носит апологетический характер и посвящено богословскому анализу понятия греха, также рассматривается учение Свящ. Писания о происхождении греха и вопрос о библейской демонологии. В. защищает и доказывает положение, что, «согласно библейскому учению, грех произошел из свободы человека под влиянием искушения со стороны дьявола» (С. 191). В первых главах автор анализирует дуалистические представления о происхождении зла и греха в религии зороастризма и различных гностических системах и показывает несоответствие с правосл. учением представления о зле как независимом и самостоятельном начале. Далее В. разбирает понятие греха в зап. философской и богословской мысли, подвергая критике учение Г. Лейбница о происхождении греха из несовершенства человеческой природы (С. 35-51), опровергает мнения Д. Шенкеля и Ф. Шлейермахера, видевших источник греха в чувственной природе человека (С. 51-85). В доказательство В. с правосл. т. зр. разбирает те места из Свящ. Писания (Мф 14. 38; Мк 14. 38; Иак 14. 15; Рим 8. 7-10 и др.), на к-рые опирались зап. философы. В. спорит с мнением Г. Ф. В. Гегеля о грехе как необходимом переходном моменте в нравственном развитии человека (С. 86-94), с мнением И. Канта о грехе как следствии свободного выбора человека в умопостигаемом мире (С. 94-106), с Ю. Мюллером, считавшим грех следствием вневременного самоопределения человека (С. 107-129). Излагая учение о грехе в Свящ. Писании, В. полемизирует с мнением зап. библеистов (И. Г. Эйхгорна, В. Гезениуса, И. Ф. Габлера и др.) о том, что понятие о сатане не было известно древним евреям, а было заимствовано ими из персид. религ. традиции в послепленную эпоху. В., излагая свои взгляды, разбирает Втор 32. 17 и Лев 16. 7-8, где, по его мнению, речь идет о служении злым духам. Он считает, что евр. имя Азазель (Лев 16. 7-8 - в Синодальном переводе «отпущение») следует понимать как указание на злого духа. В доказательство своей т. зр. В. указывает на параллельные места из Пс 108. 6 и Иов 1. 6-12; 2. 1-7, считая их написанными до вавилонского плена, а также на апокрифическую Книгу Еноха (8.

http://pravenc.ru/text/150163.html

В мае 1864 г. В. перевели в Харьков на должность ректора ДС и настоятеля Старохарьковского Преображенского мон-ря. 24 июня 1872 г. В. было определено быть епископом Сумским, вик. Харьковской епархии, хиротония состоялась 30 июля 1872 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. С 9 апр. 1883 г. В. епископ Кинешемский, вик. Костромской епархии. Он приехал в Кострому в преклонном возрасте, страдая мн. болезнями, но именно там окончательно раскрылся его дар духовничества и старчества . Через неск. лет епископ, живший постоянно в Ипатьевском костромском во имя Св. Троицы мон-ре (резиденции правящих и викарных Костромских архиереев), приобрел славу молитвенника и старца, имеющего дар прозорливости. За советом, утешением и духовным назиданием к нему непрерывно шло множество людей из Костромской и Ярославской губерний, его называли «вторым отцом Иоанном Кронштадтским». С 1902 г. В. по состоянию здоровья уже почти не выходил из своих покоев, но, как и всегда, к нему шли люди, особенно много во время начавшейся в 1904 г. русско-япон. войны. 17 июня 1905 г. тело В. было погребено на указанном им месте в Никольском приделе находящейся рядом с Ипатьевским мон-рем ц. св. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Могила В. вплоть до закрытия церкви в 1949 г. почиталась жителями Костромы и окрестных селений. При реставрации храма в кон. 50-х гг. Никольский придел, возведенный в нач. XX в., был разобран и могила В. оказалась вне храма. В 90-х гг., после возобновления богослужений в Иоанно-Богословском храме, сохранившаяся надгробная плита с места погребения В. была установлена в трапезной части церкви. Соч.: Христос - свет для сокровенной глубины душ человеческих//ПС. 1861. Ч. 1. 2. С. 143-172; О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемых разными вероучителями//Там же. Ч. 2. 6. С. 129-160; Вопрос о вере//Там же. 8. С. 357-390; Светлая сторона смерти, преломляемая взором веры//Там же. 1862. Ч. 1. С. 47-84, 213-262; Дух евангельской заповеди о прощении обид//Там же. Ч. 2. С. 41-104; Несостоятельность рационализма в ложной религии естественной//Там же. С. 105-138, 227-259; Разум христианский//Там же. С. 317-360; Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для охранения истин веры и поддержания в людях чистой нравственности//Там же. Ч. 3. С. 107-124; Любовь Божия привлекается мудростью//Там же. С. 149-178; Богопознание//Там же. С. 179-213; Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума//Там же. 1863. Ч. 1. 4. С. 349-400; Ч. 2. 6. С. 163-192; 7. С. 415-450; 8. С. 511-540; Истинное достоинство человека//Там же. Ч. 3. С. 296-322; Рус. раскол пред судом истины и Церкви//Там же. 1864. Ч. 1-3. (отд. изд.: Каз., 1864); Об отношении общества к Божественной вере христианской. СПб., 1871; Собр. слов и размышлений. Кострома, 1908.

