине Айалон ( Нав.10:12 ). 2) Параллелизм антитетический, напр.: Ибо Ягве знает путь праведных, А путь нечестивых погибнет ( Пс.1:6 ). 3) Параллелизм синтетический; он состоит в том, что второй член добавляет или развивает в других направлениях мысль первого члена, следовательно, этот род параллелизма является параллелизмом лишь по форме, но не по содержанию, напр.: Как птица, которая улетела из своего гнезда, Так и человек, который сделался беглецом из своей родины ( Притч.27:28 ). 4) Параллелизм степенный, суть которого состоит в следующем: первый член берётся с неполным выражением мысли, второй член повторяет слова первого и заканчивает мысль, образуя как бы следующую ступень лестницы; напр.: Воздайте Ягве, о вы, сыны Божии, Воздайте Ягве славу и силу ( Пс. 29:1 ). Этот последний вид параллелизма есть наиболее красивая форма еврейского стиха. Он применён в следующих псалмах: 29, 92, 93, 94, 96, 113 и в некоторых песнях пилигримов 22 . В одном и том же псалме обыкновенно чередуются все виды параллелизма; лишь некоторые псалмы соблюдают в этом отношении однообразие. Кроме дистихона, в псалмах не раз встречаются и другие формы: чередуются зараз по три, по четыре и даже по пять параллельных стихов; последние формы, впрочем, крайне редки. Лучшими по стихосложению псалмами надо признать следующее: 51, 81, 91 и 103. Что касается разделения поэтических произведений на строфы, то в этом отношении еврейская поэзия точно также является недоразвившейся. Чуть ли не единственным произведением с правильным разделением на строфы является пс. 107. В других псалмах иногда встречается деление, лишь приблизительно похожее па строфы. Именно, известное число стихов, не всегда равное, перемежается повторением одного и того же стиха, или группы стихов. Это повторение (рефрен) появляется не там, где оно требуется технически, а там, где мысль поэта делает естественную паузу. Таким образом, о строфах в еврейской поэзии приходится говорить также не в метрическом, а в логическом смысле

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

   Позднее, когда Моисей просил позволения увидеть славу Божию, Бог возвестил Свое имя «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания...» (Исх 34:6—7). Из горящего куста Бог ответил на вопрос, каким образом Он существует, здесь Он отвечает на вопрос, каков Он в Своих действиях. Это основополагающее оповещение о сущностных качествах Бога эхом звучит в последующих Писаниях (Неем 9:17, Пс 85:15, Иоиль 2:13, Ион 4:2). Все это часть Его «имени», т.е. частичное раскрытие Им Своей природы, за которое Он достоин вечного поклонения.    В Новом Завете слова и дела Иисуса, воплощенного Сына Божьего, составляют полное откровение о мыслях, взглядах, образе действий, планах и целях Бога Отца (Ин 14:9—11 ср. Ин 1:18). Слова «да святится имя Твое» в молитве Господней (Мф 6:9) выражают желание, чтобы Бог был почитаем и восхваляем, как того заслуживает великолепие Его полного откровения. Закон Божий    Человек был создан не автономным, т.е. вольным поступать, как ему заблагорассудится, а теономным, т.е. обязанным соблюдать законы своего Творца. Соблюдение этих законов не представляло трудности, поскольку Бог устроил человека таким образом, что благодарное повиновение приносило бы ему величайшее счастье. В исполнении закона долг сочетается с наслаждением, как это было у Иисуса (Ин 4:34 ср. Пс 111:1, Пс 118:14—16,47—48,97—113,127—128,163—167). Падшее человеческое сердце не любит закон Божий, и потому, что это закон, и потому, что он Божий. Но те, кто знает Христа, не только любят закон и желают хранить его из благодарности за оказанную им милость (Рим 7:18—22, Рим 12:1—2), но и Сам Дух Святой ведет их к такой степени послушания, какой они прежде не знали (Рим 7:6, Рим 8:4—6, Евр 10:16).    