Закрыть «Во время войны я преподавал пионерам Закон Божий» Последний участник «Псковской Миссии» Р. Полчанинов   Дмитрий Злодорев   02:16 27.12.2021 590 Время на чтение 7 минут   Ростислав Полчанинов – уникальный человек. В свои почти 103 года он старается как можно чаще ходить на службы в Свято-Серафимовский храм близ Нью-Йорка, пишет статьи и книги, делится воспоминаниями о своей богатейшей на события жизни. Одним из важнейших эпизодов в его личной истории стало участие в известной Псковской православной миссии, которая была организована Митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Вознесенским) и действовала с 1941 по 1944 годы в оккупированных фашистами частях Ленинг радской, Псковской и Новгородской епархий Русской Православной Церкви. В ее задачи входило возрождение духовной жизни на этих территориях. В нынешнем году исполнилось 80 лет с момента основания этой миссии. В Интернете гуляет информация о том, что последним из оставшихся в живых ее участников был протоиерей Георгий Тайлов, скончавшийся в 2014-м году. Это ошибка: последним является Полчанинов, который поделился своими воспоминаниями с корреспондентом портала  Православие.Ру . С книги «О законах войны Сунь-цзы» Хо Ши Мина началась славная история Вьетнамской народной армии «Во время войны я был миссионером и преподавал пионерам Закон Божий. Представляете, как это было, какие у нас с ними были разговоры? Очень интересные разговоры были», – вспоминает Ростислав Владимирович. Ростислав Владимирович Полчанинов Источник: Православие.ру Мне предложили преподавать Закон Божий В Пскове был приход Святого великомученика Димитрия Солунского, который возглавлял протоиерей Георгий Бенигсен. У него там находился и детский приют, и школа, и многое другое. В какой-то момент он попросил Митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), который организовал и возглавлял Псковскую духовную миссию, чтобы к нему направили преподавателя Закона Божия. Владыка, в свою очередь, обратился с этим в Народно-Трудовой Союз (НТС).

http://ruskline.ru/opp/2021/12/26/vo_vre...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ Евсевий (Саввин), митр. Псковский и Великолуцкий. Фотография. 2008 г. Евсевий (Саввин), митр. Псковский и Великолуцкий. Фотография. 2008 г. (Саввин Николай Афанасьевич; род. 15.05.1939, с. Стегаловка Липецкой обл.), митр. Псковский и Порховский. В 1961 г. окончил МДС, в 1965 г.- МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Церковно-литературная деятельность свт. Тихона, еп. Воронежского». В 1963 г. вступил в братию ТСЛ. 15 окт. 1964 г. пострижен в монашество с именем Евсевий наместником ТСЛ архим. Пименом (Хмелевским ; впосл. архиепископ Саратовский), 22 нояб. того же года рукоположен во диакона еп. Донатом (Щёголевым) . 14 нояб. 1965 г. рукоположен во иерея Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) и командирован в Русскую духовную миссию в Иерусалиме в должности секретаря. В 1969 г. возвратился из миссии, назначен секретарем Воронежского ЕУ. С 1971 г. вновь в братии ТСЛ. В 1974 г. окончил аспирантуру МДА. В 1977 г. Патриархом Пименом возведен в сан архимандрита и утвержден благочинным ТСЛ. С 1982 по март 1984 г. исполнял обязанности наместника ТСЛ. 1 апр. 1984 г. в Богоявления соборе в Елохове хиротонисан во епископа Алма-Атинского и Казахстанского. Выступал в защиту прав верующих, добиваясь свободного посещения богослужений для граждан. Благодаря деятельности Е. Церкви был возвращен кафедральный собор г. Уральска, построен и освящен Петропавловский собор в Чимкенте, открыт и зарегистрирован астанайский в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» женский монастырь . В епархии также было открыто неск. других храмов. Е. неоднократно объезжал свою обширную епархию. 20 июля 1990 г. назначен епископом Куйбышевским и Сызранским. При деятельном участии Е. г. Куйбышеву было возвращено историческое название - Самара. С 1991 г. епископ Самарский и Сызранский. За время управления Е. количество приходов в епархии увеличилось с 32 до 86. В 1991-1993 гг. был постепенно передан и открыт самарский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь . 25 февр. 1991 г. Е. возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/187374.html