http://pravenc.ru/text/150307.html

Существование церкви еще до XIV века косвенным образом подтверждают акты XVI века, в которых говорится что в храме этом “тела змерлых господарей христианских, великих князей русских, лежат и гробы их суть” (10). Но нельзя не учитывать и другое свидетельство актов а именно, что до 1585 года хранился подлинный “привелей” великого князя Любарта на церковь Иоанна Богослова “который тую церковь соборную фундовал, где ж и гроб его в той церкви и теперь есть” (11). Источники: 1. Памятники, изданные Временною комиссией для разбора древних актов. - Киев. 1859. - Т. 4. - Отд. 2. - С. 66.  2. Раппопорт П. А. Военное зодчество Западнорусских земель X-XIV вв. Л. 1967 С. 106; Логвин Г. Н. Луцкий замок//Культурна искусство древней Руси. - М., 1966. - С. 102-107.  3. Раскопки, проведенные в 1978г. у Стыровой бапши (Говденко М. М„ Кучинко М.М. Архитектурно-археологические исследования в Луцком замке/УАО 1978г. - М., 1979. - С. 319-320) ив 1983 г. у Владычьей башни (Малевская М. В. Исследования Луцкого замка/МО 1983 г., - М,. 1985. - С. 309, далее — Малевская М. В. 1983). заставили предположить, что каменная и кирпичная части замка разновременны, т. е. кирпичному замку предшествовал каменный (из песчаника, ракушечника, мелового известняка). Однако наши исследования 1987 г. на территории замка и, в частности, раскопки дворца убеждают, что кирпичные стены, возведенные на каменном основании, принадлежат одной постройке, сооруженной при Любарте.  4. ПС РЛ. Т, 2. Ипатьевская летопись. - М., 1962. - С, 197.  5. Малевская М. В. 1983. - С. 309.  6. АЮЗР. - Киев. 1883.- У.Л- Г. 6. - С. 1-2.  7. Грамоти XIV ст. - 1974. - С. 20.  8. Под 1289 г. Сказано что Волынский князь Владимир Васильковыч, княживший в 1270—1289 гг. “в Луцкую епископию дал крест велик сребрнн позлотшт с честным древком”//ПСРЛ. - Т. 2. - С. 926.  9. Грушевський М. Львов. 1905. Т. 2. С. 385.  10. АЮЗР 864.- Ч. 1. Т. 1.- С. 207.  11. Там же. - С. 206-207; Левицкий О. История одного древнего Волынского храма//Киевская старина. - Киев, 1903. - С. 73 (далее - Левицкий О. 1903).

