16 . Вера, надежда, любовь – три Евангельские добродетели. Вера – покуда живем, верим, но не видим, а когда увидим, прейдет, как и надежда, коею в жизни нашей подкрепляемся, любовь же умножаться будет во век. Когда узрим Бога, яко же есть, тогда совершенная любовь будет! К этому надобно приуготовиться в здешней жизни, чтоб очистить душу от всех мнимых мыслей и чувств, препятствующих возрастанию в нас Божественной любви. Сподоби мя, Господи, любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою! На что мы ни посмотрим, – все есть творение Божье, даже и то, что сделано руками человеческими. Ум человеку дан от Бога, а без ума ничего не сделаешь. Много на нас милости Божьей, неизреченно Его милосердие! Се удаляющии себе от Тебе погибнут.... мне же прилеплятися Богови моему благо есть ( Пс.72:27–28 ). 17 . Можно разбирать мысли, отвергать недостойные, а принимать одни добрые, так и дела-то согласны будут; а ежели принимать всякую мысль, то их такая куча найдет, как саранча. Одни только мысли иметь надобно: что я и что Бог . А кто я? комар, прах, земля. Пришли в монастырь для спасения души своей; не учить, а учиться. Более молчать надобно, а не своего мудрования слушать. Вот какие ученые, умные были, а, последуя своему мнению, в ереси впали. Римская Церковь , не согласуясь с словом Божьим, по своему разуму, отпала, а прежде была одна нераздельная Церковь . Так вот человеческий-то ум! 18 . Спокойствие душевное, просвещение ума, всегда с Богом быть. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Заступник мой! Надобно все силы употреблять, чтобы не погрешить перед Ним, чтоб была ваша жизнь мирная, любви исполненная. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Вот чего Бог требует! В Апостоле мы слышим: не приобщайтеся к делам неплодным ( Еф.5:11 ). Избави, Боже! не надобно скрывать, что худо делается; через это распространяется зло на многие души; заразятся какою-нибудь страстью, будут думать, как бы это исполнить, а тут хитрости употребят, чтобы скрыть; глядишь, и еще другие тем же заразились, а тут ссоры, противоречия, как язва.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Томится по Тебе плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя во веки» ( Пс.72:25,26 ). О разделении заповедей на две скрижали Что значить, что десять заповедей разделены были на две скрижали? Это означает, что в них заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему, и посему предписываются два рода должностей. Не говорит ли о сем чего Иисус Христос ? На вопрос: какая наибольшая заповедь в законе? Он ответствовал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Матф. 22:36,40 ). Кто наш ближний? Все люди: Господь показал нам это в притче о милосердном Самарянине. Для Самарянина Иудей, ограблений разбойниками, был чужой, даже враг; однако он не посмотрел на это, оказал ему свою помощь. Подобно сему мы должны любить всех, не исключая и врагов. Нет ли в числе ближних ближайших к нам людей, которым мы обязаны особенною любовью? Кроме одинаковой природы и общего происхождения, связывают людей еще некоторые особенные связи. Таковы узы, во-первых религиозные, во-вторых родственные. Какая особенная связь соединяет христиан между собою? Все христиане, по вере в Господа Иисуса Христа и по благодати возрождения, суть чада единого небесного Отца и члены единого тела – святой Церкви. " Все вы, – говорит Апостол, – одно во Христе Иисусе» (Галл. 3:28). В чем должна выражаться особенная любовь христиан между собою? В едино мысленном исповедании святой веры, в живом чувстве взаимного союза, связующего членов Церкви, и наконец, в готовности послужить всем ради Господа. «Дополните мою радость, – пишет св. Апостол Павел, – имейте одни мысли, имейте туже любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Филл. 2:2). «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12:26 ). «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал. 6:10 ). На чем основываются особенные родственные привязанности? Сама природа, по устроению Божию, обращает нашу любовь сначала к матери, отцу, братьям, сестрам, а потом уже к другим людям. С близкими родными нас связывает не одна кровная связь, но и духовное родство. В