Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИАФАН Левиафан в глубине вод. Миниатюра из Ктувим. XIII в. (Ambres. Ebraico. B. 32. inf. Fol. 136r) Левиафан в глубине вод. Миниатюра из Ктувим. XIII в. (Ambres. Ebraico. B. 32. inf. Fol. 136r) [Евр.    ,   греч. Λευαθν; лат. Leviathan], имя сотворенного Богом мифического морского чудовища в ВЗ. Точная этимология евр. слова   не известна, возможно, оно является производным от семит. корня   со значением «сгибать, скручивать»; обычно это слово сопоставляется с араб.   - «извиваться», что может отдаленно указывать на змееподобный вид Л. Согласно т. н. народной этимологии, представленной в раввинистической лит-ре, имя Л. происходит от соединения 2 слов   - венок, завиток и   сокращенное от   - большая рыба, чудовище. И хотя сравнительная этимология может указывать на змееподобный вид Л., следует принимать во внимание, что Л.- имя собственное, а значит, представление о физическом облике чудовища не может быть основано только на происхождении этого термина. Л. в ВЗ Упоминается 6 раз в канонических книгах, преимущественно в поэтических текстах, к-рые не формируют при этом его единого образа. В одних текстах Л. предстает вселенским монстром и противником Господа (Пс 73. 13-14), в других - Его послушным творением (Пс 103. 26). Образ Л. стоит в одном ряду с описаниями др. морских чудовищ, выступающих в виде сверхъестественных противников Бога: дракона (   - Ис 27.1), моря или морского чудовища (   - Иов 7. 12), а также Раава (Ис 51. 9; Пс 86. 4; 88. 11). В переводе LXX можно усмотреть тенденцию к демифологизированию и деперсонифицированию образа Л.: вместо имени собственного в Иов 3. 8 использовано слово «кит», а в Ис 27. 1; Иов 40. 20; Пс 74. 14; 103. 26 - «дракон» (δρκων). В Пс 73. 13-14 провозглашение спасительного владычества Господа над всей землей сопровождается упоминанием Его побед над морем (  ), драконами (   - вариант «змиями») и Л., у к-рого Господь, согласно синодальному переводу, сокрушил главу (Пс 73. 14). В Масоретском тексте, так же как в Септуагинте и Вульгате, говорится о сокрушении «голов» у Л., который, т. о., представлен в этом стихе как многоголовый морской змей. Рассказ о победе Господа над Л. служит вступлением к прославлению последующего совершённого Им упорядочивания вселенной. Очевидно, описание победы Господа в первозданной битве над олицетворяющим воды хаоса Л., включенное в контекст поэтического повествования о творении мира (Пс 73. 15-17), призвано утешить скорбящих, оплакивающих осквернение святилища врагами Господа (Пс 73. 1-10). Отголоски представления о противостоянии Господа морскому чудовищу представлены также в Иов 7. 12; 9. 13; 26. 12; 38. 8-11 (отдельные авторы рассматривают эти примеры как аллюзии на Л.- см., напр.: Lipinski. P. 506).