Зайц Кирилл Иванович (настоящее имя – Закис Карл Янович) (1869–1948), протоиерей (протопресвитер). Окончил Рижскую духовную семинарию (1891) и миссионерскую школу. Рукоположен в сан священника в ноябре 1896 года. Служил на приходах Латгалии (Витебская губерния), в храмах Полоцка и Витебска. Миссионер. Протоиерей. Член Поместного Собора 1917–1918 гг. После революции – в эмиграции в Латвии в связи с изменением государственных границ. Затем служил в Гродно, в Риге (Латвия). С 1923 г. – член Синода Латвийской Православной Церкви. Митрофорный протоиерей с 1924 г. Настоятель рижского кафедрального собора во имя Рождества Христова (1929–1933). В 1933–1940 гг. – за штатом. Преподавал сектантоведение в Рижской духовной семинарии. Законоучитель рижских гимназий. Активный участник рижского Студенческого Православного Единения – Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Прибалтике. С конца 1940 г. – настоятель Рижского кафедрального собора. С августа 1941 г. – начальник Внутренней Православной миссии в Латвии. С конца ноября 1941 г. (по другим сведениям, с 1 декабря 1941 г. по 18 февраля 1944 г.) возглавил Внешнюю (Псковскую) Православную миссию. Служил во Пскове, в храмах на территории нынешних Псковской, Санкт-Петербургской, Новгородской епархий: в Петропавловской церкви в г. Любань Новгородского уезда, в Афанасиевской церкви в г. Гдов (Псковская епархия), в Никандровой пустыни в Порховском уезде (Псковская епархия), в церкви Грузинской иконы Божией Матери в с. Хохловы Горки Порховского уезда (Псковская епархия), в Казанской церкви в г. Псков, в Св.-Троицком соборе в г. Псков. Протопресвитер (1943). В марте-июле 1944 г. – начальник Внутренней Православной Духовной миссии на территории Латвии и Литвы. Арестован советскими властями в г. Шауляй в августе 1944 года. Осужден Военным трибуналом Ленинградского округа и приговорен к 20 годам ИТЛ. Заключение проходил в Карлаге (пос. Долинка). Скончался в заключении. Иаков (Карп) (?–1943), архиепископ. Родился в латышской крестьянской семье. Прослужил в иерейском сане более 40 лет, будучи все эти годы настоятелем Кокнесского Петропавловского латышского прихода. В сентябре 1936 г. хиротонисан во епископа Елгавского. В 1942 г. возведен в сан архиепископа экзархом митрополитом Сергием (Воскресенским).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . Евгений Казанцев (1778–1871), архиепископ Ярославский и Ростовский (1837–1853), Рязанский (1831–1837), Тобольский и Сибирский (1825–1831), Псковский (1822–1825); епископ Курский и Белгородский (1818–1822). Инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1809). Профессор философии (там же). 9 . Макарий Глухарев (1792–1847), архимандрит, духовный поэт, переводчик. О своем опыте миссионерской деятельности оставил описание под названием «Извлечения из путевых заметок миссионера» (1834–38). 10 . Тереза Авильская, Тереса Санчес де Сепеда-и-Аумада (Teresa Sànchez de Cepeda у Ahumada), Тереза Иисуса (лат. Teresia a Jesu, исп. Teresa de Jesús), Тереза Великая (1515–1582) – испанская монахиня-кармелитка (1533), реформатор ордена кармелиток, писательница, богослов, поэт, учитель Церкви, католическая святая. Одна из лучших авторов испанского «золотого века». 11 . Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – святитель, богослов, епископ Православной Церкви, митрополит Московский (1782–1867). Действительный член Императорской Академии наук (1818). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994. 12 . Владимир Петров (1828–1897), архиепископ. В 1865 получил назначение в Алтайскую духовную миссию, за время служения в которой открыл более 10 начальных школ. Через два года основал Центральное миссионерское училище. Содействовал построению 28 церквей. Описал путь своего миссионерского служения во многих статьях: «Письма старого и нового миссионера к молодому иноку-миссионеру», «Записки алтайского миссионера за 1865–67» и др. 13 . Макарий («Парвицкий-Невский») (1835–1926), митрополит Московский и Коломенский – миссионер, просветитель алтайцев; в народе его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая». В состав Алтайской духовной миссии поступил в 1855. 