недрах семьи своей мы получаем жизнь, первоначальный уход, пособия в нуждах, воспитание: все это естественно располагаете нас к любви, преданности; доверию и благодарности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Я благословлю благословящих тебя, а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12:3 )... Авраму (который был уже переименован Авраамом), в богоявлении у дуба Мамврийского сказано было: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (18:18/Ср. Пс. 71 /72/, 17) в применении к мессианскому царю: «благословятся в нем (племена)». И после жертвоприношения Авраама, которое совершено было над овном, вместо Исаака, Господь еще раз говорит Аврааму: «благословятся в семени твоем все народы земные за то, что ты послушался гласа Моего» (22:18). И еще раз то же благословение, уже после смерти Авраама дано было Исааку: «умножу потомство твое как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (28:14//Ср. Деян. 3:25 ). Что означает это благословение всех племен земных в лице Авраама, Исаака и Иакова? Оно может быть понято, конечно, прежде всего в прямом смысле генеалогии Христовой: во Христе, который произойдет от праотцев избранного народа, благословятся входящие в Христову церковь , в которой нет эллина и иудея, но призываются все народы. Это относится к грядущей Христовой церкви, пророчески предусматриваемой из глубины Ветхого Завета патриархами. Однако это будущее основывается и на прошлом, имеет для себя основание в самом сотворении человеческого рода в лице Адама, как земного родоначальника, начинающего собой земное родословие Христово. Иными словами, не умаляя значения избранного народа, как приуготовленного явить земных предков Спасителя, мы должны расширить человеческое родство Спасителя, включив в него весь человеческий род, который призывается, если не непосредственно в предках, то, по крайней мере, в потомках, к включению в человечество Христово. Это приводит нас к мысли, что Ветхозаветная церковь вмещает в себя не только избранный народ, связанный установлением обрезания, жертв и закона, но в известном смысле и весь человеческий род (по слову церковной песни: «языческую неплодящую церковь »).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Предостереги народ, чтобы не ломились поглядеть на Господа» (Исх. 19,21). «И вломилась в них зараза» (Пс. 106,29). «Всякий тороватый сердцем» (Исх. 35,5). У Л.И. Мандельштама патриархи кочуют «табором» (Быт 32,8), едят вместо восточных лепешек «пироги» (Быт. 18,6), носят «кармазинный шелк» (Числ. 19,6), играют на «скрипках» (Быт. 31,27) меряют все на «аршин» (Быт. 6,15), а взвешивают — на «гривны» (Исх. 30,13); Иосиф носит «халат с позументами» (Быт. 37,23), а Фамарь «прикрывается фатой» (Быт. 38,14); зерно братья Иосифа засыпают в «кули» (Быт. 42,25) и едут на «телегах» (Быт. 45,27); превосвященник облачается в «льняные порты» (Исх. 28,42) и опоясывается «кушаком» (Исх. 29,9); народ израильский управляется «стряпчими» (Исх. 5,14) и суд происходит «на вече» (Втор. 25,7); соседи — горцы — «дикари» (Пс. 72,9) и живут в «аулах» (Пс. 83,7); в Израиле есть и «витязи» (Пс. 52,3), и «сыны барские» (Пс. 62,10), и даже «крамольники» (Числ. 20,10). С определенной долей вероятности желанием локализации библейского текста можно объяснить использование Л.И. Мандельштамом привычных русскому читателю славянских слов и даже грамматических конструкций: «Волу быть заброшену каменьями и мясу его не быть употреблену в пищу, владельцу быть предану смерти» (Исх. 21, 28), «Быть сожжену ему» (Лев. 4, 12). Явной отсылкой к славянскому тексту также является именование Красного моря — «Чермным» (Пс. 106, 9), головного убора первосвященника — «митрой» (Исх. 28, 4), телки — «юницей» (Быт. 15, 9), а барана — «овном» (Быт. 15, 9). К особенностям перевода Л.И. Мандельштама относится о то, что в отличие от большинства переводчиков Ветхого Завета на русский язык, он стремится переводить поэтические разделы не буквально, но двустишиями, жертвуя содержанием ради формы: «Чем-то я прокляну? Ведь не проклял Творец! Чем-то я похулю? Не хулил же Господь» (Числ. 23, 8)   «Они разбиты как будто пальма Садам подобны вблизи реки Как бы алоэ — Господь садил Подобны кедрам вблизи воды» (Числ. 24, 6)   «Дождем пусть прольется

