Боярский сын Ив. Никит. Беклемишев-Берсень состоял в великокняжеской свите при Иване III (в жильцах), в 1490 г. встречал близ Москвы цесарского посла (Забелин, Ист. г.Москвы, стр. 619), в 1492 г. ездил послом в Польшу (Сборн. Им. Рус. Ист. общ. т. XXXV, 60–68), в 1492–1494 находился в приставах при разных послах (ib., 74, 108, 117–136; 1511 г., 495), в 1495 г. – в свите Ивана III ездил в Новгород (Лихачев, Разряд. дьяки, 172), в 1502 и 1503 гг. был послан в Крым (во второй раз, будучи ограблен, возвратился с поля, Сборн. XXI, 434–443, 455–465, 526, 537), в мае 1514 г. встречал посла султ. Селима I Камала перед дверьми набережной палаты в «больших» (Лихачев, 58) и участвовал (летом) в походе с вел. князем под Смоленск, где своими замечаниями навлек на себя неудовольствие вел. князя (дело М.Грека), участвовал, как полагают, и в Думе вел. князя (Лихачев., 173, также «Ответ суровому критику»); Федор Жареный – крестовый дьяк вел. князя (Типогр. летоп., 381). Кн. Ив. (Юр.) Токмаков и Ив. Дан. Сабуров, вероятно, будущие воеводы под Нарвой (Карамз., X, 64), Василий Тучков (см. выше), А.Холмский подписался на поручной грам. (1527) за побег кн. М.Л.Глинского, в числе других, в 5000 р. (Собр. госуд. грам., I, 428, 429), Юрий Тютин в списках не значится, но очевидно его сын Хозяин Юрьевич Тютин был царским казначеем при Иване IV (Ак. Арх. экспед., I, 175, 218, 262, 278, 292–293; Акты историч., I, 251–253, 258, 260, 266; Дополн. к акт. 79, 132, 138, 157, 170. Сборн. . Общ. LIX, по указателю). По указанию Курбского, Тютины «грецкого рода», Хоз. Тютин, казначей царский, «зело богатый», казнен со своей семьей при Иване Грозном (Сказания, 106, и пр. 158). Что же касается Юрия Тютина, то не был ли это тот вельможа Юрий Дмитриевич, к которому твер. еп. Нил писал послание «об артосе», прибывший в свите ц. Софии (Псков. лет., IV, 244) и который был «того же роду» с еп. Нилом. «Вероятно, тем же вопросам был вызван, и М.Грек, писавший об артусе и панагии» (Соч., III, слова xiii-xiv). Ю.Тютин мог интересоваться восточными обычаями (ср. Хр. Чтен. 1909, II, 1115–1119).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

(16) Нил Грек. В рукописном Временнике 1790. V. II. 226; Летоп. Никон. списка VI. 187, под летом 7017 (1509) сказано: «того же августа, в 24 день, поставлен Нил, игумен Богоявленский, епископом в Тверь Симоном, митрополитом всея Руси» (то же у Карамзина в Истор. Рос. Госуд. VII, прим. 383). Это игумен Московского богоявленского монастыря, как видно из Госуд. Грам. I. 404, где Богоявленский игумен Нил в октябре 1506 г. был в числе поручителей по князе Константине Острожском, как московским его утверждает и Строев в указателе на Историю Карамзина, стр. 174. В мае 1509 года в звании Богоявленского игумена был на соборе о неблагословении преподобного Иосифа Волоколамского Новогородским архиепископом Серапионом. (Рос. Вивл. XIV. 193). Что Нил посвящен точно в 1509 году, это подкрепляется самою пасхалиею: за три перед ним дня того августа 21 во вторник был хиротонисан в суздальского епископа Симеон, что вполне верно: тогда вруцелетие было 3. В описи царского архива 1575–1584, напечатанной в Археогр. Акт. I. стр. 339, означены: «списки Тверского владыки Нила, что послан был к патриарху в Царьград». Когда и по какому делу послан (верно, Московским государем) – не имеем сведений. По Лет. Никон. сп. VI. 190, 1511 года июня 27 находился при поставлении митрополита всея России Варлаама. В Продолжении Нестора стр. 375 под летом 7029 сказано: «того ж лета апреля в 3 день преставися епископ Тверский, владыка Нил грек». В рукописях графа Толстого стр. 260 – Нила, епископа Тверского, к вельможе Георгию Дмитриевичу о воздвижении пресвятыя и о Артусе. Заметно, Нил прибыл в Россию вместе с Софиею Фоминичною, царевною греческою, бывшею потом супругою государя