Поскольку для Церкви Христовой существующий мир не имеет независимой истории, отличной от истории человека, то он (мир) шаг за шагом следует по историческому пути царя земного творения, то есть человека. И как нынешний мир и «все, что в нем», служат человеку, так будет на службу человеку и обновление мира. Эта истина, как и тот факт, что нравственные изменения в человеке определяют и изменение творения, были подчеркнуты святым Иоанном Златоустом. Божественный отец, ссылаясь на сказанное псалмопевцем, что небеса погибнут а Ты пребудешь… (Пс. 101, 26–27), а также на то, что пишет божественный Павел римским христианам (Рим. 8, 19–22), и на проповедуемое пророком Исаией (Ис. 51, 6), отмечает: как народ, населяющий землю, не должен исчезнуть, но должен измениться и «преставиться к нетлению», точно так же «и творение». И оно освободится от рабства тлению (Рим. 8, 21), то есть не будет больше «тленным», но последует «благообразию» и природе воскресших человеческих тел. Ибо как человеческое тело сделалось тленным по причине греха, стало и оно (творение) тленным, и вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22). Подобным образом, когда тело станет нетленным, сделается нетленным и творение [ 1276 ]. В другом месте святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Ныне творение, будучи причастным тлению, претерпевает то же, что и тела. Но когда это будет упразднено, творение явит нам «нетленное благолепие». Поскольку должны явиться нетленными тела, то и творение преобразится к лучшему» [ 1277 ]. Украшенное таким образом творение будет отражать и усиливать славу человека, которому служило на земле. Святитель Василий Великий также нас учит, что этот мир будет преображен по необходимости, поскольку и состояние душ после смерти также будет изменено «к другому виду жизни». Ибо как жизнь нынешнего мира аналогична природе нынешнего мира, так и будущая жизнь душ будет такой, чтобы соответствовать новым условиям их жизни [ 1278 ]. Тезоименитый богословию отец, святитель Григорий Богослов, толкуя богодухновенное слово, гласящее: еще раз поколеблю не только землю, но и небо (Евр. 12, 26; Агг. 2, 6–7), — отмечает: «Сим означается славное обновление всех вещей… Последнее потрясение есть не иное что, как Второе Христово Пришествие, претворение и преложение настоящей вселенной в состояние неподвижности и непоколебимости». Он полагает, что это потрясение будет «ничем не меньше прежде бывших» [ 1279 ]. Кроме того, все неодушевленное «творение ожидает с великим нетерпением» и предчувствием свободы славы детей Божиих и новой нетленной жизни праведников, ибо живет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 19–21). Когда Бог «обновит собственные наши тела через Воскресение, так и небо, и земля, со всем, что на ней, то есть вся тварь, будет возобновлена и освобождена от работы тлению» [ 1280 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: " Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною " (Пс. 101, 9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6, 16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9, 10-34). Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится, хулящие и терпящие хулы каждый свое воспримут от правды Божией. Хула обратится в вечное поношение и срамоту хулящим, а поношение терпящим-в вечную славу, когда люди дадут ответ не только за хулу, но и за всякое праздное слово. " Ибо праведно пред Богом- оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба " ,-пишет апостол (2 Фее. 1, б-7). Больше себе вредят злоречивые и клеветники, чем тому, кого хулят, ибо имя и славу того временно помрачают, свои же души губят. Чем по долгу христианскому нужно им отвечать? Христос говорит: " благословляйте проклинающих вас... и молитесь за обижающих вас " (Мф. 5, 44). Когда клевета, поношения и укорения падают на тебя и изнеможешь от злоречивых языков, как загнанный псами олень,-беги к живому источнику Святого Писания и ищи у него прохлады.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Псалмы можно разделить по следующим темам. 1 . Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2 . Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3 . Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150. 4 . Исторические псалмы – 77, 194, 105 и др. 5 . Мессианские псалмы – 21, 109 и др. 6 . Учительные псалмы – 1, 31, 33, 48, 118, 126, 127 и др. 7 . Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133. 8 . Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д. Следует сказать, что это разделение весьма условно, так как один и тот же псалом может быть отнесен одновременно, например, к молитвенным псалмам и к учительным или к молитвенным и покаянным и т.п. 8.9. Экзегетика избранных псалмов Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов. Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святых апостолов. После возвращения апостолов Петра и Иоанна с суда Синедриона, апостолы и другие члены первохристианской общины молились словами второго псалма, именуя их «словами Бога, произнесенными устами Давида». «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники и народы замышляют тщетное на Господа и на Христа Его ( Пс. 2, 1–2 .). Ибо поистине собрались в городе сем, на святаго сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему предопределила быть рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:2–5 ). Можно сказать, что эта молитва является первым христианским толкованием псалма. В псалме втором говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника (Помазанник по-гречески Христос) Его. Если рассматривать буквальный смысл псалма, то речь в нем идет о Давиде. