В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Недооценка, переоценка (Misprizing, misvaluing) Ошибочная оценка обусловливается неспособностью правильно оценить ситуацию. Это может выражаться двояким образом – в недооценке (придании недостаточного значения чему-то ценному) и в переоценке (придании большого значения чему-то несущественному или в завышенной оценке). Неудивительно, что в книге, посвященной рассмотрению ценностных категорий, каковой является Библия, вопрос о неумении дать правильную оценку предстает одним из важнейших. Библейским прототипом человека, не способного правильно оценить ситуацию, служит Исав, продавший первородство за вошедшую в поговорку «чечевичную похлебку». После потрясающего рассказа о таком безразличии к духовным ценностям автор наносит завершающий удар: «И пренебрег Исав первородство» ( Быт.25:34 ). В Евр.12:16 действия Исава расцениваются как поведение «блудника» или «нечестивца» , а само его решение как бесповоротное, хотя Исав и пытался покаяться со слезами ( Евр.12:17 ). Еще до рассказа о пережитом Исавом опыте читаем, как Лот, возведя очи на орошаемую долину Иордана, избрал материальное благополучие с риском для своей души ( Быт.13 ) и как его жена, будучи неспособной отказаться от материалистического образа жизни, превратилась в соляной столп, став предупреждением для последующих поколений рода человеческого ( Быт.19:26 ; Лк.17:32 ). Как показывают эти примеры из Бытия, неправильная оценка в значительной степени основывается на выборе немедленных и осязаемых материальных благ в ущерб духовным ценностям и послушанию Богу. Так, Ахан предпочел взять захваченную в битве добычу и не повиноваться Божьему предписанию не брать ничего ( Нав.7 ), а Саул уступил желанию народа забрать все лучшее из стад разгромленных амаликитян ( 1Цар.15 ). Жизнь Соломона развивалась по более плавной дуге от проявления благочестия до овладения богатством ценой утраты преданности Богу. Псалмопевец вспоминает о кризисе веры, когда «едва не поскользнулись стопы мои» ( Пс.72:2 ), и этот кризис выразился в том, что его поразило внешнее благополучие нечестивых, но его возвращение к вере основывалось на признании превосходства духовной жизни ( Пс.72:23–28 ). В Новом Завете Иуда предал Иисуса за тридцать серебряных монет, а Анания и Сапфира расплатились той же ценой – скорой смертью – за предпочтение денег честности ( Деян.5:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Из слова Божия мы знаем с вами, братие, что Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Но припомним, братие, и то, что мы сказали в начале наших бесед о Боге, именно: Бог непостижим; Он бесконечно выше нас и нашего понимания. Мы рассуждали с вами напр. о благости Божии, всеведении и проч., но вполне постичь этого не можем. Одно только должно сказать о свойствах Божиих, – это то, что Бог беспределен, всесовершен. Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка в каком то ни было отношении, но обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры. Св. Писание называет Его великим и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело и величию Его нестъ конца ( Пс.144:3 ). И всесовершенство Божие относится ко всем Его свойствам: всесовершен Бог и в знании, и в силе, и в благости и пр. Это величие Божие побуждаете нас, братие, любить, благодарить и прославлять Его. Мы должны любить Бога, ибо кого же и любить нам, как не всесовершенного. Любовь к Богу составляет основание всех наших обязанностей к Нему. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и большая заповедъ, – говорил Спаситель ( Мф.22:37–38 ). Душа наша должна стремиться к Богу и в Нем Одном искать успокоение. Вместе с царем Давидом должны мы говорить Богу: «кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Томится по Тебе плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя на веки» ( Пс.72:25–26 ). Мы должны непрестанно благодарить Бога; ибо как не благодарить Его, когда Он, по слову св. апостола Павла, дает всему жизнь и дыхание и все, и мы Им живем, и движимся, и существуем ( Деян.17:25–28 ). Наконец, мы должны прославлять всесовершенного Бога. И если Серафимы, окружающие на небеси престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф ( Ис.6:2–3 ), то с каким же благоговейным страхом и трепетом должны служить