Кедры росли в самой Палестине и соседних с ней странах ( 3Цар.10:27 ; 2Пар.1:15; 9:27 . Соф.2:14 ), особенно хорошо при водах ( Чис.24:6 ). Обилие кедров открывало Израильтянам возможность без затруднения исполнять законные предписания, относившиеся к употреблению кедра в жертвах очистительных ( Лев.14:4; 49:51,52 ) и в жертвах за грехи народа ( Чис.19:6 ). Кедровые деревья и доселе встречаются почти во всей Сирии. В самом Иерусалиме они растут в патриаршем саду и в саду Армянского монастыря, где преимущественно один кедр обращает на себя внимание своей величиной 172 . Горы: Кармил, Тавр, Аман и вообще вся Малая Азия 173 также могут почитать кедр своим естественным произведением. Петр Гелон, путешествовавший по Сирии с 1547 по 1550 г., свидетельствует, что «на горах Таврских и Аманских он видел кедры такой же величины, как и на Ливанских горах», и что «на вершине Тавра кедровые деревья встречаются чаще всех других древесных пород». Кедровое бревно доселе также употребляется, как лучший строевой материал. «Резное кедровое дерево, по свидетельству А. С. Норова , не только в православных церквах востока, но и в арабских и коптских церквах одевает не только иконостас, но и стены и считается лучшим украшением; мы полагаем, продолжает он, что такое всеобщее употребление ведра па востоке основано на предании о храме Соломоновом» 174 . Из всех видовых отличий кедра преимущественно славится кедр Ливанский (cedrus Libani). Он рос единственно на Ливанских горах, находившихся под властью Тирских царей ( Суд.9:15 ; 3Цар.4:33 ; 2Пар.2:8; 8:6 ; 1Ездр.3:7 ; Пс.74:16 ; Песн.3:9; 4:8 ; Ис.2:13 ; Ос.14:6 ; Зах.11:1 ). Там, по глубокознаменательному выражению псалмопевца, он был насажден самим Богом ( Пс.103:16 ), т.-е. произрастал в огромном количестве ( Пс.91:13 ), и притом там собою, естественно, без всякого пособия со стороны человеческого искусства. Ливанский кедр, по причине выгодных климатических условий достигает таких размеров, каких не имел ни один вид кедра. «Кедры, находившиеся в саду Божием», т.-е. в лесах, «не могли заслонить собою Ливанского кедра; ели не могли равняться даже сучьям его, и тополи не были величиною с ветви его; ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею» ( Иез.31:8 ). Бревно Ливанского кедра содержит в себе ароматную смолу, от которой весь воздух в кедровом лесу получает приятный запах, известный древним Евреям, как благоухание или обоняние Ливана ( Песн.4:11 ; Ос.14:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

45-го псалма? Но это будет страшная ошибка, т. к. в указанном месте толковники видят, что прор. Давид обозначил здесь «горами уже не Св. Апостолов, а просто «бедствия» и «демонов» (Толк. Псалт. стр. 284–285). А в толковании на 103-й Псал. стр. 161-я, под «горами» – должно разуметь тоже не Апостолов, а «противные силы, которые будут сожжены огнем в день Суда Божия»! Под словом «псы», в 24-м ст. 67-го псалма, толковники разумеют Апостолов (Толков. Псалт. стр. 403), но скажут ли и сами сектанты, что везде в Писании, под этим словом должно непременно разуметь св. Апостолов, хотя бы в Фил. 3:2 ?!. Так доводят произвольные толкования! Само Писание и толкования на него часто лицам, вещам и предметам усвояют названия, выражающие их качества, действия и нравы, а иногда наоборот: действия и явления отмечают именами предметов, которые их олицетворяют. Но из этого не следует, что мы не должны нигде держаться буквального смысла и принимать лица и предметы одни з другие; напротив, сами толковники, придавая в своих писаниях иногда уподобительные наименования вещам и предметам, – не устраняют и буквального; но, под небесами, облаками, морем и т. п. разумеют именно бездушные стихии: под морем и реками так и разумеют именно море и реки, – водные пространства (Толк. Псалт. на 80-й пс. стр. 27); «море, которое как цепью оковано песком» (на 88 Псал. стр. 68-я); «океаны и реки, подобные Иордану» (на 71-й Пс. стр. 435); так же и под «горами», – разумеют земные высоты (на 71-й Пс. стр. 432, которые поят облака