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременной войне против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Псалом имеет, как мы уже имели возможность убедиться, и мессианско-прообразовательный смысл. Из древних христианских святых отцов Иустин Философ и Ириней Лионский относили содержание псалма к Господу Иисусу Христу. Афанасий Великий толкует псалом достаточно подробно в мессианском смысле. На псалом второй имеется также толкование святителя Филарета Московского . Характерной его особенностью является тщательный разбор масоретского текста с привлечением прочтений из греческих переводов. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Разделы портала «Азбука веры» Ветхий днями — символический образ Бога , фокусирующий внимание на таком Его сущностном свойстве как «вечность». Основание этому образу дано в Книге пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Седьмой день. 1852–1860 гг. При ближайшем рассмотрении выражение «Ветхий днями» означает: древний, исполненный днями. Однако это всего лишь метафора. Как известно, Бог, будучи Творцом видимого и невидимого мира, является в ту же очередь и Творцом веков. Промышляя о мире, обусловленном временем, Сам Он от времени не зависит: «Он изменяет времена и лета» ( Дан.2:21 ), Он — Царь веков ( 1Тим.1:17 ). Собственно в независимости Бога от условий времени и выражается Его вечность. Будучи непреложным во всех отношениях, Бог не изменяется и по возрасту: Он «не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» ( Числ.23:19 ). Стало быть, в строгом смысле, Божественной вечности чуждо и прошлое, и будущее. Вседержитель всегда пребывает как бы в неизменном настоящем. Между тем, действия Бога в истории воспринимаются человеком как поэтапные, а Сам Он — как непрестанно Живущий. Так, Адам беседовал с Господом раньше, чем Ной, а Ной — раньше чем Моисей. От Адама до Моисея прошли тысячи лет, от Моисея до Даниила ещё сотни лет. Отсюда и аналогия с насыщенностью Бога днями, с древностью, ветхостью: «но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:28 ). Несмотря на то, что вечность — это существенное Божеское свойство, а не ипостасное, и, следовательно, равно принадлежит Отцу и Сыну и Святому Духу, в иконографии образ Ветхого днями по большей части используется в отношении Бога Отца (хотя иногда в образе Седовласого Старца пишется Сын). Сложившаяся ко времени Большого Московского Собора (1666–1667) практика изображать Бога Отца в виде Ветхого днями была подвергнута на нём жёсткой критике и получила негативную оценку.

http://azbyka.ru/vethij-dnyami

Рождение Его «подобно росе» – как роса таинственно рождается из невидимой влаги и имеет общую с ней водную природу, так и Сын Божий непостижимо рождается от Отца и имеет общую с Ним Божественную природу. 6. См., напр., Пс.101:26 ; Мк.10:6 ; Евр.4:3 и др. 7. Иегова (евр. ) – главное и святейшее из всех имен, которыми в Ветхом Завете именуется Бог. 8. Также и в другом месте: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же…» ( 1Кор.12:4-6 ) – здесь на первом месте поставлен Дух Святой. 9. Стоит вспомнить здесь известные слова Христа: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). 10. Еще Благодать часто называется в Библии «славой Господа». Например, у пророка Иезекииля читаем: «И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм» ( Иез.43:5 ). (См. также Ис.60:1 ; Лк.2:9 ; Откр.21:23 и мн. др.) 11. Здесь апостол цитирует близко к тексту следующие слова Бога Иеговы: «И поставлю жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» ( Лев.26:11-12 ). 12. Кстати, по этой причине и говорит о Себе Бог при сотворении человека во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему » ( Быт.1:26 ) – ибо человека создал Единый Бог в Трех Лицах. 13. Эта единая природа Божества имеет следующие свойства: вечность, неизменяемость, всемогущество, вездеприсутствие, совершенное всеведение, совершенная премудрость. Все эти свойства в равной степени принадлежат каждой из трех Божественных Ипостасей. 14. Богословы говорят, что догмат о Троице является крестом для человеческой мысли и что восхождение ума к Троице есть восхождение на Голгофу. 15. Однако, указывая на все это, отцы предупреждали, что эти подобия – очень грубые и что в них «если и отыскивается малое некое сходство, то гораздо большее ускользает» (святитель Григорий Богослов ), а святой Иларий говорит: «Если мы, рассуждая о Божестве, употребляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства…» 16. Кстати, и сама молекула воды (а вода – это не только вещество, лежащее в основе всякой жизни на земле, но еще и стихия, лежащая в основе всего мироздания, ибо сказано, что «…в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» ( 2Пет.3:5 ) – сама молекула воды несет на себе отпечаток троичности: она, как известно, состоит из трех атомов – одного атома кислорода и двух атомов водорода – H2O. Текст приводится по изданию: Священник Марк. Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа. М., 2011. Брошюра была издана на основании официального разрешения Издательского совета Русской Православной Церкви. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/uchenie-biblii-o-bozhes...