Uoahha III . Псковская первая летопись (в Собрании летоп. IV. 244), повествуя 1472 года о прибытии ее из Италии во Псков, говорит: «а быша у ней люди черны, а иные сини, а боярин ея был великого князя Юрьи малой грек; а владыка Тверской Нил был того же роду»; в Продолжении Нестора стр. 352, под летом 7017 сказано: «тогο лета поставлен Илия в епископы в Тверь». Разве не был ли после Вассиана пред Нилом епископ Илия, остается об этом исследовать боле опытным. В Каталоге летоп. Никон. списка в прибавлении к I тому стр. 5 после Вассиана прямо показан «Нил Гречин», тоже ошибкою названный «Данил». В том каталоге через пять епархий припечатаны еще Тверские архиереи: Феодосий, Антоний, Евфимий, но сих мы не знаем. Также нет Илии после Вассиана и по хронографу Румянцевского музеума, стр. 784.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Преображ.-Спасов-Гдовский, II, 1003. Преображ. у Старцева Угла Когуева, Симб. г., II, 1083. Преображ.-Севский, I, 474. Преображ.-Тюменский, II, 1276. Преображ.-Усть-Медведицкий, Донской обл., I, 395. Преображ.-Челнский, Чемский или Чонский, Орл. г., II, 1353. Преображ.-Чернеев-Шацкий, I, 594. Преображ.-Шужгор., Новг. г., II, 778. Преображ.-Якутский, I, 471. Преподобинский-Суздальский, II, 1114. Пречист. на Воинище, Твер. г., 1314. Пречистая – Рожд.-Богород.-Медведева, Моск. г., II, 920. Пречистен.-Казан.-Рыльский, II, 1098. Пречистен. – Рожд.– Богор.-Порховский, II, 1134. Пречистый – Богор.-Успен.-Староладожский, II, 1328. Пречистый-Отрочь-Успенский-Тверской, II, 1032. Прилуцкий-Густынский, I, 167. Прилуцкий-Димитр.-Вологод., II, 1174. Прилуцкий-Никол., Волог. г., II, 1001. Прилуцкий-Новый, Арх. г., II, 1194. Пристанский или Пристаннический-Валуйский, II, 1329. Пройкова-Липецкая, II, 1295. Происхожденский – Крестовоздв. – Нижегородский, I, 396. Проломская-Успен.-Сергиева, Тамб. г., II, 1297. Промзинская-Николаев. или Старо-Николаев., Симб. г., II, 949. Пронская-Спасская, I, 468. Прусинский-Никол., Олон. г., II, 974. Псково-Печерский-Успенский, I, 398. Псков.-Алексеевский с Поля, II, 611. Псков.-Архангело – Михаил.– Черницкий в Поле или в Песках, II, 1354. Псков.-Варварин. из-за Петровских ворот, I, 98. Псков.-Зачатей. в Торгу или с Милца, II, 805. Псков.-Ильин.-Завеличский или Ильи Сухого, II, 829. Псков. – Иоанно-Богосл. – Постельников или Котельницкий на Мишариной горе, II, 836. Псков.-Козмодем. на Гремячей горе, I, 253. Псков.-Ильин., I, 213. Псков.-Медведев – Иоанно-Златоустов., I, 293. Псков.-Никитинский с Поля или Микитьева пустынь, II, 946. Псков.-Николаевск.-Каменные Ограды, II, 983. Псков.-Пантелеймонов на Красном Дворе, II, 1037. Псков.-Спасо-Мирожский – Завеличский, II, 1162. Псков.-Старо-Вознес.-Сретен.-Александров, II, 1207. Псков.-Успен. на Полонище, II, 1327. Пупковский-Введен., Влад. г., II, 698. Пурдышевский-Рожд.-Богор., Пенз. г., II, 1099. Пустынно-Николаев.-Киевский, I, 399.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Теперь Изборск село, а не город. Проезд. Доехать на машине. Старый Изборск находится в 32 км от Пскова по трассе Псков-Рига. С автовокзала 6 рейсов в день. Новый Изборск (возник в XIX в. как ж/д станция) находится в нескольких километрах на север от Старого. Псков и Новгород После смерти Трувора Изборская земля вместе с Псковом перешла во владение брата Трувора, новгородского князя Рюрика. С тех пор новгородский князь был вместе с тем и князем псковским и назначал во Псков наместника. Для принятия решений, касающихся всей новгородской земли, новгородцы приглашали на вече псковичей; также и в войнах, и в торговле Псков и Новгород действовали заодно. Случались и у Пскова с Новгородом размолвки, но они не надолго нарушали старинное братство. Так, когда в 1266 г. князь Ярослав пришёл в Новгород со среднерусскими полками, чтобы вместе идти на Псков, который