источающие дожди»); тоже и под «небом» разумеют не что иное, как «воздух, или эфир неба, который ниже тверди» (на 23-й Псалом, стр. 145)! Если мы на время согласимся с сектантским разумом и станем думать, что «небо» – есть апостолы и вообще люди, то выйдет, что они сотворены были еще раньше земли ( Быт. 1:7 – 8 ) и потом сотворены еще раз ( Быт. 1:26–27 ), – но это будет бред безумного! Согласно с Писанием, мы должны разуметь, что небом называется то воздушное огромное пространство, которое вверху над нами; под которым мы видим облака, сияющее солнце, луну и звезды; о котором говорит Исаия: «Господь распростер небеса как тонкую ткань, как шатер для жилья» ( Ис. 40:22 ); для того, чтобы взглянуть на небеса, необходимо поднять глаза на высоту ( Ис. 40:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

Наконец в талмудической и раввинской литературе хранятся разные сказания о царях израильских, не записанные в канонических книгах и, следовательно, предполагающие особенный исторический источник вне канона, каким прежде всего мог быть тот источник, который сама библия указывает для израильской истории. Напр. о Иеровоаме 1 говорится в талмуде (Sanhedr. 103), что он был царь мудрый и стяжал большую расположенность к себе не только израильтян, но и партии иудейской в его царстве, между тем кн. Цар. ничего подобного не говорит. Царя Омрия талмуд (Sanhedr. 102) восхваляет за его труды по обстроению Самарии. Ахав (Midr. ч. на Есфирь, Megill. II) признается царем великим и могущественным, одним из тех, которым должен покориться весь мир, не терпевшим вблизи себя лицемеров и клеветников (Sanh. 103), но с другой стороны неумеренно честолюбивым (Taanith 27), с холодным темпераментом ( , Sanh. 39) и нетвердым характером ( , Sanh. 102); на воротах Самарии, по распоряжению Ахава, была сделана такая надпись: царь отвергает Иегову, Бога Израилева (Sanh. 102). Царь Иегу относится к колену Манассиину (Midr. ч. I. Mos. 2). Между качествами Иеровоама II указываются (Iebamoth, 98) его неподкупность и недоступность клевете и т. дал. Вообще все пробелы в повествованиях кн. Цар. мидраши и талмуд восполняют так называемою историческою агадою, которая, без предположения каких либо положительных источников, будет совершенно непонятна. Правда, историческая агода распространяется и на царей иудейских, но для этих последних она имела основанием живое непосредственное предание иудеев, в области которого не было места северному царству, отделившемуся почти с самого начала царского управления у евреев 21 . 2 По такому своему характеру, как не преследовавшая теократических целей, израильская летопись и не нашла места в еврейском каноне, рядом с строго теократическою летописью иудейскою или книгами Паралипоменон. 3 Хотя о дворцах и престолах из слоновой кости толкователи и переводчики находят упоминание 1Цар. 9, 18 , Ам. 3, 15; 6, 4 , Пс. 45, 9 ; но такое объяснение нам кажется сомнительным: а) выражение дом из слоновой кости будет слишком гиперболическим; б) если здесь разумеется слоновая кость, то зачем она обкладывается золотом (1 Ц. 10, 18); в) стоящее здесь еврейское слово означает только зуб, зубец, острие (от .. . .. ), т.е. наружную форму предмета, а не его качество, тем более не такое отдаленное качество, как качество слоновой кости. Что касается данного места 1Цар. 22, 39 , то оно отличается от всех других мест еще тем, что в нем стоить с членом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