http://pravenc.ru/text/2463309.html

Так, говорит, велико море, что и бесчисленные породы рыб содержит в себе, и величайшие морские животные без­боязненно в нем плавают. Если же кто захочет иносказательно разуметь змея – в виду того, что и у Исаии ( Ис.27:1 ) наведен на змея меч великий, святой и крепкий, – на лукавого змея, действующего в (духовном) море, – то и мы ничего не будем иметь против такого понимания, так как мы знаем, что и Иова Бог спрашивает: «можешь ли ты удою вытащить левиафана» ( Иов.40:20 )? Этот змий, созданный Богом, но возгордившийся пред Создателем, предан на посмеяние; о нем также Бог говорил Иову: «ничего нет на земле, подобно ему сотворенн ого, поруганным быть ангелами моими» 5 ( Иов.41:25 ), то есть, конечно, праведниками, потому что они, путем добродетели возвысившись до ангельского чина, посрамляют того, кто по своей злобе был извер­жен из этого чина. И Господь дал Своим ученикам «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ). А псалмопевец в другом месте говорит: «Ты сокрушил головы змиев в воде» ( Пс.73:13 ). И справедливо, говоря о море, вспомнил об этом змие, так как и вся наша жизнь, горькая и соленая (подобно морю), обуревается неистовыми волнами, (им) возбуждаемыми. «Все... ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благо временно» ( Пс.103:27 ). От Тебя, го­ворит, все создания во время получают то, что всякому нужно. Не­разумные животные ищут пищи, и не знают, кто дает им ее, но получают ее от Творца. «Когда Ты да...шь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом« ( Пс.103:28 ). Когда Ты даешь обильно, каждое из них берет свою долю. «Когда Ты откроешь руку, все насытятся благом». Это показывает легкость, с какою Творец дарует блага Как легко выпрямить загнутые внутрь пальцы, так Богу легко даровать всякие блага.. Раскрытие рук Его нужно относить также к распростертию их на кресте, вследствие чего все исполнилось благости, то есть человеколюбия, так как всякий грех был искуплен крестом. «А когда Ты отвратишь лице, – с мятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратят ся» ( Пс.103:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Распинатели «смотрят и видят», Кого распинают, они «глядят» на Него как «на зрелище». Пс.21:19             Разделили ризы мои для себя                         и об одежде моей бросили жребий. " Риза» бегед – верхняя одежда. Левуш – «одежда» любая (применительно к евангельскому событию – «хитон», нательная рубаха; Ин.19:23 ). Произошло обнажение Того, Кто облачен светом, как ризой (салма; Пс.104 /103:2) и Кто Сам одевает землю: «бездной, как одеянием (левуш) Ты покрыл землю» ( Пс.104 /103:6). " Жребий» горал – то, что бросают, как «камушки». Давид говорил: «Господь держит жребий мой» ( Пс.16 /15:5). Во всех превратностях, «случайностях» судьбы Давид знает: его жребий не бросают, его судьбу держит Бог . На Кресте произошло обнажение и крайнее унижение Богочеловека:        об одеждах Того, Кто держит жребий, бросают жребий. Это – демонстрация: все, что осталось от Распятого, люди поделили между собой по договору и по жребию. Этого никак не могло быть, но так могли думать римские воины, осуществлявшие казнь. Поэтому Иисус сказал на Кресте: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят. И разделяя ризы Его, бросили жребий» ( Лк. 23:34 ). О разделении риз и жребии повествуют все четыре Евангелия ( Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Ин.19:24 ) 176 . Пс.21:20             Но Ты, Господи, не удаляйся,                         сила 177 моя, на помощь мне поспеши. Стих 20 дан в параллель к ст.12: «не удаляйся от меня… ибо нет помогающего». «Нет помогающего» означает, что в народе Церкви затмилось церковное сознание. Только Яхве – «помощь» езра и какая-то не упоминаемая больше нигде «сила». Пс.21:21             Избавь от меча душу мою,                         и от руки пса – единственную мою. «Меч» – в традиционном переводе: оружие. Крестные страдания Сына разделяла Матерь, как сказал ей Симеон: «Тебе Самой оружие (меч) пройдет душу» ( Лк.2:35 ). «От руки пса» – на еврейском языке возможно сказать: «от руки зверя» ( Быт.9:5 ), «от руки пса» в значении: от действия зверя, от действия пса. «Пес» – по отношению к «псам, окружившим» Распятого – сам диавол (см. ст.17).