– Видимо, владыка Гавриил был способным к дипломатии и иностранным языкам, раз митрополит Никодим обратил на него внимание? Инок Георгий (Стеблюченко), студент ЛДА – Да, владыка со школы любил английский язык и историю, поэтому его диссертация была посвящена истории взаимоотношений Англиканской и Русской Церквей. Уже после окончания академии, в 1967-м году, митрополит Никодим рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона и в качестве секретаря направил в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Как говорил сам владыка Гавриил, он получил колоссальный дипломатический и административный опыт на этом ответственном послушании. После возвращения из командировки его рукоположили во пресвитеры и направили в Выборг настоятелем кафедрального собора. Митрополит Никодим периодически вызывал отца Гавриила к себе, посылал в Финляндию на богословские конференции и церковные дипломатические встречи. В одной из таких поездок отец Гавриил познакомился с Псковским митрополитом Иоанном (Разумовым), которому он помог подняться по ступенькам, так как сам владыка Иоанн уже очень плохо ходил. Владыка Гавриил был вообще очень сердечным и внимательным человеком. Когда он пребывал на покое, мы часто ходили гулять, и, если владыка видел, что какой-нибудь старушке нужно помочь, он всегда посылал меня на помощь. Эта вот помощь дала начало доброй их дружбе. Однажды митрополит Иоанн спросил отца Гавриила, не хотел бы он служить у него во Пскове. Священник согласился и попросил митрополита Никодима благословить его на служение в Пскове. Митрополит Никодим ответил положительно, сказав, что, если отцу иеромонаху не понравится на новом месте, он всегда сможет вернуться. В 1973-м году отца Гавриила назначили настоятелем кафедрального Псковского собора. – Таким образом, владыка Гавриил попал на Псковскую землю. – Да, сразу в качестве настоятеля кафедрального собора. Отец Гавриил был очень хозяйственным человеком, и то своё послушание он начал с ремонтных дел, закупил новые облачения и утварь. Также у него было послушание сопровождать высокопоставленных гостей митрополии. По этой причине владыка очень часто посещал Печоры, где вскоре он познакомился со схиигуменом Саввой (Остапенко), к которому он часто ездил на Исповедь. В 1975-м году умер наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов), и решением Священного Синода на это высокое послушание был назначен отец Гавриил. Когда он только-только приступил к делам, буквально сразу же начало приходить огромное количество людей с самыми разнообразными вопросами. Схватившись за голову, он сказал сам себе: «Боже мой, и как же я здесь со всем справлюсь?» Он не думал, что за один день может обрушиться такое количество проблем.

http://pravoslavie.ru/139391.html

В те годы Россия вышла из гонений и обрела свободу. Внутри и вокруг нее началась ожесточенная геополитическая и духовная схватка мировых и закулисных сил. Ситуация по своей исторической значимости напоминала Куликовскую битву. И вот тут на это поле Куликово вышел не политик, не полководец, не муж облеченный в броню, а смиренный инок без меча и щита — митрополит Иоанн, который стал Пересветом нашего времени. Он первый принял удар на себя. Он обладал столь большим духовным авторитетом, что его пример вдохновил многих людей встать из окопов, выйти на поле брани. Его оружием стало слово, его щитом стала вера. Он говорил негромко, но с силой. Его слово сформировало русскую идею нашего времени. Владыка Иоанн наполнил образовавшийся после падения коммунизма идеологический вакуум. Сколько потом ни рассуждали о национальной идее, ничего принципиально нового к словам митрополита прибавить не смогли. Впервые в истории России именно архиерей сформулировал национальную идею России и выступил идеологом государства Российского. Значение митрополита Иоанна в этом смысле можно сравнить с ролью старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, сформулировавшего в послании великому князю Московскому Василию III Ивановичу государствообразующую идею « Москва - Третий Рим». В Российской Империи государственную идеологию формулировали русские мыслители, философы, писатели. В Синодальный период церковная иерархия не претендовала на участие в разработке национальной и государственной идеологии. Только в конце ХХ века архиерей выступил в этой роли. Митрополит Иоанн исполнил миссию гласа вопиющего в пустыне. Он на историческом распутье сформулировал, что такое Россия, какой она должна быть, в чем ее историческое призвание, в чем состоит русская идея. Это стало возможно, потому что все мысли Владыки Иоанна подтверждены его совестью, безупречной нравственностью и чистым сердцем. Идеологию Российского государства сформулировал архиерей с беспрекословным нравственным авторитетом. Поэтому его труды были восприняты обществом и легли на сердце русскому народу, стали знамением нашего времени. Петербургский Владыка стал всероссийским пастырем своего народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/10/pe...