Ему мы. Прославлять Бога мы должны в сердце, в мыслях своих. Принесите Господеви славу и честь, говорит Давид, принесите Господеви славу имени Его: яко велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца ( Пс.95:7–8 ; Пс.144:3 ). Прославлять его мы должны не душею только, но и телом, сохраняя его в чистоте и трудясь им во славу Божию. Прославите (убо) Бога, говорит апостол, в телесах ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ). Вообще мы должны прославлять Бога всею своею жизнию, жить так хорошо, чтобы другие, смотря на нашу жизнь, прославляли Его. Тако да просветится свет ваш пред человеки, говорил Иисус Христос, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ) Итак, братие, будем любить единого истинного Бога, будем стремиться душею к Нему, будем благодарить за Его благодеяния и прославлять Его, как всесовершенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Скачать epub pdf Псалом 72 Псалом этот, согласно краткой надписи на нем: Псалом Асафу – приписывается, как автору его, некоему Асафу, сыну Варахии, из племени Гирсона Левиина, знаменитому из числа левитов, современных Давиду, – тем, что он был одним из трех начальников хора при Давиде ( 1Пар. 6:31,39–43, 15:17,19 и др.). Вместе с четырьмя сыновьями своими он начальствовал над четырьмя градами певцов Давидовых, и, играя по наставлению и под руководством самого царя Давида ( 1Пар.25:2 ), являлся главным распорядителем священной музыки и пения пред ковчегом Завета в Сионской скинии ( 1Пар.16 и след.). Но при этом он был не исполнителем только песнопений (псалмов) Давидовых, но и сам, вместе с Давидом, участвовал в составлении псалмов для церковнобогослужебного употребления. Посему Священное Писание и называет его пророком ( 2Пар.29:30 ). Певец настоящего псалма, как видно, благочестивый христианин (ст. 1, 13, 28), в минуты тяжких страданий, задается (как и в псалмах 36 и 48) вопросом, так сильно и так часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостью и правдою Божией земное счастье нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? При виде того, как часто праведные люди претерпевают гонения и бедствия а нечестивые наслаждаются довольством и спокойствием, душа верующего обуревается сильным сомнением (ст. 2, 3) в благости и правде Божией. Но в конце всех своих размышлений и из собственного опыта взятых наблюдений он из святилища Божия получает полное успокоение, придя к тому заключению, что не должно соблазняться видимым счастьем грешников (ст. 14–22, 27) и что полное счастье и истинное благополучие человека заключается в Боге, в теснейшем общении с Ним, выражающемся во всецелом уповании на Него и в хвалебной молитве к Нему (ст. 28). Пс.72:1 Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Такое восклицание как бы невольно исторгается из уст псалмопевца после того, как он долгое время размышлял о путях правды Божией и много перечувствовал при виде неправды человеческой. В этом восклицании он выразил укрепившееся в нем убеждение в том, что Бог Израиля всегда милостив и благ к искренно верующим, к правым сердцем. Он как бы так говорит здесь: что бы кто ни помышлял и что бы ни говорил, а я всегда скажу: как неизменно добр Господь Бог в отношении к тем, которые правым сердцем веруют и нелицемерно исповедуют Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Сердце (Heart) В древности очень мало знали о сердце, ритмическое биение которого поддерживало все жизненные функции, а прекращение биений означало смерть. В Библии упоминаний о сердце как о физическом органе немного, и они не вполне конкретны (напр., 4Цар.9:24 ), но, вместе с тем, слово сердце часто используется применительно к таким понятиям, как личность человека, интеллект, память, эмоции, желания и воля. Личность человека . В метафорическом смысле образ сердца используется для выражения того непостижимого, что составляет человеческую сущность. В этом своем качестве оно выступает в роли антонима «плоти», или тела. Мы видим это в исповедании псалмопевца: «Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» ( Пс.72:26 ). Пользуясь современной терминологией, образ сердца часто используется в Библии для характеристики того, что позволяет нам самовыражаться, то есть человеческой личности. Иными словами, сердце символизирует динамические