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Пс.27:3             Не повлекли меня с нечестивыми и делающими беззаконие,                         они говорят «мир» с ближними своими, а зло в сердце их. " Мир» – шалом . На одном полюсе – духовный мир, полнота 183 , на другом – зло в сердце. У нечестивых мир – на словах, зло – скрывается. Враги Давида действуют как мистические «соглядатаи». Пс.27:4             Дай им по делам их и по злобе деяний их,                         по делам рук их дай им, возврати им воздаяние их. «Дай по делам их» – что это за прошение? В покаянном Псалме 51–50 Давид просил о помиловании и говорил: «возликует язык мой о правде Твоей» (ст.6?). Давид знает, что Божью «правду» цедака никак нельзя понимать как человеческую справедливость – воздаяния равным и воздаяния по делам, ибо «не по грехам нашим Он сделал нам, и не по винам нашим Он воздал нам» ( Пс.103 /102:10). Когда Давид говорит: «воздай по делам», просит ли он Бога поступить вопреки Божественной правде? Нет, если понять, кому просит воздать Давид:        враги Давида – только те, кто уже на оборотной стороне Божьего мира. Они милости не примут 184 . «Воздай по делам их» означает: избавь меня от них. «Воздаяние» гемул – также: возмездие ( Пс.94 /93:2); гемул может обозначать просто «дело»: «дело рук человека возвращается к нему ( Пс.12:14 ). В библейском мировоззрении преступление уже есть наказание: «дело» (гемул) грешника уже есть «возмездие» (гемул) за грех – дело есть дело, дело есть оно само. Давид и просит:        пусть сейчас настанет то, что по Божьей правде уже есть. Сейчас его нет… Но пусть настанет. «Пусть впадут в собственные козни те, кто устрояют их другим» (блж. Феодорит). Пс.27:5             Ибо они не обращены к делам Господним и к деяниям рук Его,                         Он низложит их и не созиждет их. «Не обращены» – глагол бин обозначает восприятие глазами, ушами, осязательно, вкусом, умом ( Пс.5:2 ). Здесь единственный раз этот глагол употреблен с предлогом («к»): нечестивые никак (ни разумом, ни зрением, ничем) «не обращены к» тому, что мир – Божий и от Бога; они никак с этим не соотносятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

82. Созерцательная жизнь с животворящим Духом наполняет созерцателя в тайне некоторыми многими досточудными умственными зрелищами; не тотчас, не внезапно, но по прошествии некоторого времени и продолжительного научного исследования, а также в известной постепенности и как бы по лестнице; и иной раз ты мог бы услышать, как этот созерцающий говорит от избытка покоя и уклонения от всего, кроме Бога: «Един есмь аз, дондеже прейду» (Пс. 140, 10); иногда же вследствие познавательного обращения к существам [говорит]: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24), и следующее: (Песнь песн. 4, 10) «Воня риз Твоих, яко воня нивы исполнены, юже благословил еси Господи» (Быт. 27, 27). Иногда же, заставляя взирать с большим устремлением и внушая подниматься к духовным восхождениям, он убеждает говорить: «В воню мир твоих в след тещи имам к Богу» (Песнь песн. 1, 3), и следующее: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века. Великий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца (Пс. 144, 1 и 3). «Удивися разум Твой от мене: утвердися не возмогу к нему» (Пс. 138, 6). В иных же [случаях] он приготовляет зрителей, устремляющихся горе, петь под впечатлением того, что есть пресущественного в видении: «Ты же вышний во век, Господи» (Пс. 91, 9), и «память Твоя в род и род» (Пс. 101, 13), «зело превознеслася еси над всеми боги» (Пс. 96, 9). Иногда же приводит зрителей к ясному выражению в восклицании: «Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим» (Пс. 85, 8), а также показывает духовно созерцающим разумную гору, на которую восходят, и святое место Божие, на котором стоят «неповиннии рукама и чистии сердцем». Но сверх того дает возможность видеть таким образом пути восхождения до высоты небес и нисхождения до глубины бездны, то есть до тайн Духа; и иногда удивительным образом ставит даже перед созерцанием личного видения в Троице, иногда же среди изумления располагает к созерцанию Иисуса, Его домостроительства во плоти и следующих за ним преестественных тайн, и тогда после многих и блаженных видений он никаким образом не оставляет созерцающего, не введя его небывалым образом просвещенного — о дивная благодать! — на самое лоно Божие, — в истинный покой и неизреченное отдохновение и духовное и преестественное наслаждение, чтобы не сказать упоение, красотами Божиими, и в божественный восторг — в те преблагословенные недра, заключающие в себе великую глубину божественных таинств и в достаточной степени приближающиеся к ощущению пресущественности Божией, в те недра, которые в наследие свыше получил и Авраам, когда и Сам Бог стал жребием Авраама по выражению «Аз есмь Бог Авраама».