http://sobory.ru/article/?object=59507

И. Г.- 1-й правитель Иудеи, при к-ром приблизительно со 110 г. после долгого перерыва начали чеканить монеты (чеканка не возобновлялась приблизительно 150 лет со времени указа Птолемея II). Выпускались только мелкие бронзовые монеты, т. к. серебряных рудников в Иудее не было. На 7 из 10 известных типов монет И. Г. надпись была сделана не арам. квадратным письмом, а архаическими древнеевр. буквами ( Meshorer. 2001. Pl. 5-24; Ostermann. 2005. S. 55-56). По мнению исследователей, И. Г. стремился т. о. подчеркнуть, что его власть восходит к классическому периоду иудейской монархии ( Keel. 2007. S. 1246). Надпись на аверсе большей части известных типов монет И. Г. (          ), по мнению большинства совр. исследователей, можно перевести как «Иоанн первосвященник и собрание иудеев». Тем самым сомнительный, с т. зр. мн. иудеев, первосвященнический статус И. Г. мог подкрепляться указанием на авторитет «собрания иудеев», даже несмотря на то что слово   для обозначения народа или общины в ранних источниках не употребляется (Ibidem). Наряду с этой надписью на нек-рых монетах указывается статус И. Г. как «главы (  ) собрания иудеев» (Ibid. s. 1246-1247). На реверсе монет не было антропо- или зооморфных изображений, которые могли быть восприняты иудеями как оскорбительные. Всего выделяются 3 мотива ( Ostermann. 2005. S. 55-56): перекрещенные рога изобилия (распространенный в птолемеевском и селевкидском царствах символ процветания) обрамляют гранатовый плод (символ дарованного Богом плодородия); др. мотив - изображение большого цветка (лилии - Meshorer. 2001. Pl. 8-11, 34-35 - или розы - Ariel D. T. Excavations at the City of David 1978-1985 Directed by Y. Shiloh. Vol. 2: Imported Stamped Amphora Handles, Coins, Worked Bone and Ivory, and Glass//Qedem. 1990. Vol. 30. P. 33. N S21, 34, и др.). Самым редким было изображение шлема (часто встречается на селевкидских монетах, но может восходить и к библейской символике, см.: Пс 107. 9: «...Ефрем - крепость главы Моей, Иуда - скипетр Мой»).

http://pravenc.ru/text/469568.html

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Известны следующие произведения И. (подробнее см.: Jakovljevic. 1988. Σ. 63-65): стихи аниксандариев на 4-й плагальный (8-й) глас «Положил еси тьму и бысть нощь» (Пс 103. 20 - Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 30) и «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи» (Пс 103. 24 - Ath. Ivir. 1120. Fol. 41v); стихи 1-го антифона 1-й кафизмы ( «Блажен муж» ) «И путь нечестивых погибнет» (Пс 1. 6 - Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 38) и калофоническая кратима-пролог «И отвержем от нас иго их» (Пс 2. 3 - Ibid. Fol. 335); пролог из прокимна «Дому Твоему подобает святыня» на 4-й глас (Ath. Ivir. 1120. Fol. 228v); стих из 2-й статии полиелея Λατρινς на 2-й плагальный (6-й) глас νεναν «И истрясшему фараона» (Пс 135. 15 - Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 92v, посл. четв. XV в.); матимы - богородичны-мегалинарии Χαρε τς χριτος πηγ (Радуйся, благодати источниче) на 1-й (5-й) плагальный глас (Ath. Vatop. 1495. Fol. 290v - 291v; Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 421-422; Lesb. Leim. 258. Fol 321v - 325; Ath. Ivir. 1000. Fol. 80v - 84v, 2-я пол. XVI в.; Lesb. Leim. 350. Fol. 10v - 12v, нач. XVII в.; см. также транскрипцию хартофилакса Хурмузия в ркп. S. Sepulcri. 734 Fol. 94-97v) и «Тя величаем сущую Богородицу» на 2-й плагальный глас (Ath. Vatop. 1497. Fol. 335v - 337, 1-я пол. XV в.), осмогласник в Неделю Православия Εφραινσθω τν ρθοδξων κκλησα (Да веселится православных собрание) (Athen. Bibl. Nat. 917. Fol. 107, 125; нач. XVI в.), стихира св. первомч. и архидиак. Стефану Χαροις ν Κυρ, στεφανηφρε Στφανε (Радуйся о Господе, венценосче Стефане) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 251v; Athen. Bibl. Nat. 886. Fol. 378v - 379v); стихиры - великомученикам Георгию, Димитрию и двум Феодорам Υπρ τν φσιν γωνισμενοι (Выше естества подвизавшиеся) на 4-й плагальный глас (Ath. Cutl. 452. Fol. 219v - 220, XVI в.), Δξα σο θες, δξα σο Παντοκρτορος (Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Вседержителю) (Ath. Ivir. 986. Fol. 41-41v), 14 стихир на различные праздники (Athen. Bibl. Nat. 917. Fol. 146 sqq.); причастны - воскресные на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 254-254v; Lesb. Leim. 258. Fol. 259-259v, 1527 г.) и на 2-й плагальный глас νεναν (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 264-264v; Ath. Vatop. 1528. Fol. 84-84v), вторника «В память вечную» (и распетый на его основе «Чашу спасения прииму») на 2-й глас (Ath. Bibl. Nat. 928. Fol. 151, 3-я четв. XV в.) и «От слуха зла не убоится» (Пс 111. 7) на 2-й плагальный глас (Ibid. Fol. 146; Ath. Vatop. 1528. Fol. 84v); стих «Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь» (Пс 92. 4 - Ath. Ivir. 986. Fol. 228v).