14 . Нил (Исакович Николай Федорович) (1799–1875), архиепископ Ярославский и Ростовский, миссионер, ученый. Занимался подвижнической миссионерской деятельностью среди вотяков и черемис. С 1836 по 1837 приняло православие 5325 человек. С 1838 успешно продолжил свою духовную миссию в Иркутске, где был возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74177.html 30 марта 2010 Кирилл Журенков " Патриарх сказал, что мы ничего не исказили " Громкая премьера на Пасху: в широкий прокат выходит новый фильм Владимира Хотиненко " Поп " Источник:  http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1337423 Огонек " Огонек " поговорил с режиссером накануне премьеры – Премьера вашего фильма состоится в храме Христа Спасителя. Не слишком ли претенциозно? – Это выбор прокатчиков – Первого канала и компании " 20th Century Fox " . Ну а им интересно, чтобы все прошло необычно, и я их понимаю. Только надо быть точным: что касается самого храма, то он не приспособлен для кинопоказа в принципе, речь идет не о культовом объекте, а о помещении зала церковных соборов. Насколько я знаю, его специально оборудуют для этого показа необходимой аппаратурой. – Что за история лежит в основе фильма? – Работа Псковской миссии во время Великой Отечественной войны. Эту миссию православные священники создали на оккупированной территории: проводили службы, помогали прихожанам и что особенно важно – нашим военнопленным. Поначалу немцев это вполне устраивало. Они благосклонно относились, кстати, не только к церкви, даже открывали школы. Но когда время быстрых побед прошло и ситуация на фронте осложнилась, немцы стали требовать от церкви действенного сотрудничества, например молебнов во славу немецкой армии. И тут начались проблемы, потому что кто-то из священников соглашался, а кто-то отказывался. Когда же пришла наша армия, тех церковнослужителей, кого не арестовали немцы, отправили в лагеря уже свои. Материалов по истории Псковской миссии сегодня довольно много, понятно, что нам пришлось выбирать, что включить в картину. Так, в фильм вошла история главы миссии Сергия Воскресенского, который уговорил немцев выпустить детей из концлагеря Саласпилс и раздать их семьям священников и прихожан. Так дети спаслись. Нам хотелось показать трагедию этих людей – священнослужителей, которым нужно было выполнять свой долг, зная, что их сочтут предателями.

http://religare.ru/2_74177_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Фильм «Поп» укрепил меня в православной вере» Беседа с кинорежиссером Владимиром Хотиненко 19.04.2010 447 Время на чтение 16 минут – Владимир Иванович, как случилось, что вы обратили внимание на роман «Поп» Александра Сегеня? – Это было достаточно давно. Я совершенно случайно, хотя случайностей не бывает (тот, кто верит в случай, как правило, не верит в Бога), встретился с М. Швыдким, бывшим в ту пору министром культуры. Он сказал, что у него есть тема, которая может меня заинтересовать. И в двух словах рассказал мне историю Псковской миссии , о которой я не слышал ни-че-го. При этом он упомянул, что в этой миссии работал отец патриарха Алексия II. Меня эта история очень сильно «зацепила». Во-первых, потому что это совершенно неизвестная большинству страница Великой Отечественной войны. Драма невероятная. Тема тоже невероятно сложная, потому что это история священников, которые на оккупированной территории Псковской области организовали миссию – ее главой был владыка Сергий (Воскресенский) – и стали исполнять свой священнический и человеческий долг, что (и это совершенно естественно) вызывало, как минимум, двойственную реакцию. Ведь для кого-то они стали предателями… Ведь немцы поначалу помогали открывать церкви, восстанавливать их из клубов и складов. Кстати, это происходило не только в Пскове, а во многих других местах тоже. Я, когда занялся изучением этого материала, узнал много интересного: бывало, люди сами отыскивали какого-нибудь старого батюшку, который уже давно был на покое, приводили его в восстанавливаемый храм, и церковь оживала. Ведь у этих людей на оккупированной территории, которые оказались фактически брошенными – а их было, по разным данным, от 50 до 70 миллионов человек, единственная опора, которая могла их поддержать, была в Боге и Церкви, где они могли быть рядом, вместе помолиться и укрепиться в окружавшем их неведении, в ожидании лучшего… Это нам сейчас легко рассуждать, а какого было им, когда они видели толпы пленных, бегущую армию? Это совсем другое ощущение! А, может, они думали: мало ли, вдруг это снова 300 лет «монголо-татарского ига»? Бог его знает!..