Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Корнилий Псково - Печерский, прп. - житие Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (1501-1570) родился в Пскове в боярской семье. Родители его, Стефан и Мария, воспитывали сына в благочестии и страхе Божием. Уже в раннем возрасте мать заметила у отрока Корнилия особенную склонность к духовной жизни, научила его молитве и привила любовь к странникам. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь. В монастырских стенах отроков воспитывали в послушании, обучали чтению и письму, искусству книгописания и писанию икон. В монастыре составлялись и переписывались летописи, жития Святых, Богослужебные книги. В Мирожской обители юный Корнилий подвизается под началом старца, совершая подвиги молитвы и труда, делал свечи. С особенным тщанием приготовлялся он к писанию икон, соблюдая перед этим пост, молился Пресвятой Владычице о благословили его на труд. Во время работы над иконой хранил собственную чистоту, творя в душе непрестанную молитву. Закончив обучение, святой Корнилий вернулся в родительский дом. Пребывание в святой обители еще более утвердило его призвание к иноческой жизни. Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин, человек просвещенный и благочестивый, друг семьи святого Корнилия, собрался ехать в затерянную среди лесов маленькую Печерскую обитель и взял с собою юного Корнилия. Красота природы, тихая монастырская служба в пещерной церкви преисполнили сердце юноши духовной радости и благоговением. Никогда и нигде еще он так горячо не молился. Эта поездка оказала большое воздействие на его последующую жизнь. Вскоре он навсегда ушел из родительского дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре. Там преподобный Корнилий вел строгую жизнь: в убогой келье спал на досках, все свое время посвящал полезному труду и молитве. В 1529 году преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни, был избран игуменом. В его настоятельство число братии увеличилось от 15 до 200 человек, и это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей. Вставая с восходом солнца, преподобный Корнилий сам правил службу, и отдавал все силы трудам, воодушевлял братию к выполнению устава, строгому посту, молитве, напоминая о подвиге первых христиан. По своему смирению преподобный Корнилий почитал себя первым среди равных лишь по избранию.

http://pravicon.com/info-2722

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 10 (608) , (24) . в этом году (за прошлые годы с 2011-04-16) Происхождение изображения: Загружено 2011-04-16, анонимно. Описание: Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пре­святой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII - начала XIX вв. Дерево, темпера, масло. 164x134. Богоявленский Кафедральный собор. Москва. Средник: Распятие, вписанное в поклонный Крест, стороны которого повествуют о Святых спасительных Страстях Господа нашего Иисуса Христа (Моление о чаше, Поцелуй Иуды, Христос пред Понтием Пилатом, Бичевание Христа). Кресту предстоят Пресвятая Дева Мария и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Далее запе­чатлены потир — символ таинства причастия Но­возаветной Церкви, и Ветхозаветные скрижали Моисея. У подножия Креста написана Гробница Господня, символизирующая Престол Православной Церкви. Окончания средника увенчаны образами Благовещения Пресвятой Богородицы, Рож­дества Христова, Светлого Христова Воскресения и Вознесения Христова. 142 клейма: I ряд: «Неопалимая Купина», Римская, Владимирская, Тихвинская, Иверская, Донская, Гру­зинская, Смоленская, «Троеручица», Руден-ская, Костромская Феодоровская, Любеч-ская, Ярославская, Муромская. II ряд: Ильинская Черниговская, Венская что в Уграх, Страстная, Братская (Киевско-Брат-ская Вышгородская), Иерусалимская, Елецкая Черниговская, Яскинская, Дамаскин-ская, Коневская, Пименовская, Цесарская, Цареградская, Абалацкая, Шуйская. III ряд: Святогорская, Мателикийская, Мирожская, Сицилийская, Метехская, Боголюбская, Псковская, Кипрская, Тобольская,«Неувядаемый Цвет», «Знамение» Курская «Коренная», Абульская, «Блаженное Чрево», «Огневидная». IV ряд: Ерманская, Александрийская, «Призри на смирение», «Что у Спаса во Дворе», Коломенская, Византийская, «Умиление что на Черных Горах», Феодотьевская, «Слово плоть бысть», Думницкая, Сокольская, «Воспитание», Дектоурская, Далматская.