Нравственный закон Бога пространно изложен в Писании: в Десяти заповедях, других установлениях Моисея, в проповедях пророков, в учении Иисуса и в новозаветных посланиях. В законе нашли отражение святой характер Бога и те цели, которые Он ставит перед сотворенными Им человеческими существами. Бог повелевает нам вести себя так, чтобы это доставляло Ему радость, и запрещает делать то, что оскорбляет Его. Иисус выражает суть нравственного закона в Двух великих заповедях: люби Бога своего и люби ближнего своего (Мф 22:37—40), на которых, как Он сказал, утверждаются все наставления Ветхого Завета о нравственности. В нравственном учении Христа и Его апостолов старый закон углубляется и переосмысливается применительно к новым условиям жизни в Царстве Божьем, где царствует Спаситель, и в наступившую после дня Пятидесятницы эпоху Духа, на протяжении которой народ Божий призван жить небесной жизнью в миру (Ин 17:6—19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слава Его превосходит всякую мыслимую реальность, Его личность превыше всех достоинств, Он Вездесущий, Его присутствие всеобъемлюще, охватывает все сущее. 7–9 Превознесенный и превозносящий. Он Сам высок (4); Он, обитая на высоте (5), поднимает бедного… возвышает нищего, из праха до уровня князей возвышает обездоленного. Он берет людей беспомощных (бедного… нищего), их приниженность облачает в достоинство и вселяет в них надежду. Как это все соответствует реалиям исхода: от контроля Господа над природными стихиями ( Исх.4:22–23; 14:30–31 ) до Его понимания нужд Своего народа ( Исх. 2:24–25; 3:7 ) и неописуемого горя и отчаяния еврейских матерей ( Исх. 1:22 )! Но Господь не меняется: Он остается Тем же Богом, Который открылся Своему народу в древности. б) Псалом 113. Верховный владыка над всем сущим Послание Пс. 112 не является самообольщением, поскольку в Пс. 113 (1–8) говорится о верховном владычестве Господа над народами (1), которые идентифицируются с народом, некогда изгнанным (2), о Его господстве над сотворенным Им миром (3–7), об обеспечении жизненных нужд страждущих (8). Исторические факты исхода подтверждают реальность Божьего откровения. 1–2 Искупление и постоянное присутствие Господа. Когда Господь совершает искупление, Он являет Свое присутствие; отделяя Свой народ от мира, Он отделяет их для Себя. В псалме преодолеваются топографические рамки присутствия Его святыни (т. е. святилища – Его местопребывания) в Иудее: именно народ иудейский становится местом обитания Его ( Еф. 2:19– 22 ). Ибо Он преобразует тех, кого спасает: тот, кто носил имя Иакова, становится Израилем ( Быт. 32:27–28 ). 3–4 Сотворение и завершение деяний. Чудеса, удивительные явления природы сопровождают исход еврейского народа: в Красном море ( Исх. 14:21 и дал.), при Иордане ( Нав. 3:14 и дал.) и на Синае ( Исх. 19:16 и дал.). Два «перехода» отмечают выход из Египта и вхождение в землю Ханаанскую. Господь всегда завершает начатое, и гарантией этому служит Его всемогущество Творца, перед которым неодолимые для человека препятствия исчезают мгновенно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1 Весьма прилично употребил то и другое речение, сказав: о свете – «сотворивый», а о тьме – «устроивый»: потому что тьма есть нечто случайное, составляющееся и рассеевающееся. И три блаженные отрока, всю тварь призвав к песнопению, со днем сочетали ночь, и присовокупили к свету тьму. Их преемством и время измеряется, и устрояется человеческая жизнь. Вопрос 9. Какой дух носился «верху воды» (Быт.1.2)? Поскольку Божественное Писание учит, что «в начале сотвори Бог небо и землю», потом говорит, что, по создании света, во второй день сотворена твердь, то вопрос сей показывает великое неразумие спрашивающих. И по времени и по способу сотворения должно было уразуметь различие небес: одно создано прежде света, другое – после света; одно – из ничего, другое из вод. Ибо сказано: «да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды» ( Быт.1.6 ). Потом, сказав, что слово стало делом (ибо это обозначается словами: «и бысть тако» ) писатель учит, как оно стало. Ибо говорит: «и сотвори Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже над твердию. И нарече