«Список» псковских угодников Болжиих сменяется «Историческим списком монастырей псковской епархии, доныне существующих» (стр. 82–116), который составлен частию на основании Ильинского и данных «Истории российской иерархии», частию, «сколько можно было собрать», на основании «летописей и оставшихся разных грамот» (стр. 15, III ч. Истории княжества псковского) 241 частию при помощи монастырских описей (стр. 85), писцевых книг (стр. 91), монастырских записок (стр. 101), жизнеописаний святых (стр. 103) и пр., – словом, если не в большинстве случаев, то во многих – при помощи рукописного материала. К настоящему списку присоединяется еще «Хронологический список упраздненных псковской епархии монастырей, по известию в летописях и в разных старых грамотах 242 о их построении, или других каких случаях до них касающихся» (стр. 117–133). Ни о тех, ни о других монастырях, исключая описанных преосвященным Евгением в отдельных брошюрах, мы не станем долго говорить; a заметим только, что: во 1-х, о некоторых монастырях (напр. Николаевском на Волку или Волоку, Михайло-Архангельском, Николаевском на Песках и Благовещенском на Песках) в Истории российской иерархии вовсе не было упомянуто; во 2-х, в этой последней сведения сообщаются порою короче Евгениевских (см. напр., о Покровском Озерском монастыре, ч. V, стр. 581, у Евгения стр. 121 о Петро-павловском Верхнеостровском, ч. III., стр. 528–529, у Евгения стр. 121), и о всех монастырях, описанных у Евгения отдельно 243 , а по временам и подробнее (см. напр., о монастыре Великолуцком Троицком Сергиевом, ч. III., стр. 510–512, у Евгения стр. 106–107, о Воскресенском со Стадища, ч. III, стр. 620, у Евгения стр. 120, и др.), 244 так что, пользуясь трудом нашего автора, церковному историку необходимо пользоваться и «Историею российской иерархии»; в 3-х, наконец только три монастыря из неописанных особо митрополитом Евгением вновь и много подробнее, a местами вернее описаны после его смерти, – это: «Спасо-Елеазаровский монастырь» (ст. М. Миротворцева в «Памятной книжке псковской губернии на 1860 г.», стр. 29–44) или, как у Евгения, «Елизарьев-Трехсвятительский, ныне именуемый Спасо-Елизарьев Великопустынский» (стр. 94–99), Псковский Спасо-Мирожеский мужской третьекласный монастырь (Васильева И., Псков, 1868 г., у Евгения стр. 79–103) и «Великолуцкий Троице-Сергиев монастырь» (Псковск. губ. вед., 1870 г., 84–38, св. И. Пульхерова; у Евгения стр. 106–107). 245

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И к сему нашему уложению ни прибавити, ни убавити, ниже всяко пременити ни едину точку или запятую. Аще ли кто прибавит, или всяко пременит, да будет по святых отец преданию проклят, иже предавших сия и утвердивших. Аще ли кому неврно мнится, то прочти прежде бывших святых жития, и увсть, яко бысть много в прежняя времена сего. Слава иже в Троицы славимому Богу и пречистй его Богоматере, соблюдающей и хранящей мсто оно, и всм святым. Аминь. 244 ...великий князь Георгий Всеволодович...– великий князь владимирский (ок. 1187–1238), сын великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого. 245 ...великому князю Всеволоду, а во святом крещении наречен бысть Гавриил, псковский чудотворец.– Всеволод-Гавриил Мстиславич, князь новгородский с 1117 г., в 1136 г. был изгнан новгородцами. В 1137 г. был приглашен во Псков на княжение, умер в 1137 или 1138 г. 247 ...равно апостолом великому князю Владимиру Киевскому...– Владимир I Святославич, великий князь киевский, при котором произошло крещение Руси, поэтому он и назван «равным апостолам». 249 ...князю Михаилу Черниговскому.– Князь Михаил Всеволодович Черниговский был шурином князя Георгия Всеволодовича. 250 ...княгин, христолюбивой Олг...– жена князя Игоря Рюриковича (ум. в 969 г.), бабка Владимира I Святославича; после смерти Игоря (945) управляла Киевской землей. Еще до крещения Руси князем Владимиром приняла крещение. 252 ...Святополк, иже восхот владти и уби братей своих благоврных и великих князей. Бориса повел копием пробости, Глба же ножем заклати...– Князья Борис и Глеб, сыновья киевского князя Владимира Святославича, были убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, см. «Сказание о Борисе и Глебе». 253 ...яко мати при смерти есть наша.– Круг памятников, посвященных Борису и Глебу, говорит о том, что Святополк сообщил братьям о приближающейся смерти их отца, а не матери. 254 ...великий князь Андрей Боголюбский.– Андрей Юрьевич Боголюбский, великий князь суздальский и владимирский (ок. 1111–1174 гг.), сын Юрия Долгорукого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