http://pravicon.com/image-12262

Министр культуры РФ посетила открытие выставки «Собор церковного искусства Пскова» и Псково-Печерский монастырь 16 октября 2020 г. 14:54 14 октября 2020 года в Пскове открылась выставка «Собор церковного искусства Пскова», на которой впервые были представлены иконы, фрески, редкие церковные книги, многие из которых хранятся в российских и псковских монастырях, храмах и частных собраниях. Экспозиция открылась в отреставрированных палатах купцов Постниковых — памятнике гражданской архитектуры XVII века. Участие в церемонии открытия выставки приняли министр культуры РФ О.Б. Любимова, губернатор Псковской области М.Ю. Ведерников, первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.А. Турчак, председатель Патриаршего совета по культуре   митрополит Псковский и Порховский Тихон и др. «Рады вас приветствовать на долгожданном событии, готовились к нему на протяжении полутора лет. Владыка благословил нашему монастырю заняться организацией. Представлено более 50 участников и более 200 работ в разных направлениях: иконопись, монументальная живопись, ковка, ювелирные изделия, шитье», — сказал настоятель Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), обращаясь к собравшимся. Проект реализуется в Псковской области при поддержке Фонда президентских грантов. Генеральным партнером является Псково-Изборский объединенный музей-заповедник. «Цели выставки — ознакомить широкую публику с лучшими образцами современного церковного искусства и художественных ремесел Пскова и Псковской области. Выставка для Псковской земли — уникальная. Впервые экспозиция объединит современные произведения, созданные в многочисленных видах искусств и художественных промыслов», — отмечается в сообщении пресс-службы музея. На выставке представлены работы 54 мастеров, творчество которых связано с Псковом и псковской традицией церковного зодчества. Она будет работать в течение двух месяцев. В тот же день О.Б. Любимова и А.А. Турчак посетили Успенский Псково-Печерский мужской монастырь . В сопровождении наместника монастыря митрополита Псковского Тихона гости посетили Богом зданные пещеры, Успенский и Сретенский храмы обители, приложились к мощам преподобного Симеона Псково-Печерского.

http://patriarchia.ru/db/text/5706071.ht...

Мониторинг СМИ «Не камни это, а средневековые фрески!» Как в Пскове реставрируют монументальную живопись 28.03.2024 11:40 Анна Ельпантифорова. Фото: Алексей Семенов/ tass.ru Можно ли собрать пазл, не зная, какое изображение должно получиться? Псковские реставраторы фресковой живописи уверены – нет проблем. Но дело это небыстрое, может занять и 10 лет. Этой работой в федеральном Псковском музее-заповеднике занимаются в специальной мастерской. Она создана в позапрошлом году и еще ни разу не была представлена широкой общественности. Первую экскурсию только для ТАСС провела реставратор монументальной живописи Анна Ельпантифорова Руками не трогать! Один из ведущих сотрудников музея-заповедника Анна Ельпантифорова работает здесь больше 17 лет. Знакомство со средневековым искусством начинала в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря XII века – единственном в России, где лучше всего сохранились домонгольские фрески. Анна встречает нас в светлом просторном помещении со стеллажами: здесь в специальных коробках хранится несколько десятков тысяч фрагментов древних фресок. На первый взгляд они кажутся ничем не примечательными обломками штукатурки. На самом деле это настоящие реликвии, возраст некоторых – около шести веков. «Вот в этой коробке больше всего интересных фрагментов, общее количество которых около 600. Здесь находятся фрески главного храма Псковской области – Троицкого собора, это вторая половина XV века. Фрагменты росписи были найдены в 2016 году во время раскопок на территории Псковского кремля под руководством псковских археологов Сергея и Елены Салминых. Смотрите, вот на этом кусочке, предположительно, с изображением женского лика можно разглядеть прямой вытянутый нос, а вот глаз», – рассказывает реставратор, показывая один из фрагментов.  Фото: Алексей Семенов/ tass.ru Впрочем, добавляет Анна, даже небольшое число фресок приоткрывает реставраторам тайны средневековых мастеров. Например, для росписи некоторых храмов использовали не только местную дешевую глину, но и привозной лазурит – безумно дорогой по тем временам камень, на основе которого создавали краски и получали ярко-синий оттенок.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Репортажи Архимандрит Зинон (Теодор), который всегда идет на шаг впереди Ирина Языкова рассказала о творчестве известного иконописца 16.01.2019 17:05 И. Языкова, настоятель Сергиевского храма о. Виктор Григоренко  Москва, 16 января, Благовест-инфо. Один из самых известных иконописцев нашего времени архимандрит Зинон (Теодор) – «художник, который постоянно ищет, всю свою жизнь делает открытия». Так начала свой рассказ о творческом пути о. Зинона искусствовед, признанный специалист по современной иконе Ирина Языкова. Лекция состоялась 13 января в расписанном о. Зиноном храме во имя прп. Сергия Радонежского, построенном в поселке Семхоз на месте убийства протоиерея Александра Меня (1935-1990). Этот храм И. Языкова считает «одной из жемчужин современного церковного зодчества». Но начала она свой рассказ с краткого биографического очерка: напомнила, что будущий иконописец родился в маленьком городке на Украине, рисовал с детства, учился в Одесском художественном училище. Не желая иметь ничего общего с советским искусством, в 1976 г. поступил в Псково-Печерский монастырь, где начал писать иконы. Очень скоро послушник принял постриг и был рукоположен в священный сан. Как иконописец работал в Печерах, в Троицко-Сергиевой лавре, в возрождающемся Даниловом монастыре в Москве и других . Лектор подробно остановилась на иконостасе псковской церкви первомученика Стефана, который можно считать «предшественником Сергиевского храма в Семхозе». Здесь, в древнем Мирожском монастыре, о. Зинон создал иконописную школу, в которую приезжали учиться художники не только из России, но и из других стран. Фото: Sobory.ru В тот период все были увлечены тябловыми иконостасами, желательно – золочеными, продолжила искусствовед. А о. Зинон сделал иконостас из местного серого псковского камня, что воспринималось тогда как нечто совершенно новое, непривычное. Однако эта работа является результатом углубления автора в раннехристианскую традицию, утверждает исследователь его творчества. Об этом же напоминает и образ юного Христа, попирающего льва и змея: в равеннских мозаиках VI века тоже можно увидеть безбородого Христа-Победителя, а звери – отсылка к пророчеству Исайи. «О. Зинон всегда идет на шаг впереди – и его всегда критикуют», – сказала искусствовед, напомнив, что за эту работу и за создание школы иконописи в Мироже о. Зинон получил в 1994 г. госпремию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи — единственный в Пскове памятник архитектуры, сооруженный в традициях Новгородского зодчества XII века, один из первых каменных храмов средневекового Пскова; является подворьем Крыпецкого монастыря. Содержание История [ править править код ] Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города). В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века). В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее). В интерьере — также редкие для псковской традиции - 6 столпов и пониженные подпружные арки. В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры. Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию монастырь основан около 1240 года местно - чтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем — авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель она стала и первой его настоятельницей.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_во_имя_Р...