Летопись сообщает, что в 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л. А. Творогов связывал " Послание Есифа к детям " и считал его заказчиком псковского списка " Слова о полку Игореве " , которые были обнаружены в Мирожской обители. В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями. В 1404 году игуменом Мирожского монастыря Карпом на крутом берегу реки Великой была построена церковь во имя святого Архидиакона Стефана. В 1463 и 1471 годах Мирожская обитель служила временной квартирой для московской рати, приходившей на помощь Пскову, а также новгородской в 1474 году. В период Ливонской войны до 1580 года в Пскове велась серьезная оборонительная подготовка к приходу войска Стефана Батория, и в этот период царь Иоанн IV неоднократно посещает Псков. Еще в конце мая 1558 года закончилось сосредоточение в Пскове 40-тысячной русской армии во главе с князем Петром Шуйским, и уже к 1580 году была проведена ревизия всех крепостных стен, их ремонт и укрепление. Военно-политическая обстановка для России в этот период очень непростая. Два фронта военных действий – на западе и юге – требовали огромного напряжения внутренних сил (военных и политических). Псков являлся западным форпостом и требовал особого укрепления. Накануне пришествия войска короля Стефана Батория было принято решение выжечь все псковские посады, в т. ч. левый берег реки Великой и вывести в город все имущество. Стефан Баторий, подойдя к Пскову в августе 1581 года, оказался на пепелище. У опустевшего Мирожского монастыря он поставил сильную батарею, а на монастырскую колокольню пушки, из которых вели обстрел Покровской башни каменными раскаленными ядрами. Ответным огнем псковских орудий были разрушены постройки монастыря. Миссия Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря. Прежде всего Мирожский монастырь выполнял духовную миссию. Главной святыней монастыря являлась чудотворная икона Божьей Матери «Мирожская». Эта икона явилась в монастыре в 1198 году, а через четыре столетия, 24 сентября (7 октября) 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия в Мирожском монастыре совершилось чудесное знамение от древней иконы Пресвятой Богородицы. В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, от этой иконы, как повествует древнее сказание, " таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня " .

http://pravoslavie.ru/149225.html

А это его церковь, и эту роспись сделал отец Зинон. Это очень не похоже на то, чем он потом занимался, чем он сейчас занимается; первые его опусы были скорее живописные, он пытался копировать иконы с советских книжек, он же начинал без учителей. Зинон расписал церковь в Ракитном по просьбе отца Серафима Тяпочкина, и это еще синодальная живопись. Но даже в ней уже чувствуется мощный живописный талант, который потом выльется в великолепные иконописные образы. А это Печерский монастырь, где в 1976 году отец Зинон был пострижен в монашество. Когда отец Серафим посылал отца Зинона, тогда еще Владимира Михайловича Теодора, в этот монастырь, там был настоятелем тоже иконописец (поэтому-то отец Серафим благословил идти именно туда), Алипий Воронов. Тоже потрясающая фигура: человек, который тоже получил хорошее образование, был и художником, и реставратором, восстанавливал Печоры после войны и сделал еще очень многое. Во времена хрущевских гонений над Печорским монастырем несколько раз нависала угроза закрытия. Ведь в Советском Союзе оставались только те монастыри, которые были на присоединенных территориях в Белоруссии, в Украине. Какое-то время Печорский район был территорией Эстонии, поэтому там сохранился монастырь. Псковская миссия (был даже фильм про Псковскую миссию, «Поп») была связана с этим монастырем. Но все равно он был какое-то время после войны закрыт. И Алипий с братией его восстанавливали. Вот он тут что-то пытается реставрировать, какой-то кусок резьбы. Мощный, конечно, человек. Я первый раз посетила Печоры, если мне память не изменяет, где-то в 1978 году. Город Печеры мне показался обычным серым советским городом. Но когда ты попадаешь за стены монастыря, ты видишь, что это рай, там цветы, деревья, все цветет. И храмы расписаны не только внутри, но и снаружи. Это все сделано Алипием. Это он все делал, поэтому именно туда и благословил Серафим Тяпочкин молодого иконописца. Но, пока он служил в армии, архимандрит Алипий умер от сердечного приступа. Он не был старым человеком, но держать это все и постоянно бороться за это с советской властью, конечно, для здоровья, как вы сами понимаете, не полезно. И когда отец Зинон переступил порог и вошел в эти ворота, тут уже был другой наместник, Гавриил, который его и постриг. При всей своей суровости Гавриил, как ни странно, довольно хорошо относился к отцу Зинону, он ему выделил келью на горке, и Зинон там жил и расписывал храм.

http://pravmir.ru/ikona-v-sovetskom-soyu...