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Помощником о. К. Зайца в 1942-1943 годах был прот. Иоанн Легкий. Он же устроил в Миссию своего шурина Перминова, получавшего от немцев жалование в 140 марок, автора циркуляра о Власове, об уничтожении колхозов, о старостах и неблагонадежных людях, об участии в торжествах в дни немецких годовщин. С 1943 по 1944 год помощником начальника был прот. Николай Шенрок, которого сменил 45-летний прот. Ф.Михайлов (он же старший ревизор). Он стал служить в Димитриевской церкви г. Пскова, на месте о. Бенигсена, уехавшего служить в монастырь. Прибыл прот. Федор в Псков со всем семейством, имуществом и даже с коровой, для перевоза которой немцы предоставили ему товарный вагон. Он произносил пламенные проповеди, обличая большевиков и призывая служить немцам. Однажды его проповедь произвела настолько сильное впечатление, что после нее немецкий офицер СД прилюдно пожал ему руку. В 1944 году он ушел с немцами в Ригу. Секретарь Псковской миссии свящ. Николай Жунда был награжден орденом «Миссии». Говоря о своем служении, о. Николай писал: «...следующее задание непосредственно от немецкой полиции СД получил уже лично я. Это было в конце июня 1942 г . В канцелярию управления Миссии пришел сотрудник СД Саккс и передал, что представитель СД по церковным делам офицер полиции СД Шюррер просит кого-нибудь из Миссии зайти к нему по важному делу.... На мои наивные возражения, что эта работа неподходящая для священников, и может быть опасна для их жизни, Шюррер не обратил внимания, и дело кончилось тем, что я согласился все слышанное передать начальнику и другим членами миссии ... На первом же совещании, которое происходило в помещении канцелярии Миссии (Кремль, 4) мною было доложено задание СД. Сильно возражал К. Шаховской, но в общем Управление Миссии приняло задание СД, и дабы скрыть преступную деятельность, решило прибегнуть к помощи шифра. Было принято мое предложение вызвать священников и благочинных лично в канцелярию Миссии и объяснить требование СД. Мною была составлена записка - шифр, примерно, следующего содержания: вам надлежит лично явиться в канцелярию Управления Миссии не позднее 1 августа с.г. для получения инструкций о церковно-приходской деятельности» .

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Патриарх сказал, что мы ничего не исказили» 30.03.2010 446 Время на чтение 5 минут Громкая премьера на Пасху: в широкий прокат выходит новый фильм Владимира Хотиненко " Поп " . " Огонек " поговорил с режиссером накануне премьеры. — Премьера вашего фильма состоится в храме Христа Спасителя. Не слишком ли претенциозно? — Это выбор прокатчиков — Первого канала и компании " 20th Century Fox " . Ну а им интересно, чтобы все прошло необычно, и я их понимаю. Только надо быть точным: что касается самого храма, то он не приспособлен для кинопоказа в принципе, речь идет не о культовом объекте, а о помещении зала церковных соборов. Насколько я знаю, его специально оборудуют для этого показа необходимой аппаратурой. — Что за история лежит в основе фильма? — Работа Псковской миссии во время Великой Отечественной войны. Эту миссию православные священники создали на оккупированной территории: проводили службы, помогали прихожанам и что особенно важно — нашим военнопленным. Поначалу немцев это вполне устраивало. Они благосклонно относились, кстати, не только к церкви, даже открывали школы. Но когда время быстрых побед прошло и ситуация на фронте осложнилась, немцы стали требовать от церкви действенного сотрудничества, например молебнов во славу немецкой армии. И тут начались проблемы, потому что кто-то из священников соглашался, а кто-то отказывался. Когда же пришла наша армия, тех церковнослужителей, кого не арестовали немцы, отправили в лагеря уже свои. Материалов по истории Псковской миссии сегодня довольно много, понятно, что нам пришлось выбирать, что включить в картину. Так, в фильм вошла история главы миссии Сергия Воскресенского, который уговорил немцев выпустить детей из концлагеря Саласпилс и раздать их семьям священников и прихожан. Так дети спаслись. Нам хотелось показать трагедию этих людей — священнослужителей, которым нужно было выполнять свой долг, зная, что их сочтут предателями. — Я слышал, благословение на создание фильма вы получили еще от Алексия II?