призвал на княжение литовца Довмонта, прогнав Ярославова сына Святослава, новгородцы ответили князю: «Прежде переведайся с нами, а потом уже поезжай во Псков». Ярослав ретировался. В Пскове и Новгороде дольше, чем в остальных городах Руси, сохранилось вече. Вполне народным вече назвать нельзя, так как участие в нем принимал не весь народ, а лишь «лучшие», т. е. богатые и знатные люди. Немецкий крест против русского Опасность Пскову грозила с запада. В конце XII в. немецкие крестоносцы отняли Ливонию у полоцких князей. В 1200 г. они основали Ригу, а в 1202 – орден Рыцарей Меча (который впоследствии соединился с Тевтонским). В 1212 г. новгородцы и псковичи под предводительством новгородского князя Мстислава Удалого ещё ходили по Ливонии до Балтийского моря, собирая подать, но уже в 1229 г. смуты между Новгородом и Псковом позволили немцам взять самый сильный русский город в Чудской земле – Юрьев (потом – Дерпт, ныне – Тарту). Все жители Юрьева погибли. Римский папа благословил рыцарей на покорение псковских земель. В 1240 г. немцы взяли Изборск и Псков, в который их впустил изменник, и стали продвигаться далее, к Новгороду. Новгородцы призвали на помощь князя Александра Невского. В конце 1241 г. Александр освободил новгородские земли и Псков. Во Пскове погибло 70 рыцарей. Александр вошёл в Ливонию, но, встретив сильный отпор ордена, предпочёл выбрать для сражения более выгодное место. Русские отступили и заняли позицию на Чудском озере (расположенном за Псковским озером, в 65 км севернее Пскова).

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

Государь наш, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, узнал о готовящемся наступлении на его, государя, отчину, на славный град Псков. Уже близилось время злых бед, наступал по нашим христианским законам святой Великий Пост, благоверный царь-государь в преславный град Псков послал за боярином своим и воеводой князем Иваном Петровичем Шуйским. Когда же тот приехал к государю в Москву, то стал расспрашивать его царь-государь об укреплениях великого града Пскова: как были укреплены ими великие крепостные стены города, какие орудия и в каких местах стоят, кто в каком месте будет оборону держать и хватит ли людской силы, чтобы выдержать долгую осаду. Боярин же и воевода князь Иван Петрович Шуйский рассказал царю-государю подробно и по порядку о всяких надежных укреплениях, сделанных ими с надеждой на Бога, присоединив к рассказу слово надежды на Бога: «Надеемся, государь, в светлой надежде твердо на Бога и на истинную Богородицу, необоримую крепкую стену и покров и христианскую нашу заступницу, и на всех святых, и на твое государево царское высокое имя, что град Псков, всячески укрепленный, может выстоять против литовского короля». Что и было по благодати Христовой. Благоверный царь-государь выслушал речи боярина своего и воеводы, князя Ивана Петровича Шуйского, о многих сделанных в городе укреплениях, о твердом и неослабевающем стремлении бояр, воевод и всех подчиненных им воинов выстоять осаду, о непреклонной вере всех жителей богохранимого града Пскова, со всей ревностью готовых за Бога, и за своего государя, и за его государевых детей, и за православную христианскую веру, и за свои дома, жен и детей, и за град Псков умереть по собственной воле от руки литовского короля, но живыми не отдать град Псков литовскому королю. После этого, внимательно выслушав рассудительную речь боярина своего о надежде на Бога в защите града Пскова от литовского короля, царь-государь, омочив лицо свое царское слезами, сказал: «Богу и Богородице и святым великим чудотворцам град сей Псков в руки предаю, более всего сроднику своему, благоверному князю Гавриилу-Всеволоду, который сам пожелал, чтобы мощи его были положены в том богоспасаемом граде Пскове в соборной церкви Живоначальной Троицы. Своею милостию может избавить он город от наступающих на него врагов, и потому ему в руки город предаю. И вам, боярам своим и воеводам, всем воинам и псковичам, как истинным слугам, град Псков в руки предаю, чтобы сделали все, как обещали Богу и мне, и, наставляемые в замыслах Господом Богом, вы укрепляли бы град Псков, кого как Бог вразумит».