Великая Отечественная Война Церковь в тылу врага. Была ли Псковская миссия создана спецслужбами Германии и СССР В фильме режиссера В.Хотиненко " Поп " о Псковской миссии, снятом по сценарию А.Сегеня, инициатором миссии названы немцы. Существует и версия об участии в ее создании двух секретных спецслужб: гестапо и НКВД. Кто же организовал псковскую миссию? Фильм «Поп». Для всех я сделался всем, чтобы спасти… В фильм из книги, к сожалению, не перешла очень важная составляющая часть самой атмосферы романа, а именно то, что отец Александр постоянно балансирует на грани – его чуть не арестовали, чуть не убили, чуть не предали Заявление по делу об убийстве митрополита Сергия (Воскресенского) Начиная с сентября месяца 1943г. я был в дружественных отношениях с покойным митрополитом Сергием, и поэтому могу описать его внутреннюю трагедию. Да, собственно и должен это сделать перед Родиной и Церковью, согласно его предсмертному завещанию, данному мне накануне его убийства, т. е. 28 апреля 1944 года. Псковская Православная миссия в годы Великой Отечественной войны Пользуясь тем, что за время Советской власти на Псковской земле не осталось ни одного действующего прихода, Гитлер и Розенберг разработали план восстановления здесь православной жизни. С тем, чтобы народ на оккупированных землях не роптал против захватчиков, а, напротив, восхвалял гитлеровскую власть. В то же время Сталин и Берия выработали свой план, по которому на оккупированных территориях православные священники и монахи должны были стать вовлечёнными в борьбу с фашистскими оккупантами. 900 дней веры Этот храм в Петербурге называют " Блокадным " , ведь он построен в начале XXI века в память горожан, погибших в страшные дни ленинградской блокады. Алтарная часть церкви выложена из кирпичей, на которых написаны имена ленинградцев, отошедших в иной мир во время долгой осады города. Кроме того, в храме действует уникальный музей, посвященный деятельности Православной Церкви в осажденном Ленинграде. На холмах Грузии лежит сплошная мгла, или Вялотекущая гражданская война как трагическая очевидность

http://pravmir.ru/tag/velikaya-otechestv...