http://pravenc.ru/text/468899.html

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

§ VI Превосходное таковое имея оружие, должны мы исходить на сражение против трёх неприязненных нам врагов. 1) Против диавола; ибо несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф.6:12 ). С сими сражаться, сим, по завещанию Апостола Иакова, противиться мы должны, ибо они непрестают борющеся с нами ( Иак.4:7 ). 2) Должны сражаться с плотью; ибо се есть характер воинов Христовых: а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). К сему побуждает святой Пётр, когда говорит: возлюбленнии, молю яко пришельцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу ( 1Пет.2:11 ). 3) Должны сражаться с миром. He надобно любить мира, ежели не хотим быть врагами Божиими: иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает ( Иак.4:4 ). Должно убегать от Вавилона мира сего, иже от вина ярости любодеяния своего напои вся языки ( Откр.18:2 ). Широкий путь мира сего оставив, надобно входить в Царство Небесное узкими враты, яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им ( Мф.7:13 ). § VII Сражение с таковыми неприятелями есть весьма опасно. Блажен, кто преодолеет врагов сих. Побеждающему, – глаголет Христос, – дам сести со мною на престоле моем, якоже и аз победих, и седох со Отцем моим на престоле его ( Откр.3:21 ). Дабы убо нам не лишиться награды сей, то надобно при сражении сем наблюдать осторожно сии должности: 1) Первая должность есть смелость и храбрость. В сие оружие должны мы облечься, дабы могли преследовать и поражать врага. Подражать потребно Давиду, который [как пишется: укрепися о Господе Бозе своем ( 1Цар.30:6 )] с мужеством и храбростью погна вслед Аммалика у и разби его: и мы о Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наша ( Пс.107:14 ). Не будем подобны Давидовым воинам, которые страшились своих неприятелей: и реша, – пишется, – мужи Давидовы к нему: се, мы зде во Иудеи боимся ( 1Цар.23:3 ): но мы с надеждою да ополчаемся против врага; ибо наш Небесный Давид никогда от нас не отлучается, но всегда с нами пребывает, как и обещал: и се, аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). С надеждою победы да ополчаемся на диавола, ибо сотрена уже власть и сила его смертию Христовою. С надеждою ополчаемся на врага, ибо превосходное имеем оружие правды десными и шуими. С надеждою ополчаемся на диавола; ибо премногие имеем примеры мучеников, святителей, преподобных и праведных, которые жесточайшее имели с диаволом сражение; но его побили, и ныне в Церкви торжествующей веселятся, и венцы радости всегда над главами их. И мы убо о Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наша ( Пс.107:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