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И преосвященный архиепископ Великого Новгорода и Пскова Александр в свое святительство, в преименитый град Псков государевым боярам и воеводам и всем воинам и псковичам посылает благословение. И с состраданием, как умудренный Богом врач и чадолюбивый отец, он призывает их на ратный подвиг, и благословляет, и вдохновляет, и святительскую свою молитву вместе с честными своими священниками и дьяконами, как победную руку помощи, простирает. Также обращается и ко всем священнослужителям: инокам, священникам и дьяконам, и ко всему причту церковному. Тогда в преименитом и богоспасаемом граде Пскове из духовенства были игумен Печерского монастыря Успения Пречистой Богородицы Тихон; в соборной церкви богохранимого града Пскова Пребожественной и Неразделимой Троицы настоятель протопоп Лука, протодьякон Алексей. Этим упомянутым начальникам священнического чина и всему священническому и дьяконскому чину и всему причту церковному преосвященный архиепископ пишет, чтобы они беспрестанно и неустанно в соборе молебны пели, а также и по домам день и ночь за православного царя-государя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и за его государевых детей, и за все православное христианство Бога молили, чтобы отвел Господь Бог праведный свой и справедливый, по грехам нашим, гнев от всего православного христианства и в своем неизреченном милосердии обратил взор на честное то место, на град Псков, не предал бы его Господь Бог в руки врагов, насилие творящих над верующим во Христа народом. Он призывает их также к посту и коленопреклонению, и к беспрестанному Богу молению, чистоте и целомудрию, и братолюбию, и всем добрым делам; и этому же повелевает учить детей своих духовных, с этим мир и благословение дает. Но расскажем о происходящем. Уже близилось жестокое время, литовский король Стефан со многою своею силою пришел к рубежам Русской земли. В Псков дошли слухи о том, что литовский король пришел уже на псковскую землю, к городу Вороничу, за сто поприщ от града Пскова. Узнав о том, что близок Псков, он раскрыл свою бездонную пасть, как адскую бездну, и хотел поглотить град Псков. Спешно и радостно, как лютый великий змей из великих пещер, он полетел к Пскову; с чудовищами своими летел он на Псков, словно искры огненные в темном дыму, и, еще не долетев, уже думал и говорил, что град Псков у него в утробе. Аспидов же своих и приближенных змей и скорпионов великий тот литовский король из утробы извергнутыми остатками хвалился насытить. И так все, как змеи на крыльях, летели к граду Пскову и высокомерием своим, как крылами, повалить его хотели, змеиными своими языками, как жалами, всех живущих в граде Пскове умертвить думали. Все ценное в нем хвалились вынести в своих адских утробах в свою Литовскую землю, говорили, что оставшихся в живых людей, как сокровище, на хвостах своих принесут в дома свои. И уже мнил себя змей победителем над Псковом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

