И что может устрашить человека, который  положил в Господе упование спасения своего (см. Пс. 72:28)? Какие бы штормы ни бушевали на поверхности океана, какие бы страшные цунами ни обрушивались на берег, — они не причинят ни малейшего вреда рыбам, живущим глубоко под водой. Точно так же и человек, живущий глубокой внутренней духовной жизнью, относится к любым испытаниям как к чему-то внешнему, неспособному повредить его душе. Немало бурь сотрясает сегодня нашу жизнь, и враг рода человеческого не меньше, чем в прежние времена, силится одолеть Церковь Христову. И мы знаем: чем больше Святейший Патриарх будет прилагать усилий к тому, чтобы пробудить духовную жизнь в нашем обществе, тем ожесточеннее будет внешнее противодействие Церкви и ее миссии. Однако Предстоятель Церкви нашей жизнью своей доказал, что он способен преодолевать любые трудности, потому что у него есть внутренняя, сокровенная молитва. А все эти брызги волн и морская пена проходят вдалеке и не страшны истинной вере. Патриархия.ru за темою Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Насельники центри з ключовими словами життя   та звернення Президента В.В. з нагоди святителя Звернення Верейського про допомогу мирним жителям голови Уряду РФ М.В. учасникам XXV руського народного собору Приветствие Президента России В.В. Путина участникам церемонии закрытия XX Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел» Приветствие Президента России В.В. Путина участникам I Всероссийских спортивных игр благоверного князя Александра Невского Президента В.В. громадянам святом Великодня Президента В.В. учасникам XXIV руського народного собору «Православ " я у XXI Поздравление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по случаю 1030-летия основания Полоцкой епархии Президента В.В. громадянам святом Великодня Поздравление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Святейшему Патриарху Кириллу по случаю Дня единения народов Беларуси и России   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1579122...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОСЛОВЕНИЕ [евр.  ; греч. ελογα; лат. benedictio], пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов; по отношению к Богу - одна из составляющих религ. почитания. Принимая во внимание сущностную зависимость твари от Творца, Б. представляет собой основную сакральную категорию религии. В церковной практике термин «Б.» может также употребляться по отношению к предметам в значении, близком к слову «освящение». В Ветхом Завете Представление о творческой силе, заключенной в словах, произнесенных вслух, присуща мн. народам древности (В. В. Емельянов). Нек-рые исследователи считали, что в ВЗ Б. является реликтом язычества, и рассматривали его в связи с дискуссией о магизме и религии как двух этапах духовной эволюции Др. Израиля (Дж. Фрейзер, Й. Педерсен, Я. Хемпель и др.). Совр. исследователи отрицают наличие мифологического восприятия магии у библейских авторов (И. Кауфман, К. Вестерманн, Й. Шарберт и др.); Б. в ВЗ полностью зависят от всемогущей воли Божией. В Свящ. Писании субъект Б., а подчас также и объект - Сам Бог; человек дарует Б. от Его имени (ср., напр.: Пс 129. 8). Обращенным к человеку Божиим Б. отмечены основные моменты ранней ветхозаветной истории, изложенной в кн. Бытие: сотворение человека (1. 28), примирение Бога с человеком после потопа (9. 1), наконец, история патриархов, к-рая является реализацией Б., данного Аврааму (12. 3) для всего человечества,- в каждом поколении потомков Авраама тот или иной сын лишается наследства, пока при патриархе Иакове все сыновья не оказываются достойными Б. (49. 1-28). Исходящее от Бога Б. является свидетельством Его Промысла о мире (Быт 1. 22; 2. 3) и человеке (Быт 1. 28), даром Его любви (Втор 7. 13-16). Древнейшие Б. были связаны с реалиями кочевой жизни и относились к урожаю, продолжительности жизни, передаче потомству имени или права владения землей. В Б., содержащихся в более поздних книгах ВЗ, также преобладает пожелание земных благ, благоденствия, мира и полноты жизни (Лев 25. 21; Втор 28. 2-6; 1 Цар 2. 20). Содержанием Б. может быть также помощь Бога и спасение из трудной ситуации; для народа Божия - милость и попечение Бога (Пс 29. 11), для рода Давида - его долголетие и продолжение (2 Цар 7. 29; Пс 21. 7, 72. 17). В межзаветный период содержанием Б. становятся эсхатологические ценности, а традиц. блага приобретают больше духовных черт - напр., в богослужебном Б., содержащемся в кумран. текстах (ср.: 1 QS 2. 2-4; 1 QSb I. 1 - V. 29), речь идет не только о благах и спасении от всякого зла, но и о вечном знании и вечном мире, обещающих лучшее место среди святых (1 QSb III. 27-28).

