Закрыть itemscope itemtype="" > «Во время войны я преподавал пионерам Закон Божий» Последний участник «Псковской Миссии» 26.12.2021 590 Время на чтение 7 минут   Ростислав Полчанинов – уникальный человек. В свои почти 103 года он старается как можно чаще ходить на службы в Свято-Серафимовский храм близ Нью-Йорка, пишет статьи и книги, делится воспоминаниями о своей богатейшей на события жизни. Одним из важнейших эпизодов в его личной истории стало участие в известной Псковской православной миссии, которая была организована Митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Вознесенским) и действовала с 1941 по 1944 годы в оккупированных фашистами частях Ленинг радской, Псковской и Новгородской епархий Русской Православной Церкви. В ее задачи входило возрождение духовной жизни на этих территориях. В нынешнем году исполнилось 80 лет с момента основания этой миссии. В Интернете гуляет информация о том, что последним из оставшихся в живых ее участников был протоиерей Георгий Тайлов, скончавшийся в 2014-м году. Это ошибка: последним является Полчанинов, который поделился своими воспоминаниями с корреспондентом портала  Православие.Ру . «Во время войны я был миссионером и преподавал пионерам Закон Божий. Представляете, как это было, какие у нас с ними были разговоры? Очень интересные разговоры были», – вспоминает Ростислав Владимирович. Ростислав Владимирович Полчанинов Источник: Православие.ру Мне предложили преподавать Закон Божий В Пскове был приход Святого великомученика Димитрия Солунского, который возглавлял протоиерей Георгий Бенигсен. У него там находился и детский приют, и школа, и многое другое. В какой-то момент он попросил Митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), который организовал и возглавлял Псковскую духовную миссию, чтобы к нему направили преподавателя Закона Божия. Владыка, в свою очередь, обратился с этим в Народно-Трудовой Союз (НТС). В то время я находился в Варшаве, где проводил летний лагерь для русских детей, а после этого оказался вроде как без работы. Тут мне и поступило предложение поехать в Псков преподавать Закон Божий. Я немедленно согласился, после чего меня направили в Ригу, где тогда находился владыка Сергий.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/26/vo_vre...

  разделы   рассылка  распечатать Владимир Хотиненко " Фильм " Поп " укрепил меня в православной вере " Беседа с кинорежиссером Владимиром Хотиненко Источник:  Православие.ру – Владимир Иванович, как случилось, что вы обратили внимание на роман " Поп " Александра Сегеня? – Это было достаточно давно. Я совершенно случайно, хотя случайностей не бывает (тот, кто верит в случай, как правило, не верит в Бога), встретился с М. Швыдким, бывшим в ту пору министром культуры. Он сказал, что у него есть тема, которая может меня заинтересовать. И в двух словах рассказал мне историю Псковской миссии, о которой я не слышал ни-че-го. При этом он упомянул, что в этой миссии работал отец патриарха Алексия II. Меня эта история очень сильно " зацепила " . Во-первых, потому что это совершенно неизвестная большинству страница Великой Отечественной войны. Драма невероятная. Тема тоже невероятно сложная, потому что это история священников, которые на оккупированной территории Псковской области организовали миссию – ее главой был владыка Сергий (Воскресенский) – и стали исполнять свой священнический и человеческий долг, что (и это совершенно естественно) вызывало, как минимум, двойственную реакцию. Ведь для кого-то они стали предателями... Ведь немцы поначалу помогали открывать церкви, восстанавливать их из клубов и складов. Кстати, это происходило не только в Пскове, а во многих других местах тоже. Я, когда занялся изучением этого материала, узнал много интересного: бывало, люди сами отыскивали какого-нибудь старого батюшку, который уже давно был на покое, приводили его в восстанавливаемый храм, и церковь оживала. Ведь у этих людей на оккупированной территории, которые оказались фактически брошенными – а их было, по разным данным, от 50 до 70 миллионов человек, единственная опора, которая могла их поддержать, была в Боге и Церкви, где они могли быть рядом, вместе помолиться и укрепиться в окружавшем их неведении, в ожидании лучшего... Это нам сейчас легко рассуждать, а какого было им, когда они видели толпы пленных, бегущую армию? Это совсем другое ощущение! А, может, они думали: мало ли, вдруг это снова 300 лет