М., 1996п. С. 81). Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Диаконская дверь. 60-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря) Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Диаконская дверь. 60-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря) Своеобразное графическое изображение К. опубликовано в 1885 г. ( Филарет (Гумилевский). Жития. Т. 1: Янв.-февр. 2000. С. 393): преподобный представлен в рост, в мантии, с покрытой головой и с омофором на плечах, борода небольшая; в правой руке держит крест, в левой - развернутый свиток (атрибуты, указывающие на просветительскую миссию К. и его мученическую кончину). Иллюстрации книги восходят к святцам, выполненным худож. Ф. Г. Солнцевым в 30-50-х гг. XIX в. Данный извод иконографии К., видимо, не получил распространения. Его влияние просматривается в образе К. на юж. диаконской двери 60-х гг. XX в. из иконостаса надвратной Никольской ц., где преподобный показан в рост вполоборота влево в мантии и без куколя, в правой руке держит крест, левая развернута ладонью, на запястье - четки. У К. волосы с проседью, борода продолговатая, раздвоенная на конце. Во 2-й пол. XX - нач. XXI в. утвердилась иконография К. в традиционной иконописной стилистике с использованием образцов XIX в. Сложился и получил распространение тип изображения святого в охристо-золотистой рясе и коричневой мантии, синей схиме с островерхим куколем. Как правило, он благословляет правой рукой, а левой опирается на игуменский посох. Лик пишется худощавым, величина и форма бороды с проседью варьируются. Существуют ростовые и поясные образы, изображения К. с Псково-Печерскими, Псковскими и избранными чудотворцами. Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Створка складня. Икона «Божия Матерь «Умиление» Псково-Печерская, с преподобными». 60–80-е гг. ХХ в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря) Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Створка складня. Икона «Божия Матерь «Умиление» Псково-Печерская, с преподобными». 60–80-е гг. ХХ в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря)

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Таким образом, в летописи и в памятниках мистической литературы мы видим уже две струи, которыми вливается в московское царство политическая идея восточного вопроса. Этим путем приходило в движение народное чувство, подготовлялось в русском обществе сознание задач по отношению к восточному вопросу. Русские грамотные люди стали задаваться мыслью разъяснить для себя и для других значение миссии, которая указывалась России императором Львом и патриархом Мефодием. Внешними стимулами в этой философской работе были внешние факты и для всех очевидные, ибо на лице земли остается один свободный православный народ – русские. Сюда, в Москву, после падения Константинополя, бежали многие греки, здесь нашла приют и гонимая исламом православная церковь ; не здесь ли, итак, на будущее время должны решаться судьбы человечества? Результаты подобной внутренней работы и тоже происходившей исключительно на русской почве сказались в блистательном развитии фикции о Москве – третьем Риме. И ныне, говорится в летописи, греки хвалятся царством благоверного царя русского от того взятья Магометова и до сих лет. – Что это за похвала греческая русским царством? Писатель, которому первому принадлежит честь ясно формулировать с русской точки зрение провиденциальную миссию России в восточном вопросе, несомненно были хорошо начитан в летописях и мистической литературе. Это был, однако, весьма скромный монах, живший в одном из псковских монастырей. «Человек я сельский, говорит он о себе, хотя и знаю грамоту, но еллинской науки не проходил, ораторских сочинений не читал и с мудрыми философами в беседе не бывал». Следовательно, это человек русской почвы, мы знаем только имя его – старец Филофей. В высшей степени любопытно – и это стоит особенно подчеркнуть – что русская религиозная и политическая миссия выражена была в первый раз в псковском монастыре, вскоре после присоединения Пскова к Москве. Старец Филофей изложил свои воззрения в форме писем к великому князю Василию Ивановичу и дьяку Михаилу Григорьевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