http://pravenc.ru/text/149325.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМИНЬ [евр.  ], богослужебная формула , имеющая значение подтверждения сказанного - «да будет так» (в LXX в большинстве случаев передается греч. γνοιτο). В ВЗ слово «А.» встречается 30 раз (если удвоенное А. в Числ 5. 22; Неем 8. 6; Пс 41. 14; 72. 19; 89. 53 принимать как единое, то 25 раз) и имеет характер респонсория (ответной аккламации). Наиболее раннее употребление - в церемонии проклятия за нарушение Божиего завета , когда народ или отдельный человек, произнося А., выражает свое согласие с грядущими наказаниями (напр., народ, собранный в Сихеме (Втор. 27. 15-26) или Неемией (Неем 5. 13); прор. Иеремия (заместительно) соглашается с проклятиями от имени всего народа (Иер 11. 5); женщина, подозреваемая в прелюбодеянии (Числ 5. 22)). Иногда слово «А.» входит в юридическую формулу, подтверждающую принятие на себя обязанностей или выражающую согласие с повелением: так, Ванея , получая от царя Давида приказ посадить на трон Соломона , отвечает: «Аминь, да скажет так Господь, Бог господина моего» (3 Цар 1. 36); ответ прор. Иеремии на предсказания о спасении лжепророка Анании: «Да будет так (евр. Аминь), да сотворит сие Господь!» (Иер 28. 6); в евр. остраконе , датируемом ок. 600 г. до Р. X., «уборщик урожая» жалуется на то, что у него отнимут верхнюю одежду, т. к. его заметили неработающим; на самом деле он успел выполнить работу и трижды подтверждает свои слова: «Мои братья (соработники) будут свидетельствовать в мою пользу: Аминь, я не виновен» (Theologisches Handwörterbuch zum Alten Testament/Hrsg. E. Jenni, C. Westermann. Münch.; Zürich, 1978. Bd. 1. Sp. 194). В послепленный период употребление А. встречается также в литургической формуле благословения в Неем 8. 6 (в сцене возобновления завета при первосвященнике Езре : «И благословил Езра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал «аминь, аминь», поднимая вверх руки свои»); в 1 Пар 16. 36 богослужебное употребление А. возводится ко времени царя Давида - в ответ на длинное восхваление народ отвечает: «Аминь! Аллилуия!». А. употребляется и как окончание книги - каждая из 4 книг Псалтири заканчивается ответом А. (Пс 41. 14; 72. 19; 89. 53; 106. 48).

http://pravenc.ru/text/114466.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Варвара 2 мин., 27.06.2015 А мне благо приближаться к Богу! (Пс.72:28)   Шестнадцать часов в плацкарте обычного российского поезда. Неровный сон под громыхание колес, подпрыгивающих на стыках: дорожная песня, мотив которой не забыть никогда. Спрыгиваю с подножки и машу отцу Максиму рукой. Странно видеть его уже священником, но и радостно – так и надо. Подхожу под благословение. - Погоди, еще Варвару нашу захватим. К нам подходит невысокая старушка лет восьмидесяти. Странно, как она вообще проделала этот путь в шестнадцать часов, да еще и в общем вагоне?! На мой вопрос, батюшка только морщится: - Это не сломить. И денег давал на купе или плацкарт, нет. Это стиль жизни. Едем в храм: красивая деревянная постройка с золотыми куполами – прекрасное украшение всему поселку, покрытому сажей и прошлогодним снегом. Пять куполов с крестами завораживают, а колокольный звон разлетается во все концы, весело отскакивая от сопок, окружающих поселок Ч. Кутаюсь в пальто, не ожидая такого холода. Встречают ласково, словами: «Вырядилась! Чайку-то попить? Замерзла, поди». Смеюсь и соглашаюсь. От горячей кружки чая испытываю радость, вспоминая, куда только не доводилось мне ездить за последние несколько лет. И каждый раз все больше понимаю, как люблю я нашу глубинку. Конечно, и разруха, и запустение порой увидишь. А порой таких людей встретишь, таким теплом тебя согреют, что понимаешь, что настоящая жизнь, зачастую, только здесь и осталась. Та, которая не захламлена мусором современных инноваций. - Ну-ка, принеси кружку батюшке, - выводит меня из раздумий голос бабушки Варвары. - Да я сам, - улыбается отец Максим. - Ну, женщина же она! Должна и поухаживать. Так правильно, - отчеканила бабушка, скользнув в темноту и потащив кастрюлю с едой цепному псу по кличке Гром. - Ну, вот, отче, теперь Варвара на мне крест поставила, - улыбаюсь я. – Хорошая она. - Кроме Бога, никого не боится, - задумчиво сказал батюшка и поведал мне такую историю.