изд.). Очевидно, в каждом из интересующих нас летописных списков текст жития еще раз подвергался изменениям под влиянием разных списков первоначальной редакции. Так в Комм. списке читаем: в великый Новъград (см. изд. сп.); уведав силу (ср. Псков.); рукы своя (изд.); покоритися мне (Псков.); добра ради господина (Печ.). В Толст. списке: яко лицо Иосифово (Псков.); отцю своему (Псков.); заутра всташа (изд.). Тот московский источник, по которому поправлен и дополнен текст Новгородского свода в Coф. I летописи, отражается в целом ряде изменений позднейшего происхождения: Иосифа прекраснаго (см. Пог.); тако же и сий вел. кн. Александр (Лавр.); побежая везде (Рум.); ко царю Соломону (изд.); да скажет ему силу Варяжьскую и станы их (изд.); стрегущю ему (изд.); своим мечем (Рум.); они же гордии совкупившеся (Псков.); стражие вел. кн. Александра (изд.); сеча зла и велика (Рум.); даша ратнии плещи (изд.); камо утещи (Увар.); Араратьских (Псков.); великаго Рима (Псков.); семь ратей (Псков.); множество воевод (опущено: единым выездом; изд.); тако молвит (Увар.); с мудреци (Рум.); Августа царя (Рум.); самого Христа (Рум.); гоняхуть, веляхуть (Печ.); чада моя милая (Пог.). Первая редакция Coф. I летописи в соединении с Московской летописью, вошла в состав того Московского свода, который, доведенный до 1479 г., условно назван Московским сводом 1480 г. Этот свод в свою очередь восходит к более древнему своду 1472 г., который лег в основание с одной стороны Воскресенской летописи, составленной в сороковых годах XVI в., и с другой стороны т. н. Ростовской летописи (Московского Архива Мин. Иностр. Дел 20/25), возникшей в Новгороде в 1542–1548 годах. Отсюда происходит сходство между названными летописными сборниками. Оказывается, что Ростовская летопись содержит более первоначальный текст, чем Воскресенская. Ряд отличий их друг от друга объясняется тем, что Воскресенская летопись дополнила текст общего источника на основании новых материалов, между прочим, данными из упомянутого списка Царского Coф. I летописи, который передает текст последней летописи, второй редакции, в соединении с Московской летописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Псков: «Культурный фронт России» Конференция регионального отделения Общероссийского общественного движения 25.01.2023 419 24 января в Пскове состоялась учредительная конференция Псковского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Культурный фронт России». В работе конференции приняли участие члены творческих союзов, деятели культуры, музейные и библиотечные работники, а также неравнодушные к проблемам отечественной культуры псковичи, сообщила Русской народной линии пресс-служба Псковского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Культурный фронт России» Выступивший перед собранием председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России Игорь Александрович Смолькин, довел до сведения присутствующих, что общественное движение «Культурный фронт России» было учреждено в Москве в ноябре 2022 года, и возглавил его первый замглавы комитета Госдумы по развитию гражданского общества, народный артист России Николай Петрович Бурляев. Далее И.А. Смолькин ознакомил участников конференции с одним из первых документов, который разработал и принял центральный штаб «Культурного фронта России», - Кодексом чести деятеля культуры России. В ходе работы конференции открытым голосованием единогласно был одобрен Устав Общероссийского общественного движения «Культурный фронт России» и избран штаб Псковского регионального отделения движения, в который вошли: Смолькин Игорь Александрович - председатель правления Псковского регионального отделения Союза писателей России, г. Псков Бениаминов Андрей Геннадьевич - член Союза писателей РФ, г. Псков Большанин Андрей Юрьевич - протоиерей, настоятель храма свт. Василия на Горке, г. Псков Дубровская Наталия Петровна, - директор Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Изборск», г. Псков Ишков Юрий Викторович – член Союза писателей РФ, г. Великие Луки. Камянчук Александр Витальевич - член Союза писателей РФ, г. Псков Лысюк Виктор Владимирович - председатель правления Псковского регионального отделения Союза художников России, г. Псков

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/25/ps...