http://bogoslov.ru/article/385577

«Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?» Акила перевел яснее: «Кто у меня на небе? С Тобою и на земле не пожелал я никого». Речь вопросительная и имеет такой смысл: есть у меня надежда на небе. И ожидал, и ожидаю, что будешь благоволить ко мне на небе и на земле, потому что на небе не имею иного какого-либо Бога и попечителя, кроме Тебя, на земле никого не сравню с Тобою; но и на небе и на земле Тебя признаю Богом, и с любовию предаюсь Твоему владычеству. Пс.72:26 .  Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. «Исчезе сердце мое и плоть моя». Посему-то и желаю, и жажду Тебя и душею и телом, и ожидаю Твоей помощи. «Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век». Ты – мой удел, мое наследие и наслаждение благами. Пс.72:27 .  Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. «Яко се, удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе». Сами себя соделывающие далекими от Твоей попечительности и избравшие служить идолам, плодом отступничества будут иметь погибель. Ибо любодеянием называет здесь Пророк идолослужение. Так говорит Бог и чрез Иеремию: «поидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвяно, соблудиша тамо. И рекох: повнегда прелюбодействовати ей во всех сих, ко Мне обратися, и не обратися» ( Иер. 3, 6–7 ); и еще: «и соблудила есть с древом и с каменем» ( Иер.3:9 ); то есть, оставив Меня – жениха, послужила богам не существующим. Посему и здесь служение идолам назвал Пророк любодеянием. Но сказал сие не о Вавилонянах, а о тех, которые за нечестие соделались пленниками. Ибо они, имев женихом Бога, любодействовали, возлюбив рабство демонам. Но, научившись опытом целомудрию, взывают: Пс.72:28 .  А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой]. «Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое». Испытав на самом деле, не отлучен буду от спасшаго Бога, и утвержусь упованием на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В подобном не собственной, смысле в Писании эти наименования прилагаются иногда и к людям, напр. именем elohim называются судьи и другие богоизбранные мужи ( Исх.4:16; 21:6; 22:8, 28 ; Втор.19:17 ; Пс.40:9; 81:1, 6 ; сн. Ин.10:34–35 ), имя сына Божия или сынов Божиих усвояется благочестивым потомкам Сифа ( Быт.6:2 ), народу израильскому ( Втор.14:1; 32:5–6 ; Суд.20:2 ; Иер.31:9 ; Ос.2:1 . Пс.72:15 и др.), его царям ( Пс.81:6 ; 2Цар.7:14 ) и избранным людям ( Пс.102:13 ), а в новом завете – возрожденным от Бога благодатью Св. Духа ( Ин.1:12 ; Рим.8:14 и др.). Таким образом и наименование ангелов богами и сынами Божиими не может служить основанием для утверждения, будто ангелы суть лишь низшие боги по сравнению с Иеговой. III. Ложно и то утверждение рационализма, будто ангелы по смыслу ветхозаветного учения не личные существа, а только олицетворения божественной силы и могущества, или даже олицетворения явлений природы. В библейских упоминаниях об ангелах они неизменно представляются существами личными. Как в особенности согласить с этим мнением все такие действия ангелов, как славословие ими Бога, поклонение Богу, смирение пред Ним? Что значило бы также усматривание Богом недостатков в ангелах? Как примирить с этим мнением наименование ангелов, обычное и постоянное у пророков, воинством Иеговы, различение их по именам и по степеням, ясно предполагающее их личное и отдельное от Бога и мира бытие? В оправдание этого мнения особенно указывают на находящиеся в ветхом завете упоминания и символические изображения высших небесных духов – херувимов и серафимов. Таковы упоминание о Херувиме и пламенном мече обращающемся, чтобы охранять путь к древу жизни ( Быт.3:24 ; ср. Иез.28:13, 14, 16 ), изображения херувимов с распростертыми крыльями, на ковчеге завета ( Исх.25:18 ), на завесе и покрывалах скинии ( Исх.26:1, 31; 36:8, 35 ), в храме Соломоновом ( 3Цар.8:6–7 ), название их колесницею ( 1Пар.28:18 ), представление Самого Бога сидящим и летающим на херувимах ( Пс.17:11; 98:1 ; 1Цар.4:2 ; 2Цар.6:2 ), особенно же описания херувимов у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