http://foma.ru/varvara.html

Αρχεο Слово наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста на братской трапезе в день памяти преподобного Сергия Радонежского 18 Ιουλου 2011 τος 20:00 За братской трапезой после Литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в день памяти преподобного Сергия наместник обители архиепископ Сергиево-Посадский Феогност обратился со словом к Святейшему Патриарху Кириллу и прибывшим на торжества гостям. Ваше Святейшество! Дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, матушки игумении, дорогие отцы, благочестивые миряне! Я сердечно благодарю Господа и всех вас за то, что мы могли сегодня совместно вознести наши молитвы перед святыми мощами преподобного Сергия. Нет в нашей жизни ничего важнее, чем совместная молитва, ведь именно в молитве мы обретаем единение с Господом, как сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » (Мф. 18:20). И если по своему физиологическому устроению человек мало чем отличается от животного, то едва ли не самим ярким отличием человеческого разума и является эта способность возносить молитвы к Богу. Недавно на Валааме Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь, как Предстоятель, ко всей полноте Русской Православной Церкви, сказал о том, что сокровенная, внутренняя молитва должна быть достоянием не только монахов, но и мирян. К сожалению, о том, что апостольский призыв «непрестанно молитесь » (1 Фес. 5:17) обращен к каждому христианину, в том числе живущему в миру, нередко забывают не только рядовые верующие, но и пастыри. Действительно, внутреннее делание — главное призвание тех, кто избрал иноческий подвиг, но и всякий верующий может именоваться христианином лишь тогда, когда он ищет и обретает Господа в Таинствах и молитвенном предстоянии. И что может устрашить человека, который  положил в Господе упование спасения своего (см. Пс. 72:28)? Какие бы штормы ни бушевали на поверхности океана, какие бы страшные цунами ни обрушивались на берег, — они не причинят ни малейшего вреда рыбам, живущим глубоко под водой. Точно так же и человек, живущий глубокой внутренней духовной жизнью, относится к любым испытаниям как к чему-то внешнему, неспособному повредить его душе. Немало бурь сотрясает сегодня нашу жизнь, и враг рода человеческого не меньше, чем в прежние времена, силится одолеть Церковь Христову. И мы знаем: чем больше Святейший Патриарх будет прилагать усилий к тому, чтобы пробудить духовную жизнь в нашем обществе, тем ожесточеннее будет внешнее противодействие Церкви и ее миссии. Однако Предстоятель Церкви нашей жизнью своей доказал, что он способен преодолевать любые трудности, потому что у него есть внутренняя, сокровенная молитва. А все эти брызги волн и морская пена проходят вдалеке и не страшны истинной вере. Патриархия.ru Календарь ← 23 Ιανουαρου 2024 τος © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 Με την επιφλαξη παντς νομμου δικαιματος © Сделано в Κατασκευ απ Stack Group

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4524263...