http://predanie.ru/book/69133-kallist-an...

Должно быть, именно взгляд на graduate как печальную песнь вытеснил его с указанного периода, не посмев коснуться Пасхи. Прокимны воскресные Из 8 воскресно-литургийных прокимнов только два молитвенного содержания: 1 гл. «Буди Господи милость Твоя» (Пс. 32, 22) и 6 гл. «Спаси, Господи, люди Твоя» (Пс. 27, 9), один — уповательного характера — 5 гл. (параллельный и в музыкальном отношении и по содержанию к 1 гл.: «якоже уповахом»): «Ты Господи сохраниши…» (Пс. 11, 8), а остальные хвалебного характера, более идущего к тону воскресной службы; наиболее хвалебный 4 гл.: «Яко (=о, как, ς) возвеличишася дела Твоя…» (Пс. 103, 24); затем параллельные по содержанию 3 гл. «Пойте Богу нашему…» (Пс. 46, 7) и 8 гл. «Помолитеся (в евр.: «делайте обеты») и воздадите…» (Пс. 75, 12); наконец, тоже параллельные — 2 гл. «Крепость моя и пение…» (Пс. 117, 14) и 7 гл. «Господь крепость людем Своим даст…» (Пс. 28, 11). Стихами к прокимнам по обычаю служат начальные стихи псалмов, из коих взяты прокимны, исключая 2 гл., где стих Пс. 117, 18. История Из воскресных литургийных прокимнов дается «Иерусалимским последованием» Страстной и Пасхальной седмиц IX b. прокимен 7 гл. на вечерне Светлого четверга; уставом Великой Константинопольской церкви IX b. — прокимен 6 гл. во вторник Пятидесятницы. Все прокимны в нынешнем употреблении даются Евергетидским уставом (XI–XII b.), с той только особенностью, что прокимен 6 гл. служит и для гл. 4 [ 925 ]. Аллилуиарий Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности [ 926 ]. Кроме «аминь», это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его и в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет поэтому духом глоссолалической (Вступ. гл., 41; ср. 34 и д.) таинственности, вызывающей применение его, например, при таинстве крещения (подобно Кирие елеисон при священстве). Служа припевом самых радостных (у евреев — пасхальных) псалмов в Библии, аллилуиа выступает в качестве почти неизменного припева псалмов в нашем богослужении, но это почти единственное место (другое — на великопостной и заупокойной утрене), где оно выступает в качестве самостоятельной песни, имеющей, наоборот, при себе припевы, называемые аллилуиариями (λληλουιριον); это псалмические стихи, имеющие отношение к воспоминанию дня, которых обычно положено два для троекратного пения аллилуиа (каждый раз по трижды) (три стиха только в Страстную субботу). Стихи, как и в прокимне, берутся из одного псалма, часто соседние. Чин пения аллилуиа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко не испытан и судове Его, и не исследованы пути Его. Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть» ( Рим.11:33 ). Христианин! Размышляя с благоговением о премудрости Божией, следы которой открываются для тебя во всех великих и малых творениях Божиих, старайся и жизнь свою, и все свои действия согласовать с теми премудрыми планами, которые видишь ты в мире. Видя во всём мире порядок, согласие, старайся и в делах своих соблюдать порядок, приучай себя уважать и соблюдать законы Божии и царские, живи со всеми в мире и согласии. Видя, что одно создание в мире помогает другому, старайся и ты помочь ближнему твоему, чем можешь, удели что-либо от своего достатка неимущему,защити обиженного, подай другому добрый совет в его деле трудном, ободри печального словом ласковым. Все свои дела старайся направлять к одной доброй цели и с мудростью удаляй от себя грех и зло. «Се благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла есть ведение». Аминь. Поучение 5-е (на первый член Символа веры). О благости Божией «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив; благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:8–9 .)». Из всех высочайших свойств Божиих Свящ. Писание более всего прославляет благость Божию, – как она проявляется по отношению к тварям, – и в особенности по отношению к людям. 