241 Св. икона, с наименованием Предвозвестительница , находится на Афоне, в Костамонитской обители. Однажды 1 авг., во время оскудения запасов в обители, екклисиарх ее, после молитв пред этой св. иконою, заснул и услышал от нее голос, возвещавший об изобилии в обители всего необходимого, что действительно и оказалось чудесным образом; после этого св. икона и была названа «Предвозвестительницей». Богоматерь изображена на ней с сидящим на Ея левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою и держащим в левой руке свиток. 242 Св. икона, именуемая Призри на смирение , находится в соборе г. Пскова. Богоматерь изображена на ней сидящею, со скипетром в правой руке; левою рукою Она поддерживает стоящего на Ее коленах Богомладенца, Который правой рукою прикасается к Ее ланите, а в левой держит круглый шар (символ власти над миром); главы Богоматери и Богомладенца увенчаны коронами. По преданию, эта св. икона явилась в 1420 г. в Псковской области, на Каменном озере, откуда она была перенесена (16 снт.) в соборный храм г. Пскова, где находится и поныне. 243 Древняя св. икона, именуемая Прусиотисса , известная еще до 829 г., ныне находится в Греции, вт. монастыре Пруссу, или Пирсу, в епархии Литсас и Аграфон. 244 Пряжевская св. икона находится в с. Пряжеве, близ г. Житомира. Она явилась в конце XVII или начале XVIII в. Богоматерь на этой св. иконе изображена сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукой, простертою к правому плечу Богоматери, в правой длани Которой покоится Его левая длань. Ежегодно с июля по август эта св. икона пребывает в Житомирском соборе, куда переносится с торжественным крестным ходом. Вторично ей празднуется в 10-ю пятницу после Пасхи. 245 Псково-Покровская св. икона находится в Покровской церкви г. Пскова. В 1581 г., 26 авг., польский король Стефан Баторий осадил г. Псков, и его войска, во время приступа, 7 сент., сделали пролом в городской стене, взяли две башни и готовы были вторгнуться в самый город. Но незадолго перед этим одному благочестивому старцу Дорофею, занимавшемуся в Пскове кузнечным ремеслом, было видение Богоматери со свв. угодниками, удостоверяющее в Ее чудесной помощи защитникам города. Рассказ об этом дивном видении старца Дорофея и прибытие к пролому духовенства с мощами св. Всеволода – Гавриила и чудотворными иконами Печерскими (см. 1523 стр.) воодушевили защитников Церкви и отечества, и они с воплями: „не предадим Богоматери и св. Всеволода“, храбро устремились вперед и отбросили войска Батория. В память этого события в Покровской церкви на проломе была написана икона Богоматери с препп. Антонием и Корнилием, с равноап. св. кн. Владимиром, благоверными псковским и князьями св. Гавриилом и Тимофеем и св. Николаем, юродивым Псковским. Св. икона скоро стала известна под именем Псково-Покровской, или «Явление Богоматери старцу Дорофею», и прославилась многими чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

—244— гласен Постановленное в статье XXI утверждается. Прочее к исполнению“. 2 сентября Присутствовали, под председательством ректора академии архимандрита Лаврентия, члены совета академии, кроме профессоров В. Ключевского , А. Смирнова , В. Соколова , И. Корсунского и А. Шостьина . В собрании сём преподаватель Харьковской духовной семинарии, кандидат богословия, Николай Страхов защищал представленную им на степень магистра богословия диссертацию под заглавием: „Христианское учение о браке и противники этого учения“, Харьков, 1895 г. Официальными оппонентами были: исправляющий должность ординарного профессора по кафедре истории философии Пётр Казанский и экстраординарный профессор по кафедре гомилетики и истории проповедничества Василий Кипарисов. По окончании диспута, ректор академии архимандрит Лаврентий, собрав голоса, объявил, что совет академии признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительной. Справк а: 1) По § 136 устава духовных академий кандидаты удостаиваются степени магистра не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительном защищении его в присутствии совета и приглашённых советом посторонних лиц (коллоквиуме). 