1 2 Кор 13:7. 2 Пс 36(по LXX). В Синод, пер.: Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его. 3 См.: блаж. Августин. De gestis Pelagii, 14. 30 4 Ср.: Пс 4(по LXX). 5 Пс 36:23. 6 Притч 8(по LXX). В Синод, пер.: ...н получит благодать от Гос­пода. 7 Флп 2:13. 8 Мф 6:9. 9 Свт. Киприан Карфагенский. De oration Dominica, 14—17. 10 Мф 6:10. 11 Ср.: Мф 5:44; Лк 6:28. 12 terreni. В Синод.пер.: перстного. 13 См.: 1 Кор 15:47—49. 14 Ср.: Пс 16:1. 15 Ср.: Пс 36 16 Кол 1:12—13. 17 1 Кор 1:31. 18 Мф 25:41. 19 Ср.: 2 Кор 11:14. 20 Ср.: Ин 8:44. 21 Т.е. Адама, ср.: Быт 3:1—6. 22 Ср.: 1 Тим 2:14. 23 Ср.: Рим 5:12. 24 Ср.: Еф 1:4—5. 25 Ср.: Еф 2:2. 26 Ср.: Еф 6 27 Рим 14:23. 28 Евр 11:6. 29 Мф 12:29. 30 Евр 2:14. В Синод.пер.: державу смерти. 31 Ср.: Мф 12:29. 32 Т.е. Христос. См.: 1 Кор 15:445. 33 Рим 7:7. 34 Гал 3:21. 35 Пс 67:10. 36 Ср.: Рим 7:11—12. 37 Ср.: 2 Кор 3:6. 38 Рим 9:16. 39 Флп 2:13. 40 Ср.: Рим 9:22—23. 41 Ин 6:65. 42 Ин 6:61, 66. 43 1 Кор 10:12. 44 Ср.: Рим 12:16. 45 Ср.: 2 Кор 7:15; Еф 6:5; Флп 2:12. 46 Ср.: Иов 7(по LXX). В Синод.пер.: …не определено ли человеку время на земле. 47 Прем 4:11. 48 Ср.: Флп 3:15—16. 49 Пс 85:11. 50 Рим 9:11. 51 Ср.: Рим 5:12. 52 Рим 14:10. 53 2 Кор 5:10. 54 Мк 16:16. 55 Ср.: Ин 6:54. 56 Откр 14:13. 57 Ср.: Рим 10:9—10. 58 1 Тим 2:4. 59 1 Кор 15:22. 60 Ср.: Рим 9:14. 61 Речь идет о младенцах, умерших без крещения. — прим.ред. 62 Ср.: 2 Мф 24:13. 63 Прем 4:11. 64 Ср.: 2 Кор 5:10. 65 Откр 14:13. 66 См.: свт. Киприан Карфагенский. De mortalitate, 7, 20—21. 67 Притч 8(по LXX). 68 Гал 1: 22—24. 69 Ср.: 1 Кор 7:25. В Синод.пер.: получивший от Господа милость быть Ему верным. 70 В Синод.пер.: прославляли за меня Бога. 71 Вар 2(по LXX). В Синод.пер.: И Я дам им сердце — и уразумеют, и уши — и услышат. 72 Мф 13:9; Мк 4:9; Лк 8:8. 73 См.: свт. Киприан Карфагенский. De oration dominica, 17. 74 Ср.: Рим 10:1. 75 2 Фес 3:1—2. 76 Деян 13:48. 77 Еф 1: 4—5. 78 Иез 11:19; 36:26. 79 Еф 1:15—16. 80 Рим 10:14. 81 Ср.: Мф 7:7; Лк 11:9—10. CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978—989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403—425 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2788...