Сколько на Давида святого, царя Израилева и пророка Божия, бросали враги его ядовитых стрел от лживого языка своего, псалмы его показывают, – в которых говорит: «Всякий день поносили меня враги мои, и (лицемерно) хвалящие меня клянут мною» ( Пс.101 и след.). Даниила пророка лживый язык в ров ко львам, как в гроб, ввергнул ( Дан 6:13–16 ). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Как обманщики, развратники и возмутители вселенной вменялись и укорялись те, которые от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства дьявольского к царствию Божию обращали. То же познали на себе и преемники их, святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто из них не ушел от клеветы. То же и ныне святым, в мире живущим, от злого мира случается. Ибо мир в злобе своей постоянен. Он не любит истины, которую и словом и житием показывают святые, и всегда держится лжи и неправды, которую они обличают. Не первый ты терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что и святые терпели, и ныне терпят. Но и Сам Бог сколько на всякий день хулится безбожными и беззаконными людьми Своими, над которыми Он повелевает солнцу Своему восходить и на которых посылает дождь, когда иные присносущное бытие Его, иные Промысл Его от созданий Его отъемлют, иные неправедным, иные немилостивым Его дерзают называть, иные ропщут и негодуют на Него, другие слову Его святому не верят, и так представляют Его лживым ( 1Ин.5:10 ), иные другие хулы изрыгают на святое и страшное имя Его! Кто же мы, которые не хотим терпеть хулы? Рабы негодные, и всякого поношения и бесчестия достойные! 3) Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится; хулящие и хулы терпящие все свое от правды Божией воспримут; хулящим хула обратится в вечное поношение и срамоту, и поношение терпящим – в вечную славу, когда люди воздадут ответ не только за хулу, но и за всякое праздное слово. «Праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба», и прочее, – говорит апостол ( 2Фес 1:6–7 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Стих 11-й в прикровенных словах указывает на ту же тайну воплощения Сына Божия для спасения человечества. „Я, Я- Господь, и нет Спасителя, кромя Меня“. Очевидно, что если бы Мессия был только человеком, то Он не мог бы быть Спасителем. Спасти человечество мог только Бог, а откровением раскрыто, что Спаситель будет иметь вид Отрока (раба) т. е. человека; очевидно, что Спасителем мог быть только Богочеловек. „Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог“. ( Мф. 1:23 ; Ис. 7:14 ). 12 . Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; 13 . от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? В стихе 12, кроме общего воспоминания о чудесах и милостях Божиих, явленных Израилю, повидимому воспоминается ближайшее событие: избавление от нашествия Сеннахерима, объявленное Израилю ранее этого события 1435 . Стих 13-й повторяет для убеждения Израиля великий догмат о единой силе в мире Бога-Творца и Вседержителя и о вечном, неизменном существовании Того, которого имя Иаг-ве: „вечно, неизменно живущий в прошедшем, настоящем и будущем“ 1436 . Эту же мысль величественно рисует Псалом 101 ( Пс. 101:26–28 ), говоря о прехождении неба и земли: „Они погибнут, а Ты пребудешь.... но Ты-Тот же и лета Твои не кончатся“. В следующих стихах пророк видит вдали избавление Израиля от гнета Вавилона, о котором он предсказывал Езекии Ис. 39:6–7 . Избавление последует по особой милости Божией, не смотря на грехи Израиля. Напоминаем, что Вавилон, как Ассур, не только историческое царство, но и типическое выражение развращенного мира, борющагося против духовного Сиона и царства Божией правды на земле 1437 . 14 . Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон, я сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. 15 . Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. Возвратимся к главе XIII, в которой пророк видит, как Господь вызывает народы на гибель Вавилона. В настоящей главе (ст. 14) указывается, что Сам Искупитель, Святый Израилев, есть тот, Который посылает народы: „сокрушить все запоры и Халдеев“, „ради вас“, т. е. ради Израиля, к которому обращена речь. До времени прихода „Примирителя, Которому покорность народов“ ( Быт. 49:10 ), нравственная будущность всего человечества сосредоточена в избранном народе, хранившем обетования и слышавшем вещания пророков. Израиль потому то и освобождается от плена и возводит снова храм в возобновленном Иерусалиме, чтобы исполнились обетования и пророчества, так как из рода Давидова на этом Богом избранном месте должна совершиться великая тайна вочеловечения Бога и искупления Им человечества. Таково значение стиха 14-го для верующих во Христа Иисуса, Господа нашего, Который – наш Искупитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Я мог бы сказать, что одному и тому же человеку невозможно быть совершенным в том и другом жительстве, если бы не удерживал меня пример очень немногих. Трудно найти кого-либо совершенным в общежитии и уединенном пустынножительстве, а тем более трудно – почти, можно сказать, невозможно – быть вполне совершенным в том и другом. Впрочем, если это когда и случалось, то нельзя относить это к общему правилу. Ибо не от меньшей части, т. е. от рассмотрения немногих, но от того, что по силам многим, даже всем, должно устанавливаться всеобщее правило. Если же что очень редко и очень немногими приобретается и превышает возможность общей добродетели, то это, как превышающее состояние слабой человеческой природы, нужно отличать от общих заповедей, и следует считать не столько примером (для подражания), сколько делом удивительным. Итак, то, что вы спрашиваете, по посредственности моего толка я кратко объясню. Цель общежития 15 состоит в том, чтобы умертвить и распять свою волю и, по спасительной заповеди о евангельском совершенстве, не иметь никакой заботы о завтрашнем дне ( Мф.6:34 ). Достоверно, что этого совершенства никто не может достичь, кроме киновитянина. Такого человека пророк Исайя, описывая, так ублажает и восхваляет: «если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой,... и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать своей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» ( Ис.58:13–14 ). А совершенство пустынножителя состоит в том, чтобы иметь дух свободный от всего земного и соединять его со Христом, насколько позволяет человеческая слабость. Пророк Иеремия, описывая такого мужа, говорит: блажен человек, который взял иго в юности своей, сядет одинок и будет безмолвствовать, ибо он возвысился над собою. Сядет одинок – с Богом, не вмешиваясь в дела и желания житейские, и будет безмолвствовать, удаляться от всякого шума мирского; возвысится над собою, презирая земное и стремясь к небесному; ибо мы добрым желанием возвышаемся к Богу. Итак, здесь предлагаются монаху три предмета: покой духа и тела, который означается сидением в уединении; молчание уст, когда говорится: будет безмолвствовать; и усердие к созерцанию, которым возвышается над собою ( Плч.3:27–28 ). И Псалмопевец говорит: «я уподобился пеликану в пустыне;... не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле» ( Пс.101:7–8 ). Итак, если кто не стремится к этой цели общежития и отшельничества, то напрасно вступает в киновию или в отшельничество; потому что ни тот, ни другой не исполнит добродетели своего звания. Глава 9. О полном и истинном совершенстве

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Как подсеченная косой трава засыхает, так и подсеченный страстями человек «иссыхает сердцем» , лишаясь благодати Божией. Одержимый страстями — лишается духовной трапезы. «Хлеб» души нашей есть Божие слово; ибо как земной хлеб питает тело, так и небесное слово — существо души (Исихий, Феодорит). Пс.101:6.   От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. От сокрушенного стенания «кости» прилипают к коже, так как истинное стенание иссушает и растопляет весь «жир» , находящийся в костях и плоти (Златоуст). Пс.101:7.   Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. Пс.101:8.   Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Свойство «нощного врана» (совы) — издавать глас ночью. Поэтому Порфироносный, проводя целые ночи в молитве, справедливо уподобляет себя «нощному врану» ; стремлением к уединению — «пустыннолюбивой» птице пеликану, а бодрствованием — «птице» , уединяющейся на кровле, т.е. воробью, от страха и безпокойства теряющему сон (Афанасий, Феодорит). Пс.101:9.   Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. Пс.101:10.   Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. Пс.101:11.   От лица гнева Твоего и ярости Твоея, яко вознес низвергл мя еси. Этим показывает чрезмерность скорби и указывает на те злострадания, каким подверг себя, чтобы умилосердить Бога; ибо Господь, «вознеся» его на зависть других, вдруг «низвергл» с высоты за превозношение (Златоуст, Афанасий). Пс.101:12.   Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Итак, не будем превозноситься житейскими успехами. Поэтому-то Пророк наименовал себя тенью и травою, чтобы не полагались мы нисколько на что-либо настоящее, зная непрочность и временность всего (Исихий). Пс.101:13.   Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Люди по своей злобе колеблются между надменностью и уничижением и никогда не знают постоянства. «Господь же» непоколебим в своих обещаниях (Златоуст): Пс.101:14.   Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

«Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои, как сухое дерево, высохли» ( Пс.101:4 ). Здесь по свойственному ему обычаю он представляет будущие несчастья, как уже наступившие, и говорит, что время жизни его подобно дыму прошло без пользы и тело его иссохло как бы опаленное действием огня. Так и истолковал Акила: «и кости мои сделались хрупкими как обожженные». «Я подсечен, как трава, и сердце мое иссохло, так что я забыл есть хлеб мой» ( Пс.101:5 ). Подобно сену я завял и утратил свой прежний цвет. " От громкого стона моего плоть моя прилипла к костям моим» ( Пс.101:6 ). Я утратил охоту ко всякой пище и совершенно лишился прежнего благополучия; от скорби тело мое истощено и изнурено, так что кожа у меня облегает голые кости. «Я уподобился птице пустынной,... стал, как ночной во ро н на развалине дома. Не спал я и был, как птица одинокая на кровле» ( Пс.101:7–8 ). Посредством многих сравнений он старается полнее изобразить не­счастье: выбором каждой из упомянутых птиц он указывает на робость и отсутствие заступника, потому что и воробей от страха лишается сна, и ночной ворон, избегая обитаемых домов, держится пустых и заброшенных. «Нырище» Симмах перевел: «развалины». Так и остальные птицы живут в пустых местах. «Всякий день поносили меня враги мои и хвалящие мен я мною клялись» ( Пс.101:9 ). Я сделался посмешищем для врагов моих; теперь я служу клятвой для тех которые некогда завидовали мне и удивлялись; теперь они клянутся моими несчастьями: да не потерплю я того, что потерпел такой-то. «Ибо я ел пепел, как хлеб, и питье мое растворял слезами " ( Пс.101:10 ). 2. Так говорил он и в семьдесят девятом псалме: «будешь питать нас хлебом слезным и ...поить нас слезами в... меру» ( Пс.79:6 ). Этим он обозначает чрезмерность скорби, потому что если уже во время вкушения пищи он был подавлен горем, то едва ли был свободен от него в другое время. Этими, говорит, бедствиями я объят, потому что Ты, Владыка, обратил против меня гнев Твой. «От гнева Твоего и ярости Твоей, ибо Ты..., поднявши, низверг меня» ( Пс.101:11 ). И народ, и храм были прославлены содействием и волей Божией, и насколько были они возвышены, на­столько пали, когда народ был отведен в плен, а храм вместе с Иерусалимом опустошен; здесь действовал закон, и здесь совер­шалось подзаконное служение Богу, бывшее тенью грядущих благ, – но все это миновало. Говорит это и о самом себе: возвысив меня на зависть другим, Ты вдруг низринул меня. Это образное выра­жение – «низверг» – взято из того, когда поднимают что-нибудь вверх и потом разбивают о пол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010