101 ибо время помиловать его. Помиловать Сион, по всей видимости, означает восстановить его после разрушения. 101 созиждет Господь Сион. Т.е. восстановит храм и снова посетит его Своим присутствием: «явится во славе Своей». 101 стон узников. Очевидно, имеются в виду томящиеся на чужбине. 101 не восхити меня в половине дней моих. Горести и страдания лишили псалмопевца сил и он, еще нестарый человек, просит Господа явить милость и позволить продлить отпущенный ему срок. 101:27 См. статью «Самобытие Бога». Глава 102 Пс. 102 Данный псалом, являясь хвалебным гимном Господу, одновременно содержит учение о Боге и раскрывает сущность Его. С полным основанием псалом можно охарактеризовать как вероучительный. 102:1–2 Данные стихи обращение молящегося к своей душе являются как бы самонаставлением, осмыслением взаимоотношений человека с Богом. 102 беззакония... недуги. Автор псалма увязывает прощение грехов с исцелением недугов. Если не всякая физическая болезнь связана с грехом (см. Ин. 9,2.3 ), то всякий грех обуславливает болезнь души. 102:6 Лейтмотивом всей Псалтири (как и Ветхого Завета в целом) является мысль, что Господь защитник всех обиженных. 102 показал пути Свои Моисею. Моисей был удостоен исключительной чести он говорил с Господом «лицом к лицу» и имел беспрецедентные откровения Божий. 102:10 Этот стих как бы перебрасывает мост от Ветхого Завета к Новому: Господь воздает не по делам, а по милосердию своему. Эта же идея развивается образным строем ст. 12 и 13. 102:14 См. статью «Тело и душа. Два пола». 102 царство Его всем обладает. Господь властвует над всем. Царство Его обладает полнотой совершенства, к которому нечего добавить. См. статью «Божественное провидение». 102:20–22 Псалмопевец обращается ко всем существам небесным, призывая их благословить Господа, как царствующего над всем. Превосходство Господа над всем небесным и земным абсолютно. 102:20 См. статью «Ангелы». Глава 103 Пс. 103 Этот псалом, как и предыдущий, открывается и завершается (ст. 1 и 35) обращением псалмопевца к самому себе с призывом вознести хвалу Богу. Он восхваляет Господа за величие Его творения, опираясь на тематику и фразеологию библейского повествования о сотворении мира (Быт., гл. 1). При этом обнаруживаются неожиданные параллели между Пс. 103 и египетским гимном Солнцу Аменхотепа IV (Эхнатона), которые можно объяснить стремлением псалмопевца показать, что только Творец, а не часть Его творения (как, напр., солнце), заслуживает поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

LXX-mь слова евр. текста; перевели: α πσα Γαλιλαα λλοφλων, славян: „и вс Галилеа иноплеменниковъ“. Таким образом, слово они не оставили без перевода как собственное имя, но, как и в других местах Библии, удержали значение его– „иноплеменник“. Решить, почему , округи, получило у них значение „Галилея“ можно, кажется, таким образом. LXX – ть, может быть, предполагали, что есть собственное название северной области (ср. Нав.20:7, 21:32 ; 3Цар.9:11 ) Палестины –Галилеи, а означает не филистимлян, но вообще иноплеменников – язычников. Вследствие этого они и перевели„Галилеа иноплеменниковъ“, разумея под этим, конечно, северо-западную часть Галилеи, в которой (части), действительно, жило много язычников ( Ис.9:1 ; Евр.8:13 ; Мф.4:15 ) и которая притом, по свидетельству Бл. Феодорита (стр. 339), принадлежала Тиру. По мнению же г. Якимова, LXX-mь слово оставили без перевода Γαλιλϑ, как это они сделали и в кн. Иисуса Навина 22:10, 11 (слав. „Галилъ Іорданскъ“), но переписчик такое первоначальное чтение Γαλιλϑ изменил в Γαλιλαα, предпочитая более известное имя менее известному 430 . Еда возданіе вы воздает мн. Евр. , „воздадите (буквально „воздающие“) ли Мне возмездие?“, т. е. неужели настолько сильны вы, что можете мстить Мне за те поражения, которые потерпели от Меня прежде? Речь, вероятно, о нападении филистимлян на Иерусалим при Иораме. Этим нападением филистимляне хотели отомстить евреям за то, что со времени Иосафата должны были платить им дань. Поэтому Иоиль и называет это нападение „возмездием“. – Сущ. производится от гл. , который означает: 1) неперех. – был полным, о плодах – созревал ( Ис.18:5 ), приносил зрелые плоды ( Чис.17:23 ); 2) перех. – делал что-либо полным или зрелым, – поэтому а) отнимал от груди младенца ( Быт.21:8 ; 1Цар.1:22, 24 ; Ис.28:9 ); b) что-либо сделал, совершил, исполнил (собств. довел до конца, ср. греч τελω); и с) отплатил, воздал, отомстил кому, – так как тот, кто отплачивает кому-либо, как бы „пополняет“ то, что оставалось за ним по отношению к лицу, которому он отплачивает. При последнем значении сочиняется с предл. (Вт.32:6) или ( Пс.102 ; Евр.103:10 ; 2Пар.20:11 ). От таких значений глаг. сущ. означает: исполнение чего- либо, т. е. действие, которое человек совершает сознательно и свободно, и за которое делается ответственным; а также: возмездие, воздаяние, отплата. У Иоиля употреблено в последнем значении и сочиняется с предл. ) ). В Библии нередко, вместо встречается другое, синонимическое этому, выражение: (см. конец 4-го стиха Пс.27 ; Евр. 28:4 ; Пс.93 ; Евр.94:2 ; Пр.12:14), которое употребляется также с и с .