Король литовский Стефан на прегорделивом своем престоле панов-советников рядом с собою посадил, и начали они распределять полки, кому из его великих панов и гетманов в каком полку быть воеводами. Сначала он назначает воевод в передовой полк. В передовой полк он ставит пана Николая Радзивилла, виленского воеводу, гетмана великого литовского, и пана Остафия Воловича, пана виленского, да пана Яна Дорогостайского, воеводу полоцкого. Полк правой руки. В полк правой руки ставит пана Яна Тишку жемойтского и пана Мерхеря Шеметю, кухмистра литовского. Полк левой руки. В полку левой руки ставит пана Яна Глебова, пана минского, подскарбия земского литовского, и пана Николая Сапегу, воеводу минского, и пана Кристофа, воеводу новогрудского. Сторожевой полк. В сторожевом полку ставит пана троцкого Николая Радзивилла и пана Филона Кмиту, старосту оршанского. Большой полк. В большой полк ставит пана канцлера, гетмана великого польского, а с ним много ротмистров; и тот полк стал называться большим польским. А сам король пошел за канцлерским полком, и с ним пошли его приближенные: пан Тишка, воевода польский, пан Бекеш, гетман угорский, пан Николай Кристоф, маршалок великий литовский, пан Ольбрихт Радив, староста ковенский. А у орудий велел быть воеводе угорскому пану Юрию Зиновьеву, старосте чечерскому. Всех своих великих панов распределив и дав им наставленья, литовский король Стефан отправляется в нынешний свой хвастливый поход на славный великий град Псков. В преименитом же и богоспасаемом граде Пскове государевы бояре и воеводы, услышав, что литовский король уже идет на Псков-град, по-прежнему неустанно укрепляли град Псков, готовясь к осаде по мудрой воле Бога. Посылая непрестанно в волости, в села и в засады, они велели свозить в город всякие запасы; дворы же и остававшиеся кормовые запасы повелевали жечь, чтобы не было у врагов крова; живущим в селах строго приказали бежать в укрепленный Псков. Православный царь-государь и великий князь Иван Васильевич всея Руси услышал, что действительно литовский безбожный король на его государеву отчину, на Псков-град, с многогорделивою и великою силою устремился; услышав это, царь-государь с умиленностью и мудростью, дарованной от Бога, пишет свои царские грамоты в Псков к боярам своим и воеводам и всем воинским людям и псковичам, повелевая стойко и мужественно держать оборону и всем до последнего насмерть с литвою за Псков-град беззаветно биться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1395 г. митр. Киприан прибыл в Новгород с Вифлеемским архиеп. Михаилом и пробыл там «всю весну и до Петрова говениа». И. им «дал честь велику», но, как сообщает Новгородская I летопись, митрополиту не были предоставлены требуемые им судебные полномочия («новгородци суда ему не даша» - НПЛ. 1950. С. 387; ПСРЛ. Т. 42. С. 92). В Новгороде митрополит дал новгородцам грамоту, в к-рой разъяснял вопросы, касающиеся богослужения и церковной дисциплины (РФА. [Вып. 6]. С. 488-489, 135; РИБ. Т. 6. Стб. 235-238, 29). 12 мая Киприан из Новгорода послал 2 грамоты в Псков: одна грамота была о невмешательстве мирян в церковные суды (РИБ. Т. 6. Стб. 231-234, 27), др. грамота отменяла уставную грамоту, данную Пскову Суздальским и Нижегородским архиеп. св. Дионисием в 1382 г. (Там же. Стб. 233-236, 28). Этими грамотами Киприан положил начало многолетним церковным контактам между Псковом и Москвой помимо Новгородского архиерея, в юрисдикции к-рого состоял Псков. К 1399-1406 гг. относится еще одна грамота свт. Киприана в Псков (послана из Москвы 17 апр.), посвященная совершению различных священнодействий (Там же. Стб. 239-242, 30). Из этой грамоты следует, что митрополит ставил священников в Псков (хотя это находилось в прямом ведении Новгородского архиепископа), отправил в Псков рукопись Иерусалимского устава и список синодика собора Св. Софии в К-поле. Будучи в Новгороде, Киприан освятил антиминсы и повелел И. отослать их в Псков, однако Новгородский владыка, находясь в Пскове, приказал разрезать каждый антиминс на 4 части, в связи с чем Киприан послал в Псков 60 антиминсов, приказав их не разрезать. Упоминание приезда И. в Псков после посещения свт. Киприаном Новгорода позволяет датировать грамоту временем не ранее 1399 г. (см. ниже). Согласно гипотезе И. И. Малышевского, во время длительного пребывания митр. Киприана в 1395 г. в Новгороде там была искоренена секта стригольников (с кон. XIV в. о стригольниках в Новгороде ничего не известно, в 1-й трети XV в. секта существовала, по-видимому, только в Пскове) ( Малышевский И. И. О зарождении религ. сект в России с рационалистическим направлением//ТКДА. 1883. 12. С. 671-676).

http://pravenc.ru/text/469552.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010