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Когда Миссией был выпущен циркуляр о выявлении партизан, о. Кирилл подтвердил, что о них доносили священники: Лин, Берзинь, Першин, Тайлов, Рушанов, Ф. Михайлов, иеромонахи Амфилохий и Сергий, Оглоблин, Амозов, Попов. Священник Ципурдеев, который знал немецкий язык, выезжая на приход, брал с собой ружье , поскольку партизаны обещали его убить. Протопресвитер Кирилл также констатирует, что не сообщали о партизанах Вознесенские Михаил и Василий, Смирнов и Пузанов, а иеромонах Геннадий сообщал об этом только ему. Показания о. Кирилла о деятельности Миссии – о введении в школах Закона Божия, о связи между немецкими властями и СД с митрополитом Сергием, о средствах популяризации победы нацистов для оккупированного населения, о крестных ходах – чередуются с самыми подробными показаниями о сотрудниках Псковской Миссии и их личной жизни: прот. Н. Шенроке, Л. Начисе, объезжавшем на велосипеде лужские деревни, чтобы собрать сведения для СД о партизанах , о Н. Попове, сообщавшем о партизанах, о прот. Ф. Михайлове, при переезде которого в Псков нацисты предоставили товарный вагон для его коровы и о том, как офицер СД благодарил его за проповедь пожатием руки. Из показаний о. Кирилла следователи узнали, как служили в Миссии благочинные Я. Начис, Г. Тайлов, Миронович, И. Легкий, священник Толстоухов, священник Л. Воронов, Н. Быстряков, И. Молчанов. Так, например, 26 октября 1944 года о. Кирилл рассказал, как священник Николай Трубецкой впервые прибыл в Псков, как он посещал храмы и служил, произносил «восторженные проповеди с призывом возносить благодарения Богу за освобождение от большевистского насилия воинскою доблестью немецкой армии» [ 12] . После этого миссионерского приезда о. Николай Трубецкой вернулся в Ригу, сделал доклад в кафедральном соборе, в Миссию не поехал, а остался при Синоде, издавал журнал «Православный христианин». Через два дня на основании этих показаний о. Николай Трубецкой был арестован. Рассказал о. Кирилл также и о создании Внутренней миссии и ее структуре, о посещении в Ковно генерал-комиссара, о беседах с митрополитом Сергием и проф. Гриммом, о сложностях их служения. Отношение к немцам у митрополита Сергия, по словам о. Кирилла Зайца, было отрицательное .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

поиск:   разделы   рассылка Владимир Хотиненко " Фильм " Поп " укрепил меня в православной вере " Беседа с кинорежиссером Владимиром Хотиненко Источник:  Православие.ру – Владимир Иванович, как случилось, что вы обратили внимание на роман " Поп " Александра Сегеня? – Это было достаточно давно. Я совершенно случайно, хотя случайностей не бывает (тот, кто верит в случай, как правило, не верит в Бога), встретился с М. Швыдким, бывшим в ту пору министром культуры. Он сказал, что у него есть тема, которая может меня заинтересовать. И в двух словах рассказал мне историю Псковской миссии, о которой я не слышал ни-че-го. При этом он упомянул, что в этой миссии работал отец патриарха Алексия II. Меня эта история очень сильно " зацепила " . Во-первых, потому что это совершенно неизвестная большинству страница Великой Отечественной войны. Драма невероятная. Тема тоже невероятно сложная, потому что это история священников, которые на оккупированной территории Псковской области организовали миссию – ее главой был владыка Сергий (Воскресенский) – и стали исполнять свой священнический и человеческий долг, что (и это совершенно естественно) вызывало, как минимум, двойственную реакцию. Ведь для кого-то они стали предателями... Ведь немцы поначалу помогали открывать церкви, восстанавливать их из клубов и складов. Кстати, это происходило не только в Пскове, а во многих других местах тоже. Я, когда занялся изучением этого материала, узнал много интересного: бывало, люди сами отыскивали какого-нибудь старого батюшку, который уже давно был на покое, приводили его в восстанавливаемый храм, и церковь оживала. Ведь у этих людей на оккупированной территории, которые оказались фактически брошенными – а их было, по разным данным, от 50 до 70 миллионов человек, единственная опора, которая могла их поддержать, была в Боге и Церкви, где они могли быть рядом, вместе помолиться и укрепиться в окружавшем их неведении, в ожидании лучшего... Это нам сейчас легко рассуждать, а какого было им, когда они видели толпы пленных, бегущую армию? Это совсем другое ощущение! А, может, они думали: мало ли, вдруг это снова 300 лет

http://religare.ru/2_74870.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010