38 . Вопрос: творит ли Бог чудеса [и] среди язычников (политеистов) и идолопоклонников? Творит, когда гневается на них. А гневается на них потому, что о чуде молятся они ложным богам, не имеющим ничего присущего Богу истинному и даже ничего человеческого. Впрочем, Бог милостив к Своим созданиям, освещая Своим солнцем как добрых, так и злых и творя добро и тем, кто не ведает Его и гонит. Вся земля полна Божиих чудес. 39 . И среди животных и зверей Бог творит чудеса, зная всем им число, поддерживая их, питая и напояя и направляя их Своим Духом, куда Он хочет. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут все зверие дубравнии. Скимни рыкающие восхитити и взыскати от Бога пишу себе… Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли ( Пс.103:20–21,27–30 ). Бог Творец – это и Бог Вседержитель. Часть вторая 40 . Чудеса суть чудеса, будь то ветхозаветные или новозаветные. Ведь Бог, творящий чудеса, – всегда Тот же. И все–таки они не совсем одни и те же. Разницу внес Тот, Кто явился во плоти, хотя Он – и Творец всякой плоти. А во плоти явился Он – Единородный Сын Божий, Господь и Спаситель наш Иисус Христос – чтобы из людей–рабов, наемников, слуг сделать Божиих сынов. В истории вселенной Он – высочайшее чудо, верховная Сверхъестественность, явленная в естественном. 41 . Итак, каково же различие между чудесами первого и чудесами второго Завета? Различие не столько в самих чудесах, сколько в чудотворцах. В Ветхом Завете чудотворцы – это Божии рабы, тогда как в Новом Завете чудотворцы суть Сын Божий и Божии сыны. 42 . Тем, которые Его, Сына Божия, приняли, – тем дал Он власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ). Святой Павел говорит об этом христианам: Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал.3:26 ). И еще: Он, Сын Божий, пришел, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление… Посему ты уже не раб, но сын. И еще дальше: А если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:5,7 ). Итак, заключает апостол, вы уже не чужие и не пришельцы, но… свои Богу ( Еф.2:13–19, 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кафолик 4 марта 2015, 20:12 Святые называют дьявола - обезьяной Бога. Он и поглумился в отместку над людьми,измыслив их происхождение от нее. Но,в переносном смысле,это имеет место быть,т.к.этот падший мир - во-многом " заслуга " сатаны. Олег 4 января 2015, 16:17 Говорят, что " ...Илия должен сначала придти... " . Или всё-таки Иоанн Креститель это был. Отец Сергий, Вы очень хорошо пишите, но эта статья, мне кажется не продумана. Алексей Афанасьев 12 декабря 2014, 11:27 ortheos 2014-07-29 10:18: Вы путаете процессы полураспада радио активных элементов и управляемой цепной реакции. подробней про датировки по радиоактивным элементам можно почитать тут. http://antropogenez.ru/interview/692/ Виктор 5 декабря 2014, 22:29 Спаси Господи, отец Сергий! Святителю отче Василие, Григорие, Иоанне, Амвросие, преподобне отче Ефреме, Симеоне и все святии, молите Бога о нас. Царствие Небесное отцу Серафиму Роузу. У одного из исследователей проблемы григорианского календаря было интересное замечание, касающееся одного важного заблуждения папских ученых и схоластиков, а именно придания исключительности солнцу в деле измерения времени, хотя в первых же словах Книги Бытия читаем: " И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый. " А еще: " Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. " (Пс. 103) Иван 4 августа 2014, 03:22 Наука и религия не должны конфликтовать. Выжить без науки или без религии ни одна страна не сможет. Ни наука не может опровергнуть религию ни религия не может опровергнуть науку. Потому что наука оперирует погятиями знаю - не знаю а религия верю - не верю. Если что стало " знаю " то верить в это уже бесполезно итд.