В кон. X в. до Р. Х. крепость А. была сожжена, возможно, егип. фараоном Шешонком I во время кампании 925 г. до Р. Х. (1 Цар 14. 25-26) - в Карнакской надписи он назвал 2 крепости в Юж. Израиле, «Больший Арад и Арад дома Иерухама» ( Aharoni Y. The Land of the Bible. Phil., 19793. P. 215-216. 107-112). В этом случае возникновение крепости А. можно датировать периодом Единого Царства (X в. до Р. Х.). (Существует однако мнение, согласно к-рому крепость возникла в IX в. (Mazar. Archeology. P. 439)). Позже крепость перестроили, святилище расширили, использовав старый алтарь как фундамент, соорудили новый (5 ´ 5 ´ 3 м; ср.: Исх 27. 1): из камня на глине и покрытый кремневой плитой со стоками для возлияний. На его ступенях найдены 2 керамических кубка, надписанные знаками, к-рые читают как архаические евр. (X-IX вв. до Р. Х.) или развитые финик. (VII-VI вв. до Р. Х.) письмена. План культового комплекса. X в. до Р. Х. План культового комплекса. X в. до Р. Х. Перестройку А. как крепости, охранявшей пути к Вади-эль- Араба , Моаву и Едому (1 Цар 22. 47-48; 2 Пар 17. 10-12), датируют IX или VIII в. до Р. Х. (Мазар). В первом случае ее связывают с деятельностью иудейских царей Асы (911-870 до Р. Х., 2 Пар 14. 4-6; 1 Цар 15. 23) или Иосафата (870-848 до Р. Х., 2 Пар 17. 1-2, 12-13; 21. 3). Выделяемый в крепости слой следующего разрушения связывают с восстанием Едома (2 Пар 21. 8, 10) и вторжениями филистимлян (2 Пар 21. 16-17) в 840-х гг. или датируют кон. IX - 1 четв. VIII в. до Р. Х. В восстановленном А. (при Озии , ок. 767 до Р. Х.?) сохранилась старая планировка, но позже святилище засыпали землей, возможно при реформе Езекии и уничтожении храмов вне Иерусалима ок. 715 г. до Р. Х. (2 Цар 18. 4, 22; 2 Пар 31. 1; 32. 12). Эту дату подкрепляет керамика, идентичная III слою Лахиша. А. вновь был разрушен во время вторжения ассир. царя Синаххериба (701 до Р. Х.), после чего стены отстроили только в VII в. до Р. Х. (при царе Манасии или его внуке-реформаторе Озии , 641-609?). В одну из кампаний вавилонского царя Навуходоносора II в Иудее (597 до Р. Х.: 2 Цар 24. 2; Иер 13. 18-19) А. вновь разрушили; его руины сохранили остраконы со списками имущества, написанными егип. иератическим письмом, а также 3 печати «Элиашива, сына Осиаху» (возможно, начальника или интенданта гарнизона, к-рому адресовано большинство остраконов этого уровня). Вскоре по руинам старых укреплений прошла новая стена, усиленная башнями. Сопоставление палеографии арадских надписей с Лахишскими письмами Лахиша II и керамикой позднего железного века говорит о том, что А. VI мог быть отстроен в кон. VI в. до Р. Х. (см. Иер 51. 59; ср.: 27. 2-28. 17), после того как был разрушен идумеями при походе Навуходоносора в Иудею в 587 г. до Р. Х. (Авд 10-14; Пс 137. 7), что подтверждает одно из писем, в к-ром Элиашиву приказывают отправить подкрепления в соседний Рамот-Негев «страха ради идумеев».

http://pravenc.ru/text/75814.html

Согласно печатным изданиям литургических книг, амвросианский оффиций состоял из следующих служб: matutinae (букв.- утреня, служба соответствует той части визант. утрени , к-рая включает шестопсалмие и кафизмы), Laudes (букв.- Хвалы, служба соответствует заключительной части визант. утрени), 1, 3, 6 и 9-го часов (лат. horae minores - малые часы), вечерни (vesperae) и повечерия (completorium). Основой служб были псалмы и библейские песни (cantica), помимо этого службы включали в себя молитвы, чтения Свящ. Писания и житий святых, песнопения. Основные певч. жанры служб оффиция А. о.- гимн, антифон и респонсорий (см. Амвросианское пение ). Среди гимнов есть творения, написанные или приписываемые свт. Амвросию, Пруденцию , еп. Венанцию Фортунату , св. папе Григорию I Великому , и множество анонимных. На matutinae пели песнь вавилонских отроков (Дан 3). Каждым будним днем двухнедельного цикла читали одну из 10 декурий (decuria), на к-рые делились Пс 1-108, каждая декурия в свою очередь состояла из 3 ноктурн (ср. Кафизма ). По воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период эти псалмы заменялись песнями пророков Исаии , Анны , Ионы , в зимнее время - Аввакума (Ис 26, 1 Цар 2, Иона 2, Авв 3). На Laudes пели песнь Захарии (Лк 14; см. Benedictus ) или прор. Моисея (Втор 32), песнь Исхода (Исх 15), Пс 148-150 ( Хвалитные псалмы , лат. Laudes - отсюда название службы). Кроме того, ежедневно читался Пс 50 (по воскресеньям - 2-я часть песни вавилонских отроков из Дан 3, по субботам - Пс 117) и в зависимости от дня недели - дневной псалом (psalmus directus: Пс 112, 53, 66, 69, 113, 142, 89). На этой службе также читались «4 стиха псалма» (psalmi quattuor versus): в обычное время года их брали из Пс 5, 62, 66, 83, 87, 88, 107, в Великий пост - из Пс 98 (по субботам), из Пс 58, 62, 69 и 101 (по воскресеньям). Псалмы 50 и 148-150 являются неотъемлемой частью утрени в большинстве как вост., так и зап. литургических традиций (R. Taft). На малых часах читали разделенный на строфы Пс 118. Кроме того, в состав 1-го и 3-го часов входили Пс 50, 6-го - Пс 53, 9-го - Пс 85 (кроме Великого поста, когда использовался Пс 50).

http://pravenc.ru/text/114338.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010