http://religare.ru/2_74870.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Патриарх сказал, что мы ничего не исказили» 30.03.2010 446 Время на чтение 5 минут Громкая премьера на Пасху: в широкий прокат выходит новый фильм Владимира Хотиненко " Поп " . " Огонек " поговорил с режиссером накануне премьеры. — Премьера вашего фильма состоится в храме Христа Спасителя. Не слишком ли претенциозно? — Это выбор прокатчиков — Первого канала и компании " 20th Century Fox " . Ну а им интересно, чтобы все прошло необычно, и я их понимаю. Только надо быть точным: что касается самого храма, то он не приспособлен для кинопоказа в принципе, речь идет не о культовом объекте, а о помещении зала церковных соборов. Насколько я знаю, его специально оборудуют для этого показа необходимой аппаратурой. — Что за история лежит в основе фильма? — Работа Псковской миссии во время Великой Отечественной войны. Эту миссию православные священники создали на оккупированной территории: проводили службы, помогали прихожанам и что особенно важно — нашим военнопленным. Поначалу немцев это вполне устраивало. Они благосклонно относились, кстати, не только к церкви, даже открывали школы. Но когда время быстрых побед прошло и ситуация на фронте осложнилась, немцы стали требовать от церкви действенного сотрудничества, например молебнов во славу немецкой армии. И тут начались проблемы, потому что кто-то из священников соглашался, а кто-то отказывался. Когда же пришла наша армия, тех церковнослужителей, кого не арестовали немцы, отправили в лагеря уже свои. Материалов по истории Псковской миссии сегодня довольно много, понятно, что нам пришлось выбирать, что включить в картину. Так, в фильм вошла история главы миссии Сергия Воскресенского, который уговорил немцев выпустить детей из концлагеря Саласпилс и раздать их семьям священников и прихожан. Так дети спаслись. Нам хотелось показать трагедию этих людей — священнослужителей, которым нужно было выполнять свой долг, зная, что их сочтут предателями. — Я слышал, благословение на создание фильма вы получили еще от Алексия II?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Фильм «Поп» укрепил меня в православной вере» Беседа с кинорежиссером Владимиром Хотиненко 19.04.2010 447 Время на чтение 16 минут – Владимир Иванович, как случилось, что вы обратили внимание на роман «Поп» Александра Сегеня? – Это было достаточно давно. Я совершенно случайно, хотя случайностей не бывает (тот, кто верит в случай, как правило, не верит в Бога), встретился с М. Швыдким, бывшим в ту пору министром культуры. Он сказал, что у него есть тема, которая может меня заинтересовать. И в двух словах рассказал мне историю Псковской миссии , о которой я не слышал ни-че-го. При этом он упомянул, что в этой миссии работал отец патриарха Алексия II. Меня эта история очень сильно «зацепила». Во-первых, потому что это совершенно неизвестная большинству страница Великой Отечественной войны. Драма невероятная. Тема тоже невероятно сложная, потому что это история священников, которые на оккупированной территории Псковской области организовали миссию – ее главой был владыка Сергий (Воскресенский) – и стали исполнять свой священнический и человеческий долг, что (и это совершенно естественно) вызывало, как минимум, двойственную реакцию. Ведь для кого-то они стали предателями… Ведь немцы поначалу помогали открывать церкви, восстанавливать их из клубов и складов. Кстати, это происходило не только в Пскове, а во многих других местах тоже. Я, когда занялся изучением этого материала, узнал много интересного: бывало, люди сами отыскивали какого-нибудь старого батюшку, который уже давно был на покое, приводили его в восстанавливаемый храм, и церковь оживала. Ведь у этих людей на оккупированной территории, которые оказались фактически брошенными – а их было, по разным данным, от 50 до 70 миллионов человек, единственная опора, которая могла их поддержать, была в Боге и Церкви, где они могли быть рядом, вместе помолиться и укрепиться в окружавшем их неведении, в ожидании лучшего… Это нам сейчас легко рассуждать, а какого было им, когда они видели толпы пленных, бегущую армию? Это совсем другое ощущение! А, может, они думали: мало ли, вдруг это снова 300 лет «монголо-татарского ига»? Бог его знает!..