2) По § 81 лит. в п. 6 того же устава удостоение степени магистра богословия значится между делами совета академии, представляемыми через Епархиального Преосвященного на утверждение Святейшего Синода. 3) Определением Святейшего Синода, изложенным в указе от 27 сентября 1893 года, за 4404, ходатайство совета Московской духовной академии об удостоении преподавателя Харьковской духовной семинарии Николая Страхова степени магистра богословия за представленное им в 1893 году сочинение под заглавием: „Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения“, отклонено вследствие недостатков, найденных в сём сочинении и указанных в отзыве покойного Преосвященного Гермогена, бывшего Епископа Псков- —245— ского. 4) Ныне представленное И. Страховым на соискание степени магистра богословия и удовлетворительно защищённое им сочинение: „Христианское учение о браке и противники этого учения“ представляет собой второе издание его прежнего сочинения о браке, но в совершенно исправленном и переработанном, согласно указаниям, изложенным в вышеупомянутом указе Святейшего Синода и отзывах рецензентов, – виде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

400. Приходский священник. Русский язык=Приходский священник. Русский язык в православном богослужении//ПСв. 1911. 28–29. С. 2–4. 401. Пр-й С-н (1906)=Пр-й С-н [Соковнин И., прот.?] Оживление прихода. И. Богослужение и учительство//ЦГ. 1906. 13–14. С. 397–402. 402. Пр-й С-н (1910)=Пр-й С-н [Соковнин И., прот.?] Еще о языке церковнославянском как языке православного богослужения//Самарские ЕВ. 1910. 14. С. 924–927. 403. Протокол Калужского съезда=Протокол Калужского Епархиального съезда, состоявшегося 17 мая 1917 года//КЦОВ. 1917. 24–25. С. 18–20. 404. Протоколы Кишиневского съезда=Протоколы Общеепархиального съезда духовенства Кишиневской епархии (...) по делам внутренней миссии (...) 10–11 марта 1916 года в г. Кишиневе. Кишинев, 1916 (прил. к Кишиневским ЕВ. 1916. 20–21). 405. Протоколы Херсонского миссионерского съезда= Кальнев М. [А.] Протоколы Съезда миссионеров Херсонской епархии, состоявшегося в г. Одессе 27–29 сентября 1916 года//МС. 1917. 1–2. С. 76–85. 406. Протопопов=Протопопов И., свящ. Два-три слова о реформе православного богослужения//ДЧ. 1906. Ч. II. С. 466–469. 407. Псков 1905=Журналы съезда оо. депутатов Псковской епархии от 15–21 декабря 1905 года//Псковские ЕВ. 1906. 4. С. 43–56. 408. Пятидесятилетие=Пятидесятилетие Высочайше утвержденной Комиссии по разбору и описанию Архива Святейшего Синода. 1865–1915. Историческая записка. Пг., 1915. 409. Ракитский – Ракитский М.[С], свящ. Поочередное служение в русских православных церквах на славянском и русском языках//Полоцкие ЕВ. 1907. 10. С. 389–390; перепечатка: ЦВк. 1907. 25. С. 816. 410. Распоряжения Серафима=Распоряжения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Серафима, епископа Орловского и Севского, от 29 октября 1907 г. за 5590.//Орловские ЕВ. 1907. 45. Отд. офиц. С. 575–588; частичная перепечатка: По епархиям//Костромские ЕВ. 1907. 24. С. 802. 411. Ревнитель=Еще по вопросу об упорядочении православного богослужения в Русской Церкви (Из письма ревнителя благочестия, см. 8)//АПВ. 1906. 12. С. 244–245.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

