Беседа 46 на псалом 136 107 Пс.136:1 . Давида. Иеремиею. На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилонский плен пробудил в иудеях пламенную любовь к Иерусалиму и много способствовал их исправлению. – «Если забуду тебя, Иерусалим, да будет забыта десница моя» ( Пс.136:5 ). – Увещание жить так, чтобы не лишиться горнего Иерусалима. – Жажда мести со стороны пленных иудеев, мысль самого пророка и новозаветное учение об этом. 1. Велика любовь у этих людей к городу (Иерусалиму), великое желание – возвратиться туда. Пока они обладали благами, то постоянно были недовольны и дерзки; а когда лишились их, тогда стали желать их; для того Бог и лишил их, чтобы возбудить в них большее желание. Так и часто поступает Бог. Когда мы, наслаждаясь Его благами, не чувствуем этого, Он лишает нас их, чтобы мы вразумились лишением и опять старались приобрести их. Но почему они сидели при реках? Они были пленниками и находились в неприятельской стране; потому и жили вне стен и городов. «На вербах среди него мы повесили органы наши» ( Пс.136:2 ). Другой переводчик (Акила) го­ворит: «псалтири» ( κιθρας). Третий (Симмах): «лиры» ( λρας). Для чего они, отправляясь в плен, взяли с собою органы, которыми не могли пользо­ваться? Это устроено было Богом для того, чтобы и в чужой стране они имели памятники своего прежнего общественного устройства и тем более сокрушались, видя знаки тогдашнего богослужения. «Ибо там спрашивали нас пленившие нас о словах песней и у ведшие нас о пении: «воспойте нам (что-либо) из песней сионских!» ( Пс.136:3 ). Не мало пользы получили они и от того, что инопле­менники приставали к ним и желали слышать их песни. По­смотри и здесь, какое получали они исправление от плена. Те, которые вышли из надлежащих пределов, отступили от своего богопочтения и всеми способами попирали закон, на чу­жой земле вели себя так строго, что даже тогда, когда ино­племенники приставали к ним, угрожали, со всех сторон окружали их и желали послушать, даже и тогда они не скло­нились на их желание, но предпочли закон и строго сохра­нили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

I 1 Письмо Вашего Блаженства было приятно для меня также, как для утружденного покой, для больного здоровье, для жаждущего источник, для палимого зноем тень. Мне казалось, что слова сего письма не были выражением языка телесного, а открывали духовную любовь так, что как бы сам дух говорил непосредственно. Но вот что очень тяжело было для меня: любовь Ваша заставила меня понести тягости земные, и Вы, прежде любившие меня духовно, возлюбив потом и временною любовью, до того склонили меня наложенным мне бременем к земле, что, совсем потеряв правоту сердца и остроту духовного зрения, я могу сказать не по духу только пророчества, а по собственному опыту: слячен есмь и смирихся до зела ( Пс.118:107 ). Мне, потрясаемому многими волнами обстоятельств и смущаемому бурями мятежной жизни, прилично сказать и сии слова Давида: приидох во глубины морские, и буря потопи мя ( Пс.68:3 ). И так мне бедствующему, Вы, стоящие на брегу добродетелей, прострите руку Вашего слова. А что Вы называете меня то устами Господними, то светильником, и утверждаете, будто и пользую многих, это обращается также в умножение моих беззаконий, когда я, заслуживая наказание за беззакония, вместо наказания приемлю похвалы. Не могу и изобразить словами, какие здесь теснят меня земные смущения: это можете заключать из самой краткости письма, в котором так мало говорю и к тому, кого более всех люблю. Кроме того извещаю Вас, что я употребил все возможные моления у светлейших Государей 2 , да позволят они Вам, по возвращении чести, прийти ко праху св. Верховного Апостола Петра, и жить здесь со мною, сколько угодно будет Богу. Тогда-то, если удостоюсь видеть Вас, мы взаимными беседами о вечном отечестве будем облегчать скорбь нашего странствования. II 3 Слова в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! великая река, оставившая некогда иссохшие камни Антиохии, возвратилась наконец на свое логовище, и орошает близ лежащие долины, да приносит семена плод ово на тридесять, ово на шестьдесят и ово на сто.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Огласительное поучение восьмое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слово: Вседержителя. На слова из пророка Иеремии: Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих и проч. ( Иер.32:19 ).] 