Глава XIX. Познание добра и зла Или учение, как усовершенствоваться и отстать от душевредных желаний и дел Уклоняйся от зла, и делай добро; ищи мира и следуй за ним ( Пс.33:15 ). Призвав благодать Божию, содействующую всему доброму, хочу изъяснить о высоком достоинстве добродетелей и вреде пороков, которых мы, по привычке к ним, и не сознаем такими. Понуждением сему служит не своя воля, которая у всякого человека склонна ко злу, и по которой можно также делать добро, но с желанием показать себя пред людьми, или же имея в виду, что и благочестие служит для прибытка. Таким делателям сказано, что они уже получают награду свою ( Мф.6:2 ); а тем, кто взирает на воздаяние вечных благ, заповедано искать пользы ближнего, и ради сего наставлять друг друга каждый день (Ср. Евр.3:13 ). Блажен, кто сотворит и научит: сей велий наречется в Царствии Небесном ( Мф.5:19 ); но и кто не сотворит, может и тот быть помилован, если исполнит только сей совет Господень: надлежало тебе отдать сребро Мое торгующим ( Мф.25:27 ). Посему и блажен, – как сказано, – поведаяй во уши послушающих ( Сир.25:12 ); ибо и слово могущее умудрить во спасение, для спасаемых служит паче даяния блага ( Сир.18:17 ). Благ мне закон уст Твоих, – говорил Давид, – паче тысящ злата и серебра; ибо слово Твое оживляет меня ( Пс.118:72, 50 ). Есть муж, как сказано, искусен в слове и многих учит, а для души своей бесполезен ( Сир.37:22 ); но лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость ( Сир.20:31 ). Чтобы не быть хуже глупого и не уподобиться тому рабу, который талант свой зарыл в землю, приношу вот знание, которое получил из сокровищницы Божией – Божьего слова, и отдаю сребро торгующим – приобретающим спасение душ своих. Пусть Господь, мой Дародатель, получит Свое с прибылью (см. Мф.25:27 ), и принявшие от меня учение сие да воздадут Богу должную о мне молитву, чтобы подал мне силу делать то, чему других учу. Ибо устне многоречивых не своя си поведят: глаголю бо и не творю ( Сир.21:28 ). Слушание слова Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

62 Ср. Пс. 17:30: “С Богом моим восхожу на стену”. В славянском переводе (“Богом моим прейду стену”), так же как и в Септуагинте, речь идет о прохождении “через” стену, о преодолении стены как некоей преграды. 63 Выражение “море жизни” (слав. “житейское море”) встречается у Оригена, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. авторов. Однако преп. Симеон здесь скорее всего имеет в виду литургический текст: “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею...” (ирмос канона 6 гласа). 64 Ср. Быт. 2:8—9; Апок. 2:7. Отсюда начинается длинный ряд аллюзий на библейские тексты, в которых преп. Симеон находит отражение своего внутреннего опыта. 65 Ср. Исх. 16 (рассказ о манне небесной). 66 Ср. Числ. 20:8—11 (рассказ о Моисее, который извел воду из скалы). 67 Ср. Исх. 3:2—4 (рассказ о Моисее, которому Бог явился в пламени горящего куста; слав. “неопалимая купина”). 68 Ср. Исх. 3:5. 69 Ср. Исх. 14:21—28 (повествование о Моисее, который провел народ по дну Чермного моря). 70 Ср. Исх. 15:23—25 (рассказ о том, как Моисей превратил горькие воды Мерры в сладкие, бросив туда бревно). 71 Ср. Втор. 32:13. 72 Ср. Исх. 16. 73 Ср. Числ. 17:2—8. 74 Ср. Лк. 1(слова ангела Богородице). 75 Ср. Ин. 9(слова Иисуса слепому). 76 Ср. Ин. 11:38—44 (рассказ о воскрешении Лазаря). 77 Ср. Мф. 27:66. Упоминание о “печатях” (слав. “знамения”) встречается в пасхальных богослужебных текстах. Ср. Пасхальный канон: “Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба” (песнь 6, тропарь). 78 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 79 Здесь и далее на протяжении всего гимна преп. Симеон использует однокоренные слова monachos (монах), monos (один, одинокий), monazon (одинокий, уединенный), monazo (уединяться), memonomenos (отъединенный, отделенный). Передать эту игру слов в переводе не всегда удается. 80 Быт. 2:24. Ср. Мф. 19:5. 81 Ср. 1 Кор. 2:16. 82 Ср. Мф. 5:16. 83 Ср. Ин. 1:9. 84 Ср. Ин. 3:3. 85 Согласно трактату “О небесной иерархии”, приписываемому Дионисию Ареопагиту, все небесные бесплотные силы подразделяются на девять чинов: престолы, серафимы, херувимы, власти, силы, господства, начала, архангелы и ангелы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