50 Акт. Арх. Э. Т. 1. Грам. Епис. Ростов. 54. 71. 85. 125. 128. 293. 234. м. Геронтия 105. Макария 199. 197; другие 177. 296. 248. 142. 150. 170. 198. 199. 203. Волог. Еп. Алексия (Доп. к Ист. Акт. 1. 220.). Притом священники монастырских сёл принимали участие в сельском управлении (Акт. Эксп. 1, 284. 304. сл. 4. 67. 112.) и след., брали часть судебной пошлины. 51 М. Фотий в завещании: «Как есми пришел на Москву... не обретох в дому церковном ничтоже.... Ведаете, что как по грехом от пожаров грамоты вси церковнии погореша, ино также чтобы церковная на веки не приобижено было ничто же... и дом церковный и села нашел есми пусти...» Соф. Вр. 2, 9. 10. Для примера см. жалованную грамоту м. Ионе по его жалобе. Акт. Эксп. 1. 50. По тому же предмету писано довольно увещательных грамот: одно из лучших посланий по сему предмету – послание м. Филиппа I в Новгород. Ист. Акт. 1. 82. Чит. послания Иосифа Вол. к челядину, к Борису Васильевичу и к в. князю. К первому (Волок. ркп. 22): «Кн. Александр Феодор. Ярославский, егда хотяше приити в свой монастырь на Каменное, повелеваше псы в монастырь приводити, такоже и в трапезу, и егда сам ядяше, тогда и псы повелеваше кормити тою же пищею, юже сам ядяше» и пр. Посл. к в. князю изд. в 14. Т. Древ. Вивлиофики. 52 У Востокова Опис. Муз. 243. 244. (сл. Псков. Лет. 115). В Волокол. уставе игум. Евфимия записано: а) под 30 сент. богатое подаяние Малюты Григория Лукияновича Скуратова б) под 15 окт. его же по иноке Леониде, Скурате Бельском, отце Малюты; здесь же сказано, что оба они погребены здесь в Волок. мон. в) под 25 мая дача государева 100 р. «по Григории Малюте». (Волок. ркп. 193.). 54 Новгор. 2 лет. под 1478 г. «прииде Владыка Феофил к вел. князю с челобитием половиною волостей владычних, да монастырских 6 монастырей: половина Юрьева монастыря, у Аркажескаго, у Благовещенскаго, у Онтонова, у Никольскаго в Перевском концы, у Михайловскаго на Сковородни; а иные Государь монастыри пожаловал, земли у них не взял; они де убоги, земли у них мало». Впрочем, у архиепископа тогда взято только 10 волостей, прочее возвращено, стр. 143. Подробнее под тем же годом Соф. Вр. 2, 193. 194. Здесь сказано, что Иоанн сам потребовал у Новгорода половину всех имуществ. Псков. Лет. под 1499 г. «Генваря поимал князь Вел. в Новгороде вотчины церковные и раздал детем боярским в поместье, монастырские и церковные по благословению Симона митрополита» стр. 171.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Большую часть 1660 г. М. также провел в Москве: 5 и 12 февр. он присутствовал на государевых столах по случаю рождения царевны Марии и именин царевича Алексея. С 16 февр. по 14 авг. М. участвовал в соборе по делу об оставлении Патриаршего престола Никоном. По указанию Собора М. вместе с архиепископами Маркеллом Вологодским и Иларионом Рязанским, архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря Павлом и игум. Александрова мон-ря Симоном готовил выписку из правил св. апостолов и св. отцов с целью рассудить «об отшествии бывшего патриарха Никона» ( Макарий. С. 178). Одновременно в марте-авг. 1660 г. проходили соборные заседания по делу Суздальского архиеп. Стефана . На приговоре Собора от 23 марта 1660 г. стоит подпись М. (ГИМ. Син. грам. 1082 [Приговор Собора о посылке архиеп. Стефана в мон-рь в связи с докладом П. М. Салтыкова. 1660, 23 марта]). В 1664 г. М. удалился на покой в Гремячский мон-рь в Пскове (см. псковский во имя святых бессребреников Космы и Дамиана мужской монастырь ), где принял схиму под именем Михаил. Был погребен в притворе монастырской ц. во имя святых Космы и Дамиана. Арх.: РГАДА. Ф. 141. Приказные дела старых лет. Оп. 2. Д. 24. 9-27 марта 1650 г. Сыскное дело о бывшем бунте в Пскове. Ист.:ААЭ. Т. 4. С. 75, 165; Дворцовые разряды: Доп. к т. 3. СПб., 1854. Стб. 213, 214, 241; Записная книга Московского стола 1662-1663 гг.//РИБ. Т. 10. С. 498;Список с настольной грамоты патр. Московскому Никону//ХЧ. 1882. Ч. 2. С. 318-320; Снетогорский мон-рь: Библиогр. и мат-лы/Сост.: И. Ф. Токмаков. Псков, 1887. С. 41-45; Дело о патр. Никоне: Изд. Археогр. комис. по док-там Моск. Синод. (бывш. Патриаршей) б-ки. СПб., 1897. 27. С. 109-111; Якубов К. И. Россия и Швеция в 1-й пол. XVII в.: Сб. мат-лов. М., 1897. С. 304-305, 309-310, 312, 316, 342, 343, 344, 347, 348, 365, 387 и др.; ПсковЛет. Вып. 2. С. 286; Тихомиров М. Н. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969. С. 244, 248, 272-274 14. Грамота патр. Иосифа архиеп. Псковскому и Изборскому М. о посылке в Псков еп. Рафаила и выборных, 26 июля 1650 г.], 281, 290, 292, 299, 301, 304, 306.