Начальница общины, Лидия Михайлова (р. 1878); девица, дочь томского мещанина. Она окончила в Томске женскую гимназию. В 1896 г. поступила в Томский Иоанно-Предтеченский монастырь. Была учительницей в монастырской школе девиц духовного звания, в церковно-приходской школе при приюте и доме трудолюбия. В 1902 г. облачена в рясофор. С 1908 г. была командирована в Алтайскую духовную миссию и состояла учительницей Чемальской миссионерской школы. 21 августа 1909 г. была принята в число сестер Томского монастыря с оставлением на послушание в Алтайской миссии. Резолюцией высокопреосвященного архиепископа Макария 11 мая 1911 г. была назначена начальницею новооткрытой Чемальской женской общины. В январе 1913 г. в числе других учителей Миссии Лидия Тихоновна Михайлова была представлена «за усердную, отличную, долголетнюю учительскую службу к награде серебряной медалью с надписью “За усердие”» 243 . Имея большой опыт 15-летнего преподавания в монастырской церковно-приходской школе при приюте и доме трудолюбия в Томске и Чемальской миссионерской школе, Лидия Михайловна собрала вокруг себя лучших преподавателей. Приехавшая на Алтай Вера Тягунова, девица, дочь купца Псковской губернии, окончила четыре класса Псковской женской гимназии. В общине несла послушание переплетчицы книг. Из письма архиепископа Макария: «…Сестра Елизавета Георгиевна и другая сестра Вера, которых я послал на Алтай, в восторге от того, что там увидели. Особенно восхищаются красотой горАлтая, быстрых рек, благорастворенным воздухом, простотой нравов, миром и единомыслием» 244 . В 1911 г. в общине было 8 сестер и 18 воспитанниц. Через четыре года, в 1915 г., насельниц общины стало 29 человек, а вместе с ученицами образцовой второклассной школы, живущих при общине, – 80 человек. Обустраивалась община исключительно своим трудом и большей частью на свои средства. Благотворителей было мало, а потому средства на ее содержание поступали скудные. Миссия выделяла приюту 400 руб. в год. В 1912 г. производилась нарезка земли на Алтае; землеустроительная комиссия выделила приюту по 15 десятин на душу, а с пастбищами – до 40 десятин. В дополнение к этой земле преосвященный Макарий выхлопотал для общины еще 99 десятин, положенных церковному причту. На огородах сестры выращивали капусту, картофель, помидоры, арбузы, дыни. Девочки приюта имели отдельный огород, где росли подсолнухи.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Три северо-восточных района Ленинградской области: Волосов-ский, Кингисеппский и Котельский – официально находились вне сферы деятельности Псковской Миссии, их приходы принял в свое окормление архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский). Местные священники в 1942 г. дважды обращалось к Владыке с просьбой о принятии их в общение и управление. Сначала архиепископ отказал, основываясь на том, что канонические правила запрещают ему вмешиваться в дела чужой епархии. Но когда собравшиеся в Илье-шах в день Ильинской пятницы священники вторично обратились к Владыке, он согласился принять их с оговоркой: «Не в управление, но в духовное окормление». При служении в указанных районах архиепископ Павел всегда поминал вслух за богослужением имена Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и митр. Ленинградского Алексия 50 . Это решение Владыки даже привело к временному конфликту с Псковской Миссией, хотя Экзарх Прибалтики митр. Сергий в дальнейшем одобрил его. о. К. Зайц на допросе 5 января 1945 г. показал, что архиеп. Павел создал «Эстонскую Православную Миссию, обслуживавшую Кингисеппский и Волосовский районы» 51 . Это не совсем так. Специальная Миссия не была создана, Владыка лишь послал для окормления ряда приходов Ленинградской епархии несколько священников-миссионеров из Нарвы. К началу Великой Отечественной войны в северо-восточных районах области оставались лишь две официально незакрытые церкви – Троицкая в с. Пятая Гора и Успенская в с. Большая Вруда, однако вторая не действовала с 1938 г. из-за отсутствия священнослужителей, а настоятель пятогорского храма священник Иоанн Васильевич Маршев летом 1941 г. эвакуировался. Между тем, часть местного духовенства уцелела в ходе репрессий 1930-х гг., пребывая за штатом, и с началом оккупации вернулась к служению. Таких священников оказалось 10: в Волосовском районе – б, в Кингисеппском – 3 и в Котельском – 1. Одним из первых с 21 сентября 1941 г. в Троицкой церкви Пятой Горы стал служить священник Иоанн Андреев, бывший настоятель храма на ст. Кикерино, работавший в 1939 – августе 1941 г. бухгалтером на пуговичной фабрике и известковом заводе в пос. Елизаветино. В 1942 г. о. Иоанн по просьбе верующих также устроил домовую церковь Владимирской иконы Божией Матери в деревянном жилом доме д. Новая близ ст. Елизаветино, где служил до осени 1943 г. Сама каменная Владимирская церковь в имении Дылицы у ст. Елизаветино была разрушена летом 1941 г. и отремонтирована прихожанами лишь через два года. 26 августа 1943 г. о. Иоанн освятил ее, но уже через три месяца был эвакуирован в Эстонию. Лишь летом 1945 г. в Дылицкую церковь был назначен вернувшийся из Сибири о. Иоанн Маршев 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы.Архипастыри Русской Православной Церкви, защищавшие Родину на фронтах Великой Отечественной, передача 8 14.04.2020 23:00 Виктор Саулкин В предвоенное время редко кого из людей, открыто исповедовавших свою веру во Христа, не затронули репрессии богоборческой власти. И все же, когда враг напал на нашу Родину, православные люди не думали о своих обидах на советскую власть. На территории, оккупированной фашистами, многие священники помогали партизанам, во всеуслышание молились о победе русского оружия, несмотря на то, что фашисты особо жестоко расправлялись с православными священниками, заподозренными в помощи партизанам. Гитлеровцы, разрешив открыть на оккупированных территориях храмы, надеялись привлечь Церковь на свою сторону. Разрешили создать на оккупированной псковской земле Псковскую миссию, надеясь, что священники будут учить русских людей покорности новой власти и германскому фюреру. Но священники Псковской миссии были патриотами своей Родины. Одним из таких священников был о. Михаил Ридигер, отец будущего Патриарха Алексия II. Немцы были поражены невиданным размахом миссионерской работы и, главное, – ее плодами: сплочением русских людей под покровом Церкви, их твердостью, мужеством и верой. Два архипастыря экзарх Прибалтики митрополит Сергий Воскресенский и архиепископ Волынский Алексий Громадский приняли смерть, сохранив верность Матери Церкви и Родине. И стяжали венцы мучеников. Многие священники и миряне, прошедшие в предвоенные годы лагеря и ссылки, в 1941-м были призваны в ряды Советской армии и доблестно и самоотверженно сражались с врагом. Об этом свидетельствуют их боевые награды. После Победы они вернулись к служению Церкви Христовой. Мало кто знает, что некоторые любимые народом выдающиеся архипастыри Русской Православной Церкви храбро защищали Родину на фронтах Великой Отечественной. Программа создана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

http://radonezh.ru/radio/2020/04/14/23-0...