1 . Верой во единого Бога мы испровергаем всякое заблуждение многобожников, имея это оружие против язычников и против всякого неприязненного усилия еретического; а когда присовокупляем: во единаго Бога Отца, то этим ополчаемся против обрезанных, отвергающих Единородного Сына Божия. Вчера сказано было, что и прежде подробного исследования о Господе нашем Иисусе Христе, в то самое время, когда произносим – Отец, уже показываем, что Он есть Отец Сына, чтобы, как представляем в уме, что есть Бог, точно так же представляли, что Он и Сына имеет. Теперь присовокупляем к этому то, что Он есть и Вседержитель. А это мы говорим, имея в виду как язычников и иудеев, так и всех вообще еретиков. 2 . Ибо одни из язычников называли Бога душой мира, другие думали, что власть Его простирается на одно только небо, а на землю нет, а некоторые, вместе с ними заблудившись, превратно поняв эти слова: и до облаков истина Твоя ( Пс.107:5 ), дерзнули действие провидения Божия ограничить облаками и небом, а все находящееся на земле удалить от Бога, забыв то, что говорится в псалме: Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты ( Пс.138:8 ). Ибо если нет ничего выше неба, а ад ниже земли, то, конечно, Владеющий преисподними местами держит и землю. 3 . Но еретики, как я и прежде сказал, не признают Единого Вседержителя Бога. Вседержитель есть Тот, Кто всем обладает, над всем имеет власть, но говорящие, что один есть Господь души, другой тела, конечно, такого Господа называют несовершенным. Ибо как Он будет совершен, когда другому предоставляет что-либо? Имеющий власть над душой, а над телом не имеющий власти что за Вседержитель? И господствующий над телами, а над душами не имеющий власти также что за Вседержитель? Но Господь обличает таковых, говоря вопреки им: бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Если бы Отец Господа нашего Иисуса Христа не имел власти над обоими, то каким бы образом ту и другое мог подвергнуть наказанию? Ибо каким образом сможет Он, взяв неподвластное Ему тело, ввергнуть его в геенну, если сначала не свяжет крепкого и не похитит его оружия (см. Мф.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Д.В. Новиков Скачать epub pdf III. Благодатное восстановление человеческой природы в Церкви 1. Спасение Грехопадение поставило новые преграды между человеком и Богом. Человек сделался удобопреклонным ко греху, грех стал распространяться. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающих добро, нет ни одного ( Пс. 13, 3 ). Смерть стала всеобщей участью. так что она царствовала и над несогрешившими подобно преступлению Адама ( Рим. 5, 14 ). Наконец, изменения в человеческой природе стали объективными законами посредством наложения Богом на человека карающих определений, или клятв. Человек пал по своей воле. Возникает закономерный вопрос: мог ли человек по своей воле спастись и таким образом восстановить свое первозданное состояние? Описание последствий грехопадения показывает, что они носят, так сказать, тотальный и необратимый характер. Человек не мог избавиться от тленности и смертности, поскольку они стали богоустановленным законом для человеческой природы. Тление и смерть превозмогали над каждым человеком уже по силе закона и никто не мог этого закона избежать, поскольку он установлен Самим Богом. Потому только Сам Бог – Творец всего и установитель законов – мог воссоздать человека, преложив тленное в нетление 104 . Что касается гносеологического аспекта , то, с одной стороны, искаженный образ Божий в человеке не давал ему познавать Творца, с другой – воссоздание в себе образа Божия требовало знания Первообраза. Так получался порочный круг, разомкнуть который мог только Сын Божий в Своем воплощении: «Поскольку написанный на дереве лик 105 сделался невидимым из-за загрязнения, то надобно было прийти Тому, Чей это лик, чтобы на том же веществе можно было возобновить изображение» 106 . Исследование нравственной стороны приводит нас к осознанию «лукавой безысходности», в которой оказалось все человечество по отношению ко греху. Необратимость последствий грехопадения – тема, часто встречающаяся в православной гомилетике: «Такова, братие, сила греха. Он кажется минутным забвением долга, и возмущает целую вечность; совершается на малом пространстве земли, но потрясает все небеса; вредит, по-видимому, одному человеку, и Сам Сын Божий должен страдать для изглаждения его 