1) Господь по благости Своей, – даровавши жизнь тварям, даёт им и всё необходимое для жизни. «Он прозябает траву скотом ( Пс.103:14 ), одевает сено сельное ( Мф.8:30 ), питает птицы небесные (–26), даёт пищу всякой плоти ( Пс.135:25 ), исполняет всякое животно благоволения ( Пс.144:16 ). Вся к Нему чают дати пищу им во благо время. Давшу Ему им соберут: отверзшу Ему руку, всяческая исполнятся благости ( Пс.103:27–28 .)». Иисус Христос говорит: «никтоже благ, токмо един Бог ( Мк.10:18 ), – то есть: совершенная благость свойственна одному Богу; Он есть Источник всех тех благ, которыми пользуются твари. 2) Но с особенной силой благость Божия проявилась по отношению к нам – людям. Кто даровал нам жизнь, дал нам возможность узреть свет Божий, красоту творений Божиих, – одарил нас разумной и бессмертной душой? Кто поддерживает жизнь нашу, даёт нам силы к трудам, охраняет нас от зол и несчастий? Кто как не всеблагий Творец мира? «Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 )». «Он солнце Своё сияет на злые и благие, и дождит на праведных и на неправедных ( Мф.5:45 )». «Он нам всё даёт обильно в наслаждение ( 1Тим.6:17 ), ниспосылает также всякое даяние благо и всяк дар совершен душам нашим ( Иак.1:17 ) и есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Фил.2:13 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Известны слова Писания об окончании человеческой жизни: исчислены дни человеческие; не утаилась кость моя от Тебя; не соделанное мое видели очи Твои и в книге Твоей все напишется ( Пс.138:15 ) ( Пс.138:16 ). Изочтены, – говорит Иов, – месяцы мои у Тебя, Боже, на время Ты положил предел и не преступлю ( Иов.15:5 ). Провидение иногда действует как бы вне порядка природы, непонятным нам образом, а иногда – будто бы противоестественно. Например, Моисей сохраняется сорок дней и сорок ночей без пищи. Сим объясняется, что отсутствие пропитания может удобно восполняться силой первоверховной всего Причины. Из камня течет вода; воды останавливаются наподобие неподвижного камня; вода превращается в кровь, вода же превращается в вино. Отсюда видно, что Владыка естества не подлежит законам естества, – иначе как объяснить, что ослица говорила, из челюстей ослиных струился источник, солнце остановилось. Провидение даже действию естественных явлений может воспрепятствовать или совсем переменить их. Три отрока в печи огненной не сгорели. Сим доказывается, что все, что есть в мире творения, все причины вторичные, – не могут действовать без влияния или без соизволения первопричины. Самые бессловесные животные не только покоряются Провидению Божию, но или по естественному влечению, или по чему-либо другому, чувствуют и как бы признают Божие о себе попечение. Все ожидают от Тебя пищу, чтобы Ты дал им благовременно ( Пс.103:27 ); молодые львы, говорит Писание, рыкают, чтобы выпросить у Бога пищу себе ( Пс.103:21 ). И еще, Бог дает корм и птенцам ворона, призывающим Его ( Пс.146:9 ). Сколь постыдно для человека, если все творения согласно прославляют повсеместный Промысл Божий, а он один исключает себя, полагаясь на себя или на ближнего; всего он ожидает от случая, случаем представляется ему кончина жизни; случаем, думает он, будет для него и вечность. Как сильно посрамляет нас Иисус Христос , когда птиц летающих по воздуху делает нашими наставниками! – Взгляните на птиц небесных ( Мф.6:26 ); то есть у них научитесь оставлять все суетное, не пекитесь о внешнем, – как птицы небесные Провидением сохраняемые и питаемые.