Федеральное агентство по туризму совместно с Патриаршим советом по культуре запускает проект «Святыни России» 26 июня 2018 г. 13:50 Федеральным агентством по туризму совместно с Патриаршим советом по культуре и первым общественным православным телеканалом «Спас» при поддержке Общественного совета при Ростуризме дан старт федеральному проекту «Святыни России». 23 июня 2018 года начались съемки первого сезона одноименной телепрограммы «Святыни России», знакомящей телезрителей с уникальными памятниками религиозной истории России, объектами духовного наследия, туристическими и паломническими маршрутами в субъектах Российской Федерации. Ведущими программы выступили Антон и Виктория Макарские. Первыми регионами для съемок стали Новгородская и Псковская области. Съемки начнутся в городе Валдай Новгородского района, где группа посетит Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь и Валдайский музей колоколов. В Великом Новгороде съемки будут проводиться в Новгородском кремле и Юрьевом мужском монастыре. Один из съемочных дней будет посвящен изучению культурного и духовного наследия в г. Старая Русса, где расположены Спасо-Преображенский Антониево-Леохновский мужской монастырь, Воскресенский кафедральный собор и храм Георгия Победоносца. Объектами для съемок в Псковской области станут Псковский кремль и известный своим иконостасом Троицкий собор, Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь, а также Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Ведущие побывают в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре и на Талабских островах. Особенностью телепроекта является совмещение повествования о православных святынях с рассказом о туристических возможностях территорий, на которых они расположены, с освещением вопросов транспортной логистики, размещения, питания и т.п. Задача проекта — не только заинтересовать зрителей, побудить их к поездке и знакомству с объектами культурно-религиозного наследия России, но и обеспечить информацией, необходимой для организации путешествия.

http://patriarchia.ru/db/text/5227930.ht...

Храм св. Николая в Псковском Устье: где же все-таки начинается Россия? Елена Никитина Источник: Псковская Лента Новостей      Что может связывать княгиню Ольгу и российского дворянина Филиппа Пальчикова, шведского фельдмаршала Карла Карлсона Гюлленельма и русских декабристов, последнюю царевну Византии и Бориса Степановича Скобельцына? Дело в том, что в разное время и при разных обстоятельствах жизнь приводила их к деревне Устье, что в 18 километрах от Пскова. В деревне этой, на берегу Великой в месте впадения ее в Чудское озеро, до сих пор стоит тихий и почти забытый храм святого Николая, повидавший за долгие годы и этих, и многих других людей, значимых для истории России и Псковской земли. В истории храма-маяка, встречающего и провожающего своих многочисленных гостей, есть такие невероятные страницы, что впору роман сочинять. Или переправлять на здешние берега инсталляцию о том, что «Россия начинается здесь»... «Царское место» Отец Авраамий, настоятель храма св.Николая, служит здесь уже больше 20 лет. В 1996 году, когда его направил сюда владыка Евсевий, собственноручно клал в церкви полы, красил кровлю, составлял иконостас - какие-то иконы прихожане принесли, какие-то сам батюшка написал... Несмотря на реставрацию, которая проходила в конце 50-х под руководством известнейшего псковского архитектора Бориса Скобельцына, храм сегодня переживает не лучшие времена.      Фасад сложен из бутового камня, который отлично впитывает влагу, но система гидроизоляции здесь (такая, например, как в Мирожском монастыре), отсутствует. Старенькая печка не справляется с сырым холодным воздухом, а пол сгнил и местами провалился. На колокольне уже красуются небольшие березки. Купол прохудился, галки залетают туда как к себе домой. «В позапрошлом году мы уже предполагали, что будет ремонт, начали искать помощников, благотворителей, но все пришлось отменить: плановый осмотр специалистов из Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области показал, что храм нуждается в комплексной реставрации», - рассказывает отец Авраамий.