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Скачать epub pdf Аллилуиа, 135 Псалом сей, как и предшествующий ему, 134-й, псалом, принадлежит к числу хвалитных, или благодарственных, псалмов, почему и надписывается словом Аллилуиа («хвалите Бога»). В нем выражены чувства благодарности возвратившихся из плена иудеев Богу, после окончания постройки храма. Ближайшим временем к выражению таких чувств псалмопевца, после окончания постройки храма, конечно, могло быть празднование освящения храма. Торжественный тон обоих псалмов, а также антифонное расположение 135-го псалма вполне соответствуют такому празднованию (ср. 1Ездр.6:16, 3:10–11 ), а потому не будет невероятным предполагать, что оба сии псалма (134 и 135) написаны были на случай празднества освящения второго храма Иерусалимского. Пс.135:1–3 Исповедайтеся Господеви, яко Благ: яко в век милость его. Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость Его. Начало сего псалма сходственно с началом некоторых других псалмов (104, 105, 106 и 107), с тою разницею, что в тех псалмах приглашение псалмопевца к славословию и благодарению Господа Бога словом: Исповедайтеся Господеви – употреблено по одному разу, а здесь оно повторяется три раза, и притом с прибавлением, после каждого раза, особой хвалы за вечную милость Божию. По изъяснению священных толковников, как то: Иоанна Златоуста , Феодорита, Афанасия и других, – в троекратном приглашении к славословию Бога нужно видеть здесь призыв к прославлению единого Бога, во Святой Троице Сущего, именно: во-первых, Бога Отца, во-вторых, Сына Божия, и в-третьих, Духа Святого. Хотя в псалмах встречаются указания на троичность лиц в Боге (см. Пс.32:6 ), но вообще нужно сказать, что Божественное провидение, предохраняя иудеев от заблуждений языческих народов, преданных многобожию и грубому идолопоклонству, благоволило открыть им (иудеям) учение о троичности Лиц в Боге только отчасти, как и в сем псалме. Так, в первом стихе израильтяне призываются к прославлению Бога Отца, как источника бытия, сообщающего Свое существо Сыну чрез рождение и Духу Святому чрез исхождение; во втором стихе к прославлению Сына Божия, Который именуется Богом богов, так как есть боги сотворенные, которые, как, например, ангелы и святые человеки, хотя не боги в собственном смысле, но называются иногда сынами Божиими по благодати усыновления и настолько ниже Сына Божия, насколько тварь ниже своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕКРАГАРИИ [греч. κεκραγρια], в греч. церковнопевч. практике название 2 первых стихов из группы псалмов «Господи, воззвах» (Пс 140. 1-2 с повторением 1-го полустишия и припевом «Услыши мя, Господи»). К. составляют особый вид псалмодии , для которого в визант. и поствизант. периоды создавали распевы многие мелурги, в результате чего формировались различные певческие традиции. Записи К. появляются в Анфологиях с XIV в., обычно отдельной группой, содержащей 8 распевов (по числу гласов). Среди сохранившихся распевов выделяют К., приписываемые прп. Иоанну Дамаскину, но более вероятно принадлежащие протопсалту Иоанну Глике († ок. 1320). Эти К. называют «старые» (παλαι), или «древние» (ρχαα), или «великие» (μεγλα). В XVII в. они были «украшены» протопсалтом Великой ц. Панайотисом Хрисафом Новым , в XVIII в. «истолкованы» (т. е. переписаны с использованием более аналитического варианта нотации) лампадарием Великой ц. Петром Пелопоннесским . После еще более подробного «истолкования» в XIX в. в соответствии с т. н. Новым методом аналитической нотации эти К. были впервые изданы в К-поле в сб. «Сокровищница Анфологии» (Ταμεον Ανθολογας. 1824. Τ. 1. Σ. 71-105). Др. известные распевы К. принадлежат свящ. Великой ц. Баласису (2-я пол. XVII в.; этот распев, во многом являющийся сокращенной версией указанного выше, напечатан в аналитической нотации Нового метода в изд.: Πανδκτη. 1850. Τ. 1. Σ. 149-183) и протопсалту Великой ц. Иакову (2-я пол. XVIII в.; впервые напечатан в изд.: Ταμεον Ανθολογας. 1824. Τ. 1. Σ. 105-124). В XVIII в. К. записывались либо отдельной группой, либо среди др. песнопений в составе Анастасиматария (К. являлись неотъемлемой частью этой книги). Среди К. 1-го типа выделяются К., называемые «нафплионские», или «краткие», или «изысканные» (Ναυπλιτικα, συνοπτικ, κομψ; см., напр.: Chrysor. 6. Fol. 107, нач. XIX в.: «Другие кекрагарии, называемые анаплиотскими (Αναπλοιτικα)»), в наст.