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Примеч. Иногда Св. Писание представляет волю Божию как бы не всемогущею, напр. Мф.25:57 , Деян.7:51 . Но такие изречения Св. Писания, по точному и правильному их смыслу, показывают только то, что человеку предоставляется пользоваться или не пользоваться спасительными средствами, которые Бог предлагает; в каковом смысле воля Божия называется условною, т. е. поколику Бог действует не уничтожая свободы человека. e) Всеведущий, т.е. все знающий наисовершеннейшим образом. Ап. Павел ( Евр.4:13 ) так изображает всеведение Божие: Несть тварь неявлена пред Ним; вся же нага и объявлена пред очима Его. Предмет Божия ведения составляют 1) Существо Божие и все совершенства, и дела Божии ( Мф.11:27 ). Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын ( 1Кор.2:11 ). Божия никтоже весть, токмо Дух Божий. 2) Все прошедшее, настоящее и будущее, так что и самые сокровеннейшие помышления человеческие известны Сердцеведцу: ( Пс.138:4, 2 ). Господи, Ты познал еси вся последняя и древняя, Ты разумел еси помышления моя издалека (1Парал.28:9). Вся сердца испытует Господь, и всяко помышление разумеет, говорит Давид. 3) То, кто могло бы исполниться, но не исполняюсь по каким-нибудь причинам. Так Спасителю известно было, что Тир и Сидон покаялись бы, если бы увидели чудеса, совершившиеся в Хоразине и Вифсаиде ( Мф.11:21 ). Все это ведением Божиим объемлется без всякой постепенности, не погрешительно и с высочайшею ясностию. Всеведение Божие самим неверующим открывается чрез совесть, которая и в них обличает или оправдывает сокровеннейшие помыслы ( Рим.2:15 ); верующим в даре Пророчества ( 2Цар.7:19 ), в услышании их молитв и исполнении сокровеннейших желаний сердечных ( Пс. 33:16; 37:10 ); и для всех яснейшим образом откроется в день страшного суда ( 1Кор.4:5 ). f) Всепремудрый. Премудрость Божия состоит в том, что Бог все направляет к наилучшим целям и избирает средства, сообразнейшие с ними. Премудрость Божия открылась в творении ( Иов.38, 39 ; Пс.103:24 ). Вся премудростию сотворил еси, взывает Давиде, восхищенный красотою и совершенством творения. Наипаче открылась в деле искупления Ап. Павел ( Еф.3:10 ) говорит, что ему вверено проповедовать тайну спасения, да скажется ныне нахалом и властен на небесных церковию многоразличная премудрость Божия, почему и самбе учение о искуплении называет премудростию ( 1Кор.2:6,7 ). Непрестанно является премудрость Божия в управлении миром, и в особенности в устроении судьбы каждого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

3.103. Самарянину Иссахару. Авраам за добродетель наименован царем, ибо говорят ему иноплеменники: «царь ты еси в нас» (Быт. 23, 6). Так и сыны Израилевы за Богочестие названы у Моисея Ангелами Божиими: «егда разспея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих» (Втор. 32, 8). Поскольку сынов Иаковлевых по исчислению оказалось семьдесят (Быт. 46, 27), то на сем основании и говорится, что по числу их распределены народы всей земли. Ибо утверждают иные, что в целом мир находится семьдесят народов. 3.111. Селентиарию Гавдентию. Сказано: «собираяй яко мех воды морския» (Пс. 32, 7), то есть Бог, как в мех, собирает море в назначенные пределы, и держит воды, и не дозволяет, чтобы переступили он самое слабое вещество — песок, и покрыли лицо всей земли. Потому, желая уяснить сие самое, святый Пророк присовокупляет слова: «полагаяй в сокровищах бездны», то есть содержит безмерное количество вод в сих сосудах и вместилищах. 