http://pravoslavie.ru/121606.html

Церкви взяли участь в урочистостях у Псково-Печерському 29 серпня 2019 р. 18:02 22 августа 2019 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с паломничеством к святыням Русского Севера прибыла группа иерархов и священнослужителей Сербского Патриархата : епископ Бачский Ириней, настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископ Моравичский Антоний , викарий Бачской епархии епископ Мохачский Исихий и секретарь Бачской епархии протоиерей Владан Симич. Гостей сопровождал сотрудник Секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям А.Ю. Хошев. 23-26 августа паломники из Сербской Православной Церкви посетили Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь , где поклонились святыням обители и побывали в монастырских скитах, а 25 августа, в когда праздновался Собор Валаамских святых, епископ Бачский Ириней возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе обители. 26-27 августа гости из Сербии посетили Псков, поклонившись святыням Троицкого кафедрального собора и посетив ряд исторических храмов города: они также посетили Спасо-Преображенский Мирожский монастырь и ознакомились с храмами и достопримечательностями города Изборска. 27 августа епископ Бачский Ириней и сопровождающие его лица прибыли в Успенский Псково-Печерский монастырь , где были тепло встречены митрополитом Псковским и Порховским Тихоном и братией обители. 28 августа, в день престольного праздника Псково-Печерской обители, Божественную литургию при большом стечении верующего народа совершили на площади перед собором святого Архистратига Божия Михаила председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , митрополит Псковский и Порховский Тихон, иерархи Сербской Церкви епископы Бачский Ириней, Моравичский Антоний и Мохачский Исихий. В завершение службы митрополита Волоколамского Илариона, гостей из Сербской Православной Церкви и всех участников празднования тепло приветствовал глава Псковской митрополии и священноархимандрит Псково-Печерского монастыря митрополит Тихон.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5491881...

У обговорили питання збереження Снетогорського 20 червня 2018 р. 14:43 18 июня 2018 года в здании администрации Псковской области состоялось совещание временно исполняющего обязанности губернатора М.Ю. Ведерникова с представителями федеральных органов государственной власти по вопросу берегоукрепления около монастырского комплекса Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, расположенного в Пскове при слиянии рек Великой и Мирожки, и береговой линии реки Великой вблизи монастырского комплекса Снетогорского монастыря, сообщает «Город Псков» . В совещании приняли участие председатель Патриаршего совета по культуре   митрополит Псковский и Порховский Тихон , заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ С.Н. Ястребов, заместитель директора Департамента инвестиций и имущества Министерства культуры РФ А.Ю. Голубева, заместитель начальника управления государственной казны Росимущества В. Осташкевич, глава города Пскова И.Н. Цецерский, глава администрации города Пскова А.Н. Братчиков и др. М.Ю. Ведерников рассказал, что на территориях Мирожского и Снетогорского монастырей разрушаются береговые линии. «Специалисты говорят о том, что оба монастыря могут обрушиться в любой момент», — отметил он. В настоящее время работы по берегоукреплению Снетогорского монастыря выполнены примерно на 30%. Весенний паводок, который повторяется из года в год, не способствует сохранению целостности объектов. Среди вариантов решения проблемы — строительство водонепроницаемой набережной или сооружения, понижающего уровень воды. «Спасти эти объекты можно только совместными усилиями. Этот факт поддерживают и в правительстве», — подчеркнул М.Ю. Ведерников и добавил, что заместитель председателя Правительства РФ Д.Н. Козак поручил оказать помощь в решении вопроса берегоукрепления вблизи монастырского комплекса Мирожского монастыря. М.Ю. Ведерников предложил включить памятники в федеральную программу развития водохозяйственного комплекса, а Росимуществу — взять на баланс недостроенную стену Снетогорского монастыря и предусмотреть финансирование на завершение строительных работ на два года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5226659...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010