http://pravenc.ru/text/1684113.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Необходимость Оглашения 17.04.2016 850 Время на чтение 6 минут Православная церковь никогда не ставила понимание условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря крещению; оно скорее плод и следствие крещения, чем его условие. [Прот. Александр Шмеман] Новою тварью становится христианин в крещении. Из купели человек выходит не таким совсем, каким туда он входит. [Свт. Феофан Затворник] Человек облекается во Христа. " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся " ( ..все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.., Гал.3.27) - поется во время обхождения крещаемыми купели. Принять крещение - значит умереть для греха и ожить во Христе и со Христом. Одна есть смерть за мир, и одно воскресение из мертвых, образом которых служит крещение. Поэтому Домостроитель жизни нашей, Господь, положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни; изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом. [Свт. Василий Великий] Во Христе человек усыновляется Богу: он уже не чужой Ему и " не раб, но сын " (Гал.4.7). Дар Божий обновляет человека. Св. Диадох, объясняя силу крещения, говорил, что: До крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует, тогда как по крещении благодать вселяется в сердце, а грех действует извне. Но " не вливают вина молодого в мехи ветхие " , также и для Божиих даров необходимо сердце ответственное, жаждущее Бога: " готово сердце мое, Боже, готово сердце мое! " (Пс.107.1). Дары крещения, - говорил свт. Феофан Затворник, - оправдание и возрождение, запечатлевают собой внутреннейшие изменения, которые должны происходить в сердце приступающего к Господу прежде крещения и которыми собственно полагается основание, начало и зарождение жизни истинно-христианской. Сии изменения суть покаяние и вера, как требовал и Сам Спаситель от всех, приходящих к нему, говоря: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мрк.1.15). Призыв к покаянию требует не одного только раскаяния через признание себя грешником, но и реального изменения жизни человека: семенам веры нужна подготовленная почва - и тогда быть возрождению. Здесь человеку не справиться только своим разумением и своими силами - необходимо наставление и руководство церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/18/...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Толкование на надписания псалмов Интерес к личности младшего из Великих Каппадокийцев Григория Нисского растет как у нас, так и за границей. Однако русскоязычному читателю через гораздо более широкий канал поступает информация о западноевропейской богословской литературе, и лишь тонким ручейком приникает информация о центральноевропейских богословских трудах. Вашему вниманию представлена одна из глав книги чешского богослова и патролога, профессора Ленки Карфиковой «Григорий Нисский. Божия и человеческая бесконечность». Перевод выполнил Илья Бей. Статья Следующим из ранних сочинений Григория считается также его Толкование на надписания псалмов (Ες τς πιγραφς τν Ψαλμν). Речь идет не о полном комментарии Псалтири , скорее здесь размышления о построении и смысле ветхозаветной книги Псалмов . Григорий, прежде всего, рассматривает отдельные части Псалтири ( Пс. 1-41; 42-72; 73-89; 90-106; 107-150 [нумерация согласно еврейскому тексту]), потом разбирает надписания отдельных псалмов либо в их «историческом» смысле (напр. соотнесенность псалма с соответствующим эпизодом жизни царя Давида ) либо, и преимущественно, в аллегорическом значении (любимой мыслью Григория является, например, восьмиструнный инструмент, который числом своих струн указывает на начало будущего века, символизируемое восьмеркой ). Некоторые исследователи считают это сочинение незавершенным. Малая теология музыки Перед тем как Григорий принимается за толкование, он размышляет в общем над тем, почему царь Давид преподносит свою «философию» (φιλοσοφαν ) в форме псалмов, т. е. музыки.