http://pravenc.ru/text/2561368.html

1803 П. собр. р. лет. 1. 150, 165, 195; 2. 111–112 (228). О Владимирской иконе Богоматери летопись замечает, что Боголюбский «вкова в ню боле тридесять гривен золота, кроме серебра, и каменья драгаго, и женчюга» (1. 148; 2. 78 (228)). 1804 Митрополит Евген. Истор. княжества Псков. Ч. 4. 17. Киев, 1831 (111). В торопецком соборе сохранился письменный акт о перенесении этой иконы из Полоцка в Торопец (Историч. свед. о жизн. преподоб. Евфросинии, княжны полоцкой. С. 10–12. СПб., 1841 (140)). 1806 На иконе есть несколько славянских надписей. Одна из них на краю нижнего поля говорит, что эта икона находилась в 1164 г. при войске Андрея Боголюбского в сражении против болгар и что князь «с воинством его видеша от сего образа лучи огненны и весь полк покры». 1807 П. собр. р. лет. 3. 15, 215; 4. 12 (228). Подробнее – 5. 9–10 (228). Отдельная повесть об этом событии встречается в рукописях XV и XVI вв. (Первая рукоп. Новг. Соф. библ. в 4-ку. 8. Л. 1–5; сборн. моей библ. 2. Л. 315 об. (35); 14. Л. 109 и 161 об. (32); 51. Л. 57 (29)) и в печати – Временник Моск. ист. общ. (Кн. 16. Отд. 3. С. 26–28 ). Лучшая редакция этой повести напечатана в П. собр. р. лет. 5. 9–10 (228). 1808 П. собр. р. лет. 1.174 (228); Никон, лет. 2. 313 (241); Степ. кн. 1. 290 (156); Снегир. о соборе Успенск. в Памятн. москов. древ. С. 12 (264). 1809 Сказание о перенесении этой иконы помещено в Русск. временнике. Москва, 1790. С. 77 (244). Другая редакция сказания недавно напечатана во Временнике Москов. ист. общ. Кн. 15. Отд. 3. С. 11–21 (233). Встречается то же сказание и в рукописях (сборн. моей библ. 14. Л. 151 (32)). 1811 Описание и изображение этого креста см. в История, изв. о жизни преп. Евфросинии, кн. полоцкой. С. 22–28 (140). Достойно замечания, что крест сделан, кажется, русским художником, который в надписи сам назвал себя Лазарем Богшею, так как фамилия Богши доселе существует в Слуцком уезде Минской губерн. (Кеппен. Список русск. памяти. С. 41. М., 1822 (150)). 1813 На кресте надпись: «Господи, помози рабу своему Антону, архиеп. Новго-родьскуму, давшюму крьст святой Софии». Снимок с этого креста помещен в Древн. Росс. государ. Отд. 1. 25 (109).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

194 Описание лавры 109. ч. минея 10 мая. Вероятно 10 мая, когда лавра празднует день памяти св. Симона, был днем перенесения мощей его в Киев. По ркп. святцам св. Симон показан и между почивающими в к. пещере и между святыми г. Владимира. 196 Собр. л. 2, 201–202. Никон. л. 3, 43. 49. Поздняя повесть о св. Довмонте (нап. Толстым, – святыни Пскова. М. 1861 г.) называет Довмонта младшим братом Войшелга. Современная волын. летопись и польские летописи называют Довмонта сыном князя Гуде. В той повести много и других ошибок, напр. о путешествии Войшелга на Синай. 201 Договор Герденя с гермейстером дек. 22 1264 г. в грамот. о сношении России с Ригою, 2. Спб. 1857 г. 205 Собр. л. 4. 40. 5. 193. Никон. л. 3. 46. Поздняя повесть о Довмонте смешивает этот поход с первым. 206 Собр. л. 1, 59–60. 4, 182. 193. 194. Никон. л. 3, 47–48. Арнот Liefland chronik. Степ. кн. 1, 337–388. 207 Собр. л. 1. 61. 4, 42. 182. 5, 195. Никон. л. 3, 48–49. 55–56 Hiarn lifland chronik s. 134. Arndt lifland. chronik. 215 Слава Богоматери ч. 3. отд. 1. стр. 74–75. Служба мирожской иконе напеч. в сентябрьской минее, М. 1666 г. 216 Служба кн. Тимофею на 20 мая – у Толстого 2, 279. О прочем у Князева в опис. псков. соб. М. 1858 г. стр. 20. 