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Константин Обозный Скачать epub pdf Миссионерский аспект деятельности Христианская Церковь рождалась, росла и живет через свидетельство о Христе, или миссию. Проблема христианской миссии особенно остро встает сегодня, когда Русская православная церковь наконец получила возможность открытой широкой проповеди и глубокого научения в вере жаждущих Слова. Важность миссионерского служения в церкви не ставится под сомненье, однако не всегда хватает опыта этого служения в современных условиях. Нередко встает вопрос: каким же образом должна проводиться духовно-просветительская работа? Поэтому тема Псковской миссии актуальна сегодня не только как материал по истории РПЦ XX века, как утверждение общецерковной молитвенной памяти о мучениках и исповедниках веры, но и как весьма ценный опыт миссионерской и катехизационной деятельности. Образование Миссии. Ее структура Быть может, я рискую оказаться необъективным, утверждая, что совсем не случайно Православная миссия в тяжелые годы оккупации возникла именно здесь – на Северо-Западе России, с центром во Пскове. С одной стороны, этот факт объясняется длительным периодом оккупации этого региона немецкими войсками – три года. Это тяжелейшее испытание для жителей псковской земли обернулось некоторой гарантией (хотя и довольно зыбкой) существования Миссии. Ведь именно «под эгидой оккупационных властей...» она и была организована 1 . Кроме того, хорошо известно, что с 1928 г. в Латвии активно действует филиал РСХД (с центром в Париже), который именовался «Русское православное студенческое единение» 2 (РПСЕ). Среди тех, кто поддерживал этот христианский союз, были священники-миссионеры, некоторые из которых первыми прибыли в Псков из Латвии и приняли на свои плечи нелегкую задачу – основание «Православной миссии в освобожденных областях России». С другой же стороны, псковская земля из глубины веков была своеобразным форпостом православия, где особенно актуальным во все времена было именно миссионерское служение. Блгв. княгиня Ольга, являясь по сути первым просветителем Руси, приняв крещение в Константинополе, возвращается на Родину с проповедью веры Христовой. Это один из первых примеров христианской миссии в истории России, в том чис ле и на древней псковской земле. Дело в том, что кн. Ольга происходила родом из села Выбуты, что лежит близ Пскова. По свидетельству историков, там великая княгиня научала «сродных людей» познанию Бога 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22/03/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ КРИШНАИТ СОВЕРШИЛ РИТУАЛЬНОЕ УБИЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА 21 марта в 3 часа ночи на пороге церкви был зверски убит настоятель Свято-Троицкого храма города Тура Красноярской области иеромонах Григорий (Яковлев). Пятидесятилетнего священника принес в жертву своему богу кришнаит по имени Кришниц Роман Харевич. подробнее... СИТУАЦИЯ В КОСОВО ОБСУЖДАЕТСЯ НА ПЕРЕГОВОРАХ МИНИСТРОВ РОССИИ И ГРЕЦИИ В МОСКВЕ Министр иностранных дел Греции прибыл в российскую столицу в воскресенье. Практически сразу после прилета он посетил греческое посольство, где прошла его неформальная встреча с Игорем Ивановым. В ней также принимал участие и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Оба политика, а также Предстоятель встретились в посольстве по случаю празднования Дня Торжества Православия. подробнее... МИНИСТР ГРЕЦИИ СЧИТАЕТ ПРАВОСЛАВИЕ УКРЕПЛЯЮЩЕЙ СИЛОЙ О необходимости единства православных Церквей и народов России и Греции говорилось на встрече в греческом посольстве в Москве Патриарха Московского и всея Руси Алексия с представителями дипкорпуса и российской общественности. Поводом для нее стал общий для всего православного мира праздник Торжества Православия. подробнее... КРЕСТНЫЙ ХОД, СОБРАВШИЙ БОЛЕЕ ТРЕХ ТЫСЯЧ УЧАСТНИКОВ, ПРОШЕЛ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ Он проводился в честь праздника " Державной " иконы Божией Матери, явленной 83 года назад в день вынужденного отречения императора Николая II от престола, и по сути был посвящен прославлению Царской Семьи. Ожидается, что канонизация состоится на Архиерейском соборе, который будет созван в августе. подробнее... СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ПРИНЯЛ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Рушайло высоко оценил миротворческую миссию Русской Православной Церкви на Северном Кавказе и позицию Московского патриархата в сохранении единства и стабильности в России. подробнее... ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ И ВЛАДИМИР ПУТИН СХОДНО ОЦЕНИВАЮТ " ЧЕЧЕНСКУЮ ПРОБЛЕМУ " " Россия вынуждена вести боевые операции в Чечне, иначе в нашем доме не будет мира и спокойствия и терроризм распространится по всей стране " . Такое мнение было высказано сегодня во время беседы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и и.о. президента РФ Владимира Путина. Эта беседа состоялась после панихиды, которую совершил Предстоятель церкви по погибшим в Чечне псковским воинам-десантникам.