http://pravoslavie.ru/71153.html

Тогда она, как солнце, блистание красоты своей издаст и на теле, с которым здесь служила Богу, красоту свою явит: «тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ). О, какова будет слава чад Божиих, которые ныне, не заботясь о теле своем, о красоте души своей пекутся, а лукавым миром, как мусор, презренными и попранными считаются: Богу подобны будут! «Ибо Бог одевается светом, как ризою» ( Пс.103:2 ), так и чада Его просветятся. Этой красоты желай и ищи, христианин, пока обретается. А что тебе в телесной красоте, которая ныне цветет, а наутро увядает и в ничто обращается? Поэтому как желающие войти в чертог земного царя, и перед лицом его явиться, и к трапезе его приобщиться, очищают себя и одеваются в лучшее и пристойнейшее платье, чтобы негнусными пред очами царскими показаться, так тем более желающий войти в чертог Небесного Царя, и перед светлейшим Его лицом предстать, и к великой той вечери приобщиться, должен очистить себя от скверны и порока, ибо «не войдет в него ничто нечистое» ( Откр.21:27 ), – и достойной того чертога одеждой одеться, дабы не услышать от Царя страшного гласа: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» ( Мф.22:12 ), – и с посрамлением не быть изверженным и вверженным во тьму кромешную, «где будет плач и скрежет зубов» ( Мф.22:13 ). § 67. Душу свою украшает тот, кто, по апостольскому слову, «отлагает... ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновляется же духом ума своего и облекается в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ); то есть, кто противится плотским вожделениям, и отсекает их, и прилежит добродетелям, отлагает нечистоту, похоть блудную, гордость, зависть, гнев, злобу, ярость, сребролюбие, невоздержание и прочее злонравие, и облекается в целомудрие, святость, смиренномудрие, братолюбие, терпение, кротость и прочее добронравие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Пророк Исайя прямо говорит, что между разумом человеческим и разумом Божественным, существует огромное различие (Ис. 55, 9): «Как небо выше земли,… так и мысли Его выше мыслей наших». Чем собственно Божественный разум от человеческого отличается, и в чем превосходство Божественных мыслей над нашими заключено, во всей полноте мы сказать не можем, но одно существеннейшее отличие между человеческим разумом и разумом Божественным необходимо назвать. В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т. е. способностью познания и разумения, и самим разумением или ведением. Иметь способность познавать и иметь знание — вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение, или ведение совпадают. Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Смысл этого свойства заключен в этимологии слова: Бог знает все. Что же именно? Во-первых, Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Свою триединую природу. Мф. 11, 27: «…никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына». 1 Кор. 2, 10-11: «…Дух все проницает (имеется в виду Дух Святой), и глубины Божий… и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о своих делах. Деян. 15, 18: «Ведомы Богу от вечности все дела Его». I Ин. 3, 20: «Бог больше сердца нашего и знает все». О ведении Богом будущего говорится в Дан. 13, 42 и Сир. 23, 29. Евр. 4, 13: «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его». Нужно иметь в виду, что Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание мира есть внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении существующих вещей не нуждается, но знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически оно означает совершенное знание целей и средств их достижения, т. е. премудрость — это всеведение по отношению к действиям, или разум в его обращенности к миру и человеку. Пс. 103, 24: «Все соделал Ты премудро»… — говорит псалмопевец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

5–6). Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водой; потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водой. «Мир погиб чрез небо и землю. Земля выпустила из недр своих воду, а хляби небесные ниспустили воду на землю. Погиб разумей не обо всем мире, но об одних только животных, которые представляют собой, как бы весь мир; ибо созданный без них мир не был бы и миром… Поскольку изменение (мира) к худшему дошло до самого худого, то Творец мира, чтобы возвести к лучшему, по необходимости совершил очищение его при Ное посредством воды, а при кончине совершит посредством огня. И мы имеем обыкновение подвергать некоторые вещи действию огня, не для того, чтобы уничтожить их, но для того, чтобы придать им чистоту и блеск. Подобное и Бог обещает сделать при кончине века посредством огня» (блж. Феофилакт). 7). А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. «Иной может спросить: зачем созидать мир, если он опять должен обратиться в тление? Такому скажем, что мир не уничтожится совершенно, но разрушится, чтобы обновиться, почему и пророк говорит: и Ты обновишь лице земли» ( Пс.103:30 ) (блж. Феофилакт). 8). Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день. " Не медлит Господь… но долготерпит, ожидая спасения нашего и полноты имеющих спастись и пред Ним, бесконечным, никакое время не продолжительно, но у Него и тысяча лет, как один день» (блж. Феофилакт). «Петр разумеет время подзаконного служения, в которое особенно процветали израильтяне по сооружении храма Божия. Ибо от Соломона, создавшего дом (Господень), до осады (римлянами), бывшей после честного креста, исполнилась тысяча лет. Но эта тысяча лет вменена пред Тобой в один день» (свт. Афанасий Великий . Изложение псалмов, 27). 