– У вас внушительная карта перемещений в военное время – Берлин – Варшава – Рига – Псков. Транспорт свободно ходил между этими городами? – Да! В Польше поезда, трамваи свободно ходили, и никакого разрешения не нужно было, чтобы на них сесть. А вот уже на русской территории поезда ходили только для немцев, русские люди без разрешения не могли никуда перемещаться, письма не ходили, трамваев не было. – Как же вы в Ригу и Псков попали? – Тут уже помогли связи НТС, которыми он оброс во время своей подпольной деятельности. У одного из членов организации был документ на проезд через Ригу, и он дописал в свой документ мое имя. А из Риги в Псков пропуск через границу для меня получил уже митрополит Сергий (Воскресенский), глава Миссии. Сесть на поезд в Псков было несложно, а вот выйти из него оказалось намного сложнее – на станции в Пскове жандарм, посмотрев на мое варшавское удостоверение, сказал: «А ты мне не удостоверение, ты мне паспорт покажи». Я ему объясняю, что это всё, что у меня есть. Он отвечает: «Тогда подожди. Вы не арестованы, но ночевать будете у нас в тюрьме». Утром они уже созвонились с Ригой, и владыка Сергий – а надо сказать, он был очень напористым человеком – попросил: «У нас в Миссии не хватает людей. Вот есть этот варшавянин. Сделайте одному человеку исключение». И немцы согласились, выпустили меня из тюрьмы. – Что вы почувствовали, вступив на русскую землю? – Ой, это было переживание! Когда я вышел из тюрьмы, первым делом осмотрелся. Город как город. А мне нужно в самый конец Пскова – Петровский посад, там кладбищенская церковь, при которой была церковная школа. Я пошел – и вот кончились эти городские европейские дома и пошли избушки. Какое у меня чувство! Родина! То, о чем я мечтал! Я иду, а все кругом говорят по-русски! Это особое чувство. – Какие воспоминания остались у вас о митрополите Сергии (Воскресенском), возглавлявшем Миссию? – О! Это был прекрасный организатор, настоящий русский патриот, человек настойчивый. Вначале немцы его арестовали, потому что он от Московской Патриархии приехал, но потом отпустили. Владыка общался с немецкими военными, которые только что пришли в Ригу, а военные – это не гестапо, они на многое смотрели сквозь пальцы. Некоторые, возможно, даже нам симпатизировали. В Пскове был один немецкий военный, который работал в хозяйственной части, так он всегда подбрасывал нашим сироткам из приюта молоко и масло (прим. – сиротский приют, организованный участниками Псковской миссии при церкви вмч. Димитрия Солунского) . Потом оказалось, что он бывший офицер русской Царской армии.

http://pravmir.ru/rostislav-polchaninov-...

22/03/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ КРИШНАИТ СОВЕРШИЛ РИТУАЛЬНОЕ УБИЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА 21 марта в 3 часа ночи на пороге церкви был зверски убит настоятель Свято-Троицкого храма города Тура Красноярской области иеромонах Григорий (Яковлев). Пятидесятилетнего священника принес в жертву своему богу кришнаит по имени Кришниц Роман Харевич. подробнее... СИТУАЦИЯ В КОСОВО ОБСУЖДАЕТСЯ НА ПЕРЕГОВОРАХ МИНИСТРОВ РОССИИ И ГРЕЦИИ В МОСКВЕ Министр иностранных дел Греции прибыл в российскую столицу в воскресенье. Практически сразу после прилета он посетил греческое посольство, где прошла его неформальная встреча с Игорем Ивановым. В ней также принимал участие и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Оба политика, а также Предстоятель встретились в посольстве по случаю празднования Дня Торжества Православия. подробнее... МИНИСТР ГРЕЦИИ СЧИТАЕТ ПРАВОСЛАВИЕ УКРЕПЛЯЮЩЕЙ СИЛОЙ О необходимости единства православных Церквей и народов России и Греции говорилось на встрече в греческом посольстве в Москве Патриарха Московского и всея Руси Алексия с представителями дипкорпуса и российской общественности. Поводом для нее стал общий для всего православного мира праздник Торжества Православия. подробнее... КРЕСТНЫЙ ХОД, СОБРАВШИЙ БОЛЕЕ ТРЕХ ТЫСЯЧ УЧАСТНИКОВ, ПРОШЕЛ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ Он проводился в честь праздника " Державной " иконы Божией Матери, явленной 83 года назад в день вынужденного отречения императора Николая II от престола, и по сути был посвящен прославлению Царской Семьи. Ожидается, что канонизация состоится на Архиерейском соборе, который будет созван в августе. подробнее... СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ПРИНЯЛ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Рушайло высоко оценил миротворческую миссию Русской Православной Церкви на Северном Кавказе и позицию Московского патриархата в сохранении единства и стабильности в России. подробнее... ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ И ВЛАДИМИР ПУТИН СХОДНО ОЦЕНИВАЮТ " ЧЕЧЕНСКУЮ ПРОБЛЕМУ " " Россия вынуждена вести боевые операции в Чечне, иначе в нашем доме не будет мира и спокойствия и терроризм распространится по всей стране " . Такое мнение было высказано сегодня во время беседы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и и.о. президента РФ Владимира Путина. Эта беседа состоялась после панихиды, которую совершил Предстоятель церкви по погибшим в Чечне псковским воинам-десантникам.