Остальные балтийские епископы и большинство приходов подчинялись Сергию, то есть Москве. Используя немецкое разрешение, в августе 1941 г. митрополит Сергий снарядил первую миссию в Псков, состоявшую из пятнадцати лучших православных священников Латвии и Эстонии. Застали они полный церковный разгром: во всей Псковской области оставалось только два действующих храма в Пскове и Гдове. Но население их встретило как апостолов-просветителей. С разрешения немецких властей, а в некоторых случаях и при неофициальной материальной помощи германской армии повсюду восстанавливались храмы, которые переполнялись при каждом богослужении. По воспоминаниям одного из этих священников-миссионеров, «на первом же богослужении все молящиеся исповедовались... не священники пришли укреплять народ, а народ бывший там укреплял священников». К примеру, в крещенском крестном ходе 1942 г. участвовало 40 процентов остававшегося под оккупацией населения Пскова 10 тысяч из 25 тысяч человек. Богослужения и требы совершались повсюду, где был священник с шести утра до десяти вечера. Цитированный автор за 4 месяца 1941 г. крестил 3,5 тысячи детей. Почти все преподаватели средних школ вернулись в Церковь . Немецкая контрразведка доносила, что почти все население посещает богослужения, и делала вывод, что уже одной активной поддержкой Церкви германские власти могли бы привлечь русский народ на свою сторону. Миссия издавала бюллетень, вела курсы катехизации взрослых, восстановила преподавание основ вероучения во всех школах, организовала пастырские и богословские курсы; большинство кандидатов в священство посылалось в Рижскую семинарию, и к концу немецкой оккупации в 1944 г. число действующих храмов возросло во Псковской и в оккупированных частях Новгородской и Ленинградской областей до 200, а священников до 175 человек. 10 процентов приходских доходов переводилось в Псков на епархиальные расходы, из коих половина переправлялась в Ригу, в основном для оплаты обучения в семинарии студентов из России. Священники содержания не получали их содержали прихожане, а немцы освободили все церковные доходы от налогов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Миссией был выпущен циркуляр о выявлении партизан, о. Кирилл подтвердил, что о них доносили священники: Лин, Берзинь, Першин, Тайлов, Рушанов, Ф. Михайлов, иеромонахи Амфилохий и Сергий, Оглоблин, Амозов, Попов. Священник Ципурдеев, который знал немецкий язык, выезжая на приход, брал с собой ружье , поскольку партизаны обещали его убить. Протопресвитер Кирилл также констатирует, что не сообщали о партизанах Вознесенские Михаил и Василий, Смирнов и Пузанов, а иеромонах Геннадий сообщал об этом только ему. Показания о. Кирилла о деятельности Миссии - о введении в школах Закона Божия, о связи между немецкими властями и СД с митрополитом Сергием, о средствах популяризации победы нацистов для оккупированного населения, о крестных ходах - чередуются с самыми подробными показаниями о сотрудниках Псковской Миссии и их личной жизни: прот. Н. Шенроке, Л. Начисе, объезжавшем на велосипеде лужские деревни, чтобы собрать сведения для СД о партизанах , о Н. Попове, сообщавшем о партизанах, о прот. Ф. Михайлове, при переезде которого в Псков нацисты предоставили товарный вагон для его коровы и о том, как офицер СД благодарил его за проповедь пожатием руки. Из показаний о. Кирилла следователи узнали, как служили в Миссии благочинные Я. Начис, Г. Тайлов, Миронович, И. Легкий, священник Толстоухов, священник Л. Воронов, Н. Быстряков, И. Молчанов. Так, например, 26 октября 1944 года о. Кирилл рассказал, как священник Николай Трубецкой впервые прибыл в Псков, как он посещал храмы и служил, произносил « восторженные проповеди с призывом возносить благодарения Богу за освобождение от большевистского насилия воинскою доблестью немецкой армии » . После этого миссионерского приезда о. Николай Трубецкой вернулся в Ригу, сделал доклад в кафедральном соборе, в Миссию не поехал, а остался при Синоде, издавал журнал «Православный христианин». Через два дня на основании этих показаний о. Николай Трубецкой был арестован. Рассказал о. Кирилл также и о создании Внутренней миссии и ее структуре, о посещении в Ковно генерал-комиссара, о беседах с митрополитом Сергием и проф. Гриммом, о сложностях их служения. Отношение к немцам у митрополита Сергия, по словам о. Кирилла Зайца, было отрицательное .