В центре возвещения апостолов – и их ликующей уверенности в любви Божией – именно то, что Лев Толстой называет “кощунственной историей о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий”. Более того, учение Толстого лишает его поклонников и христианской веры в присутствие в нашей жизни милосердного Спасителя, Который принимает наши молитвы, прощает наши грехи и ведет нас в Свое Царство. Псалмопевец говорит: “Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу” ( Пс.72:23,24 ). Но для Льва Толстого Иисус Христос – это не живой Спаситель, а давно мертвый учитель, «которого понимать Богом и которому молиться» Толстой считает «величайшим кощунством» Православный человек убежден в личной любви к нему Спасителя – по слову Апостола Павла – “возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” ( Гал.2:20 ). Он знает удивительную теплоту церковной молитвы, которая вводит нас в общение с нашей любящей небесной семьей – Самим Господом, Матерью Божией, святыми. На этом фоне взгляды Толстого вызывают ощущение жуткой, космической пустоты и холода. Здесь и возникает непонимание между Церковью и мирской аудиторией, с точки зрения которой Толстой выступал за что-то хорошее: за мир и дружбу, труд и скромность, а что же в его учении плохого – непонятно. С точки зрения верующего человека, самое плохое, что только может случиться с человеком, самое немыслимо и непредставимо ужасное – это утрата его завета с живым и воскресшим Христом, и человек, полагающий Христа мертвым учителем, а не живым Спасителем, пребывает в страшном несчастье, а если он проповедует , что Христос – не Бог и Спаситель, а давно мертвый учитель, то и вводит в него других. Против этого-то несчастья Церковь и обязана предостеречь, – особенно когда эта беда подается в христианской упаковке, – как “христианское учение” или даже “учение Христа”. Нет, разумеется, это не учение Христа, и это сразу бросается в глаза всякому, кто читал Новый Завет , в котором указано, как Иисус свидетельствовал о Своем Божестве (например, Иоан.20:28,29 ), установил Таинство Крещения ( Мк.16:16 ), и вызвавшее столь сильное раздражение у Льва Толстого Таинство Евхаристии ( Лк.22:19,20 ). И, конечно же, все Евангельское возвещение и вся христианская этика строятся на жертвенной смерти и Воскресении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Лит.: Мельников П. И. Исторические очерки поповщины. М., 1864. Ч. 1. С. 24-26; Гиббенет Н. А. Историческое исслед. дела патр. Никона. СПб., 1882. Ч. 1; Ивановский Н. И. Измышленный старообрядческий собор: Разбор раскольнической рукописи//ПС. 1882. Ч. 1. 2. С. 167-193; Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и его противники в деле исправления церк. обрядов. М., 1887. Вып. 1; он же. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. Т. 1; Островский Д., свящ. Лица, содействовавшие появлению и распространению в XVII в. старообрядческого раскола в Олонецком крае//Олонецкие ЕВ. 1907. 7. С. 199-201; Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского мон-ря и новые люди XVII в.- ревнители благочестия//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 58-69; Макарий (Булгаков). История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 72, 84-85, 118; Мельников Ф. Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 45-47, 165-166; Бондарев В. Верен до смерти: Подвиг свт. Павла Коломенского//Церковь. М., 2002. Вып. 4/5. С. 46-49; Урушев Д. А. Житие свт. Павла Коломенского: (Канон сщмч. и исп. Павлу, еп. Коломенскому). Каз., 2002; он же. К биографии еп. Павла Коломенского//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. М., 2004. Вып. 3. С. 21-42; он же. Правило веры и образ красоты: Юродивый епископ-мученик Павел Коломенский//Истина и жизнь. М., 2004. 7/8. С. 28-32; он же. Коломенский еп. Павел в историографической традиции Выговской пуст. (1-я пол. XVIII в.)//Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: История и полит. науки. 2010. 1. С. 204-208; Смирнов И. П. Сщмч. Павел, еп. Коломенский//Рус. средневековье: Сб. науч. ст. 2000-2001 гг.: Источники. М., 2004. С. 89-95; Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало раскола. М., 2010 (по указ.); Кулемзин С., свящ. Коломенские епископы XVII в.//Моск. ЕВ. 2012. 7/8. С. 148-159; Светлова О. А. Историко-героические мотивы в житии и каноне свт. Павлу Коломенскому//Вестн. Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. 2012. 20. С. 189-197; Никаноров И. Н. Постановление легендарного старообрядческого собора и сб. «Отеческие завещания»//Гуманит. науки в Сибири. Новосиб., 2013. 4. С. 67-71.

http://pravenc.ru/text/2578463.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010