силы, делающие нас уникальными. Как таковое сердце может служить показателем нравственных качеств. Например, в Пс.130:1 поэт заявляет, что сердце его «не надмевалось» (ср. 2Пар.32:26 ). Сердце может также быть «дурным» ( 1Цар.17:28 ) или «обманутым» ( Ис.44:20 ; ср. Иер.17:9 ). В этом плане мы видим у библейских авторов и другие метафоры, связанные с сердцем. Сердце, еще не принадлежащее Богу, они называют «необрезанным» ( Втор.10:16 ; Иер.9:26 ; Рим.2:29 ; см. ОБРЕЗАНИЕ ). С другой стороны, из своекорыстного сердце может превратиться в богобоязненное. Иезекииль описывает процесс превращения сердца каменного в сердце плотяное ( Иез.11:19 ). В другом месте пророк изображает это изменение как получение «нового сердца» ( Иез.18:31 ). Поскольку сердце служит выражением человеческой личности, при определении верности человека Бог смотрит на его сердце, а не на дела. Человек призывается искать Бога всем сердцем своим ( Втор.4:29; 6:5 ), так как именно на сердце смотрит Бог, когда хочет увидеть, принадлежит ли этот человек Ему ( 1Цар.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Псалом 22 Псалом Давиду Этот псалом внушил Давиду Дух Святый от лица язычников 70 Пс.22:1 .  Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит Господь есть Пастырь, как сам Он о Себе говорит в Евангелии: Я пастырь добрый ( Ин.10:14 ). Ибо Он нашел язычников блуждавшими, как овцы, на местах гибельных и привел их в спасительные ограды Церкви, где и пасет и питает их. Почему каждый из сих язычников, повествуя о благодеяниях Его, благодарит за сие Господа сими словами: Господь пасет меня; итак у меня не будет недостатка ни в чем необходимом и полезном для питания и спасения моего. Пс.22:2 .  На месте злачне, тамо всели мя Место злаков есть деятельная добродетель; а вода упокоения, по изъяснении св. Максима, созерцательное любомудрие. Итак там, говорит каждый из язычников, Господь поселит меня, где находится место с злаками. Начав с переносного выражения: пасти, он и продолжает сие. Ибо злаки и вода составляют благополучие стада. А сим выражает то, что Господь поставил меня в наслаждение пажитию и духовными благами. Можно также понимать и иначе. Место злачное есть Церковь , а самые злаки – христиане, которые процветают в Церкви добродетелью. Или под злаками можешь разуметь веру христиан, как всегда юную и цветущую на подобие травы, между тем как заблуждения Еллинов состарились и иссохли, как сено. На воде покойне воспита мя Сии слова говорит народ из язычников о бани святаго крещения; ибо очищаясь духовною сею водою, мы свергаем с себя труд и бремя греха и следовательно успокаиваемся. Посему и Господь говорит: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас ( Матф.11:28 ). Или еще иначе: вода есть живое течение Христова учения, как мы сказали в первом псалме, при изъяснении слов: при потоках вод 71 Пс.22:3 .  Душу мою обрати Господь, говорит, обратил душу мою от прелести идолов к истинному богопознанию и вере. Настави мя на стези правды Правдою здесь называет каждый язычник всеобщую праведность, содержащую все добродетели, а стезями правды добродетели порознь, так как они ведут ходящих по ним к правде всецелой. Ибо Господь, вочеловечившись и открыв стези, или дороги добродетелей, сам первый прошел по ним, а потом и делом и словом наставил и нас на оные 72

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Предисловие В настоящей книжке содержатся извлечения из дневника Кронштадтского Протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева, писанного им ещё в 1861 году. Он прислал эту рукопись для печатания в журнале «С.-Петербургский Духовный Вестник», вскоре после его возникновения, в 1895 году, по сердечному сочувствию делу издания нового духовного журнала, органа Общества религиозно-нравственного просвещения. Статьи эти нигде, кроме «Духовного Вестника», не были напечатаны и содержат в себе драгоценные указания духовного опыта – как должно познавать Бога и – самого себя. На просьбу редакции – издать эти статьи отдельной книгой, под заглавием: «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта», о. Иоанн отвечал: «Согласен на печатание от имени редакции и в ее пользу. Протоиерей Иоанн Сергиев. 15 февраля 1900 г.» Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта Не утаю от вас всякого словесе, рех бо: тайну Цареву хранити добро, дела же Божья открывати славно ( Tobum XII, VII ) Кто бы ты ни был, человек, помни что ты очень не далек от ничтожества и в своем бытии ничтожен. «Вси языцы яко ничтоже суть», говорит пророк ( Uc. XL ). Чтобы быть тебе чем-либо, прилепись верою и любовью к Тому, от Кого – всякое бытие: и тогда будешь нечто. «От исполнения Его мы все прияхом и благодать возблагодать» ( Иоан. 1.16 ) «Что имаши, его же неси приял?» В самом деле, что значит твоя единичная жизнь в составе этой общей, бесконечной жизни? Едва не ничто. Как пар она является и скоро исчезает. «Кая бо жизнь наша? пар бо есть, яже вмале является, и паки исчезает» (Иак, 4:14) Един Бог есть Сый. Благоговей же перед Источником всякой жизни и прилепляейся к Нему, если хочешь наслаждаться настоящею, пребывающею жизнью – на небе. Живи, внимая себе, и готовь на исход дела свои. «Мне прилеплятися Богови благо есть, полагати во Господе упование спасения моего» ( Пс.72:28 ) Человек! ты не благодарен и злонравен в отношении к Богу; ты не умеешь пользоваться милостями Божиими, и не хочешь заслужить их преданностью Его всеблагой воле, не хочешь вынести малейшего испытания от Его благопромыслительной благости. Ты кругом в милости Божией. Дьявол смотрит на тебя завистливо и говорит Богу: этот человек только в лицо благословит Тебя. Но коснись только имения его, особенно – костей его, здоровья его: и тогда будет очевидно, что он благословляет (хвалит, прославляет) Тебя только за дары Твои, а в несчастии он будет роптать на Тебя, хулить Тебя. И что же? О несчастье! Так часто и бывает. Как дело коснется твоего самоотвержения, как потребуется от тебя несколько часов или дней терпения, как случится потерять что-либо: тогда и в самом деле оказывается, что ты способен только в счастии благодарить Бога, а в несчастии – ропщешь. Враг наш исконный, к стыду нашему, остается здесь в самом деле правым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Псалом 72 Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений ( Пс.72:3, 4, 6, 19 ). Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1–9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10–13). Я тоже испытывал колебание – для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14–15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16–20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него – погибнут (21–28). Пс.72:1 .  Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания. Пс.72:6 .  Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания. Пс.72:7 .  выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; «Бродят помыслы в сердце» – они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией. Пс.72:9 .  поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. «Поднимают к небесам уста свои» – высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя. Пс.72:10 .  Потому туда же обращает­ся народ Его, и пьют воду по­лною чашею, Пс.72:11 .  и говорят: «как узнает Бог ? и есть ли ведение у Вышнего?»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

24.02.2022 Предстоятель Православной Церкви в Америке: " Прошу президента Путина положить конец военной операции " - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Обсуждение Изменить Версии Предстоятель Православной Церкви в Америке: " Прошу президента Путина положить конец военной операции " 24.02.2022 Предстоятель Православной Церкви в Америке , архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады Тихон выступил с " Заявлением о войне в Украине " . " В свете тревожных событий в Украине , затрагивающих миллионы ни в чём не повинных жителей этого края, я искренне призываю вас молиться о мире и благополучии наших братьев и сестёр, переживающих это трагическое время. Я требую немедленного прекращения боевых действий и прошу Президента Путина .