25 52. 75. 31. Летоп. «даша меч в руце его (нового князя) князя Даманта». Собр. л. 8. 148. 217 Тождество кн. Константина-Ярослава доказано в ист. рус. ц. 1, 35. 36. По летописи (собр. л. 8:244) первый князь Мурома – Ярослав, сын черниг. князя Святослава. По житию, первый кн. Мурома – Константин, внук великого Ярослава. Константин – имя крещения, Ярослав – имя мирское. Повесть о св. кн. Константине нап. в памят. старин. литер. Кушелева 1, 229–239, но по рецензии поздней, где иное сокращено, а другое дополнено. Житие написано при ц. Иоанне не совсем искусною рукою, но по преданию, твердо сохранявшемуся в Муроме. 218 Сыновья Святослава изображены на картине Святославова изборника. Последний Ярослав еще отрок, с лицом круглым, как и отец; Святослав и Роман с усами, но без бороды. На Святославе сверх кафтана; видного и на всех сыновьях, – княжеский корзн – мантия с опушкою и подбоем, застегнутая на правом плече, так что правая рука остается свободною. Древн. Росс. гл. 4, 7–10. На другой картине изборника святые – с четвероконечными крестами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Все три грамоты напеч. в Акт. Запад. России. 23, 24, 25 Послан. Фотия — в Акт. истор. 1. 19 Послание в Киев сокращенно помещено в П. собр. р. лет. 4. 116 и в Ник. лет. 5. 65 А послание в Псков — в Акт. истор. 1. 40 См. Опис. славянск. рукоп. Москов. Синод. библ. Отд. 2. ч. 3. С. 139–140, 741 254], и нашей «Истор.». Т. 5. Прил. 10 П. собр. р. лет. 4. 115; 5. 260; 8. 89 Ник. лет. 5. 70 О пребывании литовских и греческих послов на Констанском Соборе говорит современник Рейхенталь в своей Истории этого Собора (Wessenberg. Die grossen Kirchen-versammlungen des 15 und 16 Jahrhunderts. 2 Band. S. 255 Об отзыве литовских послов свидетельствует другой современник — Линденблатт, которого летопись еще не издана (Опис. Киево-Соф. собора. С. 104 О возвращении и смерти Григория — П. собр. р. лет. 3. 109; 4. 119; 8. 90 Ник. лет. 5. 71, 73 Летописец молдавский приводится в сочинении Палаузова: Румынские господарства. С. 67, 69, СПб., 1859 На содействие князей и бояр намекает сам Фотий в своем духовном завещании (П. собр. р. лет. 6. 146 А как православные смотрели на Свидригайла, пишет Длугош в своей истории (lib. XI. 396, 558 Danilow. Latop. Litw. i kron. Rus. 244–245 (Летоп. в. князей литовск. С. 56 в Записк. II Отд. Акад. наук. Т. 1 П. собр. р. лет. 8. 91, 95 Ник. лет. 5. 80, 96, 97 Послание Фотия — в Дополн. кн. Акт. истор. 183 П. собр. р. лет. 3. 111; 8. 95 Завещание Фотия — в П. собр. р. лет. 6. 144 Ник. лет. 5. 100 Собр. госуд. грам. и догов. 2. 17 Так называет себя сам Иона в грамоте в Печерский нижегородский монастырь от 11 марта 1433 г., писанной в Москве. Акт. истор. 1. 37 Летоп. в. князей Литовск. 56 (в Записк. II Отд. Ак. наук. 1 П. собр. р. лет. 3. 111, 238; 4. 206, 208; 5. 27, 28 Митрополитом на Русскую землю назван Герасим в псковских летописях (П. собр. р. лет. 4. 208; 5. 27 Киевским — в одной современной ему рукописи, писанной в 1434 г. (Опис. рукоп. Толстова. 1. 178, ст. 99 297]); Киевским и всея России назван в житии рукоположенного им Евфимия, архиепископа Новгородского, которое писано при преемнике Евфимия Ионе, следовательно, почти современником (сборн. моей библ. 8. Л. 190 об. ). Митрополитом Московским и всея России называется в третьей Новгородской летописи (3. 238

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010