http://pravoslavie.ru/news/index13.htm

Иринарх, архиепископ Рязанский и Зарайский (Попов Иаков Дмитриевич) Родился около 1790 года в селе Долгом Курского уезда в семье священника. С 1804 года обучался в Курской духовной семинарии. В 1814 году поступил в Петербургскую духовную академию. 18 июля 1817 года окончил курс Петербургской духовной академии со степенью кандидата. 1 августа того же года пострижен в монашество; 6 августа рукоположен во иеродиакона, а 8 августа – во иеромонаха. 24 июля 1818 года назначен инспектором Орловской духовной семинарии; 16 сентября утвержден в степени магистра. 18 июня 1819 года послан в Милан священником к домовой церкви маркизы Терцы, урожденной княгине Голицыной. В августе 1824 года перемещен в императорскую Российскую миссию во Флоренции. В 1827 году переведен в Рим. В феврале 1831 года назначен архимандритом Ярославского Толгского монастыря. В январе 1833 года послан с миссией в Грецию. В 1835 году возвратился в Россию. Награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. 3 мая 1836 года хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. С 15 сентября 1836 года – первый Рижский епископ, викарий Псковской епархии. 7 октября 1841 года уволен по жалобе на него рижских помещиков. В том же году 28 октября назначен епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии. 12 января 1842 года назначен епископом Вологодским и Устюжским. С 12 ноября 1844 года – епископ Кишиневский и Хотинский, вице-президент Тюремного комитета. 14 апреля 1845 года возведен в сан архиепископа. 17 марта 1858 года перемещен на кафедру Подольскую и Брацлавскую. 20 декабря 1863 года переведен в Рязань. 29 августа 1867 года уволен на покой по болезни в Рязанский Спасский монастырь. В 1868 году переведен в Рязанский Троицкий монастырь. Скончался 25 сентября 1877 года. Погребен в Рязанском Троицком монастыре. Преосвященный Иринарх по своему образованию и по своим выдающимся нравственным качествам был замечательным человеком своего времени. Он был отличным богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В своей зоне управления германская военная администрация, стремясь не провоцировать роста движения сопротивления, как правило, проводила наиболее мягкий вариант нацистской религиозной политики. Не случайно единственная разрешенная на оккупированной территории СССР Духовная Миссия Русской Церкви – Псковская существовала в тыловой области группы армий «Север». 18 августа 1941 г. первая группа из 14 миссионеров прибыла из Латвии в Псков, где было создано управление Миссией, формальное руководство которой принадлежало экзарху Прибалтики митр. Сергию. Бывшая в ведении Миссии территория включала в себя часть Ленинградской, Калининской, Новгородской и Псковскую область с населением около 2 млн. человек. Начальником управления с ноября 1941 г. являлся заслуженный протопресвитер Кирилл Зайц. За короткий срок число действующих церквей в оккупированных районах Северо-Запада России достигло как минимум 409, увеличившись по сравнению с довоенным временем в 15 раз 201 . Во вновь открытых храмах начали звонить в колокола, устраивать крестные ходы, возобновилось религиозное обучение детей и т. д. Действия значительной части священнослужителей Миссии находились под контролем партизан, а некоторые священники, как видно из публикуемой справки о Ф. Пузамове, и сами непосредственно участвовали в партизанском движении. Формально возглавлявший Миссию митр, Сергий, находясь в юрисдикции Московской Патриархии, резко негативно относился к РПЦЗ. 16 мая 1943 г. в Псков приехал представлявший последнюю архимандрит Гермоген, который в тот момент являлся руководителем военного духовенства в частях генерала Власова (будущей Русской освободительной армии – РОА). Используя этот факт, митр, Сергий в своем публикуемом меморандуме развил идею создать в рамках Московского Патриархата центральное церковное ведомство для оккупированных территорий СССР. Но предложение экзарха, конечно, не было принято германским руководством. В ходе полной принудительной эвакуации Пскова и прилегающих районов 21 февраля 1944 г. Православная Миссия в составе 69 священнослужителей прибыла на территорию Латвии и прекратила свое существование. Однако большинство священников северо-западных областей все же остались на своих местах и продолжали служить после прихода советских войск 202 . Из «Сообщения с занятых восточных территорий 28» штабного управления шефа полиции безопасности и СД