19 . Ежели и есть какие тайные недостатки, должно всячески исповедоваться; Господь Бог радуется о кающемся, так, как заблудшую овцу приемлет его в объятия. Перекрестись и скажи: «Изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрати мя и свести во ад живу». Всякий грех – это змий испускает яд свой, умерщвляет нашу душу, избрал нас, а других, может быть, и привлек. Никто не может прийти ко Мне, говорит Господь наш: аще не Отец Небесный привлечет его ( Ин.6:44 ). Должны всегда в Нем быть, а мирского ничего в себе не оставлять. 20 . Жалко, что мы о смерти-то мало думаем. Когда сделается скучно, так о смерти размышляйте, о пришествии Христовом. Помыслите, как на воздухе будете удержаны, да что будете отвечать на мытарствах. Как можно, принуждайте себя к чтению. Когда все сие исполните, то, кажется и скучать некогда. Господь Бог знает, что вам надобно; взывайте к Нему: да будет воля Твоя! 21 . Не одни вы у Него; Он ко всем вопиет: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя ( Пс.49:15 ); призови не сомнением, а с верою. Нам должно более любить Его, нежели бояться; демоны боятся; если в нас нет любви, то и мы им уподобляемся. Мы говорим, что любим, а ничего не хотим за Него принять и перенести. А что Он за нас терпел? Досаждали Ему, укоряли Его, били, плевали на Него, распяли на кресте, – Он все перетерпел нашего ради спасения. Так много возлюбил нас бренных и недостойных; а нам ли не стерпеть чего-нибудь, да еще за наши же грехи? От высокоумия нашего мы не чувствуем милостей Божьих, мы не прилепились совершенно к Господу Богу; оттого нам все тяжело, все скучно, оттого все в неудовольствии, в прискорбии пребываете; говорите с Давидом: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне; возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего ( Пс. 37:5–6 ); мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати в Господе упование спасения моего ( Пс.72:28 ). Блажени, яже избрал и приял еси Господи! От скольких миллионов избраны вы? Вы часть Божья! Это преддверие царствия небесного, это звание Божье. Благодарите Его, ведь немножко пожить-то. Теперь сколько пред глазами вашими примеров! Аркадия, Августа и другие и это действительно и несомненно, что души их во благих водворились. И сколько ж жить там? Семьдесят ли, сто ли лет? Миллион ли, сто ли миллионов? Нет! Во веки веков! И чем более будем там жить, тем более будем познавать величие Божье, и умножаться будет любовь наша. Известно, что монастырская жизнь есть преддверие царствия небесного, теперь имена ваши написаны на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

«Есть», – говорится, – стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать» ( Сир.4:25 ); «Бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, – и он благоразумен» ( Сир.19:28 ); «Многоречивый опротивеет» ( Сир.20:8 ). Видишь ли, что все бывает целесообразно или нецелесообразно по способу действия. Если бы это было таково по природе, то тогда нужно было бы обвинять и природу. Но они (иудеи) были таковыми не по природе, а по небрежности. Так как они вели себя не хорошо сами, то поэтому и молчали; им, конечно, и нужно было молчать. «Бессмысленные». Видишь ли, какое безумие порождается злом и великим заблуждением, – большее, нежели безумие глупцов, которые рождаются одаренными малым разумом. Я говорю это о тех безумцах, которые более чем рождающиеся таковыми, презренны, жалки, несчастны и более достойны слез. Тех освобождает от обвинений их несовершенная природа, а эти, сами себя сделавшие безумными и глупыми, куда убегут, чтобы избегнуть обвинения? «Все смотрят на свою дорогу», т.