Бог твердь небо» ( Быт.1.7–8 ). Первое небо не названо твердью, но с самого начала наименовано небом. А сие получило наименование от самой вещи. Поскольку составилось из текучей сущности вод, и жидкое вещество стало непроницаемым и твердым, то наименовано твердью. А потом, поскольку оно вверху, и заменяет для нас первое небо, то наименовано небом. Водное же естество Бог всяческих разделил на две части: и одну часть поместил над твердью, а другую оставил внизу, чтобы воды, которые вверху, своей влажностью и холодностью препятствовали огню светил причинять вред тверди, а воды, оставшиеся внизу, своими испарениями питали воздух, согреваемый и иссушаемый огнем, который вверху. Посему, кто не допускает второго неба, тот идет не правым путем; а кто покушается насчитывать много небес, тот следует басням, пренебрегая учением Божественного Духа. Божественное же Писание именует небеса во множественном числе, говоря: «небеса небес» ( Пс.148.4 ), потому что на еврейском языке ни небо, ни вода не именуются в единственном числе. Много подобного сему можно найдем и в языке греческом. Так города афинского никто не называет в единственном числе, называют же Афинами во множественном числе. И города Дельф никто не называет Дельфом, называют же во множественном – Дельфами. Итак, не потому что небес много, но сохраняя свойство еврейского языка, Божественное Писание выразилось о небе во множественном числе. В другом же псалме, яснее научая нас этому, и отступая от свойства языка, сказало так: «небо небесе Господеви» ( Пс.113.24 ). Из сего ясно, что, как это небо служит для нас кровом, а земля помостом, так видимое небо имеет кровом своим небо горнее. Вопрос 13. Почему Моисей, сказав об одном собрании вод, потом указывает на многие? Ибо говорит: «собрася вода, яже под небесем, в собрания своя» (Быт.1.9)

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Если же вы через меру упорны, то по крайней мере для себя самих спасаем Троицу и спасаемся Троицей, пребывая чисти и непреткновенни ( Флп.1:10 ) до совершенного явления того, что для нас вожделенно, о самом Христе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь. Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Ухищренные твои доводы и сплетения умозаключений достаточно поколебал я силой Духа, а также на возражения и противоположения из божественных Писаний (которыми святотатцы истины, сокрадывая смысл написанного, склоняют на свою сторону многих и возмущают путь истины) дано уже мной общее решение, и решение, сколько сам себя уверяю, для благомыслящих не неясное, а именно те речения Писания, которые более возвышенны и боголепны, приложил я к Божеству, а те, которые более низки и человекообразны, отнес к новому нас ради Адаму и к Богу, соделавшемуся страждущим борьбе с грехом. Но, поспешая словом, не рассмотрел я каждого из таковых речений в отдельности. Поскольку же ты, чтобы не увлечься толкованиями, имеющими вид вероятности, требуешь кратких решений и на эти, то, для облегчения памяти, разделив числами, подведу их под общий обзор. Первое и особенно готовое у них изречение есть следующее: Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя ( Притч.8:22 ). Как отвечать на это? Не станем ни обвинять Соломона, ни отвергать прежнего за по-леднее его падение, ни толковать, что здесь представлена говорящей Премудрость, то есть то ведение и тот художнический ум, по которым все сотворено. Ибо Писание олицетворяет многие, даже и бездушные, вещи, например: море рече то и то ( Ис.23:4 ) и бездна рече: несть во мне ( Иов 28:14 ), также небеса представлены поведающими славу Божию ( Пс.18:1 ), и мечу повелевается нечто ( Зах.13:7 ), горы и холмы вопрошаются о причинах взыграния ( Пс.113:6 ). Но не будем отвечать подобным этому образом, хотя некоторые прежде нас и выдавали это за нечто твердое. Напротив того, положим, что это слова самого Спасителя – истинной Премудрости, рассмотрим их несколько внимательнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010