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/12/...

На вопрос следователя, кто из благочинных и священников присылал отчеты о контрразведывательной деятельности, секретарь канцелярии Жунда назвал Я. Начиса, Тайлова, Ионова, иером. Геннадия (Собственникова), иером. Амфилохия (Егорова), прот. Кушнико, свящ. Цыпурдеева, Мироновича, И.Оглоблина, Амосова, Данцова, себя и др. Священники доносили в СД не только на партизан, но и друг на друга. Например, Амосов - на Петрова, которого и расстреляли, а также на иером. Кирилла (Смирнова), которого немцы заключили в лагерь. Прот. Заблоцкий « неоднократно доносил немецким властям и Миссии на протодиакона Андрея Журавлева (Луга) . Многие из них доносили о настроении населения и неблагонадежных. Известно, что в Вильно были открыты богословские курсы, по окончании которых желающие рукополагались в сан. В 1943 году сан священника получили Багрянский и Молчанов. Стехановский - человек бойкого характера - до революции был приходским священником в Красных Кругах. По словам о. Кирилла Зайца, он был « не прочь выпить и погулять», с приходом советской власти публично отрекся от Бога, снял сан и стал работать в антирелигиозном музее. С приходом немцев явился в Миссию и просил восстановить его в сане. После публичного покаяния восстановлен. Вполне понятно, что членам Псковской миссии были очень близки идеи западничества. Запад пошел по пути разума, и миссионеры считали разумным пойти за Гитлером, видя в нем необоримую силу, способную сокрушить советскую власть. Они не гнушались доносами на партизан и людей, не сочувствовавших немцам. Им не нужна была русская идея А.С.Хомякова «единство в свободе по закону любви», поэтому вполне допускалась идея западников о порабощении людей. Несмотря на то, что в конце войны всем стало абсолютно понятно, какое разорение и гибель нес фашизм, преклонение перед Западом оставалось. Многие миссионеры ушли с немцами в Прибалтику, где и обосновались. Некоторые продолжили свой путь дальше. В США скончались: Владимир Толстоухов, свящ. Роман Бенигсен, секретарь Миссии, прот. Алексей Ионов, прот. Иоанн Легкий (впоследствии архиепископ), а с 1944 - в составе РПЦЗ. Цыпурдеев умер в Дании, а прот. Д.Кратиров и свящ. Георгий Мельников - в Берлине.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