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Итак, не нашей волей и не нашими силами производится на земле все потребное нам. Не силы наши, не труды многопопечительные, но «рука» Божия, которая, когда «отверзается» для нас, тогда все преисполняются благ, и не мы только, но и звери земные, и птицы небесные, и птенцы к Небу вопиющие, деревья, травы,— все ждут от Господа пищи себе: «вся к Тебе, Господи, чают даты пищу им во благо время» (Пс.103:27),— поет Псаломник. В первый день творения, когда «земля была не видима и не устроена» (Быт.1:1), «Дух» Божий «носился» (Быт. 1:2) над нею, подавая силу каждой вещи, для нее нужную, оплодотворяя их семенами и жизнью. Он и ныне веет над всеми тварями, над небом и землею, не обходя ни одной травинки, попираемой ногами нашими. И ныне Он дает «снег яко волну» (Пс.147:5), сыплет иней, как пепел, облаками одевает небо, и готовит в них дождь земле, растит траву на горах и злак в полях, изводит ветер из кладовых своих, посылает молнии и громы. Псалмопевец, поставляя себя между Духом Господним и тварями и видя, что Его Божественные силы в беспредельном обилиии непрестанно нисходят на все творения, чтобы сохранить их бытие и жизнь, восклицает: «Хвалите Господа, небеса небес; хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет» (Пс. 148:3—4). Потом, низводя взоры к земле, тем же гласом восклицает: «хвалите» Господа и вы: «огонь, град, гнев, голоть и дух бурный; хвалите его» и вы, «горы и ecu холмы» , и вы, «древа плодоносные и ecu кедры; хвалите Господа» и вы, «звери, и ecu скоты» , и вы, «птицы пернатый и гады; хвалите Господа» и вы, «змиеве и все бездны» (Пс.148:7—10). Хвала от всего творения восходит ко Господу, потому что от Господа происходит все на земле: «послеши, Господи, Духа Твоего, и созиждутся, и обновишь лицо земли» (Пс.103:30). Как земля не своей силой устраивается, но силою Духа Божия, дающего ей жизнь, дыхание и все, так человеческие общества, малые и великие, строятся или разрушаются от силы Духа, все животворящего. Художник созидает дом, мудрый из людей собирает общество и устраивает город, мудрейший соединяет целый народ во единое общество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

Как ясно говорит и богословный язык великого Григория  , выражающийся о человеке: « Живое существо, здесь созидаемое, направляемое и переходящее в другое состояние, как высшая степень тайны, обоживается склонностью к Богу». И священный Максим говорит: «Духовный образ божественного Писания посредством мудрости преобразовывает до обожения познающих мыслителей, так как вследствие преобразования в них разума, они открытым лицем видят, как бы в зеркале (2 Кор. 3, 18), славу Господню»  . Эта созерцательная жизнь требует трех вышеназванных условий: веры, причастия Духа и мудрости знания во Христе Иисусе Господе нашем. 82. Созерцательная жизнь с животворящим Духом наполняет созерцателя в тайне некоторыми многими досточудными умственными зрелищами; не тотчас, не внезапно, но по прошествии некоторого времени и продолжительного научного исследования (tÁj filosof…aj), а также в известной постепенности и как бы по лестнице; и иной раз ты мог бы услышать, как этот созерцающий говорит от избытка покоя и уклонения от всего, кроме Бога: « Един есмь аз, дондеже прейду» (Пс. 140, 10); иногда же вследствие познавательного обращения к существам [говорит]: « Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24), и следующее: « Воня риз твоих, яко воня нивы исполнены, юже благословил еси Господи» (Быт. 27, 27). Иногда же, заставляя взирать с б ольшим устремлением и внушая подниматься к духовным восхождениям, он убеждает говорить: « В воню мир твоих в след тещи имам к Богу» (Песнь песн. 1, 3), и следующее: « Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века. Великий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца» (Пс. 144, 1. 3). « Удивися разум Твой от мене: утвердися не возмогу к нему» (Пс. 138, 6). В иных же [случаях] он приготовляет зрителей, устремляющихся гор е, петь под впечатлением того, что есть пресущественного в видении: « Ты же вышний во век, Господи» (Пс. 91, 9), и « память Твоя в род и род» (Пс. 101, 13), « зело превознеслася еси над всеми боги» (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010