3.167. Монаху Кириллу. Сказано: «желает душа моя во дворы Господни» (Пс. 83, 3). Дворами же Божиими называет Писание препохвальные доблести и поступки, в которых водворяются Божие Слово и те, кто вознамерился всегда следовать сему Слову. 3.168. Монаху Кириллу. Се Аз, — говорит Господь, — на претерпевших скорбное «укланяю, аки реку мира, и аки поток наводняемый славу языков» (Ис. 66, 12). Акила же перевел: на претерпевших от всякого народа, Симмах — претерпевших от печали, а Феодотион — от множества. Посему разумей это и утешься. 3.202. Монаху Иринею. Кто овладевшую умом его печаль рассеял Божественным размышлением, тому кстати будет сказать: «заутра услыши глас мой» (Пс. 5, 4). Но под словом «заутра» разуметь нам должно Христово воскресение, когда наипаче услышан был человеческий род естественно вопиявший неизглаголанными воздыханиями. 4.22. Араксию. Когда слышим, что говорит нам Божественное Писание: «иззуй сапоги твои» (Исх. 3, 5), тогда должны знать, что дается нам повеление оставить, отложить и отринуть прежней худой обычай и навык. 4.30. Юлиану.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Посему–то, когда приходила в бытие вселенная, прежде, нежели каждое из наполняющих вселенную существ оказалось само по себе, над всем разлит был мрак. Ибо не появлялось еще блистание огня, сокровенное в частицах вещества. Как кремни остаются невидимыми во тьме, хотя по естеству имеют в себе светоносную силу, при взаимном ударении друг о друга порождая из себя огонь; но как скоро является из них искра, и сами они при ее светлости делаются видимыми: так все было невидимо и не явлено, пока не пришла в явление светоносная сущность. Ибо когда по единому мановению Божией воли вдруг нераздельно составилась вселенная, и все стихии были еще одна с другою смешаны, тогда рассеянный по всюду огонь оставался потемненным, омрачаемый преизбытком вещества. Но поскольку в нем есть некая всепроницающая и удободвижная сила; то вместе с тем, как естеству существ дано было Богом повеление привести в бытие мир, и огонь проторгся из всякого тяжелого естества, и вдруг озарил все светом. Но что произошло по слову премудрости могуществом Сотворившего, о том упоминает Моисей. как о повелительном Божием слове, говоря: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1:3.); потому что у Бога, и по нашему понятию, дело есть слово; почему все, приводимое Им в бытие, приводится словом; и что от Бога, в том невозможно и представить чего–либо неразумного, как ни есть составившегося и самослучайного. А напротив того надлежит верить, что в каждое из существ вложено некое премудрое и художническое слово, хотя оно и недоступно нашему взору. Посему, что сказал Бог? Поскольку таковое вещание есть повелительное слово, то боголепно, думаю, уразумеем это, относя изречение сие к вложенному в тварь слову. Так и великий Давид протолковал нам подобные вещания, сказав: все соделал Ты премудро (Пс. 103:24). Те повелительные глаголы при творении существ, которые Моисей писал с Божия гласа, Давид наименовал премудростию, созерцаемою в вещах сотворенных. Почему и сказует, что небеса проповедуют славу Божию (Пс. 18:2), то есть, в стройном вращении открываемое ими художественное зрелище для сведущих заменяет слово. Ибо сказав: небеса проповедуют, и возвещает твердь, Давид исправляет сим тех, которые грубее понимают сказанное, и думают, может быть, услышать и звуки вещания и членораздельные слова в поведании небес; почему говорит: нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их (4); и тем показывает, что созерцаемая в твари премудрость есть слово, впрочем не членораздельное. И еще, поскольку Моисей говорит, что были ему некие Божии вещания, изглаголанные в чудесах совершенных в Египте; то Псалмопевец истолковал их возвышеннее, нежели как понимают многие, сказав: они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой (Пс. 104:27). Ибо Псалмопевец, сказав, что действенная сила каждого из сотворенных существ приводится в деятельность неким словом, сим изречением ясно дал разуметь, что наименовал так не слово действительно изрекаемое, но являемую в чудесах силу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Оно, наряду с хлебом и вином было важнейшим продуктом питания (см.: 3Цар.17:12-16 ; Втор.7:13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51 ; 2Пар.31:5; 32. 