Константин Обозный Скачать epub pdf Миссионерский аспект деятельности Христианская Церковь рождалась, росла и живет через свидетельство о Христе, или миссию. Проблема христианской миссии особенно остро встает сегодня, когда Русская православная церковь наконец получила возможность открытой широкой проповеди и глубокого научения в вере жаждущих Слова. Важность миссионерского служения в церкви не ставится под сомненье, однако не всегда хватает опыта этого служения в современных условиях. Нередко встает вопрос: каким же образом должна проводиться духовно-просветительская работа? Поэтому тема Псковской миссии актуальна сегодня не только как материал по истории РПЦ XX века, как утверждение общецерковной молитвенной памяти о мучениках и исповедниках веры, но и как весьма ценный опыт миссионерской и катехизационной деятельности. Образование Миссии. Ее структура Быть может, я рискую оказаться необъективным, утверждая, что совсем не случайно Православная миссия в тяжелые годы оккупации возникла именно здесь – на Северо-Западе России, с центром во Пскове. С одной стороны, этот факт объясняется длительным периодом оккупации этого региона немецкими войсками – три года. Это тяжелейшее испытание для жителей псковской земли обернулось некоторой гарантией (хотя и довольно зыбкой) существования Миссии. Ведь именно «под эгидой оккупационных властей...» она и была организована 1 . Кроме того, хорошо известно, что с 1928 г. в Латвии активно действует филиал РСХД (с центром в Париже), который именовался «Русское православное студенческое единение» 2 (РПСЕ). Среди тех, кто поддерживал этот христианский союз, были священники-миссионеры, некоторые из которых первыми прибыли в Псков из Латвии и приняли на свои плечи нелегкую задачу – основание «Православной миссии в освобожденных областях России». С другой же стороны, псковская земля из глубины веков была своеобразным форпостом православия, где особенно актуальным во все времена было именно миссионерское служение. Блгв. княгиня Ольга, являясь по сути первым просветителем Руси, приняв крещение в Константинополе, возвращается на Родину с проповедью веры Христовой. Это один из первых примеров христианской миссии в истории России, в том чис ле и на древней псковской земле. Дело в том, что кн. Ольга происходила родом из села Выбуты, что лежит близ Пскова. По свидетельству историков, там великая княгиня научала «сродных людей» познанию Бога 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1920-х годах Успенский монастырь был закрыт, а икона была передана в местный краеведческий музей. Точно неизвестно, где хранилась Тихвинская икона в то время. По всей вероятности, из Тихвина ее не вывозили и хранили то в Успенском монастыре, то в местных церквях. Как Сергей Кожевников стал Сергием Гарклавсом В ноябре 1941 года Тихвин был оккупирован фашистами. Нацисты икону забрали – с целью использовать ее в пропагандистских целях. В 1942 году они привезли икону в Псков, где работала Псковская Православная миссия. Немцы понимали, что, открывая закрытые советской властью храмы, разрешая службы, они могут привлечь на свою сторону верующих. История Тихвинской иконы Божией Матери тесно связана с Псковской Православной миссией. Икону поместили в псковском Свято-Троицком кафедральном соборе, однако приносили в собор только по воскресеньям. Возглавлял Псковскую Православную миссию митрополит Сергий (Воскресенский). С 1942 года до весны 1944-го Псковская миссия достигла небывалого духовного расцвета. Открылись десятки церквей. Постоянно шли службы. Епископ Иоанн (Гарклавс) В 1944 году Тихвинскую икону перевезли в Ригу, где ее приняла православная община во главе с недавно посвященным епископом Рижским Иоанном Гарклавсом. В 1943 году подросток Сергей Кожевников приехал в Ригу учиться в русской школе. Сергей и его семья познакомились с епископом Иоанном во время службы в Вентспилсе. Здесь Сергей начал служить в качестве алтарника. На тот момент он был уже достаточно взрослым, чтобы самостоятельно жить и учиться в Риге и, попросив епископа Иоанна помочь ему с жильем, получил предложение жить у него. Сергей стал иподиаконом и личным секретарем епископа Иоанна. В сентябре 1944 года немецкие власти предложили епископу Иоанну в течение суток уехать из Риги. Епископ вместе с матерью и личным секретарем покинул город и направился в порт Лиепая. Вместе с ними из Риги уехали несколько православных священников с семьями (некоторые из них стали впоследствии священниками Американской Православной Церкви). Пешком и на повозках преодолели они более 300 километров. Наконец они добрались до Лиепаи, где провели чуть больше недели.

http://pravmir.ru/hraniteli-tihvinskoy-i...

В конце 90-х годов порховские лесники первыми восстановили здесь часовню преподобного Никандра и срубы источников, псковские казаки установили навесы и металлические кресты, журналисты «Новостей Пскова» расчистили кладбище, а сотрудники Порховского краеведческого музея – туевую аллею. В 2000 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий поставил вопрос о необходимости возобновления в пустыни духовной жизни. Однако зимой на обитель свалилась новая напасть: частные лесозаготовители стали вырубать деревья, проложив дорогу вплотную к целебному источнику Петра и Павла. Лишь благодаря вмешательству общественности и депутатов областного Собрания, это поругание было остановлено. В мае 2001 года впервые в области на государственном уровне был проведен «круглый стол» по проблеме спасения Никандровой пустыни. Во встрече приняли участие более 30 организаций и священнослужители Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. В итоге был создан общий попечительский совет. А уже 30 июня 2001 года в Никандровой пустыни, по благословению владыки, поселился первый рясофорный монах – строитель Гавриил. Он объединил под одной крышей абсолютно разных людей. В середине лета в обитель приехали псковские (промежицкие) спецназовцы ЛенВо, местные жители, и стали вместе расчищать источники, фундаменты стен, церквей и братских корпусов. А на день преподобного Никандра перенесли часовню на одноименный источник, сделав так, как это было в древности. Военные из города Острова выделили несколько автокунгов для времянок, сараев и погребов, топографы провели съемку местности, дорожники расчистили подъездные пути. Снетогорский женский монастырь подарил дом для настоятеля. Посетил Никандрову пустынь и епископ Меркурий, возглавляющий в Северной Америке московскую православную миссию, на практике возродивший духовное наставничество земляков над обителью. В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у святых врат воздвигнута первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Деньги на «именные бревна» собирали всем миром. Как некогда по кирпичику была разобрана обитель, так теперь по бревнышку она восстанавливается.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010