http://bogoslov.ru/article/736248

Скачать epub pdf 5. Рождество Христово (по церковным песнопениям). Тайны Рождества Христова «Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ). Через весь Ветхий Завет красной нитью проходят обетования о пришествии в мир Мессии. Чаяния этого пришествия, братия и сестры, составили «живую душу» Ветхого Завета, его движущую силу и конечную цель. Книги великих и малых пророков потому назывались и называются пророческими, что они устремлены были в грядущие дали, предрекая светлое будущее, связанное с явлением в мир Мессии ( Ис. 7:14; 9:6; 11:10; 40:3; 42:6; 49:8 ; Иер. 23:5–6; 31:31–35; 33:14–16 ; Иез. 34:23–24 ; Дан. 2:35; 4:44; 3:92; 7:13–14; 9:24–26 ; Зах. 3:8 ; Агг. 2:7 ; Мал. 3:1 ; Мих. 5:2 ; Пс. 2:6–7; 109:1–4 ). Из поколения в поколение ветхозаветные люди ждали пришествия в мир Славы Израиля ( Лк. 2:32 ), рождения от Девы Эммануила ( Ис. 7:14 ), восстановителя Царства Израиля ( Деян. 1:6 ) и тщательно составляли родословные таблицы в ожидании Его появления. Отголосок этого интереса к предкам мы находим и у евангелиста Луки, когда он, говоря о пророчице Анне, дополнительно замечает, что она дочь Фануилова, от колена Асирова ( Лк. 2:36 ). В воскресенье перед Рождеством Христовым, братия и сестры, своды наших храмов обычно оглашаются чтением Евангелия от Матфея родословной Иисуса Христа: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду, и прочее, и прочее 106 . Вторая половина этого чтения посвящается краткому повествованию о самом рождении Спасителя. Это повествование мы слышали и сегодня. Что совершилось при Его рождении? Совершилась великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ): Вторая Ипостась (Лицо) единого Божества, Единородный Сын Божий вочеловечился, воплотился, принял человеческий образ, стал Сыном Человеческим, оставаясь сыном Божиим. Вочеловечение Сына Божия произошло, прежде всего, потому, что Бог, как всесвятой и всесовершенный Дух, не мог непосредственно явиться среди людей. «Если бы угодно Ему прийти неприкровенным Божеством, – говорит святой Макарий Великий , – кто бы мог вынести сие? Посредством же тела Он возглаголал к человекам» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

6. О следствиях падения наших прародителей по изображению св. отцов и учителей церкви 1-е следствие: потеря благодати Божией. Об этом блаж. Августин так говорит: «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцев благодать Божие, и они устыдились наготы тел своих» (De civim. Die XIII, 13). 2-е следствие: болезни, скорби, изнеможение. Повредивши все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабление и страданий. Все это признавали за следствие прародительского греха и учители церкви, например: а) Феофил Антохийский: «Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания» (Theophil. ad Autol. II, 25); б) Ириней: «В осуждение за грех муж приял печали и земной труд, и то, чтобы вкушать хлеб в пот лица своего... равно и жена прияла печали и труды, и воздыхание, и болезни рождение...» (Adv. haeres. III, 35; V, 23). 3-е следствие: смерть телесная 107 . Василий Великий так учит об этом: «Адам, как согрешил по причине худого произволение, так умер по причине греха: «Оброцы бо греха, смерть» ( Рим. 6:23 ); в какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти: потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть; поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, по написанному: «удаляющие себя от Тебя погибнут " ( Пс. 72:27 ). – (Бесед. о том, что Бог невинов. зла, в Тв. св. отц. VIII, 155. Снес. слов. о подвижн., там же IX, 68); Григорий Нисский : «По падении своем первый человек жил еще многие сотни лет; но не солгал Бог, когда сказал: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт. 2:17 ), – ибо чрез то самое, что человек отчуждился от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а чрез несколько лет после постигла Адама и смерть телесная». Златоуст: «Хотя много лет жили еще прародители, но как только услышали они: «земля еси, и в землю отъидещи» ( Быт. 3:19 ), то приняли приговор смерти, – соделались смертными, и с тех пор, можно было сказать, что они умерли; для означения этого и сказало Писание: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт. 2:17 ), т. е. услышите приговор, что отселе вы уже смертны» (In Genes. homil. XVII, п. 9; сн. homi. XVI, п. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010