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Патриарх Кирилл поделился своими впечатлениями от просмотра фильма «Поп», посвященного истории Псковской духовной миссии Код плеера Livejournal Liveinternet 5 ноября 2009 г. 23:20 5 ноября в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлова и мэра Москвы Ю.М. Лужкова состоялось 21-е совместное заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию «Православной энциклопедии» . В ходе заседания Святейший Патриарх Кирилл  поделился своими впечатлениями от просмотра фильма «Поп» — первого полнометражного художественного фильма, созданного кинотелекомпанией «Православная энциклопедия»: В 2009 году был реализован первый опыт коллектива кинокомпании «Православная энциклопедия» в области кино — речь идет о фильме «Поп». Два дня тому назад я имел возможность посмотреть этот фильм, поговорить с актером, который исполнял главную роль — Сергеем Васильевичем Маковецким. Должен вам сказать, что фильм произвел на меня очень положительное впечатление. Конечно, сам жанр кино предполагает определенный гротеск. Кино не является целиком реалистическим отражением жизни. Нужно быть очень зорким духовно человеком, чтобы различать знаки времени, которые нам являет жизнь. А в кино эти знаки времени представлены гротескно. Поэтому всегда существует, как говорят инженеры, «степень допуска» между реальностью и тем, как эта реальность представлена в кино. Все это, конечно, присутствует и в картине «Поп». Но, может быть, именно это выпуклое представление проблематики и способно помочь современному человеку глубже понять, чтó означала пастырская работа Церкви в условиях оккупации. У меня был личный опыт общения с людьми, которые прошли через так называемую Псковскую миссию. Мой научный руководитель в Ленинградской духовной академии протоиерей Ливерий Воронов был человеком очень широких знаний, он был ученым-химиком, но в 1943 году, находясь в оккупации в Пскове, стал священником. И после окончания войны, после освобождения Псковской области он так же, как главный герой этого фильма, не счел необходимым уходить вместе с немцами. В 1946 году, когда открыли Ленинградскую духовную академию, отец Ливерий, молодой священник, решил поступить туда учиться. Он проучился всего лишь несколько дней и прямо в здании академии был арестован, отправлен в здание через реку Монастырку — на другой стороне реки был следственный изолятор — и получил 10 лет. Он просидел ровно 10 лет, от звонка до звонка, и лишь потом вернулся на занятия в академию. Впоследствии он стал профессором, выдающимся богословом, ученым.

http://patriarchia.ru/db/text/930888.htm...

Святейший Патриарх Кирилл поделился своими впечатлениями от просмотра фильма «Поп» Москва, 6 ноября 2009 г. 5 ноября в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлова и мэра Москвы Ю.М. Лужкова состоялось 21-е совместное заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию «Православной энциклопедии», сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . В ходе заседания Святейший Патриарх Кирилл поделился своими впечатлениями от просмотра фильма «Поп» — первого полнометражного художественного фильма, созданного кинотелекомпанией «Православная энциклопедия»: В 2009 году был реализован первый опыт коллектива кинокомпании «Православная энциклопедия» в области кино — речь идет о фильме «Поп». Два дня тому назад я имел возможность посмотреть этот фильм, поговорить с актером, который исполнял главную роль — Сергеем Васильевичем Маковецким. Должен вам сказать, что фильм произвел на меня очень положительное впечатление. Конечно, сам жанр кино предполагает гротеск. Кино не является реалистическим отражением жизни. Нужно быть очень зорким духовно человеком, чтобы различать знаки времени, которые нам являет жизнь. А в кино эти знаки времени представлены гротескно. Поэтому всегда есть, как говорят инженеры, «степень допуска» между реальностью и тем, как эта реальность представлена в кино. Именно это присутствует и в картине «Поп». Но, может быть, это выпуклое представление проблематики и способно помочь современному человеку понять, чтó означала пастырская работа Церкви в условиях оккупации. У меня был личный опыт общения с людьми, которые прошли через так называемую Псковскую миссию. Мой научный руководитель в Ленинградской духовной академии протоиерей Ливерий Воронов был человеком очень широких знаний, он был ученым-химиком, но в 1943 году, находясь в оккупации в Пскове, стал священником. И после окончания войны, после освобождения Псковской области он так же, как главный герой этого фильма, не счел необходимым уходить вместе с немцами. В 1946 году, когда открыли Ленинградскую духовную академию, отец Ливерий, молодой священник, решил поступить туда учиться. Он проучился несколько дней и прямо в здании академии был арестован, отправлен в здание через реку Монастырку — на другой стороне реки был следственный изолятор — и получил 10 лет. Он просидел ровно 10 лет, от звонка до звонка, и лишь потом вернулся на занятия в академию. Впоследствии он стал профессором, выдающимся богословом, ученым.

http://pravoslavie.ru/32586.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010