28 и др.), использовалось в качестве косметического средства ( 2Цар.14:2 ; Пс.103:15 ; Притч.27:9 ). Символически помазание елеем служило выражением радости ( Пс.44:8 ; Ис.61:3 ). С радостью связывалось не только помазание елеем, но и сам елей как таковой — в том числе, и потому, что оливковые деревья начинали плодоносить далеко не сразу после посадки. Елей использовался в лампадах ( Исх.25:6; 27. 20 ; Лев.24:2 ) и при целом ряде священнодействий — при помазании царей и священников, жертвенников, принадлежностей скинии и Храма (вероятно, этот елей помазания смешивался с различными ароматическими добавками), а также входил в состав некоторых видов ветхозаветных жертв. Наконец, елей употреблялся и при лечении болезней, особенно язв и ран ( Ис.1:6 ). Целебное значение елея в полной мере сохранялось в новозаветную эпоху. Филон Александрийский писал: «Что можно бы искать для натираний лучше плода, выжимаемого из маслины? Ибо он смягчает и утомление тела и содействует здоровью, и, если окажется какая-нибудь язва, он полностью затягивает и сообщает более всякого другого плода силу и бодрость» 4 . Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» ( Лк.10:30 ,33–34a). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней средиземноморской практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью полученной от Христа.

http://azbyka.ru/tainstvo-eleosvyashheni...

Еще живущее во плоти человечество 628 и плотскими очами созерцающее и не может видеть Грядущего иначе, как только со стороны Его человеческой природы. Правда, это человеческая природа, уже прославленная, но все же доступная созерцанию телесными очами и даже осязанию ( Ин.20:20 . Ин.20:27 ). Но созерцая Сына Человеческого, каждый будет знать, что Грядущий есть вместе с тем и Бог . Самая обстановка пришествия будет доказывать это с полной несомненностью. На облаках небесных, как-бы на колеснице, окруженный и сопровождаемый силою – несметным воинством ангельским (ср. Мф.16:27 ; Мф.25:31 ) и славою многою, т. е. необычайным сиянием (δξα) и величием, свойственным только одному Богу, торжественно шествует Сын Человеческий. „Придет не как посланный и уничиженный – на подобие человека, но со славой и силой божественной“, говорит св. Кирилл Александрийский и далее продолжает: „о том и другом свойстве понимай слово „многою“, ибо со многою силою и в то же время со многою славою произойдет второе Богоявление, тогда как первое произошло со слабостью (беспомощностью) и неизвестностью. Почему же в облаке? Потому что так обыкновенно является Бог ( Пс.96:2 ; Пс.103:3 ; Ис.19:1 ). Итак придет не тайно, но как Бог и Господь со славою достойной Бога“ 629 . Таково будет паки-пришествие Сына Человеческого. Конечно, нам трудно представить все величие этого необычайного явления, но мы можем по крайней мере понять, какое страшное то будет время, когда „небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся“ ( 2Пет.3:10 ). Вполне, говорим, понятны будут плач и рыдание человечества, видящего окончательную и неизбежную катастрофу и наступление последнего суда. Правда, для верующих, для избранных эти события будут иметь добрый исход. Имея это в виду, Господь и говорит апостолам, а в их лице и всем верующим: Если страх нечестивых и неуверовавших будет доходить до отчаяния, то страх верующих должен быть страхом благоговейным, полным преданности Богу и упования на Него. Когда начнет совершаться то, о чем была речь непосредственно ранее 630 , когда, следовательно, будут происходить знамения на небе, перевороты на земле и вслед за сим откроется самое паки-пришествие, тогда вы, избранные, выделенные из мира „восклонитеся – νακψατε“.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010