е. за своими удобствами, за своими страстями. Откуда происходят страсти? Они происходят не от природы, но от желания. «Желание праведных есть одно добро» ( Притч.11:23 ), и: «Желание исполнившееся – приятно для души» ( Притч.13:20 ). Итак, ясно, что желание зла происходит не от природы, но от развращенной воли. Например: одно желание у людей здоровых и другое у людей слабых. Корни последнего исходят из болезни, а корни первого из здоровья. Точно также и здесь. Посмотрим, чего желает праведник: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому» ( Пс.41:2–3 ); потом: «Сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего» ( Пс.72:26 ); потом: «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» ( Пс.83:3 ). Посмотрим, чего желает злой: «он желает весь день похоти злыя» ( Притч.21:26 ); в них всегда пребывает душа и ум его. О праведном же говорится: «многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф.13:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Я выражаюсь образно и, как может показаться, несколько иносказательно. Но дело по сути именно таково, как я его изложил, и при этом весьма просто и доступно; а почитается оно людьми тёмным и запутанным только потому, что они излишне рассудочны и далеки от самих себя. Ах! как сокрушается и плачет моё сердце о слепоте человеков, принимающих свои обманчивые и призрачные дела за что-то существенное, а сущностные вещи – за фантазии и заблуждения! Но нам наперёд сказано, что душевный падше-природный человек не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор. 2, 14). Бог да помилует их! Заканчиваю письмо прекрасными словами Давида, восхваляющего внутреннюю молитву: Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего (Пс. 64, 5). Аминь! Да даст нам Господь всё больше приближаться сему блаженству! Всячески желает вам этого и сердечно приветствует вас искренне преданный вам друг и собрат. (1, I , 72) Это намерение автора не было осуществлено. См. следующее письмо. Цит. по церковно-славянскому тексту. «Приискренне» (ц.-сл.) – уподобившись; теснейшим, ближайшим образом. Комментарии ( 3): Галина, Новосибирск 16 ноября 2020г. 05:31 Благодарю, данное письмо вселяет надежду, помогает не отчаиваться Ольга, Ижевск 28 апреля 2021г. 06:28 Благодарю. Целительная влага, питающая мой дух. Спасибо автору, спасибо переводчику. Да дарует Господь молитву за вас, за отца Павла, за ваш сайт, чтобы этот источник не иссяк. Ольга, Ижевск 28 апреля 2021г. 06:30 Благодарю, автора и переводчика. Живительный источник. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6168445

Действительно, так как он предлагает нам то, что подстрекает нас к порокам, то, когда мы грешим добровольно, хотя бы и соглашаясь с его внушениями, он также должен страдать из-за нас. Такие толкователи говорят, что каждый из святых бывает благожелателен к дьяволу, если не заставляет его переносить за себя мучения. Некоторые же рассуждают, еще более насильственно изменяя смысл: в крещении каждый отдельно вступает в договор с дьяволом , и говорит: «Отказываюсь я от тебя, дьявол, и от великолепия твоего, и от пороков твоих, и от мира твоего, который во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ). Итак, если мы сохраняем этот договор, то будем благожелательны и в согласии с дьяволом, противником своим, и никоим образом не будем заключены в темницу; а если в чем-нибудь преступим то, о чем договаривались с дьяволом, то будем преданы судье и служителю и будем брошены в темницу, и не выйдем оттуда, пока не заплатим последнего квадранта. Квадрант есть род монеты, которая заключает в себе две минуты [лепты]. Потому и в другом Евангелии говорится, что известная бедная вдовица положила квадрант в ящик храма ( Мк.12:42 ), а еще в другом две минуты [лепты] ( Лк.21:2 ). Это не значит то, что Евангелия не согласны между собой, а то, что один квадрант заключает в себе две меньшие монеты. Итак, он говорит то, что не выйдешь из темницы, пока не разрешишься даже от самых малейших грехов. Мф.5:28 . [окончание]:   Кто будет взирать на женщину с похотливостью, уже чудодействовал с нею в сердце своем 93 . Между словами πθος и προπθεια, т. е. между страстью и мысленным пожеланием различие состоит в том, что страсть рассматривается как порок, а мысленное пожелание, хотя заключает в себе вину начала [порока], но не ставится на одну ступень с преступлением. Итак, кто увидит женщину, и душа его будет затронута, тот 94 поражен мысленным пожеланием. Если же он согласится и от помысла перейдет к страстному движению, как написано у Давида: «Перешли к помыслу сердца» ( Пс.72:7 ), 95 то он перешел от мысленного пожелания к страсти, и для того, чтобы согрешить, ему недостает только удобного случая, а не своего желания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010