9). Не медлит Господь с исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Солнце позна запад свой.   И оно повинуется Божию повелению. Пс.103:20. Положил еси тму, и быcmь[f] нощь.    Говорит это, чтобы не подумали мы, будто бы иной Творец дня, а иной — ночи. Пс.103:23. Изыдет человек на дело свое.    Звери днем препятствовали бы людям идти в путь и возделывать землю, а теперь выходят они ночью, «взыскати себе пищу от Бога» , потому что не для них земля прозябает траву или злак. Пс.103:24. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи.    Кончив речь о Промысле, обращается к песнословию Создавшего, как бы упокоевая тем слух. А потом снова переходит к другой части дел Промысла, низводя нас к влажной стихии, которой бы не было, если бы не управлял в мире Божий Промысл. Вся премудростию сотворил еси.   Чудно же, что премудрость, которою все сотворил Ты, есть Господь, потому что Христос — Божия сила и Божия премудрость. Пс.103:26. Змий сей, егоже создал еси ругатися ему.    К слову о море мимоходом присовокупил упоминание о змие, сказав, что произведен он не для другого чего, а для того единственно, чтобы «ругатися ему», об этом см. у бл. Августина потому что вся жизнь наша исполнена некоей горечи, отовсюду возмущается и обуревается свирепыми волнами. Пс.103:27. Вся к Тебе чают.    И люди, и стаи диких зверей, и скоты, и пресмыкающиеся не могли бы пропитаться, если бы Бог не снабжал их необходимым для жизни. Пс.103:29. Отымеши дух их, и исчезнут.    Показывает этим, что Бог — Владыка и смерти и жизни. Пс.103:31. Возвеселится Господь о делех Своих.    Какое же дело Его? То, которое совершил, обновив нашу природу. Ибо пророк дает этим разуметь будущее боговедение людей, когда возвеселится Бог не о том, что поклоняются Ему, но о том, что узрит спасаемых. Пс.103:32. Призираяй на землю, и творяй ю трястися.    Присовокупляет слово и о всеобщем суде, который внушить страх всем живущим на земле. Ибо нет человека, который бы не убоялся того страшного Божественного судилища. Прикасаяйся горам, и дымятся.   Горами называет сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служить дым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Избранные псалмы, читаемые в различных жизненных ситуациях Об устроении семейной жизни 1. О долголетии хозяина семьи и тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие: Пс. 86 2. Чтобы благословил Господь имущество людей, чтобы не впадали они в уныние, но прославляли Бога: Пс. 103 3. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога: Пс.116 4. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей: Пс. 76 5. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора: Пс.126 6. Чтобы младшие уважали старших: Пс. 109 7. Об усмирении непослушных детей, чтобы не огорчали они родителей: Пс. 22 8. О матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь: Пс. 75 9. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потере ей плод: Пс. 142 10. Молодым, когда страдают от несчастной любви: Пс. 41 11. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись: Пс. 19 О помощи в денежных и других материальных затруднениях, об укреплении благосостояния и справедливости 1. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть: Пс. 38 2. Да просветит Господь заимодавцев, чтобы они были сострадательны и не вымогали долги у должников: Пс. 77 3. Чтобы люди покупали продукты земледельцев (крестьян, огородников), чтобы не огорчались они: Пс. 81 4. Да благословит Господь бедную вдову, чтобы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы: Пс.112 Об укреплении в духовной жизни 1. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духом: Пс. 91 2. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего: Пс. 25 3. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, чтобы спастись им: Пс. 49 4. Да покаются люди и исповедуют свои грехи: Пс. 104 Об исцелении от болезней 1. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью: Пс. 102 2. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями: Пс. 27 3. Да исцелит Господь страдающих головными болями: Пс. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс.103:24 .  Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея. Пророк прерывает свою речь прославлением Бога, удивляясь Его Промыслительной «Премудрости» (Златоуст). Пс.103:25 .  Сие море великое и пространное: тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими, И этот знак Божественного Промысла, что «малые животные» обитают вместе с «великими» и не подвергаются совершенному от них истреблению. «Гадами» Бог называет рыб, так как они скорее ползают, чем ходят. С «морем» чувственным связывает Псалмопевец и жизнь человеческую по причине непостоянства и вечного движения в ее делах – «море» житейское. В высшем смысле «море сие» есть сердце человеческое со своими помыслами и желаниями, которое должно очищать посредством внимания. Оно «велико и пространно, тамо гади, имже несть числа», т.е. многие помыслы неправые и нечистые, порождения злых духов (Златоуст, Серафим). Пс.103:26 .  Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Это загадки, предложенные для нашего ума, чтобы мы не напрасно слушали Писания, и не поникали умом к земле. «Корабли» – наши тела, обуреваемые солеными водами этой жизни. Как обремененные грузом корабли с трудом плавают, так и тела, которые от многих и обильных наслаждений отягчены тучностью. И справедливо, говоря о море, вспомнил об этом «змие», так как и вся наша жизнь, горькая и соленая (подобно морю), обуревается неистовыми волнами, т.е. «змием» возбуждаемыми. «Змием» (драконом) здесь не только называет кита (хотя и это верно), сколько началозлобного сатану, который остр и ядовит, и, сверх того, боязлив; ибо всегда ему свойственно убегать; который создан для того, «чтобы ругались здесь над ним ангелы Мои» ( Иов. 41, 24–25 ) (Василий, Златоуст, Афанасий, Кирилл). Пс.103:27 .  Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Пс.103:28 .  Давшу Тебе им соберут: отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости. Пс.103:29 .  Отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Пс.103:26 .   Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. «Тамо корабли преплавают». И от сего самая великая польза для людей. Посредством кораблестроительнаго искусства и мореходнаго знания друг у друга заимствуем нужное для себя, плоды, родящиеся у нас, сообщаем другим, и что производится у них, получаем от них сами. «Змий сей егоже создал еси ругатися ему». Именем змия Пророк означил великих китов, которые водятся в больших морях. Сказано: «ругатися ему», то есть самому морю, потому что у Еврея и у Сириянина имя: «море» мужескаго рода. Так оно велико, говорит Пророк, что содержит в себе тысячи родов рыб, и что самые великие киты свободно в нем плавают. Если же иным кажется, что слово: «змий» употреблено иносказательно, потому что и у Исаии идет «мечь великий святый и крепкий на драконта, змия лукаваго, сущаго в мори» ( Ис. 27, 1 ); то не будем и мы отвергать таковаго смысла, потому что и у Иова находим животное сие предаваемым поруганию божественными Ангелами, и Господь дал ученикам Своим власть «наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» ( Лук. 10, 19 ). Пс.103:27 .   Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. «Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время». От Тебя говорит Пророк, во всякое время приемлют потребное; ибо безсловесныя, хотя сами ищут себе пищу, и не знают Подателя, однако же получают ее от Творца. Пс.103:28 .   Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом. «Давшу Тебе им, соберут». поскольку Ты доставляешь сие обилие, то каждая из тварей пользуется тем, что для нея полезно. «Отвершу Тебе руку, всяческая исполнятся благости». Сим выразил Пророк удобство подаяния благ. Как не трудно разжать пригнутые пальцы, так и Богу удобно даровать обилие всяких благ. Пс.103:29 .   Скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются. «Отвращшу же Тебе лице, возмятутся». Но как наслаждающимся благами доставляешь всякое веселие, с благоволением даруя им блага; так, если отвращаешься, все исполняется смятения и страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Для нас особенно важно, что связка Ис.27:1 + Пс. 103:26 засвидетельствована и в том Толковании на Апокалипсис, которое послужило своего рода матрицей для Толкования Андрея Кесарийского , – а именно, в Толковании на Апокалипсис Икумения (гл. V).1618 Присутствие стиха Пс.103:26 в экзегетической традиции, относящейся к свержению Змия, оправдывает наше указание на этот стих в армянской цитате. Кроме того, тот факт, что данная экзегетическая традиция засвидетельствована в Толковании на Апокалипсис ближайшего и непосредственного предшественника Андрея Кесарийского , из армянской версии произведения которого происходит наш текст, постепенно подводит нас к вопросу об авторстве второго армянского абзаца по изданию Ф.Зигерта. Но сначала закончим разговор о традиции, предполагавшей свержение Змия в море, а не на землю. Ее представляют не только упомянутые уже тексты, где присутствует связка Ис.27:1 + Пс.103:26 (включая Икумения), но и некоторые другие тексты, где она выражена еще более эксплицитно. Так, объясняя, почему Христос предлагает «горе сей» ввергнуться именно в море ( Мф.21:2.1 ), Ориген подробно останавливается на том, почему именно море (понимаемое, разумеется, не буквально) является наиболее подходящим местом для мучений и для пребывания бесов – цитируя, между прочим, Пс.103:26 . 1619 Это говорит о том, что за свержением Змия именно в море стояла весьма устойчивая экзегетическая традиция. Как мы сейчас увидим, эта традиция четко разделяла места обитания: небо – для ангелов, землю – для людей, море и водную стихию вообще – для бесов. 1620 Стремление примирить обе традиции – свержение Змия в море и свержение его же на землю (о котором говорит Откр.12:9 ) – также достаточно давнее. В качестве одной из ранних попыток согласования можно привести толкование Пс.113:24 во фрагменте из катен, приписывавшемся Оригену (dubia) или Евагрию. 1621 Разъясняя стих Небо небесé Господеви , землю же даде сыновóм человеческим , комментатор пишет: «Подобно тому, как небо есть обиталище святых сил, так и земля – человеков. (…) И как в так образно глаголемых морях обитают противные нам демоны, среди коих и Змий тот создан есть ругатися ему , так и в иносказательно глаголемых безднах – подземные демоны». – «Демоны», таким образом, оказываются ис только в море, но и на – точнее, «под» – сушей…

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010