положить конец военной операции. Как православные христиане мы осуждаем насилие и агрессию. Поддерживаю и молюсь о моём брате и сослужителе Блаженнейшем Митрополите Онуфрии, на которого возложена сложнейшая задача возглавлять возлюбленную паству в это больное и тревожное время. Я также молюсь о других религиозных лидерах, служащих в Украине, перед которыми стоит нелёгкая задача возглавлять свои общины в эти трудные времена " , - говорится в заявлении. Нашим возлюбленным украинским братьям и сестрам, а также всем вам, кто, безусловно, встревожен и обеспокоен последними событиями, я предлагаю слова, которые Сам Господь предлагает нам через Своего Псалмопевца: «Господь даст силу народу Своему; Господь благословит народ Свой миром (Пс. 29:11)». Усердно возносим наше прошение Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу о милости к нам «о мире всего мира, о благе святых церквей Божиих и о соединении всех». С уважением во Христе Oca.org / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.02.2022 07:40:04 Новости 24.02.2024 Критская Православная Церковь вводит более строгие условия для крещения Издана новая книга, посвященная проблеме первенства среди Православных Церквей 23.02.2024 В Серафимовском монастыре в Омской области сгорела трапезная для паломников В поселке Марьяновка Омской области сгорел строившийся храм В Санкт-Петербургской духовной академии открылся Центр христианской психологии 21.02.2024 В Уганде исламские фанатики жестоко убили новообращенных христианских супругов за отступничество от ислама В Пакистане арестовали 72-летнего христианина по ложному обвинению в богохульстве 20.02.2024 В Турции передают мусульманам под мечеть еще один византийский храм 19.02.2024 Синод Александрийской Церкви лишил сана епископа Зарайского Константина (Островского), исполняющего обязанности главы Патриаршего экзархата Африки Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Ермогена (Корчукова) во епископа Туранского Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/27820.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОСЛОВЕНИЕ [евр.  ; греч. ελογα; лат. benedictio], пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов; по отношению к Богу - одна из составляющих религ. почитания. Принимая во внимание сущностную зависимость твари от Творца, Б. представляет собой основную сакральную категорию религии. В церковной практике термин «Б.» может также употребляться по отношению к предметам в значении, близком к слову «освящение». В Ветхом Завете Представление о творческой силе, заключенной в словах, произнесенных вслух, присуща мн. народам древности (В. В. Емельянов). Нек-рые исследователи считали, что в ВЗ Б. является реликтом язычества, и рассматривали его в связи с дискуссией о магизме и религии как двух этапах духовной эволюции Др. Израиля (Дж. Фрейзер, Й. Педерсен, Я. Хемпель и др.). Совр. исследователи отрицают наличие мифологического восприятия магии у библейских авторов (И. Кауфман, К. Вестерманн, Й. Шарберт и др.); Б. в ВЗ полностью зависят от всемогущей воли Божией. В Свящ. Писании субъект Б., а подчас также и объект - Сам Бог; человек дарует Б. от Его имени (ср., напр.: Пс 129. 8). Обращенным к человеку Божиим Б. отмечены основные моменты ранней ветхозаветной истории, изложенной в кн. Бытие: сотворение человека (1. 28), примирение Бога с человеком после потопа (9. 1), наконец, история патриархов, к-рая является реализацией Б., данного Аврааму (12. 3) для всего человечества,- в каждом поколении потомков Авраама тот или иной сын лишается наследства, пока при патриархе Иакове все сыновья не оказываются достойными Б. (49. 1-28). Исходящее от Бога Б. является свидетельством Его Промысла о мире (Быт 1. 22; 2. 3) и человеке (Быт 1. 28), даром Его любви (Втор 7. 13-16). Древнейшие Б. были связаны с реалиями кочевой жизни и относились к урожаю, продолжительности жизни, передаче потомству имени или права владения землей. В Б., содержащихся в более поздних книгах ВЗ, также преобладает пожелание земных благ, благоденствия, мира и полноты жизни (Лев 25. 21; Втор 28. 2-6; 1 Цар 2. 20). Содержанием Б. может быть также помощь Бога и спасение из трудной ситуации; для народа Божия - милость и попечение Бога (Пс 29. 11), для рода Давида - его долголетие и продолжение (2 Цар 7. 29; Пс 21. 7, 72. 17). В межзаветный период содержанием Б. становятся эсхатологические ценности, а традиц. блага приобретают больше духовных черт - напр., в богослужебном Б., содержащемся в кумран. текстах (ср.: 1 QS 2. 2-4; 1 QSb I. 1 - V. 29), речь идет не только о благах и спасении от всякого зла, но и о вечном знании и вечном мире, обещающих лучшее место среди святых (1 QSb III. 27-28).

http://pravenc.ru/text/Благословение.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010