http://pravoslavie.ru/news/index13.htm

На севере а) заволоцкая Чудь и Югра (Остяки) от Бела-озера до р. Печоры жарко преданы были своему Йомале. Но в 12 в. новгородские поселенцы имели уже на берегах Двины монастыри, что не осталось без действия на дикарей 81 . б) В карельскую землю (часть нынешней Финляндии) новгор. Князь Ярослав в 1227 г. отправлял миссию из священников. Карелы издавна подвластны были Новгороду, и самым знакомством с Русскими распложены были к св. вере. Потому священники без всяких мер насилия крестили почти всех Карелов 82 . На западе России Литва и Латыши были данниками полоцких князей, а Чудские племена были в зависимости от Новгорода. Но Россия дорого платила им за их подати. При каждом случае те или другие из них, а иногда соединяясь меж собою, вторгались в поселения Русских, грабили, жгли и убивали христиан. Однако христианство одерживало победы, и над этими племенами Русские Князья не употребляли мер насильственных в пользу веры, как это делали бескорыстные вассалы Папы. Ярослав I основал между Чудью Юрьев-Дерпт с храмом Вмч. Георгия, и храм оставался училищем веры. Псковские священники ездили к Эстам и к соседним с ними северным латышам с проповедью веры. К концу домонгольского периода греческая, чистая, вера сделала довольно успехов в тех местах. В половине 12 в. на берегу Двины образовались два удельных княжества полоцкие, с христианскими храмами; и христианство не оставалось без исповедников между Литвой, а еще более между Латышами 83 . § 8. Причины мирного и скорого распространения христианства в России Несмотря на препятствия, какие были для чистой, святой веры Христовой и в России, христианство нигде не водворялось так мирно и быстро, как водворилось в России. Сколько пролито крови, пока успели ввести христианство в Пруссии, Швеции, Америке! Сколько борьбы и страданий вытерпели между Греками и Римлянами исповедники имени Христова! В России совсем другое. Мирному и скорому распространению христианства в России способствовал: а) Дух русского народа, всегда кроткий и тогда не испорченный язычеством. «То хорошо, – рассуждали Киевляне, – что избрали Князь и бояре». И из покорности к уважаемому Князю принимали крещение. Этой кротости, конечно, не было бы в народе, не было бы и готовности спокойно принять новую веру, если бы нравы русского народа испорчены были язычеством, как они испорчены были язычеством в Греках и Римлянах; в русском народе еще много осталось добрых свойств, свойств чистой человеческой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3. Троицкий С. Размежевание или раскол. Париж, 1932 438. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на покаянном прошении причтов и представителей приходов гомельских городских церквей 137 4(17) июня 1924. Принимаю Гомельскую паству и пастырей в молитвенно-каноническое общение и благословляю Преосвященного Варлаама [Ряшенцева], епископа Псковского, иметь духовное попечение о Гомельцах. П[атриарх] Тихон. [Печать: «Тихон, Патриарх Московский»] Архив составителя Заявление Святейшего Патриарха Тихона членам делегации астраханских мирян в связи с подачей последними жалобы во ВЦИК об отобрании местными административными властями православных храмов ...Вот я говорил вам, как трудно проходят такие жалобы. Но не останавливайтесь, напоминайте... мало ли что говорил Красиков, это ведь фигура второстепенная... Кузнецов А. И. Мои воспоминания о встречах с Патриархом Тихоном: Рукопись. Астрахань, 1962 Ответное послание Святейшего Патриарха Тихона Константинопольскому Патриарху Григорию 7 по вопросу о внутрицерковных делах в России 138 Его Святейшеству, архиепископу Константинопольскому, Нового Рима Вселенскому Патриарху Григорию 7. При письме представителя в России Вашего Святейшества, архимандрита Василия Димопуло, от 24 мая (6 июня) сего 1924 года за 226 Мною получены четыре выписки из протоколов заседания Священного Константинопольского Синода от 19 декабря 1923 (1 января 1924) года, 4(17) апреля, 17(30) апреля и 23 апреля (6 мая) с. г., из коих видно, что Ваше Святейшество, желая оказать помощь от Матери Великой Христовой Церкви Константинопольской и «изучив точно течение русской церковности и происходящие разногласия и разделения, – для умиротворения дела и прекращения настоящей аномалии, происшедших от внешних перемен или от чрезмерного и бесполезного возвращения к взглядам и старым системам, потерявшим уже жизненную силу и смысл», приняв во внимание исключительные обстоятельства и примеры прошлых времён, «решили послать к Нам особую миссию, уполномоченную изучать и действовать на месте на основании и в пределах определенных инструкций, согласно с духом и преданиями Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010